Когда налоговая передает дело в обэп

Опубликовано: 01.05.2024

Задача сотрудников ОБЭП — собрать доказательства экономического преступления, а затем передать их в следственный комитет. В этой статье разбираемся, что считается экономическим преступлением, когда и к кому ОБЭП может прийти с проверкой и какие могут быть последствия.

ОБЭП — отдел по борьбе с экономическими преступлениями — еще в 2011 году переименовали в ОЭБиПК — отдел экономической безопасности и противодействия коррупции. Но в статье мы будем использовать старое название, чтобы получить побольше трафика из поиска.

Андрей Кандауров

Николай Полянский

Какие преступления считаются экономическими

Экономические преступления — это обман покупателей, государства или других компаний с целью получить прибыль. Такими преступлениями считаются продажа поддельных кроссовок, взятки, контрабанда и подделка бухгалтерских отчетов для уменьшения налогов.

Все виды экономических преступлений описывает восьмой раздел уголовного кодекса, в нем 58 статей. Вот несколько преступлений в сфере экономики, которые могут стать основанием для проверки ОБЭП.

Преступление
Пример

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Угрожать владельцу магазина ограблением и требовать платить за безопасность

Продавать варежки в инстаграме без регистрации ИП

Незаконная розничная продажа алкогольной продукции

Продавать коньяк и водку без регистрации ООО и лицензии

Незаконное использование средств индивидуализации товаров

Шить и продавать поддельные кроссовки с логотипом «Nike»

Контрабанда табачных изделий

Провезти через таможню три ящика сигарет или табака без оформления

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Дать взятку отделу закупок, чтобы победить в тендере

Легализация денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Открыть салон красоты, чтобы отмывать деньги от продажи наркотиков и оружия

Основания для проверки ОБЭП

Экономическими преступлениями занимается специальный отдел — ОБЭП. Задача отдела — выявить признаки преступлений, найти и собрать доказательства, чтобы затем передать их в органы предварительного следствия. Для этого и проводят проверки.

Еще ОБЭП может прийти с проверкой из-за коррупционных преступлений — это дача и требование взятки, подкупы должностных лиц.

Для проверки ОБЭП нужны основания:

  • сообщение о преступлении. Обычно такие сообщения получают от оперативного дежурного из полиции;
  • письменное поручение следователя или дознавателя;
  • заявление от любого человека.

Бывали случаи, когда проверки начинались по заявлениям от анонимных информаторов.

Когда ОБЭП получает сообщение, поручение или заявление, он разрабатывает план оперативного мероприятия. Это может быть поездка в офис с осмотром помещения или изъятием документов, которые как-то подтверждают преступление. Еще могут получить санкцию суда на прослушку телефонов компании или слежку.

Полномочия сотрудников ОБЭП при проверке

Сотрудники ОБЭП могут проверять организации, ИП и физлиц. Все проверки ОБЭП — внеплановые и без предупреждения.

Во время проверки сотрудники могут:

  • осматривать помещения. Например, магазин предпринимателя, в котором продают и хранят нелегальный алкоголя;
  • проводить выемки. Выемка — это когда сотрудники ОБЭП приезжают в помещение компании за определенными предметами или документами. Ее проводят по поручению следователя или дознавателя рамках уголовного дела;
  • назначать экспертизы — брать образцы почерка директора компании, а потом проводить сравнительный анализ;
  • опрашивать владельца компании и сотрудников.

Еще могут прослушивать телефоны, следить за владельцем компании, проводить контрольные закупки и внедрять агентов под прикрытием.

ОБЭП пришел с проверкой. Что говорить

Как только сотрудник ОБЭП пришел в офис или магазин, он должен показать свое удостоверение.

В настоящем удостоверении сверху будет полное наименование органа: «Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции», печать и фотография. В поддельных удостоверениях часто изменяют одно-два слова в наименовании органа.

Если есть подозрения, что удостоверение — подделка, нужно позвонить в ОБЭП своего района и узнать, проводится ли проверка. Еще можно позвонить в дежурную часть УВД или ГУВД и спросить, есть ли такой сотрудник у них в штате.

Обычно сотрудники ОБЭП объясняют, что проверка проводится по заявлению, и просят позвать директора компании или начальника. Затем осматривают помещения и опрашивают директора и сотрудников.

В идеальном мире к опросам ОБЭП готовятся заранее с юристом, а в реальном нужно запомнить главное: отвечать коротко и только на тот вопрос, что задают.

Вопрос ОБЭП
Опасный ответ
Коротко и по существу

Вы торгуете поддельным алкоголем?

Лично я — нет, в магазине какой-то алкоголь продают, но кажется, что он настоящий

Ваш работодатель занимается отмыванием денег?

Отмывание — это что? Не знаю, какие-то люди иногда приносят деньги, но это не мои работодатели

Мне не ясна суть вопроса

Кем и как давно вы здесь работаете? Что входит в ваши обязанности?

Я продавец, здесь работаю год, продаю товары, иногда подписываю договоры на поставки товаров и налоговые декларации

С января 2018 года, продавец, отпускаю товары покупателям, пробиваю кассовые чеки, рассчитываю покупателей, слежу за сроком годности товаров

Все ответы ОБЭП записывает на бумаге, а потом сотрудники компании ставят подпись: «С моих слов записано верно, мною прочитано». Расскажите сотрудникам, что записано должно быть слово в слово, а если где-то неверно — нужно исправлять на верный вариант. Эти ответы могут использовать против компании, и для возбуждения уголовного дела тоже.

Еще у сотрудников есть право отказаться от опроса на основании 51-й статьи, чтобы не свидетельствовать против себя.

Если ОБЭП посчитает нужным, может изъять документы, компьютеры, жесткие диски или товары, если компанию проверяют из-за торговли нелегальным алкоголем, подделками.

Лучше не мешать сотрудникам ОБЭП проводить проверку, иначе это могут посчитать воспрепятствованием предварительному расследованию, а значит, появится основание для уголовного дела по статье 294.

Стандартный срок проверки — 30 дней, но если руководитель ОБЭП или прокуратура решат, что нужно собрать больше материалов, проверка будет идти дольше.

Результаты и последствия проверки ОБЭП

Допустим, сотрудники ОБЭП пришли осмотреть помещение или забрать документы. Значит, они должны составить протокол осмотра помещения или выемки документов, в котором предприниматель может написать замечание, к примеру:

  • мне не было предоставлено постановление о проведении конкретного оперативно-розыскного мероприятия;
  • я против изъятия всех документов, потому что они не относятся к материалам проверки.

Если сотрудники ОБЭП изъяли у компании документы и технику, они должны дать предпринимателю возможность сделать их копии на бумаге или флешке, диске сразу или в течение пяти дней. Это нужно, чтобы компания могла продолжать работу.

Итогом проверки ОБЭП может быть два результата:

  • ничего не нашли. Если прошло 30 дней — это стандартный срок проверки ОБЭП, — но никаких признаков преступления не нашли, компании должны вернуть документы, технику и всё, что изъяли. А затем вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • нашли признаки экономического преступления. Например, на складе обнаружили поддельный алкоголь или в офисе компании нашли фальшивые деньги, тогда материалы передают следователю или дознавателю, и уже он решает, нужно ли возбуждать уголовное дело.

Если ОБЭП изъял часть документов и не нашел признаков преступления, теоретически с проверкой могут прийти еще раз. Но приходить каждый день не получится: слишком частые проверки можно обжаловать через руководителя ОБЭП, прокуратуру или федеральный суд.

Работу предприятия могут парализовать не только политические, экономические или социальные катаклизмы. Иногда в повседневную деятельность фирмы вмешивается государство в лице своих контролирующих структур. Из всех возможных визитов руководителей более всего страшит приход представителей Отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП).

Проверить компанию на соответствие ее деятельности законодательным нормам могут более сорока контролирующих организаций различной ведомственной принадлежности и компетенции. Ожидаемыми для предприятия являются проверки налоговых органов. Посещения контролеров фирмы расценивают как неизбежность, да и касаются они в основном бухгалтерии и дирекции.

А вот милицейские визиты – это всегда неожиданность. Особенно ощутимы последствия проверок, проводимых одним из подразделений криминальной милиции – Отделом по борьбе с экономическими преступлениями.

Полномочия ОБЭП и действия его сотрудников регламентированы Законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». Особо интересны пункты 25 и 27 статьи 11, согласно которым у милиционеров есть право:

  • производить осмотр производственных, складских, торговых и других служебных помещений, мест хранения и использования имущества;
  • изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
  • требовать все имеющиеся данные, которые могут указать на признаки преступления, настоять на обязательном проведении в срок не более 30 дней ревизии всех видов деятельности предприятия, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии;
  • хранить имущество, которое они посчитают бесхозным, и в установленном порядке решать вопрос о его дальнейшей принадлежности.

Итак, у ОБЭП достаточно полномочий, чтобы узнать о фирме все. Надо только найти повод, чтобы прийти с проверкой. Можно выделить три основания для милицейской проверки.

1. Сомнительные партнеры.

Как правило, формально у проверяющих нет к организации никаких претензий, но «засветился» какой-либо субъект, имевший с данной компанией контакты по роду своей служебной деятельности, или другая фирма, с которой связывают хозяйственные отношения, нарушила закон. Таким образом, на компанию «падает тень» недобросовестного партнера, именно из-за этого ОБЭП проявляет к ней определенный интерес. Этот тип проверки трудно предугадать, поскольку опасность часто приходит оттуда, откуда ее не ждешь.

2. Ненадежный сектор.

Организация попадает под ревизию вместе с другими компаниями определенного вида деятельности. Часто проверяют организации общепита, стройплощадки, салоны сотовой связи. Пристальное внимание со стороны милиционеров может быть вызвано также определенной ситуацией в регионе. Например, причиной визита оперативников могут стать теракты или криминальные «разборки» бандитских группировок.

Допустим, потребителю в розничной точке продали спиртные напитки, употребление которых привело к отравлению. Покупатель решил, что товар «самопальный» или контрабандный, и написал заявление в ОБЭП. В этом случае милиция непременно отреагирует. Хотя вполне может быть, что компания ничего и не нарушала.

Если сотрудники спецслужбы получают провокационную информацию о той или иной фирме, они обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия. Их конечная цель – получить как можно больше сведений о потенциальном нарушителе.

В частности, они могут запросить у банка, с которым работает компания, все сведения о ее счетах. Банковские выписки могут показать весь спектр нарушений организации. Помимо этого могут использоваться и более радикальные методы. Такие, к примеру, как прослушивание телефонных разговоров. Если это торговое предприятие, то может быть проведена контрольная закупка – оперативник под видом частного лица что-либо приобретает в магазине или торговой точке.

Результатом любой из проверок может стать возбуждение уголовного дела в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса. Также оперативники могут передать материалы проверки в налоговую инспекцию, если будут выявлены обстоятельства, требующие вмешательства контролеров, полномочных принимать решения о наказании за нарушения по статьям 120 и 122 Налогового кодекса. Между тем инспекторы могут принять и другое решение – об отказе в возбуждении уголовного дела по статье 24 Уголовно-процессуального кодекса. В любом случае о принятом решении организации должны сообщить в срок, равный трем суткам со дня окончания проверки (п. 1 ст. 144 УПК РФ).

Визит людей в масках

Поскольку ОБЭП всегда приходит без предупреждения, сотрудникам предприятия нужно быть готовыми к неожиданностям и знать, как вести себя в случае проверки. Прежде всего это необходимо для их же собственной безопасности. Ведь впоследствии они могут пострадать, взяв на себя чужую вину, если подпишут акт проверки не читая. Их могут обвинить также в лжесвидетельстве, если они, перепугавшись, скажут то, чего никогда не было. Очевидно, необходимо составить регламент поведения в подобных ситуациях, немаловажным пунктом которого должен быть такой: «Нельзя слепо соглашаться с проверяющими».

Прежде всего сотрудник компании должен убедиться, что это действительно проверка ОБЭП. Незваные гости обязаны представиться, назвав свое имя и звание, и предъявить соответствующие документы. Нелишним будет обратить внимание на срок действия этих удостоверений. Затем необходимо вызвать исполнительного директора и представителя юридической службы компании, которые смогут взять ситуацию под контроль. Сотрудник фирмы должен точно назвать свое имя, фамилию, отчество и должность согласно штатному расписанию. Все дальнейшие вопросы проверяющих нужно переадресовать своему вышестоящему начальству.

Ни в коем случае нельзя оказывать активное сопротивление, то есть драться с сотрудниками милиции. Ведь в этом случае оперативники вправе применить табельное оружие или физическую силу. Если вышеуказанные меры воздействия милиционеры применили в одностороннем порядке, то свои права сотрудники фирмы могут отстоять в суде и получить компенсацию. В противном случае, спасая «честь мундира», правоохранители докажут, что физическую силу первым применил именно сотрудник предприятия.

Следует помнить, что милиционеры при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право получать безвозмездно от организаций и граждан любую информацию. Правда, за исключением случая, если в отношении получения соответствующих сведений законом установлен специальный порядок. Пункт 30 статьи 11 Закона «О милиции» касается запроса и изъятия документов, которые составляют коммерческую тайну предприятия. К ней, в частности, относят содержание регистров бухучета и внутреннюю бухгалтерскую отчетность (п. 4 ст. 10 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Следовательно, выемка охраняемых законом документов возможна только по предъявлении санкции прокурора. Если же милиционеры изъяли бухгалтерскую документацию без санкции, суд может квалифицировать это как незаконное получение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Оперативников могут наказать лишением свободы до двух лет (ст. 183 УК РФ).

Фирмы против ОБЭП

Итак, сотрудники фирмы готовы к милицейским проверкам. Тем не менее свои права при необходимости компания должна уметь отстоять в арбитражном суде. Как показывает практика, чаще всего разбирательства касаются незаконного изъятия оперативниками имущества проверяемого предприятия и последующей его реализации. Ведь ОБЭП, считая это имущество бесхозяйным, на основании пункта 27 статьи 10 Закона «О милиции» имеет право распоряжаться им по собственному усмотрению, в том числе передать на торги. Доходы от продажи изъятого имущества поступают в бюджет страны.

Как максимально обезопасить себя от необоснованного отчуждения собственности? Прежде всего необходимо проверить, чтобы все имущество, принадлежащее предприятию на праве собственности, в офисе и на производстве было соответствующим образом оформлено. Именно для этого существуют специальные альбомы форм первичных учетных документов.

Компания может покупать у своих фирм-однодневок товар для перепродажи. Делается это для ухода от налога на прибыль при помощи трансфертного ценообразования. Однако нередко предприятия совершают ошибку и хранят печати этих самых фирм-однодневок в своей бухгалтерии. Если их обнаружат при проверке, то с товаром можно попрощаться. Судебное разбирательство в этом случае будет проиграно.

В последнее время благодаря действиям руководства Министерства внутренних дел, прокуратуры и законодателей риск невиновной фирмы пострадать от визитов ОБЭП стал значительно ниже. Появились жесткие регламентирующие документы, которые не позволяют проверяющим парализовать деятельность фирмы без веских оснований. Например, оперативники не имеют права без постановления суда опечатывать склады и прочие служебные помещения организации. Если же они все-таки сделали это, не дождавшись решения арбитров, руководство фирмы может сломать печать, и будет право.

Застраховать компанию от проверок оперативников на сто процентов невозможно. Однако фирма может обезопасить себя от неприятных последствий таких визитов, прибегнув к помощи специализированных юридических компаний.

В заключение хочется отметить: чем прозрачнее в организации ведутся дела, чем бережнее руководство относится к репутации своего бизнеса, тем у компании меньше шансов увидеть на своей территории незваных гостей.

Если сотрудники спецслужбы получают провокационную информацию о той или иной фирме, они обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия

Осторожность не бывает излишней

Конфиденциальные файлы с данными по управленческому учету не должны храниться в компьютерной сети проверяемого здания. Заранее поместите их на территориально удаленные серверы. В офисе, в особенности в финансовом отделе, не должно быть компрометирующих компьютерных распечаток. Возможно, каждому, кто обладает секретной информацией, потребуется приобрести персональный бумагоуничтожитель. Иначе потом работник может предъявить претензию, что у него не было возможности уничтожить секретную информацию после ее изучения.

Справедливость восстановит суд

У милиции не всегда есть веские основания для конфискации имущества и дальнейшей его продажи «с молотка». Компания, которая посчитает действия оперативников незаконными, имеет право отстаивать свою точку зрения в суде. И у фирмы есть все шансы выиграть дело. Арбитры проанализируют все причинно-следственные связи, и если не найдут подтверждения объективности ОБЭП, ущерб организации будет возмещен (постановление ФАС Московского округа от 24 октября 2005 г. по делу № КГ-А40/ 10183-05-П).

Арина Лысенко, независимый эксперт

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»


Защита бизнеса.

В европейских странах, да и странах всего мира, много внимания уделяется развитию малого бизнеса.

Статистика ассоциации европейского бизнеса показывает, что малый бизнес в странах ЕС развивается очень быстро. Малый бизнес за рубежом находится на более высоком уровне, чем в России. Он – одна из составляющих развития экономики. Малый бизнес в Европе по статистике составляет от 70% до 90% всех предприятий. Более половины населения страна Евросоюза работает в этой сфере.

Наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса согласно официальной статистике созданы в Новой Зеландии, Сингапуре, Дании, Гонконге, Грузия на 6-м месте, Россия на 31-м.

Статистика бизнеса в России за последние 10 лет демонстрирует закрытие большего количества предприятий малого бизнеса, чем было открыто. В нашей стране лишь 4% малых предприятий существует более 3 лет, остальные ликвидируются значительно раньше.

Это происходит по ряду причин: рискованая налоговая политика, нестабильность курса национальной валюты, коррупция в стране, давление контролирующих органов.

В таких условиях, необходима защит бизнеса как на государственном уровне, так и на личном - в интересах конкретного малого предприятия.

С учетом часто меняющегося законодательства в стране, думается, что для успешной защиты бизнеса необходимо привлечение узких специалистов в этой области - адвокатов и юристов ведущих практику по защите прав именно юридических лиц.

В своей ежедневной хозяйственной деятельности коммерческие и некоммерческие организации часто сталкиваются с правоохранительными структурами, одной из которых является УЭБиПК (ОБЭП). Именно эти органы в системе правоохранительных органов имеют своими задачами борьбу с преступлениями в экономической сфере и в сфере коррупции. Оперативные сотрудники указанных подразделений имеют достаточный опыт оперативной работы и отличаются своим повышенным статусом.

Способы давления на бизнес.

В одних случаях, появление УЭБиПК (ОБЭП) спровоцировано вниманием конкурентов или так называемых «рейдеров», в других случаях это результат действий нечистоплотных на руку правоохранителей, желающих «наживиться» на чужом бизнесе.

В нашей практике встречались оба случая. В обоих случаях действия правоохранителей из УЭБиПК (ОБЭП) были достаточно активными и в большинстве случаев выходили за пределы законности, нередко возбуждались уголовные дела на руководителей или учредителей Обществ.

Своими проверками они порой затрудняли или блокировали повседневную деятельность обществ, что и являлось основной целью проверок. Далее, появлялись конкуренты либо «рейдеры» и предлагали «решение вопроса», либо никаких предложений не следовало, а попросту «отжимался» бизнес.

Известны и другие «изощренные» способы давления на представителей бизнеса через возбуждение уголовного преследования по мошенничеству (ст. 159 УК РФ) до обвинения в педофилии (ст.134 УК РФ). Но об этих случаях в других темах.

Полномочия правоохранителей при проверках.

Законом РФ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентируется деятельность оперативных подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Порядок осуществления оперативными сотрудниками сопровождения уголовных дел регламентирован УПК РФ.

Во-первых, надо понимать какие основания имеются у правоохранителей для проведения полицейских проверок, обысков, досмотров, изъятия документов, опросов. Во-вторых, как себя вести при полицейских поверках, на стадиях до и после возбуждения уголовного дела, как реагировать на требования правоохранителей.

Основаниями для проведения ОРМ сотрудниками ОБЭП являются в соответствии со ст. 7 Закона «Об ОРД»: наличие возбужденного уголовного дела; сведения о подготавливаемом или совершаемом преступлении; в целях розыска лиц.

Это означает, что без предусмотренных Законом основании, правоохранители не могут проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении субъектов предпринимательства.

В рамках ст. 6 Закона, органы ОРД производят гласные (наведение справок; наблюдение; контроль почтовых отправлении?, телеграфных и иных сообщении?; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; получение компьютернои? информации) и негласные мероприятия (запросы; опросы; обследование помещений; изъятие и выемка).

Согласно п.4 ч.1 ст.13 Закона «О полиции»,полиция вправе в связи с проверкои? зарегистрированных в установленном порядке заявлении? и сообщении? о преступлениях. запрашивать и получать. по мотивированному запросу. документы.

Это означит, что должно быть основание для запроса - заявление о преступлении, а запрос должен быть мотивированным, разъяснять какие документы и для каких целей необходимо представить.

Для проведения опроса или обследование помещений сотрудники ОБЭП должны получить согласие опрашиваемого и обследуемого.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 No 3-ФЗ «О Полиции»: ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организации? допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.

Поскольку законом не предусмотрена возможность применения каких-либо ограничении? в ходе обследования или опроса, то и принудительное их проведение (без согласия лица в отношении которого они направлены) невозможно.

На проведение обследований помещений, выемки, у сотрудников УБЭПиПК должны иметься мотивированные постановления, распоряжения руководителей оперативных отделов.

Подведомственные УЭБиПК (ОБЭП) преступления.

Правоохранителей из УЭБиПК (ОБЭП) могут заинтересовать следующие категории преступлений:

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Статья 159. Мошенничество

Статья 160. Присвоение или растрата

Статья 171. Незаконное предпринимательство

Статья 172. Незаконная банковская деятельность

Статья 174. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Статья 174.1. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Статья 176. Незаконное получение кредита

Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности

Статья 180. Незаконное использование товарного знака

Статья 188. Контрабанда

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве

Статья 196. Преднамеренное банкротство

Статья 197. Фиктивное банкротство

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

Статья 204. Коммерческий подкуп

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов?

Указанный выше перечень преступлений экономической сферы которые могут заинтересовать ОБЭП не является исчерпывающим, но интересны для оперативных работников, поскольку связаны с оборотом значительных материальных средств.

Приведенные преступления являются достаточно серьезными и качестве санкций за их совершение применяются наказания в виде лишения свободы. Именно поэтому правоохранительные органы имеют возможность психологического давления перед представителями бизнеса при сборе доказательств и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Стадии проверок и зачем нужна защита.

Существуют две стадии уголовного дела. Стадия проверки Организации до возбуждения уголовного дела и стадия предварительного следствия (после возбуждения уголовного дела).

Именно на стадии до возбуждения уголовного дела у сотрудников УЭБиПК возникает возможность проведения оперативных мероприятий (ОРМ) в отношении Организаций. Могут производиться такие мероприятия как:

• Выемка документов и серверов

• Опросы и допросы в различных статусах.

Многие руководители считают что проблемы еще нет и поэтому пускают все на самотек, или, что хуже, стараются решить проблему самостоятельно. При этом, руководители Обществ могут своими действиями «нажить» себе другие статьи, такие как дача взятки или мошенничество.

По нашим наблюдениям, в большинстве случаев, когда руководители Обществ прибегают к профессиональной юридической помощи юристов или адвокатов, степень риска возбуждения уголовного дела или наступления негативных последствий снижается. Такая «экономия» на юристов и адвокатов не оправдана, поскольку на кону стоит бизнес в целом и любая ошибка или неверное действие может привести к полной ее потере.

Так, пример из практики нашей Коллегии. Руководители одного Общества занимались крупным бизнесом и имели в аренде объект промышленного назначения. После значительных вложений в объект, собственник объекта решил более не сдавать его арендатору, а самостоятельно вести раскрученный бизнес. Было отказано в продлении арендных отношений и с помощью УЭБиПК Общество было насильно выселено из объекта, а в дальнейшем преследовалось по уголовному делу. На самых ранних стадиях возникновения спора, руководство Общества не стало обращаться за услугами юристов, а решило сэкономить, что привело к потере части бизнеса.

В другом случае из практики Коллегии, на территории ресторана принадлежащего одному Обществу, третьими лицами было совершено тяжкое преступление, было возбуждено уголовное дело. Сотрудники Общества и руководство было опрошено по обстоятельствам дела. В дальнейшем, по представлению прокурора была инициирована внеплановая проверка с участием ОБЭП, Трудовой инспекции, Роспотребнадзора и Санитарного надзора.

Руководство Общества приняло решение о привлечении адвоката на ранней стадии проведения проверки, в результате чего при даче объяснений, осмотрах, составлений протоколов и др. проверочных мероприятиях принимал участие квалифицированный адвокат. По истечении 3-х месяцев проверки, были установлены незначительные нарушения в сфере потребительских услуг, после устранения которых, проверка завершилась, без потрясений для бизнеса.

Таким образом, привлекая специалиста - адвоката или юриста при проверках бизнеса УЭБиПК (ОБЭП), Общество защищает свой бизнес от рисков и обеспечивает себе спокойную защищенную деятельность.

Задача адвоката при защите от полицейских проверок, на стадии проверки до возбуждения уголовного дела, не дать правоохранителям злоупотребить правом и нанести ущерб интересам Организации, не дать заблокировать ее деятельность, что приводит к потерям в бизнесе.

Как защитить себя, рекомендации.

Для начала нужно знать свои права, обязанности и иметь точный алгоритм поведения при появлении на фирме сотрудников правоохранительных органов.

Мы советуем обучать своих работников правилам поведения и общения с представителями контролирующих органов при их появлении. Знать и понимать положения ст. 51 Конституции РФ.

Разработать регламент и правила хранения документов в офисе, на фирме.

Понимать значение коммерческой тайны. Согласно ч.3 ст.183 УПК РФ, ст. 183 УК РФ,,выемка предметов и документов, содержащих охраняемую законом таи?ну производится на основании судебного решения. Предусмотрена уголовная ответственность за собирание сведении?, составляющих коммерческую таи?ну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

Далее, мы советуем всегда иметь под рукой контакты проверенного специалиста по вопросами защиты бизнеса - юриста или адвоката, потому как, самолечение может привести с пагубным и непоправимым последствиям.

Помните ! При проведении любой проверки, на любой стадии вы имеете право пользоваться услугами адвоката и проверяющие обязаны Вам предоставить такое право.

Проверки ИФНС, блокировки счетов Банками.

Проверки Вашего бизнеса могут проводиться так же и в налоговой сфере для выявления незаконных схем, используемых в целях уклонения от уплаты налогов в бюджет; выявления сомнительных операций и иных мошеннических схем.

Проверки так же проводятся на стадии регистрации юридического лица для выявления использования фирм-«однодневок» и фирм-«прокладок», ужесточаются требования банков по открытию счетов, блокируются счета по 115 ФЗ.

По результатам проверок, проводимых ИФНС, материалы могут быть переданы в правоохранительные органы - СК РФ для возбуждения уголовных дел по преступлениям предусмотренным ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), ст. 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента), ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств).

В таких случаях представители или руководители Обществ могут привлекаться к уголовной ответственности и без участия адвоката уже не обойтись.

Поэтому мы советуем на ранних стадиях обнаружения проблемы: при назначении проверки, получении запроса на предоставление документов, вызов руководителя для дачи объяснений, предъявления постановления о производстве осмотра или выемки, блокировке счета Банком или ИФНС; незамедлительно вооружиться грамотным специалистом и участвовать в общениях с контролирующими органами только при их участии.

И помните, что все решения и действия контролирующих органов и Банков можно оспорить в суде.

Из практики действующих судебных юристов и адвокатов, при обжаловании вс уд решений налоговых органов, решений о наложении штрафов и пеней, в 70 % случаев суд принимает сторону жалобщика. Такая тенденция сложилась за последние 10 лет существования Арбитражной практики.

Учитывая особую сложность и постоянно обновляемое налоговое законодательство РФ, лучше не полагаться на собственные силы, а незамедлительно обращаться к специалисту по налоговым спорам и решать возникающие проблемы в самом начале их возникновения.

Таким образом, ведение бизнеса в РФ при часто меняющемся законодательстве РФ, наличии фактора коррумпированности в контролирующих и правоохранительных органах, становится затруднительным без должной правовой поддержки.

Поэтому для профилактики возможных рисков для бизнеса и решения возникающих проблем на стадии ее зарождения, представители малого бизнеса страны не должны экономить на правовой защите своего бизнеса и как минимум иметь рядом адвокатское бюро к которому можно обратиться на ранних стадиях возникновения проблем.

адвокат Шериев А.Н.
Председатель Коллегии адвокатов г. Москвы «ШиП»
слушатель курсов повышения квалификации МГЮА им. Кутафина
по программе «Защита бизнеса от проверок».

А. Б. Погребс

Большинство выездных налоговых проверок заканчивается для компаний требованием об уплате доначисленных налогов, пеней и штрафов. Чтобы восстановить справедливость, нередко организациям приходится обращаться в арбитражные суды. Но и на этом проблемы не всегда заканчиваются. Ведь налоговики могут передать материалы проверок правоохранительным структурам, и тогда возникает угроза уголовного преследования. В каких случаях это происходит и как противостоять таким угрозам, мы узнали на недавно прошедшем семинаре.

КОГДА? Если компания не погасит недоимку по налогам в течение двух месяцев, велика вероятность возбуждения уголовного дела

Итак, в компании прошла налоговая проверка, по результатам которой были доначислены налоги. Как известно, сначала из инспекции поступает требование об уплате доначисленных сумм, а также пеней и штрафов. Таким образом инспекция предлагает организации в добровольном порядке в течение установленного в требовании срока погасить имеющуюся задолженность перед бюджетом. Срок требования истекает, а никаких поступлений от компании нет. Это еще не повод для инспекции обращаться в правоохранительные органы.

Вот если с момента истечения срока уплаты налогов, указанного в требовании, пройдет еще два месяца, а деньги в инспекцию так и не поступят, тогда налоговики непременно направят материалы проверки в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Такая обязанность для инспекторов предусмотрена в пункте 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ. При этом причина, по которой компания не погашает задолженность, роли играть не будет. Организация может не платить налоги из-за отсутствия денег, а может не платить из-за несогласия с решением инспекторов и подачи встречного иска в арбитражный суд. Еще раз повторю, причина неуплаты не важна, основанием будет являться пропуск двухмесячной давности со дня истечения срока в требовании об уплате.

Кстати, еще одним немаловажным основанием для возбуждения уголовного дела является сумма выявленной в ходе проверки недоимки перед бюджетом. Понятно, что если компания не погашает доначисленный ей инспекторами налог в размере 10 000 рублей в течение длительного периода, скажем полугода, то возбуждать уголовное дело никто не будет. Единственное, что грозит компании в такой ситуации, так это увеличение суммы пеней за просрочку платежа и приостановление действий по ее счетам до полного погашения задолженности.

Передать материалы в милицию инспекция может только в том случае, если размер недоимки в организации, выявленный в результате проверки, больше 500 000 рублей. Для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, сумма недоимки должна быть более 100 000 рублей. При меньших суммах у правоохранительных органов просто не будет оснований для возбуждения уголовных дел.

И еще раз обращаю ваше внимание, что мы говорим не о задолженностях перед бюджетом, которые возникают с временными финансовыми трудностями в организации. То есть когда компания ведет верный учет, все отражает в декларациях, в сроки сдает отчетность, но по тем или иным причинам имеет задолженность по налогам. Мы говорим именно о недоимках, выявленных налоговиками в ходе проверок. Например, инспекция посчитала, что компания скрыла часть доходов, и доначислила ей налог на прибыль. Или, например, инспекция сняла часть вычетов по НДС, посчитав документы от поставщика фиктивными, в результате чего у компании образовалась недоплата по НДС.

В настоящее время налоговики нередко в ходе проверок выявляют недоимки перед бюджетом в «критичных» для налогоплательщиков размерах, то есть свыше 500 000 рублей. Сумма не столь значительная для предприятий среднего и крупного бизнеса, поэтому вероятность передачи материалов в правоохранительные органы высока. Но причин для паники быть не должно. Далеко не каждое возбужденное уголовное дело будет означать, что в организации действительно совершено преступление. Дело в том, что подходы налоговиков к правонарушениям и подходы правоохранительных органов к преступлениям сильно отличаются. Поэтому не каждое налоговое нарушение может перерасти в уголовное преступление.

ЗА ЧТО? В действиях налогового преступника всегда должны быть вина и умысел

В Налоговом кодексе РФ только три статьи предусматривают наказание за неуплату налогов, в том числе и за нарушения в учете, которые также могут привести к образованию недоимок перед бюджетом. Речь идет о статье 120 Налогового кодекса РФ, в которой установлены штрафы за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения. В статье 122 Налогового кодекса РФ указаны санкции за неуплату налогов в результате занижения базы или иного ее неправильного расчета. И статья 123 Налогового кодекса РФ касается налоговых агентов, которые не исполняют свои обязанности по удержанию и перечислению налогов в бюджет.

Теперь обратимся к Уголовному кодексу РФ. В нем предусмотрено четыре «налоговые» статьи. Если от уплаты налогов уклоняется физическое лицо, то это статья 198 Уголовного кодекса РФ. Если налоги не платятся в рамках организации, то это статья 199. Статья 199.1 Уголовного кодекса РФ адресована налоговым агентам, не исполняющим свои обязанности. Статья 199.2 предусматривает наказание за сокрытие денежных средств, за счет которых могли бы быть взысканы недоимки по налогам и сборам.

Обратите внимание: все перечисленные статьи как Налогового, так и Уголовного кодексов РФ связаны с фактическим непоступлением сумм налогов и сборов в бюджет. Однако наличие недоимок перед бюджетом достаточно для привлечения компании к налоговой ответственности. А вот для наступления уголовной ответственности недоимка перед бюджетом только повод начать расследование, но далеко не всегда основание для ее наступления.

ВИНА. Смотрите, Налоговый кодекс РФ разницы между налогоплательщиками не делает. В нем предусмотрено наказание как для физических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей и организаций. Причем именно организации штрафуют чаще всего. Если проверка пришла в компанию, то именно ей в случае обнаружения недоимки и будут предъявлены экономические санкции по статьям 120, 122 или 123 Налогового кодекса РФ. При этом кто именно из сотрудников организации виновен в ошибках, обнаруженных в учете, в занижении налоговой базы или неуплате налога, значения не имеет.

Для уголовного дела наличие конкретного виновного лица просто необходимо. Даже если речь идет о статье 199 Уголовного кодекса РФ, которая распространяется на «организационные» налоги, то к ответственности все равно привлекается физическое лицо, например главбух. В случае отсутствия такого лица дело закрывается. Ведь одна из особенностей уголовного права состоит в том, что к ответственности можно привлечь только вменяемое физическое лицо, которое по общему правилу достигло шестнадцатилетия; привлечь организацию к уголовной ответственности невозможно (Статья 19 Уголовного кодекса РФ).

На этом моменте многих главных бухгалтеров охватывает шок. Они рассуждают так: налоговики выявили недоимку, директор оплачивать ее отказывается, материалы поступают в правоохранительные органы, которым нужно установить конкретное виновное лицо. Очевидно, что в первую очередь таким лицом станет главбух, ведь именно он подписывает декларации и отвечает за ведение учета в организации. В крайнем случае в качестве виновного органы привлекут руководителя, который также ставит свои подписи на отчетности, да и вообще несет ответственность за все, что творится в компании. Конечно, такой вариант развития событий возможен, но совсем не обязателен.

Во-первых, вина как таковая вообще может отсутствовать. Ведь сколько известно случаев, когда налоговики доначисляют компаниям налоги необоснованно.

Во-вторых, даже если будет установлено, что недоимка перед бюджетом появилась в результате виновных действий – занижения налоговой базы, несдачи декларации, то совсем не обязательно, что именно главбух или директор будут признаны виновными.

Смотрите: в статье 28 Уголовного кодекса РФ сказано, что в деянии нет вины, если человек не осознавал и не мог осознавать опасность своих действий, либо не предвидел и не мог предвидеть опасных последствий. Применительно к налоговым преступлениям это означает, что директор и главбух могли не осознавать и не догадываться в момент подписания декларации о наличии ложных сведений в ней, которые в дальнейшем привели к сокрытию налогов. Таким образом, подпись на декларации автоматически не делает человека виновным и главным ответственным за преступление.

Подтверждает такой подход к проблеме и ВАС РФ: любое должностное лицо, подписавшее декларацию, может и не иметь вины в том, что бюджет недополучил налоги с организации (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).

В качестве примера приведу такой случай. В ходе проверки налоговики доначислили компании налоги на общую сумму в несколько миллионов рублей. Инспекторы установили, что несколько контрагентов компании – фирмы-«однодневки» и все расходы через них были фиктивными. Материалы проверки инспекция передала в милицию. В ходе расследования сотрудники органов подтвердили, что уклонение от налогов действительно присутствует. Учет ведется по подложным документам. Однако виновными в таком учете были признаны не главбух и руководитель организации, а их замы. Заместитель директора в сговоре с заместителем главного бухгалтера регулярно перечисляли денежные средства в различные «помойки» под вымышленными предлогами и готовили для учета все необходимые документы. Директор и главбух ничего об этих махинациях не знали, их попросту обманывали. Поэтому на суде должностные лица компании присутствовали только в качестве свидетелей, а уголовную ответственность понесли их замы.

Мой совет: при возбуждении уголовного дела или даже при одной только угрозе со стороны налоговиков передать материалы проверки в милицию четко определите степень вины каждого сотрудника, причастного к делу о появлении недоимки в организации, и постарайтесь выстроить четкую систему доказательств отсутствия их вины.

УМЫСЕЛ. Идем дальше. Если по результатам проверки у компании обнаружат недоимки перед бюджетом, то налоговики непременно оштрафуют организацию согласно Налоговому кодексу РФ. При этом абсолютно не важно, умышленно организация уклонялась от уплаты налогов или недоимка появилась вследствие непредумышленной ошибки.

В уголовном праве дело обстоит иначе. В нем предусмотрено две формы вины: умышленная и по неосторожности (Пункт 1 статьи 24 Уголовного кодекса РФ).

Если недоимка возникла по неосторожности, то действие лица, которое привело к образованию задолженности перед бюджетом, не будет считаться налоговым преступлением. Преступными будут считаться только те действия, которые совершены сотрудниками компании умышленно. Так, руководитель или главный бухгалтер должны преднамеренно внести в декларацию заведомо ложные сведения, уменьшающие налог. И только тогда их можно будет привлечь к уголовной ответственности.

Отсутствие умысла легко проследить на следующем примере. Очень часто налоговики обвиняют компании в недостаточной осмотрительности при выборе контрагентов. Что произойдет, если при проверке инспектор обнаружит, что поставщик компании имеет признаки «однодневки»? Он немедленно снимет соответствующие расходы и вычеты, а также накажет компанию за грубые нарушения учета и за неуплату налога по статьям 120 и 122 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем привлечь руководителя или главного бухгалтера к уголовной ответственности будет не так просто, даже если общая сумма недоимки по результатам проверки существенно превысит 500 000 рублей. Для этого следователям придется доказать, что должностные лица были в курсе, что имеют дело с «однодневками», и намеренно использовали их для снижения налогов. Только в таком случае избежать уголовной ответственности не удастся.

Если директор и главбух докажут, что вели учет в твердой уверенности, что все документы у них в порядке, а контрагенты вполне добросовестные налогоплательщики, то уголовного наказания не последует. Да, возможно имело место заблуждение, есть вина, но умысел в их действиях отсутствовал. А раз так, то состава уголовного преступления нет и ответственности, предусмотренной в Уголовном кодексе РФ, не последует.

Кстати, уголовная ответственность предусмотрена не только за действия, но и за бездействие. И если руководство организации специально, чтобы не платить налоги, перестанет представлять в инспекцию декларации, тогда директор с полным основанием может быть привлечен к уголовной ответственности.

Обратите внимание: если компания не сдает декларации, но еще до проведения проверки решит уплатить все налоги, в том числе и по несданным декларациям, то за налоговое правонарушение фирму к ответственности привлекут, а вот состава налогового преступления уже не будет. Поскольку фактической неуплаты в бюджет не произошло (Пункты 9 и 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).

Наравне с виновностью умысел тоже устанавливается для каждого участника уголовного дела обособленно. Очень часто, например, бухгалтер может осуществлять действия, подпадающие под статьи Уголовного кодекса РФ по указанию руководителя, не имея сведений об истинных его намерениях. А бывает, что и учредитель дает определенные указания, которые главбух не может проигнорировать. В первом случае обвинение будет предъявлено руководителю, а во втором учредителю, а главные бухгалтеры в обеих ситуациях вполне могут проходить только в качестве свидетелей, а не обвиняемых, поскольку вина в их действиях присутствовать будет, а вот умысла нет.

Подводим итог: наличие одной вины в действиях сотрудников организации не повод для их уголовного преследования, обязательно также и наличие умысла в их действиях или бездействии. Поэтому в случае угрозы возбуждения уголовного дела постарайтесь определить, в какой степени правоохранительные органы смогут доказать умысел каждого возможного участника по делу о недоимки перед бюджетом. И даже если недоимка есть, а вот умысел в действиях, который привел к образованию этой недоимки, отсутствовал, то никаких уголовных преследований в отношении сотрудников компании не последует. Если умысел все же присутствовал, тогда избежать уголовной ответственности виновным сотрудникам компании будет сложно (о мерах ответственности за налоговые преступления и способах их избежать читайте в следующем выпуске журнала «Семинар для бухгалтера». – Примеч. ред.).

Обстоятельства, исключающие вину

При решении вопроса о наличии умысла в совершении налогового преступления Пленум Верховного суда РФ в пункте 8 постановления от 28 декабря 2006 г. № 64 порекомендовал судам учитывать обстоятельства, исключающие вину в налоговом нарушении. Эти обстоятельства перечислены в статье 111 Налогового кодекса РФ и их перечень открытый. Так, например, если главный бухгалтер следовал письменным разъяснениям финансовых или налоговых органов, а в результате у организации образовалась недоимка перед бюджетом в размере 1 000 000 рублей, то вины бухгалтера в этом нет и никакой уголовной ответственности в его отношении не последует.

Место проведения: г. Санкт-Петербург

Тема: «Налоговые проверки в компании: результаты и последствия»

Длительность: 8 часов

Количество участников: 14 человек

Стоимость: бесплатно

Компания-организатор: РОО «Общество защиты прав добросовестных налогоплательщиков»

Проверка ОБЭП. Практические рекомендации

Всем хорошо известно о наличии так называемых проверок проводимых сотрудниками подразделений экономической безопасности. Можно довольно долго осуществлять предпринимательскую деятельность и не сталкиваться с подобными проблемами. Но что делать, если вами заинтересовались? Как правило, это происходит неожиданно.

Для того, чтобы защитить себя от негативных последствий проверок, необходимо владеть информацией. При проведении проверок сотрудники подразделений экономической безопасности руководствуются Законом РФ от 7.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 12.08.1995 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Порядок осуществления сотрудниками подразделений экономической безопасности оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, регламентирован в УПК РФ от 18.12.2001 174-ФЗ.

Практические рекомендации при проверке

Действия при проведении проверок ОБЭП, должны полностью соответствовать нормам действующего законодательства. Как правило, проверку ОБЭП предугадать сложно, но к ней можно подготовиться. Что нужно сделать, чтобы проверка ОБЭП не стала для вас полной неожиданностью?

Навести порядок в бумагах. Не хранить «лишнюю информацию». В организации должны храниться только те документы, которые относятся к ее деятельности. Если имеются склады, то посторонние товары – потенциальный источник неприятностей во время проверки сотрудниками подразделений экономической безопасности.

Организации с розничной торговлей должны внимательно следить за кассой и выдачей чеков и пр. Не следует хранить информацию, не относящуюся к деятельности компании, ни на серверах, ни в компьютерах организации. Минимум лишнего – минимум вопросов при проведении проверки ОБЭП.

Работники предприятия должны знать свои права в случае проведения проверок ОБЭП. При проведении проверки ОБЭП сотрудники организации должны общаться с полицией поверхностно. Необходимо, чтобы на случай проверок в компании присутствовало лицо, имеющее возможность дать необходимые пояснения относительно хозяйственной деятельности организации. Компетентность лица, присутствующего при проведении проверки – весомый аргумент в вашу пользу. И помните золотое правило - никто не обязан свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников, это право закреплено статьей 51 Конституции.

Попросите сотрудников проводящих проверку, предъявить документы. Запишите информацию о проверяющих. Желательно уточнить по телефону полномочия лиц, пришедших проводить проверку от имени ОБЭП. Телефоны местных подразделений экономической безопасности должны быть под рукой. Затем, сотрудники организации должны незамедлительно оповестить руководство компании.

При проведении проверки ведите себя максимально вежливо и корректно. Не следует противодействовать полицейским при проведении проверки. Достаточно часто, сотрудники ОБЭП ведут себя грубо. Не поддавайтесь на эмоциональную провокацию, как правило это является одним из способов эмоционального воздействия на проверяемых.

Предоставляйте всю запрашиваемую документацию, открывайте сейфы, помещения и т.п. Следите, чтобы вся изымаемая документация и т.п. были отражены в протоколе проведенной проверки ОБЭП. Если у вас имеется информация, отнесенная законом к коммерческой тайне предприятия, сотрудники ОБЭП могут ее изъять, только имея санкцию прокурора. Однако, вступать в борьбу за такие документы не следует. Незаконные действия при проведении проверки вы всегда сможете обжаловать. Помните, процессуальные действия оперативники ОБЭП могут проводить только в присутствии понятых.

Последствия проверки ОБЭП

Если по результатам проверки ОБЭП в деятельности предприятия будет обнаружен состав экономического преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ, может быть принято решение о возбуждении уголовного дела. Если состав отсутствует, выносится постановление и об отказе в возбуждении уголовного дела.

Если по результатам проверки ОБЭП получены достаточные данные, свидетельствующие об уклонении от уплаты налогов, руководителю организации предлагается добровольно уплатить выявленную сумму налоговой недоимки, штрафов и пеней. В случае уплаты руководитель организации (индивидуальный предприниматель) освобождается от уголовной ответственности в соответствии с примечаниями к ст.ст.198, 199 УК РФ. Если руководитель организации не согласится с выводами органов внутренних дел и откажется добровольно уплатить выявленную недоимку, штрафы и пени, полученные материалы проверки направляются в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела по статьям 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

В случае возбуждения уголовного дела осуществляется предварительное расследование. Расследованием уголовных дел по указанным статьям занимаются следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ. Тем не менее, уголовные дела в отношении предпринимателей возбуждают достаточно редко.

Как правило, организация-нарушитель привлекается к административной ответственности. Однако стоит иметь ввиду, что в ходе проверки деятельность организации может быть практически парализована в связи с тем, что зачастую в ходе проверочных мероприятий изымаются системные блоки офисных компьютеров, документация и пр.

Куда обратиться за помощью?

Учитывая, что проверки могут повлечь серьезные последствия, вплоть до возбуждения уголовного дела, мы рекомендуем заранее тщательно выбирать специалистов, которым вы доверите свою защиту.
Тем более необходимо позаботиться о защитнике заблаговременно, если проблемы с налоговыми и правоохранительными органами длятся давно и вам о них известно. Тогда у вас появится независимый грамотный консультант и уверенность в круглосуточной поддержке и защите. Адвокаты нашей коллегии предоставляют полный комплекс услуг связанных с проверками ОБЭП. Для предотвращения экстренных ситуаций, нами разработана специализированная программа «Личный адвокат».

В нашей коллегии вы можете получить полный спектр услуг по вопросам связанным с экономической деятельностью компании. Для этого необходимо посетить один из наших офисов, предварительно записавшись по телефону: +7 (495) 508-01-19.

Если проверка ОБЭП застала вас врасплох, позвоните адвокату коллегии по делам связанным с экономическими преступлениями. Телефон для экстренной связи: +7 (903) 508-29-11

Порядок обжалования незаконных действий ОБЭП

Для грамотных и слаженных действий по обжалованию результатов проверки ОБЭП, рекомендуем обращаться за помощью к квалифицированным специалистам в этой области.

Читайте также: