Ликвидация некоммерческой организации минюст или налоговая

Опубликовано: 15.05.2024

Ликвидация некоммерческого субъекта предполагает завершение деятельности, при котором не подразумевается правопреемство. То есть полномочия и обязанности собственника НКО не передаются другим лицам.

Законодательное обоснование

Ликвидация НКО регламентируется этими нормативными актами:

  • ГК РФ.
  • ФЗ №129 «О регистрации ЮЛ и ИП» от 8 августа 2001 года.
  • ФЗ №7 «О НКО» от 12 января 1996 года.
  • ФЗ №82 «Об объединениях» от 19 мая 1995 года.
  • Приказ №455 «Об установлении порядка принятия решения о завершении деятельности» от 30 декабря 2011 года.

Основная сложность при ликвидации некоммерческого объединения – наличие обязательств, долгов. Если у НКО имеются долги, которые она не может погасить, придется проходить процедуру банкротства.

Этапы проведения

Ликвидация НКО осуществляется по этой схеме:

Собранная в рамках ликвидации документация отправляется в Управление Министерства юстиции. До того как информация о ликвидации заносится в Единый реестр ЮЛ, НКО продолжает свою работу. Все это время она обязана уплачивать налоги, составлять налоговую отчетность, оплачивать услуги ЖКХ.

ВАЖНО! По завершении ликвидации все сотрудники увольняются. Они должны быть уведомлены о процедуре за 2 месяца до массового расторжения трудовых договоров. Компенсации, которые должны быть выплачены при увольнении, оговорены статьей 180 ТК РФ.

Принятие решения

Решение об упразднении принимается на собрании. На нем же предпринимаются меры по созданию комиссии. Собрание проводится в порядке, который регламентируется уставом организации и прочими внутренними документами. Рассмотрим главные темы собрания:

  • Ликвидация НКО.
  • Назначение председателя.
  • Определение порядка и продолжительности.
  • Уведомление официальных структур о том, что компания ликвидируется.

Решения, принятые в рамках собрания, оформляются протоколом на основании главы 9.1 «Решения собраний» ГК РФ.

Направление уведомления

  • Уведомление о статусе НКО по форме Р15001. Составляется этот документ в двух экземплярах. На бумаге должна стоять нотариально заверенная подпись лица с полномочиями принимать такие решения.
  • Протокол собрания, на котором принято решение. На документе должна стоять печать организации. Бумага должна быть подписана председателем собрания. Составляется она в двух экземплярах.

Если направляемый документ содержит более одного листа, его нужно прошить и пронумеровать. На последнем листе проставляется подпись лица, инициирующего процедуру. Предоставленные документы будут рассматриваться в течение 3 дней. После этого бумаги направляются в УФНС. Нужно это для внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Данные об изменившемся статусе будут занесены в реестр в течение 5 дней.

ВАЖНО! После подачи всех документов НКО утрачивает ряд своих прав. В частности, организация не может изменять учредительные бумаги, реорганизовывать субъект. Управлением фирмой занимается ликвидационная комиссия.

Публикация сообщения о ликвидации

На ликвидационную комиссию возложена обязанность публикации сообщения об упразднении в СМИ. В частности, сообщение нужно размещать в «Вестнике государственной регистрации». Нужно это для того, чтобы кредиторы знали о статусе своего дебитора и успели предъявить требования. На предъявление их предоставляется 2 месяца с момента размещения сообщения.

Однако публикация не считается достаточной мерой для уведомления кредиторов. Комиссия обязана принять действия по поиску кредиторов. Им направляются индивидуальные уведомления о ликвидации. Также НКО нужно разобраться со своими дебиторами. Это субъекты, у которых есть задолженность перед организацией. Средства, полученные в результате взыскания долгов у дебиторов, направляются на погашение долгов перед кредиторами.

Составление баланса

В течение 2 месяцев кредиторы могут предъявить НКО свои требования. После завершения этого срока нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. В нем прописывается эта информация:

  • Состав имущества НКО.
  • Перечень требований, которые предъявлены кредиторами.
  • Итоги рассмотрения требований.

Баланс нужно утвердить на Общем собрании НКО. Итоги собрания оформляются при помощи протокола. Все предъявленные требования должны быть рассмотрены. Обоснованные претензия удовлетворяются. Если средств для погашения задолженностей нет, имущество организации распродается. Как правило, для продаж используются торги, позволяющие быстро получить деньги. Полученные средства направляются на погашение долгов. Выплаты выполняются на основании очередности, регламентированной статьей 64 ГК РФ.

ВАЖНО! Собирать собрание для утверждения баланса можно только через 2 месяца после публикации сообщения о ликвидации.

ВНИМАНИЕ! Погашать долги нужно не только перед ЮЛ, но и перед пенсионными и страховыми фондами, налоговыми структурами.

Направление документов в Управление

  • Уведомление об упразднении ЮЛ.
  • Протокол собрания об установлении баланса.
  • Промежуточный баланс.
  • Бумага, подтверждающая размещение данных в «Вестнике».

Все бумаги подаются в двух экземплярах. Рассматриваться они будут в течение 3 дней.

Заключительные действия

Если после процедуры осталась собственность, дальнейшее ее использование определяется комиссией. Составлять окончательный баланс можно только после того, как погашены все обязанности перед кредиторами. Утверждается он также на собрании. После составления заключительного баланса нужно подать в Управление эти документы:

  • Заявка о регистрации НКО в связи с упразднением. Составляется по форме Р16001.
  • Протокол об одобрении баланса.
  • Сам баланс.
  • Документ об уплате пошлины (размер ее составляет 800 рублей).

Все приведенные бумаги направляются в двух экземплярах. Они рассматриваются в течение 3 суток с момента получения бумаг Управлением. После того как документы рассмотрены, в течение суток они должны быть направлены в УФНС для внесения информации в ЕГРЮЛ. Новая запись в ЕГРЮЛ вносится на протяжении 5 дней.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации - фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?


Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее - НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
- если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
- если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
- в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
- в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации").
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее - Территориальное управление) следующие документы:
- уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
- решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
- протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. "г" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса "База данных "Вопрос-Ответ" и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее - Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения - 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее - Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале "Вестник государственной регистрации" - смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении "нулевой" отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале "Вестник государственной регистрации" будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и "итоговый") могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования "промежуточный ликвидационный баланс" и "ликвидационный баланс" (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица - п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд - прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании "Гарант").
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 "Уведомление о ликвидации юридического лица" с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.

  • Кто может инициировать ликвидацию НКО в судебном порядке
  • Причины принудительной ликвидации НКО
  • Дисквалификация лиц при принудительной ликвидации НКО
  • Особенности судебной практики принудительной ликвидации НКО
  • Последствия ликвидации НКО в принудительном порядке

Кто может инициировать ликвидацию некоммерческой организации в судебном порядке?

  • Министерство юстиции
  • Органы налоговой службы
  • Прокуратура

Причины принудительной (судебной) ликвидации некоммерческой организации?

  • Невозможно достигнуть цели, ради которых создавалась организация, в том числе в случаях, когда реализация деятельности становится невыполнимой или существенно затрудненной (по иску учредителя (участника) организации;
  • При регистрации некоммерческой организации были допущены грубые ошибки касаемо законодательства, если эти нарушения носили неустранимый характер
  • Некоммерческая организация осуществляет свою деятельность без лицензирования (если такая деятельность лицензируется);
  • Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая запрещена действующим законодательством;
  • Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая нарушает Конституцию РФ;
  • Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая нарушает права и свободы человекаи гражданина;
  • Некоммерческая организация осуществляет деятельность с иными неоднократными или грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации;
  • Некоммерческая организация систематически осуществляет деятельность, которая противоречит ее уставным целям;
  • Некоммерческая организация неоднократно не представляет отчеты о своей деятельности в Министерство юстиции, в сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации;
  • Некоммерческая организация не устраняет в срок, предусмотренный Министерством юстиции нарушения, которые являютсяоснованием для приостановки деятельности некоммерческой организации.
  • О деятельности организации с обязательным указанием на наименование постояннодействующего руководящего органа организации, юридического адреса, данные о руководителе организации(объем сведений, включаемых в ЕГРЮЛ);
  • Отчеты об использовании своего имущества, в том числе имущество, поступившее от иностранных источников, а также о целях использования этого имущества (данный пункт не включает в себя информация о денежных средствах, которая получена некоммерческой организацией);
  • Решения высших органов управления и единоличного исполнительного органа, а также годовые и квартальные отчеты о деятельности организации в запрашиваемом объеме;
  • Размер денежных средств, которые были получены от иностранных источников, о целях расходования данных денежных средств, а также об их фактическом расходовании и использовании;
  • Новая информация, которая должна быть включена в единый государственный реестр юридических лиц и сведения о полученных организацией лицензиях.

Министерство юстиции вправе требовать ликвидировать общественную организацию, если ее деятельность признается как экстремистская в соответствии с действующим законодательством, а именно если такая деятельность явилась результатом нарушения прав и свобод человека и гражданина, причинения вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или же создала реальную угрозу причинения такого вреда.


Дисквалификация лиц при принудительной ликвидации НКО

Не стоит рассматривать принудительную ликвидацию, как бесплатную альтернативу добровольной ликвидации некоммерческой организации. Высока вероятность, что по итогу такой ликвидации физических лиц записанных в ЕГРЮЛ дисквалифицируют на 3 года, запретив им создавать любые юридические лица. Если физическое лицо записано в ЕГРЮЛ другой организации, её тоже надо ликвидировать или выйти из этого юридического лица, но выход не всегда возможен. Например единственный дисквалифицированный учредитель уже не сможет провести собрание и принять решение, т.к. он дисквалифицирован, остается ждать принудительной ликвидации и этого юр. лица.

Дисквалификация касается в первую очередь руководителя некоммерческой организации, который допустил грубые нарушения.

Но часто дисквалифицируют и учредителей в ЕГРЮЛ, т.к. они допустили неправомерные действия руководителя, которого сами избрали и несут за него ответственность.

Отменить потом дисквалификацию практически невозможно. Такие физические лица находятся в "черном списке" все три года!

Особенности судебной практики принудительной ликвидации некоммерческой организации

Стандартные ситуации ликвидации НКО в принудительном порядке.

  • Грубое нарушение действующего законодательства в деятельности Некоммерческой организации;
  • Неоднократный характер нарушений законов Российской Федерации, в их числе и информационная закрытость в деятельности Некоммерческой организации;
  • Деятельность некоммерческой организации, которая препятствует достижению цели, ради которой создана эта организация.

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36

*Стоимость в Москве и МО , СПБ и Лен.области составляет соответственно: 2000, 5000, 7000 рублей

Оказываем услуги по Добровольной ликвидации, закрытию НКО в налоговой инспекции и Минюсте РФ под ключ.

Ликвидация НКО

В ИФНС ликвидируются: Товарищества собственников недвижимости (СНТ, ТСЖ), Потребительские кооперативы (ЖСК, ГСК и другие Специализированные кооперативы).

В Минюсте РФ ликвидируются: Ассоциации (Союзы), Автономные некоммерческие организации (АНО), Частные учреждения, Общественные организации.

Добровольная ликвидация НКО в ИФНС

40 000 ₽

Размещение объявления о ликвидации в Вестнике государственной регистрации

Ликвидация в ИФНС по доверенности

Снятие с учета в ИФНС и Фондах (ПФР и ФСС)

Добровольная ликвидация НКО в Минюсте РФ

60 000 ₽

Размещение объявления о ликвидации в Вестнике государственной регистрации

Ликвидация в Минюсте РФ по доверенности

Снятие с учета в ИФНС и Фондах (ПФР и ФСС)

Отдельно оплачиваются:

  • нотариальные услуги
  • стоимость объявления о ликвидации НКО
  • госпошлина в размере 800 р.

Срок Добровольной ликвидации НКО – от 4-х до 6 месяцев.

Шаги для ликвидации НКО

Выбрать услугу и связаться с нами одним из удобных способов:

  • нажать одну из кнопок «ЗАКАЗАТЬ» выше или
  • заполнить Заявкуили
  • позвонить нам по телефону +7(495)506-1426

  • Название Вашей Некоммерческой организации, ИНН или ОГРН.
  • Ксерокопия (скан) действующей редакции Устава.
  • Ксерокопия (скан) паспорта Ликвидатора НКО и его ИНН.
  • подготовим документы для ликвидации НКО и пригласим Вас на подписание и нотариальное заверение документов.
  • выполним за Вас все необходимые действия по ликвидации:
  1. Подадим и получим документы в ИФНС и Минюсте РФ по доверенности на всех этапах ликвидации
  2. Разместим объявление о ликвидации НКО в Вестнике государственной регистрации
  3. Снимем с учета в ИФНС, ФСС и ПФР
  • Решения (Протоколы) по всем этапам ликвидации Вашей Некоммерческой организации
  • Экземпляр журнала «Вестник государственной регистрации» с объявлением о ликвидации
  • Уведомление о снятии с налогового учета
  • Листы записи ЕГРЮЛ по всем стадиям ликвидации НКО

Почему с нами комфортно ликвидировать НКО

Мы одна из старейших компаний на российском рынке юридических услуг. Работаем с 1993 г

Профессиональный подход и высокий уровень сервиса для всех наших клиентов

Тщательное и ответственное отношение к делу в решении текущих и нестандартных задач

Подробно о ликвидации НКО

Наша организация оказывает услуги по ликвидации НКО в налоговой инспекции и Минюсте РФ.

Основание для ликвидации НКО

В большинстве случаев ликвидация НКО производится по решению Высшего коллегиального органа управления организации. В корпоративных некоммерческих организациях решение принимает общее собрание членов или участников организации. В унитарных некоммерческих организациях (АНО, Частное учреждение) решение о ликвидации принимает учредитель (собрание учредителей) в АНО или учредитель — собственник Частного учреждения.

Добровольная ликвидация НКО возможна не для любых форм некоммерческих организаций. Например, такая правовая форма как Фонд не предполагает добровольной ликвидации и требует отдельного судебного решения. Решение о ликвидации Фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Где ликвидируют НКО

Различают формы НКО, которые регистрируются и ликвидируются в Минюсте РФ, и те, которые регистрируются и ликвидируются в налоговой инспекции. Порядок и стоимость ликвидации будут различными.

Налоговая инспекция ликвидирует Потребительские кооперативы, Товарищества собственников недвижимости (СНТ, ТСЖ, ТСН). В Минюсте ликвидируются Ассоциации, Союзы, Автономные некоммерческие организации (АНО), Частные учреждения, Общественные организации.

Этапы добровольной ликвидации НКО

  1. На первом этапе Высший орган управления некоммерческой организации принимает решение о ликвидации НКО, утверждает порядок и сроки ликвидации, назначает Ликвидационную комиссию или Ликвидатора. В течение 3-х рабочих дней после принятия решения о закрытии НКО об этом уведомляется регистрирующий орган путем подачи формы Р15016. Поскольку для НКО разных правовых форм регистрирующий орган разный, то нужно помнить, что уведомление о ликвидации Ассоциации, Союза, Автономной некоммерческой организации, Частного учреждения и Общественной организации подается в территориальное управление Минюста РФ, а уведомление о ликвидации Потребительского кооператива и Товарищества собственников недвижимости – в налоговую инспекцию, в Москве это МИФНС № 46.
  2. На втором этапе размещается объявление о ликвидации НКО в Вестнике государственной регистрации и в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (ЕФРСФДЮЛ). В объявлении указывается срок предъявления требований потенциальными кредиторами некоммерческой организации — два месяца с момента выхода публикации. Размещение объявления о ликвидации НКО не освобождает Ликвидационную комиссию (Ликвидатора) от необходимости уведомления кредиторов о прекращении деятельности НКО.
  3. На третьем этапе составляется и подается в налоговый орган промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации, по истечении двух месяцев после публикации объявления о ликвидации НКО. Регистрационный орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса путем подачи формы Р15016.
  4. На четвертом этапе осуществляются расчеты с кредиторами, а оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество некоммерческой организации в соответствии с учредительными документами НКО направляется на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество Частного учреждения передается его собственнику. По окончании расчетов с кредиторами орган, принявший решение о ликвидации НКО, утверждает ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс должен быть нулевым, а все задолженности перед бюджетом по налогам, сборам, штрафам или пеням погашены.
  5. На пятом этапе осуществляется государственная регистрация прекращения деятельности НКО в связи с ее ликвидацией.

Срок ликвидации НКО

Срок закрытия некоммерческой организации составляет, в среднем, от четырех до шести месяцев, но не должен превышать одного года. Этот срок может быть продлен по решению суда, но не более чем на шесть месяцев. Орган, принявший решение о ликвидации, может отменить ранее принятое решение о ликвидации НКО. Повторное решение о добровольной ликвидации НКО может быть принято, когда пройдет не менее шести месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи об отмене предыдущего решения о ликвидации НКО.

Документы о добровольной ликвидации НКО

После внесения в реестр сведений о прекращении деятельности НКО, регистрирующий орган выдает Лист записи ЕГРЮЛ о ликвидации НКО. Одновременно некоммерческая организация снимается с налогового учета, а также с учета в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования.

Московская юридическая компания «ЮРКОМ-КОНСАЛТИНГ» всегда рада оказать Вам услуги по добровольной ликвидации АНО, Ассоциации или Союза, Частного учреждения, Общественной организации, Потребительского кооператива, Товарищества собственников недвижимости (СНТ, ТСЖ, ТСН) на всех стадиях процесса или подготовить комплект документов по отдельным этапам. Обращайтесь!

Ликвидация некоммерческой организации – это время и нервы. Решили ликвидировать предприятие? Не стоит думать, что процесс будет легким.

Наш адвокат в сфере ликвидации юридических лиц будет Вашим профессиональным помощником в процессе.


Порядок ликвидации некоммерческой организации

Добровольная ликвидация некоммерческой организации проходит в несколько этапов:

  1. Уведомление о закрытии НКО в соответствующих государственных органов. В него входит заполнение соответствующей формы. У некоммерческих организаций это стандартизированная форма Р15001. Обратите внимание, что заполнена она должна быть правильно. Если что-то не совпадет – ее у вас попросту не примут, и ликвидация не будет считаться начавшейся. НКО подают эту форму в регистрирующий орган – министерство юстиции по региону своего места нахождения. По ее итогам будет принято решение о предстоящей ликвидации, но это позже. Если поданная форма соответствует всем требованиям и заполнена корректно, то процесс можно считать запущенным, о чем будут свидетельствовать обновленные данные в выписке из ЕГРЮЛ.
  2. Объявление о ликвидации. Данный этап считается промежуточным. После принятия заявления о ликвидации следует разместить соответствующее объявление в специализированном издании – вестнике государственной регистрации. В принципе, данный этап такой же, как и у ликвидации обычного юридического лица. Объявление содержит в себе данные о ликвидации, ликвидаторе и сроке предъявления требований к ликвидируемому юридическому лицу. Срок не может быть меньше двух месяцев.
  3. Расчет по долгам ликвидируемой организации. Итак, некоммерческая организация находится в стадии ликвидации, публикации прошли и сформирован список кредитором с размером их требований, определена их очередность. Также определяется состав имущества ликвидируемого лица. На данном этапе, когда все определено, составляется промежуточный ликвидационный баланс. Тут стоит отметить, что если на этой стадии выявлено, что средств ликвидируемого лица недостаточно для удовлетворения всех заявленных и включенных в баланс требований, то принимается решение о продаже имущества НКО. Если денег для погашения долга не хватает и на этом этапе, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании убытков с собственников ликвидируемого НКО.
  4. Итоговая бухгалтерская отчетность. Если же ликвидационный баланс утвержден, а денег и имущества хватает для расчетов с кредиторами – производятся такие расчеты. После этого составляется уже сам ликвидационный баланс, который утверждается участниками НКО и направляется в регистрирующий орган. Это – финальный этап ликвидации.
  5. Внесение записи о регистрации изменений реестра. Если все прошло успешно – то в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации юридического лица, о чем составляется лист записи. С этого момента НКО перестает существовать.

Процедура считается законченной, когда некоммерческая организация исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.

Основания ликвидации некоммерческой организации

Статья 61 ГК РФ устанавливает общие основания для ликвидации юрлиц, в том числе, некоммерческих организаций. К таким основаниям относятся:

  • если госрегистрация организации признана недействительной
  • если организация осуществляет деятельность без необходимого разрешения (лицензии), не является членом СРО, не имеет допусков к определенным работам
  • если юрлицо осуществляет деятельность, которая запрещена законом, или грубо нарушает закон
  • если невозможно достичь целей, для которых была создана организация
  • если деятельность организации не соответствует ее целям
  • если достигнута цель, для которой была создана организация

Срок ликвидации некоммерческой организации

Ликвидация некоммерческой организации

Конкретные сроки для ликвидации некоммерческой организации законом не установлены.

Согласно положениям законодательства, срок ликвидации устанавливается учредителем (участниками) или органом, который принял решение о ликвидации.

При этом, устанавливая сроки ликвидации, необходимо учитывать требования закона о том, что кредиторы вправе заявить требования в течение минимум 2-х месяцев после публикации информации о ликвидации организации.

При недостаточности денег может быть осуществлена продажа имущества, кредиторы могут обратиться в суд с исками, чтобы требования были удовлетворены за счет собственника.

Кроме того, порядок ликвидации отельных организаций, например, казенных учреждений, может устанавливаться органами исполнительной власти, в котором могут быть прописаны в том числе сроки ликвидации.

Имущество некоммерческой организации после ликвидации

Когда ликвидируется некоммерческая организация, имущество, которое осталось после того, как были удовлетворены требования кредиторов, по общему правилу должно быть направлено на те цели, для которых создавалась организация, или же на благотворительность. В ином случае имущество подлежит обращению в доход государства.

Если ликвидируется некоммерческое партнерство, имущество должно быть распределено между его членами с учетом их взносов. Если имущество превышает стоимость имущественных взносов членов, то оно используется в порядке, указанном в предыдущем абзаце.

Имущество частного учреждения должно быть передано его собственнику, так же как и имущество бюджетного учреждения передается собственнику имущества.

Ликвидация некоммерческой организации через суд

Что подразумевает принудительная ликвидация некоммерческой организации? В этом случае решение о прекращении деятельности принимается юридическими государственными органами.

Основания для ликвидации фирмы в судебном порядке:

  • работа с грубым нарушением существующего законодательства
  • несоответствии деятельности той, которая прописана в уставе
  • НКО ликвидируется по решению суда и в том случае, если ее деятельность нарушает права и интересы граждан
  • некоторые формы некоммерческих предприятий можно ликвидировать только через суд, например, благотворительные фонды

Услуги по ликвидации НКО в Екатеринбурге

Некоторые некоммерческие организации добровольно закрыть не представляется возможным. Решение об их ликвидации принимается исключительно правовыми органами. Это – фонды. Также читайте про наше направление ликвидация ассоциации (союза), еще Вас может заинтересовать ликвидация кооператива по ссылке.

Если вы собираетесь по каким-то причинам прекратить деятельность коммерческой или некоммерческой организации, то разумнее доверить проведение процесса компетентным юристам. Самостоятельно это будет сделать сложно. Процесс может затянуться на долгие месяцы из-за бюрократических проволочек и незнания тонкостей законодательства. Обращение к профессионалам значительно упростит процесс ликвидации.

Читайте еще о работе адвоката в сфере ликвидации фирм:

С нами ликвидация ООО пройдет быстрее

Узнайте, как провести ликвидацию ИП с нашей помощью


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Читайте также: