Классовая сущность реформы заключалась в освобождении от налогов и обеспечении пожизненной пенсией

Опубликовано: 15.05.2024

1401. По реформе 1867-1868г.г. Семиреченская и Сырдарьинская области вошли в состав

1402. По реформе 1867-1868г.г. Акмолинская и Семипалатинская области вошли в состав

1403. По реформе 1867-1868 г.г. Туркестанскому губернатору предоставлялось право проведения дипломатических переговоров со странами

1404. По реформе 1867-1868 г.г. право проведения дипломатических переговоров с государствами Китай и Иран предоставлялось

1405. По реформе 1867 — 1868 гг. наказным атаманом казачьих войск расположенных на территории области являлся

1406. По реформе 1867-1868 гг. обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от налогов

1407. По реформе 1867-1868 гг. султаны-чингизиды обеспечивались пожизненной пенсией и

освобождались от налогов.

1408. По реформе 1867-1868 гг. в Казахстане полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов на территории

1409. По реформе 1867-1868 гг. на территории Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки

1410. По реформе 1867 — 1868 гг. в Сырдарьийнской области сохранялся

1411. По реформе 1867 — 1868 гг. низшим звеном колониальной судебной системы в Казахстане были утверждаемые военным губернатором

Суды биев и казиев.

1412. В 1820 г. подверг грабежу и разорению около двух тысяч казахских аулов

1413. В первой половине XIX в. некоторые роды Старшего жуза, зимуя в хивинских и кокандских пределах на летовки прибывали в районы подчиненные

1414. В первой половине XIX в. Хивинские и Кокандские ханства совершали походы на казахские земли, опираясь на поддержку правительства

1415. В первой половине XIX в. опираясь на поддержку правительства Англии на южные казахские земли совершали походы

Хивинские и Кокандские ханства.

1416. В 30-40 гг. ХIХ в. политика хивинских и кокандских ханов сводилась к попытке

Предотвратить вхождение юга Казахстана в состав России.

1417. В 30-40г.г. ХIХ в. политика хивинских и кокандских ханов сводилась к попытке предотвратить вхождение в состав России

1418. В 30-40г.г. ХIХ в. к попытке предотвратить вхождение юга Казахстана в состав России сводилась политика

1419. Народное восстание 1821 г. под руководством Тентек -торе направлено против насилия

1420. Народное восстание 1821 г. направленное против насилия Коканда проходило под руководством

1421. Созданные в 30-40-е гг. XIX в. крепости Капал, Алатау, Сергиополь(Аягуз) стали опорными пунктами России для продвижения в

1422. Одной из причин быстрого продвижения России в южные районы Старшего и Среднего жузов в 50- начале 60-х гг. XIX в. являются

Антикокандские настроения казахов.

1423. Антикокандское настроение казахов южных районов Старшего и Среднего жузов в 50- начале 60-х гг. XIX в. стало одной из причин продвижения сюда

1424. В 1854 г. отряд Перемышельского заложили фундамент укрепления — Верное, на месте казахского поселения

1425. На месте казахского поселения Алматы в 1854 г. отряд Перемышельского заложили фундамент укрепления

1426. Отряд Перемышельского заложил фундамент укрепления — Верное, на месте казахского поселения Алматы в

1427. Во второй половине XIX в. центром распространения экономического и политического влияния России в долинах Чу и Таласа становится укрепление

1428. Центром сосредоточения переселенцев в Семиреченском крае было укрепление

1429. Присоединение южных областей Казахстана к России ускорило возведение в 50-х гг. XIX в. крепости

1430. Перевод в 1855 г. резиденции приставства Старшего жуза из Капала в Верный превратил крепость в главное поселение

1431. В 50- начале 60-х гг. XIX в. Россия наращивает военные силы в южных районах Старшего и Среднего жузов прежде всего для усиления давления на

1432. Казахи южных районов Старшего и Среднего жузов в 50- нач.60-х гг. XIX в. рассматривали Россию как

Союзника в борьбе с Кокандом.

1433. Казахи южных районов Старшего и Среднего жузов в 50- нач.60-х гг. XIX в., как своего союзника в борьбе с Кокандом, рассматривали

1434. В октябре 1860 г. вблизи Узунагача произошло трехдневное сражение между войсками

Коканда и России.

1435. Трехдневное сражение между войсками Коканда и России произошло вблизи Узунагача в

1436. В октябре 1860 г. после трехдневного сражения близ Узунагача от России потерпели поражение войска

1437. В начале 60-х гг. XIX в. для сопротивления русским войскам кокандский правитель пытался заключить союз с

Хивой и Бухарой.

1438. В 1865 г. русским войсками был взят крупный политический и экономический центр всего дореволюционного Туркестана город

1439. Крупный политический и экономический центр всего дореволюционного Туркестана город Ташкент был взят в 1865 г.

1440. Поражение Коканда, Бухары и Хивы в 60-х начале 70-х гг. XIX от русских войск для казахов означали

Выход из-под власти Среднеазиатских ханств.

1441. В 60-х начале 70-х гг. XIX в. казахи южных районов вышли из-под власти среднеазиатских ханств после поражение Коканда, Бухары и Хивы от

1442. Процесс присоединения территории Казахстана к России был завершен в

1443. В 1864-1865 гг. был завершен процесс присоединения к России территории

1444. В 1868 г. казахские территории, ранее подчинявшиеся Коканду, были подчинены

1445. Весной 1866 г. казахи жившие на севере Бухарского Эмирата вместе с узбеками признали власть

1446. В политико-правовом отношении процесс присоединения Казахстана к России длился

1447. В политико-правовом отношении процесс присоединения Казахстана к России начался в

1448. Весной 1865 г. благоприятную обстановку России для взятия Ташкента создал Бухарский эмир начав военные действия против

1449. Благоприятную обстановку России для взятия Ташкента, создали военные действия против Коканда весной 1865 г.

1450. Для ослабления Континентальной блокады России накануне Отечественной войны 1812 г., большое значение имело

Доставка казахами скотоводческого сырья на рынки России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Раздел V. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Подготовка реформ. По времени они совпали с отме­ной крепостного права и принятием ряда буржуазных реформ в России. Распространение капиталистических отношений на национальные окраины также берет нача­ло с этого времени. Осуществленные в середине XIX в. судебная, земская и другие реформы не могли не повли­ять на находившиеся в составе Российской империи восточные национальные окраины.

"Устав о сибирских киргизах” 1822 г. и "Устав об оренбургских киргизах” 1824 г. в условиях распростране­ния капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития.

Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия пред­ложила разделить всю Казахскую Степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложе­ния комиссии были вручены Оренбургскому генерал- губернатору А.П.Безаку. 29 сентября 1864 г. Безак потребовал от областного правления оренбургских каза­хов сбора необходимых сведений.

В 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором назначен Н.А.Крыжановский. Со­ображения комиссии И.И.Буткова не были приняты. Подготовка проекта изменения управления казахским краем была возложена на Степную комиссию во главе с членом совета Министерства внутренних дел Ф.К.Гир- сом. В комиссию вошли: от Главного штаба — полков­ник Ф.К.Гейнс, от Оренбургского края — полковник К.К.Гутковский, от Западно-Сибирского генерал-губер­наторства — капитан А.П.Проценко.

В соответствии с рескриптом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросники по изуче­нию казахской страны. В них были охвачены основные проблемы, связанные с введением новой системы адми­нистративного управления: собственные проблемы, виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др. Но при подготовке рефор­мы не были приняты во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управле­ния Казахстаном на началах народного самоуправления. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с узкой группой феодалов и собрала только их данные. В Западно-Сибирском генерал-губер­наторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собран­ным у крупных владельцев, среди которых были Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалиханулы. В Оренбургском крае данные были представлены стар­шим султаном-правителем Сейдалыулы и другими ари­стократами, далеко стоявшими от интересов народа.

Проект реформы по управлению Тургайской, Ураль­ской, Акмолинской, Семипалатинской областями был под­готовлен комиссией Ф.К.Гирса в составе Л.Баллюзека, Л.Мейера, А.П.Проценко. Комиссия, куда вошли В.Д.Дан- девиль, Ф.К.Гейнс и другие, подготовила проект по Се- миреченской и Сырдарьинской областям.

11 июля 1867 г. царь Александр II утвердил "Вре­менное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях”, а 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении в степных облас­тях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губер­наторства”.

Содержание и значение реформы. Вся казахская тер­ритория делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестан­ское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Военная и граж­данская власть сосредоточивалась в руках генерал-губерна­тора. Каждое генерал- губернаторство делилось на облас­ ти. Уральская и Тургайская области относились к Орен­бургскому, Акмолинская и Семипалатинская — к Западно- Сибирскому, Семиреченская и Сырдаръинская — к Туркес­танскому генерал-губернаторствам. Территория бывше­го Букеевского ханства в 1872 г. была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау (Мангышлак- ское приставство) в 1870 г. отошел под управление Кавказского военного округа, а позже включен в Закас­пийскую область. Деление Казахстана на центры отве­чало целям колониальной политики. Сосредоточение воен­ной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одну из узловых задач реформ 1867— 1868 гг. К тому же, туркестанскому генерал-губернато­ру предоставлялось право ведения дипломатических пе­реговоров с такими странами, как Китай и Иран.

Стоявший во главе области военный губернатор одно­временно являлся наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные прав­ления, которые имели 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над его деятельностью осуществлял вице-губернатор. Он являлся председателем правления, имел при себе специальных советников.

Согласно реформам области делились на уезды, куда входили: в Сырдарьинскую — Казалинский, Перовский, Туркестанский, Шымкентский, Аулие-Атинский, Таш­кентский, Ходжентский и Жизакский; в Уральскую — Уральский, Гурьевский, Калмыковский, Эмбинский (Те- мирский); в Тургайскую — Илецкий (Актюбинский), Николаевский (Кустанайский), Иргизский и Тургайский; в Акмолинскую — Акмолинский, Кокшетауский, Петро­павловский, Омский, а спустя год после принятия ре­формы еще и Атбасарский (Сарысуский); в Семипала­тинскую — Каркаралинский, Баянаульский, Павлодарс­кий, Семипалатинский, Кокпектинский, Зайсанский, поз­же сюда вошел Усть-Каменогорский уезд; в Семиречен- скую — Сергиопольский, Капальский, Верненский, Джар- кентский, Иссык-Кульский и Токмакский уезды. Такое деление с небольшими изменениями сохранялось более полувека.

Один из двух помощников (младший) уездного началь­ника, назначаемый генерал-губернатором, был из предста­ вителей местной правящей верхушки. Уездным началь­никам подчинялись как полиция, так и воинские части, учреждения уезда и укрепления.

Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости — на административные аулы, состояв­шие из 100-200 кибиток. Отбираемые из знати воло­стные и аульные были опорой царского правительства в Казахстане. В своей должности они утверждались выше­стоящим колониальным руководством. Султаны-чингизи­ды обеспечивались государством пожизненной пенсией и освобождались от налогов. В этом заключалось классовое содержание реформ.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской обла­сти полицейская и распорядительная власть была пере­дана в руки аксакалов. Последние избирались на сходах выборщиков и утверждались областными военными губернаторами. Им так же, как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать. Выборы аксакалов, как и волостных, проходили в борь­бе, в межродовых спорах.

Согласно реформам 1867—1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды. Имеющие четко выраженный классовый характер, судебные уч­реждения были орудием претворения колониальной по­литики в жизнь. Хотя в Сырдарьинской области сохра­нился суд казиев, роль военно-уездных судов в решении споров была весомей. Изменения в судебном деле огра­ничили влияние шариата и степных законов на повсе­дневную жизнь. В каждой волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4-х до 8-ми биев. По существу, утверждаемые военными губернаторами суды биев и казиев были низшим звеном колониальной судеб­ной системы в Казахстане.

Уездные и военные суды усилили угнетение народа. Этому служила и усилившаяся налоговая политика.

Реформы 1867—1868 гг. не могли разрешить всех коренных противоречий общества. Однако они положи­тельно повлияли на социально-экономическое развитие Казахстана. Были созданы предпосылки для освоения богатств края. Капиталистические явления, проникая в хозяйственную и социальную жизнь, ослабили ряд рег­рессивных черт старых общественных отношений. Про исходили положительные изменения и в повседневной жизни казахов, занимавшихся кочевым скотоводством. Одновременно усилилось социальное расслоение аульных жителей. Свидетельство тому — формирование жатаче- ства — уход обедневших казахов не только на заработки в прилинейные поселки и города, но и на первые про­мышленные предприятия. Отрицательные последствия реформы подвергались критике со стороны Абая Кунан- байулы, Ыбрая Алтынсарыулы и других передовых мыс­лителей того времени.

0 Вопросы и задания

1. Расскажите об особенностях подготовки реформ 1867— 1868 гг.?

2. Каким образом были подготовлены "Положения”, какую направленность они имели?

3. Поясните последствия реформ 1867—1868 гг. для Казахста­на.

Документы и материалы

Кулембаю (1889 г.)

И вот я стал волостным,

Рассеяв весь скот.

Ни груза у верблюда,

Ни гривы у коня Не осталось - Раздарил толпе.

Сильным мира сего,

Еще не услышав их слов,

Как была подготовлена реформа

. Все работы (по подготовке реформы. - Ж. К.) производи­лись в тиши кабинетов, сначала , в Петербурге, в комиссии статс-секретаря Буткова, без какого-либо участия в этих работах не только уж кого-либо из влиятельных и преданных нам киргизов хотя бы в виде депутата от народа, жизнь которого хотели перестроить на новый лад и о которой не имели в Петербурге почти никакого понятия, но даже из прежних знатоков степи, каковы, например, В.Б.1 ригирьео, Н.В.Ладыженский, жившие в Петербурге, не приглашались к участию в этих работах.

Подготовка реформ. По времени реформы совпали с отме­ной крепостного права и буржуазными реформами в России. Распространение капиталистических отношений на окраины также берет нача­ло с этого времени.

Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX в. была образована комиссия, которую возглавил И.И.Бутков. Комиссия пред­ложила разделить всю степь на две области - Западную и Восточную. Предложе­ния комиссии были вручены Оренбургскому генерал-губернатору А.П.Безаку.

В 1865 г . в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором назначен Н.А.Крыжановский. В 1865 г . для подготовки реформы образована Степная комиссия, ее возглавил член совета Министерства внутренних дел Ф.К.Гирс.

Шокан Уалиханов высказался за перестройку управле­ния Казахстаном на началах народного самоуправления.

Проект реформы по Тургайской, Ураль­ской, Акмолинской, Семипалатинской областями был под­готовлен комиссией Ф.К.Гирса, Л.Баллюзека, Л.Мейера, А.П.Проценко. Комиссия, куда вошли В.Д.Дандевиль, Ф.К.Гейнс, подготовила проект по Семиреченской и Сырдарьинской областям.

Содержание реформы. В 1867 г . царь Александр II утвердил «Вре­менное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», а в 1868 г . - «Временное положение об управлении в степных облас­тях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губер­наторства».

Вся казахская тер­ритория делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестан­ское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Военная и граж­данская власть сосредоточивалась в руках генерал-губерна­тора. Каждое генерал- губернаторство делилось на области. Уральская и Тургайская области относились к Орен­бургскому, Акмолинская и Семипалатинская - к Западно-Сибирскому, Семиреченская и Сырдарьинская - к Туркес­танскому генерал-губернаторствам. Территория бывше­го Букеевского ханства в 1872 г . была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау в 1870 г . отошел под управление Кавказского военного округа, а позже в Закас­пийскую область.

Сосредоточение воен­ной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одну из узловых задач реформ. Туркестанскому генерал-губернато­ру предоставлялось право ведения дипломатических пе­реговоров с Китаем и Ираном.

Стоявший во главе области военный губернатор одно­временно являлся наказным атаманом казачьих войск. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные прав­ления, которые имели 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над его деятельностью осуществлял вице-губернатор.

Области делились на уезды. Один из двух помощников уездного началь­ника, назначаемый генерал-губернатором, был из представителей местной правящей верхушки. Уездным началь­никам подчинялись полиция, воинские части, учреждения уезда.

Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости - на административные аулы, состояв­шие из 100-200 кибиток. Отбираемые из знати воло­стные и аульные утверждались выше­стоящим колониальным руководством. Султаны-чингизи­ды обеспечивались государством пожизненной пенсией и освобождались от налогов.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской обла­сти полицейская и распорядительная власть была пере­дана в руки аксакалов, они избирались и утверждались областными военными губернаторами. Им, как и аульным и волостным старшинам, вручали бронзовый знак и печать.

Согласно реформам 1867-1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии, уездные суды. Хотя в Сырдарьинской области сохра­нился суд казиев, роль военно-уездных судов в решении споров была весомей. В каждой волости избирались от 4-х до 8-ми биев. Утверждаемые военными губернаторами суды биев и казиев были низшим звеном колониальной судеб­ной системы.

Значение. Реформы 1867-1868 гг. создала предпосылки для освоения богатств края. Усилилось социальное расслоение, формировалось жатачество - уход обедневших казахов на заработки в прилинейные поселки и города, на первые про­мышленные предприятия. Отрицательные последствия реформы подвергались критике Абая Кунанбайулы, Ыбрая Алтынсарыулы.

  1. Время проведения реформы 1867 -1868 гг. в Казахстане совпало с
  2. Отмена крепостного права в России совпала со временем проведения в Казахстане реформ
  3. С отменой крепостного права в России совпало время проведения в Казахстане реформ
  4. И.И.Бутков в 60-ые годы XIX века предлагал разделить казахскую степь на две области
  5. Генерал-губернатор Оренбургского края с 1865 года
  6. Для подготовки проекта управления казахским краем в 1865 г . была образована
  7. «Степная комиссия» для подготовки проекта «Положения» об управлениии Казахской степью была образована в
  8. Глава «Степной комиссии», готовившей проект по изменению системы управления Казахстаном
  9. Степную комиссию, созданную в 1865 г . для составления проекта управления казахским краем, возглавил член Совета
  10. При подготовке реформ 1867-1868 гг. перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления предлагал
  11. Перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления, предложил Шокан Уалиханов в период подготовки реформ
  12. Шокан Уалиханов, участвуя в разработке реформы управления казахским краем в 60 годы XIX века, предлагал
  13. Положение о реформе по управлению Казахстаном (1867-1868гг.) утвердил император России
  14. «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями» Александр II утвердил в
  15. «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства» Александр II утвердил в
  16. Основная цель реформ 1867-1868г.г. в Казахстане заключалась в
  17. Основной принцип административного устройства казахской степи по реформе 1867-1868 гг.
  18. По реформе 1867-1868 гг. вся территория Казахстана делилась на
  19. Вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства по реформе
  20. По реформе 1867-1868 годов в Казахстане были учреждены области
  21. Акмолинская область по реформе 1867-1868 гг. подчинялась генерал-губернаторству
  22. В Туркестанское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области
  23. Верненский уезд по реформе 1867-1868 гг. вошел в область
  24. По реформе 1867-1868 годов в Закаспийскую область вошла территория
  25. По реформе 1867-1868г.г. Акмолинская и Семипалатинская области вошли в состав
  26. В Западно-Сибирское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области
  27. По реформе 1867-1868г.г. Уральская и Тургайская области вошли в состав
  28. Согласно реформе 1867-1868г.г. Семиреченская и Сырдарьинская области вошли в состав генерал-губернаторства
  29. В результате реформы 1867-1868 годов территория бывшего Букеевского ханства вошла в
  30. В Оренбургское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области
  31. Согласно реформе 1867-1868 гг. Туркестанскому губернатору предоставлялось право проведения дипломатических переговоров со странами
  32. По реформе 1867- 1868 г .г. право проведения дипломатических переговоров с государствами Китай и Иран предоставлялось
  33. Во главе области по реформе 1867-1868 годов стоял
  34. По реформе 1867 - 1868 гг. военная и гражданская власть в Казахстане сосредотачивалась в руках
  35. По реформе 1867-1868 гг. наказным атаманом казачьих войск расположенных на территории области являлся
  36. По реформе 1867-1868 гг. контроль над деятельностью областного управления осуществлял
  37. При областных правлениях по реформе 1867-1868 гг. были созданы отделы
  38. По реформе 1867-1868 гг. области делились на
  39. Полиция, воинские части, учреждения уезда и укрепления по реформе 1867-1868 годов подчинялись
  40. По реформе 1867-1868 гг. уезды делились на
  41. По реформе 1867-1868 гг. на территории Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки
  42. Согласно реформе 1867-1868 гг. в Казахстане полицейская и распорядительная власть была поручена выборным аксакалам на территории области
  43. По реформе 1867-1868 гг., низшим звеном колониальной судебной системы являлся
  44. По реформе 1867-1868 гг. в Сырдарьийнской области сохранялся суд
  45. По реформе 1867-1868 гг. султаны-чингизиды обеспечивались пожизненной пенсией и
  46. По реформе 1867-1868 гг. от налогов в российскую казну были освобождены
  47. По реформе 1867-1868 гг. обеспечивались пожизненной пенсией
  48. Казахские земли были объявлены государственной собственностью Российской империи по реформе
  49. Абай Кунанбай-улы и Ибрай Алтынсары-улы подвергли критике отрицательные последствия для Казахстана реформы

В декабре 2001 года были приняты федеральные законы « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Указанные законы вступили в силу с 1 января 2002 года и с этой даты на территории Российской федерации началось реформирование системы пенсионного обеспечения.

Старая пенсионная модель была крайне несовершенна. Пенсионное законодательство не было кодифицировано, и до конца 2001 года в Российской Федерации действовали одновременно два пенсионных закона, в равной мере дискриминировавших работающих граждан, устанавливая им ограничениями по учитываемой заработной плате при назначении пенсий.

Необходимо было заменить старую модель на новую, которая была бы свободна от недостатков «предшественницы», позволяла бы решать неразрешимые для «старой» модели задачи, в том числе и главные среди них – создать социальные гарантии обеспеченной старости для низкооплачиваемых и осуществить связь размера пенсии с размером заработной платы для высокооплачиваемых, позволить регулярно повышать пенсии пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед работающими.

Разрабатывая новую пенсионную модель законодатель исходил из того, что следует проводить реформу лишь в случае, если результаты можно будет почувствовать в ближайшее время, в первую очередь в виде повышения «старых» пенсий, в связи с этим с 1 января 2002 год были проведены следующие повышения:

-работающим пенсионерам, было предоставлено право полностью получать пенсию и продолжать работать (прибавка по этой категории в среднем составила 450-500 рублей);

-пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, и инвалидам 1-й группы, пенсии увеличены минимум до 1110 рублей;

-инвалидам 1-й и 2-й групп с детства, а также детям-инвалидам повышены пенсий до 900 рублей;

-круглым сиротам, потерявшим обоих родителей прибавка пенсии составила более 400 рублей;

-родителям, потерявшим детей на военной службе повышена базовая часть трудовой пенсии до 900 рублей при сохранении прав на полную страховую часть.

Отличительными чертами и основными положениями новой пенсионной системы являются:

1. Введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из 3-х составляющих частей: базовой, страховой и накопительной.

2. Сумма заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии, не ограничивается, а при исчислении заработка принимается во внимание весь период трудовой деятельности.

3. Пенсионные права пенсионеров, оформивших пенсию до 1 января 2002 года, конвертируются в расчетный пенсионный капитал, обеспечивающий получение пенсии в установленном размере в течение всего периода ее выплаты. В целях обеспечения равных возможностей для разных категорий работающих граждан при формировании расчетного пенсионного капитала их пенсионные права конвертируются.

4. Индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.

Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия российского гражданина состоит из 3-х частей: базовой, страховой и накопительной:

  • базовая часть пенсии – фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, которая не зависит от продолжительности страхового стажа и величины заработка. Базовая часть пенсии, по сути, представляет собой государственное пособие по старости, назначаемое всем застрахованным в системе пенсионного страхования при достижении ими пенсионного возраста, при условии наличия не менее 5 лет страхового стажа. Источником средств для финансирования базовой части пенсии является единый социальный налог;
  • страховая часть пенсии – дифференцированная часть, которая зависит от результатов труда конкретного человека, отражаемая на его индивидуальном счете в системе персонифицированного учета в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой за гражданина страховых платежей в течение всей трудовой деятельности с учетом индексаций. Страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы конкретного человека (застрахованного лица), чем выше заработанная плата, тем выше платежи с нее и, следовательно, выше размер будущей пенсии; Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных лиц, фиксируются в качестве пенсионных обязательств государства перед застрахованными лицами на их личных счетах, поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. На личных страховых счетах будет происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которого является Пенсионный фонд Российской Федерации. Источник финансирования страховой части пенсии – страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет ПФР. Размер страхового платежа для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 1967 года и женщин родившихся в интервале от 1958 до 1967 года он составит 12%, а для тех, кто родился после 1967 года тариф платежа предусмотрено в период с 2002 года по 2006 год снижать по одному проценту в год - с 11% в 2002 году до 8 % в 2006 году. Страховые платежи поступают на лицевые счета застрахованных граждан и суммируются там. Полученный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров.
  • накопительная часть – часть пенсии, выплачиваемая в пределах сумм, которые отраженны в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, она состоит из накопленных сумм взносов и инвестиционного дохода. Накопительная часть пенсии является разновидностью страховой части, она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14 % - ного страхового взноса, но в отличие от нее средства направляемые на накопление будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге увеличить размер их пенсий. Размер тарифа накопительных отчислений для разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 967 года и женщин – от 1958 до 1967 года, на накопление выделяется 2% из 14 % страховых платежей, которые перечисляет работодатель в интересах застрахованных лиц. Для тех, кто родился после 1967 года, законом предусмотрено постепенное повышение накопительных отчислений с 3 % в 2002 года до 6 % в 2006 году. Накопительные отчисления будут поступать на специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Начиная с 2003 года граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть смогут принимать решение об инвестировании своих пенсионных накоплений, а с 2004 года могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами. На первом этапе пенсионной реформы у российских граждан, выходящих на пенсию, в составе пенсии будут только две части – базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 году. Пенсионная система в Российской Федерации состоит государственного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного страхования и обеспечения. В ходе пенсионной реформы предусматривается комплекс мер по дальнейшему развитию дополнительного пенсионного страхования (обеспечения) путем стимулирования образования пенсионных накоплений и усиления гарантий их сохранности, в том числе государственных. Создаются условия для развития отраслевых и региональных пенсионных систем, которые формируются за счет добровольных отчислений работодателей в негосударственные пенсионные фонды. Государство обязуется при выходе гражданина на заслуженный отдых выплатить ему в виде пенсии все то, что поступало на его личный счет на протяжении всей его трудовой деятельности соответственно проиндексировав и приумножив поступления.

Подготовка реформы 1867–1868 гг.

Реформы в Казахстане по времени совпали с отменой крепостного права и проведением буржуазных реформ в России. Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX века была образована комиссия во главе со статс-секретарем И. Бутковым. Комиссия предложила разделить всю казахскую Степь на две области: Западную с центром в Тургайском крае и Восточную с центром в Каркаралинске или Сергиополе, но эти предложения не были приняты. Подготовка проекта реформ по изменению управления Казахским краем в 1865 году была возложена на Степную комиссию, которую возглавил член Совета Министерства внутренних дел Ф. Гирс. В соответствии с указом императора Александра II от 5 июня 1865 года были составлены вопросники по изучению казахской страны. При подготовке реформы не были приняты во внимание интересы народа. Степная комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с узкой группой феодалов и собрала только их данные. Ш. Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления.

11 июля 1867 года император Александр II утвердил «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях», или «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западносибирского генерал-губернаторств».

Содержание реформы.

Управление Казахстаном по реформам 1867–1868 годов представляло собой пятизвенную систему: генерал-губернаторство – область – уезд – волость – аул.

Территория Казахстана вошла в состав трех генерал-губернаторств: Туркестанского, Оренбургского и Западно-Сибирского. Вся военная и гражданская власть в генерал-губернаторствах находилась в руках генерал-губернатора. Каждое генерал-губернаторство делилось на области. В состав Оренбургского генерал-губернаторства входили Уральская и Тургайская области, в Туркестанское – Сырдарьинская и Семиреченская, в Западносибирское – Акмолинская и Семипалатинская. Территория бывшей Букеевской (Внутренней Орды) в 1872 году отошла к Астраханской области, Мангыстау (Мангышлакское приставство) в 1870 году отошел под управление Казахского военного округа (позднее вошел в Закаспийскую область).

Одной из главных задач реформ 1867–1868 годов стало сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право вести дипломатические переговоры с такими странами, как Китай и Иран. Вo главе областей стояли военные губернаторы, одновременно являвшиеся наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные правления, делившиеся на 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над их деятельностью осуществлял вице-губернатор, являвшийся председателем правления и имевший при себе специальных советников.

Области делились на уезды. Во главе уезда стоял уездный начальник, которого назначал генерал-губернатор. Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части, учреждения и укрепления уезда. Один из двух помощников (младший по должности) уездного начальника был представителем местной правящей верхушки.

Уезды делились на волости во главе с волостным управителем. Волости делились на административные аулы, состоявшие из 100–120 кибиток. Волостные и аульные управители были опорой царского правительства в Казахстане. Классовая сущность реформы заключалась в освобождении от налогов султанов-чингизидов и обеспечение их пожизненной пенсией.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов. Они избирались на сходах выборщиков и утверждались областными военными губернаторами. Аксакалам, как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать.

По реформам 1867–1868 годов были учреждены новые судебные органы, действовавшие на основании общеимперских законов: военно-судебные комиссии и уездные суды. В Сырдарьинской области сохранился суд казиев. В каждой волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4-х до 8-и биев. Суды биев и казиев по реформам 1867–1868 годов были низшим звеном судебной системы.

Все земли Казахстана по реформам 1867–1868 годов были объявлены собственностью Российской империи. По императорскому указу государственной собственностью Российской империи становились и воды Каспийского моря.

Со скотоводов Казахстана устанавливался покибиточный сбор: со скотоводов Туркестанского генерал-губернаторства – 2 руб.75 копеек в год, со скотоводов Оренбургского и Западносибирского – 3 рубля в год. Для оседлого населения Сырдарьинской области сохранялись ранее установленные Кокандским ханством подати – харадж и танапный сбор. Перепись казахских кибиток проводилась каждые три года.

Значение реформ.

Реформами 1867–1868 годов были созданы социально-экономические предпосылки для освоения богатств края. В хозяйственную и социальную жизнь проникали капиталистические отношения, ослабляя ряд регрессивных черт существовавших общественных отношений.

Усилилось социальное расслоение аулов, что выразилось в формировании жатачества. Обедневшие казахи (жатаки) уходили на заработки не только в прилинейные поселки и города, но и на первые промышленные предприятия.

Отрицательные последствия реформ критиковались Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным и другими передовыми мыслителями своего времени.

Читайте также: