Конкурсные кредиторы налоговые и иные уполномоченные органы

Опубликовано: 10.05.2024

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы (по требованиям уплаты обязательных платежей), прокурор (в случае рассмотрения дела по его заявлению), государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве), а также иные лица в предусмотренных Законом случаях.

Должник вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд в предвидении банкротства, то есть при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Однако заявление может быть подано должником при наличии у него имущества, достаточного для покрытия судебных расходов (кроме случаев, когда возникает обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд).

Если в арбитражный суд подано должником заявление при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы в целях удовлетворения своих требований не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов принимает участие представитель работников должника. Число голосов, принадлежащих каждому конкурсному кредитору, налоговому и иному уполномоченному органу, определяется пропорционально сумме их требований к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признанных установленными на дату проведения собрания кредиторов. Собрание кредиторов считается правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов (при условии, что о времени и месте проведения собрания конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены). Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов присутствующих на собрании конкурсных кредиторов кроме случаев, когда на собрании рассматриваются вопросы:

  • о введении и продлении внешнего управления либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего.

В этих случаях решения на собрании кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Если же на собрании кредиторов, созванном для решения данных вопросов, не оказалось необходимого для принятия решения числа голосов, созывается повторное собрание, которое правомочно принимать такие решения большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании.

Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее одной трети от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе одной трети от числа конкурсных кредиторов.

Интересы конкурсных кредиторов представляет комитет кредиторов, который избирается собранием кредиторов на период проведения внешнего управления и конкурсного производства. Выборы членов комитета осуществляются кумулятивным голосованием. Если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, то решением собрания кредиторов функции комитета могут быть возложены на собрание. Решения по вопросам, рассматриваемым комитетом кредиторов, принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета.

Для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве, арбитражным судом назначается арбитражный (временный, внешний, конкурсный) управляющий. Им может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя по данному виду деятельности, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. При наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных Законом о банкротстве, арбитражными управляющими назначаются сотрудники Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в силу занимаемой ими должности.

Арбитражным управляющим не могут быть назначены:

  • лица, осуществлявшие ранее управление делами должника - юридического лица, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет;
  • лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);
  • лица, имеющие судимость.

Выдачу лицензий на осуществление деятельности в качестве арбитражных управляющих осуществляет Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (лицензирующий орган). Лицензии выдаются трех категорий. Лицензия первой категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, граждан, индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Лицензия второй категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего (его заместителя) при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, за исключением тех, которые отнесены к категории крупных и экономически или социально значимых. И, наконец, лицензия третьей категории дает право на осуществление деятельности в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Срок действия лицензий всех категорий - 3 года.

Для получения лицензии первой категории соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

  • заявление о выдаче лицензии с указанием срока ее действия;
  • копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • копию свидетельства о сдаче экзаменов про программе обучения лицензирующего органа;
  • анкету, содержащую сведения о личностно-деловых и профессиональных качествах соискателя; копию трудовой книжки;
  • документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления.

Для получения лицензии второй категории, кроме перечисленных документов, в лицензирующий орган представляются копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим (его заместителем) и отчет соискателя, подтверждающий стаж работы в этом качестве не менее 6 месяцев.

Чтобы получить лицензию третьей категории, соискатель, кроме документов, необходимых для получения лицензии первой категории, должен представить в лицензирующий орган следующее:

  • копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим, а также его отчетов как арбитражного управляющего, утвержденных арбитражным судом, о завершении не менее двух процедур внешнего управления и (или) конкурсного производства в период работы соискателя с лицензией второй категории, получивших положительное заключение экспертной комиссии по арбитражному управлению;
  • свидетельство о сдаче соискателем экзамена по программе повышения квалификации, утвержденной лицензирующим органом.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии условиям, необходимым для получения лицензии соответствующей категории.

  • в течение 30 дней с момента выдачи лицензии зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде с соответствующей отметкой арбитражного суда на обратной стороне лицензии;
  • уведомить лицензирующий орган о регистрации в арбитражном суде в течение 15 дней с момента регистрации;
  • соблюдать требования а условия осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
  • не отклонять без достаточных оснований предложения арбитражного суда, при котором он зарегистрирован, о назначении его арбитражным управляющим.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае:

  • обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
  • прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • передачи лицензии другому лицу;
  • невыполнения лицензионных условий (например, необоснованного отказа лицензиата от назначения его арбитражным управляющим);
  • невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
  • невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности этого физического лица как индивидуального предпринимателя.

Лицензирующий орган может также отозвать лицензию в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей арбитражным управляющим, повлекшего убытки для должника или кредиторов. Отзыв лицензии в период осуществления арбитражным управляющим его полномочий является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей.

Должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, а также функции анализа и планирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций, является Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Помимо исполнения полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению Федеральная служба уполномочена также представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и интересы Российской Федерации как кредитора по денежным обязательствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций.

Федеральная служба осуществляет возложенные на нее полномочия и функции непосредственно и через свои территориальные органы, а также через своих представителей на соответствующих территориях.

Задачами Федеральной службы по ее основному назначению являются:

  • проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предпринимательскую деятельность, по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;
  • разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

Для реализации возложенных на Федеральную службу задач ей предоставлены необходимые для этого права. Федеральная служба, в частности, имеет право:

  • издавать в пределах своей компетенции нормативные и иные правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства;
  • запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
  • проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций, а также назначать проведение аудиторских проверок;
  • создавать экспертные и совещательные коллегиальные органы;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать учреждения, необходимые для выполнения функций и задач Федеральной службы;
  • привлекать для проведения экспертиз и консультаций специалистов других органов исполнительной власти и организаций.

В целях реализации процедур банкротства в отношении отсутствующего должника, а также в целях создания дополнительных гарантий деятельности арбитражных управляющих Федеральная служба вправе создать специализированный фонд.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Необходимым условием утверждения мирового соглашения арбитражным судом является погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать определенные способы прекращения обязательств должника: предоставление отступного; обмен требований на доли в уставном капитале должника, акции, облигации, иные ценные бумаги; новацию обязательства; прощение долга.

Особенностью мировых соглашений, заключаемых в рамках дела о банкротстве должника, является то, что такое соглашение может быть заключено и без согласия отдельного кредитора.

В отдельных случаях может отсутствовать волеизъявление соответствующего кредитора, например, на новацию долга (ст. 414 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ), отсрочку или рассрочку платежа (ст. 450 ГК РФ), замену уплаты долга отступным (ст. 409 ГК РФ), прощение долга (ст. 415 ГК РФ). В «классическом» гражданском праве отсутствие волеизъявления кредитора противоречило бы существу соответствующих сделок и не могло бы приводить к желаемому эффекту. Между тем конкурсное право с материальной точки зрения представляет собой исключение. Следовательно, с момента введения процедуры банкротства отдельный кредитор в силу закона подчиняется решению большинства.

Пунктом 1 статьи 150 действующего Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) предусматривается участие в заключении мирового соглашения должника как конкурсных кредиторов, так и уполномоченного органа, действующего в интересах публичных органов, заявляющих требование об исполнении должником обязанностей по уплате обязательных платежей.

Мировое соглашение по делу о банкротстве в случае участия в нем уполномоченного органа является уже не гражданско-правовой сделкой, а сложным правовым образованием, включающим в себя две составляющие. Во-первых, гражданско-правовую сделку с участием кредиторов по денежным обязательствам (собственно мировое соглашение). Во-вторых, соглашение с участием публичных органов, обладающих правом требования по уплате обязательных платежей.

Участие в мировом соглашении по делу о банкротстве публичных органов, по сути, изменяет его правовую природу. В условиях действующего законодательства мировое соглашение по делу о банкротстве сложно рассматривать как гражданско-правовую сделку, каковой оно всегда являлось. Мировое соглашение по делу о банкротстве в случае участия в нем уполномоченного органа является уже не гражданско-правовой сделкой, а сложным правовым образованием.

Вопрос об участии в мировом соглашении уполномоченного органа всегда являлся актуальным.

В соответствии с положениями Закона о банкротстве 1998 года мировое соглашение заключалось только конкурсными кредиторами. Налоговые и иные уполномоченные органы не участвовали в заключении мирового соглашения и, следовательно, не принимали участия в голосовании по этому вопросу. Данные органы были вправе предъявить должнику свои требования в общем порядке после утверждения мирового соглашения арбитражным судом.

Однако с введением в действие Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» законодатель пошел по другому пути, он фактически устранил разницу между конкурсными кредиторами и уполномоченными органами в том смысле, что и те, и другие стали участниками собраний кредиторов, т. е. получили равную возможность влиять на принятие решения о введении в отношении должника процедур банкротства, в том числе о заключении мирового соглашения.

Вместе с тем, поставив участников конкурсного производства в равные условия, законодатель разработал нормы, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, требованиям законодательства о налогах и сборах, что значительно снизило практическую ценность института мирового соглашения в процессе банкротства.

Так, в силу четвертого абзаца пункта 1 статьи 156 Закона о банкротстве условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах.

Приведенная норма права по своей природе является отсылочной и не устанавливает иного правила поведения сторон при заключении мирового соглашения в деле о банкротстве, нежели это предусмотрено налоговым законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) отсрочка или рассрочка по уплате налога может предоставляться на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Таким образом, в мировом соглашении, заключенном в рамках дела о банкротстве должника, стороны вправе предусмотреть условие об отсрочке (рассрочке) налоговых платежей на срок, не превышающий один год.

Указание в мировом соглашении более длительных сроков является основанием для его не утверждения судом (например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.05.2014 по делу № А39–2666/2012, Арбитражного суда Поволжского округа от 23.09.2015 по делу № А57–10909 /2012).

Вместе с тем, налоговым законодательством не предусмотрены специальные правила, касающиеся изменений сроков и порядка погашения задолженности по обязательным платежам при заключении мировых соглашений по делам о банкротстве.

Абзац третий пункта 1 статьи 156 Закона о банкротстве требует, чтобы мировое соглашение содержало положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме, при этом позволяет изменять в нем сроки и порядок уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.

Поскольку названная норма права носит специальный характер по отношению к законодательству о налогах и сборах, при заключении мирового соглашения кредиторы имеют право включить положения о сроках и порядке погашения реестровой задолженности по обязательным платежам вне зависимости от сроков отсрочки или рассрочки, регламентируемых НК РФ.

Данного мнения придерживается Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (постановление от 31.12.2015 по делу № А19– 11827/2013), Арбитражный суд Дальневосточного округа (постановление от 23.06.2015 по делу № А51– 22458/2014), Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (постановление от 19.04.2016 по делу № А67–8132/2014).

Тем самым гарантируется соблюдение требования Закона о банкротстве о равном положении конкурсных кредиторов и уполномоченного органа.

Полагаем, что в российском законодательстве о несостоятельности государство не должно иметь преимуществ по отношению к конкурсным кредиторам, коль скоро уполномоченному органу предоставлено право голоса на собрании кредиторов с одновременным включением требований по обязательным платежам в одну очередь с требованиями конкурсных кредиторов. На наш взгляд, при выработке условий мирового соглашения с участием уполномоченного органа не должны учитываться нормы налогового законодательства, принимая во внимание тот факт, что они имеют особую сферу применения и поэтому не распространяются на процесс регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством). Внесение соответствующих изменений в действующее законодательство о несостоятельности, безусловно, облегчит процесс заключения мирового соглашения и сделает его более эффективным средством защиты прав и законных интересов участников процесса банкротства.

Наличие публично-правового элемента следует связывать не с участием органов публичной власти, а с характером обязательств, из которых возникли соответствующие требования. Специфика участия уполномоченных органов в мировом соглашении при банкротстве в том, что в данном случае речь идет об исполнении публичных обязанностей по уплате налоговых или иных обязательных платежей в бюджет или внебюджетные фонды. Учитывая невозможность полного освобождения или изменения размера налоговых и тому подобных платежей, у уполномоченных органов остается очень мало возможностей для полноценного участия в мировом соглашении. Фактически оно сводится к предоставлению отсрочки или рассрочки уплаты обязательных платежей и то в пределах, допускаемых публичным законодательством.

Государство независимо от правовой природы отношений, из которых возникло его требование к должнику, в лице уполномоченных органов выступает в конкурсных отношениях в качестве субъекта гражданского права, а следовательно, и при банкротстве его права и обязанности не должны отличаться от прав и обязанностей конкурсных кредиторов.

Таким образом, при выработке условий мирового соглашения, касающихся уплаты обязательных платежей, следует применять частноправовые методы правового регулирования, поскольку с момента возникновения конкурсных отношений данные требования носят гражданско-правовой характер. Применение к указанным отношениям норм налогового законодательства может быть обоснованным только с единственной целью – определить состав и размер требований уполномоченного органа к несостоятельному должнику. При этом любые попытки государства наделить налоговые требования преимуществом перед иными будут осуществляться во вред иным кредиторам и должнику.

Из анализа судебной практики, касающейся заключения мировых соглашений с участием уполномоченного органа, можно увидеть, что в большинстве случаев уполномоченный орган голосует против утверждения мирового соглашения, что в дальнейшем приводит к обжалованию определений суда об утверждении мировых соглашений.

Как правило, основаниями для оспаривания судебных актов об утверждении мировых соглашений являются:

•изменение сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов по сравнению с законодательством о налогах и сборах;

•нарушение прав и законных интересов уполномоченного органа как кредитора по текущим платежам;

•недоказанность финансовой возможности должника произвести гашение долга;

•отсутствие в мировом соглашении условий о начислении процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации.

В отношении изменения сроков уплаты налоговых платежей ранее была озвучена позиция ряда арбитражных судов кассационной инстанции.

В части нарушения прав и законных интересов уполномоченного органа как кредитора по текущим платежам необходимо отметить следующее. В соответствии с пунктом 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года №97 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с заключением, утверждением и расторжением мировых соглашений в делах о несостоятельности (банкротстве)» мировое соглашение может быть утверждено судом и в случае, если у должника осталась не погашенная перед кредиторами задолженность по текущим платежам. При этом судом проверяется, не будут ли нарушены права и законные интересы указанных кредиторов условиями мирового соглашения.

В данном случае суду необходимо проверить наличие источников погашения задолженности кредиторов по текущим обязательствам, а также их достаточность как для погашения реестровой задолженности, так и текущей задолженности.

Данные выводы относятся также и к оценке наличия финансовой возможности должника для исполнения условий мирового соглашения.

Действительно, статья 156 Закона о банкротстве, устанавливающая требования к содержанию мирового соглашения, не содержит такого императивного требования, как указание в мировом соглашении источника финансирования должника для погашения требований кредиторов. Иные нормы законодательства о банкротстве также не требуют указания в мировом соглашении на источник получения должником денежных средств в размере, необходимом для выполнения его условий.

Вместе с тем, суду необходимо исследовать наличие реальной финансовой возможности должника произвести погашение кредиторской задолженности.

Поскольку отсутствие источников погашения задолженности, особенно при условии, что хозяйственная деятельность должником не ведется, приведет к неисполнимости мирового соглашения.

Таким образом, учитывая реабилитационный характер мирового соглашения, должник для расчета с кредиторами должен обладать достаточным объемом ликвидного имущества предприятия и иметь постоянный источник дохода для погашения как текущей задолженности, так и исполнения обязательств по мировому соглашению.

Указание в мировом соглашении условий о начислении процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, не является обязательном условием, поскольку в пункте 2 статьи 156 Закона о банкротстве указано, что с согласия кредитора в мировом соглашении могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.

Необходимо, чтобы условие об освобождении от уплаты процентов было предусмотрено для всех кредиторов, поэтому отсутствие согласия уполномоченного органа с названным условием мирового соглашения не может являться основанием для отказа в утверждении мирового соглашения.

Основной вывод, который можно сделать применительно к конкурсному праву, состоит в том, что мировое соглашение в деле о банкротстве имеет материально-правовую природу, а следовательно, изменяет либо прекращает любые обязательства, по поводу которых оно заключается, будь то гражданско-правовые обязательства либо публичные обязательства. (Определение Верховного суда РФ от 24 сентября 2014 г. № 305-ЭС14-1200).

АННА СЕЦКО, СУДЬЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 4 (174) дата выхода от 20.04.2017.


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 1 апреля 2020 года [1] вступят в силу изменения, внесенные в Налоговый Кодекс РФ, связанные с введением залогового статуса неисполненных обязательств перед бюджетом.

Изменения внесены в Налоговой Кодекс РФ Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в том числе, в статью 73 Кодекса. Данная норма была дополнена пунктом 2.1 о возникновении залога по обязательствам перед бюджетом в силу закона. Ниже рассмотрены наиболее важные изменения и последствия реализации нововведений применительно к интересам как самой компании-налогоплательщика, так и ее кредиторов в ситуации банкротства компании.

Основания возникновения залога и его очередность.

Согласно изменений имущество налогоплательщика признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона в случаях:

  • неуплаты в течение 1 месяца задолженности по налогам (сборам, страховым взносам), указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество налогоплательщика;
  • вступления в силу решения, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 НК РФ, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) без согласия налогового органа.

Если имущество уже обременено залогом, то «налоговый» залог будет последующим, т.е. сначала будут удовлетворены требования предшествующих залогодержателей, а остаток, если он возникнет, будет направлен на погашение налогового долга.

comment.jpg
Учитывая формулировку условий возникновения залога, «глубину», сроки осуществления налоговой проверки и принятия решений налоговым органом в порядке п. 7 ст. 101 НК РФ, обеспеченными залогом имущества налогоплательщика могут стать обязательства, возникшие за много лет до вступления в силу рассматриваемых нововведений. Это необходимо учитывать при формировании дальнейшей стратегии деятельности компании и оценке рисков применения процедур, применяемых в делах о банкротстве.

Имущество, в отношении которого не может возникнуть залог

Залог в соответствии с п. 2.1 ст. 73 НК РФ не возникает в отношении имущества, находящегося к моменту наступления указанных выше обстоятельств в залоге у третьих лиц, если по правилам гражданского законодательства Российской Федерации передача такого имущества в последующий залог не допускается. [2]

Последствия залога не распространяются на денежные средства на счетах, вкладах (депозитах), предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов).

Порядок регистрации залога

Залог, возникающий в соответствии с п. 2.1 ст. 73 НК РФ, подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. [3] Соответственно, в отношении недвижимого имущества потребуется регистрация в ЕГРН, в отношении движимого имущества может быть осуществлена регистрация в нотариальном реестре уведомлений о залоге движимого имущества.

Реализация положений п. 2.1 ст. 73 НК РФ повлечет за собой ряд ниже перечисленных негативных последствий для иных залоговых кредиторов налогоплательщика, а также кредиторов, требования которых не обеспечены залогом. Обращаем внимание на некоторые нижеперечисленные последствия, которые необходимо учитывать при подборе контрагентов, сопровождении сделок, разработке стратегии дальнейшей деятельности компании, а также в ходе реализации прав в рамках дел о банкротстве.

  1. Пока остается открытым вопрос о том, повлечет ли применение п. 2.1 ст. 73 НК РФ возникновение у уполномоченного органа в делах о банкротстве прав залогового кредитора, предусмотренных ст. 18.1 и 138 Закона о банкротстве, учитывая подход ВС РФ, высказанный применительно к «арестным залогам». [4] Вполне возможно, что суды применительно к «налоговому» залогу будут учитывать возникновение последнего в силу закона и включать такие требования в реестр требований кредиторов как обеспеченные залогом имущества должника. [5] В этом случае, учитывая крайне низкий процент удовлетворения требований кредиторов в делах о банкротстве (3.9% по необеспеченным требованиям, 33.8% по залоговым требованиям) [6] , придание требованиям по обязательным платежам залогового статуса может свести шансы «незащищенных» кредиторов до минимума.
  2. Применительно к движимому имуществу, учитывая сложности его идентификации и выделения из общей массы аналогичных предметов, а также необязательность регистрации залога, реализация прав обычными кредиторами может быть существенно затруднена и даже оказаться невозможной ввиду конкуренции залогов.

Выводы и рекомендации

Конкурсные кредиторы при заключении договоров залога должны проявлять большую осмотрительность: проводить более тщательный due-diligence для выявления рисков обременений в отношении имущества, предлагаемого в залог, или иных активов компании, из наличия которых кредитор исходит при заключении договора, включать в договоры условия, нивелирующие данные риски.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» обладают обширным успешным опытом защиты интересов любых категорий лиц, вовлеченных в процедуры, применяемые в делах о банкротстве, в том числе кредиторов, и оказывают квалифицированную правовую помощь, в том числе в судебных разбирательствах по защите прав кредиторов.


[1] В соответствии с п. 4 ст. 3 Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

[2] Например, абз. 3 ч. 1 ст. 27.3-1 ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

[3] Ст. 339.1 Гражданского кодекса РФ.

[4] Определения ВС РФ от 19.12.2016 № 305-ЭС16-15945 по делу № А41-108121/2015, от 27.02.2017 № 301-ЭС16-16279 по делу № А11-9381/2015.

[5] Необходимо отметить, что с точки зрения возникновения «налогового» залога в результате ареста или запрета фискальными органами отчуждения (залога) имущества налогоплательщика, также как и по «арестному залогу», есть некоторые основания говорить о недопустимости введения судом, рассматривающим дело о несостоятельности, различного режима удовлетворения требований в зависимости от процедурных критериев возникновения оснований залога.

Судебное банкротство: как подать заявление и о чем нужно знать

Старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова подготовила подробный материал о том, как именно начать процедуру банкротства. Какие документы нужно собрать, куда обратиться и сколько стоят услуги управляющих?

Начавшее работать с сентября 2020 года внесудебное банкротство доступно лишь узкой категории граждан из-за необходимости соответствовать жестким критериям. К тому же воспользоваться им могут только физические лица, а все остальные должны, как и раньше, проходить процедуру банкротства через суд. Она регламентирована ФЗ № 127 «О несостоятельности». Требования к заявлению о банкротстве имеют свои особенности в зависимости от того, кем подается заявление – должником или кредитором, и в отношении кого: гражданина, ИП или юридического лица.

Банкротство физического лица

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают сам должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (например, ИФНС).

Возбуждение и рассмотрение одновременно двух дел о банкротстве лица – как гражданина и как индивидуального предпринимателя не допускается.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению, подаваемому самим должником:

  • госпошлина – при подаче заявления самим должником – 300 р.;
  • документ, подтверждающий внесение денежных средств на депозит суда для выплаты вознаграждения финансовому управляющему – 25 000 р. (чек, квитанция об оплате или платежное поручение с отметкой банка об исполнении платежа). Помимо этого необходимо приложить к заявлению доказательства наличия у должника имущества, достаточного для погашения расходов по делу о банкротстве;
  • копия паспорта гражданина-должника;
  • документы, подтверждающие наличие задолженности, основание ее возникновения и неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
  • документы, подтверждающие наличие или отсутствие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо иного подтверждающего указанные сведения документа (Свидетельство о внесении записи в ЕГРИП). Справку об отсутствии статуса ИП можно получить с использованием сайта ФНС: ввести в поиске ИНН должника и нажать «Получить справку»;
  • списки кредиторов и должников гражданина по установленной форме, которую можно скачать здесь;
  • опись имущества гражданина с указанием места нахождения или хранения имущества, в том числе имущества, являющегося предметом залога, с указанием наименования или фамилии, имени и отчества залогодержателя;
  • копии документов, подтверждающих право собственности гражданина на имущество, и документов, удостоверяющих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданина (при наличии). В частности, свидетельства о государственной регистрации прав, выписки из ЕГРН;
  • копии документов о совершавшихся гражданином в течение 3 лет до даты подачи заявления сделках с недвижимым имуществом, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и сделках на сумму свыше 300 000 рублей (при наличии);
  • выписка из реестра акционеров (участников) юридического лица, акционером (участником) которого является гражданин (при наличии). Получить можно здесь;
  • сведения о полученных физическим лицом доходах и об удержанных суммах налога за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом (Справка 2-НДФЛ);
  • выданная банком справка о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, во вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом (при наличии);
  • копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС);
  • сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (получить можно с использованием сервиса Госуслуги);
  • копия решения о признании гражданина безработным, выданная государственной службой занятости населения, в случае принятия указанного решения;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (при наличии) (ИНН);
  • копия свидетельства о заключении брака (при наличии заключенного и не расторгнутого на дату подачи заявления брака);
  • копия свидетельства о расторжении брака, если оно выдано в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии);
  • копия брачного договора (при наличии);
  • копия соглашения или судебного акта о разделе общего имущества супругов, соответственно заключенного и принятого в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии);
  • копия свидетельства о рождении ребенка, если гражданин является его родителем, усыновителем или опекуном;
  • документы, подтверждающие иные обстоятельства, на которых основывается заявление гражданина;
  • доказательства направления копии заявления должника конкурсным кредиторам, в уполномоченные органы.

Госпошлина по заявлению кредитора-физического лица составляет 300 рублей.

Конкурсные кредиторы также должны внести 25 000 р. на депозит суда для выплаты вознаграждения финансовому управляющему.

Требования конкурсных кредиторов подтверждаются по общему правилу решением суда, вступившим в законную силу. В отдельных случаях решение суда не требуется:

  • требования об уплате обязательных платежей;
  • требования, основанные на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте или недатировании акцепта;
  • требования, подтвержденные исполнительной надписью нотариуса;
  • требования, основанные на документах, представленных кредитором и устанавливающих денежные обязательства, которые гражданином признаются, но не исполняются;
  • требования, основанные на нотариально удостоверенных сделках;
  • требования, основанные на кредитных договорах с кредитными организациями;
  • требования о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанные с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц.

В заявлении гражданина, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом указываются наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.

Заявление, в котором указана конкретная кандидатура финансового управляющего и не указаны наименование и адрес саморегулируемой организации, будет оставлено судом без движения. Если в заявлении одновременно указаны кандидатура финансового управляющего, а также наименование и адрес саморегулируемой организации, суд примет заявление к производству и запросит у СРО кандидатуру финансового управляющего для утверждения в деле о банкротстве должника.

Банкротство ИП

Здесь все тот же перечень документов, который указан выше, но есть определенные особенности.

В случае обращения в суд конкурсного кредитора или самого ИП, они должны предварительно
(за 15 календарных дней до обращения в суд) опубликовать уведомление о намерении обратиться с заявлением о признании гражданина, являющегося ИП, банкротом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс).

За размещение каждого сообщения взимается оплата в размере 860 рублей 35 копеек.

Банкротство юридического лица

При банкротстве юридических лиц круг заявителей следующий: должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

На каждой категории заявителей лежит обязанность опубликовать уведомление о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс).

У таких уведомлений есть определенный срок действия – по истечении 30 дней со дня опубликования указанного уведомления сведения, содержащиеся в нем, утрачивают силу.

Документы, прилагаемые к заявлению должника о признании несостоятельным (банкротом):

  • госпошлина 6 000 р.;
  • наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
  • учредительные документы должника-юрлица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;
  • бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;
  • решение учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;
  • решение учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника;
  • протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника;
  • отчет о стоимости имущества должника, подготовленный независимым оценщиком, при наличии такого отчета;
  • номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций.

В заявлении указываются наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.

К заявлению кредитора о признании должника банкротом должны быть указаны:

  • регистрационные данные должника-юрлица (ОГРН, ИНН);
  • наименование (фамилия, имя, отчество) конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, их адреса;
  • размер требований конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов, неустоек (штрафов, пеней);
  • кандидатура временного управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению:

  • документы, подтверждающие обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, работником, бывшим работником должника, и срок исполнения такого обязательства (например, обязательство из договора поставки);
  • вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требования к должнику конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, а также судебный акт суда или арбитражного суда, на основании которого выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда;
  • доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
  • доказательства направления копии заявления кредитора должнику.

Финансирование процедуры банкротства

При подаче заявления о банкротстве самим должником суду должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие наличие у него имущества, достаточного для погашения расходов по делу о банкротстве.

При подаче заявления о банкротстве кредитором, если он согласен финансировать процедуру банкротства, он должен в письменном виде подать такое согласие в арбитражный суд.
Дать согласие на финансирование процедуры может не только кредитор-заявитель, но и любой иной кредитор, участвующий в деле. При непредставлении соответствующего согласия, либо при невнесении давшим его лицом по требованию судьи денежных средств на депозитный счет суда судья выносит определение о прекращении производства по делу.

Если ни должник, ни кредитор не готовы финансировать процедуру банкротства, производство по делу о банкротстве также прекращается.

В банкротстве юридических лиц фиксированный размер вознаграждения зависит от процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и составляет для:

  • временного управляющего (процедура наблюдения) – 30 000 рублей в месяц;
  • административного управляющего (процедура финансового оздоровления) – 15 000 рублей в месяц;
  • внешнего управляющего (процедура внешнего управления) – 45 000 рублей в месяц;
  • конкурсного управляющего (процедура конкурсного производства) – 30 000 рублей в месяц.

Как правильно подать заявление?

Общее для всех правило: заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) подаются в арбитражный суд по месту жительства/месту нахождения должника.

Заявление можно подать следующими способами:

  • лично через экспедицию суда;
  • по почте (желательно письмом с объявленной ценностью и с описью вложений);
  • в электронном виде через сайт. Для этого необходимо иметь учетную запись на Госуслугах.

В настоящее время при подаче документов лично стоит помнить об ограничениях, которые вводятся судами. Например, в Арбитражном суде города Москвы до пандемии можно было подавать документы через окна приема, в период пандемии окна приема документов не функционируют, в суде установлен специальный ящик для приема документов.

Рассматривая проблему разграничения кредиторов на текущих и тех, требования которых удовлетворяются на конкурсной основе, следует обратиться непосредственно к основному ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и постановлению Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60, на основе которых проделан анализ обозначенной темы статьи.

В соответствии с статьей 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

К числу конкурсных кредиторов не относятся учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия (например, из обязательств по уплате дивидендов акционерам, выплате денежного эквивалента пая участникам обществ). Исключение данных кредиторов из числа лиц, которые могут определять судьбу должника, наряду с последней очередностью удовлетворения их требований, обусловлено скорее санкциями за неумелый менеджмент (выбор неверного направления деятельности или исполнительных органов), приведший к банкротству, и недопустимостью заинтересованности при решении конкурсных вопросов. Применительно к предпринимательским отношениям можно говорить о категории риска как элемента предпринимательской деятельности. Естественно, тот, кто рискнул и проиграл, не может рассчитывать на равенство при разделе актива, то есть не может рисковать за счет кредиторов. Поэтому в целом исключение данной категории лиц из числа конкурсных кредиторов оправданно.

В силу легального определения не относятся к конкурсным кредиторам кредиторы с неденежными требованиями к должнику. На первый взгляд законодатель неоправданно создает неравное правовое регулирование кредиторов с неденежным требованием в отличие от конкурсных. С одной стороны, такие кредиторы могут оказаться в лучшем положении по сравнению с конкурсными, получив полное удовлетворение своих требований. С другой - наоборот: в ситуации, когда должник не может исполнить обязательство в натуре, потребуется время на то, чтобы возместить убытки или изменить способ исполнения судебного акта о присуждении к исполнению, и кредитор может не успеть предъявить свои уже денежные требования к должнику.

Пленум ВАС РФ в п. 34 Постановления от 22 июня 2012 г. N 35 разъяснил следующее. Согласно абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 Закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Кроме того, если после возбуждения дела о банкротстве должник заключит с третьим лицом соглашение о переводе на это лицо долга по обязательству, возникшему до возбуждения дела о банкротстве, и по этому соглашению должник обяжется уплатить такому лицу деньги, то такое требование об уплате денег также будет не текущим, а реестровым.

Переходя к разбору текущих требований кредиторов, то они представляют собой требования об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ, возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Согласно ст. 5 Закона о банкротстве текущие платежи делятся на две группы:

  1. денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
  2. возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ.

То есть, если уже в процессе рассмотрения дела о банкротстве у должника возникла задолженность (например, по оплате аренды за период после подачи заявления на банкротство), то кредитор может обратиться за удовлетворением

Данному кредитору не нужно включаться в реестр кредиторов. Но эти требования можно заявить только в общеисковом порядке, а не в рамках дела о банкротстве (п. 2, 3 ст. 5 закона № 127-ФЗ).

Указанное право текущих кредиторов не отменяет общего правила, в соответствии с которым кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, и их требования подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

В связи с этим при рассмотрении в деле о банкротстве жалобы текущего кредитора, в том числе в конкурсном производстве, суд не вправе оценивать по существу обоснованность его требования, в том числе по размеру, а также выдавать исполнительный лист на взыскание суммы текущей задолженности с должника.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Требования текущих кредиторов удовлетворяются ранее требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в том числе конкурсных.

Текущие кредиторы необходимы для того, чтобы можно было провести сам конкурсный процесс.

Иными словами, текущие кредиторы обеспечивают саму возможность проведения расчетов с конкурсными кредиторами, включенными в реестр требований кредиторов, обеспечивают соразмерное и пропорциональное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью.

В качестве текущего платежа может быть квалифицировано только то обязательство, которое предполагает использование денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 23 июля 2009 г. N 63 разъяснил, что поскольку установление особого благоприятного режима для текущих платежей обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечения финансирования расходов на процедуру банкротства, то возникшее до возбуждения дела о банкротстве и подлежащее включению в реестр требований кредиторов требование (реестровое требование) не может впоследствии приобрести статус текущего требования.

Текущими являются:

  1. любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом
  2. требования об уплате процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, вытекающие из денежных обязательств, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, являются текущими платежами.

Этот вывод подтвержден судебной практикой. Например, Постановление ФАС СЗО от 27.01.2010 по делу N А56-13859/2009, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.05.2016 N Ф05-4716/2016 по делу N А40-25661/2015, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу N А79-6962/2015 и др.

Момент подачи заявления о банкротстве должника также имеет существенное значение для разрешения вопроса об очередности удовлетворения публичных обязательств. Так, при должном поведении руководителя, своевременно обратившегося с заявлением о банкротстве возглавляемой им организации, вновь возникшие фискальные обязательства погашаются приоритетно в режиме текущих платежей, а при неправомерном бездействии руководителя те же самые обязательства погашаются в общем режиме удовлетворения реестровых требований (п. 1 ст. 5, ст. 134 Закона о банкротстве).

Таким образом, не соответствующее принципу добросовестности бездействие руководителя, уклоняющегося от исполнения возложенной на него Законом о банкротстве обязанности по подаче заявления должника о собственном банкротстве (о переходе к осуществляемой под контролем суда ликвидационной процедуре), является противоправным, виновным, влечет за собой имущественные потери на стороне кредиторов и публично-правовых образований, нарушает как частные интересы субъектов гражданских правоотношений, так и публичные интересы государства. Исходя из этого, законодатель в п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве презюмировал наличие причинно-следственной связи между неподачей руководителем должника заявления о банкротстве и негативными последствиями для кредиторов и уполномоченного органа в виде невозможности удовлетворения возросшей задолженности.

К основным критериям разграничения требований тех или иных кредиторов относят:

  1. дату появления денежных обязательств кредиторов;
  2. дату вынесения судом определения о том, что принято в производство заявление о признании должника банкротом.

В целях более наглядного понимания различий правового положения конкурсного кредитора и кредитора по текущим платежам, можно обратиться к следующей таблице.

Критерий разграничения

Конкурсные кредиторы

Кредиторы пот текущим платежам

Момент возникновения требований

требование возникает до принятия заявления о банкротстве

требование должно возникнуть после принятия заявления о банкротстве

Участвуют в деле или нет

относятся к лицам, участвующим в деле o банкротстве

не относятся к лицам, участвующим в деле o банкротстве

Право управления

обладают правом активного управления в проведении процедуры банкротства

нет права активно управлять процедурой банкротства должника

Очередность

не обладают приоритетом

имеют приоритетную очередность погашения долгов

Включение в реестр

требования по текущим платежам подлежат включению в реестр требований

требования по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований

Таким образом, текущие кредиторы являются своего рода средством для достижения главной цели института банкротства, что предопределяет невозможность их трансформации в конкурсных кредиторов, и наоборот: конкурсный кредитор ни при каких условиях не может стать текущим.

Читайте также: