Какой день считается днем уплаты налога

Опубликовано: 16.05.2024

Если в каком-либо акте о налогах и налоговых обязательствах указано, что нужно перечислить деньги или совершить действие до определенного числа, и при этом не уточнено, включается ли оно в отведенный срок, Минфин России рекомендует исходить из того, что включается. Пока не подправили НК РФ.

До сих пор некоторые путаются в том, как исчисляются сроки, определенные до конкретной даты без указания “включительно”, в целях исполнения налоговых обязательств (уплаты налога, предоставления отчетности и др.).

НК о сроках

Сроки исполнения налоговых обязательств статья 6.1 НК РФ позволяет указывать по-разному. Например:

  • указана конкретная дата исполнения обязательств;
  • обязательство нужно исполнить до определенной даты;
  • обязательство нужно исполнить не позднее определенной даты.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 НК РФ действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Минфин России разъясняет, что в этом случае формулировки “до 24 часов последнего дня срока” и “до 24 часов (включительно) последнего дня срока” являются равнозначными.

Например, когда перед датой стоит “до” и потом нет слова “включительно”, то можно предположить, что крайний срок истекает в день, предшествующий этой дате. То есть если сказано, что налог нужно уплатить до 15 числа месяца, то исходя из дословного анализа формулировки крайний срок уплаты истекает 14 числа этого месяца.

Интересно, что Минфин России, может быть, и согласился бы с таким подходом. Применительно к срокам, определенным до конкретной даты без указания “включительно”, НК РФ конкретно не устанавливает требования, что действие к названной дате должно быть совершено.

Тем не менее в комментируемом письме он указывает на то, что пока в НК РФ не появились четкие формулировки, нужно руководствоваться сложившейся судебной практикой.

Судебная практика

А вот судебная практика дает вполне внятные формулировки. Судьи считают понятия “до” и “не позднее” равнозначными. Таким образом, если взять ситуацию с 15 числом, получается, что крайний срок уплаты истечет именно 15 числа. Именно на это указал КС РФ в Определении от 04.07.2002 № 185-О.

ВС РФ в Определении от 16.10.2018 № 304- КГ18-7786 также пояснял, что если срок установлен до 30 апреля (речь шла о земельном налоге), то в качестве предельного срока исполнения обязанности по уплате налога следует считать 30 апреля.

Из чего исходят судьи? Не из того ли, что для налогоплательщика тем лучше, чем длиннее срок исполнения обязательства? Но, скорее всего, они просто умеют “читать и переводить” Налоговый кодекс.

Немного о налогах

Каждый налог можно разложить на равноценные составные элементы. Вот они: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый и отчетный периоды, ставка налога, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки представления отчетности по налогу.

Налогоплательщики – это те, кто должен платить налоги. Одни налоги платят все компании и предприниматели, другие – только некоторые из них (в зависимости от вида деятельности и других критериев).

Объект налогообложения – это то, что облагают налогом: реализацию товаров, прибыль, стоимость имущества, другие показатели или средства производства, которые можно оценить или измерить.

Налоговая база – объект налогообложения, рассчитанный определенным образом и выраженный в определенных единицах: рублях, кубометрах, тоннах и т. д.

Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по окончании которого рассчитывают и уплачивают налог. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачивают авансовые платежи по налогу.

Ставка налога – это величина налога с единицы измерения налоговой базы: процентов от стоимости, рублей с кубометра, тонны и т. д.

Порядок уплаты и сдачи отчетности по налогу

Порядок исчисления налога показывает, кто и как должен рассчитывать налог. Большинство налогов должны рассчитывать сами налогоплательщики. Но некоторые налоги рассчитывают налоговая инспекция и так называемые налоговые агенты.

Компании и предприниматели считаются налоговыми агентами, когда при выплате денег другой фирме или человеку они обязаны удержать с этих денег налог, а потом перечислить его в бюджет.

Порядок и сроки уплаты налога устанавливают: когда, куда и как надо перечислить налог.

Порядок и сроки представления отчетности по налогу устанавливают, когда и куда нужно представить налоговую декларацию и другие отчеты по налогу.

Обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики, в частности, обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах;

3) вести учет объектов налогообложения;

4) представлять в налоговую инспекцию по месту учета декларации и расчеты;

5) представлять в налоговую инспекцию:

ИП – книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

фирмам – бухгалтерскую отчетность;

6) представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

8) не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

9) в течение четырех лет хранить документы бухгалтерского и налогового учетов, необходимые для исчисления и уплаты налогов и другие.

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин


Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

ФНС о преимуществах получения вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ

В какой момент и при каких условиях налогоплательщик считается исполнившим свою обязанность по уплате налога в бюджет? Обязан ли налогоплательщик доказывать, что у него не имелось сведений о неплатежеспособности обслуживающего его банка? При каких обстоятельствах досрочное перечисление налога может расцениваться как злоупотребление правом, а обязанность по уплате налога не считаться исполненной? Какие ошибки допустимы при оформлении платежных поручений на перечисление налога в бюджет? Ответы на эти вопросы мы изложим в данной статье.

В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 12.10.1998 № 24-П, следует, что конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога, что свидетельствует об уплате налога. При этом налогоплательщик не несет ответственность за действия кредитных учреждений, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. Взыскиваемые денежные суммы в таком случае не являются недоимкой, поскольку конституционная обязанность по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части имущества добросовестного налогоплательщика в рамках публично-правовых отношений фактически произошло.

Окружные арбитражные суды в своей правоприменительной практике исходят из того, что передача налогоплательщиками своим обслуживающим банкам платежных поручений на перечисление сумм налогов в бюджет при наличии на их счетах достаточной денежной суммы является надлежащим исполнением обязанности по уплате налога (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3.02.2011 по делу № А78-2527/2010, постановление ФАС Дальневосточного округа от 8.10.2009 № Ф03-5145/2009 г. по делу № А59-6025/2008, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.09.2010 по делу № А75-403/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 по делу № А21-5390/2010) при условии отсутствия осведомленности у налогоплательщика сведений о применении в отношении обслуживающего его банка ограничений в части проведения расчетов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2010 по делу № А45-17836/2009). К числу обстоятельств, подтверждающих осведомленность налогоплательщика, не может быть отнесена опубликованная в газете «Коммерсантъ» информация о неплатежеспособности банка, не является основанием считать установленным факт ознакомления с этим обстоятельством налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 21.10.2009 № КА-А40/11072-09 по делу № А40-62942/09-76-263).

Наличие у него сведений о неплатежеспособности банка, отсутствии у последнего активов может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и о том, что его обязанность по перечислению налога в бюджетную систему РФ не является исполненной (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.02.2010 по делу № А75-3067/2009). Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вывода о недобросовестности налогоплательщика, возлагается на налоговый орган (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3.02.2010 по делу № А45-10180/2009, постановление ФАС Московского округа от 22.08.2011 № КА-А41/9282-11 по делу № А41-23066/09).

При наличии у налогоплательщика соответствующих доказательств, указывающих на выполнение всех предъявляемых законодателем условий для целей признания его добросовестным налогоплательщиком, обязанность по уплате соответствующего налога подлежит признанию исполненной независимо от фактического зачисления платежа в бюджетную систему РФ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.08.2010 № Ф03-5429/2010 по делу № А59-258/2010).

Непоступление в бюджет сумм налога из-за отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка не влияет на признание обязанности по уплате налоговых платежей исполненной, поскольку не относится к перечню случаев, указанных в п. 4 ст. 45 НК РФ. Факт отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка на момент предъявления платежных поручений и списания сумм налога со счета налогоплательщика не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика, поскольку законодательство РФ не предусматривает обязанности клиентов кредитных организаций проверять наличие денежных средств на корреспондентских счетах этих организаций при открытии счетов или передачи им платежных поручений (постановление ФАС Московского округа от 22.08.2011 № КА-А41/9282-11 по делу № А41-23066/09).

С учетом правовой позиции, изложенной в Определении от 25.07.2001 № 138-О Конституционного суда Российской Федерации и постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2001 № 9408/00, названное положение ст. 45 НК РФ действует только в отношении добросовестного налогоплательщика и предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном НК РФ. Если компетентный орган государства установит факт злоупотребления правом, т.е. недобросовестность налогоплательщика, то п. 2 ст. 45 НК РФ к таким налогоплательщикам применяться не должен. Вместе с тем в названном Определении особо подчеркнуто, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, обязанность по опровержению которой возлагается на налоговые органы.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2002 № 2257/02, согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик вправе досрочно исполнить обязанность по уплате налогов, при этом указанное правило предполагает уплату налога при наличии соответствующей обязанности, но до наступления установленного законом срока. Исполнение же невозникшей обязанности может при определенных обстоятельствах расцениваться в качестве злоупотребления правом.

Так, в одном деле налогоплательщик, не имея перед бюджетом текущих налоговых обязанностей, дал своему банку поручения на перечисление авансовых платежей, а впоследствии уплаченные суммы предъявил к зачету. Инспекция отказала в осуществлении зачета, мотивировав свой отказ следующим. Денежные средства были списаны с расчетного счета налогоплательщика, но не с корреспондентского по причине их отсутствия; на момент направления в банк платежных поручений обязанность по уплате налога у общества не сформировалась, так как отчетный (налоговый) период не закончился; перечисляемые суммы не соответствовали реальным налоговым обязанностям; платежные поручения были оформлены вместо отозванных в тот же день поручений по оплате гражданско-правовых обязательств; клиенты уведомлялись обслуживающими их сотрудниками банка о причинах задержки исполнения поручений, соответствующая информация помещалась на стендах операционного зала в банке; банком было получено предписание ЦБ РФ об ограничениях и запрете на осуществление отдельных операций. По мнению инспекции, указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о намерении у налогоплательщика реального намерения произвести уплату налогов в бюджет.

Президиум ВАС РФ поддержал позицию инспекции, отметив при этом следующее. Положение п. 3 ст. 45 НК РФ о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного остатка на день платежа, распространяется только на добросовестных налогоплательщиков. При рассмотрении дел о зачете излишне уплаченных сумм налога указанная правовая норма применяется с учетом обстоятельств, характеризующих налогоплательщика и его добросовестность при выполнении налоговой обязанности, в том числе ее наличия. При отсутствии налоговых обязательств обязанность по уплате налога не может считаться исполненной. Излишняя уплата налога имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Незачисление денежных средств на счета соответствующих бюджетов и оформление платежных поручений на уплату налогов в отсутствие налоговых обязанностей и, кроме того, до окончания налогового (отчетного) периода и до наступления срока уплаты налога свидетельствуют в совокупности о недобросовестных действиях налогоплательщика и об отсутствии у него реального намерения исполнения налоговой обязанности (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 № 2105/11).

При допущении ошибок в оформлении платежных поручений на перечисление сумм налога необходимо иметь в виду следующее. Если в результате ошибки в коде бюджетной классификации сумма налога поступила в бюджет другого уровня, то обязанность по уплате налога признается исполненной и соответственно налогоплательщиком может быть подано заявление об уточнении платежа (постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А51/08-2/2631 по делу № А51-2361/200839-38). Если допущенные налогоплательщиком ошибки при оформлении платежного поручения не повлекли неперечисление в бюджет суммы налога, то его обязанность по уплате налога признается исполненной. К таким несущественным ошибкам суды, в частности, относят неправильное указание кода ОКАТО (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4.07.2011 по делу № А05-5601/2010), кода бюджетной классификации (постановление ФАС Московского округа от 1.07.2009 № КА-А41/5651-09 по делу № А41-19848/08).

Изложенное позволяет сделать следующие основные выводы.

Обязанность налогоплательщика по уплате суммы налога в бюджет считается выполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (п. 3 ст. 45 НК РФ) при условии отсутствия осведомленности у налогоплательщика сведений о применении в отношении обслуживающего его банка ограничений в части проведения расчетов. Наличие у налогоплательщика сведений о неплатежеспособности обслуживающего его банка, обязанность по доказыванию которых возлагается на налоговый орган, свидетельствует о его недобросовестности и отсутствии реального намерения исполнить налоговую обязанность.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Понятие порядка исчисления сроков, установленных налоговым законодательством

Своевременная уплата налогов, как физическими, так и юридическими лицами прямая обязанность, несвоевременное выполнение или уклонение от выполнения которой может повлечь неблагоприятные последствия для недобросовестного налогоплательщика.

Как такового определения понятию порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, в НК РФ и иных отечественных нормативных актах не содержится. Вместе с тем, очевидно, что под этим понимается совокупность правил определяющий временные рамки, в течение которых налогоплательщик обязан выполнить ту или иную налоговую обязанность, возложенную на него в силу действующего законодательства.

В зависимости от специфики налогоплательщика и объекта налогообложения устанавливаются различные сроки и порядок их исчисления.

Сроки, установленные налоговым законодательством

Отечественное налоговое законодательство устанавливает различные сроки уплаты налогов и сборов, в частности исчисляемые:

  • днями;
  • месяцами;
  • кварталами;
  • годами;
  • наступлением определенной даты на календаре либо наступлением оговоренного законом события.

Способы определения сроков, установленных налоговым законодательством

Определение налоговых сроков может осуществляться несколькими способами:

1. Календарной датой. Такой способ определяет предельный срок выполнения налоговых обязательств перед бюджетом соответствующей конкретной дате на календаре с учетом установленного рабочего графика налогового органа. Такая оговорка присутствует по той причине, что фиксированная календарная дата ежегодно приходится на разные дни недели и не всегда день недели, на которую пришлась установленная дата, является рабочим для налоговой службы. На случай таких казусов предусмотрены правила определения исчисления сроков, действующих в российской системе налогообложения.

2. Истечением определенного во времени налогового периода. Налоговые периоды могут определяться днями, месяцами, кварталами и годами.

Если речь идет о днях, то стоит обращать внимание рабочие или календарные дни берутся в расчет. Исчисление сроков в календарных днях прямо прописано в ряде норм НК РФ. Календарные дни включают в себя и выходные и праздничные дни, которые у налогового органа считаются нерабочими, а соответственно последний день периода исчисляемого календарными днями подлежит переносу. Рабочие дни основываются на положениях трудового законодательства РФ, в соответствии с которым установлена пятидневная сорокачасовая рабочая неделя с выходными в субботу и воскресенье. Если налоговая норма не содержит, в каких днях исчисляется срок, то априори действует правило что в рабочих.

Когда срок установлен в месяцах, кварталах или годах, то определение налогового периода и его окончание значительно проще.

Месячный срок может соответствовать как календарному месяцу с 1-го по последнее число этого месяца либо приравниваться к месяцу, если его течение начинается не с 1-го числа, с любой другой даты, тогда последний день такого месяца будет приходиться на эту же дату следующего за ним месяца.

Под налоговым кварталом подразумевается срок, составляющий три календарных месяца подряд, отсчитываемых с 1 января. Окончание квартального периода приходится на последний день последнего месяца квартала.

Год в налоговом понимании – 12 месяцев, следующих друг за другом непрерывно и соответственно срок, исчисляемый годами, заканчивается в последний день последнего месяца года.

Однако такое правило не применимо к сроку, исчисляемому календарным годом.

3. Определением события, наступление которого неизбежно.

В виду затруднительности определения конкретной даты для наступления отдельных налоговых обязательств, законодательно предусмотрено выполнение обязанности в течении оговоренного НК РФ срока, отсчет которого производится с наступления события, которое влечет налоговые обязательства.

Установление подобных сроков наиболее характерно для налоговых вычетов с доходов физ.лиц, у которых есть дети. Срок течь начинает с момента появления ребенка, т.е. с того месяца, в котором он родился либо оформлен под опеку, и до достижения им определенного возраста либо кончины.

Теоретически такие сроки подразделяются на:

  • абсолютно определенные;
  • относительно определенные;
  • неопределенные.

В первом случае, срок, в течение которого налогоплательщик обязан выполнить обязанность, возникновение которой связано с наступление события оговоренного налоговым законодательством, оговорен либо конкретным временным промежутком либо конкретной датой. Например, ежеквартальное предоставление налоговых деклараций плательщиками НДС осуществляется до 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. До 28 числа отчетного периода вносятся авансовые платежи налога на прибыль. Месячный срок установлен для предоставления налоговой декларации представительством иностранной организации на территории РФ, которая прекратила свою деятельность до истечения налогового отчетного периода. Срок начинает течь со дня прекращения деятельности.

Для второй группы событий свойственна меньшая определенность сроков, которые в законе выражается формулировками подобного рода «разумные сроки», «кротчайшие сроки». Подобных размытых формулировок все меньше и меньше встречается в законодательстве о налогах и сборах, однако отдельные положения все еще содержат такие не конкретизированные положения.

Третья группа сроков самая проблематичная, поскольку фактически законом не предусмотрен индикатор времени по выполнению налогового обязательства, несмотря на то, что фактически подразумевается, что действие правоотношений ограниченно какими-то временными рамками.

Правила определения истечения сроков в налоговом праве

Помимо того, что налоговым законодательством установлены сроки, предусмотрены и правила их отсчета. Незнание правил, может привести к несвоевременному выполнению обязательств и повлечь административную ответственность, либо ответственность материального характера, заключающуюся в уплате пени, штрафа и т.д.

Правилами определено, что срок, исчисление которого осуществляется неделями, месяцами, кварталами, годами начинает свое течение со дня, следующего за датой на календаре либо днем наступления события, с которым связана налоговая обязанность.

При этом неделя равняется 5 рабочим дням, следующим непрерывно друг за другом, и заканчивается в пятый день недели.

Месяц равняется календарному, и его окончание совпадет с последним днем месяца.

Квартал – 3 календарных месяца подряд, начиная с 01.01. каждого года. Конец квартала совпадет с последним числом последнего месяца.

Год – за исключением календарного, это любые 12 месяцев подряд, окончание которого приходится на последнее число 12-го по счету месяца.

Когда последний день установленного срока совпадает с выходным днем (нерабочий либо праздничный) имеет место его перенос на ближайший и следующий за ним рабочий день.

Последний день сока истекает в полночь. Однако, учитывая, что график работы налоговой инспекции предусматривает рабочий день до 18.00, как правило, то обязательства, которые требуют совершения действий в самом налоговом органе, должны быть исполнены до конца рабочего дня инспекции последнего дня месяца.

Если при выполнении обязательств использовались услуги почты или телеграфа и необходимые действия совершены также до полуночи последнего дня срока, то независимо от того, как скоро почта осуществит доставку переданных документов или денежных сумм, обязательство будет считаться исполненным в срок.

287-основа.jpg

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ.

Из этого правила есть некоторые исключения. Например, при продаже имущества и имущественных прав налог уплачивается физическими лицами самостоятельно. Особенности удержания налога при операциях с ценными бумагами предусмотрены в отдельных статьях НК РФ.

Вопросам исполнения обязанностей налогового агента посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какие сроки установлены для исполнения налоговым агентом обязанностей по уплате НДФЛ?

С 2016 года исчисление налога производится на дату фактического получения дохода (пункт 3 статьи 226 НК РФ).

Удержание налога осуществляется при фактической выплате дохода в денежной форме (пункт 4 статьи 226 НК РФ).

Перечислять суммы исчисленного и удержанного налога налоговые агенты обязаны не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (пункт 6 статьи 226 НК РФ).

Исключения из общего правила о сроке перечисления налога предусмотрены для выплат пособий по временной нетрудоспособности и оплаты отпусков.

Как определяется дата получения дохода в виде зарплаты?

Согласно статье 136 Трудового кодекса заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца.

С 3 октября 2016 года дата выплаты заработной платы не может быть установлена правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть 6 статьи 136 Трудового кодекса).

До истечения месяца нельзя определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить НДФЛ при выплате зарплаты за первую половину месяца.

Поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения работником такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Исчисление налога с доходов по оплате труда производится в последний день месяца. Именно эту дату – последнее число каждого месяца — следует отражать в регистрах налогового учета по НДФЛ как дату получения дохода в виде оплаты труда.

Когда налоговый агент должен перечислять налог с заработной платы?

Дата получения дохода в виде оплаты труда и момент удержания налога могут не совпадать.

Налоговый агент производит удержание и перечисление в бюджет налога с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход.

С 2016 года удержанный НДФЛ должен перечисляться не позднее даты, следующей за днем выплаты дохода в денежной форме.

Это значит, что при выплате организацией заработной платы 15-го числа текущего месяца за вторую половину предшествующего месяца, а именно при перечислении денежных средств с расчетного счета организации на счета работников необходимо в этот же день удержать исчисленный налог и перечислить его в бюджет не позднее следующего дня.

Удержать налог в день выплаты и перечислить его в бюджет не позднее следующего дня нужно и в случае, если, например, зарплата выплачивается до последнего дня месяца.

В ситуации, когда в организации аванс выплачивается в последний день месяца, НДФЛ при выплате такого аванса подлежит исчислению, удержанию и перечислению в бюджет (определение Верховного Суда от 10.05.2016 № 309-КГ16-1806). Иными словами, НДФЛ с выплачиваемого дохода в виде оплаты труда подлежит уплате по истечении месяца.

При выдаче заработной платы из выручки организации, полученной в виде наличных денежных средств, налог также должен быть перечислен налоговым агентом в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты.

Если часть зарплаты выплачивается в натуральной форме, НДФЛ перечисляется не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога из доходов, выплачиваемых в денежной форме.

Как отражается удержание и перечисление зарплаты в справке 2- НДФЛ?

Если заработная плата за декабрь 2016 года начислена работникам и выплачена в январе 2017 года, при заполнении Справки в разделе 3 «Доходы, облагаемые по ставке __%» должны быть отражены все доходы, начисленные и выплаченные работнику за выполнение трудовых обязанностей, в том числе доходы за декабрь, выплаченные в январе. В строке 5.5 «Сумма налога перечисленного» указывается сумма налога, перечисленная за налоговый период, включая сумму налога за декабрь перечисленную в январе (письма ФНС от 03.02.2012 № ЕД-4-3/1692@, № ЕД-4-3/1698@).

В том случае, если сумма НДФЛ удержана после завершения налогового периода и представления в налоговый орган справки 2-НДФЛ, необходимо представить скорректированную справку (письмо ФНС от 02.03.2015 № БС-4-11/3283).

Если удержание суммы НДФЛ с заработной платы, начисленной за декабрь 2016 года, произведено налоговым агентом в январе 2017 года непосредственно при выплате заработной платы, данная сумма налога отражается только по строке 040 и не отражается по строкам 070, 080 раздела 1 расчета по форме 6-НДФЛ за 2016 год. При этом данная сумма налога должна быть отражена по строке 070 в разделе 1, а непосредственно сама операция — в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2017 года (письмо ФНС от 29.11.2016 № БС-4-11/22677@).

На мой взгляд, если зарплата за декабрь 2016 года начислена и фактически выплачена в декабре, скажем, 30 числа, то указанная операция может быть отражена в расчете по форме 6-НДФЛ за 2016 год. Это соответствует срокам, указанным в пунктах 4, 6 статьи 226 НК РФ.

Вместе с тем, в отношении другой похожей ситуации ФНС заявляет, что независимо от даты непосредственного перечисления налога в бюджет операция должна отражаться в разделе 2 расчета 6-НДФЛ следующего периода (письмо от 15.12.2016 № БС-4-11/24063@). Успокаивает лишь то, что, по мнению же ФНС, если отражение операции в форме 6-НДФЛ не привело к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, то представление уточненного расчета не требуется (письмо от 15.12.2016 № БС-4-11/24065@).

Какой день признавать датой получения дохода для премий, начисляемых одновременно с зарплатой?

На основании статьи 129 Трудового кодекса заработная плата(оплата труда работника) включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты(доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты(доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Стимулирующие выплаты могут производиться в сроки, установленные локальными актами работодателя.

Если речь идет о премии, связанной с выполнением работником трудовых обязанностей, предусмотренной коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами работодателя, то датой получения дохода в виде такой ежемесячной премии может признаваться последний день месяца, за который работнику начислена премия (та же дата, что и для зарплаты). Этот вывод подтверждает определение Верховного суда от 16.04.2015 № 307-КГ15-2718.

Тогда датой получения квартальных, годовых премий будет считаться последний день месяца, которым датирован приказ о выплате премии по итогам работы за квартал или за год (письмо ФНС от 24.01.2017 № БС-4-11/1139).

Вместе с тем, указание в расчете 6-НДФЛ даты фактического получения дохода в виде премии как дня выплаты работнику дохода в виде премии, не должно рассматриваться как недостоверность сведений, влекущих привлечение налогового агента к ответственности по статье 126.1 НК РФ.

Как определяется дата получения дохода для отпускных?

Удержание налога с сумм оплаты отпуска происходит исходя из даты выплаты отпускных (подпункт 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ).

До 2016 года какой-либо отсрочки в перечислении налога не было, так как НК РФ не предусматривал особенности определения даты получения данного вида дохода (постановление Президиума ВАС от 07.02.2012 № 11709/11).

Но с 2016 года удержанный с отпускных НДФЛ можно перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.

Такой же срок уплаты установлен в отношении НДФЛ, удержанного с пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком).

В период со дня удержания налога и до последнего дня соответствующего месяца удержанные суммы находятся в распоряжении налогового агента.

Налог, исчисленный и удержанный с указанных доходов всех работников за месяц, можно перечислять в последний день этого месяца (в редакции пункта 6 статьи 226 НК РФ используется словосочетание «последнее число месяца», что является, по всей видимости, ошибкой юридической техники).

Перечисление удержанного НДФЛ ранее указанного срока нарушением не является.

Налоговым агентом при исчислении НДФЛ допущена ошибка, приведшая к возникновению задолженности физического лица - работника организации. В каком объеме должен быть удержан НДФЛ в погашение такой задолженности при последующих выплатах дохода физическому лицу в этом же году?

В редакции пункта 4 статьи 226 НК РФ, действовавшей до 1 января 2016 года, начисленная сумма НДФЛ должна была удерживаться налоговым агентом из любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, при фактической выплате указанных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не должна была превышать 50% суммы выплаты.

С 2016 года удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме только в случаях выплаты налогоплательщику дохода в натуральной форме или получения налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды.

При буквальном толковании исчисленная сумма НДФЛ удерживается налоговым агентом из доходов налогоплательщика в денежной форме, выплачиваемых непосредственно налогоплательщику, а не третьим лицам. Включение в понятие «выплата денежных средств» выплат наличных денежных средств третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также случаев перечисления денежных средств на счет третьего лица по требованию налогоплательщика, сохранено в пункте 10 статьи 226.1 НК РФ при уплате НДФЛ лицами, являющимися налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов.

Согласно статье 138 Трудового кодекса общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50% заработной платы, причитающейся работнику.

Предельные размеры удержаний из заработной платы работника, предусмотренные статьей 138 ТК РФ, исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов.

Таким образом, получается, что при выплате дохода в денежной форме непосредственно налогоплательщику налоговый агент может удерживать задолженность по НДФЛ за счет полной суммы выплачиваемого дохода.

Но следует отметить, что практика применения новой редакции пункта 4 статьи 226 НК РФ пока не сформирована. По мнению ФНС, сумма НДФЛ удерживается:

— с ограничениями, установленными статьей 138 Трудового кодекса, с дохода в виде оплаты труда;

— с ограничениями, установленными пунктом 4 статьи 226 НК РФ, с дохода в натуральной форме или в виде материальной выгоды;

— без ограничений с иных доходов, отличных от дохода в натуральной форме, в виде материальной выгоды, а также оплаты труда.

Указанная позиция, отраженная в письме от 26.10.2016 № БС-4-11/20405@, выгодна налогоплательщику. Если налоговый агент будет руководствоваться данным разъяснением, то оно на основании пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ освободит его от риска уплаты пени и штрафа.

Влечет ли перечисление налога до выплаты дохода негативные последствия для налогового агента?

Строго говоря, НК РФ не предусматривает досрочное перечисление НДФЛ, более того, запрещает, поскольку в данном случае налог уплачивается за счет налогового агента в нарушение пункта 9 статьи 226 НК РФ.

В случае «досрочного» перечисления налога может возникнуть необходимость пройти процедуру возврата такой суммы как невыясненных поступлений (письмо Минфина от 16.09.2014 № 03-04-06/46268). При этом, обязанность по удержанию налога сохраняется.

Но следует отметить, что по конкретным делам есть судебная практика, согласно которой, если налог исчислен правильно, удержан и поступил в бюджет, то уплата НДФЛ до выплаты дохода не признается нарушением, влекущим для налогового агента штраф по статье 123 НК РФ и пени по статье 75 НК РФ. Подобные выводы сделаны, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2013 по делу № А56-16143/2013. Поддерживается указанный подход и в письме ФНС от 29.09.2014 № БС-4-11/19716.

Предположим, налоговый агент обнаруживает, что удержанная сумма налога, своевременно не перечислена, но при этом срок сдачи отчетности еще не наступил…

Иными словами, налоговый агент обнаружил ошибку в перечислении налога до представления отчетности. Несмотря на то, что в данном случае нет «искажения» отчетности, данное обстоятельство не препятствует «исправлению» ошибки, которое производится посредством уплаты налога в полном размере и пени.

Действия налогового агента, который до представления первичного расчета обнаружил ошибку и произвел уплату налога и пени, свидетельствуют о добросовестном поведении участника налоговых правоотношений и отсутствии оснований для привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ (Постановление Президиума ВАС от 18.03.2014 № 18290/13).

Вместе с тем, отсутствие задолженности по НДФЛ на дату составления акта проверки не является основанием для неприменения штрафа за несвоевременное перечисление НДФЛ и начисления пени (Определение Верховного Суда от 31.03.2016 № 307-КГ16-1594).

В чем специфика перечисления НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения?

Российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Если организация, которая имеет несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, то НДФЛ по всем обособленным подразделениям перечисляется в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения. При этом платежное поручение оформляется на каждое обособленное подразделение с соответствующим ему КПП (письмо Минфина от 22.06.2012 № 03-04-06/3-174).

Согласно пункту 7 статьи 226 НК РФ уплата налога по месту нахождения обособленного подразделения должна осуществляться исходя из сумм доходов физических лиц по всем договорам, заключенным с ними этим обособленным подразделением (а не только по трудовым договорам).

В какой налоговый орган следует производить перечисление удержанного налога при заключении договора аренды с физическим лицом?

Если договор был заключен головной организацией, то удержанный налог следует перечислять в налоговый орган по месту учета организации в налоговом органе (письмо Минфина от 01.06.2011 № 03-04-06/3-127).

Если договор заключен организацией в лице обособленного подразделения, то налог должен быть направлен в налоговый орган по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (письмо Минфина от 22.11.2012 № 03-04-06/3-327).

Данный порядок применяется независимо от места жительства физических лиц и места нахождения имущества, сдаваемого ими в аренду. В тот же налоговый орган следует направлять и сведения о выплаченном физическому лицу доходе.

Насколько значимо место заключения трудового договора с физическим лицом?

Более важно место работы, указанное в трудовом договоре в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса. Но если работа носит разъездной характер, налог следует перечислять по месту нахождения того подразделения, в котором заключен договор.

Налоговый агент уплатил всю сумму удержанного налога в налоговый орган по месту учета головного подразделения. Взыскивается ли штраф по статье 123 Кодекса на ту часть налога, которая подлежала перечислению по месту нахождения обособленного подразделения?

Правоприменительная практика исходит из того, что статьи 45, 75, 123 НК РФ не предусматривают взыскания не только штрафа, но и пени за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Это означает, что если налог организацией был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме по месту нахождения организации или по месту нахождения обособленного подразделения, то основания для уплаты пени и штрафа отсутствуют.

Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС от 24.03.2009 № 14519/08, письме ФНС от 02.08.2013 № БС-4-11/14009.

А если в результате неправильного указания ОКТМО суммы налога на доходы физических лиц были перечислены в бюджет образования, в котором не расположены ни головное, ни обособленное подразделение организации?

Неправильное указание кода Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) не предусмотрено в пункте 4 статьи 45 НК РФ в качестве случая, в котором обязанность по уплате налога признается неисполненной.

Если в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога поступила в бюджетную систему Российской Федерации, то налог считается уплаченным.

Перечисление правильно исчисленной и удержанной в полном объеме суммы НДФЛ в бюджеты муниципальных образований вне зависимости от соотношения сумм налога, «приходящихся» на соответствующие подразделения организации, не является основанием для начисления пени.

Такое толкование содержит Постановление Президиума ВАС от 23.07.2013 № 784/13. И хотя такое решение было принято в отношении кода ОКАТО, оно вполне применимо и в отношении кодов ОКТМО.

Если в каком-либо акте о налогах и налоговых обязательствах указано, что нужно перечислить деньги или совершить действие до определенного числа, и при этом не уточнено, включается ли оно в отведенный срок, Минфин России рекомендует исходить из того, что включается. Пока не подправили НК РФ.

До сих пор некоторые путаются в том, как исчисляются сроки, определенные до конкретной даты без указания “включительно”, в целях исполнения налоговых обязательств (уплаты налога, предоставления отчетности и др.).

НК о сроках

Сроки исполнения налоговых обязательств статья 6.1 НК РФ позволяет указывать по-разному. Например:

  • указана конкретная дата исполнения обязательств;
  • обязательство нужно исполнить до определенной даты;
  • обязательство нужно исполнить не позднее определенной даты.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 НК РФ действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Минфин России разъясняет, что в этом случае формулировки “до 24 часов последнего дня срока” и “до 24 часов (включительно) последнего дня срока” являются равнозначными.

Например, когда перед датой стоит “до” и потом нет слова “включительно”, то можно предположить, что крайний срок истекает в день, предшествующий этой дате. То есть если сказано, что налог нужно уплатить до 15 числа месяца, то исходя из дословного анализа формулировки крайний срок уплаты истекает 14 числа этого месяца.

Интересно, что Минфин России, может быть, и согласился бы с таким подходом. Применительно к срокам, определенным до конкретной даты без указания “включительно”, НК РФ конкретно не устанавливает требования, что действие к названной дате должно быть совершено.

Тем не менее в комментируемом письме он указывает на то, что пока в НК РФ не появились четкие формулировки, нужно руководствоваться сложившейся судебной практикой.

Судебная практика

А вот судебная практика дает вполне внятные формулировки. Судьи считают понятия “до” и “не позднее” равнозначными. Таким образом, если взять ситуацию с 15 числом, получается, что крайний срок уплаты истечет именно 15 числа. Именно на это указал КС РФ в Определении от 04.07.2002 № 185-О.

ВС РФ в Определении от 16.10.2018 № 304- КГ18-7786 также пояснял, что если срок установлен до 30 апреля (речь шла о земельном налоге), то в качестве предельного срока исполнения обязанности по уплате налога следует считать 30 апреля.

Из чего исходят судьи? Не из того ли, что для налогоплательщика тем лучше, чем длиннее срок исполнения обязательства? Но, скорее всего, они просто умеют “читать и переводить” Налоговый кодекс.

Немного о налогах

Каждый налог можно разложить на равноценные составные элементы. Вот они: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый и отчетный периоды, ставка налога, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки представления отчетности по налогу.

Налогоплательщики – это те, кто должен платить налоги. Одни налоги платят все компании и предприниматели, другие – только некоторые из них (в зависимости от вида деятельности и других критериев).

Объект налогообложения – это то, что облагают налогом: реализацию товаров, прибыль, стоимость имущества, другие показатели или средства производства, которые можно оценить или измерить.

Налоговая база – объект налогообложения, рассчитанный определенным образом и выраженный в определенных единицах: рублях, кубометрах, тоннах и т. д.

Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по окончании которого рассчитывают и уплачивают налог. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачивают авансовые платежи по налогу.

Ставка налога – это величина налога с единицы измерения налоговой базы: процентов от стоимости, рублей с кубометра, тонны и т. д.

Порядок уплаты и сдачи отчетности по налогу

Порядок исчисления налога показывает, кто и как должен рассчитывать налог. Большинство налогов должны рассчитывать сами налогоплательщики. Но некоторые налоги рассчитывают налоговая инспекция и так называемые налоговые агенты.

Компании и предприниматели считаются налоговыми агентами, когда при выплате денег другой фирме или человеку они обязаны удержать с этих денег налог, а потом перечислить его в бюджет.

Порядок и сроки уплаты налога устанавливают: когда, куда и как надо перечислить налог.

Порядок и сроки представления отчетности по налогу устанавливают, когда и куда нужно представить налоговую декларацию и другие отчеты по налогу.

Обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики, в частности, обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах;

3) вести учет объектов налогообложения;

4) представлять в налоговую инспекцию по месту учета декларации и расчеты;

5) представлять в налоговую инспекцию:

ИП – книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

фирмам – бухгалтерскую отчетность;

6) представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

8) не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

9) в течение четырех лет хранить документы бухгалтерского и налогового учетов, необходимые для исчисления и уплаты налогов и другие.

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин


Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

ФНС о преимуществах получения вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: