Количество выездных налоговых проверок 2019

Опубликовано: 21.09.2024

Выездная налоговая проверка в 2019 году


Ежегодно число выездных проверок становится меньше, сообщает ФНС. На своем сайте служба опубликовала статистические итоги, из которых следует, что за 2008–2017 годы ревизии сократились в 4 раза – с 87,9 до 20,2 тыс., а за 9 месяцев 2018 года инспекторы проверили всего 10,9 тыс. компании и предпринимателей. Причем из них субъекты малого бизнеса – 1 из 4000.

В тоже время рассчитывать на то, что ваш бизнес не проверят, рискованно. Сейчас контролеры используют современные системы АСК НДС и АСК ККТ, позволяющие вычислять налогоплательщиков с высокой категорией риска. К примеру, внезапно нагрянуть с проверкой могут, даже если вы только год ведете бизнес. Разберемся в процедуре выездной налоговой проверки.

Скачайте и возьмите в работу:

Кого могут проверить

Кодекс не дает критериев, по которым инспекторы отбирают налогоплательщиков для проверки. Зато эти критерии утвердила ФНС приказом от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Процедура отбора заключается в анализе всей имеющейся у налоговиков информации:

  • суммы начисленных и уплаченных налогов;
  • показатели отчетности;
  • факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

По итогам анализа инспекторы проверяют компанию на критерии оценки риска (письмо Минфина от 15.02.2017 № 03-02-07/1/8547). Если окажется, что вы в зоне риска, то проведут выездную налоговую проверку. Этого можно нет допустить, если сами проверите свою компанию.

Всего критериев риска 12, ознакомиться с ними вы можете в приложении 2 к приказу № ММ-3-06/333@. Среди них выделяют следующие:

  • Нагрузка по налогам ниже среднего уровня по отрасли.
  • Убытки в течение нескольких налоговых периодов.
  • Значительное возмещение и вычеты НДС.
  • Суммы расходов значительно превышают доходы.
  • Зарплата сотрудников ниже средней по виду деятельности в регионе.
  • Неоднократное приближение показателей к лимитам по спецрежимам.
  • Сумма расходов предпринимателя приравнена к сумме полученным им доходов.
  • Взаимодействие с контрагентами-однодневками.
  • Непредставление пояснений по расхождениям показателей.
  • Игнорирование запросов инспекции, к примеру, не представление документов.
  • Неоднократная смена адреса, миграция.
  • Отсутствуют документы, и не проведены меры по их восстановлению.

Вероятность проверки увеличивается, если ваша компания разом отвечает сразу нескольким критериям. К примеру, низкая налоговая нагрузка, подозрения о выплате «зарплаты в конвертах (письма Минфина от 14.02.2017 № 03-02-08/7955, от 23.06.2016 № 03-02-08/36472). Но одномоментно инспекторы не ворвутся в офис и не станут проверять вас, для начала могут вызвать вашего представителя на комиссию по легализации. Обеспечьте явку, иначе ревизии не избежать.

Схема. Как проходит выездная проверка

Выездная налоговая проверка в 2019 году

В какие сроки проводят ревизию

Выездная проверка должна длиться не дольше двух месяцев. Этот срок исчисляют со дня, когда инспекторы вынесли решение о ревизии до дня, как составили справку (п. 6,8 ст. 89 НК, письма ФНС от 10.03.2016 № ЕД-4-2/3936@, Минфина от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635). Однако инспекторы повсеместно пользуются правом продлить проверку. Причем основания для этого могут быть любые.

Продлить ревизию могут до четырех, а в некоторых ситуациях – до шести месяцев (письмо ФНС от 21.09.2015 № ЕД-4-2/16584). К примеру, продлить сроки могут из-за весомого количества документов, либо их непредставление налогоплательщиком.

Помимо этого инспекторы вправе приостанавливать проверку, но для этого им требуется решение начальника инспекции или его зама (п. 9 ст. 89 НК, письма ФНС от 15.02.2016 № ЕД-4-2/2363@, от 21.09.2015 № ЕД-4-2/16584). Такое возможно, когда контролеры планируют дополнительно истребовать документы или информацию у ваших контрагентов, провести экспертизу, перевести документы с иностранного на русский язык. Но в этом случае, они ограничивают себя тем, что не вправе запрашивать у вас документы, а также прибывать на территории компании. Однако по запросам до приостановления ревизии, ответить все же придется. При этом в те же сроки, которые установлены в запросе (п. 3 ст. 93 НК, письма ФНС от 07.08.2015 № ЕД-4-2/13892@, от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

В итоге срок выездной проверки иногда достигает 12 месяцев, если ее приостанавливали, либо продлевали по тем или иным основаниям. По филиалам процедура другая, срок проверки – месяц. Его не продлевают, но приостанавливают на срок, что и головную организацию (п. 7 ст. 89 НК). См. также преимущества и недостатки дочерних компаний и филиалов.

Какие периоды проверяют

В ходе выездной ревизии инспекторы не вправе проверять любые периоды, а только три предшествующих года (п. 4 ст. 89 НК). Причем независимо от того, когда они назначили проверку. К примеру, если решение о проверке вынесли в декабре 2018, корректировка периодов не проводится. А значит, проверять будут 2015-2017 годы.

В тоже время общий трехгодичный срок не означает, что инспекторы будут проверять именно три года. Они выберут интересующие их периоды, включаемые в этот промежуток. К примеру, полгода, год, либо два. Но поменять их уже не смогут, так как проверка уже начата. Здесь же кодекс устанавливает запрет на повторность проверки периодов, по которым уже проверили ревизию. Поэтому если ранее вас уже проверяли, то повторно это не сделают (п. 5 ст. 89 НК).

Какие проводят мероприятия

Процедура выездной ревизии строго установлена правилами кодекса. Инспекторы обязаны их соблюдать, поскольку их действия ограничены перечнем мероприятий. Они вправе:

  • истребовать документы у вас, и ваших контрагентов;
  • допрашивать свидетелей;
  • назначать экспертизу;
  • проводить выемку документов;
  • осматривать территорию офиса, складов и иных помещений;
  • проводить инвентаризацию;
  • привлекать переводчиков, и специалистов разных отраслей.

Как подготовить сотрудников к допросу инспекторов

В ходе выездной проверки налоговики часто беседуют с сотрудниками. Если контролеры вызвали конкретного человека как свидетеля, предупредили его об ответственности за дачу ложных показаний и составили протокол, то речь идет о допросе. Все прочие беседы считаются опросами. В случае серьезных разбирательств налоговики могут вызвать на допрос в том числе бывших работников компании. Чтобы снизить риски претензий по итогам выездной проверки, подготовьте подчиненных к беседе с налоговиками.

Кроме того инспекторы могут дополнительно запросить у вас пояснения по фактам проверки. К примеру, о расхождениях в отчетности, обстоятельствах, при которых вы стали сотрудничать с партнером. Это им необходимо, чтобы установить причины отклонений, либо подтвердить их доводы о необоснованной налоговой выгоде (письмо ФНС от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015).

Ответить на их запрос нужно обязательно, иначе они оштрафуют компанию. По запросам о подаче документов, будьте бдительны. Зачастую они просят те бумаги, которые вы уже им представляли. Но этот кодекс запрещает. Поэтому в этих случаях, подготовьте уведомление по форме из письма ФНС от 07.11.2018 № ЕД-4-15/21688@.

В правом верхнем углу бланка заполните наименование инспекции, и ее код. Следом отразите название вашей компании, ИНН и КПП, а табличной части перечислите пункты требования, которыми инспекторы повторно запросили документы. Если пунктов несколько, записать их можно через точку с запятой. Но в случаях, когда инспекторы полностью задублировали запрос, то достаточно внести фразу «все документы (информация), указанные в требовании».

Далее в таблице отразите инспекцию, куда вы ранее представляли бумаги и реквизиты описи. Ее копию вы можете приложить к уведомлению. Так инспекторам будет проще проверить, действительно ли вы уже подавали бумаги и найти их.

В поле «Достоверность документов, указанных в настоящем уведомлении, подтверждаю» ставьте код 4, если уведомление оформил представитель по доверенности. Код 3 – директор.

Ниже строчкой внесите номер телефона и адрес электронной почты. Безопаснее отражать корпоративные данные, чтобы инспекторы могли связаться с вами.

Как завершают проверку

По итогам ревизии инспекторы закрепляют полученные результаты актом. Но прежде, они обязаны оформить и вручить вам справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89, п. 1 ст. 100 НК). Ее составляют в последний день ревизии, а значит, должны покинуть вашу территорию, приостановить осмотры, допросы свидетелей и иные мероприятия (письмо ФНС от 29.12.2012 N АС-4-2/22690).

Справку составляют по форме, утвержденной приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В нем же бланк акта по ревизии, в котором инспекторы подводят итоги (см. приложение 23 к приказу № ММВ-7-2/189@). После того, как получили акт, вам отводится время для подачи возражений. Для этого у вас есть месяц, как получили документ. Отразите в возражениях свою позицию и аргументы, которые помогут оспорить доначисления. К примеру, встречаются случаи, когда по-дружески налоговики заверяют документ друг за друга, либо ставят не все подписи. К примеру, инспектор отсутствовал на работе, вместо него отметку поставил коллега, но не своей подписью, а подписью проверяющего. То есть, сфальсифицировал визу. Судьи посчитали, составление двух актов проверки не предусмотрено. Поэтому отменили решение по проверке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

Когда можно обжаловать решение

По итогам проверки инспекторы принимают решение. Его можно обжаловать, как частично, так и полностью. Для этого оформите жалобу по правилам статей 138-140 НК.

Отразите в жалобе все защитные аргументы, которые помогут оспорить доводы инспекторов (письмо от 18.09.2013 № СА-2-9/622@). При этом заявляйте доказательства. Чем больше их будет, тем лучше. В случае если специалисты УФНС не удовлетворят жалобу, обращайтесь в суд. К примеру, в решении инспекторы обязаны отражать только те нарушения, о которых ранее упомянули в акте. Новые основания дополнять им запрещено. Иначе это приведет к тому, что доначисления в решении превысят суммы в акте. Судьи считают это незаконным (постановления Арбитражного суда Московского округа от 11.12.2013 № Ф05-15400/2013, Западно-Сибирского округа от 11.03.2012 № А67-3725/2011).


Выездные налоговые проверки

В сообщении ФНС указало, что в 2019 году в ходе выездных налоговых проверок (ВНП) проверялся всего 1 налогоплательщик из 1 000. Прогноз на 2020 – 1 из 2 000.

По статистике ФНС в первом квартале 2020 года было проведено на 41% меньше выездных проверок по сравнению с 1 кварталом 2019 года. Во втором квартале 2020 года все выездные проверки были приостановлены (новые не назначались) в связи с введением моратория на основании Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

ФНС сообщает, что Служба продолжает последовательно снижать количество выездных налоговых проверок при повышении эффективности на одну проверку, благодаря применению риск-ориентированного подхода.

Безусловно, статистика убедительная. Но, к сожалению, процедуры ВНП активно применяются и вне рамок проверок. Например, ИФНС посредством направления требований о представлении документов (информации) осуществляет сбор огромного массива данных о компаниях и их контрагентах. Помимо этого, ФНС аккумулирует данные, поступающие от большого количества государственных органов и иностранных налоговых органов.

Все, что делают ИФНС собирает Мероприятия предпроверочного анализа – сбор документов и данных, их анализ и проверка – по сути являются способом налогового контроля. По его результатам налогоплательщикам предлагают в добровольном порядке признать и уплатить налоги по операциям, которые отмечаются ИФНС как подозрительные. Такие предложения делаются подчас под угрозой назначения в случае несогласия ВНП в полном объеме. Поэтому снижение количества выездных налоговых проверок вовсе не означает ослабление налогового контроля.

После пандемии, как и предполагалось, активность налоговых органов стала проявляться по всем направлениям. Количество назначенных в июле 2020 года ВНП почти в 2 раза больше аналогичного периода 2019 года. Вне рамок проверок показатели во много раз выше.

Налоговая проверка счетов

В основе статьи «Ведомостей» лежит обращение Ассоциации банков России, в котором якобы отмечается то, что «налоговики начали массово проверять счета россиян в банках», а также то, что «налоговиков интересуют сведения «о наличии счетов, о наличии денежных средств на счетах всех категорий клиентов», в том числе физлиц». Подобное изложение искажает смысл обращения Ассоциации и вводит в заблуждение читателя. ФНС России действительно получила запрос от АРБ, однако в нем речь идет о требованиях по статьям 93, 93.1 Налогового кодекса, которые не касаются информации о наличии счетов и о наличии или движении средств по счетам. Речь идет о требованиях, выставляемых территориальными налоговыми органами при проведении контрольных мероприятий в отношении юридических лиц, в случае выявления сомнительных операций и контрагентов. В этом случае для подтверждения корректности определения налоговых обязательств в банках затребуются карточки с образцами подписей и оттиска печати, заявления на открытие счета, доверенности, выданные должностными лицами на право представления интересов организации и совершение юридически значимых действий, и другие подобные документы.

Определенный рост числа выставленных требований связан с увеличением количества камеральных проверок на 11% (или 1.6 млн) за июнь-июль 2020 года. Сроки представления отчетности по ряду налогов в 2020 году были перенесены в связи с пандемией и ограничением экономической деятельности.

Кроме того, ФНС неоднократно опровергала недостоверную информацию о массовых проверках счетов граждан и налоговых начислениях на любые поступления на карты. Количество таких проверок минимально – в среднем в год проводится не более 3% от общего количества выездных проверок. За первое полугодие 2020 года в рамках выездной налоговой проверки ФНС проверила всего 60 человек на всю Россию. Необходимо отметить, что запрос по счетам физических лиц в соответствии со ст. 86 Налогового кодекса возможен только в случае налоговой проверки и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

Налоговые сборы

Также со ссылкой на экспертов «Ведомости» подчеркивают, что «за шесть месяцев ФНС перечислила в бюджет лишь 40,7% к прогнозным показателям». Эта фраза искажает смысл статистических данных. Стоит подчеркнуть, что речь идет о годовых прогнозных показателях. Если учитывать прогнозные показатели по полугодиям, то федеральный бюджет исполнен на 105,5%. За шесть месяцев поступило 5,4 трлн рублей (по прогнозу 5,1 трлн рублей). Кроме того, приостановление экономической деятельности на период пандемии, карантин, а также отложенные сроки сдачи налоговой отчетности и уплаты налогов для ряда категорий налогоплательщиков стали причиной переноса прогнозируемых поступлений налогов.

Журналисты газеты «Ведомости» не обращались с запросом в пресс-службу ФНС России по вопросу увеличения налоговых проверок, используя для написания статьи лишь мнения сторонних экспертов и собственные домыслы. При этом ФНС России придерживается стандарта информационной открытости, оперативно реагирует на запросы граждан, организаций, общественных объединений и СМИ, действуя в правовом поле.

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.


    Информация о статье

    Просмотры статьи за последние 30 дней

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ


    Экономическая безопасность страны во многом определяется степенью эффективности ее налоговой системы, так именно с поступлением налоговых доходов в бюджетную систему страны государство имеет возможность отвечать по своим долговым обязательствам, а также выполнять свои прямые функции.

    Цель данной работы заключается оценке эффективности налогового контроля, осуществляемого в России, как фактора обеспечения ее экономической безопасности.

    Материал и методы исследования

    Теоретической и методологической основой исследования послужили результаты работ ученых в области налогообложения, в том числе Абдулкафарова А.Р. [1], Большунова В.Е.[2], Водопьяновой В.А., Галицыной В.Г. [3], Кобелевой А.А. [4], Коркиной Г.М., Смирновой О.П. [5], Красюкова А.В. [6], Ларионовой Л.И. [7], Сайфуллаева С.С. [8] и др.

    В процессе исследования были использованы общенаучные (научная абстракция, индуктивный, дедуктивный, сравнительный анализ) и специальные методы (сравнение, экономико-статистический). Источниками статистической информации являлись данные Федеральной налоговой службы.

    Результаты исследования и их обсуждение

    Налоговый контроль направлен на сбор информации об исполнении налогоплательщиком своих обязательств, ее анализ и инспектирование, позволяет обнаружить, пресечь случаи нарушения налогового законодательства и взыскать дополнительные выплаты в бюджет.

    Наиболее распространенной формой проверок являются камеральные проверки.

    Данные о количестве камеральных налоговых проверок, проведенных в России в 2017-2019 гг., о количестве проверок, в результате проведения которых были выявлены нарушения сроков представления документов, правильности их оформления, правильности проведения расчетов по налогам и расчета налогооблагаемой базы представлены в табл. 1.

    Несмотря на увеличение количества проведенных камеральных налоговых проверок в 2018 году, доля проверок, в результате которых были выявлены нарушения, снизилась на 0,2 п. п. При этом количество камеральных налоговых проверок с выявленными нарушениями увеличилось на 17,2 %.

    В 2019 году наблюдается снижение количества проведенных камеральных проверок налоговыми органами России на 7,5 % (-5 087 181 проверки) по сравнению с 2018 годом. За три года количество проверок с выявленными в ходе них нарушениями снизилось на 18,8 % (-567 187 проверок). При этом доля данных проверок в общем количестве камеральных проверок, проведенных налоговыми органами в России, снизилась с 5,4 % до 3,9 % (-1,5 п. п.).

    Эффективность камеральных налоговых проверок является достаточно низкой, на каждые 100 проверок лишь в 4 случаях выявляются нарушения.

    Несмотря на увеличение количества камеральных налоговых проверок, размеры доначисленных по ним сумм имеют тенденцию снижения (табл. 2).

    Количество камеральных проверок, проведенных в России, в 2017-2019 гг. [9]

    Из них выявившие нарушения

    Доля камеральных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, %

    Динамика платежей, дополнительно начисленных в ходе проведенных камеральных проверок в 2017-2019 гг. [9]

    Всего дополнительно начислено платежей, тыс. руб.

    Из них налогов, тыс. руб.

    Доля налогов в доначислениях по результатам камеральных проверок, %

    В 2017 году по итогам осуществленных камеральных проверок в России было доначислено в бюджет государства свыше 61,6 млрд. руб., при этом 67,9 % от данной суммы составляли доначисления налогов. В 2018 году размер доначислений в бюджет снизился на 9,7 %, что составило более 5,9 млрд. руб. При этом размеры доначисленных налогов снизились на 12,4 %, что составило порядка 5,2 млрд. руб. В 2019 году по итогам осуществленных камеральных налоговых проверок дополнительные начисления в бюджет государства составили 37,7 млрд. руб., что на 32,2 % (-17,9 млрд. руб.) меньше, чем в 2018 году. При этом размер доначислений налогов сократился до 21,5 млрд. руб. (-41,3 % по сравнению с 2018 годом).

    За три года размеры платежей, дополнительно начисленных по итогам проведения камеральных налоговых проверок, сократились на 38,7 %, что составило порядка 23,9 млрд. руб., а количество доначисленных налогов сократилось почти в 2 раза. Снижение составило более 20,3 млрд. руб. Снижение доли налогов в доначислениях по результатам камеральных проверок свидетельствует об увеличении сумм, начисленных в качестве штрафов и пеней, а также иных платежей в пользу государства.

    Средняя величина доначисленных сумм с одной проведенной камеральной налоговой проверки в 2017 году составляла 1 тыс. 100 руб., в 2018 году – 820 руб., в 2019 – 600 руб.

    Таким образом, средняя величина доначисленных с одной камеральной налоговой проверки сумм за три года сократилась на 500 руб. (-45,5 %).

    В России по данным налоговым органов в настоящее время зарегистрировано более 8,5 миллионов налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) [10]. В связи с этим проведение выездного налогового контроля в отношении каждого налогоплательщика представляется невозможным. Данные, полученные в результате проведения камеральной проверки, позволяют принять решение о необходимости проведения выездной проверки. Данные о количестве выездных налоговых проверок, которые были проведены на территории России в 2017-2019 гг., о количестве выездных налоговых проверок, в результате проведения которых были выявлены нарушения налогового и валютного законодательства, правил осуществления расчетов наличными денежными средствами или порядка использования контрольно-кассовых машин, а также их динамика сведены и представлены в табл. 3.

    По итогам 2017 года более 98 % выездных налоговых проверок завершалось с выявлением нарушений. В 2018 году наблюдалось снижение количества выездных налоговых проверок, осуществленных в России, на 29,8 % (-6 008 проверок). Количество проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, снизилось на 30 %, что составило 5 937 проверок. При этом их доля снизилась на 1,6 п. п. и составила 97,8 % от общего количества проведенных налоговыми органами выездных налоговых проверок.

    В 2019 году тенденция снижения количества выездных проверок, проведенных налоговыми органами в России, сохранилась. Снижение количества выездных налоговых проверок, проведенных в России, на наш взгляд, обуславливается продолжающейся тенденцией на ослабление административного давления на плательщиков налогов со стороны государства в лице Федеральной налоговой службы.

    Количество выездных проверок, проведенных в России, в 2017-2019 гг. [9]

    Из них выявившие нарушения

    Доля выездных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, %

    Количество выездных проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, снижались более быстрыми темпами – -35,2 % (4 865 проверки) по сравнению с 2018 годом и -54,6 % (10 802 проверки) по сравнению с 2017 годом. Доля выездных налоговых проверок снизилась с 98,1 % (2017 год) до 96,2 % (2019 год).

    Несмотря на снижение эффективности осуществления выездных налоговых проверок в России за анализируемый промежуток времени, их результативность по-прежнему остается на очень высоком уровне. В среднем лишь четыре налоговые проверки из ста завершаются без дополнительных начислений в виде налогов и применения штрафных санкций.

    Наряду со снижением количества осуществленных выездных налоговых проверок, размеры доначисленных по ним сумм также имеют тенденцию снижения (табл. 4).

    За три года размеры дополнительно начисленных сумм по итогам выездных налоговых проверок сократились на 3,4 %, что составило более 10,4 млрд. руб., а количество доначисленных налогов снизилось на 4,7 % (-10,5 млрд. руб.).

    Следует отметить, что доля налоговых платежей в общей величине доначисленных сумм по результатам выездных налоговых проверок выше, чем доля данного вида доначислений в общей величине доначисленных сумм по итогам проведения выездных налоговых проверок.

    Средняя величина доначисленных сумм с одной проведенной выездной налоговой проверки в 2017 году составляла 15,4 млн. руб., в 2018 году – 21,7 млн. руб., в 2019 – 32,2 млн. руб.

    Таким образом, средняя величина доначисленных сумм по итогам проведения одной выездной налоговой проверки за три года увеличилась более чем в 2 раза (+16,8 млн. руб.). Несмотря на то, что за анализируемый промежуток времени сумма доначисленных налоговых платежей сократилась, снижение количества проведенных выездных налоговых проверок оказало положительное влияние на эффективность и результативность отдельной выездной налоговой проверки.

    В результате анализа динамики выездных проверок, наблюдается снижение количества проверок в отношении всех субъектов проверки (табл. 5).

    Динамика платежей, дополнительно начисленных в ходе проведенных выездных проверок в 2017-2019 гг. [9]

    Всего дополнительно начислено платежей, тыс. руб.

    Из них налогов, тыс. руб.

    Доля налогов в доначислениях по результатам камеральных проверок

    Количество проведенных выездных проверок в РФ по субъектам проверки, ед. [9]

    Индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой

    Состав и структура проведенных выездных налоговых проверок в России [9]

    Изменение структуры, п. п.

    Индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой

    Всего проведено выездных налоговых проверок

    Количество выездных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, (с группировкой по субъектам проверки)

    Индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой

    Состав и структура проведенных выездных проверок в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц представлена в табл. 6.

    В результате анализа структуры выездных проверок, проведенных налоговыми органами на территории России, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество проверок проводилось в отношении организаций. Доля выездных налоговых проверок, проведенных в отношении организаций, в 2019 году составила 88,3 %, что на 0,3 п.п. меньше, чем в 2018 году, и на 1,2 п.п. больше, чем в 2017 году. Доля выездных налоговых проверок в отношении индивидуальных предпринимателей, а также лиц, занимающихся частной практикой, за три года снизилась на 0,5 п.п. с 9,1 % до 8,6 %. Наименьшая доля проведенных выездных налоговых проверок в течение анализируемого времени приходится на проверку физических лиц.

    Наряду со снижением количества проведенных выездных налоговых проверок в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, снижается количество выездных проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения (табл. 7).

    Структура выездных проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, представлена в табл. 8.

    В результате анализа структуры выездных проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество проверок, в результате которых были выявлены нарушения приходится на проверки в отношении организаций.

    В течение анализируемого периода эффективность выездных налоговых проверок в отношении организаций снизилась с 98,7 % до 95,9 %. В 2019 году из 100 проверок в отношении организаций лишь 4 проверки заканчивались без выявления нарушений и дополнительных начислений платежей. При этом в 2017 году из ста проверок заканчивались без выявления нарушений только 1-2 проверки.

    Эффективность выездных проверок в отношении индивидуальных предпринимателей снизилась за анализируемый промежуток времени на 0,4 п.п. и в 2019 году составила 97,9 %, что означает, в среднем при проведении ста выездных налоговых проверок лишь две из них заканчиваются без доначисленных сумм налоговых платежей и применения штрафных санкций.

    Эффективность проведенных выездных налоговых проверок в отношении физических лиц значительным образом повысилась. Так в 2017 году из ста проведенных проверок в отношении физических лиц в среднем без дополнительных начислений и штрафов оканчивалось около 17 проверок. К 2019 эффективность выездных налоговых проверок в отношении физических лиц выросла на 15,2 п.п. и составила 98,6 %. Таким образом, в 2019 году из ста проводимых выездных налоговых проверок в отношении физических лиц в среднем окачивались без дополнительных начислений и штрафов 1-2 проверки.

    В целом, несмотря на негативную динамику снижения эффективности выездных налоговых проверок, показатели эффективности остаются на достаточно высоком уровне (выше 95 %).

    Для оценки эффективности выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами России, рассмотрим размеры доначисленных сумм по итогам проведения выездных налоговых проверок (табл. 9).

    Состав и структура выездных проверок, в ходе проведения которых были выявлены нарушения [9]

    Изменение структуры, п. п.

    Индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой

    Всего выездных проверок, по результатам которых были выявлены нарушения

    Динамика доначислений платежей в результате проведения выездных налоговых проверок в 2017-2019 гг. [9]

    в том числе налогов

    Проверки индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой

    в том числе налогов

    Проверки физических лиц

    в том числе налогов

    В 2017 году итогам проведенных выездных налоговых проверок в России в отношении организаций было дополнительно начислено платежей в бюджет государства 302,6 млрд. руб. В 2018 году размер доначислений, взимаемых с организаций в бюджет, снизился на 0,84 %, что составило более 2,5 млрд. руб. В 2019 году в результате проведенных выездных налоговых проверок в отношении организаций дополнительные начисления в бюджет государства составили более 296,4 млрд. руб., что на 2,1 % (-6,2 млрд. руб.) меньше, чем в 2018 году.

    Размеры доначисленных платежей по итогам проведения выездных налоговых проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и лиц, которые занимаются частной практикой в 2017 году составили 7,2 млрд. руб. в бюджет государства. В 2018 году размер дополнительных начислений по итогам проведения выездных проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и лиц, которые занимаются частной практикой, в бюджет, снизился на 11,7 %, что составило около 840 млн. руб. В 2019 году по итогам проведения выездных налоговых проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и лиц, которые занимаются частной практикой доначисления в бюджет государства составили 3,5 млрд. руб., что на 45 % (-2,8млрд. руб.) меньше, чем в 2018 году, и на 51,4 % (-3,7 млрд. руб.) меньше, чем в 2017 году.

    Размеры дополнительно начисленных платежей по итогам проведения выездных налоговых проверок в отношении физических лиц в 2017 году составили 1,6 млрд. руб. в бюджет государства. В 2018 году величина дополнительных начислений по итогам проведения выездных проверок в отношении физических лиц в бюджет, снизился на 15,3 %, что составило более 248 млн. руб. В 2019 году по итогам проведения выездных налоговых проверок в отношении физических лиц доначисления в бюджет государства составили 1,1 млрд. руб., что на 22,3 % (-305 млн. руб.) меньше, чем в 2018 году, и на 34,2 % (-553 млн. руб.) меньше, чем в 2017 году.

    Наибольшая доля доначислений приходится на дополнительные начисления налоговых платежей, сумма которых имеет тенденцию к сокращению в отношении всех субъектов проверки.

    Несмотря на снижение размеров доначисленных налоговых платежей по итогам проведения выездных налоговых проверок, средняя величина доначислений с одной выездной налоговой проверки имеет тенденцию увеличения.

    Средний размер доначисленных налогов с организаций по итогам проведения одной выездной налоговой проверки в 2017 году составлял 12,3 млн. руб. К 2019 году средний размер доначисленных налогов увеличился на 13 млн. руб. и составил 25,3 млн. руб. с одной проведенной выездной налоговой проверки в отношении организаций.

    Средний размер доначисленных налогов с индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, по итогам проведения одной выездной налоговой проверки за три года увеличился с 2,8 млн. руб. до 3,2 млн. руб.

    Средний размер доначисленных налоговых платежей по итогам проведения одной выездной налоговой проверки в отношении физических лиц в 2017 году составлял 1,5 млн. руб. К 2019 году он составил 2,7 млн. руб., что на 0,3 млн. руб. больше, чем в 2018 году, и на 0,9 млн. руб. больше, по сравнению с 2017 годом.

    Таким образом, несмотря на снижение размеров доначисленных налогов, снижение количества выездных проверок в целом положительным образом сказалось на повышении эффективности отдельной проверки.

    По итогам проведения выездных и камеральных налоговых проверок в России (табл. 10) в бюджетную систему страны в 2017 году было начислено 373 млрд. руб., из них налогов 264,4 млрд. руб. (70,9 %). Помимо доначисления налогов в эту сумму входят доначисления штрафов и пеней, а также другие платежи, связанные с нарушением валютного законодательства, правил осуществления расчетов наличными денежными средства и т.д. При этом, 83,5 % всех доначисленных сумм приходится на результат проведения выездных налоговых проверок.

    Динамика поступлений в бюджет Российской Федерации по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в 2017-2019 гг., тыс. руб. [9]

    В 2019 г. инспекторы надзорных органов проверили 55% предпринимателей, показал опрос 2300 представителей малого и среднего бизнеса из 23 регионов России. Этот опрос – часть ежеквартального исследования настроений малого и среднего бизнеса, проводимого Промсвязьбанком совместно с «Опорой России» и агентством Magram Market Research. Нарушения нашли у каждого третьего предпринимателя, большинство получили штрафы.

    Проверки – неотъемлемый элемент вывода экономики из тени, этот тренд продолжится, говорит эксперт по финансово-правовой защите бизнеса московского отделения «Опоры России» Сергей Елин. По его наблюдениям, выросло не столько количество проверок, сколько размер претензий госорганов к предпринимателям в денежном выражении. Но, как показало исследование, госорганы проявляли не одинаковую активность.

    ФНС – чемпион

    Наибольшее рвение, по мнению респондентов, проявляли налоговые органы: камеральную проверку налоговиков прошли 56% респондентов, а выездную – 20%. Более трети (36%) указали, что их проверяли в ходе проверок их контрагентов (так называемые встречные проверки, не вошедшие в две вышеупомянутые категории налоговых проверок). На втором месте – Пенсионный фонд (24% респондентов). Замыкает тройку самых активных Фонд социального страхования (ФСС, 23%).

    По словам Никиты Болтинского, ведущего юриста адвокатского бюро «Юрлов и партнеры», камеральная налоговая проверка проводится каждый раз, когда подается налоговая декларация. А вот объем этой проверки (количество требований и объем затребованной документации) будет зависеть от того, будут ли выявлены в поданной отчетности противоречия, неточности и нарушения. Если есть подозрения, что налогоплательщик нарушил закон, при камеральной проверке могут применяться инструменты, используемые обычно в рамках выездных проверок, говорит Болтинский: встречные проверки, осмотры, допросы свидетелей, проведение экспертизы и др.

    По закону плановые проверки предпринимателей проводятся не чаще чем один раз в три года, говорит Екатерина Болдинова, партнер Five Stones Consulting. Однако внеплановые проверки, поясняет она, могут проводиться в любое время по любым жалобам.

    У налоговых органов, например, подозрение могут вызвать небольшие налоговые отчисления, не соответствующие средним показателям отрасли, или несовпадение платежей начисленным суммам. Настораживают налоговые органы и значительные колебания финансово-экономических показателей компаний, рассказывает юрист.

    Четыре главные неприятности для малого бизнеса в 2019 году

    Количество проверок по налогам выросло во многом из-за хорошей технической оснащенности ФНС, налоговики могут детально проанализировать информацию о каждом налогоплательщике и быстро выявить его слабые места, объясняет Болтинский из «Юрлов и партнеры». Сыграла роль и установка государства на повышение собираемости налогов, замечает гендиректор юрфирмы Urvista Алексей Петропольский.

    В кондитерскую компанию «Конфаэль» запросы из налоговой инспекции поступают чуть ли не еженедельно, говорит ее владелица Ирина Эльдарханова. Проверок производства (например, со стороны СЭС) стало меньше, чем раньше, и они только плановые, а налоговых проверок значительно прибавилось. Поводом для запроса может стать, например, несвоевременная подача налогового отчета одним из контрагентов фабрики. Недавно, рассказывает Эльдарханова, пришел запрос по клиенту, с которым фабрика сотрудничала 10 лет, а потом он обанкротился. Налоговики затребовали всю историю взаимоотношений фабрики с банкротом, говорит Эльдарханова.

    Внеплановую камеральную проверку налоговой инспекции сейчас проходит и производитель молочной продукции «Братья Чебурашкины». Совладелец компании Владислав Чебурашкин рассказывает, что налоговики затребовали документы по контрагенту. А на предприятии незадолго до этого закончилась плановая проверка ФНС, которая продолжалась в течение двух лет с 2017 г.

    Частота проверок объясняется легкостью проведения этой процедуры: большинство камеральные и не предполагают выезд на место, говорит Болтинский. Например, раз в год предприятие подает налоговую декларацию, если у инспекторов возникают вопросы или сомнения, они тут же направляют запрос. Если разъяснений недостаточно, проверка продолжается. Еще чаще возникают вопросы по декларациям по НДС, так как эти декларации подаются ежеквартально. Выездные проверки, говорит Болтинский, проводятся при значительных недоимках. В Москве порог – 20 млн руб.

    респондентов, на которых были наложены штрафы по итогам проверок, штрафы не оспаривали

    По мнению Егора Горина, партнера юркомпании «КСК групп», в налоговых делах презумпция невиновности не работает – налогоплательщик сам должен доказывать свою невиновность и добросовестность. По словам эксперта, невыгодное для налогоплательщика впечатление создается из-за разобщенности работы инспекций, где стоят на учете поставщики, и инспекций, где стоят на учете заказчики. Территориальные инспекции, где стоят на учете поставщики и подрядчики, запросы коллег из налоговой инспекции, проверяющей заказчика, часто выполняют спустя рукава. Они сообщают, что контрагент не явился на допрос или не предоставил документы, а инспектора, проверяющие заказчика, признают сделку сомнительной, доначисляют налоги и назначают штрафы, замечает эксперт.

    Проверки по жалобам

    Пятое место по активности, по данным исследования, занял Роспотребнадзор. В этом году он проверил соблюдение санитарных норм у 20% респондентов, а соблюдение прав потребителей – у 11%. Часто приходят к предпринимателям и чиновники из Ростехнадзора (на такие проверки пожаловались 13% респондентов). На шестом месте прокуратура (18%), замыкает список Ростехнадзор (13%).

    «Братья Чебурашкины», которых сейчас проверяют налоговые органы, также проходят плановую проверку Роспотребнадзора, а также плановую проверку службы экологического контроля. По словам Владислава Чебурашкина, за месяц до проверки госорганы прислали предприятию подробные анкеты из 200 вопросов, а потом начались проверки. Штрафы, признается предприниматель, ему приходится платить довольно часто.

    предпринимателей, прошедших проверку, сообщили, что у них были найдены нарушения. 77% были оштрафованы, по данным исследования

    А в сеть кофеен «Правда кофе» Роспотребнадзор часто наведывается по жалобам, рассказал владелец Филипп Лейтес. Недавно, говорит предприниматель, клиент пожаловался в Роспотребнадзор, что видел в кофейне тараканов, и тут же пришла проверка. Проверяющие запросили документы по вывозу мусора, проверили, насколько в кофейнях чисто. Штрафа не выписали. В другой раз экологическая служба пришла проверять, правильно ли в кофейне Лейтеса обжаривают зерна: кто-то пожаловался на дурной запах. Проверяющие обследовали дымоход, а Лейтесу пришлось нанимать компанию-оценщика для замеров выброса продуктов сгорания в атмосферу. За оценку он заплатил 10 000 руб. Как уверяет предприниматель, львиная доля жалоб исходит от конкурентов, которые под видом клиентов приходят в его кофейни, выискивают недостатки, а потом жалуются.

    По наблюдению Сергея Гебеля, управляющего партнера юридической компании «Гебель и партнеры», жалобы, по которым начинаются проверки Роспотребнадзора, чаще всего поступают обоснованно. Клиенты жалуются на мелкие производственные и торговые компании, а также предприятия общепита, которые пытаются сэкономить и не выполняют все установленные требования.

    К предпринимателям чаще стали ходить сотрудники ФСС – опять-таки по жалобам, говорит Гебель. Таких проверок раньше было не много, но в последнее время они участились из-за жалоб работников малых и микропредприятий на невыплату декретных пособий и пособий по материнству, а также компенсаций в связи с несчастными случаями, объясняет Гебель. На жалобы в первую очередь реагирует и Трудовая инспекция. По данным исследования, в этом году она проверила 19% респондентов. По словам Гебеля, чаще всего проверки связаны с жалобами на невыплату зарплат.

    Лейтес вспоминает, что на «Правду кофе» наложили штраф во время плановой проверки Трудовой инспекции: по документам выяснилось, что одного из сотрудников неправильно рассчитали при увольнении.

    Непримиримые

    Согласно исследованию, нарушения по итогам проверок были выявлены у 34% компаний, из них 77% были оштрафованы. Как реагировали предприниматели? Львиная доля смирилась (68% респондентов). Больше половины оштрафованных не оспаривали наказание, так как посчитали их справедливыми и законными. Некоторые боятся, что к ним госорганы станут относиться более предвзято (7%). По мнению Болтинского, предпринимателю лучше добиваться досудебного урегулирования, а не бежать в суд: в суде налогоплательщику припомнят не только результаты текущей проверки, но начнут разбираться еще и в результатах предыдущих.

    До 2017 г., рассказывает Горин, судебная система часто вставала на защиту налогоплательщика, но в последние годы ситуация изменилась: дел, завершившихся в пользу налогоплательщика, единицы.

    Поскольку проверки стали тщательнее, то и доначисления налогов более обоснованны, чем 7–10 лет назад, и предпринимателю стало труднее доказать свою правоту, говорит Болдинова. Зато, отмечает она, неплохо работает так называемое досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган или в ФНС, на этом этапе часто снимаются многие претензии к налогоплательщику.

    Как говорится в исследовании, 32% оштрафованных предпринимателей все же попытались оспорить штрафы – но с переменным успехом. 15% оштрафованных добились признания своей правоты, а 17% отстоять свои позиции не удалось.

    Читайте также: