Какой способ информационного взаимодействия между организациями группы лукойл и налоговым органом

Опубликовано: 16.05.2024


Приоритеты информационно-технологического обеспечения организаций Группы «ЛУКОЙЛ» — это результативность, эффективность, оперативность и успешное решение задач различной сложности. Концептуальной основой реализации системы является процессный подход к управлению бизнесом, а технологической базой — решения компании SAP.

ООО «ЛУКОЙЛ-Технологии» использует системы и решения, которые направлены на повышение эффективности не только операционной, но и управленческой деятельности. Внедряемые технологии призваны обеспечивать надежную и эффективную поддержку существующих технологических и бизнес-процессов, а также предоставлять актуальную и достоверную информацию для принятия управленческих решений разного уровня.

Разработанное предприятием Единое информационное пространство (ЕИП) охватывает все организации Группы, занимающиеся добычей, переработкой и реализацией нефтепродуктов, повышает оперативность и качество управления бизнесом вне зависимости от его территориальной принадлежности, обеспечивает целостность и защищенность корпоративных данных.

Интегрированные системы управления


«Интегрированные системы управления» — ключевое направление информационно-технологического обеспечения организаций Группы «ЛУКОЙЛ». Оно включает в себя разработку и поддержку всех централизованных, отраслевых и специализированных ИС, которые обеспечивают работу предприятий группы: от интеллектуальных решений для разведывательных и добывающих предприятий до корпоративной системы управления организациями по сбыту. Центральное место среди всех систем занимает глобальное решение — интегрированная система управления (ИСУ).

Создание и развитие ИСУ Группы «ЛУКОЙЛ» привело к единому стандарту и правильной организации колоссальных информационных потоков, циркулирующих между предприятиями, которые занимаются добычей и переработкой нефти, реализацией нефтепродуктов, генерацией электроэнергии, прочими видами деятельности, и Корпоративным центром ЛУКОЙЛ.

Переход на глобальную ИСУ должен правильно организовать информационные потоки и привести к единому стандарту. В рамках Глобального решения разработаны локальные нормативные акты по портфелям активов и проектов, а также по бизнес-процессам на основе базовых документов корпоративной системы управления. Дополнительно разработана модель системы процессно-функционального управления Группой «ЛУКОЙЛ», представляющая собой совокупность взаимосвязанных бизнес-процессов. Интегрированная система внедрена более чем в 100 организациях Группы «ЛУКОЙЛ», ее используют около 18000 работников Компании.

Помимо глобальной системы, предприятие разрабатывает, модернизирует и внедряет большое число отраслевых и специализированных решений. Так, для предприятий бизнес-сегмента «Геологоразведка и добыча» Группы ООО «ЛУКОЙЛ-Технологии» разработало модуль Web-доступа к фонду геолого-гидродинамических моделей, а также провел интеграцию информационной системы (ИС) нормативно-справочной информации разведки, разработки и эксплуатации месторождений и корпоративной системы словарей и справочников, ИС сопровождения строительства скважин.

Еще одна разработка для разведывательных и добывающих предприятий — системный проект «Интеллектуальное месторождение», который успешно внедрен в промышленную эксплуатацию.

Дополнительно усовершенствована система оперативной и управленческой отчетности, обеспечено развитие ИС поддержки разработки и эксплуатации месторождений, автоматизированного рабочего места регулирования разработки месторождений, фонда геолого-гидродинамических моделей, инвестиционного проекта (ИП) «Управление геолого-разведочными работами», ИП «Мониторинг ресурсной базы» , портала бизнес-сегмента «Геологоразведка и добыча», единой географической информационной системы, системы поддержки принятия решений РИСКИ.

Начаты работы по реализации решения «Интеллектуальное месторождение», созданию 2-ой очереди Архива геолого-геофизических и промысловых информационных ресурсов (ГГПИР), системы управления данными бизнес-сегмента «Геологоразведка и добыча», ИСУ «Поддержка принятия решений» по ресурсной базе Компании, ИС «Планирование строительства скважин», ИС «Кластеризация объектов разработки».

Специалисты ООО «ЛУКОЙЛ-Технологии» участвовали в реализации проектов по созданию Единых операторных на нефтеперерабатывающих заводах Группы «ЛУКОЙЛ», выполнив полный комплекс работ по интеграции систем управления для обеспечения перехода к централизованной модели управления технологическими объектами заводов.

Одно из актуальных направлений — разработка и внедрение Корпоративной системы управления инвестиционными проектами Блока нефтепереработки, нефтехимии и газопереработки (БННГ). Решение уже используется в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» и ООО «Ставролен». Завершено также внедрение «Автоматизированной системы управления проектированием» в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегородниинефтепроект».

Основной платформой для реализации учетных функций в организациях Группы «ЛУКОЙЛ» (далее – ОГЛ) является SAP ERP. ИСУ на базе SAP ERP внедрены на всех ключевых предприятиях во всех Бизнес-сегментах, включая Корпоративный Центр: «ИСУ ЛУКОЙЛ», «ИСУ НГДО», «ИСУ Переработка», «ИСУ Нефтехим», «ИСУ Энергетика», «ИСУ ЛЛК-Интернешнл», «ИСУ Сбыт». Также на данной платформе автоматизированы процессы закупок (ИСУ Снабжение), кадровый учет и расчет заработной платы (ИСУ Персонал), общекорпоративные процессы (ИСУ ОПСУО, ИСУ Налоговый учет для КГН, ИСУ Налоговое декларирование, ИСУ Формирование налоговой декларации с учетом прибыли контролируемых иностранных компаний, ИСУ SIP, ИСУ Страхование и пр.).

Одной из важнейших систем, внедренных в 2018г., является ИСУ Налоговый мониторинг, обеспечивающая информационное взаимодействие организаций Группы «ЛУКОЙЛ» с налоговым органом в рамках осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга. В настоящий момент осуществляется тиражирование ИСУ в ОГЛ.

Продолжается работа по проекту внедрения Единого транзакционного хранилища, реализуемого на современной платформе SAP HANA, идет развитие систем ИСУ Персонал, ИСУ АКО, ИСУ ДХНО, ИСУ SIP, ИСУ НД КИК, ИСУ ЕУКГН и пр.

Продолжается работа по внедрению отраслевой ИСУ «Переработка» на нефтеперерабатывающем заводе ISAB S.R.L., совершенствованию модуля PM SAP ERP, бизнес-процессов технического обслуживания и ремонта оборудования и внедрение стратегии надежности по методологии RCM в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», внедрение «1С: Управление производственным предприятием» в ООО «ЛУКОЙЛ-Коробковский газоперерабатывающий завод», развитие ИС «Система поддержки инноваций и коммуникаций» (СПИК) БНН.

Еще одна масштабная разработка ООО «ЛУКОЙЛ-Технологии» — корпоративная система управления организациями по сбыту. Система включает в себя автоматизацию всего производственного процесса: от заявки на завод до реализации на АЗС. Уже автоматизировано более 2600 АЗС , 75 нефтебаз и 10 головных организаций нефтепродуктообеспечения, работающих как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

В 2015 году завершено внедрение отраслевого шаблона ИСУ Сбыт на базе SAP в ЛУКОЙЛ Югнефтепродукт; отраслевого шаблона ИСУ ЗРСО (зарубежные и российские сбытовые организации) в ЛУКОЙЛ-Румыния; корпоративной АСУ АЗС на всех объектах ЛУКОЙЛ-Сербия (111 АЗС); устранены основные замечания корпоративных приемок отраслевых шаблонов ИСУ Сбыт и ИСУ ЗРСО на базе SAP.

В рамках бизнес-сектора «Электроэнергетика» продолжалось тиражирование ИСУ «Энергетика», начата реализация проектов по поддержке энергосбытовой деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Центр управления режимами» и по комплексной автоматизации деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Энергосети».

Продолжается разработка и внедрение информационных систем управления Корпоративного центра. Ведется работа по развитию систем корпоративной, управленческой и производственной отчетности, обеспечению электронного документооборота с государственными контролирующими органами, развитие систем управления имуществом и процессами снабжения, риск-менеджмента и внутреннего аудита, корпоративных систем управления знаниями, систем управления персоналом.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ

Источник: Журнал "Налоговая проверка"

В 2012 – 2013 годах проводился пилотный проект по внедрению расширенного информационного взаимодействия крупнейших налогоплательщиков и налоговых органов, в котором участвовали пять очень крупных компаний. По итогам данного проекта был принят Федеральный закон от 04.11.2014 № 348‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 348‑ФЗ). Документ вводит в налоговые правоотношения институт налогового мониторинга.

О новой форме взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов читайте в предложенном материале.

Федеральный закон № 348‑ФЗ вводит в действующее налоговое законодательство новое понятие – «налоговый мониторинг». Часть I НК РФ дополнена разд. V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга», который состоит из двух глав:

  • 14.7 «Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия»;
  • 14.8 «Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа».
Рассмотрим основные положения по проведению налогового мониторинга.

Федеральный закон №348‑ФЗ вступает в силу с 1 января 2015 года. При этом новые положения ч. I НК РФ применяются в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков с 1 января 2016 года.

Что такое налоговый мониторинг?

Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – организацию.

Надо отметить, что налоговый или горизонтальный мониторинг не является отечественным изобретением. Такая практика введена в США, Великобритании, Нидерландах и других странах.

В данном случае налоговые органы преследуют свои цели: более оперативно и качественно осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Данный подход позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы РФ, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве. Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов.

Для организаций, участвующих в проведении налогового мониторинга, плюс в том, что за период, в отношении которого осуществляется налоговый мониторинг, не проводятся выездные налоговые проверки и налоговые декларации не подлежат камеральным проверкам. Соответствующие изменения внесены в ст. 88 и 89 НК РФ. Но из этих правил есть исключения. Общим исключением является досрочное прекращение налогового мониторинга.

Основаниями для проведения камеральной налоговой проверки являются:

  • представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • представление налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Выездная налоговая проверка при проведении налогового мониторинга может быть проведена в следующих случаях:

  • проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  • представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Еще одним важным вопросом при проведении налогового мониторинга, если не самым главным с технической точки зрения, является вопрос информационного взаимодействия между организацией и налоговым органом. Для этого ФНС должна утвердить форму и требования к регламенту информационного взаимодействия.

В регламенте будет прописан порядок представления налоговому органу документов в электронной форме или доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в регламенте должен быть установлен порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

Кто вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга?

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.
Заявление о проведении налогового мониторинга представляется не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг:

  • организацией – в налоговый орган по месту нахождения данной организации;
  • организацией, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, – в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Форма заявления о проведении налогового мониторинга будет утверждена ФНС.

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.
По результатам рассмотрения данного заявления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает решение о проведении налогового мониторинга или об отказе. Законодатель установил конкретные основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга:

  • непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации), указанных выше;
  • несоблюдение организацией условий, позволяющих применять налоговый мониторинг (сумма подлежащих уплате налогов и т. д.);
  • несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия.
Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Таким образом, налоговый мониторинг на данном этапе возможен только в отношении крупнейших организаций. По оценкам представителей ФНС [1] , максимально под него может попасть около 2 тыс. плательщиков, соответствующих названным критериям. Но многие пока не готовы к новым методам администрирования.

По заявлениям представителей ФНС, идеи распространить этот механизм на всех не было, все‑таки налоговый мониторинг касается сложных в применении вопросов и в основном предназначен для крупного бизнеса с выстроенной системой внутреннего контроля за соблюдением законодательства. Но, с другой стороны, если данные меры будут признаны эффективными, в дальнейшем критерии доступа могут быть скорректированы. В качестве примера приводится Голландия: в этой стране в мониторинге участвует и средний, и даже малый бизнес – несколько десятков тысяч компаний.

Порядок проведения налогового мониторинга

Период проведения. Непосредственно периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга.

Срок проведения. Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

Досрочное прекращение налогового мониторинга. Налоговым кодексом установлены конкретные случаи, когда налоговый мониторинг прекращается досрочно:

  • неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
  • выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
  • систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.
Налоговый орган должен уведомить организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга в письменной форме в течение 10 дней со дня установления вышеприведенных обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.

Место проведения. Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.

Порядок истребования и представления документов. При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Порядок представления истребуемых документов (информации), пояснений при проведении налогового мониторинга полностью повторяет порядок представления документов при проведении налоговой проверки, установленный ст. 93 НК РФ. Напомним основные правила:

  • документы могут быть переданы лично (через представителя), по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия;
  • представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных организацией копий. Нотариального заверения копий не требуется;
  • срок представления документов – 10 дней со дня получения соответствующего требования. Если организация не может выполнить данное условие, то она должна письменно уведомить об этом налоговый орган с указанием причин и реальных сроков в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании указанного уведомления в течение двух дней со дня его получения продлить сроки представления организацией документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение;
  • налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.
Мотивированное мнение налогового органа.В случае если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ.

Под мотивированным мнением налогового органа понимается позиция налогового органа по конкретным вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов. При этом оговорено, что мотивированное мнение направляется организации только при проведении налогового мониторинга.

ФНС установит форму мотивированного мнения, которое будет подписываться руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

Мотивированное мнение может быть составлено как по инициативе налогового органа – при установлении факта неправильного исчисления налогов, так и по запросу организации – в случае неясности по вопросам исчисления и уплаты налогов с изложением мнения организации по данному вопросу.

Какова дальнейшая судьба этого мотивированного мнения? Здесь предусмотрено два варианта:

Налоговый орган вправе направлять организации мотивированное мнение по всем вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов и сборов, за исключением вопросов, связанных с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Такой механизм взаимодействия позволит налоговому органу предупреждать налогоплательщика о налоговых рисках, а также представлять информацию о правильности исчисления налогов, если у налогоплательщика возникнут соответствующие вопросы. Установлены следующие сроки составления и направления мотивированного мнения:

  • не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга – мотивированное мнение может быть составлено по инициативе налогового органа;
  • не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг, – может быть направлен запрос организацией;
  • в течение одного месяца со дня получения запроса – мотивированное мнение должно быть направлено этой организации. Данный срок может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения, о чем налоговый орган сообщает организации в письменной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения;
  • в течение пяти дней со дня его составления налоговым органом – для направления организации;
  • в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения – в случае согласия организации с позицией налогового органа она уведомляет об этом налоговиков.
  • в течение одного месяца со дня получения разъяснений – если организация не согласна, то она представляет в налоговый орган разногласия.
Отметим, что выполнение налогоплательщиком мотивированного мнения, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга, освобождает организацию от начисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им разъяснений налогового органа. Кроме этого, выполнение мотивированного мнения налогового органа является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Соответствующие поправки внесены в ст. 75 и 111 НК РФ.

Взаимосогласительная процедура. Если налоговый орган высказал свое мотивированное мнение по конкретному вопросу, но организация с ним не согласна, о чем она обязана уведомить налоговый орган, инициируется проведение взаимосогласительной процедуры.

Взаимосогласительная процедура проводится руководителем или заместителем руководителя ФНС в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и представителем организации, которая направила разногласия. Целью данной процедуры является выработка единой правовой позиции по вопросам налогообложения.

По итогам данного обсуждения мотивированное мнение налогового органа может быть изменено, а может быть оставлено прежним, о чем организация уведомляется в установленном порядке в течение трех дней со дня составления соответствующего документа.

После чего организация должна принять окончательное решение в течение одного месяца со дня получения нового уведомления: согласиться с мнением налоговиков и доложить о выполнении их указаний или не согласиться. О своем решении организация также должна уведомить налоговый орган. Отметим, что невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа является основанием для проведения выездной налоговой проверки.

В действующее налоговое законодательство введена новая модель взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговый мониторинг обеспечивает доступ налоговых органов к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика в режиме реального времени на основании заключенного регламента информационного взаимодействия.

Принятый закон позволяет налоговому органу предупреждать налогоплательщика о налоговых рисках и представлять информацию о правильности исчисления налогов, а также предусматривает отказ налоговых органов от проведения камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков, с которыми заключены соглашения.

На первом этапе в режиме налогового мониторинга смогут работать только очень крупные организации, но не исключено, что через несколько лет критерии будут изменены и данным правом смогут воспользоваться представители среднего и даже мелкого бизнеса.

[1] Данные представлены на официальном сайте ФНС.

Контроль - особая форма доверия

Зачем мне читать эту статью? Чем она будет мне полезна?
  • Если Вы не имеете никакого представления о Налоговом мониторинге, или лишь отдаленно слышали о нем, данная статья познакомит Вас с этим понятием.
  • Если Вы являетесь специалистом налогового департамента, которому поручено изучить данный вопрос и составить план подключения к Налоговому мониторингу, статья предоставит готовый план действий для Вас.
  • Если Вы являетесь консалтером большой четверки, прочитав статью и используя изложенные материалы, Вы сможете качественно обсудить план внедрения Налогового мониторинга со своим клиентом, а также сможете обратиться к нам за консультацией, поскольку в статье Вы увидите нашу экспертизу в данном вопросе.
  • Если Вы финансовый директор, статья предоставит Вам возможность взглянуть на данный вопрос шире, а также решить одним проектом не только вопрос Налогового мониторинга, но и другие задачи, где требуется оперативное предоставление информации внешним пользователям.
  • Если Вы IT-директор, прочитав статью, сможете найти для себя рекомендации по выбору платформы и узнаете о подходах к построению Налоговой витрины данных.

Что такое «Налоговый мониторинг»?

Налоговый мониторинг - это новая форма налогового контроля. Причинами его появления стали:

  • потребность в упрощении системы налогового контроля;
  • тенденция к активной цифровизации предприятий;
  • стремление государства сделать методы администрирования более современными.

Налоговый мониторинг предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе. Из этого следует, что:

  • бумажный документооборот сокращается и переходит в электронный формат;
  • камеральные и выездные проверки заменяются системой налогового мониторинга;
  • сокращаются затраты обеих сторон на процедуру проведения проверки;
  • снижается количество проверок, пеней и штрафов (за счет возможности предварительного согласования порядка учета операций);
  • предполагается ускорение решения спорных вопросов и минимизация рисков с помощью мотивированного мнения.

Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по начислению, сбору, и уплате налогов. Налогоплательщик также может запросить мотивированное мнение, если видит возможность рисков, или для того, чтобы избежать неоднозначного толкования законов. Это означает следующее:

  • появляется возможность планирования налогового учета, опираясь на позицию налоговых органов;
  • также появляется возможность «сделать работу над ошибками» - подать уточненные декларации и уплатить доначисленный налог.

В отношении каждого конкретного налогоплательщика согласовывается отдельный регламент доступа налоговых органов к документам и информации.

С момента появления налогового мониторинга в 2016 году процедура подключения к нему все время упрощается, как и снижаются требования к масштабам компаний, подпадающих под критерии этой формы контроля.

Динамика количества организаций, перешедших на Налоговый мониторинг за период с 2016 по 2019 г., представлена на графике ниже.

На апрель 2020 года 95 налогоплательщиков работают в рамках Налогового мониторинга, а в следующем году количество участников вырастет до 200.

Основные этапы, которые обязательны к выполнению при подключении к налоговому мониторингу

Первая фаза «Обследование и аудит»:

  1. Провести анализ методологии и связи налоговых и бухгалтерских регистров. Это необходимо для того, чтобы заблаговременно определить риски, которые могут возникнут при подключении к мониторингу.
  2. Провести организацию процессов. Это необходимо для распределения зон ответственности и формирования укрупненных схем процессов ведения учета («как есть»).
  3. Провести анализ ИТ-систем. Это необходимо для оценки информационных систем, которые применяются для ведения учета на предприятии. Также, в рамках данного шага необходимо провести обзор применяемых способов и используемых сервисов обмена данными между системами ЭДО, налогового и бухгалтерского учета, расчета заработной платы и учета персонала.
  4. Провести налоговый аудит. Это необходимо для диагностика правильности и точности исчисления налогов, а также для оценки общих и отраслевых налоговых рисков и окружения.
  5. Составить карту налоговых рисков, в т.ч. операционных и связанных с выбранной методологией, рисков налогового окружения.
  6. Провести мониторинг зрелости СВК (систем внутреннего контроля). Это необходимо для оценки процессов выявления и анализа рисков, анализа контрольных процедур и средств контроля.

Вторая фаза «Вступление в мониторинг»:

  1. Разработка и реализация мероприятий по повышению качества учетных процессов, ИТ-систем, СВК и урегулированию фискальных рисков.
  2. Формирование регламента информационного взаимодействия, отчетности по СВК и других документов для вступления в НМ, согласование с фискальным органом.
  3. Унификация налогового учета (приведение к единым принципам ведения налогового учета) во всех предприятиях группы, которые вступают в мониторинг. Унификация и упрощение учета создают условия для прозрачности учетных процедур и однозначного их восприятия.
  4. Выбор способа информационного взаимодействия и формирование Методологических проектных решений для внедрения «витрины данных» или предоставления и настройки «прямого доступа» в свою учетную систему.

Существует 3 варианта информационного взаимодействия с ИФНС для целей налогового мониторинга:

Взаимодействие с ИФНС через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) - этот способ сопровождается большими человеческими трудозатратами, которые будут нужны для ручной подготовки документов в ИФНС. Взаимодействие по ТКС не несет в себе никакой автоматизации и оптимизации, которую предполагает налоговый мониторинг, потому рассматривать его можно лишь как первый этап взаимодействия с ИФНС в рамках налогового мониторинга, пока ведутся технические работы по обеспечению прямого доступа к учетной Системе или разработке «Налоговой витрины данных», но лучше отказаться от него целиком.

Прямой доступ к учетной Системе - этот способ является максимально простым в реализации, тем не менее он не обеспечивает должной гибкости в настройке прав доступа внешнего пользователя (сотрудника ИФНС) в учетной системе Налогоплательщика, и зачастую не может похвастаться удобством и эргономичностью интерфейса для сотрудника ИФНС.

Налоговая витрина данных - позволяет применять единые подходы к предоставлению данных в группе компаний и масштабировать решение; нет избыточности и представляется только информация, необходимая для налогового контроля; позволяет выбрать любую Платформу в качестве основы для разработки интерфейса и АРМов «Налоговой витрины данных», и все ограничения при разработке диктуются исключительно возможностями выбранной Платформы.

Вариант с обеспечением прямого доступа к учетной Системе является гораздо менее гибким, чем «Налоговая витрина данных» и несет в себе много рисков, так как Вы пускаете внешнего пользователя непосредственно в свою учетную систему. Но в то же время этот метод более прост в реализации. Скорее всего Вам удастся его реализовать силами внутренней ИТ-службы и Службы безопасности предприятия. Поэтому в нашей статье мы рассмотрим именно второй вариант реализации информационного взаимодействия с ИФНС - внедрение «Налоговой витрины данных».

Третья фаза «Автоматизация информационного взаимодействия на основе Налоговой витрины данных»:

  1. Разработка автоматизированного рабочего места (АРМа) Налогового инспектора.
  2. Внедрение гибкой настройки доступа к регламентированной отчетности и налоговым регистрам.
  3. Разработка интерфейса для осуществления запросов первичной документации и возможности предоставления доступа к сканам запрошенной первичной документации.
  4. Предоставление доступа к электронному журналу документов СВК и реестру мотивированных мнений.
  5. Логирование действий внешнего пользователя.

Что из себя представляет «Налоговая витрина данных» и зачем она нужна? Какие готовые решения уже есть?

Основная задача «Налоговой витрины данных» - позволить налоговым инспекторам контролировать деятельность компании онлайн, вплоть до анализа конкретных проводок и первичных документов, что, в свою очередь, существенно сокращает документооборот и отменяет необходимость проведения выездных и камеральных проверок ФНС.

С помощью внедрения на предприятии Налоговой витрины данных можно решить следующие задачи:

  • оптимизация и цифровая трансформация бизнес-процессов;
  • предоставление фискальным органам защищенного online-доступа к информационной системе;
  • масштабирование точек взаимодействия с фискальными органами;
  • снижение рисков получения санкций, штрафов, дополнительных начислений и претензий;
  • формирование практичной в использовании электронной предметно-ориентированной информационной базы данных;
  • произведение контроля доступа инспекторов ФНС в системе протоколирования активности;
  • реализация системы внутреннего контроля, чтобы максимально снизить налоговые риски;
  • оперативный поиск необходимых документов и показателей, используя инструменты «умного» поиска​;
  • гарантия точной, целостной и прозрачной информации;
  • реализация функциональной настройки прав доступа.
  • налоговая и бухгалтерская отчетность;
  • учетные документы;
  • сканы первичных документов;
  • аналитические регистры налогового или бухгалтерского учета;
  • контрольные отчеты.

Получение данного доступа делает проверку правильности ведения бухгалтерского и налогового учета в разы проще.

На сегодняшний день уже есть несколько готовых программных решений «Налоговой витрины данных» от лидеров разработки программного обеспечения по автоматизации бизнеса на российском рынке:

  • «1С:Налоговый мониторинг» для конфигураций «1С: Управление холдингом», «1С:Управление холдингом. ERP» и «1С:Бухгалтерия предприятия КОРП. МСФО» от компании 1С.
  • «Central Finance (CFIN)», «Advanced Compliance Reporting (ACR)» и «Tax Compliance» от компании SAP.
  • «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS.

Любая из перечисленных платформ способна обеспечить:

удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам с возможностью расшифровки вплоть до первичного документа: Декларация → Сводные регистры налогового учета → Аналитические регистры налогового учета → Регистры бухгалтерского учета → Реестр проводок → Карточка проводки → Первичные учетные документы;

доступ к документам СВК;

поиск и запрос первичных учетных документов;

информационное взаимодействие, коммуникации.

Так как ключевые возможности решений на 1С, SAP и Планета практически идентичны, то при выборе подходящего решения стоит в первую очередь ориентироваться на платформу, на которой реализована ваша учетная система. В зависимости от того, с каким из представленных решений платформа вашей учетной системы проще интегрируется, то решение и стоит рассматривать в первую очередь.

Сравнение существующих решений «Налоговой витрины данных»

Подготовка к внедрению «Налоговой витрины данных» сопровождается большим количеством вопросов. Что выбрать - внедрение типового решения или разработку индивидуального решения под свою учетную Систему (проектный подход)? Какие существующие решения есть на рынке? Чем они отличаются друг от друга? Какие у них преимущества и недостатки? Постараемся ответить на некоторые вопросы.

Базовая функциональность решения «1С:Налоговый мониторинг»

источник: https://v8.1c.ru/1c-nalogovyy-monitoring-bukhgalteriya-korp-msfo

  • АРМ налогового инспектора;
  • раскрытие налоговых показателей;
  • расшифровка налоговых деклараций до документа;
  • сканы первичных документов и ЭДО;
  • публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;
  • чек-лист закрытия периода;
  • контрольные соотношения деклараций;
  • сравнение первичной и уточненных деклараций;
  • проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;
  • запросная система;
  • отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.

  • практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, - доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.
  • не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.

Данная функциональность для автоматизации налогового мониторинга включена в конфигурации «Управление холдингом» и «ERP. Управление холдингом».

Базовая функциональность решения от компании SAP

источник https://assets.dm.ux.sap.com/by-forum-minsk/pdfs/9_pwc_minsk.pdf

  • раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;
  • встроенный контроль полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;
  • ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;
  • удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;
  • передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);
  • раскрытие структуры системы внутреннего контроля;
  • раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;
  • раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;
  • возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;
  • возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);
  • интеграция с оператором электронного документооборота;
  • возможность отслеживать действия инспектора.

Базовая функциональность решения «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS

источник http://planetaibs.ru/nalogi/?tab=nalogoviy-monitoring

  • формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;
  • ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;
  • наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;
  • обеспечение целостности данных и контроль изменений;
  • поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.

Индивидуальное решение (проектный подход)

Разумеется, индивидуальная разработка будет обладать тем набором инструментов, который вы в нее заложите. И если мы говорим про базовую функциональность, то она будет повторять функциональность существующих решений. Из недостатков в первую очередь необходимо назвать сроки: индивидуальная разработка и внедрение требуют большего времени, чем внедрение уже существующего решения. Однако индивидуальная разработка имеет и большое преимущество. Если посмотреть на «Налоговую витрину данных» под более широким углом, то станет ясно, что инспектор ФНС - это не единственный внешний пользователь, который нуждается в удобном и понятном интерфейсе с доступом к определенным данным вашей учетной системы. Очень часто возникает необходимость предоставить доступ аудиторам, банкам, учредителям и т.д. И такая возможность, с учетом специфики каждой из перечисленных потребностей, может быть заложена при разработке индивидуального решения.

Прогнозы развития «налогового мониторинга»

Сегодня налоговый мониторинг - один из приоритетных проектов, развиваемых ФНС. Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. Это ведет к снижению требований не только к компаниям, подпадающим под критерии налогового мониторинга, но и к упрощению самой процедуры. А уже в феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.

Результатами реализации данной концепции станут:

  • еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;
  • к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;
  • к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;
  • увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.

Становится очевидным, что постепенно большая часть компаний-налогоплательщиков перейдет именно к налоговому мониторингу как к форме налогового контроля. А самое главное, что от этого выигрывает каждый.

от 15 октября 2015 года N 01-01-14/22440

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 15 октября 2015 года N ММВ-23-2/77@

О сотрудничестве и организации информационного взаимодействия федеральной службы по финансовому мониторингу и федеральной налоговой службы

Статья 1

1.1. Предметом настоящего Соглашения является сотрудничество Сторон в целях эффективного выполнения задач, возложенных на Стороны указанными в преамбуле настоящего Соглашения нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

1.2. Целью настоящего Соглашения является выстраивание эффективного взаимодействия Сторон по вопросам предупреждения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций, а также обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сферах деятельности Сторон.

1.3. Сотрудничество Сторон основывается на взаимном предоставлении данных и информации, находящихся в распоряжении Сторон. Стороны осуществляют информационное взаимодействие в соответствии с настоящим Соглашением.

1.4. Информационное взаимодействие Сторон осуществляется на уровне центральных аппаратов с привлечением к участию в нем их территориальных органов. Стороны определяют должностных лиц, ответственных за межведомственный информационный обмен и координацию взаимодействия по реализации положений настоящего Соглашения, а также уполномоченных направлять запросы.

1.5. Взаимодействие Сторон строится на принципах законности, конфиденциальности, согласованности действий, взаимопомощи и безвозмездности.

Статья 2

Направления и формы сотрудничества Сторон

Стороны в порядке взаимодействия:

2.1. определяют направления совместной деятельности с учетом оценки соответствующих рисков (в том числе отраслевых, региональных, секторальных) и организуют мероприятия по их выполнению;

2.2. проводят мероприятия по выявлению и предупреждению незаконных финансовых операций по объектам контроля, предварительно согласованным Сторонами. В указанных целях Стороны осуществляют планирование объектов и сроков проверочных мероприятий, обмен информацией, связанной с осуществлением данных мероприятий;

2.3. обеспечивают координацию деятельности и согласованность действий своих территориальных органов при организации совместных мероприятий по приоритетным направлениям, определенным Сторонами;

2.4. создают при необходимости группы по изучению и реагированию на ситуации, выявленные при осуществлении мероприятий, направленных на выявление незаконных финансовых операций;

2.5. осуществляют взаимный информационный обмен сведениями, в том числе в электронной форме, представляющими интерес для Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2.6. осуществляют в установленном порядке взаимодействие по вопросам контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

2.7. проводят консультации, совместные рабочие встречи и совещания в целях выработки позиций и предложений по проблемам, входящим в их компетенцию и представляющих совместный интерес;

2.8. вырабатывают согласованную позицию при подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся противодействия незаконным финансовым операциям;

2.9. разрабатывают инструктивные и методические документы по осуществлению мероприятий по вопросам, относящимся к предмету настоящего Соглашения;

2.10. обмениваются опытом в целях повышения квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций).

Статья 3

3.1. Стороны обмениваются информацией в порядке, установленном настоящим Соглашением.

3.2. Перечень передаваемой информации, периодичность, формы и сроки ее передачи определены в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Соглашению, являющихся его неотъемлемыми частями. Указанные приложения могут изменяться по согласованию Сторон путем оформления соответствующих дополнений к настоящему Соглашению.

Порядок обмена Сторонами информацией в электронной форме, сроки представления, уровень передаваемой информации, требования к структуре и содержанию форматов файлов передачи данных, используемые средства криптографической защиты, средства коммуникации и связи, а также прочие технические условия, необходимые для обеспечения информационного взаимодействия в соответствии с настоящим Соглашением, определяются Протоколом информационного взаимодействия Сторон в электронной форме, который подписывается заместителями руководителей Сторон, ответственными за организацию информационно-технического обеспечения.

3.3. Росфинмониторинг в порядке взаимодействия с ФНС России:

осуществляет предоставление информации, необходимой для выполнения условий настоящего Соглашения;

инициативно или по запросу направляет при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных в результате налоговых преступлений либо преднамеренного банкротства и иных неправомерных действий, связанных с банкротством, соответствующую информацию и материалы в ФНС России (его территориальные органы);

инициативно или по запросу информирует о выявляемых рисках неисполнения требований законодательства Российской Федерации и угрозах, возникающих в связи с незаконными финансовыми операциями, принятие мер по которым относится к полномочиям налоговых органов.

3.4. ФНС России в порядке взаимодействия с Росфинмониторингом:

осуществляет предоставление информации, необходимой для выполнения условий настоящего Соглашения;

направляет в Росфинмониторинг информацию о результатах использования полученных из Росфинмониторинга сведений и материалов, переданных в рамках настоящего Соглашения.

Статья 4

4.1. Порядок и формы взаимодействия в целях реализации пунктов 2.1, 2.2 и 2.6 статьи 2 настоящего Соглашения оформляются письмами, в том числе совместными, подписанными уполномоченными представителями Сторон.

4.2. Порядок и методы взаимодействия по иным направлениям взаимодействия в рамках настоящего Соглашения утверждаются Протоколами взаимодействия Сторон, являющимися неотъемлемыми частями настоящего Соглашения.

Статья 5

Стороны обязуются обеспечивать конфиденциальность получаемой в рамках настоящего Соглашения информации. Сведения, полученные Сторонами (их территориальными органами) при реализации положений настоящего Соглашения, подлежат использованию исключительно в служебных целях, не подлежат разглашению и приобщению к официальным документам, и могут быть переданы третьей стороне только с письменного согласия Стороны, предоставившей информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

За разглашение информации с ограниченным доступом Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6

Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок и вступает в силу со дня его подписания Сторонами.

Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение осуществляется в письменной форме по взаимному согласованию Сторон. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение оформляются соответствующим дополнением к Соглашению, подписываемым Сторонами, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Если одна из Сторон принимает решение о расторжении настоящего Соглашения, она должна письменно уведомить об этом другую Сторону не позднее чем за три месяца до его расторжения.

Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы от 27.12.2006 N 01-1-13/6/САЭ-25-06/8 применяется в части, не противоречащей настоящему Соглашению, до отмены Дополнения к Соглашению от 22.03.2013 N 01-01-15/964/ММВ-23-6/5, Протокола информационного взаимодействия между ФНС России и Росфинмониторингом от 02.05.2007 N 1 и Протокола информационного взаимодействия между ФНС России и Росфинмониторингом от 17.05.2013 N 2, являющихся неотъемлемой частью указанного Соглашения.

Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

Директор Федеральной службы
по финансовому мониторингу
Ю.А.Чиханчин

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин

Приложение N 1
к Соглашению "Об информационном взаимодействии
между Федеральной службой по финансовому
мониторингу и Федеральной налоговой службой"
от 15 октября 2015 года N 01-01-14/22440/ММВ-23-2/77@

Информация, передаваемая ФНС России в Росфинмониторинг

О взаимодействии ФТС России и ФНС России

Стенограмма выступления В. И. Булавина на совместном заседании коллегии ФТС России и ФНС России 19 сентября 2018 г.

В мае текущего года руководством страны определены национальные цели и задачи в развитии Российской Федерации до 2024 года. Одна из основных стратегических задач состоит в ускоренном экономическом развитии страны. Важную роль в ее исполнении должна сыграть совместная деятельность ФТС России и ФНС России, направленная на обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет, создание комфортных условий проведения бизнеса, снижение доли теневого сектора в экономике.

С 2016 года таможенные и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. За это время накоплен значительный опыт совместной работы как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов. Под руководством Правительства Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, основой которых является сопряжение ведомственных информационных систем и систем управления рисками.

В настоящее время в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов используются более 80 программных средств, автоматизирующих все процессы таможенного дела. С их помощью формируются 67 информационных ресурсов, позволяющих принимать управленческие решения, сокращая возможные риски, нарушения законодательства. Обеспечена возможность осуществления круглосуточного мониторинга процессов совершения таможенных операций в режиме онлайн информационной системой «Малахит». Анализ осуществляется более, чем по 400 различным показателям в разрезе ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

На сегодняшний день нашими ведомствами по утвержденным регламентам организован обмен информацией из баз данных. Его объем ежегодно увеличивается. Только в 2018 году таможенная служба направила в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В свою очередь мы получили от налоговых служб более 7 млн записей о банковских счетах участников ВЭД, которые имеют задолженность по уплате таможенных платежей. Также мы получили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства.

Поступающие сведения от ФНС России и других государственных органов используются в аналитических системах, в системе управления рисками, на этапе постконтроля и в рамках правоохранительной деятельности. Информация о рисках в отношении налогоплательщиков включена в алгоритм автоматического категорирования участников ВЭД. Машина самостоятельно осуществляет анализ сведений по каждой компании и принимает решение без участия должностных лиц, к какой категории отнести ту или иную организацию. Благодаря этому удалось существенно расширить сектор низкого уровня риска, в отношении участников которого значительно снижена частота применения мер таможенного контроля, что упрощает административные процедуры и способствует сокращению сроков оформления товаров. Сейчас свыше 8 тысяч декларантов входит в зеленый сектор. Из них 6700 налоговой службой также отнесено к категории низкого уровня риска. На долю добросовестных участников ВЭД приходится чуть более 60% от общего количества деклараций на товары и 80% от общей суммы подлежащих к уплате таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров.

Своевременный обмен информацией способствует работе по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. ФТС России предоставляет информацию о лицах, имеющих задолженность по оплате штрафов, о нарушении прибыли валютного законодательства, а также данные о выявленных признаках недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц. За последние три года нами передано информации о более, чем 3,5 тысяч таких организаций.

Важнейшим направлением работы, выстраиваемой на основе обмена информацией и осуществляемой под руководством Министерства финансов, является формирование национальной системы прослеживаемости товаров, которая в дальнейшем будет составной частью единого механизма прослеживаемости Евразийского экономического союза. В перспективе это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки на всем пространстве Евразийского экономического союза. В конечном итоге это позволит объединить в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла.

Отдельным элементом системы прослеживаемости стала автоматизация контроля за ввозом и оборотом маркированного товара. В ходе организации пилотного проекта по маркировке меховых изделий и изделий из меха, автоматизированной проверочной операции, сопоставления сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями, полученными из государственных информационных систем маркировки, позволяет выявлять случаи нелегального оборота товаров. При этом процесс проверки занимает всего одну минуту. Введение системы маркировки позволило в 2017 году увеличить в 1,5 раза количество задекларированных меховых изделий и увеличить в 2 раза объем таможенных платежей.

Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации проведения таможенного и налогового контроля. Практика показывает рост результативности подобных мероприятий. За последние три года было проведено более 2 тысяч совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было начислено 8,5 млрд рублей.

Подводя итоги нашего взаимодействия, отмечу следующие принципиальные моменты:

  1. внедрено в практическую деятельность ведомств планирование совместной работы как на уровне центрального аппарата, так и на региональном уровне;
  2. на постоянной основе налажен взаимный обмен информацией из баз данных;
  3. реализуется совместное использование сил и средств при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Самое главное, что от этой деятельности есть конкретный результат и значительный профилактический эффект. Достигнутый уровень совместной работы позволяет планировать нашу дальнейшую совместную деятельность. Совершенствование взаимодействия таможенных и налоговых органов должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса. Этому будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС России масштабное реформирование таможенных органов. С 2017 года мы приступили к созданию сети территориально распределенных электронных таможен и центров электронного декларирования. До 2020 года планируется создать 8 региональных электронных таможен с центрами электронного декларирования во всех федеральных округах, электронную авиационную таможню московского авиаузла, специализированные центры электронного декларирования (морские, акцизные, энергетические). Имеющиеся информационные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспечивать комплексную автоматизацию деятельности таможенных органов. Это позволит перейти на новый уровень нашего взаимодействия, предполагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к реальному.

Мы должны и дальше совершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо обеспечить интеграцию баз данных других федеральных органов исполнительной власти, получить доступ к сведениям информационно-аналитических агентств, системного учета торговых сетей, а также наладить информационный обмен с нашими зарубежными коллегами. Получаемая информация должна автоматически встраиваться в алгоритмы работы информационных систем наших ведомств. Это позволит создать эффективный инструмент контроля, обеспечивающий с одной стороны надежные барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны делающий максимально незаметным действия наших ведомств для законопослушного бизнеса.

Уверен, что формат сегодняшнего мероприятия позволит предметно и всесторонне обсудить наиболее важные вопросы взаимодействия таможни и налоговых служб, а также выработать комплексные меры, направленные на повышение эффективности и качества нашей работы. Задачи, поставленные Министром финансов перед ФТС России, будут выполнены.

Читайте также: