Каковы необходимость и экономическая обоснованность введения водного налога

Опубликовано: 05.05.2024

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

С 1 января 2007г. вступил в силу новый Водный кодекс РФ (далее ВК РФ) от 03.06.2006г. № 74-ФЗ. Порядок введения его в действие установлен Федеральным законом от 03.06.2006г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 73-ФЗ). Новый ВК РФ регулирует в основном, впрочем как и ранее действовавший от 16.11.1995г. № 167-ФЗ, правоотношения по использованию поверхностных водных объектов. Правоотношения по использованию подземных вод по прежнему регулируется Законом РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах» (далее Закон РФ «О недрах»).

Отличительной особенностью нового ВК РФ с точки зрения платности водопользования является то, что он предусматривает переход от уплаты водного налога за использование поверхностных водных объектов к взиманию платы за пользование поверхностными водными объектами по договору водопользования (п. 1 ст. 11, ст. 20 ВК РФ) или вообще к бесплатному водопользованию на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (п. 2 ст.11 ВК РФ). При этом отдельные виды водопользования, перечисленные в п. 3 ст. 11 ВК РФ вообще не требуют ни заключения договора водопользования, ни принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Статьей 5 выше указанного Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие нового ВК РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров. Однако указанные водопользователи вправе заключить новые договоры водопользования или обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование на основании соответствующих решений. При этом п. 3 ст. 5 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что действие лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения ВК РФ, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование заключенных или принятых после 01.01.2007г.

Следовательно, до заключения нового договора водопользования или принятия решения о предоставлении водных объектов в пользование водный налог продолжает уплачиваться теми хозяйствующими субъектами, которые обязаны его вносить по нормам НК РФ. А при вновь оформленном праве на конкретные виды водопользования прекращается действие ранее выданных лицензий и заключенных договоров на эти же виды водопользования вместе с обязанностью уплаты водного налога за указанные виды водопользования.

Договор водопользования признается заключенным, а решение о предоставлении водного объекта в пользование вступает в силу с момента регистрации их в государственном водном реестре (п. 3 ст. 12 и п. 5 ст. 23 ВК РФ).

Согласно п. 1 ст. 333.8 главы 25.2 «Водный налог» НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

При этом на основании п. 2 ст. 333.8 НК РФ не признаются налогоплательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие поверхностное водопользование на основании договоров водопользования или решений о представлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие нового ВК РФ, то есть после 01.01.2007г.

В соответствии с ВК РФ от 16.11.1995г. № 167-ФЗ, действовавшим до 01.01.2007г., Законом РФ «О недрах», нормативными правовыми актами, принятыми в их развитие, специальное и (или) особое водопользование должно осуществляться исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществляется на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами, выданными и заключенными в соответствии с положениями ВК РФ до 01.01.2007г., а пользование подземными водными объектами – на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями вышеупомянутого Закона РФ «О недрах».

Новым ВК РФ с 01.01.2007г. отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Так, согласно ст. ст. 9 – 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, т.е. в рамках договорных гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 20 ВК РФ за пользование водным объектом на основании договора взимается плата неналогового характера. В связи с этим п. 2 ст. 12 Федерального закона № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» статья 333.8 НК РФ дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ.

Однако следует отметить, что данные положения ВК РФ и НК РФ относятся к пользованию поверхностными водными объектами. Что касается пользования подземными водными объектами, то после вступления в силу ВК РФ нормативная база взимания водного налога в отношении такого водопользования не изменилась, поскольку на основании п. 3 ст. 9 ВК РФ право пользования подземными водными объектами физические и юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Таким образом, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с главой 25.2 «Водный налог» НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 01.01.2007г., так и после этого срока.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление участков недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Положениями ст. 17.1 Закона РФ «О недрах» оговорены все случаи, требующие переоформления лицензий на пользование участками недр.

Приказом МПР России от 19.11.2003г. № 1026, изданным на основании и в целях реализации положений ст. 17.1 Закона РФ «О недрах», утвержден Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр, который является обязательным для всех юридических и физических лиц, претендующих на переоформление лицензий на пользование участками недр.

Из статей 11, 12, 17.1 Закона РФ «О недрах» и принятых в его исполнение нормативных правовых актов следует, что лицензия на пользование участками недр выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности либо переоформляется на другое лицо Федеральным агентством по недропользованию в строго установленном порядке.

В силу Закона РФ «О недрах» передача лицензии на пользование участком недр от одного юридического лица другому без соблюдения определенной законодательством процедуры не допускается.

В соответствии с Порядком переоформления лицензий на пользование участками недр, утвержденным приказом МПР России от 19.11.2003г. № 1026, документы, представленные для переоформления лицензии на пользование участком недр, рассматриваются Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом в течение 30 дней, а в случае необходимости указанный срок может быть увеличен, но не более чем на 60 дней.

Приказом МПР России от 23.03.2005г. № 70 утвержден перечень видов специального водопользования, согласно которому к специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью, в том числе в целях добычи подземных вод, а также для иных целей, если указанные цели водопользования осуществляются с применением перечисленных в указанном перечне сооружений, технических средств и устройств.

В примечании к данному документу КонсультантПлюс указано, что этот документ фактически утратил силу в связи с принятием нового ВК РФ, которым не предусмотрено специальное водопользование.

Однако, официальных документов об отмене выше указанного приказа на данный момент нет, а вступивший в силу с 01.01.2007г. ВК РФ, как уже отмечалось, регулирует в основном правоотношения по поверхностным водным объектам.

Исходя из действующих водного законодательства и законодательства о недрах и принятых в их исполнение нормативных актов следует, что налогоплательщиками водного налога являются организации и физические лица, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств на основании лицензии на водопользование. При этом, физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей наличия лицензии, не являются плательщиками водного налога.

Необходимо отметить, что при определении условий и критериев отнесения организаций и физических лиц к налогоплательщикам водного налога существуют официальные разъяснения федеральных органов исполнительной власти РФ.

В частности, в письмах Минфина России от 20.12.2005г. № 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006г. № 03-07-03-02/24 делается вывод о том, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств (специальное водопользование) на основании лицензии на водопользование.

При этом дается пояснение, что при установлении налогоплательщиков водного налога учитывается не только наличие лицензии, а и акцентируется внимание на порядок и условия признания или не признания отдельных видов водопользования объектами налогообложения и применения пониженных (льготных) налоговых ставок. Это означает, что организации и физические лица, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств (специальное водопользование) при отсутствии лицензии на водопользование также являются плательщиками водного налога.

Согласно вышеуказанному письму Минфина России от 14.06.2006г. № 03-07-03-02/24 освобождение от налогообложения водным налогом объемов воды, забранной из водного объекта для орошения земель с/х назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности с/х организаций и граждан, т.е. не признание их объектами налогообложения, должно производится только при наличии соответствующей лицензии на осуществление указанного вида водопользования с обязательным отражением в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды. Следовательно, при отсутствии в лицензии на водопользование по поверхностным водным объектам или на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством), весь объем воды, забранной из водных объектов, признается объектом налогообложения и подлежит налогообложению по полным налоговым ставкам.

В соответствии с п. 3 ст. 333.12 НК РФ при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается пониженная ставка водного налога в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.

Согласно официальной позиции Минфина России, изложенной в письмах от 20.12.2005г. № 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006г. № 03-07-03-02/24 плательщиками водного налога, имеющими право применять ставку налога в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), в которой помимо цели пользования водным объектом, отражены сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), установленные для указанной цели.

Таким образом, принимая во внимание, что освобождение от налогообложения или применение пониженной ставки водного налога в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м является льготой для налогоплательщиков, при отсутствии в лицензии на водопользование или на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке, водный налог должен уплачиваться по полным ставкам, установленным п. 1 ст.333.12 НК РФ.

Кроме того, безлицензионное водопользование, а также водопользование с нарушением условий, предусмотренных в лицензии, влечет привлечение к ответственности, установленной ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ, на должностных лиц – от пяти до десяти МРОТ, на юридических лиц – от пятидесяти до ста МРОТ.

При этом, осуществление водопользования без лицензии в период переоформления лицензии на водопользование (при условии направления соответствующих документов на переоформление до истечения срока действия предыдущей лицензии), не является нарушением правил водопользования.

Согласно разъяснениям Минфина России от 30.10.2007г. № 03-06-05-02/12 со ссылкой на ст. 19 Закона РФ «О недрах» забор воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения, налогообложению водным налогом не подлежит как до 01.01.2007г., так и после этой даты.

Экономическое содержание. Налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия.

Законодательная база. Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ; Федеральный закон от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с последующими изменениями и дополнениями); инструкция Государственной налоговой службы РФ от 12 августа 1998 г. № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами» (с последующими изменениями и дополнениями).

Нагогоплателыцики. Плательщиками налога признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с помощью сооружений, технических средств и получившие соответствующую лицензию (рис.

Рис. 5.10. Налогоплательщики, осуществляющие различные виды пользования водными объектами

Объект налогообложения. Объектом налогообложения является пользование водными объектами в целях:

осуществления забора воды из водных объектов;

удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

использования акватории водных объектов:

а) для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги;

б) добычи полезных ископаемых;

в) организованной рекреации; г) размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ. Нарис. 5.11 изображено, в каких целях пользование водными объектами не признается объектом налогообложения.

количество вырабатываемой электроэнергии — для плательщиц ков, осуществляющих эксплуатацию ГЭС;

объем сплавляемой без применения судовой тяги древесины - для плательщиков, осуществляющих сплав леса;

площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты. Налоговая ставка. Федеральным законом установлены следующие минимальные и максимальные ставки этого налога по каждому из элементов налоговой базы.

Для плательщиков, осуществляющих забор воды: 30—176 руб. за 1000 м3 воды, забранной из поверхностных водных объектов в пределах установленных лимитов;

0,8 — 3,3 руб. за 1000 м3 воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод.

Для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций:

0,5 — 5 руб. за 1000 кВт/ч вырабатываемой электроэнергии. Для плательщиков, осуществляющих сплав леса: 320 — 665 руб. за 1000 м3 древесины, сплавляемой без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), на каждые 100 км сплава.

Для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ: 1300—7300 руб. в год за 1 км2 площади использования акватории водных объектов.

Для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов: 3,2 — 27 руб. за 1000 м3 сточных вод.

В пределах этих ставок в соответствии с Федеральным законом Правительство РФ утверждает минимальные и максимальные ставки налога по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Насчитывается более 300 таких ставок.

Данные ставки действуют при заборе воды и сбросе сточных вод в пределах установленных норм.

для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; сельскохозя йстве нн ыми предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения;

централизованного водоснаб-жения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, а также садоводческих и огороднических объединений граждан (действует до 01.01.2003 г.); рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; санитарных, экологических и судоходных пропусков

использование водных объектов:

для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергети-ческого, мелиоративного, рыбохозяйсгвенного, водно-транспортного, водопроводного и канализационного назначения; строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот

размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законом РФ осуществление рекреации:

без применения сооружений спортивной охоты и любительского рыболовства;

лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов

Рис. 5.11. Пользование водными объектами, не признаваемое объектом

превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками, установленными законодательными органами субъектов Федерации.

Федеральным законодательством введена также достаточно жесткая налоговая санкция за пользование водными объектами без соответствующей лицензии или разрешения.

Налоговый период. Отчетный период устанавливается: квартал — для индивидуальных предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта; месяц — для остальных плательщиков.

Внесение платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, а по месту пользования водным объектом — копию налоговой декларации.

Налоговые льготы. Налоговой льготой является уменьшение ставки платы законодательными или исполнительным органами субъектов РФ в пределах суммы платы, поступающей в их бюджет. Они также могут освобождать некоторых плательщиков от обязанности уплаты налога, если это необходимо.

Технология расчета. Сумма водного налога по итогам каждого отчетного периода должна определяться плательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок платы и налоговой базы, с учетом предусмотренных льгот:

Сумма платы = Налогооблагаемая база • Ставка налога. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

Исчисление налога за пользование водными объектами в целях забора воды производится организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими водозабор наводном объекте. При этом объем воды, забранной из поверхностных водных объектов, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов. В тех случаях, когда на предприятиях отсутствуют водоизмерительные приборы, объем забранной воды может временно, до установления приборов, определяться как объем установленных лимитов водоснабжения, или на основании учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, или по времени работы и производи-тельности насосов, или по суммарному расходу электроэнергии, или другими косвенными методами.

Объем сброса сточных вод и стоков также должен определяться на основании показаний измерительных приборов. При отсутствии измерительных приборов их объем определяется по нормам ВОДО-' отведения, а также по показателям работающих насосов, расходу электроэнергии или другими косвенными методами.

Зачисление платы за пользование водными объектами в бюджеты производится в следующем соотношении: 40 % — в федеральный бюджет, 60 % — в бюджеты субъектов Федерации.

Пример. Расчет платы за пользование водными объектами производственным предприятием за отчетный период — месяц.

Установленный лимит забора воды для технологических нужд предприятия — 6000 м3 в месяц. Фактический объем воды, забранный из водного объекта, — 12000 м3. В отчетном периоде произведен также сброс сточных вод в пределах лимита 4000 м3 и сверх лимита 2000 м3.

Установленная ставка за забор воды в пределах лимита — 150 руб. за 1000 м3, за сверхлимитный забор воды — 750 руб. за 1000 м3 (150 • 5). Сумма платы за забор воды составляет 5400 руб. (900 + 4500), в том числе в пределах лимита 900 руб. (150 • 6) и сверх лимита 4500 (750 • 6).

Установленная ставка за сброс сточных вод в пределах лимита — 20 руб. за 1000 м3, сверх лимита 100 руб. за 1000 м3 (20 • 5). Сумма платы за сброс сточных вод составит 280 руб. (80 + 200), в том числе в пределах лимита 80 руб. (20 • 4), сверх лимита 200 руб. (100 • 2).

Общая сумма платы составит 5680 руб. (5400 + 280), в том числе в пределах лимита — 980 руб. (900 + 80) и сверх лимита 4700 руб. (4500 + + 200). Из общей суммы платы 5680 руб. подлежит уплате в федеральный бюджет 2272 руб. (5680 • 40 %: 100 %), в региональный и местный бюджеты по 1704 руб. (4080 - 30 % : 100%).

Вопросы для самопроверки

Каковы необходимость и экономическая обоснованность введения водного налога?

Кто является плательщиком водного налога? Какие предприятия и организации освобождены от уплаты данного налога?

Что является объектом обложения водным налогом?

Кто устанавливает льготы по водному налогу?

Какова налоговая база по водному налогу?

Каков порядок исчисления и уплаты налога?

Каковы сроки уплаты водного налога?

В какие бюджеты зачисляется плата за пользование водными объектами?

Золотарева Ирина Константиновна ,заместитель начальника Отдела налогов и доходов

от использования природных ресурсов Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Несмотря на достаточно длительный период действия главы 25.2 Налогового кодекса, а до нее Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", регулирующего порядок уплаты платы за пользование водными объектами, являющейся налоговым платежом, вопросов, возникающих при исчислении и уплате водного налога, не становится меньше. У многих организаций, осуществляющих использование водных объектов, возникают проблемы по исчислению и уплате водного налога возникают как при применении только норм налогового законодательства, так и при применении норм налогового законодательства в совокупности с нормами природного законодательства, регулирующего отношения в области использования водных объектов.

Например, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками водного налога признаются организации, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако ни о каком "специальном" и "особом" водопользовании в действующем законодательстве не упоминается. Ранее подобные термины были установлены в Водном кодексе Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2007 года в связи с введением в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ. Таким образом, круг плательщиков водного налога фактически не определен. Следовательно, учитывая нормы статьи 17 Кодекса, налог не может считаться установленным.

Возникает вопрос - может ли компания, осуществляющая на основании соответствующей лицензии пользование подземными водными объектами, сэкономить на водном налоге?

Согласно статье 5 этого же закона водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных в соответствии с нормативной правовой базой, действовавшей на момент их принятия, выдачи и заключения, до введения в действие с 1 января 2007 года нового Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока их действия.

Таким образом, если пользование подземными водными объектами осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством, действовавшим на момент ее выдачи, сэкономить, не получиться.

Вызывает интерес у водопользователей и практика исчисления водного налога с учетом потерь воды в случаях, когда организация, являясь плательщиком водного налога, осуществляет забор воды из водного объекта для водоснабжения нескольких водопользователей, например, населения и промышленных предприятий. При доставке, забранной из водного объекта воды, до потребителей возникают потери и, соответственно, возникает вопрос: как учитывать указанные потери воды в целях налогообложения водным налогом, и по какой налоговой ставке осуществлять налогообложение, поскольку в данном случае применяются различные налоговые ставки? Следует ли указанные потери распределять пропорционально объемам отпускаемой потребителям воды с применением соответствующих налоговых ставок или все потери воды должны облагаться по ставке водного налога, установленного для водоснабжения промышленным предприятий?

В данной ситуации следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 333.9 главы 25.2 "Водный налог" Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов. На основании пункта 2 статьи 333.10 Кодекса налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранный из водного объекта за соответствующий налоговый период. При этом в случае, если в отношении данного водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Исходя из изложенного, следует, что в налоговую базу по водному налогу включается весь объем воды, забранной из водного объекта, вне зависимости от целей ее использования, включая потери воды, возникающие при дальнейшей транспортировке до водопотребителей.

Однако, поскольку главой 25.2 Кодекса не предусмотрен порядок налогообложения водным налогом указанных потерь, в целях налогообложения их следует учитывать пропорционально объемам воды, переданной различным потребителям, применяя в отношении данных объемов соответствующие налоговые ставки водного налога.

Например: организация, осуществляющая забор воды из водного объекта для водоснабжения (на основании соответствующих договоров) населения и водоснабжения промышленных предприятий, произвела забор воды из водного объекта в объеме 250 тыс. кбм. При этом фактически для водоснабжения населения было поставлено 100 тыс. кбм, а для водоснабжения промышленных предприятий - 120 тыс. кбм. Таким образом, общий объем поставленной водопотребителям воды составил 220 тыс. кбм, а потери составили 30 тыс. кбм.

money-bills

Водный налог впервые был введен в РФ в 1999г. Был принят ФЗ «О плате за пользование водными объектами» для решения 2 задач:
1) для более рационального и эффективного использования налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, и для поддержания экологического равновесия.
2) этот налог имел строго целевое назначение: не менее 50 % собираемых сумм налога федеральные и региональные органы власти были обязаны направлять на восстановление водных объектов.
До этого периода 38 лет действовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями.
С 2005г. вступила в силу глава 25.2 НК РФ, которая называется Водный налог.
Водный налог уплачивают организации и физические лица, которые осуществляют специальное или особое водопользование.

Объектами признаются определенные виды водопользования:
1) забор воды из водных объектов
2) использование акватории водных объектов (кроме лесосплава)
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики
4) использование водных объектов для целей лесосплава.
Виды водопользования водными объектами, которые не являются объектами налогообложения:
1) забор воды для обеспечения пожарной безопасности
2) забор воды и использование акватории для рыболовства, охоты и воспроизводства ВБР.
3) использование акватории для размещения и строительства гидротехнических сооружений
4) особое пользование для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.
5) забор воды для орошения земель с/х назначения, полива участков
В отношении каждого объекта налогообложения налоговая база определяется отдельно.
Когда в отношении одного водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
1) при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем определяется на основании водоизмерительных приборов. Эти показатели фиксируются в журнале учета использования воды.
2) при использовании акватории водных объектов (кроме лесосплава) налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства (определяется по данным лицензии или договора на водопользование).
Если в лицензии или договоре таких данных нет, налоговая база может быть определена на основе данных соответствующей технической или проектной документации
3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
4) при использовании водных объектов для целей лесосплава, налоговая база определяется как произведение объема сплавляемой за налоговый период древесины в тысячах кубических метров на расстояние сплава, выраженное в км, деленного на 100.

Налоговый период – квартал.

Ставки водного налога различаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и установлены в рублях.
При заборе воды ставки водного налога действуют только в случае соблюдения установленных квартальных или годовых лимитов водопользования.
Если забор воды осуществляется сверх лимитов, то объем в части превышения в части превышения облагается в пятикратном размере установленных налоговых ставок.
Если у налогоплательщика нет квартальных лимитов, то лимиты определяются расчетно, как ¼ годового лимита.
Забор воды – ставка за 1 тыс. кубических метров забранной воды
При использовании акватории – ставка в за 1 кв.км. используемой акватории
При использовании водных объектов для целей гидроэнергетики – ставка за 1 тысячу киловатт/час электроэнергии
При использовании водных объектов для целей лесосплава – ставка за 1 тысячу кубических метров сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.

Если забор воды идет для водоснабжения населения, то ставка налога будет 70 рублей за 1 тысячу кубических метров забранной воды.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму налога, которая определяется по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей этой базе налоговой ставки.

Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (квартал). В этот же срок и в эту же налоговую подается и налоговая декларация.
В этот срок подают копию декларации и налогоплательщики – иностранные лица – в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

Читайте также: