Конфликт интересов в налоговой инспекции пример

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 8 декабря 2015 г. № ММВ-7-4/562@ "Об утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной налоговой службы о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения" (не вступил в силу)

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №31, ст. 3215; 2011, № 48, ст. 6730; 2015, № 41, ст. 5639) и статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6228; 2015, № 41, ст. 5639) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок уведомления работодателя (его представителя) федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной налоговой службы о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

2. Начальникам управлений центрального аппарата Федеральной налоговой службы, руководителям территориальных органов Федеральной налоговой службы ознакомить федеральных государственных гражданских служащих с настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. Мишустин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 января 2016 г.
Регистрационный № 40534

Порядок
уведомления работодателя (его представителя) федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной налоговой службы о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 8 декабря 2015 г. № ММВ-7-4/562@)

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру уведомления работодателя (его представителя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной налоговой службы (далее - Служба), за исключением руководителя Службы и федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Министром финансов Российской Федерации (далее - гражданские служащие).

4. Уведомление оформляется в произвольной форме либо по рекомендуемому образцу (приложение № 1 к настоящему Порядку).

В Уведомлении указываются:

должность работодателя (его представителя), на имя которого направляется Уведомление, его фамилия, имя, отчество (при наличии);

должность гражданского служащего, его фамилия, имя, отчество (при наличии);

ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) гражданского служащего, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий);

меры, принятые гражданским служащим, направленные на предотвращение или урегулирование возникшего конфликта интересов или возможности его возникновения (если такие меры принимались).

Уведомление подписывается гражданским служащим лично с указанием даты его составления и визируется непосредственным начальником гражданского служащего.

5. К Уведомлению могут прилагаться имеющиеся у гражданского служащего материалы, подтверждающие обстоятельства, доводы и факты, изложенные в уведомлении.

6. Уведомление представляется (направляется):

а) гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Службы, в отдел профилактики коррупционных и иных правонарушений Управления кадров Службы (далее - Отдел профилактики);

б) гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Службы - в кадровое подразделение территориального органа Службы либо должностному лицу кадрового подразделения территориального органа Службы, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

7. Уведомление в день поступления регистрируется гражданским служащим Отдела профилактики (кадрового подразделения территориального органа Службы либо гражданским служащим кадрового подразделения территориального органа Службы, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) в журнале регистрации уведомлений работодателя (его представителя) федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной налоговой службы о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (далее - Журнал).

8. Журнал оформляется в произвольной форме либо по рекомендуемому образцу (приложение № 2 к настоящему Порядку).

9. В Журнал вносятся записи о:

регистрационном номере Уведомления;

дате и времени регистрации Уведомления;

фамилии, имени, отчестве (при наличии), должности гражданского служащего, представившего Уведомление;

кратком содержании Уведомления;

количестве листов Уведомления и прилагаемых к нему материалов;

фамилии, имени, отчестве (при наличии) гражданского служащего, зарегистрировавшего Уведомление;

выдаче копии зарегистрированного Уведомления гражданскому служащему, представившему (направившему) Уведомление;

докладе (направлении) Уведомления работодателю (его представителю) с указанием даты и регистрационного номера докладной записки или сопроводительного письма на имя работодателя (его представителя).

10. Для Журнала должно быть выделено отдельное номенклатурное дело. Журнал должен быть прошит, пронумерован и заверен гербовой печатью Службы (территориального органа Службы).

11. Копия Уведомления с отметкой о регистрации передается (направляется) гражданскому служащему, представившему (направившему) Уведомление.

12. Отказ в принятии, регистрации Уведомления, а также в выдаче копии такого уведомления с отметкой о регистрации не допускается.

13. Отдел профилактики (кадровое подразделение территориального органа Службы либо должностное лицо кадрового подразделения территориального органа Службы, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) в течение трех рабочих дней докладывает (направляет) Уведомление работодателю (его представителю).

14. В докладной записке или сопроводительном письме на имя работодателя (его представителя) должны содержаться следующие выводы, предложения и сведения:

а) об отсутствии признаков конфликта интересов;

б) о наличии признаков конфликта интересов и необходимости принятия мер по его урегулированию либо о мерах, принятых гражданским служащим и непосредственным начальником гражданского служащего, направленных на предотвращение или урегулирование возникшего конфликта интересов или возможности его возникновения (если такие меры принимались);

в) об организации проверки содержащихся в Уведомлении сведений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

15. К докладной записке или сопроводительному письму на имя работодателя (его представителя) прилагаются представленные гражданским служащим материалы, подтверждающие обстоятельства, доводы и факты, изложенные в Уведомлении.

16. Работодатель (его представитель) либо уполномоченное им лицо, рассмотрев докладную записку (сопроводительное письмо), принимает одно из решений, указанных в пункте 14 настоящего Порядка.

17. Проверку сведений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, содержащихся в Уведомлении, проводит Отдел профилактики (кадровое подразделение территориального органа Службы либо должностное лицо кадрового подразделения территориального органа Службы, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

Результаты проверки докладываются работодателю (его представителю). В докладной записке должны содержаться выводы, указанные в подпунктах «а», «б» пункта 14 настоящего Положения.

18. Уведомления и материалы, подтверждающие обстоятельства, доводы и факты, изложенные в Уведомлении, хранятся в Отделе профилактики (кадровом подразделении территориального органа Службы) в течение трех лет, после чего передаются в архив.

19. Отдел профилактики (кадровое подразделение территориального органа Службы, должностное лицо кадрового подразделения территориального органа Службы, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) обеспечивает конфиденциальность полученных от гражданского служащего сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

Приложение № 1
к Порядку уведомления работодателя
(его представителя) федеральными
государственными гражданскими
служащими Федеральной налоговой
службы о возникшем конфликте интересов
или о возможности его возникновения,
утвержденному приказом
Федеральной налоговой службы
от 8 декабря 2015 г. № ММВ-7-4/562@

(должность, Ф.И.О. работодателя

(Ф.И.О., должность гражданского

Уведомление № ___________________ от __________________

(регистрационный №) (дата регистрации)

о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и

статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О

противодействии коррупции» сообщаю: _____________________________________

(описывается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая

или косвенная) гражданского служащего влияет или может повлиять на

надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных

(служебных) обязанностей (осуществление полномочий); указываются меры,

принятые гражданским служащим, направленные на предотвращение или

урегулирование возникшего конфликта интересов или возможности его

возникновения (если такие меры принимались)

Приложение № 2
к Порядку уведомления работодателя
(его представителя) федеральными
государственными гражданскими
служащими Федеральной налоговой
службы о возникшем конфликте интересов
или о возможности его возникновения,
утвержденному приказом
Федеральной налоговой службы
от 8 декабря 2015 г. № ММВ-7-4/562@

Журнал
регистрации уведомлений работодателя (его представителя) федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной налоговой службы о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения

Начат «___» __________________ 20___ г.
Окончен «___» __________________ 20___ г.
На «____» листах

п/п
Регистрационный номер, дата, время регистрации уведомления Ф.И.О., должность гражданского служащего, представившего уведомление Краткое содержание уведомления, количество листов уведомления, количество листов приложения Ф.И.О., подпись гражданского служащего, зарегистрировавшего уведомление, отметка о выдаче копии зарегистрированного уведомления Отметка о докладе (направлении) уведомления работодателю (его представителю) с указанием даты и регистрационного номера докладной записки или сопроводительного письма на имя работодателя (его представителя)

Обзор документа

Госслужащий ФНС России должен уведомлять работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

В уведомлении необходимо описать личную заинтересованность, которая приводит (может привести) к конфликту интересов, и должностные обязанности, на которые она может негативно повлиять (влияет). Уведомление составляется в произвольной форме (приведен рекомендуемый образец) и направляется в структурное подразделение или госслужащему по профилактике коррупционных правонарушений. Последние регистрируют уведомление в специальном журнале (форма прилагается). В течение 3 рабочих дней уведомление докладывается работодателю.

По результатам рассмотрения уведомления представитель нанимателя принимает одно из следующих решений: об отсутствии конфликта интересов; о наличии конфликта интересов и необходимости принятия мер по его урегулированию; об организации проверки содержащихся в уведомлении сведений.

Федеральная налоговая служба разработала новый способ борьбы с коррупцией в своих рядах. В июле руководитель ФНС подписал приказ, согласно которому внутри ведомства будут созданы специальные комиссии. Подразделение займется урегулированием конфликтов интересов и оценит соответствие налоговиков статусу госслужащих.

Не ущемить права

Однако проблема в том, что процедуры оценки соответствия налоговиков правилам корпоративной этики пока не существует, утверждает старший юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Юрий Воробьев:

— Сначала должны сформироваться определенный порядок и правила поведения, а потом необходимо создавать комиссию, которая будет заниматься соблюдением этих требований. Все понимают, что инспекторы, не имеющие четких норм поведения, не могут отвечать за нарушение правил этики. Основная задача комиссии — не допустить ущемления прав граждан, компаний и государства из-за личной заинтересованности налоговиков. Сделать комиссии объективными позволит их смешанный состав: чиновники ФНС и независимые эксперты. Последних будут набирать из числа представителей образовательных учреждений, а также научных и других организаций. Доля экспертов должна составлять четверть от собравшихся — это поможет исключить возможный конфликт интересов внутри комиссии.

По словам председателя Комитета Мособлдумы по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Владимира Савина, в любом случае коллегиальное решение спорных вопросов всегда лучше, чем единоличное мнение одного руководителя. Тем не менее, полагает руководитель исполкома общественной организации «Деловая Россия» Николай Остарков, членами комиссии обязательно должны быть представители предпринимательских объединений. Это позволит сделать работу нового органа более объективной, считает эксперт:

— Представители ведущих общественных организаций должны участвовать в работе новых комиссий. И это будет более результативным шагом, чем привлечение абстрактных экспертов.

Собираться комиссия будет каждый раз, когда поступит информация о совершении налоговиком должностного проступка (п. 5 приказа № ММ-3-15/420@). Представленная жалоба должна быть оформлена в установленном порядке и содержать данные провинившегося инспектора, описание нарушения и сведения об источнике информации. Кроме того, в комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие нарушение налоговиком требований к служебному поведению или присутствие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов (п. 7 приказа № ММ-3-15/420@).

Как только информация оказалась у председателя комиссии, он в 3-дневный срок с момента поступления данных выносит решение об их проверке. Изучать сведения комиссия должна в течение месяца, но в исключительных случаях этот срок можно продлить до 2 месяцев. Чтобы избежать противодействия расследованию, комиссия информирует руководителя инспектора-нарушителя о проводимой проверке. При наличии достаточных оснований начальник может отстранить инспектора от занимаемой должности на период урегулирования конфликта интересов (п. 9 приказа № ММ-3-15/420@).

Разбор полетов

Инспектор, уличенный в несоблюдении профессиональной этики, должен представить комиссии пояснения. Кроме того, дать уточняющие показания о конфликте могут иные лица. Если установлено, что инспектор нарушил требования к служебному поведению, комиссия сообщит об этом руководителю уличенного в несоблюдении правил этики налоговика. Начальник должен будет указать инспектору на недопустимость его поведения, а также разъяснить правила профессиональной этики остальным сотрудникам (п. 17 приказа № ММ-3-15/420@). Если будет установлена личная заинтересованность налоговика в возникшей ситуации, комиссия вынесет рекомендации, направленные на ее предотвращение или урегулирование. Руководитель провинившегося инспектора отстранит его от принятия решений по спорным вопросам. Например, налоговика могут освободить от замещаемой должности в период урегулирования конфликта интересов в соответствии со статьей 32 закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Согласно пункту 20 приказа № ММ-3-15/420@, решения комиссии оформляются протоколами и носят рекомендательный характер. Копии решения в течение 3 дней с момента его принятия направляются руководителю инспектора, самому налоговику и при необходимости иным заинтересованным лицам. Инспектор может обжаловать решение комиссии в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения.

Плюсы проекта

— В первоначальном варианте проект был абсолютным нонсенсом, ведь ФНС должна была фактически сама заниматься преступлениями своих сотрудников. И это выглядело достаточно странно, поскольку существует принцип разделения властей и соответственно их полномочий. В опубликованном варианте этот момент сглажен. В документе указано, что основанием для проведения комиссии является информация, полученная от правоохранительных, судебных и иных органов.

По словам юриста, приказ ФНС теоретически устанавливает особую систему контроля за деятельностью инспекторов. До настоящего момента у нас существовала общая процедура обжалования действий налоговиков, но теперь это более четко и правильно прописано, уверен Юрий Воробьев:

— Сейчас специального механизма не существует. А общий порядок даже не предусмотрен для решения частных случаев, когда возникает конфликтная ситуация с чиновниками. Вполне возможно дополнительно создать множество органов — главное, чтобы они действовали эффективно.

Организация комиссий в структуре ФНС позволит общественным объединениям отстаивать права предпринимателей. Это будет серьезным шагом на пути защиты интересов фирм, считает Николай Остарков:

— Если предприятие обращается в вышестоящую организацию, то налоговики представят отписку. Кроме того, сегодня общественные объединения не имеют официальной возможности обращаться в суд и выступать там. И арбитраж к тому же очень медлительный. Поэтому комиссии окажутся полезными только в случае их оперативной работы. Если же сроки рассмотрения вопросов будут сопоставимы с судебным разбирательством, деятельность комиссий будет малоэффективна.

Спорные аспекты

— В принципе не должно быть такой асимметрии прав и обязанностей, когда чиновник может все, а предприниматель — ничего, и никак не способен воздействовать на служащего. Создавая комиссии, налоговики вроде бы поверхностно поднимают этот вопрос, но глобально проблемы не решают.

По словам аудитора компании «Вече-Инвест» Валерии Кузнецовой, изданный налоговиками приказ по идее должен разъяснять различные положения. Однако этого не происходит, утверждает аудитор:

— В пункте 5 приказа № ММ-3-15/420@ говорится, что «информация» (донос) может поступить практически от кого угодно. Однако с требованиями к служебному поведению могут и должны быть знакомы сами сотрудники ФНС. Следовательно, чтобы подать информацию о несоблюдении требований к служебному поведению, простому гражданину или организации надо знать положения закона № 79-ФЗ.

Кроме того, в документе перечислен ряд формальных требований к подготовке жалобы в комиссию, без наличия которых сведения не будут рассмотрены (п. 6 приказа № ММ-3-15/420@). Это означает, что лицо, незнакомое с этим перечнем, допустив формальную ошибку, получит отказ в приеме к рассмотрению, говорит Валерия Кузнецова:

— Обжегшись однажды, фирма вряд ли захочет обращаться повторно. Поэтому комиссии придется не расходиться или создавать специальный аппарат, который возьмет на себя первичное рассмотрение жалоб на их соответствие формальным признакам.

Кроме того, пока доподлинно неизвестно, каким образом будет проходить разбирательство. Посетитель одного из юридических форумов отметил, что, согласно документу, комиссия не обязана давать ответ обратившемуся с жалобой лицу. Это означает, что фактически налоговики просят просигнализировать о ситуации с указанием координат жалобщика, оставляя за собой право «по-тихому и не спеша разобраться».

Определенную проблему составляют полномочия комиссии в процессе разбирательств. Комиссия априори не будет рассматривать сообщения об административных правонарушениях, говорит Валерия Кузнецова. Тем не менее пункт 27 приказа № ММ-3-15/420@ регламентирует действия председателя в случае обнаружения комиссией административного правонарушения. По мнению аудитора, здесь текст противоречит самому себе. Что касается борьбы с коррупцией, то создание комиссий выступит скорее отрицательным фактором, нежели положительным. Ведь внутриведомственное решение этой проблемы ни к чему хорошему не приведет, полагает Юрий Воробьев:

— Например, в налоговую инспекцию поступает информация о том, что ее сотрудник берет взятки. Эти сведения передаются не в милицию, а в комиссию. И в ней руководитель ИФНС является председателем. Сам факт того, что по ряду вопросов нарушается установленная процедура прохождения случаев нарушений закона, крайне негативен. Создание комиссий является в большей степени популистским решением. Приказ ФНС устанавливает процедуру контроля непонятно зачем. С одной стороны, порядок прописан, а с другой — неясно, на соблюдение чего будут проверять поведение сотрудников инспекций.

Кодекс налоговой чести

Еще в мае ФНС объявила конкурс на создание Кодекса поведения и этики для своих сотрудников, который призван сделать инспекторов более беспристрастными и справедливыми. Документ появится в рамках реализации проекта «Модернизация налоговой службы — 2» (ТАМР-2). Непосредственно разработкой кодекса должны заняться консалтинговые и юридические компании. Как говорится на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru), кодекс необходим для «обеспечения соблюдения профессиональной этики, справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику и предотвращения конфликта интересов налогоплательщика и служащего ФНС». Изначально на осуществление проекта было отведено 4 месяца. То есть любопытный документ увидит свет уже в сентябре.

Необходима доработка

— Назовем его условно — черный список чиновников с указанием причины, по которой человек попал в перечень. Он должен быть открытым для кадровых служб подразделений ФНС. И если налоговик имеет несколько нарушений, работодатель сможет сделать в отношении такого сотрудника определенные выводы.

Если комиссии будут принимать лишь рекомендательные меры, то они вряд ли станут эффективными, считает Николай Остарков. По его словам, необходимо учитывать амбиции и честолюбие чиновников. Например, при рассмотрении вопроса о повышении инспектора в должности кадровикам хорошо бы иметь в виду, попадал ли человек в черный список.

Кроме того, эксперт предлагает ввести четкое понятие, характеризующее коррупционное поведение, — действия инспектора, провоцирующие предпринимателя предложить взятку. Это позволит комиссии определить рамки допустимого поведения налоговика, утверждает Николай Остарков:

— Необходимо жестко прописать критерии. К примеру, отказ инспектора выполнять определенное действие по несущественным обстоятельствам. Критерии можно разработать на основании опроса предпринимателей. Это позволит не ловить чиновника на взятке, а устанавливать у него такие факторы поведения.

Сами чиновники пока не могут дать однозначную оценку новому документу. По мнению источника из Минфина, данный вопрос «слишком политизирован». Если комиссии станут работать эффективно, то можно ожидать более вежливого и обходительного отношения к налогоплательщикам со стороны инспекторов. Вряд ли сотрудники налоговой службы захотят запятнать свои безупречные личные дела отрицательными «этическими» отзывами.

мнение
Заместитель начальника МРИФНС № 16 по МО Елена Морозова:

— Мы слышали о создании комиссии по контролю за соблюдением сотрудниками налоговых органов требований к их служебному поведению. Комиссии будут рассматривать случаи совершения инспекторами поступков, нарушающих требования к их служебному поведению и порочащих честь и достоинство налоговой службы. Могу предположить, что работа комиссий в основном коснется инспекторов, которые работают непосредственно с налогоплательщиками. В нашей инспекции при ежедневной работе с посетителями сотрудники стараются избегать конфликтов. Проблема в том, что нередко сами плательщики ведут себя некорректно по отношению к работникам ИФНС. Что касается ответственности инспектора, то она существует и сегодня. Например, можно написать жалобу на сотрудника ИФНС в случае нетактичного обращения — она будет обязательно рассмотрена в рамках служебной проверки.

В скором времени в ФНС планируют создать фонд премирования инспекторов. Надбавка к окладу будет во многом зависеть от эффективности работы налоговиков. И скорее всего на премирование будет влиять поведение сотрудника инспекции. Это сделает налоговиков более заинтересованными в качественной работе.

Кристина Шперлик

Аналитики компании A1, оценив количество судебных исков, сообщений о корпоративных спорах и число компаний, в которых возможны конфликты, предсказывает повышение уровня конфликтности деловой среды в России к концу 2020 года. В прошлом году этот показатель вырос на 36 % по сравнению с 2018-м.

Рост конфликтов может быть вызван нормализацией судебных заседаний и новой волной слияний и поглощений из-за неплатежеспособности предпринимателей.

С конфликтами интересов сталкиваются большинство компаний, и чаще всего они связаны с разногласиями между совладельцами или со столкновением личных интересов сотрудника и интересов бизнеса. Особо опасны корпоративные споры для малого и среднего бизнеса, который меньше защищен от финансовых колебаний и не может рассчитывать на поддержку государства.

Самые известные примеры конфликтов интересов приводят к многомиллиардным убыткам. Это могут быть конфликты между бывшими и нынешними акционерами, как в случае «Роснефти» и АФК «Система», когда первая компания потребовала у второй выплатить 170,6 млрд руб. за причиненные убытки при реорганизации «Башнефти». Конфликт длился почти 8 месяцев и разрешился мирно — «Роснефть» получила 100 млрд руб. и с АФК были сняты обеспечительные меры.

Другой случай — конфликт между основателями Модульбанка и основным акционером. Основатели обвинили последнего в необоснованном обогащении и потребовали его вернуть 650 млн руб. В результате стороны вышли из капитала и вернули акционеру 22,5 % акций без переоценки стоимости.

Мы поинтересовались у самих предпринимателей и юристов:

Как конфликт интересов регулируется законодательством

Закон подразумевает под конфликтом интересов ситуацию, при которой личная выгода предпринимателя влияет на его профессиональные действия и наносит ущерб интересам компании (ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Это может быть выбор контрагента или прием нового сотрудника среди родственников и партнеров, предоставление им доступа к корпоративной тайне.

С какими конфликтами интересов сталкиваются предприниматели

Теймур Керимов, генеральный директор краудлендинговой платформы «Город денег», отмечает, что конфликт интересов встречается практически в любом бизнесе и часто связан с неправильным распределением функций в организации. Конфликт интересов может ярко проявиться при работе по KPI , когда сотрудник получает бонус за количество, а несет ответственность за качество.

Владимир Серкин, начальник департамента внутреннего аудита Undiclosed, выделяет конфликты двух типов.

1. Столкновение личных интересов и интересов компании

В этом случае директор по закупкам может выбрать компанию жены в качестве победителя тендера, даже если это не самый сильный участник.

2. Противоречие между профессиональными интересами

Такой тип конфликта может возникнуть, если директор по продажам не оценивает тщательно благонадежность покупателей и совершает сомнительную сделку, чтобы добиться высоких показателей продаж.

Только в 40 % случаев наличие нескольких совладельцев положительно влияет на деятельность компаний, указывает Александр Высоцкий, основатель Visotsky Consulting. Конфликт интересов между партнерами часто связан с тем, что в компании нет четкого распределения задач и единой постановки целей, нет общего представления о приоритетах в развитии компании. Часто отношения между совладельцами портятся, когда компания растет, и в этом случае бизнес терпит ущерб.

В 2007 году предприниматель продал свою долю в предприятии «Герольдмайстер» своему совладельцу, потому что у партнеров не совпадали взгляды на ведение бизнеса. Высоцкий считал, что для расширения бизнеса ему нужно открывать производственные подразделения в России и в Европе, его партнер не поддерживал инициативу.

Только со временем я понял, что настоящей причиной конфликта была изначальная разница в наших личных целях. Для моего партнера целью создания этого бизнеса была жажда творческого самовыражения, для меня — желание создать по-настоящему успешную компанию, имеющую мировое признание, – говорит Высоцкий.

Предприниматель советует по возможности минимизировать разногласия между совладельцами, прежде чем менять что-то в компании, иначе можно ждать новых разногласий и убытков. В Visotsky Consulting берутся выполнять работу, только если в проекте участвуют все совладельцы, и не проводят консалтинг в компаниях, где между совладельцами есть разногласия.

Как возникают конфликты в бизнесе

Юрист и медиатор Александра Чирикал отмечает три точки входа в конфликты в бизнесе:

  1. несовпадение интересов и потребностей партнеров;
  2. неравное соотношение долей и нестабильная экономическая обстановка;
  3. отказ одного из супругов дать согласие на продажу доли компании.

Эксперт приводит пример, когда клиент смог договориться со своим совладельцем только после того, как один из партнеров выкупил долю второго. Лично договориться у предпринимателей не получалось.

При соотношении долей в обычном ООО, да ещё и с типичным непродуманным уставом компании приходят к ситуации, когда договориться очень трудно, — говорит Чирикал. – В моем случае партнерам было сложно подавить сильные эмоции, чтобы мыслить логически и действовать, исходя из своих потребностей. Из-за сильных эмоций росло недоверие друг к другу.

Джорджо Парола, первый вице-президент холдинга Mikro Kapital, считает, что конфликт интересов часто связан с тем, что интересы и задачи сотрудников не совпадают. Например, сотрудники получают бонусы за прибыль, но оценивают качество своей работы по объему портфеля. В этом случае большинство усилий сотрудники направляют на достижение личных целей, а не на пользу компании — это не всегда наносит ущерб, но и не работает на основную цель бизнеса.

Для решения этой проблемы Парола предлагает выстроить систему мотивации и систему контроля и следить за тем, чтобы мотивация сотрудников была направлена на выполнение задач, которые идут на благо компании

Как предупредить конфликт интересов и разрешить уже созревшие споры

Конфликт интересов или даже риск его возникновения очень опасны для эффективной работы компании, – считает Теймур Керимов. – Не надо сидеть и ждать, когда вспыхнет пожар и принесет убытки, нужно начинать действовать сразу.

Индивидуальная мотивация сотрудников

Керимов советует минимизировать риск возникновения конфликта интересов с помощью индивидуальной мотивации сотрудников. Например, менеджер, который работает с клиентами, заинтересован в их привлечении, а подразделение рисков заинтересовано в формировании качественного портфеля.

Чтобы избежать конфликта интересов, привлеченцы должны быть заинтересованы не только продавать, но и привлекать максимально качественных клиентов, а рисковики — не только в «качестве» клиента, но и в проценте одобрений, то есть при рассмотрении заявок применять не формальный подход, а индивидуальный, — говорит Керимов. – В такой ситуации главное — обеспечить продавцов потоком клиентов, а рисковиков — инструментами и механизмами, которые позволяют максимально быстро принимать качественные решения.

Оценить эффективность системы мотивации поможет внутренний аудит или методолог, который будет следить за нарушениями.

Выявление назревающих конфликтов

Руководитель должен отслеживать каждый этап работы команды и регулировать назревающие конфликты.>

Важно привлекать хороших клиентов, чтобы не перегружать ненужной работой службы, которые проводят анализ, и позволить подразделению рисков отсеивать только действительно ненадежных клиентов.

Умный поиск клиентов для бизнеса. Подберите организации, которым подходит ваш товар или услуга. Исключите неплатежеспособных.

Каждый сотрудник может предложить новые показатели как для себя, так и для коллег, — добавляет Керимов. – KPI — это инструмент, измеряющий эффективность работы, но слепое следование ему может негативно сказаться на итоговом результате.

Ольга Туренко, адвокат адвокатской конторы «Бородин и Партнеры», предупреждает, что самый опасный конфликт интересов — латентный, то есть скрыто протекающий. Именно поэтому важно постараться убедить сотрудников добровольно раскрывать конфликты.

Составление локальных нормативных актов

Конфликт интересов легко предупредить с помощью локальных нормативных актов. В них можно закрепить должностные инструкции конкретных работников или общее положение о конфликте интересов для всех сотрудников. Туренко советует закрепить в должностной инструкции обязанность работника сообщить о конфликте интересов своему работодателю под угрозой увольнения (ст. 81 ТК РФ).

Нормативные акты позволят обязать сотрудников сообщать о конфликте интересов, благодаря этому сокрытие конфликта будет наказываться, а компания сможет управлять раскрытыми конфликтами — например, отстранит члена тендерного комитета от голосования по выбору победителя, если одна из компаний-участников принадлежит его жене. Также полезно периодически проводить проверки на наличие конфликта интересов, — говорит Владимир Серкин.

Правило «четырех глаз»

Виктор Миронов, управляющий директор консультационной группы «Тим», советует использовать правило «четырех глаз», популярное у его европейских клиентов. Согласно этому правилу, все важные документы должны быть подписаны двумя менеджерами, один из которых может задавать вопросы о выборе подрядчика и обосновании цены. В этом помогут правила и процедуры идентификации и верификации контрагентов KYC (know your counterparty — «знайте своих контрагентов»).

Проверка контрагентов на банкротство, арбитражные дела и долги. Подбор клиентов и поставщиков.

Полезно убедиться, как давно контрагент на рынке, какая у него репутация, связан ли он с кем-то из руководителей или сотрудников компании. Для клиентов «Тим» контрагентов проверяют по анкете, в которую входят более 30 пунктов. Это позволяет снизить риски возникновения конфликта интересов, неисполнения договоров и налоговых претензий.

Невозможно обезопасить себя на 100 %, но можно максимально снизить риски, не создавая пространства для злоупотреблений, которые возникают при бесконтрольности и непрозрачности системы принятия решений, — говорит Виктор Миронов. – Правила дорожного движения и светофоры спасают жизни, а следовать их предписаниям не так уж и трудно.

Согласование вариантов поведения в спорах

Александр Высоцкий отмечает несколько способов предотвращения конфликта интересов между совладельцами. Он советует выбрать того, кто будет ставить изначальные цели в компании, распределить области ответственности между владельцами, заключить письменное соглашение между всеми владельцами с их целями сотрудничества и функциями.

В трех компаниях я подписал соглашения, в которых было указано, кто ставит цели, как прекращается сотрудничество, как наследуются доли в компании в случае смерти одного из владельцев. Я потратил пару месяцев, чтобы добиться согласия совладельцев, — признается Высоцкий.

Чтобы избежать конфликтов в бизнесе, Александра Чирикал советует составлять корпоративный договор, ограничивать в уставе приобретение долей, например, запретить выход из ООО на период становления бизнеса и составлять брачный договор.

Корпоративный договор помогает партнерам выработать понятные правила поведения на определенный период времени и заранее предложить согласованные варианты поведения в спорной ситуации, например, закрепить порядок дополнительного финансирования для дальнейшего развития компании, указать процент, который внесет каждый из партнеров в зависимости от показателей финансовой деятельности. При убытках партнеры могут подумать об увеличении уставного капитала, привлечении займов участников компании.

На время можно запретить отчуждение долей в уставном капитале в пользу третьих лиц.

В корпоративном договоре можно предусмотреть миролюбивые способы урегулирования противоречий при возникающих патовых и спорных ситуациях, такие как приглашение независимого переговорщика (эксперта, возможно медиатора) для урегулирования конфликта, — говорит Чирикал. – Другой крайностью будет использование опционной структуры, например, при не достижении заранее закрепленных целевых показателей финансовой деятельности предприятия закрепление обязанности выкупа доли уставного капитала компании.

Медиатор советует предотвращать конфликты, а если они уже возникли, обращаться к профессионалам и стараться урегулировать конфликт с помощью переговоров или медиации до суда.

Связывание бонусов с прибылью

Джорджо Парола предлагает вводить в компаниях максимально прозрачную систему мотивации, когда сотрудник понимает, за что он получает бонусы. Кроме того, система мотивации должна быть направлена в первую очередь на приоритетную задачу — например, на увеличение прибыли.

Система мотивации должна быть максимально понятной, — объясняет Парола. – Нужно избегать сложных расчетов, при которых сотрудники не понимают системы бонусов. Также она должна строиться на рыночных принципах, то есть соответствовать предложению конкурентов. Можно делать бонус ниже рынка, если это востребованный продукт, который несложно продавать. И наоборот, выше рынка, если продукт очень сложно продать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

На прошлой неделе стало известно, что глава администрации президента и председатель Совета по противодействию коррупции при Президенте РФ Сергей Иванов выступил против предложения Международного финансового центра (МФЦ) о внесении в четвертую главу первой части ГК изменений об определении и критериях аффилированности[1].

Этим действием он поддержал письмо В.В.Путину, которое было составлено от лица четырех нефтяных компаний с целью не допустить инициативу ФАС РФ и МФЦ о включении положения об аффилированности в ГК РФ.

На самом деле, российское законодательство, говоря о конфликте интересов, оперирует разными терминами. Субъектов при конфликте интересов, налоговое законодательство называет «взаимозависимыми лицами», корпоративное – «аффилированнами», антимонопольное – «группой лиц», а административное – «заинтересованными лицами», поэтому получается, что подозрительные сделки, если не одно из ведомств ими не заинтересуется, спокойно совершаются.

Примеров размытости понятия «конфликта интересов» множество и, в первую очередь, это касается сферы государственных заказов, в которых тот же крупный и средний бизнес очень любит принимать участие.

Например, в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения гос. и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС) проблема конфликта интересов практически не затрагивается. Так, например, при проведении процедуры запроса предложений (ст.83), в соответствии с которым заказчик самостоятельно выбирает победителя после проведения переговоров, возникает широкое усмотрение со стороны заказчика. Меры по повышению ответственности заказчиков, а именно об ограничениях при формировании состава комиссии (п.5 ст.39) нивелируется тем, что отсутствуют открытые процедуры выявления личной заинтересованности члена комиссии либо факта оказания на него влияния. Не ясно, на каких основаниях и, в каком порядке будут приниматься решения о замене или отводе заинтересованного лица в комиссии.

В Законе о ФКС говорится о «заинтересованности», в понимании ст.10 Закона о противодействии коррупции в РФ, в двух случаях:

1) конфликт интересов у заявителей;

2) конфликт интересов у представителей заказчика.

Первый случай прописан в п.22 ст.34, посвященный признанию в судебном порядке контракта недействительным, в случае установления заинтересованности. При этом презюмируется, что эта заинтересованность (которую надо доказать) может возникнуть только у родственников. Однако сам факт заключения сделки между родственниками является нарушением ст.10 ФЗ-273.

Во исполнение положения п.19 ст.34 Закона о ФКС, предусмотрена обязанность участника закупки раскрыть информацию о выгодоприобретателях и органах управления компании (как единоличных, так и коллегиальных). Согласно постановлению Правительства РФ от 04 сентября 2013 № 775[2], такую информацию придется раскрываться, если начальная цена закупки превысит порог 1 млрд. рублей, если закупка для федеральных нужд, и 100 млн. рублей, если закупка для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд. При превышении этих сумм также придется предоставлять информацию обо всех соисполнителях и субподрядчиках, заключивших с участником закупок договор (или договоры), цена которого составляет более чем 10 процентов цены контракта.

Такая обязанность участника закупки должна быть указана в заключаемом контракте. Однако ее невыполнение не влечет автоматической недействительности заключенного контракта, но суд может признать такой контракт недействительным, если будут доказаны два обстоятельства:

1) руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с перечисленными выше лицами либо являются их близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии), усыновителями или усыновленными, полнородными и неполнородными братьями или сестрами;

2) личная заинтересованность указанных должностных лиц заказчика в заключении и исполнении такого контракта.

Второй случай упоминания конфликта интересов в Законе о ФКС заявлен в п.6 ст.39 Закона о ФКС, в котором среди ограничений для членов комиссии прописаны «личная заинтересованность» в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и конфликт интересов. Но вопрос остается, как будет разрешаться конфликт интересов, если о его наличии станет известно, когда уже сформирована комиссия.

Заполнение лакун в законодательстве относительно конфликта интересов не только в области госзакупок, но и при совершении сделок в корпоративной сфере, возможно путем введения в законодательство небольшое количество положений:

1. Обязать членов комиссии декларировать интересы, в том числе близких родственников.

2. Предусмотреть механизмы отзыва и самоотвода члена комиссии при наличии конфликта интересов. Механизм самоотвода может производиться по схожей процедуре, что и в процессуальных кодексах (ст.16 ГК РФ, ст.21 АПК РФ и п.3 ч.1 ст.61 УПК РФ), поскольку работа комиссии является процессуальным действием.

Для госсзаказов необходимо согласовать п.3.2 ст.19 ФЗ-79 «О гражданской службе» и положения ст.39 Закона о ФКС. Другими словами, требование об увольнении гражданского служащего, не заявившего о конфликте интересов, распространить на членов комиссии.

Как это работает?

Содержание:

Суть конфликта в том, что возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами, законными интересами его работодателя, способное привести к причинению вреда, нарушению прав, законных интересов, утрате имущества или снижению деловой репутации работодателя.

Определение конфликта интересов, содержащееся в Федеральном Законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», распространяется на государственных служащих и иных лиц, указанных в федеральных законах (в том числе на работников государственных корпораций, ЦБ РФ, Пенсионного Фонда РФ и т.п.).

Также конфликт интересов регулируется:

  • ФЗ от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 02.03.2007 № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
  • Практиками правоприменения в сфере конфликта интересов № 3 (подготовлены Минтрудом России);
  • «Методическими рекомендациями по вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих» (подготовлены Минтрудом России).

Виды и типовые ситуации конфликта интересов

Основные виды конфликта интересов возникают между:

  • Участниками Общества;
  • Органами управления Общества и его участниками;
  • Органами управления, руководителями подразделений, сотрудниками Общества и клиентами;
  • Обществом и руководителями подразделений, сотрудниками Общества при осуществлении ими должностных обязанностей.

Ряд ключевых областей регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

  • Выполнение отдельных функций в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность;
  • Выполнение иной оплачиваемой работы, кроме основной, как совмещение и т.п.;
  • Владение ценными бумагами, банковскими вкладами и др.;
  • Получение подарков и услуг;
  • Имущественные обязательства и судебные разбирательства, риски привлечения к ответственности;
  • Явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) и др., в том числе с иностранным элементом);
  • Взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы (уникально для госслужащих).

Но недостаточно соблюдать требования нормативных актов. Важно принимать, включать в привычку и совершенно сознательно выполнять установленные принципы.

Комплаенс STAFF — это неотъемлемый элемент системы соответствия обязательным нормам и добровольным правилам, который задает стиль ведения бизнеса (модель поведения), где каждый сотрудник, руководитель и бенефициар уверен в прошлом, действует с должной осмотрительностью в настоящем, чувствует защищенность своего будущего и уверен в стабильном развитии бизнеса.

Выявление конфликта интересов

На первоначальном этапе установления и последующего отражения в протоколе указывается информация о лицах, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, выражающаяся в возможности получения этими лицами доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) в результате осуществления должностным лицом своих полномочий и обязанностей. Такими лицами могут быть:

  • Само лицо, на которое в соответствии с антикоррупционным законодательством РФ распространена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее — должностное лицо);
  • Близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) должностного лица;
  • Иные граждане или организации, с которыми должностное лицо и/или лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Выявить конфликт интересов можно следующими способами:

  • Локальным актом в компании должно быть предусмотрено самостоятельное уведомление сотрудником компании о наличии конфликта интересов и мониторинг;
  • При мониторинге анализируется возможность принятия личной заинтересованности лица на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий);
  • В случае установления того факта, что личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), фиксируется факт наличия конфликта интересов;
  • При решении вопроса о привлечении к ответственности лица, не исполнившего обязанности по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, устанавливаются обстоятельства, которые могут повлиять на определение конкретной меры ответственности.

Место конфликта интересов в карте рисков

Конфликт интересов — элемент карты рисков в разделе коррупционных рисков. В зависимости от наличия (вероятности) конфликта интересов и тяжести его последствий при срабатывании риск может увеличиваться или снижаться.

Карта рисков как простой и наглядный инструмент поможет защитить бизнес и его ключевых персон, принимающих решения. Перечень критических и катастрофических рисков необходимо дополнить теми, которые пока находятся в части неосознанных рисков. Это поможет распознать, увидеть, устранить и обеспечить защищенное будущее. Даст возможность стабильно и успешно расти бизнесу, работать на полную лицам, принимающим решения.

Как реагировать на выявленные случаи?

Поступившая информация должна быть тщательно проверена уполномоченным на это лицом с целью оценки серьезности возникающих для компании рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.

По результатам проверки поступившей информации должно быть установлено, является или не является возникшая (предполагаемая) ситуация конфликтом интересов. Ситуация, не являющаяся конфликтом интересов, не нуждается в специальных способах урегулирования.

В случае, если конфликт интересов имеет место, то могут быть использованы следующие способы его разрешения:

  • Ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать его личные интересы;
  • Добровольный отказ работника компании или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
  • Пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;
  • Временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;
  • Перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
  • Передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;
  • Отказ работника от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
  • Увольнение работника из компании по инициативе работника;
  • Увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Истинные причины конфликта интересов

Возникновение конфликта интересов бывает осознанным (преднамеренным) и неосознанным.

Основу указанного конфликта составляет наличие возможного противоречия между, с одной стороны, личными (как правило — корыстными, эгоистическими) и, с другой стороны, общественными (публичными) интересами. В общем виде это возможный или реальный конфликт между социальными субъектами, имеющими разные интересы.

Рассматривая конфликт как противоречие интересов, можно констатировать, что он основан на появлении ситуации, когда управленческое решение должно приниматься в условиях разнополярности интересов лица, принимающего такое решение, и общественного интереса.

Инструменты по урегулированию конфликта интересов

Основными принципами управления конфликтом интересов являются:

  • Обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
  • Индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
  • Конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
  • Соблюдение баланса интересов организации и работника при урегулировании конфликта интересов;
  • Защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов.

Как предупредить конфликт интересов на службе?

С сотрудниками нужно регулярно проводить разъяснительную работу (тренинги, обучение) — не реже раз в квартал доводить до них следующую информацию с фиксацией ознакомления в письменном виде и тестированием:

  • Что понимается под конфликтом интересов и личной заинтересованностью;
  • У каких работников имеется обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  • Какими могут быть ситуации и обстоятельства, свидетельствующие о конфликте интересов;
  • Каков порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей;
  • Какова ответственность за неисполнение этой обязанности.

Закон обязывает принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в отношении государственных, муниципальных служащих и иных категорий лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работа в частных компаниях должна быть отрегулирована в части конфликта интересов внутренними документами и процессами самих компаний.

Читайте также: