Код информационной системы налоговый мониторинг

Опубликовано: 13.05.2024

Автор: Шелег Е. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Налоговый мониторинг – форма налогового контроля, применяемая только к крупным организациям, причем на их добровольной основе (по заявлению при утвердительном решении налогового органа). Но для того чтобы попасть под этот вид контроля, необходимо соблюсти определенные условия, прописанные в разд. V.2 НК РФ.

С июля 2021 года они заработают в обновленном виде – соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ (далее – Закон № 470-ФЗ). Об этом поговорим далее и напомним основные моменты по теме.

Какова суть налогового мониторинга?

Налоговый мониторинг предоставляет возможность налогоплательщику взаимодействовать с налоговым органом в режиме реального времени: первый раскрывает информацию, второй, получая доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации, проводит анализ. Обнаружив нарушение, инспекция составляет мотивированное мнение (а не решение о привлечении к ответственности!). Мотивированное мнение может быть составлено и по заявлению налогоплательщика.

Таким образом, налоговый контроль ведется непрерывно.

Кто может участвовать в налоговом мониторинге?

Согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ перейти на налоговый мониторинг могут организации, у которых по итогам года, предшествующего году представления заявления о проведении налогового мониторинга, будут выполнены следующие условия в совокупности:

общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов составляет не менее 100 млн руб. (прежде – 300 млн руб.);

доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составили не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.);

балансовая стоимость активов (на 31 декабря) составляла не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.).

Обратите внимание: в расчет общей суммы налогов и страховых взносов включаются налоги, которые уплачивает (перечисляет) как налогоплательщик, так и налоговый агент.

А вот НДС и акцизы, которые нужно уплатить при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, в расчет не включаются.

Все эти условия должны выполняться, если на момент подачи заявления мониторинг не проводится.

Для организации, уже «включившейся» в налоговый мониторинг, а также для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником этой группы), выполнение названных условий для принятия решения о проведении мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ не является обязательным.

Как подать заявление на проведение налогового мониторинга?

Заявление о проведении налогового мониторинга организация представляет в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту ее учета – для крупнейших налогоплательщиков) не позднее 1 сентября (ранее – не позднее 1 июля) года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Для перехода на налоговый мониторинг с 2021 года рекомендуется использовать заявление, направленное Письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@.

Обратите внимание: организация, подавшая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом соответствующего (положительного либо отрицательного) решения может отозвать его на основании письменного заявления. При таких обстоятельствах заявление не считается представленным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Какие еще документы (информацию) нужно представить?

С заявлением о проведении налогового мониторинга также представляются (п. 2 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):

регламент информационного взаимодействия (его содержание представлено в п. 6 ст. 105.26 НК РФ; в случае неполного информирования налоговый орган не позднее месяца со дня получения заявления сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения и (или) внести соответствующие изменения в регламент);

информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 %;

учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, включающая информацию о порядке отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;

внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

К сведению: для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе для достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации (п. 7 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Как налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга?

По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений (п. 4 ст. 105.27 НК РФ):

1) о проведении налогового мониторинга;

2) об отказе в проведении налогового мониторинга. Такое решение должно быть мотивированным. Основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга перечислены в п. 5 ст. 105.27 НК РФ.

Каковы сроки проведения налогового мониторинга?

В силу п. 4 ст. 105.26 НК РФ налоговый мониторинг проводится за календарный год (продлевать его можно неограниченное количество раз). Этот срок начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за этим периодом (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Когда налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг?

В Налоговом кодексе закреплено право на автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не представил до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в его проведении (п. 7 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ). Таким образом, подавать каждый год заявление не нужно.

Особые положения для продления налогового мониторинга предусмотрели и при подаче уточненной декларации. О таком решении (оно принимается руководителем налогового органа или его заместителем до окончания срока, указанного в абз. 1, – 1 октября года, следующего за годом проведения мониторинга) налоговый орган уведомляет организацию в течение 5 дней со дня принятия решения.

В частности, налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг (п. 6 ст. 105.26 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):

не более чем на 3 месяца – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 3 месяца до окончания срока проведения мониторинга уточненную налоговую декларацию (уточненный расчет) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен мониторинг;

не более чем на 6 месяцев – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 6 месяцев до окончания срока проведения мониторинга «уточненку» по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.

К сведению: в случае представления налоговой декларации (расчета) или «уточненки» (декларации, расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая отчетность проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.

При каких обстоятельствах налоговый мониторинг прекращается досрочно?

Случаи досрочного прекращения налогового мониторинга указаны в ст. 105.28 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):

1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия;

2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе мониторинга;

3) систематическое (2 раза и более) непредставление или несвоевременное представление налоговому органу в ходе мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.

Обратите внимание: налоговый орган уведомляет (в электронной форме) организацию о наличии основания для досрочного прекращения мониторинга в течение 10 дней со дня установления обстоятельств для этого.

Последующие 10 дней (со дня получения уведомления) отводятся организации для принятия ею мер по устранению указанных обстоятельств (разумеется, если такая возможность имеется) и уведомления налоговиков об этом либо представления пояснений и документов (при наличии), подтверждающих отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 1.1 ст. 105.28 НК РФ, введенный Законом № 470-ФЗ).

Пояснения и прилагаемые к ним документы (при наличии) представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС и (или) посредством предоставления доступа к таким документам через информационные системы организации в случае получения к ним доступа налогового органа.

По результатам рассмотрения уведомления об устранении обстоятельств для досрочного прекращения налогового мониторинга или пояснений с документами либо (при отсутствии таковых) налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока для представления документов принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет (в электронной форме) организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения мониторинга.

Каков порядок устранения выявленных в ходе мониторинга нарушений?

Если при проведении мониторинга выявлены противоречия между представленными сведениями либо несоответствия между представленными и имеющимися у налогового органа сведениями, он сообщает об этом организации – той отводится 5 дней, чтобы представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

Если таковые не дали результатов и факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, будет установлен, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение. Организацию уведомят (в течение 10 дней) о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ (п. 2.1, введенный в ст. 105.29 НК РФ Законом № 470-ФЗ).

Обратите внимание: в уведомлении указываются документально подтвержденные факты, свидетельствующие о нарушениях, выявленные в ходе мониторинга, а также выводы и предложения налогового органа по устранению выявленных нарушений.

Организация в течение 15 дней со дня получения такого уведомления вправе представить налоговикам необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, сообщив об этом налоговому органу в электронной форме по ТКС и (или) через свои информационные системы, к которым предоставлен доступ налоговому органу. И только если после этого нарушения останутся, инспекция составит мотивированное мнение.

Обратите внимание: мотивированное мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления. Оно может быть составлено в течение срока проведения налогового мониторинга (п. 3 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ). Такая информация может быть передана в электронной форме или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. Не запрещено представлять документы и на бумажном носителе (в виде заверенных организацией копий), которые могут быть переданы в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов). Истребуемые информация или пояснения могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (п. 4 ст. 105.29 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Обратите внимание: в ходе проведения мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией (ее представителем) копий на бумажном носителе или в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).

Вправе ли организация составить запрос о предоставлении мотивированного мнения?

К сведению: запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки (совокупности взаимосвязанных сделок), операции (операций), а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены.

Запрос о представлении мотивированного мнения и прилагаемые к нему документы (при их наличии) направляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу (п. 4.3, введенный в ст. 105.30 НК РФ Законом № 470-ФЗ).

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено ей в течение месяца со дня получения налоговиками запроса. Вместе с тем указанный срок может быть продлен на месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения. Об этом налоговый орган сообщает организации в электронной форме в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения (п. 5 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Если организация согласна с мотивированным мнением, в течение месяца с даты его получения она должна сообщить об этом и подтвердить (в том числе документально) выполнение указаний инспекцией (п. 6 ст. 105.30 НК РФ). Организации также следует уведомить налоговый орган, который составил мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения (об отказе от совершения) таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения (отказа от их совершения) (п. 6 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

К сведению: уведомление и прилагаемые к нему документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения, представляются в налоговый орган в электронной форме либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). После этого проводится взаимосогласительная процедура.

Как проверяют участников налогового мониторинга?

В силу п. 1.1 ст. 88 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ) при представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или «уточненок» за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится. Исключение – случай досрочного прекращения мониторинга менее чем через 3 месяца со дня представления такой декларации (расчета). При этих обстоятельствах «камералка» проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.

Налоговые органы не вправе проводить и выездные налоговые проверки (ВНП) за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика. Исключением являются следующие случаи (п. 5.1 ст. 89 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):

1) проведение ВНП вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении ВНП выносится налоговым органом не позднее 2 месяцев со дня истечения указанного срока;

4) представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, «уточненок» (декларации, расчета) за период, когда он проводился, с уменьшением суммы налога или взносов, увеличением суммы возмещения НДС и акцизов либо увеличением суммы убытка.

В статье освещены основное моменты налогового мониторинга с акцентом на изменения, которые вступят в силу с 01.07.2021. Переход на этот вид контроля упрощается: снижаются лимиты по доходам и активам с 3 млрд до 1 млрд руб., по уплаченным налогам – с 300 млн до 100 млн руб.

Взаимодействие налоговых органов и участников системы налогового мониторинга будет осуществляться не только через личный кабинет налогоплательщика, но и через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Исключаются основания для проведения камеральных налоговых проверок, что обеспечит непрерывность налогового мониторинга.

Заявить о переходе на мониторинг можно будет до 1 сентября.

Контроль в форме налогового мониторинга начал работать с 01.01.2015. При такой форме контроля инспекторы получают доступ к данным бухгалтерского и налогового учета компаний, которые заключили с ФНС специальное соглашение. Переход к налоговому мониторингу позволяет организациям избежать налоговых проверок, а также сэкономить значительные средства на уплате налоговых штрафов и пеней.

Рассказываем, что собой представляет эта форма налогового администрирования, кто может подключиться к налоговому мониторингу и как это сделать.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг является разновидностью налогового контроля, проводимого с согласия и по заявлению самого налогоплательщика (ст. 105.26 НК РФ).

Отличительной чертой данного вида контроля является то, что он проводится путем предоставления налоговым органам онлайн-доступа к учетной системе налогоплательщика, включая бухгалтерскую и налоговую отчетность организации. Налоговики сами контролируют учет и отчетность плательщика и выявляют ошибки.

Налоговые проверки (выездные и камеральные) в рамках мониторинга не проводятся. Проверки заменяются на оперативное взаимодействие с самим налогоплательщиком. Причем вместо сплошных проверок налоговики выявляют в ходе мониторинга операции с высокими рисками. В частности, контролируют вычеты по НДС, обоснованность расходов.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Налоговый мониторинг - разновидность налогового контроля, проводимого с согласия и по заявлению самого налогоплательщика. Налоговым органам предоставляется онлайн-доступ к учетной системе налогоплательщика, включая бухгалтерскую и налоговую отчетность организации. Налоговики сами контролируют учет и отчетность и выявляют ошибки.

2. Налоговые проверки (выездные и камеральные) в рамках мониторинга не проводятся.

3. Подключиться к налоговому мониторингу могут только крупнейшие налогоплательщики с миллиардными доходами.

4. Не исключено, что в ближайшем времени требования к претендентам на подключение к налоговому мониторингу смягчат.

Все это происходит оперативно в режиме реального времени, без выездов к налогоплательщику и без применения к нему традиционных мер воздействия, практикуемых налоговиками.

При этом переход на налоговый мониторинг способствует значительному снижению финансовых издержек бизнеса и экономии на налоговых санкциях. Так, по данным ФНС, организации, которые перешли на налоговый мониторинг, на 30% сократили затраты на сопровождение налоговых проверок. А общая экономия по пеням при этом составила 31,2 млн руб.

Кто может участвовать в налоговом мониторинге

Закон ограничивает число плательщиков, которые могут подключиться к налоговому мониторингу. Таким правом наделяются только крупнейшие налогоплательщики с миллиардными доходами.

Организация вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга только при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за предыдущий год, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объем полученных доходов составляет не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации составляет не менее 3 млрд руб.

Здесь учитываются данные за год, предшествующий году подачи заявления о проведении мониторинга. Всего в России этим критериям отвечают чуть более 1 800 компаний.

Если организация не соответствует хотя бы одному из указанных выше критериев, в проведении мониторинга ей откажут.

За последние годы количество участников налогового мониторинга выросло с 7 до 44 компаний.

При этом не исключено, что в ближайшем времени требования к претендентам на подключение к налоговому мониторингу смягчат.

Заявление о проведении мониторинга

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом исключительно в заявительном порядке с добровольного согласия плательщика (ст. 105.26 НК РФ). Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

Заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего году, в котором будет проводиться налоговый мониторинг. Если организация уже подключена к мониторингу и хочет его продлить, заявление нужно подать не позднее 1 сентября текущего года (ст. 105.27 НК РФ).

К заявлению необходимо приложить комплект следующих документов:

  • регламент информационного взаимодействия. В этом документе указывается порядок учета доходов и расходов, порядок предоставления налоговикам документов и сведений, а также данные о налоговых регистрах организации;
  • сведения об организациях и физлицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации (при доле участия более 25%);
  • учетную политику организации;
  • документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Документы представляются на рассмотрение налогового органа. Если у налоговиков возникнут какие-либо вопросы по документам, представленным организацией, они сообщат об этом не позднее 1 месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга.

В свою очередь, организация должна будет в 10-дневный срок представить в инспекцию необходимые пояснения (дополнительные документы и информацию). В противном случае в проведении мониторинга будет отказано.

При этом до принятия решения о проведении мониторинга организация вправе отозвать свое заявление. В случае отзыва заявления оно не будет считаться поданным.

Решение по заявлению принимается до 1 ноября текущего года. Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в его проведении) направляется организации в течение 5 дней со дня его принятия. При этом сам мониторинг начнется с 1 января следующего года.

Регламент информационного взаимодействия

Регламент информационного взаимодействия налогоплательщиков с налоговым органом в рамках мониторинга утвержден приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@.

В Регламенте должны быть прописаны:

  1. Порядок доступа налогового органа к данным налогоплательщика.
  2. Порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.
  3. Информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Порядок доступа налогового органа к данным налогоплательщика

В Регламенте должен быть указан способ информационного взаимодействия организации с налоговым органом (предоставление доступа к информационным системам (ресурсам) и (или) передача документов (информации) по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота).

Это может быть прямой доступ на просмотр информационной базы либо доступ к «Витрине данных». Технических требований к «Витрине данных» в настоящее время не предусмотрено.

На практике «Витрина данных» – это информационная система, позволяющая хранить данные и раскрывать их налоговому органу с целью проведения налогового мониторинга.

В Регламенте необходимо перечислить, какое программное обеспечение используется, порядок подключения. Налогоплательщику необходимо создать рабочее место налогового органа, которое может представлять собой персональный компьютер, расположенный на территории налогоплательщика, либо виртуальную машину, расположенную в информационном пространстве общества.

Штатные средства системы «1С:Предприятие 8» уже сейчас позволяют организовать доступ налогового инспектора к информационной системе с ограничением прав. Ряд компаний уже реализовали налоговый мониторинг с использованием возможностей «1С:Предприятия». Например, компания ООО «Комацу СНГ», входящая в крупный японский машиностроительный холдинг Komatsu, присоединилась с 01.01.2019 к режиму налогового мониторинга в России. С помощью корпоративной информационной системы на базе «1С:Предприятия» организован удаленный доступ специалистов налоговой службы к данным бухгалтерского и налогового учета.

В рамках налогового мониторинга налоговые органы должны получить доступ к отчетности налогоплательщика, при этом отчетность по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество должна расшифровываться по всем показателям до первичного документа. В настоящее время штатные средства «1С:Бухгалтерии 8» поддерживают полную расшифровку декларации по НДС и налогу на имущество. Декларация по налогу на прибыль полностью расшифровывается в части расходов, в части доходов полную расшифровку планируется реализовать до конца 2019 года.

Фирма «1С» в 2019 году планирует автоматизировать информационное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика в программных продуктах «1С:Управление холдингом 8», «1С:Управление холдингом. ERP» и новом специализированном решении «1С:Налоговый мониторинг». В июне 2019 года фирма «1С» планирует выпустить бета-версию «1C:Налоговый мониторинг». Подробнее читайте в информационном письме фирмы «1С» от 09.04.2019 № 25730.

Описание функциональных возможностей информационной системы

В соответствии с приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ дополнительно необходимо описать порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.

Подробное описание функциональных возможностей «1C:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) и инструкция по использованию описаны в выпускаемых издательством «1С-Паблишинг» книгах:

  • «1С:Бухгалтерия 8. Конфигурация "Бухгалтерия предприятия", ред. 3.0. Руководство по ведению учета»;
  • «Бухгалтерский и налоговый учет в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0)»;
  • «1С:Предприятие 8.3. Руководство пользователя».

Полагаем, что потенциальным участникам налогового мониторинга полезно будет приложить книги к представляемым в налоговый орган документам.

Система внутреннего контроля

В отдельной статье Регламента приводится описание системы внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

В «1С:Бухгалтерии 8» предусмотрены различные инструментальные средства, позволяющие проверить правильность ведения учета и выявить допущенные ошибки. В состав таких средств, в частности, входят: Экспресс-проверка ведения учета, отчет Анализ состояния бухгалтерского учета, отчет Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль. Подробнее о проверке ведения учета и возможностях отчетов читайте в статье «Проверка ведения учета: возможности "1С:Бухгалтерии 8"».

Эти инструменты позволят отчасти выполнить необходимые контрольные мероприятия.

В планируемом к выпуску решении «1С:Налоговый мониторинг» будет реализована подсистема внутреннего налогового контроля, которая обеспечит:

  • ведение паспортов налоговых рисков,
  • планирование контрольных процедур,
  • регистрацию результатов контрольных процедур,
  • регистрацию инцидентов,
  • регистрацию мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля,
  • процессы согласования произвольных объектов системы.

Предоставление пояснений и документов

По большей части налоговый мониторинг проводится без участия самого плательщика. Но при выявлении в отчетности каких-либо неточностей или ошибок налоговики вправе запросить у проверяемой организации необходимые дополнительные пояснения. Вместе с тем, как отмечает руководитель ФНС России М.В. Мишустин, количество истребованных документов значительно сокращается. По состоянию на февраль 2019 года налоговая служба зафиксировала сокращение требований на 77%.

Представить пояснения организация должна в течение 5 дней, а внести исправления в свои документы – в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

В рамках информационного взаимодействия может быть предусмотрено прикрепление скан-копий первичных документов в информационную систему.

Мотивированное мнение налоговиков

Мотивированное мнение налогового органа представляет собой позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (п. 1 ст. 105.30 НК РФ). Форма документа утверждена приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@.

Мотивированное мнение выносится как по инициативе налоговиков, так и по запросу самой организации. Мотивированное мнение позволяет организациям:

  • заранее оценить планируемые сделки с точки зрения налоговых последствий;
  • сориентироваться в спорных ситуациях, когда налогоплательщику непонятен порядок исчисления налогов;
  • избежать доначисления налогов в результате неправильного применения налогового законодательства.

Мотивированное мнение по запросу организации направляется в течение месяца со дня получения инспекцией соответствующего запроса (п. 5 ст. 105.30 НК РФ).

Также мотивированное мнение направляется плательщику во всех случаях, когда инспекция установит, что организация неправильно исчисляет и уплачивает налоги. В таких ситуациях мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления (п. 3 ст. 105.30 НК РФ). Мнение подлежит обязательному исполнению.

Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа. При этом исполнение мнения освобождает от налоговой ответственности в тех случаях, когда мнение окажется ошибочным.

Отмена налоговых проверок

По общему правилу в период проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе проводить выездную налоговую проверку. Но мониторинг не всегда освобождает от выездной проверки.

При определенных обстоятельствах налоговой проверки будет не избежать (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Например, в ходе мониторинга выездная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

  • проведение выездной проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг (пп. 1 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
  • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (пп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
  • представление уточненной декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой была уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией (пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Кроме того, выездную проверку проведут и при досрочном прекращении налогового мониторинга (пп. 2 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Прекращение налогового мониторинга

Длительность налогового мониторинга составляет 1 год и 9 месяцев, глубина мониторинга – 1 год (п.п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ). То есть мониторинг, в ходе которого налоговики проверяют 2019 год, будет длиться с 01.01.2019 до 01.10.2020.

Но в некоторых случаях возможно и досрочное прекращение налогового мониторинга (ст. 105.28 НК РФ).

Налоговый мониторинг прекращается досрочно в случаях:

  • неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия;
  • представления организацией в ходе мониторинга недостоверной информации;
  • неоднократного (два раза и более) непредставления инспекции документов, информации или пояснений.

Налоговики обязаны уведомить организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который он проводится.

25 декабря 2019 г. фирма «1С» объявила о выпуске финальной версии программного продукта «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО». Бета-версия данного решения выпускалась под названием «1С:Налоговый мониторинг». Продукт предназначен для ведения бухгалтерского, налогового учёта и учёта по МСФО, автоматизации взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом в ходе налогового мониторинга предприятий, не имеющих дочерних обществ. Является развитием конфигурации «Бухгалтерия КОРП МСФО».

Поступившие в продажу программные продукты

Код продуктаНаименованиеЦена
2900002009880 1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО. Электронная поставка 900 000 ₽
2900002120967 1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО Лицензия для дочерних обществ и филиалов. Электронная поставка 175 000 ₽

«1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» разрабатывается при методологической поддержке «ПрайсвотерхаусКуперс Консультированиe» (PwC). В ходе разработки финальной версии учтён опыт пилотного внедрения бета-версии в ПАО «Россети», что позволило не только апробировать типовые функции, но и значительно повысить удобство их использования.

В интересах налогового инспектора реализована специальная роль, а также автоматизированное рабочее место (АРМ) с избранными функциями для анализа данных информационной базы налогоплательщика в объеме, предусмотренном п. 3.9 Приказа ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323. Регламентированная отчетность в АРМ выводится в удобном для анализа виде, реализована последовательная расшифровка — от показателя декларации до учетного документа — для деклараций по налогам на добавленную стоимость, прибыль и имущество. Кроме того, доступно сравнение уточненных деклараций и первичной декларации.

Конфигурация обеспечивает формирование регламентированных отчетов налогового мониторинга, в том числе протокола действий налогового инспектора в информационной базе.

При использовании программного продукта предполагается, что бухгалтерский и налоговый учет (включая выпуск налоговой отчетности) ведутся в программе «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО».

Прикладное решение обеспечивает два варианта доступа налогового инспектора к данным налогоплательщика: к рабочей информационной базе учетной системы или к ее копии. Для удобства публикации данных информационной базы в ее копию предусмотрены специальные инструменты — как для настройки перечня публикуемых объектов и их реквизитного состава, так и собственно для публикации данных.

Несмотря на то что специальных средств для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций (или платформ) «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» не содержит, их импорт может быть реализован в ходе проекта внедрения.

Описанный выше функционал для автоматизации налогового мониторинга включен в конфигурации «Управление холдингом» и «ERP. Управление холдингом».

Состав и назначение продуктов

Основная поставка продукта «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» включает:

  • платформу «1С:Предприятие 8.3»,
  • конфигурацию «Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО»,
  • лицензионное соглашение на использование программного продукта,
  • пинкоды программной защиты,
  • пинкоды для регистрации продукта на портале 1С:ИТС,
  • купон для оформления договора информационно-технологического сопровождения 1С:ИТС на льготных условиях,
  • комплект документации по платформе и входящей в поставку конфигурации.

Лицензия, входящая в поставку продукта «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО», обеспечивает использование прикладного решения в файловом варианте на одном рабочем месте. Для использования данного продукта на большем количестве рабочих мест необходимы клиентские лицензии «1С:Предприятия 8», которые приобретаются отдельно. Для использования данного прикладного решения в клиент-серверном варианте необходима лицензия на сервер «1С:Предприятия 8».

Продукт «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО. Лицензия для дочерних обществ и филиалов» предназначен для использования в дополнительных локальных сетях (удаленных офисах) филиалов организаций или отдельных юридических лиц холдинга, аффилированных с организацией — пользователем основной поставки продукта «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» (в трактовке статьи 6 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 в редакции от 21.07.2014 № 208-ФЗ). В отличие от основной поставки, «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО. Лицензия для дочерних обществ и филиалов» не содержит лицензии для запуска программы — все необходимые клиентские лицензии, а также лицензии на сервер необходимо приобретать отдельно.

Полный перечень предлагаемых фирмой «1С» клиентских лицензий и лицензий на сервер, а также их цены приведены в приложении к информационному письму №26660.

Порядок продаж

Распространение программных продуктов, включающих конфигурацию «Налоговый мониторинг», осуществляется только через партнёров со статусом «1С:Центр ERP», «Кандидат в 1С:Центр ERP», а также через партнёров сети «1С:Консалтинг».

Для приобретения программных продуктов необходимо заполнить, подписать и подать заявку партнеру фирмы «1С». Единая форма заявки на поставку продуктов: шаблон — Z_Un.xls, образец заполнения — Z_TaxMonitoring.xls.

На основании заявки пользователя партнер подаст в фирму «1С» электронную заявку, которая будет рассмотрена в течение двух рабочих дней. При неполном или некорректном заполнении заявки рассмотрение может длиться дольше. По результатам рассмотрения заявки партнер получит разрешение на приобретение продукта либо мотивированный отказ.

Одновременно с отгрузкой продукты регистрируются в базе технической поддержки фирмы «1С», после чего покупатели продуктов получают статус официальных пользователей.

Пользователю электронной поставки также высылается именная бумажная карточка официальной регистрации с лицензионным соглашением, подтверждающим право на использование приобретенного программного продукта. Карточка официальной регистрации высылается на почтовый адрес, указанный в заявке партнера.

Переход с бета-версии

Пользователи бета-версии конфигурации «Налоговый мониторинг», заключившие договор сопровождения 1С:ИТС, могут получить финальную версию конфигурации «Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» без дополнительной оплаты на сайте releases.1c.ru, на дисках 1С:ИТС или через партнера фирмы «1С», отгрузившего бета-версию.

Апгрейды

Апгрейд на продукт «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» можно сделать с продуктов «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» и «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО», при этом одновременно с продуктом «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» можно приобрести необходимые клиентские лицензии и лицензии на сервер.

Стоимость апгрейда вычисляется по формуле: суммарная стоимость приобретаемых программных продуктов минус стоимость сдаваемого на апгрейд продукта плюс 150 руб., но не менее половины стоимости приобретаемого набора продуктов.

Для выполнения апгрейда необходимо вернуть в фирму «1С» регистрационную карточку с лицензионным соглашением. При апгрейде продукта «1С:Предприятия 8» с аппаратной защитой необходимо также вернуть ключи аппаратной защиты. После выполнения апгрейда пользователи сданного в апгрейд продукта с программной защитой обязаны удалить со своего компьютера файл лицензии от этого продукта.

Данные, накопленные в информационных базах конфигураций «Бухгалтерия КОРП» и «Бухгалтерия КОРП МСФО», при переходе на конфигурацию «Налоговый мониторинг» полностью сохраняются: переход осуществляется простым обновлением конфигурации.

Поддержка пользователей

Право получать поддержку предоставляется только официальным зарегистрированным пользователям программ «1С:Предприятия».

Поддержка пользователей программного продукта осуществляется только по договору информационно-технологического сопровождения 1С:ИТС. В стоимость продукта включен льготный период поддержки. По окончании льготного периода пользователю необходимо продлить договор 1С:ИТС на платной основе.

1С:ИТС — это совокупность программных продуктов и баз данных фирмы «1С» (далее — Сервисы «1С»), услуг линии технической поддержки фирмы «1С» и услуг официальных партнеров фирмы «1С».

Сервисы «1С» позволяют:

  • получать легальные обновления приобретенных программ «1С:Предприятия»;
  • подготавливать и сдавать регламентированную отчетность через Интернет;
  • обмениваться электронными счетами-фактурами и другими юридически значимыми документами;
  • получать методическую поддержку по использованию программы из информационной системы 1С:ИТС;
  • с помощью автоматизированного резервного копирования защищать от потери и повреждений базы данных;
  • использовать программу «1С:Предприятие» через Интернет из любой точки мира;
  • получать консультации у аудиторов и специалистов фирмы «1С» и многое другое.

Получение обновлений программ и иных информационных ресурсов допускается только на тиражных лицензионных носителях, на официальных сайтах поддержки фирмы «1С» и у официальных партнеров фирмы «1С».

Пользователи, заключившие договор 1С:ИТС, имеют доступ к электронной документации по платформе «1С:Предприятие» и приобретенным прикладным решениям на сайте its.1c.ru.

Кроме того, они ежемесячно получают диски 1С:ИТС, журнал «БУХ.1С» и полезные аксессуары от фирмы «1С». Номер телефона выделенной линии для заключивших договор 1С:ИТС и адрес электронной почты для получения консультаций на линии технической поддержки фирмы «1С» указаны на дисках 1С:ИТС.

Для пользователей, заключивших договор 1С:ИТС, сертифицированные специалисты партнеров фирмы «1С» проводят регламентные работы, устанавливают обновления, оказывают консультации по работе с программой, помогают подключить и настроить сервисы, обучают работе с ними, оказывают другие услуги по сопровождению.

Для получения услуг сопровождения по договору 1С:ИТС пользователю после приобретения продукта необходимо:

  1. Зарегистрировать программу в личном кабинете на портале 1С:ИТС самостоятельно по входящему в поставку пинкоду или с помощью партнёра фирмы «1С».
  2. Заключить договор 1С:ИТС с официальным партнёром фирмы «1С».

Фирма «1С» рекомендует пользователю заключать договор 1С:ИТС с обслуживающим его партнером-франчайзи, участвующим в проекте «1С:Центр ERP». При выборе новых франчайзи рекомендуем ознакомиться со списками сертифицированных Центров сопровождения или ведущих сервис-партнеров из вашего региона.

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. Рассказываем в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.


Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, с 2022 года требования будут снижены, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ.


Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.

Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции. Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.

Налоговый мониторинг (НМ) – режим налогового контроля за крупнейшими компаниями, заменяющий налоговые проверки, в рамках которого организации предоставляют доступ к своим информационным системам учета и раскрывают систему внутреннего контроля.

Команда

Иван Родионов

В 2021 году в налоговом мониторинге участвуют 209 крупнейших российских компаний и их дочерних организаций, представляющих ведущие отрасли экономики. Компания EY также является участником налогового мониторинга c 2013 года, единственной компанией «Большой четверки», принимающей непосредственное участие в программе с момента ее запуска.

Преимущества налогового мониторинга

  • Публичное и официальное признание компании как надежного и ответственного налогоплательщика.
  • Более эффективное закрытие налоговых рисков и решение спорных вопросов с налоговым органом как результат более открытого и конструктивного взаимодействия.
  • Быстрое «закрытие» налогового периода для налоговых проверок (через 6 месяцев после подачи годовой декларации вместо 3-х лет).
  • Отмена ВНП и КНП. Замена выездных и камеральных налоговых проверок налоговым мониторингом.
  • «Мотивированное мнение». Возможность оперативного и предварительного согласования налоговых позиций (включая позиции по планируемым сделкам) с налоговым органом.
  • Снижение риска штрафных санкций. Раскрытие информации в рамках налогового мониторинга является смягчающим ответственность налогоплательщика обстоятельством и в ряде случаев освобождает налогоплательщика от штрафов/пени.
  • Снижение трудозатрат. Уменьшение количества бумажных документов, предоставляемых по требованиям ФНС России, и затрат на сопровождение ВНП и КНП.
  • Переход на электронный документооборот с налоговым органом в части налоговых проверок.

Аспекты, требующие проработки перед переходом на НМ

Риски

  • Проверка правильности учета и проработка известных налоговых рисков
  • Повышенные требования к прозрачности ведения налогового учета и налогообложения операций для налогоплательщиков
  • Определение спорных налоговых позиций и рисков.
  • Приведение СВК в соответствие с требованиями ФНС России
  • Необходимость раскрытия информации о СВК и подготовки регулярной отчетности по СВК для налоговых органов
  • Необходимость дополнительной документации рисков и контроля.

ИТ-системы

  • Автоматизация ведения налогового учета и формирования отчетности
  • Организация электронного информационного обмена и документооборота с налоговым органом
  • Возможность предоставления налоговому органу доступа в учетную систему
  • Организация электронного архива.

Как EY может помочь

Специализированная команда EY, обладающая уникальным опытом по налоговому мониторингу, накопленным за восемь лет оказания услуг компаниям и ФНС России по НМ, готова оказать вашей организации содействие по следующим направлениям:

  • Оценка готовности компании к переходу на НМ. Переход на НМ – кросс-функциональный проект, затрагивающий большинство структурных подразделений, процессов и систем компании и требующий выделения дополнительных ресурсов и бюджета. Чтобы оценить готовность компании к новому формату взаимодействия с налоговым органом, мы проводим диагностику, в рамках которой оцениваем соответствие СВК компании требованиям ФНС России, помогаем выбрать целевой способ информационного взаимодействия с налоговым органом, а также оценить ресурсы и бюджет, необходимые для перехода на НМ. Результатами диагностики являются четкая стратегия участия в налоговом мониторинге (цели, условия, КПЭ) и детальный план мероприятий по подготовке к переходу.
  • Оценка состояния налогового учета и налоговых рисков. В рамках работы по подготовке к переходу на налоговый мониторинг специалисты EY помогут выявить и устранить исторические ошибки и налоговые риски, а также выработать стратегию по их обсуждению с налоговым органом в ходе НМ.
  • Доработка ИТ-систем, процессов, систем контроля. В рамках НМ налоговым органам необходимо предоставить доступ к информационной системе учета или специализированной налоговой «витрине данных». Сотрудничая с крупнейшими поставщиками программного обеспечения, EY оказывает методологическую поддержку в рамках реализации этой задачи (включая написание ТЗ для внедрения «витрин данных» и автоматизацию СВК). EY также имеет собственную разработку «витрины данных» для целей НМ на платформе 1С. При этом мы остаемся независимыми в выборе способа информационного взаимодействия и готовы предложить оптимальный для вашей компании вариант.
  • Подготовка пакета документов для перехода на НМ. До 1-го сентября 2021 года компании, планирующие перейти на НМ, обязаны подать соответствующее заявление и пакет документов, составленный в соответствии с требованиями ФНС России. Команда EY оказывает услуги по подготовке таких документов как «под ключ», так и в режиме методологического сопровождения, при котором задачи делятся между командой EY и заказчиком.
  • Подготовка «мотивированных мнений» для согласования с налоговым органом. Команда EY имеет богатый практический опыт содействия компаниям в выявлении исторических и планируемых налоговых позиций, операций и сделок, требующих согласования и обсуждения с налоговыми органами в ходе НМ, в формате подготовки проектов «мотивированных мнений» и сопровождения процесса их обсуждения с налоговыми органами и ФНС России.
  • Обучение. EY проводит тренинги по налоговому мониторингу, в ходе которых подробно разбираются все практические аспекты подготовки к программе, необходимые для составления документов своими силами, а также лучшие практики. Тренинги проводятся в форматах семинара и вебинара.
  • Трансформация налоговой функции для работы в режиме налогового мониторинга. EY помогает компаниям трансформировать налоговую функцию и организовать совместную работу бизнес-подразделений для работы в режиме «одного окна» и расширенного информационного взаимодействия с налоговым органом, включая разработку новой организационной структуры и оценку дополнительной численности персонала, регламентацию процессов подготовки отчетности для НМ и взаимодействия подразделений компании и необходимых контрольных процедур.
  • Содействие в переговорах с налоговым органом. Команда EY готова оказать поддержку при взаимодействии с налоговым органом по вопросам перехода на налоговый мониторинг – подготовить ваших сотрудников к встречам с налоговыми органами, презентовать системы и процессы компании с выгодной стороны.

Основные сроки и даты участия в НМ


Почему EY?

Уникальный опыт по налоговому мониторингу

  • Мы участвуем в Экспертном совете по развитию налогового мониторинга и помогаем ФНС России развивать режим с 2012 года (включая подготовку законопроекта по налоговому мониторингу 2015 года и нормативных документов)
  • Мы реализовали более 100 проектов более, чем для половины действующих участников режима – компаний всех отраслей и масштабов деятельности
  • Мы сопровождаем клиентов на всех стадиях перехода на налоговый мониторинг – от оценки готовности до содействия в переговорах с налоговыми органами
  • Проекты по НМ проводятся специализированной командой, имеющей опыт проектов по налоговому мониторингу с 2012 года.

Глубокая технологическая экспертиза

  • Реализация учетных процессов на различных платформах (SAP, 1C, Oracle, Axapta и др.)
  • EY является ведущей компанией в России и СНГ в области автоматизации риск-менеджмента и внутреннего контроля с использованием возможностей решений SAP GRC
  • Настройка «витрин данных» для аналитики и экспорта информационных массивов.

Комплексный подход к проекту

Мы понимаем, что переход на налоговый мониторинг не ограничивается подготовкой пакета документов для налогового органа. Наше видение цели проекта – помочь клиенту разработать долгосрочную модель взаимодействия с налоговым органом, отвечающую интересам с точки зрения рисков, затрат и прибыли. Такой подход определяет состав нашей проектной команды, логику развития проекта и используемые инструменты. В состав кросс-функциональной команды EY по налоговому мониторингу входят опытные специалисты по налоговому учету и обработке данных, юристы, специалисты по СВК и ИТ-специалисты с богатым практическим опытом проведения совместных проектов для клиентов из всех ключевых индустрий экономики.

Опыт EY

Успешно выполненные проекты EY в области налогового мониторинга:

Анализ готовности компании к переходу на режим НМ

Более 40 проектов

Подготовка компании к участию в режиме НМ

Более 35 проектов

Разработка документов, регулирующих взаимодействие с налоговыми органами

Более 35 проектов

Содействие в переговорах с налоговыми органами

Более 15 проектов

GettyImages-700711075

Tax Messenger

Узнайте актуальную информацию о последних событиях в области налогообложения, права и трудового законодательства.
Перейти

Читайте также: