Концептуальные положения организации налогового процесса

Опубликовано: 19.05.2024

Налоговая политика предприятия – свод правил осуществления долгосрочного и оперативного планирования налоговой деятельности. Она затрагивает вопросы выбора модели учёта, выработку стиля взаимоотношений с контрагентами. Главная цель создания документа – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение предсказуемости налоговых расходов и рациональное распределение финансовых потоков.

Вопрос: Предусмотрена ли налоговая ответственность за отсутствие в организации учетной политики для целей налогообложения? Можно ли ее утвердить в 2020 г. одновременно за текущий и предыдущие годы?
Посмотреть ответ

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

ВАЖНО! Образец приказа об утверждении учетной политики для целей налогообложения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

  • списаний износа различных категорий ценностей;
  • переоценки основных средств;
  • формирования запасов ТМЦ;
  • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

"Налоговый вестник", N 12, 1999

Необходимость постановки задач, связанных с налогообложением, а также разработки методологических подходов и методических инструментов их решения в виде единого целостного процесса вызвана тем, что в настоящее время эти задачи как на федеральном, так и на региональном уровне решаются в самых разнообразных, зачастую весьма слабо связанных друг с другом структурно - организационных элементах системы государственной и муниципальной власти. Разобщение рационального решения представленных в едином процессе задач налогообложения выражается в очевидных противоречиях между отдельными нормативно - правовыми актами, прямо регулирующими и опосредованно связанными с налогообложением, между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения.

При написании данной статьи автор ставил перед собой задачу дать читателям журнала ясное представление о том, какие действия и в какой последовательности необходимо предпринимать для того, чтобы налогообложение стало действенным инструментом реализации фискальной, экономической и социальной функций государства.

Определяющим критерием решения поставленной проблемы является, на наш взгляд, эффективное функционирование государственных финансов в целом, что возможно только при условии достижения высокого качества построения их ведущего структурного элемента - государственного бюджета. В свою очередь, принципиальным условием реальности плановых параметров бюджета является максимально точное выполнение требований, предъявляемых к его доходной части, которое обеспечивается действующей в государстве системой налогообложения.

Исходя из положения о том, что налогообложение является неотъемлемой частью бюджетного процесса и обеспечивает основную долю реальных (недолговых) доходов государственного бюджета, при выработке определения налогового процесса необходимо обратить внимание на ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой приводится понятие бюджетного процесса:

"Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением".

В соответствии с нашими представлениями для приведенного определения бюджетного процесса могут быть характерны следующие черты и регламентации:

  • обоснование законодательного характера бюджетного процесса;
  • ограничение круга лиц, непосредственно отвечающих и организующих ведение бюджетного процесса, - его субъектов;
  • характеристика содержания бюджетного процесса, которая включает функции планирования (проектирования), утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджета;
  • ограничение круга задач, решаемых бюджетным процессом, через выделение его объектов (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды).

Исходя из стремления сохранить аналогичную содержательную структуру, а также необходимости большей конкретизации сущности, структуры и содержания налогообложения, его финансового планирования, сформулируем понятие "налоговый процесс" следующим образом:

налоговый процесс - это регламентируемая нормами права часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников налогового процесса по определению концепции формирования, структуры и объема государственных доходов, корректировке действующей системы налогов и сборов, содержания объектов налогообложения, состава налогооблагаемой базы и размеров налоговых ставок, утверждению налогового законодательства, разработке и исполнению планов налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, а также по контролю за их исполнением и соблюдением налогового законодательства.

Предлагаемое автором данной статьи определение, как нам представляется, достаточно ясно и адекватно отражает состав и последовательность мероприятий (работ), составляющих единое функциональное целое, охватывает все элементы построения налоговой системы, ее планирования и регулирования исходя из конкретной экономической ситуации и ориентировано на достижение локальной цели государственных финансов - обеспечение достаточных и необходимых для решения задач текущего (планового) периода финансовых ресурсов в части налоговых поступлений, поиск их резервов.

Для раскрытия сущности данного определения целесообразно, по нашему мнению, обратиться к разработанной автором содержательной структуре налогового процесса (см. схему), которая отображает связи между отдельными элементами процесса и позволяет сформировать последовательность реализации его отдельных составляющих (задач). Основные задачи налогового процесса можно разделить на три группы:

  1. прогнозирование;
  2. планирование (с обязательным законодательным утверждением планов);
  3. исполнение и контроль за исполнением построенных планов.

Группа задач прогнозирования налогового процесса, которая, по нашему мнению, является обязательной составляющей налогового процесса и обеспечивает его научную объективность, достоверность и, в конечном счете, выполнимость построенных планов, включает, в свою очередь, более детализированные составляющие (задачи).

Среди таких задач можно, например, выделить прогнозирование основных макро- и социально - экономических показателей развития национальной экономики, к которым относятся валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход населения, средняя процентная ставка, платежный баланс, кассовые остатки, численность населения в целом и отдельно занятого, формирующего свои доходы за счет трансфертных (социальных) платежей.

Совокупность количественных прогнозных значений макро- и социально - экономических показателей, по нашему мнению, призвана образовывать фундаментальную базу налогового процесса и определять общий достижимый в течение налогового периода (совпадающего с периодом исполнения бюджета) объем налоговых поступлений.

При этом общий механизм связи уровня этих показателей с объемом налоговых поступлений выражается, по мнению автора, следующим образом:

  • валовой внутренний продукт (ВВП), представляющий собой сумму (в стоимостной оценке) произведенных и реализованных конечных продуктов и услуг и устанавливающий общий размер агрегированной налогооблагаемой базы, так как является неструктурированным источником всех налоговых платежей (при прогнозировании ВВП необходимо учитывать и минимальный, и реальный ВВП, так как первый определяет физические размеры налоговых поступлений, а второй - фактическую величину удовлетворения общественных потребностей через систему государственных расходов, в частности той их доли, которую образуют налоговые поступления);
  • валовой национальный продукт (ВНП), дающий в отличие от ВВП представление о том, какая часть налоговых платежей будет формироваться за счет деятельности исключительно национального капитала (прогноз ВНП позволяет объективно оценить объем плановых налоговых поступлений, не зависящий от активности деятельности и изменения объемов иностранного капитала, что в соответствии с нашими представлениями и в силу высокой степени неопределенности положения дел с иностранными инвестициями в российскую экономику создает наиболее объективную картину практических возможностей реализации налогового процесса);
  • чистый национальный продукт (ЧНП), дополняющий два предыдущих экономических макропоказателя, сужая агрегированную налогооблагаемую базу (за счет исключения амортизационных отчислений) до части ВНП, формирующей доходы населения, что позволяет, таким образом, создать адекватное представление о возможном объеме важнейшего источника налоговых поступлений - косвенных налогов;
  • национальный доход (НД), не исключающий согласно методике его расчета, в отличие от ЧНП, величину совокупных косвенных налогов, а отражающий другую составляющую возможных налоговых поступлений - прямые налоги;
  • личный доход населения, представляющий собой долю национального дохода, которая может быть израсходована на индивидуальное потребление и сбережения, и являющийся показателем, определяющим, в конечном счете, возможную величину налоговых поступлений за счет подоходных налогов, во многом определяющий потребность в трансфертных (социальных) платежах, а следовательно, и потенциально необходимые размеры государственных внебюджетных фондов;
  • средняя процентная ставка, величина которой в условиях Российской Федерации определяет главным образом инвестиционную активность и позволяет уточнить влияние размера ВВП и ВНП на объем налоговых поступлений, так как ее величина (как один из факторов) формирует совокупный (инвестиционный и, косвенным образом, потребительский) спрос на произведенный общественный продукт;
  • платежный баланс, который в данном случае можно трактовать как соотношение (более или менее подробно структурированное) между поступлениями и расходами, возникающими в ходе взаимодействия с иностранным сектором экономики, что позволяет выделить из потенциального объема налоговых поступлений ту составляющую косвенных налогов, которая определяется таможенными пошлинами, а точнее, налогами и сборами, имеющими в своей основе различные формы международного движения капитала и валютных ценностей;
  • кассовые остатки, представляющие собой фактические (не обязательно целевые) накопления юридических и сбережения физических лиц и позволяющие создать обоснованное представление о потенциале налоговых поступлений как за счет инвестиционного, так и за счет потребительского совокупного спроса (особый интерес в этом отношении представляет определение изменений кассовых остатков на конец налогового периода по сравнению с его началом);
  • численность населения как фактор реализации налогового процесса, предусматривающий прогнозирование таких показателей, как общая численность, которая определяет одновременно и возможности налоговых поступлений (объем налоговых платежей в части прямых налогов на физических лиц, косвенных, главным образом акцизов, и отчислений во внебюджетные фонды), и финансовые потребности государства (например, через среднедушевой бюджетный доход, потребности в социальных выплатах за счет внебюджетных фондов);
  • численность занятого населения, устанавливающая и подтверждающая перечисленные возможности; численность населения, формирующего свои доходы (полностью или частично) за счет трансфертных (социальных) платежей, которая непосредственно влияет на налоговую потребность.

Содержательно - структурная схема налогового процесса

Надежный прогноз макропоказателей экономического развития является основой объективного обеспечения финансового планирования налоговых поступлений и разработки концепции государственных доходов, формирующей конструктивный принцип структуризации доходов бюджета и внебюджетных фондов в разрезе источников их получения, значимость которых непосредственно зависит от вероятного уровня развития социально - экономической системы.

Мы считаем, что концепция государственных доходов является неотъемлемой частью налогового процесса как его промежуточный результат, определяющий направленность и технологию решения поставленных задач в области налогообложения. В ходе разработки концепции государственных доходов решается фундаментальная проблема оценки приоритетности их главных источников - налоговых операций и формирования государственного долга. Указанная операция, как нам представляется, должна опираться, с одной стороны, на прогноз и объективное планирование экономического развития, а с другой - на принципиальные положения комплекса политических решений, сочетая, таким образом, исследовательский (технологический) и нормативно - правовой аспекты прогнозирования налогового процесса. Такой подход предлагает итеративную корректировку количественных (прогнозных) параметров и качественных (содержательных) положений концепции, которая нацелена на достижение целесообразного и объективно обоснованного равновесия между экономически возможными и политически необходимыми результатами налогового процесса.

Завершающей в группе задач прогнозирования результативности налогового процесса является задача определения реально достижимого в налоговом (бюджетном) периоде объема государственных доходов в целом и за счет мобилизации их отдельных источников. При решении этой задачи необходимо, на наш взгляд, учитывать следующие обстоятельства:

date image
2020-07-12 views image
69

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Тема 2. Налоговое прогнозирование и планирование на государственном уровне

Роль налогов в формировании доходов бюджетов

При рассмотрении роли налогов, в формировании доходив бюджетов различных уровней, прежде всего, целесообразно классифицировать доходы по их видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы. Неналоговые доходы включают в себя:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ органон местного самоуправления;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Финансовая помощь из бюджета другого уровня может предоставляться в форме дотаций, субвенций, трансфертов или других видов безвозвратной и безвозмездной переда-продукта (гласным образом национального дохода) для образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования средств, подлежащих учету в доходах того бюджета, который является их получателем; иные неналоговые доходы.

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организации, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Доходы подразделяются также на собственные и регулирующие.

К собственным доходам бюджетов относятся доходы, полностью или частично закрепленные на постоянной основе в соответствии с законодательством РФ за соответствующими бюджетами.

Под регулирующими доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, но которым на очередной финансовый год, или на долговременной основе (не менее чем на 3 года), установлены нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.

85 % объема государственной казны зависит от:

· научного обоснования налоговой политики государства;

· порядка их исчисления и взимания,

· организации контроля за полной и своевременной мобилизацией налоговых поступлений.

Концептуальные положения организации налогового процесса

Налоговый процесс — это регулируемая нормами права, часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по направлениям:

· формирования, структуры бюджетов;

· корректировке действующей системы налогов и сборов;

· содержания объектов налогообложения;

· состава налоговой базы и размеров налоговых ставок;

· формированию налогового законодательства;

· разработке и исполнению планов мобилизации налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, а также по контролю за их исполнением и соблюдением налогового законодательства.




Определение отражает состав и последовательность мероприятий (работ) охватывает все элементы налоговой системы, ее планирования и регулирования исходя из конкретной экономической ситуации, ориентировано на достижение локальной цели государственных финансов — обеспечение достаточных и необходимых для решения задач текущего (планового) периода бюджетных ресурсов в части налоговых поступлений.

Необходимость анализа проблем, связанных с налогообложением, а также методологических подходов и методических инструментов их решения в виде целостного процесса диктуется тем, что и настоящее время, как на федеральном, так и на региональном уровне эти задачи решаются разнообразных, недостаточно связанных друг с другом структурно-организационных элементах системы государственной и муниципальной власти. Результатом такого разнообразия в решении задач налогообложения являются очевидные противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, прямо регулирующими и опосредованно связанными с налогообложением, между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения.

Необходимо четкое представление о том, какие действия и какой последовательности следует предпринимать для того, чтобы налогообложение наилучшим образом выполняло свои оперативные, тактические и стратегические задачи и использовалось как действенный инструмент реализации основных задач государства — фискальной, экономической и социальной.

Обратимся к содержательной структуре налогового процесса, которая отражает связи между отдельными элементами процесса и последовательность реализации отдельных его задач. При решении основных задач налогового процесса можно выделить три этапа: прогнозирование, планирование с обязательным законодательным утверждением планов, исполнение и контроль за их выполнением.

Этап прогнозирования налогового процесса, который является важнейшей его составляющей, обеспечивающей научную объективность, достоверность и в конечном счете выполнимость, в свою очередь включает в себя более детализированные составляющие (задачи), Одна из них— прогнозирование основных макро-и социально -экономических показателей развития национальной экономики, к которым относятся валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход населения, средняя процентная ставка, платежный баланс, кассовые остатки, численность населения и др.

Совокупность количественных прогнозных значений макро- и социально-экономических показателей образует фундаментальную базу налогового процесса и в конечном счете определяет достижимый в течение налогового периода (совпадающего с периодом исполнения бюджета) объем налоговых поступлении. Общий механизм связи уровня этих показателей с объемом налоговых поступлений можно представить следующим образом:

• валовой внутренний продукт (ВВП) определяет общий размер агрегированной налогооблагаемой базы, так как является неструктурированным источником всех налоговых платежей;

• валовой национальный продукт (ВНП) дает представление о том, какая часть налоговых платежей будет формироваться за счет деятельности исключительно национального капитала;

• чистый национальный продукт (ЧНП) дополняет два предыдущих экономических макро-показателя, сужая агрегированную налогооблагаемую базу (за счет исключения амортизационных отчислений) до части ВНП, формирующей доходы населения и таким образом позволяет создать адекватное представление о возможном объеме важнейшего источника налоговых поступлений — косвенных налогах;

• национальный доход (НД), который, согласно методике его расчета, не включает в себя в отличие от ЧНП величину совокупных косвенных налогов, отражает другую составляющую возможных налоговых поступлений - прямые налоги;

• личные доходы населения, представляющие собой долю национального дохода, которая может быть израсходована на индивидуальное потребление и сбережения, является показателем, определяющим возможную величину налоговых поступлений за счет подоходных налогов;• средняя процентная ставка позволяет уточнить влияние на объем налоговых поступлений размеров ВВП и ВНП так как ее величина.

Анализ результативности организации налогового процесса в регионе, возможная корректировка концепции налоговой политики, механизма налогового и бюджетного регулирования должны основываться на сравнении данных за достаточно длительный период, когда тенденции развития и их причины становятся очевидными.

Таким образом, научная обоснованность, рациональность организации налогового процесса и планирования требуют соблюдения последовательности получения и анализа ретроспективной экономической, финансовой, инновационной, структурно-организационной информации о результативности функционирования системы налогообложения и налогового планирования в регионе, об объемах потребления ресурсов. На основе рационализации взаимодействия элементов механизма налогового процесса, в том числе налогового планирования, а также всех видов ресурсов, участвующих в системе финансового планирования и налогообложения, можно делать выводы о перспективах финансового обеспечения субъекта РФ, его реальной бюджетной самостоятельности.

Анализ теоретических положений и практики построения, функционирования и планирования развития системы государственных финансов в целом и налогообложения как ее неотъемлемого элемента, в частности, свидетельствует об объективной необходимости реформирования и развития этого принципиально важного для нормального функционирования экономики и государства процесса.

Такой основой, позволяющей комплексно и в строгой научной и логической последовательности решать основные задачи налогообложения, планирования налоговых поступлений с выполнением принципиального условия обеспечения социально-экономической эффективности функционирования системы налогообложения, является введение такого понятия, как «налоговый процесс» и формулирование основных требований к его организации.

Налоговый процесс – это регламентируемая нормами права часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников налоговых отношений по определению концепции формирования, структуры и объема государственных доходов; корректировке действующей системы налогов и сборов; содержания объектов налогообложения; состава налогооблагаемой базы и размеров налоговых ставок; формированию налогового законодательства; разработке и исполнению планов мобилизации налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, а также по контролю за их исполнением и соблюдением налогового законодательства.

Определение отражает состав и последовательность мероприятий (работ), охватывает все элементы построения налоговой системы, ее планирования и регулирования исходя из конкретной экономической ситуации, ориентировано на достижение локальной цели государственных финансов – обеспечение достаточных и необходимых для решения задач текущего (планового) периода бюджетных ресурсов в части налоговых поступлений.

Необходимость анализа проблем, связанных с налогообложением, а также методологических подходов и методических инструментов их решения в виде единого целостного процесса диктуется тем, что в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне эти задачи решаются в разнообразных, недостаточно связанных друг с другом структурно-организационных элементах системы государственной и муниципальной власти. Результатом такого разобщения при решении задач налогообложения являются очевидные противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, прямо регулирующими и опосредованно связанными с налогообложением, между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения.

Необходимо четкое представление о том, какие действия и в какой последовательности следует предпринимать для того, чтобы налогообложение наилучшим образом выполняло свои оперативные, тактические и стратегические задачи и использовалось как действенный инструмент реализации основных задач государства – фискальной, экономической и социальной.

Обратимся к содержательной структуре налогового процесса (рис. 19.1), которая отражает связи между отдельными элементами процесса и последовательность реализации отдельных его задач. При решении основных задач налогового процесса можно выделить три этапа: прогнозирование, планирование с обязательным законодательным утверждением планов, исполнение и контроль за их выполнением.

Этап прогнозирования налогового процесса, который является важнейшей его составляющей, обеспечивающей научную объективность, достоверность и в конечном счете выполнимость, в свою очередь включает в себя более детализированные составляющие (задачи). Одна из них – прогнозирование основных макро и социально-экономических показателей развития национальной экономики, к которым относятся валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход населения, средняя процентная ставка, платежный баланс, кассовые остатки, численность населения и др.

Совокупность количественных прогнозных значений макро и социально-экономических показателей образует фундаментальную базу налогового процесса и в конечном счете определяет достижимый в течение налогового периода (совпадающего с периодом исполнения бюджета) объем налоговых поступлений. Общий механизм связи уровня этих показателей с объемом налоговых поступлений можно представить следующим образом:

• валовой внутренний продукт (ВВП) определяет общий размер агрегированной налогооблагаемой базы, так как является неструктурированным источником всех налоговых платежей;

• валовой национальный продукт (ВНП) дает представление о том, какая часть налоговых платежей будет формироваться за счет деятельности исключительно национального капитала;

• чистый национальный продукт (ЧИП) дополняет два предыдущих экономических макропоказателя, сужая агрегированную налогооблагаемую базу (за счет исключения амортизационных отчислений) до части ВНП, формирующей доходы населения и таким образом позволяет создать адекватное представление о возможном объеме важнейшего источника налоговых поступлений – косвенных налогах;

• национальный доход (НД), который, согласно методике его расчета, не включает в себя в отличие от ЧНП величину совокупных косвенных налогов, отражает другую составляющую возможных налоговых поступлений – прямые налоги;

• личные доходы населения, представляющие собой долю национального дохода, которая может быть израсходована на индивидуальное потребление и сбережения, является показателем, определяющим возможную величину налоговых поступлений за счет подоходных налогов;

• средняя процентная ставка позволяет уточнить влияние на объем налоговых поступлений размеров ВВП и ВНП, так как ее величина формирует (как один из факторов) совокупный (инвестиционный и, косвенным образом, потребительский) спрос на произведенный общественный продукт;

• платежный баланс, который в данном случае трактуется как соотношение (более или менее подробно структурированное) между поступлениями и расходами, возникающими в ходе взаимодействия с иностранным сектором экономики, позволяет выделить из потенциального объема налоговых поступлений ту составляющую косвенных налогов, которая определяется таможенными пошлинами, а точнее налогами и сборами, имеющими в своей основе различные формы международного движения капитала и валютных ценностей;

• кассовые остатки, представляющие собой фактические (не обязательно целевые) накопления юридических и сбережения физических лиц, позволяют создать обоснованное представление о потенциале налоговых поступлений как за счет инвестиционного, так и за счет потребительского совокупного спроса;

• численность населения обосновывает прогнозирование определенных налоговых поступлений — объем налоговых платежей в части прямых налогов на физических лиц; отчислений во внебюджетные фонды и др.

Завершающей в группе задач прогнозирования результативности налогового процесса является задача определения в налоговом (бюджетном) периоде достижимого объема государственных доходов как в целом, так и за счет отдельных источников. При решении этой задачи необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, высокий удельный вес предстоящих налоговых поступлений в общем объеме государственных доходов является оправданным в том случае, если прогноз экономического развития страны характеризует ее достаточный потенциал в виде высокого уровня всего комплекса приведенных выше показателей. В противном случае значительный объем прогнозируемых налоговых изъятий значительно усилит эффект, описываемый кривой А. Лаффера, и приведет к резкому снижению налоговых поступлений на стадии их мобилизации.

Во-вторых, смещение приоритетов структуры государственных доходов в сторону налоговых поступлений может объективно привести к усилению действия налогового мультипликатора и, как следствие, через сокращение эффективного спроса — к снижению объемов ВНП. При этом следует учитывать, что макроэкономические последствия такого решения в силу общего инерционного характера макроэкономических процессов могут проявиться не в текущем, а в последующих налоговых периодах. То есть положительные результаты оперативного и тактического характера могут являться причиной ухудшения стратегической перспективы.

Не менее важное обстоятельство, влияющее на рост объема государственных доходов, состоит в том, что усиление роли налоговой составляющей в их общем объеме предполагает тщательное обоснование структуры налоговых поступлений, что вызвано специфическим влиянием различных элементов налоговых и неналоговых доходов на экономические процессы.

Практическая реализация отмеченных выше положений позволит сформировать рациональную структуру государственных доходов, определить их общий объем и экономически целесообразное распределение по агрегированным источникам поступлений.

Основой решения группы задач повышения качества налогового планирования является прогноз общего объема налоговых доходов и тщательное обоснование методики при расчете конкретных видов налогов, сборов и других обязательных платежей. Следовательно, процесс планирования структуры налогов и сборов заключается в определении их рационального Соотношения исходя из конкретных (приоритетных) задач бюджетного периода — текущего и на среднесрочную перспективу.

Задачи планирования, как составляющие налогового процесса, носят концептуальный, качественный характер, но именно их обоснованное решение во многом детерминирует уровень конкретных, количественных расчетов. Так, например, определение состава и объема налогооблагаемой базы, которая трактуется Налоговым кодексом как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, в практике налогового процесса может быть разделена на:

• разработку ясной и четко структурированной методики исчисления налогооблагаемой базы с обязательным формированием требований к ее информационному обеспечению;

• оценку и анализ потенциального объема налогооблагаемой базы в соответствии с регламентированной методикой ее исчисления, а также на основе прогнозных показателей экономического развития. Установленные требования к составу и объему налогооблагаемой базы и размеры налоговых ставок в сочетании с данными прогноза макро- и социально-экономических показателей развития позволяют сформировать план налоговых поступлений — документ, определяющий общие объемы каждого вида государственных доходов и дифференцирующий их по отдельным налогам и срокам поступлений. План налоговых поступлений должен содержать помимо финансово-расчетного и организационный раздел. В последнем предусматриваются мероприятия по исполнению и контролю, которые должны обеспечить поступление в бюджет и внебюджетные фонды запланированных доходов. При решении этих задач необходимо учитывать возможность и целесообразность оперативной корректировки плана налоговых поступлений с учетом объективно складывающейся ситуации. Однако действия такого рода как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения налоговых показателей должны являться предметом тщательного анализа и обоснования. Схема функционального взаимодействия элементов механизма планирования объемов налоговых поступлений представлена на рис. 19.2.

Таким образом, механизм осуществления планирования объемов налоговых платежей и сборов с организационно-правовых структур и физических лиц можно определить как комплекс одновременно и последовательно взаимодействующих мер, методов, процедур и способов планирования и управленческих воздействий, направленных на реализацию основной цели и обеспечивающих ее достижение факторов — обоснованного расчета размера поступлений в бюджет налогов и сборов на соответствующей территории и на законодательно утвержденный период времени.

Результативность (эффективность), концептуальная обоснованность налогового процесса могут быть обоснованы следующими показателями: объемом бюджетных назначений по налоговым и неналоговым доходам; реальными поступлениями денежных средств из налоговой системы; уровнем выполнения бюджетных назначений; отношением объема выполнения бюджетных назначений к валовому внутреннему продукту (ВВП), а также отношением поступления в бюджет реальных денежных средств к ВВП. Обратимся к анализу этих показателей по Москве, Санкт-Петербургу, Ленинградской и Московской областям.


Таблица 19.6. Размеры бюджетных назначений по налоговым и неналоговым

доходам, налоговых поступлениях по Ленинградской и Московской областям,

Санкт-Петербургу и Москве (млн руб.)*

Наименование субъекта Российской Федерации

Финансовые и экономические показатели налогового процесса

Анализ теоретических положений и практики построения, функционирования и планирования развития системы государственных финансов в целом и налогообложения как ее неотъемлемого элемента, в частности, свидетельствует об объективной необходимости реформирования и развития этого принципиально важного для нормального функционирования экономики и государства процесса.

Такой основой, позволяющей комплексно и в строгой научной и логической последовательности решать основные задачи налогообложения, планирования налоговых поступлений с выполнением принципиального условия обеспечения социально-экономической эффективности функционирования системы налогообложения, является введение такого понятия, как «налоговый процесс» и формулирование основных требований к его организации.

Налоговый процесс – это регламентируемая нормами права часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников налоговых отношений по определению концепции формирования, структуры и объема государственных доходов; корректировке действующей системы налогов и сборов; содержания объектов налогообложения; состава налогооблагаемой базы и размеров налоговых ставок; формированию налогового законодательства; разработке и исполнению планов мобилизации налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, а также по контролю за их исполнением и соблюдением налогового законодательства.

Определение отражает состав и последовательность мероприятий (работ), охватывает все элементы построения налоговой системы, ее планирования и регулирования исходя из конкретной экономической ситуации, ориентировано на достижение локальной цели государственных финансов – обеспечение достаточных и необходимых для решения задач текущего (планового) периода бюджетных ресурсов в части налоговых поступлений.

Необходимость анализа проблем, связанных с налогообложением, а также методологических подходов и методических инструментов их решения в виде единого целостного процесса диктуется тем, что в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне эти задачи решаются в разнообразных, недостаточно связанных друг с другом структурно-организационных элементах системы государственной и муниципальной власти.

Необходимо четкое представление о том, какие действия и в какой последовательности следует предпринимать для того, чтобы налогообложение наилучшим образом выполняло свои оперативные, тактические и стратегические задачи и использовалось как действенный инструмент реализации основных задач государства – фискальной, экономической и социальной.

Обратимся к содержательной структуре налогового процесса (рис.

Этап прогнозирования налогового процесса, который является важнейшей его составляющей, обеспечивающей научную объективность, достоверность и в конечном счете выполнимость, в свою очередь включает в себя более детализированные составляющие (задачи). Одна из них – прогнозирование основных макро и социально-экономических показателей развития национальной экономики, к которым относятся валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход населения, средняя процентная ставка, платежный баланс, кассовые остатки, численность населения и др.

Совокупность количественных прогнозных значений макро и социально-экономических показателей образует фундаментальную базу налогового процесса и в конечном счете определяет достижимый в течение налогового периода (совпадающего с периодом исполнения бюджета) объем налоговых поступлений. Общий механизм связи уровня этих показателей с объемом налоговых поступлений можно представить следующим образом:

• валовой внутренний продукт (ВВП) определяет общий размер агрегированной налогооблагаемой базы, так как является неструктурированным источником всех налоговых платежей;

• валовой национальный продукт (ВНП) дает представление о том, какая часть налоговых платежей будет формироваться за счет деятельности исключительно национального капитала;

• чистый национальный продукт (ЧИП) дополняет два предыдущих экономических макропоказателя, сужая агрегированную налогооблагаемую базу (за счет исключения амортизационных отчислений) до части ВНП, формирующей доходы населения и таким образом позволяет создать адекватное представление о возможном объеме важнейшего источника налоговых поступлений – косвенных налогах;

• национальный доход (НД), который, согласно методике его расчета, не включает в себя в отличие от ЧНП величину совокупных косвенных налогов, отражает другую составляющую возможных налоговых поступлений – прямые налоги;

• личные доходы населения, представляющие собой долю национального дохода, которая может быть израсходована на индивидуальное потребление и сбережения, является показателем, определяющим возможную величину налоговых поступлений за счет подоходных налогов;

• средняя процентная ставка позволяет уточнить влияние на объем налоговых поступлений размеров ВВП и ВНП, так как ее величина формирует (как один из факторов) совокупный (инвестиционный и, косвенным образом, потребительский) спрос на произведенный общественный продукт;

• платежный баланс, который в данном случае трактуется как соотношение (более или менее подробно структурированное) между поступлениями и расходами, возникающими в ходе взаимодействия с иностранным сектором экономики, позволяет выделить из потенциального объема налоговых поступлений ту составляющую косвенных налогов, которая определяется таможенными пошлинами, а точнее налогами и сборами, имеющими в своей основе различные формы международного движения капитала и валютных ценностей;

• кассовые остатки, представляющие собой фактические (не обязательно целевые) накопления юридических и сбережения физических лиц, позволяют создать обоснованное представление о потенциале налоговых поступлений как за счет инвестиционного, так и за счет потребительского совокупного спроса;

• численность населения обосновывает прогнозирование определенных налоговых поступлений — объем налоговых платежей в части прямых налогов на физических лиц; отчислений во внебюджетные фонды и др.

Завершающей в группе задач прогнозирования результативности налогового процесса является задача определения в налоговом (бюджетном) периоде достижимого объема государственных доходов как в целом, так и за счет отдельных источников.

Во-первых, высокий удельный вес предстоящих налоговых поступлений в общем объеме государственных доходов является оправданным в том случае, если прогноз экономического развития страны характеризует ее достаточный потенциал в виде высокого уровня всего комплекса приведенных выше показателей. В противном случае значительный объем прогнозируемых налоговых изъятий значительно усилит эффект, описываемый кривой А. Лаффера, и приведет к резкому снижению налоговых поступлений на стадии их мобилизации.

Во-вторых, смещение приоритетов структуры государственных доходов в сторону налоговых поступлений может объективно привести к усилению действия налогового мультипликатора и, как следствие, через сокращение эффективного спроса — к снижению объемов ВНП. При этом следует учитывать, что макроэкономические последствия такого решения в силу общего инерционного характера макроэкономических процессов могут проявиться не в текущем, а в последующих налоговых периодах. То есть положительные результаты оперативного и тактического характера могут являться причиной ухудшения стратегической перспективы.

Не менее важное обстоятельство, влияющее на рост объема государственных доходов, состоит в том, что усиление роли налоговой составляющей в их общем объеме предполагает тщательное обоснование структуры налоговых поступлений, что вызвано специфическим влиянием различных элементов налоговых и неналоговых доходов на экономические процессы.

Практическая реализация отмеченных выше положений позволит сформировать рациональную структуру государственных доходов, определить их общий объем и экономически целесообразное распределение по агрегированным источникам поступлений.

Основой решения группы задач повышения качества налогового планирования является прогноз общего объема налоговых доходов и тщательное обоснование методики при расчете конкретных видов налогов, сборов и других обязательных платежей.

Задачи планирования, как составляющие налогового процесса, носят концептуальный, качественный характер, но именно их обоснованное решение во многом детерминирует уровень конкретных, количественных расчетов. Так, например, определение состава и объема налогооблагаемой базы, которая трактуется Налоговым кодексом как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, в практике налогового процесса может быть разделена на:

• разработку ясной и четко структурированной методики исчисления налогооблагаемой базы с обязательным формированием требований к ее информационному обеспечению;

• оценку и анализ потенциального объема налогооблагаемой базы в соответствии с регламентированной методикой ее исчисления, а также на основе прогнозных показателей экономического развития. Установленные требования к составу и объему налогооблагаемой базы и размеры налоговых ставок в сочетании с данными прогноза макро- и социально-экономических показателей развития позволяют сформировать план налоговых поступлений — документ, определяющий общие объемы каждого вида государственных доходов и дифференцирующий их по отдельным налогам и срокам поступлений. План налоговых поступлений должен содержать помимо финансово-расчетного и организационный раздел. В последнем предусматриваются мероприятия по исполнению и контролю, которые должны обеспечить поступление в бюджет и внебюджетные фонды запланированных доходов. При решении этих задач необходимо учитывать возможность и целесообразность оперативной корректировки плана налоговых поступлений с учетом объективно складывающейся ситуации. Однако действия такого рода как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения налоговых показателей должны являться предметом тщательного анализа и обоснования. Схема функционального взаимодействия элементов механизма планирования объемов налоговых поступлений представлена на рис.

Таким образом, механизм осуществления планирования объемов налоговых платежей и сборов с организационно-правовых структур и физических лиц можно определить как комплекс одновременно и последовательно взаимодействующих мер, методов, процедур и способов планирования и управленческих воздействий, направленных на реализацию основной цели и обеспечивающих ее достижение факторов — обоснованного расчета размера поступлений в бюджет налогов и сборов на соответствующей территории и на законодательно утвержденный период времени.

Результативность (эффективность), концептуальная обоснованность налогового процесса могут быть обоснованы следующими показателями: объемом бюджетных назначений по налоговым и неналоговым доходам; реальными поступлениями денежных средств из налоговой системы; уровнем выполнения бюджетных назначений; отношением объема выполнения бюджетных назначений к валовому внутреннему продукту (ВВП), а также отношением поступления в бюджет реальных денежных средств к ВВП. Обратимся к анализу этих показателей по Москве, Санкт-Петербургу, Ленинградской и Московской областям.

Таблица 19.6. Размеры бюджетных назначений по налоговым и неналоговым

доходам, налоговых поступлениях по Ленинградской и Московской областям,

Санкт-Петербургу и Москве (млн руб.)* Наименование субъекта Российской Федерации

Финансовые и экономические показатели налогового процесса

Валовой внутренний продукт

Размер бюджетных назначений по налогам

Объем налоговых поступлений

Выполнение бюджетных назначений по налогам,

Отношение объема бюджетных назначений к ВВП, %

Читайте также: