Бюджетно налоговое и денежно кредитное регулирование экономики

Опубликовано: 14.05.2024

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Б ю д ж е т н о - н а л о г о в а я п о л и т и к а — это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения.

Различают два типа бюджетно-налоговой политики: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

Д и с к р е ц и о н н а я ф и с к а л ь н а я п о л и т и к а — это целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Дискреционную политику реализует правительство с использованием таких инструментов, как государственные расходы и налоговая ставка.

С помощью названных инструментов правительство проводит две разновидности кредитно-денежной политики:

1) стимулирующую, при которой правительство:

- снижает налоговую ставку;

- вводит налоговые льготы;

- увеличивает государственные расходы.

2) сдерживающую, при которой правительство:

- повышает налоговую ставку;

- отменяет налоговые льготы;

- уменьшает государственные расходы.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный профицит.

Н е д и с к р е ц и о н н а я ф и с к а л ь н а я п о л и т и к а — автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия «встроенных» стабилизаторов экономики.

Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом кредитно-денежной политики является именно центральный банк, который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление – влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства. Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве. Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов. При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Налоги, их виды и функции.Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

§ отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

§ направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

§ одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

§ фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

§ регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуетсяналоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

date image
2015-01-30 views image
5126

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Главной задачей государства является стабилизация экономики,т.е. обеспечение роста объёмов производства, заня­тости населения, снижения уровня цен и их устойчивости, по­вышения уровня благосостояния населения. Эти задачи прово­дятся в жизнь через бюджетно-налоговую (фискальную) поли­тику и денежно-кредитное регулирование.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- это госу­дарственная политика в области налогообложения, государст­венного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции, адек­ватного темпам экономического роста. Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительст­венными расходами и налогами. Она оказывает непосредствен­ное воздействие на уровень совокупных расходов и, следова­тельно, на объём ВВП и занятость населения, а также на регули­рование спроса.

Различают дискреционный и автоматический типы фис­кальной политики.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика -это автоматическое изменение государственных расходов и на­логов в соответствии с изменениями, происходящими в эконо­мике без вмешательства государства.

Автоматическая фискальная политика осуществляется при помощи «встроенных (автоматических) стабилизаторов», кото­рые применяются правительством автоматически, т.к. преду­смотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. К встроенным стабилизаторам относятся:

а) прогрессивная шкала налоговых ставок (налог на прибыль предприятий, подоходный налог).

Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает во время рецессии и быстро растёт во время оживления. Соответственно уменьшаются или увеличива­ются поступления в госбюджет. Падение поступлений сразу рас­ширяет дефицит госбюджета, увеличение - сокращает дефицит;

б) пособие по безработице.

Если растёт безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего сни­жения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Это препятствует падению доходов, поддержи­вает совокупный спрос и, следовательно, ВВП.

Данный процесс происходит автоматически без принятия каких-либо правительственных решений. Действие такой поли­тики в странах с развитой рыночной экономикой значительно смягчает тяжесть циклических колебаний, встроенные стабили­заторы амортизируют удары экономических кризисов.

Дискреционная - значит произвольная, зависящая от созна­тельного решения исполнительной власти. Дискреционная фис­кальная политика - политика, требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Законодательный процесс - процесс медленный, а медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики.

При дискреционной фискальной политике в целях сокраще­ния падения производства и стимулирования совокупного спро­са в период спада целенаправленно создаётся дефицит госбюд­жета (увеличиваются госрасходы или снижаются налоги). Соот­ветственно в период подъёма целенаправленно создаётся бюд­жетный излишек (профицит) (высокий уровень занятости насе­ления позволяет сократить госрасходы, а значит, и совокупный спрос и выпуск продукции). Эти меры позволяют смягчить эко­номические катаклизмы и в определённой мере стабилизировать экономическую ситуацию в стране.

Чтобы фискальная политика была эффективной, её следует согласовывать с кредитно- денежной политикой.

Кредитно-денежная (монетарная) политика- это сово­купность мер, направленных на регулирование денежного обра­щения и кредита в целях стабилизации национальной экономи­ки, осуществляемой Центральным банком.

Суть этой политики состоит в том, что во время спада эконо­мики стимулируется рост предложения денег для поощрения рас­ходов, а в периоды подъёма экономики, наоборот, ограничивается предложение денег для ограничения расходов.




Главный субъект монетарной политики - это Центральный банк. Он реализует кредитно-денежную политику следующими способами:

• операциями на открытом рынке (операции с государ­ственными ценными бумагами);

• политикой учётной процентной ставки;

• изменением нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынкеосуществляются Центро­банком (государством) путём покупки или продажи государст­венных ценных бумаг, облигаций. Таким образом масса денег может увеличиваться или уменьшаться. Для сокращения излиш­ка денежной массы в обращении Центральный банк активно на­чинает предлагать ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению.

Политика учётной процентной ставки.Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам под учётную ставку. Понижая учётную ставку, Центральный банк поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Следовательно, коммер­ческие банки за счёт этих ссуд увеличивают предложение денег. И напротив, повышая учётную ставку, Центральный банк подав­ляет стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объём выдаваемых кредитов, а значит, и предложе­ние денег.

Изменение нормы обязательных резервов.Часть денег коммерческих банков обязательно хранится в виде резервов, а другая часть используется для предоставления кредитов. Если Центральный банк изменяет нормы обязательных резервов в сторону повышения, то обязательные резервы коммерческих банков растут, а возможности банка в области кредитования уменьшаются. Отсюда - снижение способности коммерческих банков создавать деньги путём кредитования. Однако, если же Центральный банк понижает резервную норму, то предложение денег у коммерческих банков растёт, и соответственно падает процентная ставка. Такой способ является мощным инструментом монетарной политики, однако на практике применяется весьма редко.

Монетарная политика заключается в быстроте и гибкости, причём она изолирована от политики, так как проводится Цен­тробанком, а не парламентом страны.

Бюджетное регулирование это мероприятие, предполагающее преодоление определенных затруднений организационного, психологического, экономического и прочего характера.

Бюджетное регулирование это мероприятие, предполагающее преодоление определенных затруднений организационного, психологического, экономического и прочего характера. На сегодняшний день данная система переживает реформирование в целях теоретического создания последующих процессов, а также создания практических стандартов, направленных на улучшение и модернизацию.

Что представляет собой данная система

Когда осуществляется формирование бюджета на следующие 12 месяцев, по каждому сегменту бюджета выполняются расчеты планируемых доходов и затрат для всех вариантов бюджета. Трудности исключаются, если доход выше затрат, что предполагает бюджетный профицит. При этом возможно некоторое повышение затрат, но в умеренных пределах.

Проблемы появляются при невозможности покрытия затрат доходами, то есть наличия бюджетного дефицита. Для разрешения ситуации используется повышение доходов или снижение затрат. Если рассматривать федеральный бюджет, здесь ключевыми методами повышения дохода выступает рост налогообразования или же установка госзайма внешнего или внутреннего характера.

Страна также может задействовать эмиссию в качестве и метода извлечения дополнительных доходов, но у перечисленных методов существуют свои недостатки:

  • Повышение налогообложения замедляет рост экономики и приводит к раздражению среди населения.
  • Займ в тот или иной отрезок времени придется вернуть, уплатив процентную ставку, что переводит этот доход в перечень затрат, повышая загруженность бюджета.
  • Посредством эмиссии происходит дезорганизация финансовой структуры, может зародиться инфляция, а деньги обесцениваются.

Оценивая данные методы бюджетного регулирования, можно сделать вывод, что ни один из них не идеален. Поэтому наиболее приемлемым является четвертый вариант – снижение затрат по бюджету.

Что касается бюджета федеральных и местных субъектов, здесь ситуация иная – предназначенные для них доходные бюджеты априори недостаточны для покрытия совершаемых затрат. Разграничение доходов и затрат в рамках государственного, субъективного и местного бюджетов предполагает данный принцип, но возможности по самостоятельному повышению доходности будут довольно незначительными. Именно здесь начинают работать специальные инструменты бюджетного регулирования.

С какими проблемами сталкивается система регулирования бюджета

Процесс регулирования бюджета предполагает определенные действия для получения финансового баланса и стабильности в стране. Общая эффективность мер основывается на степени юридической и научно-методической обеспеченности. Огромное влияние на успех также имеет оценка зарубежного опыта, грамотное составление стадий, общая эффективность развития экономической и социальной сфер государства.

Как уже отмечалось, регулирование бюджета является довольно проблемной отраслью, чьи сложности основываются на передаче огромных полномочий регионам за последнее время, но при этом финансирование субъектов страны увеличено не было.

Таким образом, финансовое подкрепление субъектов становится одним из ключевых требований для дальнейшего успеха экономических преобразований, основанных на демократических и федеральных принципах.

Как происходит регулирование бюджета

Система бюджетного регулирования предполагает ряд действий, позволяющих добиться баланса между доходами и затратами по каждой сфере финансовой области государства. Для данных мероприятий характерно:

  • Установление фундаментальных принципов разработки и деятельности финансовой сферы государства. Также система обеспечивает реализацию задач по заверению и приведению в действие затратно-доходных статей, подтверждению отчетности и осуществлению контроля.
  • Четкое разделение налоговых поступлений и любых других. Используется установление принципов распределения и рассмотрения бюджетов по различным системным уровням, а также установка основ, что позволяет выполнять государственные и муниципальные займы, контролировать задолженность.
  • Перераспределение финансов, обретенных от сборов и другой доходности, по степеням денежной отрасли.
  • Распределение полномочий по реализации затрат.
  • Установление принципов создания и использования бюджетов на каждом уровне структуры.

Государственным бюджетным кодексом предполагается некоторый порядок контроля за денежными поступлениями. Мероприятия стартуют с распределения всех затрат по уровням и сегментам. Происходит определение, что работа судов финансируется из регионального бюджета, а правоохранительных органов – из федерального. Также происходит направление доходов по тем или иным сегментам.

Понятия профицита и дефицита обладают специальным практическим значением. Профицит – это преобладание доходов над затратами, а дефицит – противоположная ситуация, являющаяся отрицательным обстоятельством. В то же время, профицит является мерилом благополучия в финансовой структуре.

Участники бюджетного регулирования

Ключевым нормативным документом при контроле финансов является государственный бюджетный кодекс. Основываясь на этом акте, можно выделить следующих участников работы системы:

  • Глава государства.
  • Исполнительные и законодательные структуры.
  • Органы финансово-кредитного контроля.
  • Внебюджетные фонды страны.
  • Основные администраторы.
  • Другие структуры, по закону имеющие различные полномочия финансового, налогового и другого типа.

Помимо этого, участниками являются всевозможные организации, предприятия государственного, муниципального и унитарного типа, кредитные структуры, исполняющие отдельные денежные транзакции.

Формы и методы регулирования бюджета

Занимаясь анализом методик и форм регулирования бюджета, следует отметить способы федерального влияния на экономическую ситуацию. Для начала, это косвенные способы денежно-кредитной и финансовой структуры:

  • Налогообложение. Происходит установка модернизированных ставок и обеспечение льготами.
  • Амортизация. Использование новой нормы амортизации, индексирование подобных отчислений, повышение скорости процесса.
  • Кредитование. Выполняется регулирование ставок центробанком государства, устанавливаются и корректируются минимальные значения резервов, которые должны сохраняться в основном банке страны институтами финансов.
  • Таможенная политика. Обеспечение эффективных импортных и экспортных пошлин.

Далее осуществляется прямое федеральное регулирование финансов путем перераспределения инвестиционной сферы, дотаций и прочих. Затем в ход идут способы регулирования производства с помощью заказов на товары, осуществление рабочих процессов для нужд страны.

У методик регулирования бюджета прослеживается внушительное разнообразие. Так, финансовая структура страны производится при помощи различных инструментов. Для начала, это прямое и косвенное регулирование. Регулирование экономического образца отличается различными инструментами – кредитной и финансовой системой, налогообложением, политикой федеральных затрат, контролем за состоянием задолженности государства, внешней торговлей, лицензированием экспорта и так далее.

Что касается административного госрегулирования, оно чаще всего используется в сфере, где данные способы имеют максимальную эффективность, а также там, где без них просто не обойтись.

Мировая практика экономического госрегулирования также указывает на эффективность использования косвенных и прямых методов влияния, но различные тенденции обладают своей значительной спецификой для каждого отдельно взятого государства.

Система регулирования бюджета также предполагает использование правовой и неправовой формы. Первый тип основывается на мобилизации, передаче и применении денежных средств. Чтобы реализовать данные инструменты, страна задействует законодательные и финансовые положения.

Какими бывают методы регулирования бюджета

Бюджет может регулироваться с помощью различных методик, включая:

  • Перераспределение затрат между конкретными типами бюджетов, имеющих отношение к общей финансовой системе.
  • Создание личных, регулярно закрепленных типов дохода для всех сегментов системы бюджетов.
  • Определение налогообложения, переходящего от высокоуровневых к низкоуровневым бюджетам, чтобы внести баланс в последние. Подобное налогообложение называется регулирующим.
  • Достижение баланса в низкоуровневом бюджете при помощи финансовой поддержки от высокоуровневых типов, основываясь на окончательном перемещении финансов, включая субсидирование, субвенции и дотации.
  • Кредитные перечисления между бюджетами по типу бюджетного займа или ссуды.
  • Снижение затрат в рамках бюджетов, в том числе секвестирования.

Ключевой способ регулирования бюджета – это определение четко закрепленных и регулирующих поступлений. При этом закрепленными доходами являются поступления, которые на основе действующего законодательства целиком или в четко зафиксированной процентной доле, на регулярной или долгосрочной основе (более 5 лет), переходят в действующий бюджет. Список налогообложения и дополняющих его выплат, определенных для разноуровневых бюджетов, прописан в определенных главах бюджетного кодекса страны.

Что касается регулирующих бюджетов доходности, они перемещаются в бюджет для достижения баланса между затратами и поступлениями, на основе процентных поступлений от налогообложения и прочих выплат. Установление происходит по нормам, определенным в момент создания бюджета на следующие 12 месяцев.

Бюджетное регулирование это мероприятие, предполагающее преодоление определенных затруднений организационного, психологического, экономического и прочего характера.

Бюджетное регулирование это мероприятие, предполагающее преодоление определенных затруднений организационного, психологического, экономического и прочего характера. На сегодняшний день данная система переживает реформирование в целях теоретического создания последующих процессов, а также создания практических стандартов, направленных на улучшение и модернизацию.

Что представляет собой данная система

Когда осуществляется формирование бюджета на следующие 12 месяцев, по каждому сегменту бюджета выполняются расчеты планируемых доходов и затрат для всех вариантов бюджета. Трудности исключаются, если доход выше затрат, что предполагает бюджетный профицит. При этом возможно некоторое повышение затрат, но в умеренных пределах.

Проблемы появляются при невозможности покрытия затрат доходами, то есть наличия бюджетного дефицита. Для разрешения ситуации используется повышение доходов или снижение затрат. Если рассматривать федеральный бюджет, здесь ключевыми методами повышения дохода выступает рост налогообразования или же установка госзайма внешнего или внутреннего характера.

Страна также может задействовать эмиссию в качестве и метода извлечения дополнительных доходов, но у перечисленных методов существуют свои недостатки:

  • Повышение налогообложения замедляет рост экономики и приводит к раздражению среди населения.
  • Займ в тот или иной отрезок времени придется вернуть, уплатив процентную ставку, что переводит этот доход в перечень затрат, повышая загруженность бюджета.
  • Посредством эмиссии происходит дезорганизация финансовой структуры, может зародиться инфляция, а деньги обесцениваются.

Оценивая данные методы бюджетного регулирования, можно сделать вывод, что ни один из них не идеален. Поэтому наиболее приемлемым является четвертый вариант – снижение затрат по бюджету.

Что касается бюджета федеральных и местных субъектов, здесь ситуация иная – предназначенные для них доходные бюджеты априори недостаточны для покрытия совершаемых затрат. Разграничение доходов и затрат в рамках государственного, субъективного и местного бюджетов предполагает данный принцип, но возможности по самостоятельному повышению доходности будут довольно незначительными. Именно здесь начинают работать специальные инструменты бюджетного регулирования.

С какими проблемами сталкивается система регулирования бюджета

Процесс регулирования бюджета предполагает определенные действия для получения финансового баланса и стабильности в стране. Общая эффективность мер основывается на степени юридической и научно-методической обеспеченности. Огромное влияние на успех также имеет оценка зарубежного опыта, грамотное составление стадий, общая эффективность развития экономической и социальной сфер государства.

Как уже отмечалось, регулирование бюджета является довольно проблемной отраслью, чьи сложности основываются на передаче огромных полномочий регионам за последнее время, но при этом финансирование субъектов страны увеличено не было.

Таким образом, финансовое подкрепление субъектов становится одним из ключевых требований для дальнейшего успеха экономических преобразований, основанных на демократических и федеральных принципах.

Как происходит регулирование бюджета

Система бюджетного регулирования предполагает ряд действий, позволяющих добиться баланса между доходами и затратами по каждой сфере финансовой области государства. Для данных мероприятий характерно:

  • Установление фундаментальных принципов разработки и деятельности финансовой сферы государства. Также система обеспечивает реализацию задач по заверению и приведению в действие затратно-доходных статей, подтверждению отчетности и осуществлению контроля.
  • Четкое разделение налоговых поступлений и любых других. Используется установление принципов распределения и рассмотрения бюджетов по различным системным уровням, а также установка основ, что позволяет выполнять государственные и муниципальные займы, контролировать задолженность.
  • Перераспределение финансов, обретенных от сборов и другой доходности, по степеням денежной отрасли.
  • Распределение полномочий по реализации затрат.
  • Установление принципов создания и использования бюджетов на каждом уровне структуры.

Государственным бюджетным кодексом предполагается некоторый порядок контроля за денежными поступлениями. Мероприятия стартуют с распределения всех затрат по уровням и сегментам. Происходит определение, что работа судов финансируется из регионального бюджета, а правоохранительных органов – из федерального. Также происходит направление доходов по тем или иным сегментам.

Понятия профицита и дефицита обладают специальным практическим значением. Профицит – это преобладание доходов над затратами, а дефицит – противоположная ситуация, являющаяся отрицательным обстоятельством. В то же время, профицит является мерилом благополучия в финансовой структуре.

Участники бюджетного регулирования

Ключевым нормативным документом при контроле финансов является государственный бюджетный кодекс. Основываясь на этом акте, можно выделить следующих участников работы системы:

  • Глава государства.
  • Исполнительные и законодательные структуры.
  • Органы финансово-кредитного контроля.
  • Внебюджетные фонды страны.
  • Основные администраторы.
  • Другие структуры, по закону имеющие различные полномочия финансового, налогового и другого типа.

Помимо этого, участниками являются всевозможные организации, предприятия государственного, муниципального и унитарного типа, кредитные структуры, исполняющие отдельные денежные транзакции.

Формы и методы регулирования бюджета

Занимаясь анализом методик и форм регулирования бюджета, следует отметить способы федерального влияния на экономическую ситуацию. Для начала, это косвенные способы денежно-кредитной и финансовой структуры:

  • Налогообложение. Происходит установка модернизированных ставок и обеспечение льготами.
  • Амортизация. Использование новой нормы амортизации, индексирование подобных отчислений, повышение скорости процесса.
  • Кредитование. Выполняется регулирование ставок центробанком государства, устанавливаются и корректируются минимальные значения резервов, которые должны сохраняться в основном банке страны институтами финансов.
  • Таможенная политика. Обеспечение эффективных импортных и экспортных пошлин.

Далее осуществляется прямое федеральное регулирование финансов путем перераспределения инвестиционной сферы, дотаций и прочих. Затем в ход идут способы регулирования производства с помощью заказов на товары, осуществление рабочих процессов для нужд страны.

У методик регулирования бюджета прослеживается внушительное разнообразие. Так, финансовая структура страны производится при помощи различных инструментов. Для начала, это прямое и косвенное регулирование. Регулирование экономического образца отличается различными инструментами – кредитной и финансовой системой, налогообложением, политикой федеральных затрат, контролем за состоянием задолженности государства, внешней торговлей, лицензированием экспорта и так далее.

Что касается административного госрегулирования, оно чаще всего используется в сфере, где данные способы имеют максимальную эффективность, а также там, где без них просто не обойтись.

Мировая практика экономического госрегулирования также указывает на эффективность использования косвенных и прямых методов влияния, но различные тенденции обладают своей значительной спецификой для каждого отдельно взятого государства.

Система регулирования бюджета также предполагает использование правовой и неправовой формы. Первый тип основывается на мобилизации, передаче и применении денежных средств. Чтобы реализовать данные инструменты, страна задействует законодательные и финансовые положения.

Какими бывают методы регулирования бюджета

Бюджет может регулироваться с помощью различных методик, включая:

  • Перераспределение затрат между конкретными типами бюджетов, имеющих отношение к общей финансовой системе.
  • Создание личных, регулярно закрепленных типов дохода для всех сегментов системы бюджетов.
  • Определение налогообложения, переходящего от высокоуровневых к низкоуровневым бюджетам, чтобы внести баланс в последние. Подобное налогообложение называется регулирующим.
  • Достижение баланса в низкоуровневом бюджете при помощи финансовой поддержки от высокоуровневых типов, основываясь на окончательном перемещении финансов, включая субсидирование, субвенции и дотации.
  • Кредитные перечисления между бюджетами по типу бюджетного займа или ссуды.
  • Снижение затрат в рамках бюджетов, в том числе секвестирования.

Ключевой способ регулирования бюджета – это определение четко закрепленных и регулирующих поступлений. При этом закрепленными доходами являются поступления, которые на основе действующего законодательства целиком или в четко зафиксированной процентной доле, на регулярной или долгосрочной основе (более 5 лет), переходят в действующий бюджет. Список налогообложения и дополняющих его выплат, определенных для разноуровневых бюджетов, прописан в определенных главах бюджетного кодекса страны.

Что касается регулирующих бюджетов доходности, они перемещаются в бюджет для достижения баланса между затратами и поступлениями, на основе процентных поступлений от налогообложения и прочих выплат. Установление происходит по нормам, определенным в момент создания бюджета на следующие 12 месяцев.

Читайте также: