Код налоговой регистрации в стране резидентства

Опубликовано: 16.05.2024

Работа на территории другого государства в современных экономических условиях явление нередкое. Бухгалтеру важно правильно определить налоговый статус таких сотрудников, четко понимать отличие от обычного персонала, когда речь идет о расчете НДФЛ.

Кто они?

Для разграничения прав и обязанностей указанных групп работников используют понятия резидента и нерезидента в целях НДФЛ. Об этом сказано в ст. 207 п. 2 НК РФ. Законодатель определяет резидента как лицо, находящееся в РФ 183 календарных дня и более на протяжении года. Этот период не прерывается, если гражданин выехал за границу:

  • для лечения, обучения (на срок менее полугода);
  • для работы на морских сырьевых месторождениях.

Особый случай – российские военные, проходящие службу за пределами РФ. Независимо от того, сколько дней они физически находятся за границей, военнослужащие признаются резидентами (п. 3 той же статьи). Такое же положение занимают сотрудники госорганов и органов местного самоуправления, работающие за рубежом.

Обратим внимание на следующее: ФЗ от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» дополнил ст. 207 пунктом 2.2 (п. 2 ст. 1 ФЗ). Дополнение касается только периода с 1 января по 31 декабря 2020 года. Если в этот период физическое лицо находилось в России 90-182 календарных дня (т.е. срок меньше, чем по умолчанию) и хочет получить статус налогового резидента за указанный период, необходимо заявить письменно об этом в налоговую. Заявление должно быть подано не позднее 30/04/2021 года. Порядок действует только при признании налоговым резидентом РФ в 2020 году.

Таким образом, налоговый резидент – это лицо, находящееся на территории страны как минимум 183 календарных дня на протяжении 12 месяцев подряд (в 2020 году срок меньше), военные и чиновники, работающие фактически за границей. Из сказанного вытекает, что налоговый нерезидент – это лицо, находящееся в России меньше указанного срока.

Гражданство РФ или его отсутствие не влияет на статус резидента (нерезидента) в целях НДФЛ. Гражданин РФ может иметь статус нерезидента. Обычно статус нерезидента получают лица, недавно переехавшие в РФ или часто выезжающие за ее пределы. Основной категорией являются резиденты РФ.

Важно! Международными соглашениями с отдельными странами может устанавливаться иной порядок определения статуса. В целях устранения двойного налогообложения они подписаны с Великобританией, Германией, Израилем, Китаем, Казахстаном, Киргизией, Республикой Беларусь и целым рядом других стран.

Особенности статуса

Для резидентов и нерезидентов ставки налога и перечни облагаемых доходов различаются. Нерезидент не вправе рассчитывать на налоговые вычеты, в отличие от резидента. Такие выводы следуют из анализа нескольких статей НК РФ (ст. 210 п. 3-4, ст. 220 п. 1 пп. 1, ст. 224 п. 1, 3, ст. 209). Основная налоговая ставка для резидента — 13%, для нерезидента — 30%. Нюансы применения налоговых ставок подробно описаны в ст. 224 НК РФ.

Удержание и уплата НДФЛ может производиться налоговым агентом и самим лицом, получившим доход. В первом случае отсчитывать срок 12 месяцев «назад» и определять, является ли лицо резидентом, нужно от даты выплаты дохода. Такой вывод следует из ст. 226 – 4, ст. 223 НК РФ и ряда разъяснительных документов Минфина (например, письмо № 03-04-06/6-122 от 25/05/11 г.).

Если НДФЛ облагается доход, по которому налогоплательщик сам уплачивает налог, 12-месячный период – это год получения дохода, отсчитывать по календарю обратным порядком придется от 1 января следующего года (ст. 216, 228 НК РФ, письмо Минфина № 03-04-05/6-293 от 25/04/11 г.).

Срок 183 дня (или другой, в соответствии с законом) считают от дня въезда на территорию РФ до дня выезда, включая эти дни. Такой порядок подтверждают чиновники в ряде документов (письмо ФНС № ОА-3-17/1702 от 24/04/15 г.).

В некоторых случаях, о которых мы говорили выше, при выезде за рубеж указанный срок не прерывается, дни поездки включаются в необходимый для статуса резидента период. При выезде за рубеж для лечения, в других аналогичных случаях необходимо предоставить подтверждающие цель документы: договор с клиникой, учебным заведением, справки из этих учреждений. Таким образом статус резидента сохранится.

Даты въезда и выезда обычно устанавливают по таможенным отметкам российской стороны в выездных документах, например, в загранпаспорте, в миграционной карте, в любых документах, свидетельствующих о пребывании физлица на территории РФ. В некоторых случаях доказательством могут служить иные документы, например, справки учебных заведений России для студентов, учащихся. При этом чиновники не принимают во внимание регистрационные отметки с места жительства при подтверждении статуса резидента. Такое мнение высказано, например, в письме Минфина № 03-04-05/69536 от 13/01/15 г.

Важный нюанс содержит письмо Минфина № 03-04-06/6-123 от 26/05/11 г. Если иностранный работник выезжает за рубеж в связи с окончанием срока разрешения на работу, а затем при получении нового разрешения трудоустраивается (1 раз в год), статус резидента он не теряет; и срок 12 месяцев, как и в случае с выездом на учебу, лечение, не прерывает. Однако время, проведенное вне пределов РФ, вычитается из общей суммы дней пребывания в стране.

Если за определенный период в течение года человек накопил необходимое число дней пребывания в РФ, он приобретает статус резидента и пользуется им до окончания года (налогового периода). Об этом сказано в письме Минфина № 03-04-06-01/94 от 29/03/07 г. При этом подчеркивается, что следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период на дату получения доходов, но рассмотрены две ситуации:

  1. Если расчет идет за 12-месячный «переходящий» с года на год период, то, достигнув статуса резидента в текущем году, его можно потерять, и тогда применима ставка не 13%, а 30%.
  2. Если срок пребывания 183 дня достигнут от начала налогового периода, статус резидента по итогам данного налогового периода не изменяется.

ФНС на своем официальном сайте разъясняет и вопрос о двойном резидентстве. Статус резидента какого-либо государства не является препятствием для получения такого же статуса в России.

V. Заполнение Листа А "Сведения об иностранной организации"

21. Лист А "Сведения об иностранной организации" (далее - Лист А) формы Уведомления заполняется в отношении иностранной организации, в которой налогоплательщик принимает прямое, косвенное или смешанное участие.

Если налогоплательщик принимает участие в нескольких иностранных организациях, то в отношении каждой такой иностранной организации заполняется отдельный Лист А формы Уведомления.

22. В поле "1. Номер иностранной организации" указывается цифровой уникальный номер иностранной организации, присваиваемый налогоплательщиком самостоятельно.

Если налогоплательщик принимает участие в нескольких иностранных организациях, то каждой такой иностранной организации присваивается свой уникальный номер. Уникальные номера присваиваются последовательно и не подлежат изменению в течение всего срока участия в соответствующей иностранной организации.

В случае прекращения участия налогоплательщика в иностранной организации, уникальный номер иностранной организации повторно иной иностранной организации не присваивается.

23. В поле "2. Полное наименование" указывается полное наименование иностранной организации в латинской транскрипции (по правилам транслитерации).

24. В поле "3. Код страны регистрации (инкорпорации)" указывается цифровой код страны регистрации (инкорпорации) иностранной организации в соответствии с ОКСМ.

25. Поле "3.1. Код страны налогового резидентства" заполняется, если страна налогового резидентства иностранной организации отличается от страны регистрации (инкорпорации) в соответствии с ОКСМ.

26. В поле "4. Дата регистрации иностранной организации" указывается дата регистрации иностранной организации, созданной после 01.01.2015.

27. В поле "5. Регистрационный номер в стране регистрации (инкорпорации)" указывается регистрационный номер, присвоенный иностранной организации в стране регистрации (инкорпорации).

28. В поле "6. Код налогоплательщика в стране регистрации (инкорпорации) или аналог (если имеется)" указывается код налогоплательщика (если имеется), присвоенный иностранной организации в стране регистрации (инкорпорации).

29. Поле "6.1. Код налогоплательщика в стране налогового резидентства или аналог (если имеется)" заполняется, если страна налогового резидентства иностранной организации отличается от страны регистрации (инкорпорации).

30. В поле "7. Адрес в стране регистрации (инкорпорации) (если имеется)" указывается полный адрес места нахождения иностранной организации в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) в латинской транскрипции.

31. В поле "8. Участие" указывается:

цифра "1" - в случае прямого участия налогоплательщика в иностранной организации;

цифра "2" - в случае косвенного участия налогоплательщика в иностранной организации;

цифра "3" - в случае смешанного участия налогоплательщика в иностранной организации (то есть в случае прямого и косвенного участия в иностранной организации одновременно).

32. В поле "9. Дата возникновения участия" указывается дата начала участия налогоплательщика в иностранной организации, в отношении которой заполняется Лист А формы Уведомления.

При заполнении формы Уведомления в связи с основанием, возникшим до 15.05.2015, указывается дата 15.05.2015.

33. В поле "10. Дата изменения доли (порядка) участия" указывается дата изменения доли участия или дата изменения порядка участия налогоплательщика в иностранной организации (без изменения доли участия). Данное поле заполняется только при указании на титульном листе в качестве основания представления Уведомления изменение доли участия ("2") или изменение порядка участия в иностранной организации (без изменения доли участия) ("7").

34. В поле "11. Доля участия, %" указывается процентная доля прямого или косвенного участия налогоплательщика в данной иностранной организации.

В случае смешанного участия в иностранной организации указывается суммарная доля участия (прямого и косвенного) налогоплательщика в иностранной организации.

35. В поле "12. Дата прекращения участия" указывается дата прекращения участия налогоплательщика в иностранной организации. Данное поле заполняется только при указании в титульном листе в качестве основания представления Уведомления прекращение участия ("3").

При заполнении формы Уведомления о начале участия или об изменении доли участия налогоплательщика в иностранной организации описываемое поле не заполняется.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020. О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.

Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса. В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п. 7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев. Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен. Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).

Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
  • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.

Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

  • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
  • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).

Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году

Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:

  • в налоговый орган по месту жительства физического лица;
  • в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
  • в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.

Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).

Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.



  • Информация о регионе
  • Экономика
  • Рынки
  • Инфраструктура
  • Человеческие ресурсы
  • Пребывание в Казахстане
  • Истории успеха
  • Прибытие в Казахстан
  • Открытие бизнеса
  • Развитие бизнеса
  • Закрытие бизнеса
  • Меры государственной поддержки
  • Взаимодействие с инвесторами
  • Список отечественных производителей товаров, поставщиков работ/услуг
  • Проживание в Казахстане
  • Акимат
  • Региональное представительство
  • Управление предпринимательства
  • Социально-предпринимательская корпорация
  • Как мы помогаем
  • Пресс-релизы
  • Мероприятия
  • Видеосюжеты
  • Публикации и презентации

Получение ИИН иностранцем производится путем регистрации физического лица-нерезидента в качестве налогоплательщика.

В каких случаях иностранцу необходимо получить ИИН в Казахстане?

В соответствии со статьей 74 Налогового Кодекса иностранцу необходимо получить ИИН в случаях:

  • открытия текущего счета в казахстанских банках-резидентах;
  • получения дохода из источников в Республике Казахстан, не подлежащего налогообложению у источника выплаты;
  • приобретения имущества в Республике Казахстан, которое является объектом обложения налогом на имущество, налогом на транспортные средства или земельным налогом (то есть недвижимости, транспорта, земельных участков);
  • назначения первыми руководителями юридических лиц-резидентов (казахстанских юридических лиц), а также руководителями филиалов, представительств юридических лиц-нерезидентов (иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан.

Куда обращаться для получения ИИН иностранцу?

Какие документы необходимы для получения ИИН иностранцу?

В «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК. содержится перечень необходимых документов. К ним относятся:

  • заявление о постановке на регистрационный учет;
  • нотариально засвидетельствованная копия документа, удостоверяющего личность иностранца или лица без гражданства (внутренний или заграничный паспорт);
  • нотариально засвидетельствованная копия документа, подтверждающего налоговую регистрацию в стране гражданства (резидентства), с указанием номера налоговой регистрации (или его аналога) если у иностранца имеется в наличии такой документ;
  • нотариально засвидетельствованная копия документа, подтверждающего сумму дохода из источников в Республике Казахстан (в случае регистрации по основанию получения дохода из источников в Республике Казахстан при наличии такого документа).

Результат оказания услуги

Выдача регистрационного свидетельства по форме, утвержденной уполномоченным органом (при внесении сведений о нерезиденте, иностранце или лице без гражданства, юридических лицах–нерезидентах, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение без открытия филиала, страховой организации или зависимом агенте, дипломатическом и приравненным к нему представительстве, консульском учреждение в ГБД НП). Документ, подтверждающий прием налогового заявления о снятии с регистрационного учета или документ об отказе в приеме налогового заявления о снятии с регистрационного учета.

Сроки выдачи ИИН

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового Кодекса Республики Казахстан, регистрация иностранцев в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговым органом с выдачей регистрационного свидетельства в течение 3 рабочих дней.


«Налоговые споры»

  • Какой закон нужно применять при определении резидентства в первую очередь – национальный или международный?
  • Когда лицо признается налоговым резидентом РФ?
  • Как правильно определить период пребывания на территории России?
  • Чем подтвердить статус налогового резидента?

Резидент – нерезидент. Конец игры?

Статус налогового резидентства определяет, распространяется ли на физлицо российское налоговое законодательство, должно ли оно уплачивать налоги на доходы в РФ и по какой ставке, необходимо ли ему уведомлять налоговый орган о наличии КИК.

По общему правилу налоговыми резидентами РФ являются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Например, иностранные студенты, приезжающие на учебу, лица, прибывшие в РФ на работу.

Сам по себе факт нахождения физического лица в РФ менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ. Это неоднократно подчеркивала ФНС России в разъяснениях (например, письмо ФНС России от 29.10.2015 № ОА-3-17/4072@). Но так ли это? Позиция налоговой службы вызывала немало споров.

Как известно, международные правила и нормы имеют преимущество перед законодательством РФ (ст. 7 НК РФ). Договоры об избежании двойного налогообложения РФ с иностранными государствами, основанные на положениях Модельной конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития и на официальных комментариях к ней, при определении налогового статуса физического лица принимают во внимание:

  • место нахождения постоянного жилища в собственности;
  • центр жизненных интересов (личных и экономических связей);
  • место обычного проживания и гражданства.

Так утрачивает ли гражданин статус налогового резидента, если находится в РФ менее 183 дней в течение года? Финансовое ведомство внесло ясность: при решении вопроса о резидентстве РФ нужно четко придерживаться норм национального законодательства, т. е. ст. 207 НК РФ. Причем действие разъяснений ФНС России, содержащих иную позицию, отменено (письмо Минфина России от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009).

Когда же речь идет о принадлежности лица к законодательству обеих стран, т. е. о двойном резидентстве, статус определяется в соответствии с нормами конкретного международного соглашения, где указаны побочные признаки принадлежности к резидентству той или иной страны.

Пример 1

По законодательству России и Швейцарии физическое лицо является одновременно резидентом обеих стран. Для определения резидентства применяется п. 2 ст. 4 Соглашения между РФ и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. В нем прописан алгоритм анализа следующих условий (по нисходящей):

  • физическое лицо считается резидентом того государства, в котором оно располагает постоянным доступным для него жильем;
  • если постоянно доступное жилье есть в обоих государствах, тогда физическое лицо считается резидентом той страны, в которой оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
  • далее при необходимости определяется обычное место жительства физического лица и затем гражданство.

Если использование такой схемы не помогло определить резидентство физического лица, компетентные органы договаривающихся государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

Аналогичный принцип содержится в ряде международных соглашений, подписанных Россией, в т. ч. в Соглашении об избежании двойного налогообложения с Кипром, Австрией, Германией, Италией, Испанией и многими другими странами.

Говоря о международном сотрудничестве, важно уделить внимание Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., заключенному Республиками Беларусь, Казахстан и Российской Федерацией, к которому присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика (далее – Договор).

По его условиям доходы в связи с работой по найму в РФ, полученные физическими лицами – налоговыми резидентами указанных стран, с 1 января 2015 г. облагаются в РФ по налоговой ставке 13%. Ее применяют в отношении налоговых резидентов РФ, начиная с первого дня их работы на территории нашей страны (письма Минфина России от 10.03.2015 № 03-08-05/12342, от 05.05.2015 № 03-04-05/25727).

Следует отметить, что по данному Договору при налогообложении доходов граждан стран-участниц от трудовой деятельности применяются налоговые ставки, предусмотренные для налоговых резидентов этих стран. Важно не путать и не рассматривать автоматически таких лиц как налоговых резидентов в соответствующем государстве (письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-04-06/20223).

Пример 2

Гражданин Армении приехал в РФ для работы по найму в сентябре 2015 г. В ноябре 2015 г. он получил в дар квартиру. В соответствии с положениями Договора, начиная с первого рабочего дня его заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13%. А налог с такого имущества должен быть посчитан и уплачен по итогам года (периода по НДФЛ) по ставке 30% как для нерезидента по п. 3 ст. 224 НК РФ.

Вопрос признания физического лица налоговым резидентом какого-либо из государств-членов данным Договором не урегулирован. Нужно пользоваться положениями национального законодательства соответствующей страны.

Порядок признания налоговым резидентом РФ

Важно учитывать, что период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Пример 3

Сотрудника направили для работы в Бельгию. Его не признают налоговым резидентом, если за рубежом он пробудет более 183 дней в течение 12 месяцев подряд. Это касается также членов семей сотрудников органов государственной власти, командированных за рубеж (письмо Минфина России от 23.12.2009 № 03-04-05-01/1019).

Как рассчитать период пребывания на территории РФ

Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени нахождения на территории РФ и за ее пределами. Причем 12-месячный период может начинаться в одном календарном году (налоговом периоде по НДФЛ) и заканчиваться в другом.

Налоговый статус физического лица точно определяется на начало налогового периода, но в конце требует уточнения (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

Пример 4

Физическое лицо при получении дохода с января по апрель 2016 г. было налоговым резидентом РФ, ставка НДФЛ – 13%. В мае 2016 г. резидент утратил данный статус в связи с продолжительными отъездами за границу. С этого месяца НДФЛ надо уплачивать по ставке 30%.

Возможна обратная ситуация, когда нерезидент становится резидентом.

Пример 5

Гражданин Болгарии приехал в Россию 1 ноября 2014 г. Начиная с декабря 2014 г. он работал по найму. В период с декабря 2014 г. по апрель 2015 г. доход облагался по ставке 30%. На конец мая 2015 г. количество дней пребывания гражданина в РФ за последние 12 месяцев будет не менее 183, и ставка налога с этого месяца составит 13%. Организация-работодатель вправе, начиная с мая 2015 г., при расчете суммы НДФЛ по ставке 13% зачесть налог, ранее удержанный по ставке 30%.

Если компания вовремя не обнаружит утрату статуса налогового резидента РФ работника, командированного в другую страну, и посчитает НДФЛ не по той ставке, ей грозит штраф (ст. 122 и ст. 123 НК РФ).

Если ставка налога не пересчитывалась или сумма НДФЛ, удержанная по ставке 30%, зачтена не полностью, то физическое лицо вправе вернуть излишне уплаченный налог. Для этого нужно подать декларацию по окончании календарного года (налогового периода) по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ в этом году (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Данный порядок подсчета сроков подтверждает судебная практика (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2014 № Ф07-8864/2012).

Подтверждение статуса налогового резидента РФ

Получить документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, можно в Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД) (письмо Минфина России от 15.10.2015 № 03-08-05/59204). Налоговый статус в России определяется исходя из фактического нахождения лица в РФ. Потому документ об этом за текущий год выдается не ранее 3 июля. Подтверждение за прошлый истекший налоговый период можно получить в любое время.

Срок рассмотрения заявлений о выдаче подтверждения – 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в МИ ФНС России по ЦОД.

Перечень документов, необходимых для подачи в налоговый орган, указан в Информационном сообщении ФНС России «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации». Основными являются документы, подтверждающие длительность фактического нахождения лица в России.

Для россиян это могут быть:

  • сведения из табеля учета рабочего времени;
  • копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
  • данные миграционных карт;
  • документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.

Если требуется подтвердить налоговый статус за налоговые периоды от 1 года до 3 лет, можно представить копии деклараций по форме 3-НДФЛ с отметкой инспекции и платежных документов об уплате налога по операциям, в отношении которых плательщик собирается применить соглашение об избежании двойного налогообложения.

Для иностранцев (лиц без гражданства, прибывших с территории иностранных государств), с которыми у РФ существуют действующие соглашения о безвизовом режиме, потребуется справка с места работы в РФ, табель учета рабочего времени, копии авиа- и железнодорожных билетов и другие документы.

Часто российские организации являются работодателями иностранцев. Чтобы избежать двойного налогообложения по НДФЛ доходов иностранных работников, налоговому агенту необходимо сделать следующее.

  1. Определить, заключен ли со страной гражданства иностранного работника международный договор по вопросам налогообложения.
  2. Выяснить, предусмотрено ли полное или частичное освобождение от налогообложения в РФ соответствующего вида дохода иностранца.
  3. Запросить у работника паспорт иностранного гражданина либо другой документ, удостоверяющий личность.

Если паспорт не позволяет подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, налоговый агент запрашивает официальное подтверждение статуса налогового резидента другой страны. Подтверждение выдается компетентным органом иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких документов на основании международного договора РФ по вопросам налогообложения. Документ, составленный на иностранном языке, должен быть переведен на русский язык и заверен нотариально (абз. 3 п. 6 ст. 232 НК РФ).

Отметим, что требований, обязывающих налогоплательщика уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента РФ, а также о подтверждении статуса нерезидента России, в законодательстве РФ нет.

Статус налогового резидента РФ в целях исполнения норм о КИК

Статус налогового резидентства РФ важен не только в целях налогообложения дохода физического лица, но также для целей применения норм о КИК (контролируемых иностранных компаниях) – ст. 25.14 НК РФ. Критерии определения статуса налогового резидента РФ, предусмотренные ст. 207 НК РФ, применяются и к этим положениям.

Таким образом, статус налогового резидента определяется исходя из количества дней, проведенных физическим лицом в РФ на дату, на которую возникает обязанность подачи уведомления об участии в иностранных организациях.

Пример 6

И.И. Иванов – налоговый резидент РФ, он владеет 30% доли в австрийской компании. По российскому законодательству на него распространяются требования НК РФ, в т. ч. обязанность уведомить ИФНС о подконтрольной ему КИК.

В марте 2016 г. Иванов И.И. уехал из России до конца года, т. е. он проведет в РФ менее 183 дней в году. Тогда он потеряет статус налогового резидента РФ, а контролируемые им компании – статус КИК по российскому законодательству. Изменив свой налоговый статус, Иванов И.И. будет обязан отчитываться и уплачивать налоги в стране нового резидентства.

Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России (письма от 21.04.2015 № 03-08-05/22689, от 30.04.2015 № 03-01-11/25295).

Татьяна Гераскина, ведущий юрист АКГ «Градиент Альфа»

«Градиент Альфа» - это оптимизация издержек и минимизация рисков Вашего бизнеса, повышение его эффективности и инвестиционной привлекательности.

  • О нас
  • Эксперты
  • Благотворительность
  • Градиент Альфа в СМИ
  • События
  • Контакты
  • Карта сайта
  • Логистика
  • Бухгалтерия
  • Аудит
  • Консалтинг
  • Оценка активов
  • Медиация
  • Аутсорсинг ВЭД

+7 (495) 740-12-64
Наш e-mail
115280, Россия,
г. Москва,
1-й Автозаводский
проезд, дом 4, к. 1

Мы обещаем высылать вам только самые полезные материалы и не чаще, чем 2 раза в месяц. В любой момент вы сможете отписаться от нашей рассылки.

Читайте также: