Комментарии к налоговому кодексу рб

Опубликовано: 30.04.2024

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.

В условиях отсутствия изменений, вносимых в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК) в текущем году, Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении» (далее – Указ) проиндексированы ставки налогов, установленные в белорусских рублях, размеры доходов и налоговых вычетов, применяемых в целях исчисления подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог), критерии применения упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), а также установлены отдельные налоговые льготы и преференции, ставки налогов.

Тарифная ставка

Согласно пункту 16 Указа положения пунктов 1–10 данного документа вступают в силу с 1 января 2020 г.

По пункту 1 Указа.

С учетом того, что в соответствии с пунктом 1 Указа ставки акцизов на подакцизные товары на 2020 г. установлены согласно приложению 1 к Указу, при отгрузке (передаче) подакцизных товаров с 1 января 2020 г. должны применяться вновь установленные ставки акцизов.

Справочно. Согласно пункту 4 статьи 160 НК нулевые либо иные ставки акцизов, исключения из перечня подакцизных товаров применяются по подакцизным товарам, отгруженным (переданным), со дня установления этих нулевых либо иных ставок акцизов, исключений.

При изменении порядка исчисления акцизов, в том числе ставок акцизов, включении товаров в перечень подакцизных товаров новый порядок исчисления применяется по подакцизным товарам, отгруженным (переданным) с момента изменения порядка исчисления акцизов, включения товаров в перечень подакцизных товаров.

Также по 31 декабря 2020 г. Указом установлены ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (приложение 2 и 3 соответственно).

Справочно. На 2019 г. вышеуказанные ставки были установлены приложениями 3 и 4 к НК.

Кроме того, установлены новые ставки по экологическому налогу (приложения 4-6) и налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов (приложения 7, 8).

Специфическая ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении калийных солей установлена Указом в размере 5,3 бел. руб. за добычу (изъятие) 1 т калийных солей (в пересчете на оксид калия) (подп. 9.4 п. 9 Указа).

С 1 января 2020 г. проиндексированы (увеличены) размеры доходов, в пределах которых освобождаются от подоходного налога:

  • стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет, указанных в пункте 14 статьи 208 НК, с 833 бел. руб. до 888 бел. руб. на каждого ребенка от каждого источника в течение календарного года;
  • доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, указанные в пункте 22 статьи 208 НК, с 6 569 бел. руб. до 7 003 бел. руб. в сумме от всех источников в течение календарного года;
  • доходы, указанные в пункте 23 статьи 208 НК, получаемые от:
    • организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, с 1 984 бел. руб. до 2 115 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;
    • иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с 131 бел. руб. до 140 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;
  • доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, указанные в пункте 24 статьи 208 НК, с 3 398 бел. руб. до 3 622 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;
  • безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, указанные в пункте 29 статьи 208 НК, с 13 128 бел. руб. до 13 994 бел. руб. в сумме от всех источников в течение календарного года;
  • доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, указанные в пункте 38 статьи 208 НК, с 397 бел. руб. до 423 бел. руб. от каждой профсоюзной организации в течение календарного года.

С 1 января 2020 г. проиндексированы (увеличены) размеры стандартных налоговых вычетов:

  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 209 НК, увеличен с 110 бел. руб. до 117 бел. руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 709 бел. руб. в месяц;
  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 209 НК:
    • на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца увеличен с 32 бел. руб. до 34 бел. руб. в месяц;
    • предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю увеличен с 61 бел. руб. до 65 бел. руб. в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца;
    • предоставляемый родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, увеличен с 61 бел. руб. до 65 бел. руб. на каждого ребенка в месяц;
  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 209 НК и предоставляемый отдельным категориям граждан, перечисленным в данном подпункте, увеличен с 155 бел. руб. до 165 бел. руб. в месяц.

По пункту 2 Указа.

С 1 января 2020 г. увеличен с 1 994 бел. руб. до 2 126 бел. руб. размер дохода, не превышение которого за календарный квартал является условием применения в 2020 г. стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 209 НК, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально.

По пункту 4 Указа.

  • освобождение от подоходного налога единовременной выплаты на оздоровление, осуществляемой работникам бюджетных организаций один раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск;
  • освобождение от подоходного налога доходов в виде денежной компенсации расходов по найму жилых помещений, полученных работниками органов принудительного исполнения, направленными в порядке перевода в другую местность, а также молодыми специалистами, направленными на работу в орган принудительного исполнения не по месту жительства, в течение срока обязательной работы по распределению;
  • продление льготы по подоходному налогу в отношении доходов, полученных физическими лицами по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов (юридическими лицами, зарегистрированными в Республике Беларусь и включенными Национальным банком Республики Беларусь в реестр форекс-компаний) соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

С 2020 г. Указом установлена ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс–центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в размере 25 %.

Справочно. До 1 марта 2019 г. для форекс-компаний, Национального форекс-центра (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа») в отношении прибыли от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами действовала льготная ставка 9 %.

С 1 марта 2019 г. до 1 января 2020 г. данная категория плательщиков исчисляла налог на прибыль по деятельности на внебиржевом рынке Форекс по общеустановленной ставке 18 %.

С 2020 г. Указом предусмотрено установление для иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, предельного срока перечисления в бюджет подоходного налога с доходов физических лиц, полученных от такой иностранной организации за весь периодс начала осуществления ею деятельности на территории Республики Беларусь, приведшей с учетом положений международного договора к возникновению постоянного представительства в Республике Беларусь. С доходов, полученных по окончании такого периода, подоходный налог иностранной организацией перечисляется в бюджет в общеустановленном порядке.

Указом предусмотрено право физического лица произвести возврат излишне удержанного у него налоговым агентом подоходного налога через налоговый орган по месту постановки на учет этого налогового агента в случае, если общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления такого возврата в течение трех месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания подоходного налога.

По пункту 5 Указа.

В силу норм Указа снижен критерий применения налоговых преференций организациями, использующими труд инвалидов, по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), налогу на прибыль и налогу на недвижимость.

Так, с 1 января 2020 г. такие плательщики могут применить льготы по указанным налогам при условии, что численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30 % численности работников в среднем за этот же период.

Справочно. До 1 января 2020 г. соответствующий критерий был установлен в размере не менее 50 % численности работников.

По пункту 6 Указа.

В целях упрощения налогового администрирования и сокращения трудозатрат Указом предусмотрено, что затраты на оплату стоимости израсходованного топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования включаются в состав нормируемых затрат при исчислении налога на прибыль в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

Также с 1 января 2020 г. единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации при исчислении налога на прибыль.

По пункту 7 Указа.

Указом продлено действие льгот для научных организаций и научно-технологических парков, установленных нормами НК.

В частности, освобождаются от налога на недвижимость в соответствии с подпунктом 7.1 пункта 7 Указа у плательщиков-организаций:

  • капитальные строения (здания, сооружения), их части научных организаций и научно-технологических парков;
  • капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

Также в соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 Указа освобождены от земельного налога у плательщиков-организаций земельные участки научных организаций и научно-технологических парков, а также земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

При этом следует отметить, что в Указе период пользования указанными льготами не ограничен.

По пункту 8 Указа.

Указом предусматривается определение налоговой базы земельного налога (кадастровой стоимости) в белорусских рублях с ее индексацией по отдельным зонам на прогнозный уровень инфляции.

Так, согласно Указу налоговая база земельного налога на 1 января 2020 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2020 г. определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

  • для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон – в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2018 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2019 и 2020 годы;
  • для общественно-деловой и производственной зон – в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен на 2020 г.

По пункту 9 Указа.

Согласно Указу в 2020 г. для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции по сравнению с пороговыми значениями, установленными НК на 2019 г.

Так, в 2020 г. площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 8 159 бел. руб. за 1 га;
  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 5 439 бел. руб. за 1 га;
  • общественно-деловой зоны, за исключением указанных в абзацах втором и третьем подпункта 9.1 пункта 9 Указа, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 666 бел. руб. за 1 га;
  • производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 14 832 бел. руб. за 1 га;
  • рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 16 316 бел. руб. за 1 га;
  • жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 43 512 бел. руб. за 1 га;
  • жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 21 756 бел. руб. за 1 га.

Проиндексированы на прогнозный уровень инфляции и установлены ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в пунктах 2–5 статьи 241 НК, а именно:

  • для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон – в размере 163,16 бел. руб. за 1 га;
  • для жилой многоквартирной зоны – в размере 10,88 бел. руб. за 1 га;
  • для жилой усадебной зоны – в размере 21,76 бел. руб. за 1 га.

С 1 января 2020 г. устанавливается новая налоговая льгота по акцизам.

Так, дизельное топливо, реализуемое (передаваемое) организациям, входящим в состав ПО «Белоруснефть», в количестве и на условиях, установленных подпунктом 9.5 пункта 9 Указа, освобождается от акцизов.

С учетом положений пункта 4 статьи 160 НК указанное освобождение от акцизов применяется в отношении дизельного топлива, отгруженного (переданного) с 1 января 2020 г.

Данным подпунктом установлен порядок взимания акцизов при нецелевом использовании приобретенного (полученного) дизельного топлива.

Указом проиндексирован на прогнозный показатель инфляции критерий для признания в 2020 г. индивидуальных предпринимателей плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (с 420 000 бел. руб. до 441 000 бел. руб.).

По пункту 10 Указа.

С 1 января 2020 г. увеличены предельные пороги валовой выручки для УСН.

Так, в 2020 г. предельная величина валовой выручки составляет для:

  • применения организациями УСН с уплатой НДС – не более 2 046 668 бел. руб. (тогда как в 2019 г. она не должна была превышать 1 949 208 бел. руб.);
  • применения организациями УСН без уплаты НДС – не более 1 404 286 бел. руб. (в 2019 г. этот показатель составлял 1 337 415 бел. руб.);
  • применения индивидуальными предпринимателями УСН с уплатой НДС либо без уплаты такого налога – не более 441 000 бел. руб. (вместо 420 000 бел. руб., установленных в 2019 г.);
  • ведения организациями учета в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, – не более 774 900 бел. руб. (против 738 000 бел. руб. в 2019 г.).

При этом для целей перехода на УСН с 1 января 2021 г. размер валовой выручки за первые 9 месяцев 2020 г. установлен для организаций – 1 538 843 бел. руб.; индивидуальных предпринимателей – 330 750 бел. руб.

По пункту 12 Указа.

В целях упорядочения порядка налогообложения случаев безвозмездной передачи имущества (работ, услуг) Республике Беларусь предусмотрено, что для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц, переданных и принятых в соответствии с законодательством.

Такими законодательными актами являются:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» – до 15 ноября 2019 г.;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом» – с 15 ноября 2019 г.

Таким образом, при соблюдении положений вышеназванных указов, предусматривающих передачу и (или) получение государственного имущества, в том числе при передаче в государственную собственность машин, оборудования, транспортных средств и иного движимого имущества, не относящегося к основным средствам у передающей стороны, плательщики вправе будут воспользоваться преференцией, установленной пунктом 12 Указа, соответственно такая безвозмездная передача не будет признаваться объектом налогообложения НДС.

Согласно пункту 16 Указа вышеуказанные нормы распространяют свое действие на отношения, возникшие с 15 мая 2019 г.

По пункту 13 Указа.

Указом предусмотрено внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)», в соответствии с которыми с 1 января 2019 г. организациям-страхователям предоставлено право включать в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в том числе страховые взносы по добровольному страхованию имущества юридического лица, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг)), а также товаров, предназначенных для реализации.

Согласно пункту 16 Указа вышеуказанные нормы распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.

Законом от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» внесен ряд новшеств в порядок исчисления подоходного налога. Рассмотрим основные из них.

Ряд корректировок, вступающих в силу в 2021 году, являются нововведениями, а часть просто приводит нормы кодекса в соответствие с положениями указов от 31.10.2019 № 411 и от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении».

Место работы

Местом основной работы для целей исчисления подоходного налога с 1.01.2021 считается организация или индивидуальный предприниматель, с которыми работник состоит в трудовых отношениях, за исключением работы по совместительству. При этом трудовая книжка не упоминается, поскольку ее заполнение с 28.01.2020 г. не обязательно, если нанимателем является физическое лицо (ст. 50 Трудового кодекса в редакции закона от 18.06.2019 № 219-З).

Доходы, не признаваемые объектом налогообложения

В перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, включены:

стоимость общедоступных социальных услуг, оказываемых бесплатно и финансируемых из бюджета либо за счет средств социального страхования, а также услуг в рамках государственного социального заказа, оказываемых бесплатно и финансируемых из бюджета (подпункт 2.23 п. 2 ст. 196 НК);

в размере расходов, оплаченных или возмещенных принимающей стороной, в т.ч. суточных, питания, проживания, проезда, при направлении организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимися для плательщика местом основной работы (службы, учебы), за границу на обучение (профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с обучением и деятельностью такой организации или индивидуального предпринимателя (подп. 2.24 п. 2 ст. 196 НК). Данная норма перенесена из Указа № 411;

для определения суммы дохода, которая не будет являться объектом при выплате вклада в уставный фонд или реализации доли (части доли) в уставном фонде организации, в состав расходов учредителя (участника) этой организации включаются (подп. 2.38 п. 2 ст. 196 НК):

С 2021 года не удерживается подоходный налог у физлица в случае, если контролирующий орган обнаружит, что налоговый агент неправомерного не удержал и не перечислил этот налог (подп. 2.39 ст. 196 НК). В такой ситуации налоговому агенту придется уплачивать налог за счет собственных средств. При этом такие суммы для плательщика не признаются объектом налогообложения. Под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов плательщика и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами (абз.8 ч.2 ст. 195 НК). Данные нормы введены в целях борьбы с выплатами заработной платы «в конвертах».

Налоговая база

1) С 2021 года плательщикам, получающим доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке 6%, предоставляются налоговые вычеты, установленные ст. 209 — 211 НК (п. 3 ст. 199 НК);

2) при определении налоговой базы подоходного налога не учитываются доходы, полученные по договорам добровольного страхования (за исключением заключенных на срок менее 3 лет договоров добровольного страхования жизни и добровольного страхования дополнительных пенсий, по которым уплата страховых взносов (страховых премий) за плательщика осуществлялась за счет средств организации, индивидуального предпринимателя, физических лиц, не состоящих с плательщиком в отношениях близкого родства, опекуна, попечителя и подопечного) (подп. 1.2 ст. 202 НК);

3) порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами по доходам, получаемым от физлиц (белорусских и (или) иностранных), аналогичен порядку при получении доходов от белорусских организаций или ИП (п. 5 ст. 202). Ранее этот вопрос разъяснялся письмом МНС от 02.04.2020 № 3-2-7/Ас-00430;

4) налоговая база подоходного налога по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок по договорам (соглашениям), заключенным с иностранной организацией, определяется как денежное выражение доходов от таких операций, уменьшенных на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере:

стоимости приобретения ценных бумаг, переданных плательщиком иностранной организации на основании заключенного с такой организацией договора (соглашения);

денежных средств (электронных денег), переданных (зачисленных в электронный кошелек) плательщиком иностранной организации в соответствии с договором (соглашением) о совершении указанных операций (п. 8 ст. 202 НК).

Налоговые вычеты

Проиндексированы размеры стандартных налоговых вычетов.

Вид стандартного налогового вычета

Налоговый вычет, рублей

в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 709/761 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК)

в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 5, абз. 1 ч. 7 и ч. 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

предоставляемый родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет — на каждого ребенка в месяц (ч. 8 и 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

некоторым лицам в месяц, в т.ч. инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, «афганцам», отдельным категориям «чернобыльцев» и др. (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК)

Установлено, что для целей применения стандартного вычета на детей и (или) иждивенцев одиноким признается родитель, если второй родитель ребенка признан недееспособным (абз. 3 ч.6 подп. 1.2 ст. 209 НК.

Социальные вычеты

Введены следующие корректировки:

социальный вычет на страхование может быть предоставлен одному физлицу из лиц, состоящих между собой в отношениях близкого родства, независимо от того, кем из них уплачены страховые взносы (ч. 3 подп. 1.2 ст. 2010 НК);

социальные вычеты на обучение и на страхование в течение года предоставляются только по месту основной работы (службы, учебы) (по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) эти вычеты предоставляет налоговый орган при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании года) (ч. 1 п.1 ст. 210 НК).

Имущественные вычеты

1) В настоящее время между застройщиками и дольщиками нередко заключаются договоры создания объекта долевого строительства, предусматривающие последующее оформление договора купли-продажи с оплатой цены одноквартирного жилого дома или квартиры в рассрочку. При этом оформление квартиры в собственность дольщика осуществляется только после полной уплаты цены договора. До сих пор это не позволяло дольщику получить имущественный налоговый вычет. Корректировка ч. 1, 9 и 11 подп. 1.1 ст. 211 НК исправляет положение. Теперь л ицам, которые несут расходы на строительство или приобретение жилья имущественный вычет предоставляется при приобретении жилья в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены этого жилья в рассрочку:

после дня заключения договора создания объекта долевого строительства;

в пределах цены, указанной в договоре купли-продажи;

2) вычет в течение года предоставляется только по месту основной работы (службы, учебы). По доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы этот вычет предоставляет налоговый орган при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании года (ч. 17 подп. 1.1 ст. 211 НК).

Доходы, освобождаемые от налогообложения

Проиндексированы предельные годовые размеры освобождаемых доходов.

Освобождаемый доход, рублей

Стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет — на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (п. 14 ст. 208 НК)

Доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно — в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 22 ст. 208 НК)

Не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (п. 23 ст. 208 НК), получаемые от:

организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП — от каждого источника в течение налогового периода

иных организаций и ИП — от каждого источника в течение налогового периода

Доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций РБ — от каждого источника в течение налогового периода (п. 24 ст. 208 НК)

Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей — в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 29 ст. 208 НК)

Доходы, получаемые от профсоюзных организаций их членами — от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (п. 38 ст. 208 НК)

Расширен перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога. В него включены:

проценты, начисленные за период размещения средств семейного капитала в банковские вклады (депозиты) физлиц (п. 2 ст. 208 НК);

компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства. (абз.9 ч. 1 п. 4 ст. 208 НК). В прошлом году такая льгота была предусмотрена Указом № 503;

суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзными организациями, членом которых являлся умерший работник, его близким родственникам (п. 11-1 ст. 208 НК);

доходы, полученные от сдачи внаем жилых помещений выпускникам, получившим образование в дневной форме получения образования за счет средств физлиц или собственных средств и направленным по их желанию на работу на места работы, оставшиеся после распределения (п. 52 ст. 208 НК);

доходы в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры при их приобретении в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены этого жилья в рассрочку, в случаях досрочного расторжения указанного договора купли-продажи, отказа от его исполнения (п. 61-1 ст. 208 НК);

единовременная выплата на оздоровление работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания. Данная льгота была предусмотрена указом № 503 еще в прошлом году, а с 1 января тг. она распространяется на работников государственных органов, не финансируемых за счет средств республиканского или местных бюджетов (п. 66 ст. 208 НК);

доходы, полученные с 01.01.2021 г. до 01.01.2025 г. физлицами-инвесторами от участия в инвестиционных фондах, зарегистрированных в Беларуси (п. 67 ст. 208 НК);

доходы в виде процентов по банковским вкладам (депозитам) и премия государства, полученные участником государственной системы жилищных строительных сбережений (п.п. 36-1 и 68 ст. 208 НК). Аналогичная норма предусмотрена п. 2 Указа от 26.10.2020 № 382 «О государственной системе жилищных строительных сбережений», вступающего в силу с 01.01.2021.

Командировочные расходы

Приведены в соответствие с требованиями указов № 411 и № 503, а также формулировками Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совмина от 19.03.2019 № 176, нормы ч. 3 п. 4 ст. 208 НК, согласно которым освобождаются от налогообложения расходы на служебные командировки по территории Беларуси и за ее пределы. Так, при возмещении (оплате) плательщику расходов на служебные командировки как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределы освобождаются от подоходного налога:

суточные в размерах, установленных законодательством;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по оплате проезда к месту служебной командировки и обратно. При отсутствии у плательщика документов, подтверждающих оплату указанных расходов, суммы такого возмещения освобождаются от подоходного налога в размерах, установленных законодательством;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на такси, аренду автомобиля в пределах места командировки за границей;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения. При отсутствии у плательщика документов, подтверждающих оплату указанных расходов, либо в случаях, когда законодательством предусмотрено возмещение (оплата) расходов по найму жилого помещения без представления таких документов, суммы такого возмещения (оплаты) освобождаются от подоходного налога в пределах размеров, установленных законодательством;

общая выплата, возмещающая водителям, осуществляющим внутриреспубликанские и (или) международные автомобильные перевозки, расходы по найму жилого помещения и суточные, определяемая в порядке, установленном законодательством;

иные расходы на служебные командировки, в том числе расходы, произведенные работником в командировке с разрешения или ведома нанимателя, оплачиваемые (возмещаемые) в соответствии с законодательством.

Также от подоходного налога освобождаются аналогичные расходам на командировки выплаты, связанные с направлением за границу на обучение — профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с обучением и деятельностью организации или ИП, являющимися местом основной работы (службы, учебы) лица, направленного на обучение. При этом формулировки п. 4 ст. 208 НК приведены в соответствие с указом № 411.

1. С 1 января 2021 г. до 1 января 2023 г. доходы, полученные по трудовым договорам от резидентов ПВТ и резидентов Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» и (или) совместной белорусско-китайской компании по развитию этого парка, облагаются подоходным налогом по ставке 13% (п. 3 ст. 3 Закона № 72-З).

Напомним, ставка подоходного налога 9% была установлена Положением о Парке высоких технологий, утв. Декретом от 22.09.2005 № 12, и Положением о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утв. указом от 12.05.2017 № 166 . При этом специальный правовой режимом ПВТ установлен до 1 января 2049 г., а особый порядок налогового регулирования парка «Великий камень» составляет 50 лет с принятия указа № 166. Однако теперь ставка налога повышена на 2 года — в целях принятия дополнительных мер по консолидации доходов бюджета для борьбы с COVID-19.

2. Увеличены ставки налога в фиксированных суммах по доходам, полученным от сдачи физлицам в аренду (субаренду), наем жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Беларуси (приложение 2 к НК). При этом подоходный налог в фиксированных суммах за январь тг. исчисляется плательщиками исходя из ставок налога и в порядке, предусмотренных НК, а уплачивается не позднее 22.01.2021 г., за исключением случая, когда срок уплаты налога в январе 2021 г., предусмотренный ч. 2 подп. 1.2 ст. 221 НК, приходится на период после 22.01.2021 г. (ч. 2, 3 п. 7 ст. 2 Закона № 72-З).

Наименование населенных пунктов и иных территорий

Ставки подоходного налога в фиксированных суммах за месяц, рублей

жилые помещения (за каждую сдаваемую жилую комнату), садовые домики, дачи

нежилые помещения, машино-места

металлический или деревянный гараж, машино-место

железобетонный или кирпичный гараж

другие нежилые помещения (за 1 м 2 площади)


МНС опубликовано комментарий к Закону Республики Беларусь "Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь" в части исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц.

Налоговая база подоходного налога

Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6 %, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209–211 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК; п. 3 ст. 199 НК).

Внесен ряд изменений и дополнений в перечень льгот по подоходному налогу:

1) расширен перечень доходов, освобождаемых от налогообложения подоходным налогом, а именно статья 208 НК дополнена нормами, в соответствии с которыми от подоходного налога освобождаются:

  • суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзными организациями, членом которой являлся умерший работник, лицам, состоящим с умершим работником в отношениях близкого родства (п. 11 1 ст. 208 НК);
  • не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 24, 29 и 30 ст. 208 НК), освобождаются от подоходного налога независимо от их размера (п. 38 ст. 208 НК);
  • доходы, полученные от профсоюзных организаций членами таких организаций в виде вознаграждения одновременно по двум основаниям – за добросовестное и активное участие в деятельности профсоюзной организации и в связи с государственными праздниками, праздничными днями, памятными и юбилейными датами физических лиц и организаций, освобождаются от подоходного налога независимо от их размера (п. 38 1 ст. 208 НК);
  • единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания, а также работникам государственных органов, не финансируемых за счет средств республиканского или местных бюджетов (п. 66 ст. 208 НК);
  • до 1 января 2025 г . доходы, полученные инвесторами – физическими лицами от участия в инвестиционных фондах, зарегистрированных в Республике Беларусь (п. 67 ст. 208 НК);
  • премия государства, полученная участником государственной системы жилищных строительных сбережений (п. 68 ст. 208 НК);

2) внесены корректировки, в результате которых от подоходного налога освобождаются:

  • проценты, начисленные за период размещения денежных средств, единовременно предоставляемых в безналичном порядке семьям при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей, в банковские вклады (депозиты) (п. 2 ст. 208 НК);
  • денежные вознаграждения тренеров и иных специалистов, принимавших участие в подготовке спортсменов, получивших призы в связи с участием в международных и республиканских соревнованиях, – в размерах, определяемых Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь;

3) проиндексированы (увеличены) размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога:

  • стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет, оплаченных или возмещенных за счет средств белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей, с 888 руб. до 954 руб. на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (п. 14 ст. 208 НК);
  • доходы, полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно с 7 003 руб. до 7 521 руб. в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 22 ст. 208 НК);

доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от:

  • организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), – с 2 115 руб. до 2 272 руб. от каждого источника в течение календарного года;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся местом основной работы (службы, учебы), – с 140 руб. до 150 руб. от каждого источника в течение календарного года (п. 23 ст. 208 НК);

доходы в виде оплаты нанимателем за работника, а также профсоюзной организацией за члена своей организации страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в том числе по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, с 3 622 руб. до 3 890 руб. от каждого источника в течение календарного года (п. 24 ст. 208 НК);

безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и (или) натуральной формах, поступившие на благотворительный счет банка Республики Беларусь пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с 13 994 руб. до 15 030 руб. в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 29 ст. 208 НК).

НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ ПО ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ

Стандартные налоговые вычеты

Проиндексированы (увеличены) размеры стандартных налоговых вычетов:

стандартный налоговый вычет физическому лицу увеличен с 117 руб. до 126 руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 761 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК).

В свою очередь, частью пятой пункта 2 статьи 209 НК установлено, что индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, не имеющие в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы), применяют стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 209 НК, при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму расходов, предусмотренных статьей 205 НК, не превышает в соответствующем календарном квартале 2 283 руб.;

стандартный налоговый вычет на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца увеличен с 34 руб. до 37 руб. в месяц.

Для родителей, имеющих двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, стандартный налоговый вычет увеличен с 65 руб. до 70 руб. на каждого ребенка в месяц.

Для вдов (вдовцов), одиноких родителей, приемных родителей, опекунов или попечителей стандартный налоговый вычет увеличен с 65 руб. до 70 руб. в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК).

При этом для целей применения стандартного налогового вычета в размере 70 руб. на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца к одиноким родителям также отнесен родитель, если второй родитель ребенка признан недееспособным;

стандартный налоговый вычет, предоставляемый отдельным категориям физических лиц, увеличен с 165 руб. до 177 руб. в месяц (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК).

Социальный налоговый вычет по суммам страховых взносов (подп. 1.2 п. 1 ст. 210 НК)

С 1 января 2021 г . лица, состоящие в отношениях близкого родства с физическими лицами, заключившими договоры добровольного страхования со страховыми организациями Республики Беларусь, а также их подопечные, в том числе бывшие подопечные, достигшие восемнадцатилетнего возраста, имеют право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных ими в качестве страховых взносов по таким договорам добровольного страхования.

Имущественный налоговый вычет по расходам на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК)

Закреплено право физических лиц на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры при их приобретении в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры в рассрочку.

Указанный вычет предоставляется после заключения договора создания объекта долевого строительства.

Внесены изменения в порядок предоставления социальных налоговых вычетов и имущественного налогового вычета по расходам на строительство либо приобретение жилья на территории Республики Беларусь

Данные вычеты по доходам, полученным в 2021 г ., предоставляются физическому лицу:

в течение налогового периода – налоговым агентом, являющимся для него местом основной работы (службы, учебы);

по окончании налогового периода – налоговым органом по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) и (или) подлежащим налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 219 НК, при подаче налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц и документов, подтверждающих право на получение вычетов.

Внесены изменения в порядок уплаты и удержания подоходного налога, предусмотренный пунктом 5 статьи 216 НК

В случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом, уплата подоходного налога осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном пунктом 5 статьи 216 НК (ч. 1 п. 5 1 ст. 216 НК).

Под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов физического лица и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения подоходным налогом в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами (ч. 2 ст. 195 НК).

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных налоговых агентов, выплачивающих такие доходы без отражения сведений о них в налоговом и (или) бухгалтерском учете.

Ставки подоходного налога

До 1 января 2023 г . доходы физических лиц, полученные в течение календарного года по трудовым договорам от резидентов Парка высоких технологий, резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень" и (или) совместной белорусско-китайской компании по развитию Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень", облагаются подоходным налогом по ставке в размере 13 %.

Указанная мера направлена на консолидацию доходов бюджета для борьбы с COVID-19.

7821

Об изменениях в Налоговом кодексе Республики Беларусь

С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Изменения).

1. Для целей применения положений Налогового кодекса Республики Беларусь с учетом Изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года, необходимо учитывать, что для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (пункт 1 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Однако при выпуске товаров до подачи декларации на товары и регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары по 31 декабря 2020 года включительно будут применяться положения Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей на день регистрации указанного заявления, а также положения Указа Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров» (далее – Указ № 107) и Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» (далее – Указ № 287).

2.Налог на добавленную стоимость (НДС).

2.1. Изменениями предусмотрено исключение из статьи 119 Налогового кодекса Республики Беларусь подпункта 1.5.

Таким образом, лекарственные средства, медицинские изделия и протезно-ортопедические изделия, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним исключены из категорий товаров, которые освобождаются от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь.

При ввозе на территорию Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий установлена ставка НДС в размере 10 %.

Согласно подпункту 2.2 1 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Изменений) основанием для применения ставки НДС в размере десять (10) процентов является в отношении:

лекарственных средств– включение сведений о них в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза либо наличие заключения (разрешительного документа) на ввоз на территорию Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством;

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации лекарственного препарата для медицинского применения в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 78 от 3 ноября 2016 «О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения»). Номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

ЛП-N(XXXXXX) - (YY-ZZ), где:

позиция «ЛП» - лекарственный препарат;

позиция «N(XXXXXX)» - единый шестизначный порядковый номер регистрационного удостоверения, присвоенный референтным государством - членом (присваивается автоматически из единого реестра лекарственных средств, зарегистрированных в рамках Союза);

позиция «YY» - статус государства - члена в процессе экспертизы и регистрации лекарственного препарата ("РГ" - референтное государство; «ГП» - государство признания);

позиция «ZZ» - двухбуквенный код государства - члена (в соответствии с международным стандартом ISO 3166-1-2013 «Коды для представления названий стран и их подразделений. Часть 1. Коды стран»: Республика Армения - AM; Республика Беларусь - BY; Республика Казахстан - KZ; Кыргызская Республика - KG; Российская Федерация - RU).

медицинских изделий– включение сведений о них в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или в единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза, либо наличие разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации медицинского изделия в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 46 от 12 февраля 2016 г. «О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий»). Регистрационный номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

МИ - Х Х - ХХХХХХ,

__ __ __ ________

элемент 1 - медицинское изделие;

элемент 2 - 2-значный буквенный код референтного государства в соответствии с классификатором стран мира;

элемент 3 - 2-значный буквенный код государств признания в соответствии с классификатором стран мира (указываются коды всех государств признания, подтвердивших согласование экспертного заключения референтного государства);

элемент 4 - 6-значный порядковый номер регистрационного удостоверения, присвоенный уполномоченным органом референтного государства (присваивается автоматически из единого реестра медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза).

Утверждение перечня лекарственных средств и медицинских изделий по аналогии с Указом № 107 для целей применения ставки 10% не предусмотрено. То есть, при наличии оснований, определенных в подпункте 2.2 1 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Изменений), ставка НДС в размере 10% применяется в отношении лекарственных средств и медицинских изделий вне зависимости от кода товара единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

2.1.1.При заявлении в ДТ лекарственных средств и медицинских изделий и применении ставки НДС в размере 10 % должны быть указаны следующие сведения:

в элементе 4 графы 36 указывается код ТМ [1] ;

графа 44 должна содержать:

сведения в отношении лекарственных средств, включенных в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, под кодом «10051» [2] ;

в отношении незарегистрированных лекарственных средств сведения о заключении (разрешительном документе) на ввоз на территорию Республики Беларусь, выдаваемого Министерством здравоохранения, под кодом «01081» [3] ;

в отношении медицинских изделий сведения о включении сведений о них в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или в единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза, либо о наличии разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения, под кодом «10021» [4] ;

графа 47 ДТ в отношении вида платежа «5010» должна содержать запись «10%» в колонке «Ставка».

2.2. Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, определен в Приложении 26 к Налоговому кодексу Республики Беларусь с учетом Изменений (далее – Перечень к Кодексу).

То есть с 1 января 2021 г. перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержденный Указом № 287 (далее – Перечень 287), не применяется.

Перечень к Кодексу содержит значительные отличия от аналогичного Перечня 287.

[2] Согласно классификатору видов документов и сведений (Приложению 8 к Решению № 378)

[3] Согласно классификатору видов документов и сведений (Приложению 8 к Решению № 378)

[4] Согласно классификатору видов документов и сведений (Приложению 8 к Решению № 378)

Читайте также: