Коммерческая налоговая и банковская тайна

Опубликовано: 15.05.2024


Налоговая система
Экономика
Финансы и банковские услуги
Деятельность по налогоплательщикам
Предпринимательская деятельность
Коммерческая тайна
Коммерческие банки
Банковская тайна
Предпринимательская деятельность
Предпринимательская тайна
Экономический субъект
Банковские тайны
Коммерческие банки

преподаватель ИЭАУ

Коммерческая, налоговая и банковская тайна в предпринимательской деятельности

В условиях рыночных отношений экономическая деятельность хозяйствующих субъектов должна осуществляться с соблюдением принципов коммерческой, налоговой и банковской тайны.

В современных условиях возникает опасность, что недобросовестные партнеры, получая доступ к информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, могут поставить в затруднительное положение хозяйствующий субъект по отношению к своим конкурентам.

Неправомерное завладение чужой конфиденциальной информацией с целью получения материальной выгоды в конкурентной борьбе в уголовном законодательстве зарубежных стран называется экономическим шпионажем.

В Уголовном кодексе РФ за подобные действия предусмотрена ответственность в ст. 183 УК РФ, которая называется «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну».

Предмет преступления – коммерческая, налоговая или банковская тайна. Понятие коммерческой тайны дается в Федеральном законе от 01.01.01 г. «О коммерческой тайне». Под коммерческой тайной понимается научно-техничес­кая, технологическая, производственная, финансово-экономи­ческая или иная информация (в том числе секреты местного производства), которая позволяет ее обладателю увеличить свои доходы либо избежать неправомерных расходов, сохранить свое положение на рынке товаров, работ и услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Так как данная информация имеет большое значение для хозяйствующего субъекта, к ней должен быть ограничен доступ, а владельцу информации необходимо установить режим коммерческой тайны.

Право на отнесение информации к коммерческой тайне и определение перечня сведений, относящихся к этой информации, принадлежит ее обладателю. Обязательным требованием, предъявляемым к названной информации, является получение ее на законном основании: при проведении исследований, в результате систематических наблюдений и их обобщения либо иной деятельности (совершенствование технологических процессов, внедрение в производство изобретений, рационализаторских предложений и т. д.), а также информация, полученная от другого обладателя коммерческой тайны на основании договора, соглашения и т. п.

Перечень сведений, относимых ее обладателем к коммерческой тайне ограничен. На практике бывали случаи, когда при проверке коммерческих организаций по вопросам оплаты труда, состава имущества государственного или муниципального унитарного предприятия в уставном капитале частной организации, наличия свободных рабочих мест, задолженности по выплате заработной платы, а также другим социальным выплатам и т. д., руководители коммерческих организаций отказывались представлять эти сведения, мотивируя тем, что эта информация является коммерческой тайной. При этом возникали конфликты с административными органами. Причиной конфликтов были намерения некоторых предпринимателей скрыть грубые нарушения законности. Способом такого сокрытия было отнесение этих сведений к категории коммерческой тайны. Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 731) ввели перечень сведений, которые не могли составлять коммерческую тайну.

Закон «О коммерческой тайне» содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. В отличие от прежнего перечня, который был приведен в Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35, в законе он более полный, хотя и не исчерпывающий.

Согласно ст.5 Закона режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

· содержащихся в учредительных документах юридического лица и документах, подтверждающих внесение записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

· содержащихся в документах, предоставляющих право на занятие предпринимательской деятельностью;

· о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия либо государственного учреждения и об использовании ими средств государственных или муниципальных бюджетов в предпринимательской деятельности;

· о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

· о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда (в том числе об охране труда), о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

· о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

· о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

· об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

· о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размере и составе их имущества, об их расходах, о численности и оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

· о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне, не исчерпываются приведенным перечнем. Информация, которая не подлежит раскрытию или подлежит ограничению доступа к ней, может устанавливаться другими федеральными законами.

На информацию, которая относится к коммерческой тайне и помещена на материальный носитель, необходимо ставить гриф «Коммерческая тайна».

В целях охраны конфиденциальности работодатель обязан ознакомить под роспись работника с перечнем информации, которая составляет коммерческую тайну, режимом работы с ней, мерами ответственности за его нарушение и создать необходимые условия, позволяющие работнику соблюдать установленный режим.

Между работником и работодателем необходимо заключить договор. В соответствии с договором на работника возлагается обязанность соблюдать установленный режим, не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, не только в период работы, но и после прекращения трудовых отношений в течение срока, указанного в договоре (а если срок не указан, то в течение трех лет), не использовать ее в личных целях, а также возместить ущерб, наступивший в результате разглашения работником конфиденциальной информации.

Для сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну, обладателю этих сведений целесообразно заключать договор со своим контрагентом о гражданско-правовой ответственности контрагента за разглашение информации ставшей известной контрагенту вследствие сложившихся между ними деловых отношений.

Также не вправе разглашать ее или передавать другим лицам или органам (кроме случаев, предусмотренных законом) или использовать ее в корыстных или личных целях органы государственной власти (суд, прокурор, следователь, дознаватель, арбитражный управляющий и т. д).

Под налоговой тайной согласно ст. 102 Налогового кодекса РФ подразумевается любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике.

Исключения составляют сведения:

· разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

· об идентификационном номере налогоплательщика;

· о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

· предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация.

Иметь доступ к информации, составляющей налоговую тайну, могут только должностные лица, перечень которых определяется Министерством РФ по налогам и сборам, органами государственных внебюджетных фондов и Федеральной Государственной таможенной службой РФ.

Под банковской тайной понимается обязательство, возлагаемое на кредитное учреждение, не разглашать информацию о клиенте, его банковском счете и о банковском вкладе, а также операциях по счету. Сведения, составляющие банковскую тайну, содержатся в ст. 857 Гражданского кодекса РФ и в ст. 26 Федерального закона № 000-1 от 01.01.2001 года «О банках и банковской деятельности». Согласно ст. 26 Закона кредитные организации и Центральный банк России гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. В этой же статье на всех служащих кредитной организации возлагается обязанность хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Под иными сведениями понимается конфиденциальная информация кредитных учреждений финансово-экономического характера, позволяющая увеличить свои доходы или избежать непланируемых потерь. Такая информация к банковской тайне не относится и по своему содержанию является коммерческой тайной.

Сведения, составляющие банковскую тайну, согласно ст. 26 могут быть выданы судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам Государственной налоговой службы, таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, органам предварительного следствия по делам, находящимся у них в производстве с согласия прокурора.

Информация по финансовым операциям юридических и физических лиц представляется кредитными организациями в уполномоченный орган в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз и иным незаконным способом, согласно ч. 1 ст. 183 УК РФ признается преступлением.

Под собиранием понимается незаконное получение или накопление сведений, отнесенных по своему содержанию к одной или нескольким видам тайн. Способы собирания могут быть различными. Одним из способов является похищение – незаконное завладение конфиденциальной информацией. Оно может быть тайным или открытым, сопряженным с обманом либо с применением насилия. Если похищение сопровождается насилием, то насилие в зависимости от его тяжести должно получить самостоятельную уголовно-правовую оценку. Предметом хищения в ч. 1 называются документы.

Под подкупом понимается уплата или обещание уплаты вознаграждения за предоставление конфиденциальной информации. Под угрозой – намерение применить насилие, уничтожить или повредить имущество, разгласить сведения (позорящие или нежелательные для их разглашения) в случае, если конфиденциальная информация не будет предоставлена.

Для завладения конфиденциальной информацией злоумышленники могут устанавливать прослушивающие устройства.

На законодательном уровне в ч. 2 ст. 183 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Под разглашением подразумевается незаконное предание огласке конфиденциальной информации постороннему лицу. Посторонним признается любое лицо, которому названная информация не была доверена или не стала известна в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей.

Незаконным использование сведений, являющихся коммерческой, налоговой или банковской тайной, будет в случае, если эта информация применяется в процессе любой экономической деятельности без согласия владельца этой информации.

Незаконное использование чужой конфиденциальной информации обычно совершается по корыстным мотивам.

В случае установления корыстных мотивов незаконного распространения или использования конфиденциальных сведений, содеянное квалифицируется по ст. 183 ч.3 УК РФ.

Преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Виновный сознает, что незаконно разглашает или использует коммерческую, налоговую или банковскую тайну, предвидит, что своими действиями он может причинить крупный ущерб ее владельцу, и желает этого или сознательно допускает, либо относится к возможным последствиям безразлично.

Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, не имея достаточных оснований считать использование данной информации незаконной или получившее доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может быть привлечен к ответственности.

В результате вышеизложенного обладатели коммерческой информации должны использовать всевозможные способы защиты конфиденциальной информации, чтобы предотвратить ущерб, который может быть причинен в связи с утечкой информации. Цена этого ущерба порой может составить потерю положения на рынке и возникновению кризисной ситуации.

Однако в современных условиях хозяйствующие субъекты полностью не могут защититься от внешних угроз в связи с утечкой коммерческой информации. В настоящее время существуют законы о коммерческой тайне, банковской тайне, налоговой тайне, но данные законодательства создают только предпосылки создания рынка охраны коммерческой тайны. Заявлять, что в настоящее время существует коммерческая тайна в век современных технологий, когда на рынке можно приобрести разнообразные базы данных с конфиденциальной информацией, которая может стать доступной любым пользователям. Так настоящий скандал возник в 2006 году, когда все банковское сообщество обсуждало кражу базы данных, появившуюся в свободной продаже. Утечкой информации занималась ФСБ, проводились внутренние расследования Центрального банка, однако виновные внутри банка так и не были выявлены. После появления первых дисков с базой данных сотрудникам банка отключили записывающие устройства в компьютере и USB –подключения.

Различные базы данных воруются регулярно и продаются в свободной продаже. В Интернете постоянно появляются коммерческие предложения по приобретению самых актуальных баз данных организаций и коммерческих лиц, которые могут нанести значительный ущерб многим коммерческим предприятиям, если эти данные будут использованы недобросовестными пользователями. Можно привести пример представленную к продаже базу данных «Анализ деловой активности предприятий «АДАПМ», которая представляет анализ взаимодействия предприятий всех форм собственности Москвы и Московской области. Основанная на достоверных данных налоговых органов и содержащая информацию о деловой активности предприятий всех форм собственности база данных позволяет получать следующую информацию:

· перечень всех деловых партнеров конкретной организации с разбивкой на поставщиков и клиентов, с указанием ИНН, адреса, телефонов, руководителей и банковских реквизитов;

· количественную оценку хозяйственной деятельности предприятий с каждым контрагентом, выявление основных поставщиков и покупателей с указанием их долей в обороте искомого предприятия и характера сотрудничества;

Оценку оборотов предприятия с возможностью помесячного анализа динамики его изменений.

Свободно можно приобрести в продаже базу данных»: «Выписка из Единого Государственного Реестра Юридических лиц». Обладатель базы данных «Банковские проводки» получит с ее приобретением данные по всем банковским проводкам (т. е. сведения обо всех банковских операциях фирм – куда и когда организация платила, за что и т. д.). Актуальные базы данных за период 1993 – 2007 гг. можно приобрести, оформив заказ через автоответчик, указав контактное лицо, телефон и базу данных, которую хотите заказать.

Абсолютно ясно, какой непоправимый ущерб могут нанести использование данной информации недобросовестными конкурентами, поэтому необходимо бороться с данными угрозами хищения информации. Основным рычагом в вопросах охранения коммерческой тайны должно являться государство. Необходимо введение не только законодательных актов, но введение различных средств защиты информации как на государственных предприятиях являющихся носителями коммерческой, банковской и налоговой информации, так и на коммерческих предприятиях. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 01.01.2001 г. содержит положение о том, что юридическое лицо признается собственником своих информационных ресурсов и вправе устанавливать режим и правила защиты этих ресурсов.

1. Информация, составляющая коммерческую или банковскую тайну, относится к числу охраняемых законом объектов гражданских прав. Информация составляет коммерческую или банковскую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации). Решение о наличии действительной или потенциальной коммерческой ценности информации, содержание и объем соответствующих сведений определяются предпринимателем самостоятельно по своему усмотрению Коммерческой тайной могут быть сведения о технологии производства, внедрении изобретений, планах развития и изменения производства, о деловых партнерах, контрактах и т. д.

2. Статьей 26 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" 1996 г. (СЗ РФ, 1996, N 6, ст. 492) установлено, что банковской тайной являются сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов банка и его корреспондентов. По закону все банки гарантируют своим клиентам тайну вклада.

3. Законом и иными правовыми актами определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую или банковскую тайну. К таким сведениям не могут быть отнесены учредительные документы, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью, сведения, необходимые для проверки правильности начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, и иные сведения, содержащиеся в перечне, установленном постановлением Правительства от 5 декабря 1991 г. N 35 (СП РФ, 1992, N 1 - 2, ст. 7). Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (СЗ РФ, 1994, N 5, ст. 396) обязал банки и кредитные учреждения информировать налоговые органы о совершении физическими лицами операций на сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов и выше. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности" (СЗ РФ, 1994, N 8, ст. 804) банковская и коммерческая тайна не является препятствием для получения управомоченными органами сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению бандитских нападений и других тяжких преступлений, совершенных организованными преступными группами.

4. Законом определен круг организаций и лиц, которые управомочены на официальное истребование и получение информации, составляющей коммерческую или банковскую тайну. К их числу относятся суды общей юрисдикции, арбитражные суды, органы прокуратуры, следствия и дознания. К числу таких органов отнесены Государственная налоговая служба, налоговая полиция, органы валютного контроля, аудиторские организации, нотариат, федеральные (территориальные) антимонопольные органы.

5. Статьей 182 настоящего Кодекса предусмотрены два состава преступления: собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, и разглашение или использование указанных сведений без согласия владельца. Собирание указанных сведений (ч. 1 ст. 182) представляет собой формальный состав, т. е. для наступления уголовной ответственности достаточно самого факта собирания сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, независимо от наступления или ненаступления вредных последствий. Уголовная ответственность за разглашение или использование подобных сведений без согласия владельца (ч. 2 ст. 182) наступает в случае причинения указанными действиями крупного ущерба. Субъектами этого преступления являются лица, обладающие соответствующей информацией в связи со служебной или профессиональной деятельностью.

6. Форма вины для обоих преступлений - умысел. Для состава собирания указанной информации необходимо наличие указанной в диспозиции ч. 1 комментируемой статьи цели - ее разглашения или незаконного использования. При разглашении или использовании этой информации необходимо наличие корыстной или иной личной заинтересованности.

Научно-практический комментарий:

1. В комментируемой статье предусмотрена ответственность за совершение двух разных преступлений: 1) незаконное собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. 1); 2) незаконные разглашение или использование сведений, составляющих такую тайну (ч. 2). Помимо общности основного непосредственного объекта у этих преступлений (отношения добросовестной конкуренции) их объединяет и общность предмета посягательств - сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
2. Понятие информации, составляющей коммерческую тайну, определено в Федеральном законе от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" как "сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны" (п. 2 ст. 3).
--------------------------------
СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

В статье 1465 ГК РФ отождествляются понятия секрета производства и информации, составляющей коммерческую тайну. Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право на его использование до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1466 ГК РФ). Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства (ст. 1470 ГК РФ).
Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются самим предпринимателем. Прежде всего коммерческая тайна охраняется в области внедрения достижений научно-технического прогресса. Коммерческой тайной могут являться и другие секреты хозяйствующих субъектов, как то: сведения о производстве, планах развития предприятия, финансах, состоянии рынка, партнерах, переговорах, контрактах и др. Вместе с тем в ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Кроме того, в других федеральных законах может быть указано на недопустимость ограничения доступа к тем или иным сведениям. Согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структура дохода такой организации, сведения о ее расходах и др. Чрезвычайно важными являются положения ст. 30 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" , где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.
--------------------------------
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Бытует мнение о том, что для налоговой инспекции нет каких-либо недоступных документов. Налоговый орган может даже «ознакомиться» со сведениями, составляющими банковскую тайну. Так ли это на самом деле, мы попытаемся разобраться в этой статье.

Коммерческая тайна постепенно оформляется в виде гражданско-правового института. Согласно статье 3 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, принимаемые ее обладателем.

Статья 5 закона № 98-ФЗ содержит значительный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Ранее перечень этих сведений был закреплен постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 (в ред. постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 731) «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Эти два перечня принципиально отличаются друг от друга по своему содержанию. Законом № 98-ФЗ, в отличие от постановления № 35, прямо не запрещается включать в состав сведений, не составляющих коммерческую тайну, бухгалтерскую и налоговую отчетность, то есть «сведения, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов», а также «документы об уплате налогов и обязательных платежах», сведения о заключенных договорах.

Несмотря на то что после принятия закона № 98-ФЗ постановление № 35 официально не отменялось, последнее, руководствуясь принципом верховенства закона, следует признать фактически недействующим. Подобная позиция ранее уже высказывалась аудиторами. Таким образом, вся хозяйственная деятельность предприятия может быть ограничена режимом коммерческой тайны.

Нет ноу-хау, нет и тайны.

Однако это утверждение не означает, что документация предприятия является абсолютно неприкосновенной в случае налоговой проверки. Так, пункт 11 статьи 5 закона № 98-ФЗ указывает, что лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, не может быть установлен режим коммерческой тайны в отношении сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Обратим внимание, что данное ограничение распространяется только на субъектов предпринимательской деятельности, хотя закон не связывает режим коммерческой тайны только с предпринимательством. По нашему мнению, такая тайна может быть и у некоммерческих структур, которые вправе, наряду с основной, вести предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и задач. Поэтому они также могут быть субъектами коммерческой тайны.

Пункт 11 статьи 5 закона № 98-ФЗ направлен на раскрытие информации для неограниченного круга лиц, независимо от наличия у них властных полномочий.

Право государственных и муниципальных органов власти и управления на получение информации, составляющей коммерческую тайну, прямо закреплено в статье 6 закона № 98-ФЗ. В отношении запросов правоохранительных органов — этот случай особо оговорен в пункте 3 статьи 6 закона № 98-ФЗ — правовые нормы носят бланкетный характер, поскольку отсылают к соответствующему законодательству, в котором закрепляются права конкретного органа. Так, налоговые органы вправе получать информацию от налогоплательщика в силу прямого указания статьи 31 Налогового кодекса. Поэтому налоговые органы вправе требовать от предприятий представления налоговой и бухгалтерской документации безотносительно к тому, «охвачены» ли интересующие сведения режимом коммерческой тайны или нет. Иное положение вещей было бы нелогично и полностью бы блокировало возможность контроля государства за коммерческим сектором.

Также следует учитывать не только такое свойство коммерческой тайны, как неизвестность ее третьим лицам, но и обусловленность необходимости соблюдения режима секретности этих сведений возможностью получения прибыли в будущем и увеличения доходов (избежания неоправданных расходов) за счет ноу-хау. Представляется, что налоговая проверка при условии законного ее проведения сама по себе не может повлиять на возможность получения доходов при отсутствии этого ноу-хау. Кроме того, налоговые органы в целом и их сотрудники несут установленную законом ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

Альтернативный режим

Более строго закон защищает сведения, составляющие служебную тайну. Однако, нормы, регламентирующие оборот сведений, составляющих служебную тайну, разрознены и не объединены в режим, свойственный коммерческой тайне.

Тем не менее сведения, составляющие служебную тайну, в определенных случаях не могут быть истребованы в ходе рядовой проверки даже государственными органами, в том числе и налоговой инспекцией. Так, налоговые органы не вправе требовать представления соглашений об оказании юридической помощи и актов выполненных работ от адвокатов и адвокатских образований, поскольку профессиональную тайну составляет сам факт обращения к адвокату, включая имена доверителей — физических лиц или названия организаций, не говоря уже о содержании оказанной юридической помощи. Ссылки проверяющих на свои права, предусмотренные статьей 31 Налогового кодекса, будут являться неправомерными в силу запрета, предусмотренного пунктом 4 статьи 82 Кодекса. В некотором роде данные рассуждения могут быть применены и к представителям иных профессий, деятельность которых связана с охраной тайны частной жизни граждан — нотариусов, аудиторов и т. д. Однако известной судебной практики по таким делам нет.

В то же время существует хорошо отлаженная судебная практика по охране служебной тайны в банковской сфере. Например, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2007 г. № 09АП-6993/2007-АК были удовлетворены исковые требования банка о признании незаконным решения налогового органа о привлечении кредитной организации к налоговой ответственности в связи с отказом от представления запрашиваемой информации. Суд указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса банк обязан представлять инспекции ФНС только справки по счетам и операциям налогоплательщиков и не обязан предоставлять иные сведения.

Налоговый орган же, судя по содержанию его запроса, «нуждался» в информации не по исполнению договора банковского счета, а в иной — фискальной информации, охраняемой банковской тайной. Интересно, что при этом инспекция ссылалась на статью 87 Кодекса, в соответствии с которой она вправе истребовать документы у банка как третьего лица при проверке деятельности налогоплательщика.

Таким образом, эффективность режима коммерческой тайны при налоговой проверке может изменяться в зависимости от организационно-правовой формы компании и ее уставной деятельности.

Комментарий

Юрисконсульт Аудиторско-консалтинговой группы BKR-Интерком-Аудит Вячеслав Кискин:

— Необходимо отметить, что законодательство обязывает организации раскрывать информацию органам государственной власти по их запросу, в том числе относящуюся к коммерческой тайне (ст. 6 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Истребование информации и документов о деятельности налогоплательщика может происходить как в рамках налоговой проверки, так и при рассмотрении материалов налоговой проверки в случае назначения руководителем (заместителем руководителя) инспекции ФНС дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 93.1 НК).

Налоговый орган при наличии обоснованной необходимости может истребовать вне рамок проведения проверок информацию о конкретных сделках у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией о сделке (п. 2 ст. 93.1 НК).

Между тем рекомендуется обращать внимание на правильность составления запросов о предоставлении документов и информации, которые должны содержать четкий перечень запрашиваемых документов. Как показывает арбитражная практика, если в запросе не указано точное количество запрашиваемых документов, то привлечь налогоплательщика к ответственности по статье 126 Налогового кодекса невозможно. Более того, если организация уверена, что часть документов представлять не обязана, то она может не выполнять требование инспекторов (ст. 21 НК).

В отдельных случаях на незаконность привлечения к ответственности по статье 129.1 Кодекса лиц за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений указывает арбитражная практика (см. постановление ФАС Московского округа от 21 июля 2004 г. № КА-А40/6066-04).

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Адвокат по уголовным делам +7(495)664-55-96

Услуги адвоката по уголовным деламСтоимость
Консультация по телефону, он-лайн консультацияБесплатно
Консультация с изучением обстоятельств делаот 5000 руб.
Защита по уголовному делуот 80000 руб.
Выезд адвоката на следственное действиеот 10000 руб.
Обжалование приговораот 70000 руб.
Защита интересов потерпевшегоот 40000 руб.

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом – наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, – наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, – наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, – наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом – наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, – наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, – наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, – наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Трескова Клавдия Анатольевна

При сотрудничестве с банком каждый клиент рассчитывает, что сведения об операциях и сделках, которые он проводит по счетам, а также его личные данные будут надежно защищены. Большинство банков стремится сохранить сведения, которые относятся к банковской тайне. Такие взаимоотношения основаны не только на стремлении компании угодить клиентам, но и регламентированы законами.

Сохранность банковской тайны прямая обязанность всех учреждений, которым она доступна. Компании и сотрудники, которые пренебрегают законодательством, допускают разглашение или утечку информации несут ответственность. Кроме того, это негативно сказывается на репутации банка.

Что же это такое банковская тайна, какая информация к ней относится, кому могут быть переданы сведения без разрешения клиента и что грозит нарушителю конфиденциальности данных, разобрался Бробанк.

Суть понятия

Банковская тайна — это юридический принцип, согласно которому по законодательству страны сотрудники банков не вправе разглашать определенные данные. В частности информацию об операциях по счетам обслуживаемых клиентов, количестве счетов и даже личные сведения лицах. Разглашение этих данных может нарушить право на конфиденциальность частной жизни.

В некоторых странах понятие банковской тайны подразумевает и то, что сведения невозможно передавать даже властям. Такой запрет существует в Люксембурге, Швейцарии, Сингапуре, в некоторых оффшорных зонах. Но этим могут воспользоваться и мошенники, не опасаясь того, что их данные станут известны правительству. Однако в большинстве случаев информация о преступной деятельности становится известна банковским организациям заранее на этапе проверки.

В России по законодательству банковские учреждения гарантируют сохранность сведений клиента. Сотрудники банка могут предоставить информацию только лично владельцам счетов или их законным представителям. Кроме этого, доступ к определенным данным могут получить:

  • судебные органы;
  • БКИ;
  • АСВ;
  • счетная палата;
  • федеральная налоговая служба;
  • следственные органы;
  • таможни;
  • Центробанк;
  • пенсионный фонд;
  • служба судебных исполнителей;
  • фонд соцстрахования.

Список учреждений, которым доступ к данным клиента разрешен, периодически меняется. Важно понимать, что все эти службы получают доступ к счетам клиента не просто так, а на законных основаниях. Например, в рамках рассматриваемого дела о поступлениях на счета, к части сведений в отношении кредита, вклада или движения по счету в исполнительном производстве.

На территории России банковская тайна и ответственность за раскрытие сведений, относящихся к ней, регулируются статьями:

  • 857 ГК РФ.
  • 26 ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности».
  • частями 2, 3 и 4 ст. 183 УК РФ.

Государственные органы обращаются за предоставлением данных через официальные запросы, приказы или распоряжения.

Какую информацию не разглашают банки

К банковской и коммерческой тайне относят следующую информацию:

  1. Личные сведения клиентов — паспортные, контактные, реквизиты юридических лиц.
  2. Данные о банковских счетах пользователей. Тип открытых счетов, дату оформления, хранимую сумму денег, приходно-расходные операции, наличие валютных счетов, остатка и прихода/расхода средств по ним.
  3. Сведения о вкладах физических лиц — суммы во вкладе, сроке действия, процентной ставке.
  4. Операции и сделки, которые совершены в пользу клиента.
  5. Данные о коммерческих проектах клиентов или коммерческой тайне ставшей известной банку из предъявленной документации.
  6. Заявки на кредиты одобренные и отклоненные. Причины отказа в займе и другие аналитические данные об оценке финансового состояния клиента.
  7. Отчетные сведения банков, исключая те, которые публикуются на сайте.
  8. Сведения о доходах и расходах клиентов.
  9. Методы шифрования данных в банке.
  10. Способы защиты информации и любые другие дополнительные сведения, которые регламентированы внутри компании.

К банковской тайне относятся личные сведения клиентов - паспортные, контактные, реквизиты юридических лиц

За разглашение банковской тайны по Уголовному Кодексу РФ предусмотрено наказание.

Банковские учреждения запрашивают у физических и юридических лиц некоторую информацию по внутреннему перечню:

  • удостоверение личности — паспорт или заменяющий его документ;
  • сведения о лицах, которые действуют от имени юр. лица без доверенности;
  • контактные данные;
  • подтверждение финансового состояния;
  • данные о величине уставного капитала;
  • оригиналы лицензий для осуществления лицензируемой деятельности;
  • данные о присутствии или отсутствии юр. лица по месту регистрации.

Некоторые данные не входят в банковскую тайну, так как находятся в открытом доступе. Например, величина уставного капитала или количество лиц, у которых нет доверенности, но которые действуют от имени юр. лица. Эти данные размещают на сайте ФНС. Но если информация находится в открытом доступе представители банка к ней и отсылают, но сами их не предоставляют.

Разграничение понятий

Для разграничения понятий банковской тайны и коммерческой составлена таблица:

Описание Банковская Коммерческая
Содержание и объем информации, относящейся к тайне Установлены законом Принимает руководство компании
Перечень лиц, кому доступна информация, отнесенная к тайне Клиент и его законные представители Учредители финансовой компании и наделенные полномочиями сотрудники
Сохранность информации обязаны обеспечивать Все сотрудники кредитных организаций Специалисты, которые получают доступ к данным

Термин банковской тайны шире, чем коммерческой. Но по решению руководства и внутреннему регламенту в коммерческую банковскую тайну часто включают и данные, которые не относятся к банковской.

Когда допускается раскрытие тайны

Беспрепятственно получать сведения, содержащие банковскую тайну, могут сами владельцы счетов, доверенные лица и БКИ, к части, которая прописана в законе. Госорганам потребуется оформить официальный запрос на предоставление данных и указать законное основание, подтверждающее право на такую информацию.

Во всех государствах существует перечень случаев, при которых можно передать личные данные клиентов другим учреждениям. В РФ возможно и допустимо разглашение банковской тайны:

  1. По запросу судей, органов власти, МВД, прокуратуры, ФСБ.
  2. По письменному требованию органов исполнительной службы, налогового органа, Федеральной комиссии по ценным бумагам.

Сведения, содержащие банковскую тайну, могут совершенно законно получать сами владельцы счетов, доверенные лица и БКИ, полномочия каждого из них прописаны в законе

Сведения, которые входят в банковскую тайну, передают на законных основаниях:

  • внутри отчетной или прочей документации аудиторским компаниям, Банку России или иному уполномоченному проверяющему органу;
  • без запроса госоргана, например уведомление ФНС об открытии счетов, о которых банки обязаны отчитываться по законодательству;
  • в рамках отчетности Комитету по финансовому мониторингу при обнаружении определенных признаков, прописанных в законе о легализации.

Банковские сотрудники не могут отказать в предоставлении информации в этих ситуациях.

Как обеспечивают защиту

Сохранной банковской тайны обеспечивает законодательство РФ. Гарантами соблюдения принципа защиты личных данных выступают Банк России, финансовые учреждения. А также агентство по страхованию вкладов, БКИ и другие компании, кому стала доступна информация на законных основаниях.

Уполномоченные сотрудники, обязаны для защиты банковской тайны:

  1. Ограничивать число лиц, наделенных доступом к личным данным клиентов и другой информации, которая включена в банковскую тайну.
  2. Устанавливать отдельное делопроизводство для тех документов, которые содержат банковскую тайну.
  3. Применять технические средства и специальное программное обеспечение для защиты от несанкционированного просмотра баз данных и документов, содержащих банковскую тайну.
  4. Использовать двухфакторную аутентификацию и действенные способы контроля.
  5. Организовывать надежные связи между подразделениями с помощью шифрования данных.

Сотрудники банковских учреждений в обязательном порядке подписывают документ о неразглашении любых сведений, полученных от клиентов при решении рабочих вопросов.

Также сотрудники Центрального Банка и других государственных служб не вправе передавать другим лицам данные, которые они получили в ходе пересылки запросов и требований.

Иногда в коммерческую банковскую тайну включают и данные, которые не относятся к банковской тайне

Какие последствия разглашения или утечки

Нарушением банковской тайны считают разглашение информации, которая входит в банковскую тайну, должностным лицом умышленно или случайно. При этом если разглашение личных сведений нанесло клиенту финансовых или репутационный вред, законодательство позволяет пострадавшему лицу подать в суд.

Так оно сможет защитить свои интересы и получить компенсацию. За разглашение личных сведений клиентов законы РФ предусматривают разного рода ответственность: гражданскую, административную или уголовную.

Гражданская

Пострадавшие от разглашения банковской тайны клиенты могут подать в суд на банк или напрямую на сотрудника и потребовать денежную компенсацию за убытки. За сохранение личных банковских сведений ответственны:

  • банки и небанковские кредитные организации;
  • Центробанк РФ;
  • БКИ;
  • АСВ;
  • Росфинмониторинг;
  • аудиторские учреждения.

Ответственность несут и все сотрудники перечисленных учреждений. Эти службы и их работников привлекут при нарушении к гражданской ответственности. От них потребуют возмещения ущерба по статье 857 ГК РФ. Также клиент может запросить компенсацию морального ущерба по ст.151 и 152 ГК РФ.

Но законодательство РФ допущена несостыковка в привлечении к ответственности БКИ за передачу информации, которую им передают банки. Бюро несет только административную ответственность, но не компенсирует ущерб.

По трудовому законодательству

Сотрудники банковских учреждений привлекаются к ответственности по ТК РФ. Но в любом случае гарантировать защиту сведений первоначально должен банк. Начальство обязано организовать рабочий процесс так, чтобы не происходили утечки. Но и нарушитель не останется безнаказанным.

По ст.37 ТК РФ привлекут участников коллективных договоров или лиц, которые связаны с договорами. По ст.238 ТК РФ работник должен компенсировать прямые убытки банку, но требовать возмещение денег за упущенную выгоду руководство не вправе. За разглашение банковской, коммерческой или гостайны, сотрудник несет полную материальную ответственность по ч. 7 ст.243 ТК РФ.

Административная

Ответственным за нелегальное использование тайных данных может стать кредитное учреждение. Или любое физлицо, которое в ходе работы получило такую информацию.

Клиенты, пострадавшие от нарушения банковской тайны, могут получить материальную компенсацию нанесенного вреда

Административную ответственность предусматривают в 2 случаях:

  1. По ст. 13.14 Кодекса об админправонарушениях за раскрытие важных банковских данных. Установлен штраф в сумме от 500 до 1000 рублей для физлиц и от 4 до 5 тысяч руб. для уполномоченных сотрудников.
  2. По статье 13.11 Кодекса об админправонарушениях за неправильное хранение и использование данных, которые защищены федеральным законодательством. Предусмотрен штраф в 500-1000 рублей для физлиц и 5-10 тыс. рублей для уполномоченных сотрудников.

Наказание наступит для всех, кому стали известны данные, причисленные к тайным, которые были раскрыты.

Нарушением банковской тайны считают разглашение информации, ведь сотрудники банков подписывают документы, в которых указаны правила и принципы банковской тайны и ответственность за ее нарушение

Уголовно наказуемая

Категории наказаний по УК РФ при нарушении банковской тайны:

  1. По ч.1 ст.183 УК РФ за сбор важных данных через кражу документации, подкуп или угрозы предусматривают крупный штраф. Он достигает 0,5 млн руб. либо доход за год. Также устанавливают исправительно-принудительные работы на 1-2 года или тюремное заключение на тот же период.
  2. По ч.2 ст.183 УК РФ за нелегальное использование тайных сведений осужденному присудят штраф до 1 млн руб. либо доход за 2 года. Кроме того запрещено занимать некоторые рабочие места и осуществлять определенную деятельность в течение 3-х лет. Осужденному могут присудить исправительно-принудительные работы на 2-3 года или тюремное заключение на тот же срок.
  3. По ч.3 ст.183 УК РФ за крупные убытки предусмотрен штраф до 1,5 млн руб. либо заработок за 3 года. Осужденного лишают права назначения на ряд должностей. А также запрещают заниматься некоторыми видами работ до 3 лет. Кроме того предусмотрены принудительные работы до 5 лет либо тюремное заключение на тот же срок.
  4. За тяжкие последствия по ч.2 и 3 ст. 183 УК РФ осужденным назначают принудительные работы до 5 лет или тюремное заключение до 7 лет.

По ст. 169 УК РФ ущерб в крупном размере считают сумму от 1,5 млн руб., а особо крупный размер — 6 млн руб.

Меру ответственности за нарушение банковской тайны избирают в суде

Европейские банки с самой высокой защитой данных

В полной мере принцип банковской тайны соблюдают только в некоторых государствах Европы:

  1. Австрия. Уровень защиты банковской тайны в австрийских учреждениях очень высок. Даже к новым клиентам сотрудники относятся особенно щепетильно. Объясняется это тем, что если правительство обнаружит в списке обслуживаемых лиц мошенника, у банка сильно испортится репутация. Поэтому все клиенты австрийских банков предварительно проходят тщательную проверку. Более лояльно учреждения относятся к тем клиентам, у которых есть ВНЖ в Австрии. Но даже юридические компании, которые зарегистрированы в РФ, могут открыть счета в австрийских банках. Сейчас добиться раскрытия банковской тайны в этой стране практически невозможно, поэтому такие случаи происходят крайне редко.
  2. Швейцария. Банковская тайна — один из важнейших аспектов для Швейцарии. Многие состоятельные граждане и компании открывают счета в швейцарских банках, так как им гарантируют полную конфиденциальность данных. Но проверка потенциальных клиентов при открытии счетов очень глубокая. Более лояльно относятся к клиентам с ВНЖ в Швейцарии. Допускается раскрытие сведений только по самым подозрительным операциям по счетам.

В других европейских странах уровень безопасности банковских данных не так высок. Чтобы получить информацию из банков Швейцарии и Австрии, нужно предоставить решение суда о наличии преступления. После этого подают запрос в банковское учреждение. Сотрудники банка рассматривают этот запрос и принимают положительное или отрицательное решение по поводу раскрытия данных, хранимых в банке этих стран.

Трескова Клавдия Анатольевна

Клавдия Трескова - высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. treskova@brobank.ru

Комментарии: 0

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Читайте также: