Какое оборудование ввозимое на территорию рф не подлежит налогообложению

Опубликовано: 02.05.2024

Если вы работаете с иностранными контрагентами, налоги приходится платить немного иначе. Рассмотрим особенности налогообложения ВЭД по импорту и экспорту товаров и услуг.

Особенности налогообложения

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Новых налогов при ведении внешней торговли не возникает. Вы, как всегда, должны будете уплатить НДС, налог на прибыль и акцизы. Но при ВЭД есть 4 отличия по этим налогам:

  • изменяется порядок исчисления и взимания налогов;
  • право на вычет сохраняется, но изменяется порядок его получения и перечень необходимых документов;
  • вводиться понятие таможенной стоимости, которая является налоговой базой;
  • операции с определенными группами товаров имеют особенности.

Помимо налогов для ввоза или вывоза товара придется уплатить и таможенную пошлину. Таможня — это еще один контролер вашей деятельности помимо ФНС. Она отвечает за валютный контроль операций российских лиц с иностранными партнерами. Рассмотрим каждый налог по импорту и экспорту товаров.

Налог на добавленную стоимость при экспорте

Налогообложение ВЭД

Как и во внутренней деятельности, НДС по ВЭД — самый сложный налог. При экспорте товаров есть несомненный плюс — ставка НДС равняется 0%: экспортные операции налогом на добавленную стоимость не облагаются (подп.1 п.1 ст.164 НК РФ). Не забывайте подтверждать право на применение «нулевой» ставки — предоставляйте в налоговую вместе с декларацией по НДС документы, подтверждающие вывоз товара за территорию РФ:

  • внешнеторговый контракт;
  • таможенную декларацию;
  • копию транспортных и товаросопроводительных документов.

При экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению или Киргизию пакет документов для подтверждения другой:

  • договор, согласно которому в страну ЕАЭС импортируют продукцию;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
  • транспортные и товаросопроводительные документы.

Подробно перечень необходимых для подтверждения документов расписан в статье 165 НК РФ. На сбор всех документов у вас есть 180 календарных дней со дня помещения товаров на таможенную процедуру экспорта.

Ставка 0% не освобождает вас от обязанности сдавать декларации по НДС и не лишает права на вычет входящей суммы налога. Просто при заполнении декларации укажите ставку 0%.

Вы имеете право на возмещение или зачет НДС. При успешном возмещении заявленную сумму перечислят на ваш расчетный счет. При зачете сумму к возмещению можно учесть в качестве предстоящих обязательных платежей. Не забывайте пользоваться этим правом — это поможет вам сэкономить. Получив аванс не забудьте начислить на эту сумму НДС. Размер базы определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки или получения оплаты.

Важно! Законодатель обязывает вести раздельный учет НДС по экспортным и внутренним операциям. Раздельный учет «входного» НДС по товарам или услугам нужен только экспортерам сырьевых товаров (абз.3-4 п.10 ст.165 НК РФ).

Внимательно определяйте момент формирования налогооблагаемой базы по НДС. Это будет самая ранняя из дат:

  • момент отгрузки товаров или услуг или передачи имущественных прав;
  • момент получения полной или частичной оплаты.

Налог на добавленную стоимость при импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Все ввозимые в Россию товары облагаются НДС. Статья 146 НК РФ не щадит никого: уплачивать его должны все импортеры, даже освобожденные от НДС, и лица на налоговых спецрежимах. Но некоторые категории импортируемых товаров налогообложению не подлежат, они перечислены в статье 150 НК РФ.

Ставка НДС по импорту не отличается от внутренней — 0%, 10% или 20%. Основная сложность состоит в определении налоговой базы по НДС. Тут есть два варианта:

  1. Импорт из стран ЕАЭС. Если вы ввозите товар из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, сложностей с базой по НДС не возникает. Она равна стоимости приобретенных товаров плюс уплаченные акцизы. Момент формирования базы — дата оприходования товара складским учетом. Срок на подачу декларации и уплату НДС — 20 дней по истечении квартала, за который вы отчитываетесь.
  2. Импорт из других стран. Налоговая база — это таможенная стоимость + таможенная пошлина + акцизы. Таможенная стоимость определяется декларантом, но правильность ее формирования контролирует таможня. По своей сути это стоимость товара по договору увеличенная на затраты по доставке груза до таможни, в том числе на страхование, транспортировку, лицензирование. В этом случае НДС уплачивается в момент подачи таможенной декларации или в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню.

Особое внимание уделите импорту услуг. Если иностранное лицо оказало вам услугу на территории РФ, то необходимо выступить в роли налогового агента. Удержите сумму НДС из вознаграждения иностранца. Если оказанные услуги подпадают под статью 149 НК РФ, то удерживать ничего не нужно.

Вы имеете право запросить налоговый вычет на сумму уплаченного НДС. Для этого нужно соблюсти следующие условия:

  • ввозимые товары и услуги используются в России и деятельности, облагаемой НДС;
  • груз ввозится для перепродажи;
  • вычет запрашивается в том квартале, в котором товар принят к учету;
  • есть документы, подтверждающие ввоз груза;
  • НДС был уплачен.

Если во внутренней деятельности вы освобождены от НДС или находитесь на спецрежиме, вычет вы не получите. Включите налог в стоимость приобретенных товаров и услуг.

Налог на прибыль при экспорте и импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Прибыль по ВЭД облагается налогом по ставке 20%. Доход — это результат экспорта, так как мы продаем товар иностранному контрагенту. Импорт дохода не приносит — это наши расходы.

При экспорте продукции партнеры будут перечислять вам иностранную валюту. Для целей налогообложения необходимо пересчитать ее по курсу Центрального Банка.

Затраты на импорт — это расходы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому к их расчету подходите внимательно. Все затраты, связанные с импортом товаров, вплоть до затрат на услуги таможенного брокера, должны иметь подтверждающие документы. Только тогда их можно признать в качестве расходов.

Оплачивать товары и услуги вы будете иностранной валютой. Для расчета налоговой базы пересчитайте все затраты по курсу ЦБ РФ.

При ВЭД будут возникать курсовые разницы,которые могут быть вашим доходом или расходом. Подробнее про курсовые разницы можете прочитать в нашей статье о бухгалтерском и налоговом учете ВЭД.

Акцизы на импортный товар

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Акцизы — это косвенный налог, который уплачивается на таможне. Если товар прибыл из стран ЕАЭС и не подлежит обязательной маркировке, оплачивайте акциз в налоговую. Маркировке подлежит табачная и алкогольная продукция.

Акцизом облагается таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на таможенную пошлину. Уплачивает налог лицо, декларирующее груз. Ставки акциза бывают трех видов: адвалорная, специфическая или комбинированная.

  • Адвалорные. Ставки в процентах от стоимости реализованных товаров. В чистом виде в Российском законодательстве отсутствуют.
  • Специфические (твердые). Ставки в рублях за физическую единицу товара. Это самый распространенный вид. Например, сигары облагаются акцизом в размере 207 рублей за 1 штуку, а табак по ставке 5 808 рублей за 1 кг.
  • Комбинированные. Объединяет специфические и адвалорные ставки. Например, сигареты и папиросы облагаются акцизом по ставке 1 890 рублей за 1 000 штук плюс 14,5% от максимальной розничной цены, но не менее 2 568 рублей за 1 000 штук.

Полный перечень ставок по акцизам изложен в статье 193 НК РФ. На стоимость ввозимого груза с учетом акциза в дальнейшем начисляется налог на добавленную стоимость.

Таможенная пошлина

Пошлина, уплачиваемая на таможне, это не налог, а обязательный платеж в связи с перемещением товаров через границу. Пошлина уплачивается до момента выпуска товара с таможни. Ее размер зависит от ввозимого или вывозимого товара, его количественных и качественных характеристик. Определяется размер пошлины по коду ТН ВЭД — специальному закодированному обозначению импортируемых или экспортируемых товаров. Например, код 0101 21 000 0 — это чистопородные племенные лошади.

Чтобы избежать ошибок в налогах при ВЭД, воспользуйтесь облачным сервисом Контур. Бухгалтерия. С его помощью вы сможете вести бухгалтерский и налоговый учет ВЭД и внутренней деятельности. Первый месяц работы в сервисе бесплатен.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

"Горячая линия бухгалтера", 2009, N 19-20

В условиях мирового финансового кризиса Правительство Российской Федерации своими действиями старается помочь российским хозяйствующим субъектам в различных сферах, в том числе создать более лояльные условия налогообложения. Рассматриваются возможности снижения налогового бремени, изменения налоговых ставок, введения дополнительных льгот. Кроме того, целью таких изменений является сохранение благоприятного инвестиционного климата для иностранных компаний. Не стал исключением и Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ.

Нововведение при использовании льготы по НДС при ввозе технологического оборудования направлено в первую очередь на поддержку и расширение российского производства технологического оборудования, а также на обеспечение активного обновления основных производственных фондов, необходимого для развития отечественной экономики.

До вступления в силу Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ (далее - Закон) ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, в соответствии с п. 7 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождался от налогообложения НДС.

Применение указанного порядка вызывало определенные затруднения при определении применимости налоговой льготы в конкретной ситуации. В частности, из анализа п. 7 ст. 150 НК РФ (в ред. до 2009 г.) невозможно было установить, при ввозе технологического оборудования в уставный капитал каких организаций (российских, российских с иностранным капиталом или иностранных) возможно получение льготы по НДС. При этом НК РФ не содержал прямых ограничений на получение льготы по НДС, если технологическое оборудование ввозилось в качестве вклада в уставный капитал иностранной организации.

Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" в ст. 37 было предусмотрено предоставление льгот в отношении товаров, "ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий", однако порядок ввоза в уставные капиталы иностранных предприятий не был раскрыт в подзаконных актах.

Новая редакция п. 7 ст. 150 НК РФ установила, что НДС не облагаются операции по ввозу на территорию Российской Федерации технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

В результате изменения положений п. 7 ст. 150 НК РФ главным и единственным условием освобождения от налогообложения НДС операций ввоза технологического оборудования на территорию Российской Федерации стало включение оборудования в правительственный Перечень, определяющий состав оборудования, аналоги которого не производятся в РФ.

Согласно примечанию к Перечню технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 372 (далее - Перечень), для целей его применения товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД России, наименование оборудования приведено только для удобства пользования.

В отношении изменений рассматриваемой льготы ФТС России также издала Письмо от 30.06.2009 N 01-11/29792, в котором обозначила отсутствие ограничений по пользованию и распоряжению в отношении технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввозимого с применением освобождения от уплаты НДС согласно п. 7 ст. 150 НК РФ (в ред. Закона). Согласно указанному Письму ФТС России при помещении под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления такие товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, если данные товары не подлежат условному выпуску по другим основаниям, установленным Таможенным кодексом РФ.

Рассматриваемое изменение, на наш взгляд, позволило устранить неопределенности ранее применяемого порядка. Тем не менее возможно отметить следующий вопрос, возникший со вступлением в силу указанной поправки.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона новая редакция п. 7 ст. 150 НК РФ вступает в силу с 01.01.2009, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, следующего за налоговым периодом, в котором вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации. ".

Правительство РФ утвердило такой Перечень Постановлением от 30.04.2009 N 372 (далее - Постановление), соответственно, новая редакция п. 7 ст. 150 НК РФ начинает действовать с III квартала 2009 г.

При внесении изменений в п. 7 ст. 150 НК РФ законодатель не указал момент утраты юридической силы старой редакции п. 7 ст. 150 НК РФ, так же как и не предусмотрел переходных положений Закона. В связи с чем для налогоплательщика остался вопрос: будут ли операции по ввозу технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, в период до 01.07.2009 облагаться НДС?

При рассмотрении возникшей проблемы можно обратиться, в частности, к Письму Министерства финансов РФ от 26.01.2009 N 03-07-03/21. Согласно указанному документу сотрудниками министерства делается вывод, что технологическое оборудование и запасные части к нему, аналоги которых не производятся на территории Российской Федерации, ввезенные на территорию Российской Федерации после 1 января 2009 г. до принятия указанного Постановления Правительства Российской Федерации, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

Поскольку данное утверждение относится к оборудованию, целью ввоза которого не является вклад в уставный (складочный) капитал организации, то можно сделать вывод, что при обратной ситуации, а именно ввозе оборудования для целей вклада в уставный (складочный) капитал организации, данная операция подлежит освобождению от уплаты НДС. Тем не менее необходимо отметить, что существует риск возникновения разногласий с налоговыми или таможенными органами по данному вопросу.

С целью соблюдения порядка документального подтверждения применения рассматриваемой льготы по НДС при таможенном оформлении товаров необходимо уделять дополнительное внимание при классификации ввозимого оборудования. Так, согласно Письму ФТС России от 30.06.2009 N 01-11/29792 в целях недопущения потерь федерального бюджета при реализации п. 7 ст. 150 НК РФ (в ред. Закона) и Постановления необходимо принять меры, направленные на усиление контроля за принятием решений о классификации товаров, включенных в Перечень.

Льготный ввоз оборудования

Наличие современного оборудования во многом определяет конкурентоспособность национальной экономики. Поэтому государство стремится стимулировать обновление износившихся основных средств. Речь пойдет об изменении условий предоставления льгот на ввоз технологического оборудования.

Правительство РФ постановлением от 30.04.2009 № 372 утвердило Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (текст документа был опубликован в прошлом номере «ЭЖ» в приложении «ЭЖ Досье»). Это постановление вступило в силу 20 мая 2009 г. и явилось последним шагом государства в поисках оптимального решения вопроса. Проследим этот путь и попытаемся выявить возможные проблемы с налогообложением.

Льгота по Закону

Освобождение от обложения НДС технологического оборудования, ввезенного в Россию, предусматривалось еще Законом от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», действующем в редакции от 6 декабря 1994 г. При этом законодатель не оговаривал, о каком именно оборудовании идет речь.

Впоследствии Федеральным законом от 02.01.2000 № 36-ФЗ было уточнено, что освобождение от обложения НДС распространяется на ввозимое в Россию технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по Перечню, утверждаемому Правительством РФ. Кроме того, оговаривалось, что указанная льгота предоставляется по льготированному ранее технологическому оборудованию, оплаченному до 1 января 1999 г.

Указанный Перечень был утвержден постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 806. Этот документ устанавливал, что суммы НДС, начисленные на ввезенное технологическое оборудование при его таможенном оформлении, а также пени и штрафы в связи с неуплатой данного налога, не уплаченные на момент вступления в силу названного Закона, не уплачиваются и не взыскиваются. В таком виде норма о льготе просуществовала до 1 января 2001 г., то есть до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ.

Льгота по Кодексу

Подпунктом 7 п. 1 ст. 150 НК РФ было определено, что не облагается НДС ввоз в Российскую Федерацию технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

Можно предположить, что законодатель, изменяя условия предоставления льготы, пытался одним выстрелом убить двух зайцев – увеличить приток иностранных инвестиций и произвести замену основных средств за счет иностранных инвесторов.

Отметим, что в приведенном пункте не содержалось понятия «технологическое оборудование» и ссылок на какие-либо документы. Однако таможенные и налоговые органы указывали на наличие нормативного акта, которым следует руководствоваться. Имеется в виду Перечень технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему (приложение 1 к Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК России от 07.02.2001 № 131).

В этой инструкции предусматривалось, что в отношении товаров, не вошедших в данный Перечень, решение о предоставлении льгот принимает ГТК России и доводит до сведения таможенных органов соответствующим документом. Однако некоторые налогоплательщики считали, что применение нормативного акта, не предусмотренного подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ и иными положениями НК РФ, неправомерно. И выигрывали споры. В связи с тем что затронутая проблема еще долго будет актуальна, целесообразно ее обсудить. Уточним, что в настоящее время льгота предоставляется на основании подп. 7 ст. 150 НК РФ.

Толкуют все

Если Перечень, утвержденный ГТК России, применять нельзя, то как определить, что именно относится к технологическому оборудованию в целях подп. 7 ст. 150 НК РФ? Суды дают разные «рецепты».

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2004 № А56-10865/04 указано, что используемый законодателем термин «технологическое оборудование» следует понимать исходя из общепринятого в русском языке значения, если иное значение специально не определено или явно не вытекает из правового акта. По смыслу обсуждаемой нормы под таким оборудованием понимается совокупность механизмов, машин, устройств, комплектующих и запасных частей к ним, используемых для обработки или переработки материалов в конкретной отрасли производства.

А из постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.03.2009 № А53-13761/2008-
С4-4 следует, что суд исходил прежде всего из учетного аспекта. Отмечено, что ввезенное налогоплательщиком оборудование относится к технологическому, поскольку может быть принято к бухгалтерскому учету в качестве основного средства. Это подтверждается, в частности, п. 4 ПБУ 6/01.

По нашему мнению, при возникновении спора целесообразно не ограничиваться каким-либо одним доводом, а максимально использовать все имеющиеся аргументы.

Возвращение на круги своя

Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ (далее – Закон) принята новая редакция подп. 7 ст. 150 НК РФ. Так, не подлежит обложению НДС ввоз в Россию технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по Перечню, утвержденному Правительством РФ. Таким Перечнем и является документ, который мы назвали в самом начале.

Как видим, по своему содержанию приведенная норма аналогична рассмотренному нами положению Закона об НДС, действовавшему ранее. Трудно сказать, какие цели преследовал законодатель, уходя от прежней редакции, на наш взгляд, действительно разумной.

Сразу возникла проблема переходного периода. Исходя из ст. 9 Закона новая редакция подп. 7 ст. 150 НК РФ вступает в силу с 1 января 2009 г., но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, следующего за налоговым периодом, в котором вступило в силу упомянутое постановление Правительства РФ, которым был утвержден соответствующий Перечень. На основании этого Минфин России в письме от 26.01.2009 № 03-07-03/21 делает такой вывод: ввезенное технологическое оборудование и запасные части к нему, аналоги которого не производятся в России, после 1 января 2009 г. до принятия указанного в подп. 7 ст. 150 НК РФ постановления облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Как уже отмечалось, соответствующее постановление вступило в силу 20 мая 2009 г. Поэтому новая редакция обсуждаемого подпункта начнет действовать с 1 июля 2009 г. С учетом изложенного из разъяснения Минфина России следует, что до указанной даты на ввоз технологического оборудования, не производимого в России, льгота не распространяется независимо от того, является ли данное оборудование вкладом в уставный (складочный) капитал. Налоговые органы могут толковать разъяснение финансового ведомства еще шире, полагая, что в период с 1 января по 1 июля 2009 г. в отношении ввоза оборудования льгота вообще не применяется вне зависимости от его вида и цели ввоза.

С такой позицией согласиться нельзя. Ведь Закон не устанавливает, что прежняя редакция подп. 7 ст. 150 НК РФ утрачивает силу с 1 января 2009 г. Поэтому она будет продолжать действовать без каких-либо ограничений до даты вступления в силу новой редакции, то есть до 1 июля 2009 г. Надеемся, что с такой точкой зрения согласятся и суды в случае возникновения споров.

(Наименование в редакции Федерального закона от 27.11.2010 № 306-ФЗ )

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией: (В редакции Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ ; Федерального закона от 27.11.2010 № 306-ФЗ )

пп.1 товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации"; (В редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ ; от 07.07.2003 № 117-ФЗ )

пп.2 следующих товаров:

товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса;

сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, и аналоги которых не производятся в Российской Федерации.

Положения абзаца третьего настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение таких сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в установленном указанным федеральным органом исполнительной власти порядке.

В случае ввоза таких сырья и комплектующих изделий с территории государства — члена Евразийского экономического союза данный документ представляется в налоговый орган;

(Подпункт в редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 225-ФЗ )

пп.3 материалов для изготовления иммунобиологических лекарственных препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации); (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ )

пп.4 культурных ценностей, приобретенных государственными или муниципальными учреждениями, культурных ценностей, полученных в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры, государственными и муниципальными архивами, а также культурных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 25.11.2009 № 281-ФЗ ; от 03.12.2012 № 245-ФЗ )

Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенные органы подтверждения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, либо в случае, если приобретенные, полученные в дар культурные ценности являются документами Архивного фонда Российской Федерации или другими архивными документами, подтверждения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, о соблюдении условий, установленных абзацем первым настоящего подпункта; (Абзац введен — Федеральный закон от 03.12.2012 № 245-ФЗ ; в редакции Федерального закона от 18.06.2017 № 121-ФЗ )

пп.4.1 культурных ценностей, не указанных в подпункте 4 настоящей статьи, при условии их отнесения к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.

Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенные органы экспертного заключения, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, содержащего вывод об отнесении исследуемого движимого предмета к культурным ценностям;

(Подпункт введен — Федеральный закон от 28.12.2017 № 430-ФЗ )

пп.5 всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;

пп.6 товаров, произведенных в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора; (В редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ )

пп.7 технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ )

пп.8 необработанных природных алмазов;

пп.9 товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

пп.10 валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг — акций, облигаций, сертификатов, векселей; (В редакции Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ )

пп.11 продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ )

пп.12 судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов; (Подпункт введен — Федеральный закон от 20.12.2005 № 168-ФЗ )

пп.13 товаров, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, перемещаемых в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов; (Подпункт введен — Федеральный закон от 10.11.2006 № 191-ФЗ ; в редакции Федерального закона от 27.11.2010 № 306-ФЗ )

пп.14 (Подпункт введен — Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ ; утратил силу — Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ )

пп.15 российских судов рыбопромыслового флота, в отношении которых за пределами таможенной территории Российской Федерации были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 30.12.2008 № 314-ФЗ, положения подпункта действуют до 1 января 2010 года )

пп.16 незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов, и гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга для проведения неродственной трансплантации.

Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенные органы соответствующего разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ )

(Подпункт введен — Федеральный закон от 18.07.2011 № 235-ФЗ )

пп.17 расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, по перечню и в порядке, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

К расходным материалам в целях настоящего подпункта относятся товары, срок полезного использования которых не превышает одного года и которые предназначены для осуществления научно-исследовательской и научно-технической деятельности, а также экспериментальных разработок.

(Подпункт введен — Федеральный закон от 04.06.2014 № 151-ФЗ )

пп.18 десантно-вертолетных кораблей-доков; (Подпункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 239-ФЗ , положения подпункта применяются до 30 июня 2016 года)

пп.19 племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца); семени (спермы), полученного от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, по перечню кодов видов продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенный орган разрешения, выданного в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 1995 года № 123-ФЗ "О племенном животноводстве", по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.

(Подпункт введен — Федеральный закон от 23.06.2016 № 187-ФЗ )

(Пункт утратил силу на основании Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ )

От налогообложения НДС освобожден ввоз на территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ (п. 7 ст. 150 НК РФ). Такое оборудование названо в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 372 (далее – Перечень).

Комментируемым приказом Минпромторг России утвердил порядок (далее - Порядок) подготовки предложений о внесении изменений в Перечень. Порядок вступает в силу начиная с 05.07.2016.

Получение письма от Минпромторга

В соответствии с Порядком, юридические лица и индивидуальные предприниматели самостоятельно направляют в Минпромторг России копии планов закупочной деятельности технологического оборудования, планируемого к включению в Перечень. Далее, поступившие копии планов закупочной деятельности технологического оборудования, планируемого к включению в Перечень, в течение трех рабочих дней направляются в Департамент международного сотрудничества Министерства промышленности и торговли РФ (далее – Департамент сотрудничества).

В течение трех рабочих дней с даты поступления копий планов, Департамент сотрудничества направляет соответствующую информацию в отраслевой Департамент Министерства промышленности и торговли РФ (далее – Отраслевой департамент), который в свою очередь, в течение пяти рабочих дней направляет указанную информацию в адрес отраслевых организаций и объединений производителей. В течение пяти рабочих дней с даты поступления от них информации о наличии на территории РФ производства технологического оборудования, аналогичного иностранному технологическому оборудованию, планируемому к закупке, Отраслевой Департамент направляет информацию в адрес заявителя.

Заявление о внесении изменений

Все предложения о внесении изменений в Перечень Минпромторг России рассматривает на основании:

либо заявления о включении технологического оборудования в Перечень;

либо заявления об исключении технологического оборудования из Перечня.

Такие заявления будут составлять юридические лица или индивидуальные предприниматели исключительно в письменной форме на русском языке. Заявления должны быть подписаны руководителем (уполномоченным лицом) и заверены печатью заявителя (при наличии), а также не должны иметь грифа секретности.

Если подается заявление о включении технологического оборудования в Перечень, то к заявлению прилагается копия письма об отнесении промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ, подписанного директором (лицом, его замещающим) Департамента сотрудничества. В свою очередь к заявлению об исключении технологического оборудования из Перечня прилагается копия подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ.

Поступившее заявление в течение трех рабочих дней направляется в Департамент сотрудничества, который в течение трех рабочих дней со дня поступления регистрирует заявление в порядке поступления в специальном журнале и проверяет его на соответствие требованиям Порядка. По результатам проверки в случае соответствия заявления требованиям Порядка в течение десяти рабочих дней Департамент сотрудничества готовит проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Перечень и вносит его в Правительство РФ. В случае несоответствия – заявление в течение трех рабочих дней возвращается заявителю.


Приказ Министерства промышленности и торговли РФ
№1424 от 04.05.2016

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ КОМПЛЕКТУЮЩИХ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ К НЕМУ), АНАЛОГИ КОТОРОГО НЕ ПРОИЗВОДЯТСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВВОЗ КОТОРОГО НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖИТ ОБЛОЖЕНИЮ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В целях реализации пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 372 "Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 19, ст. 2330; N 46, ст. 5487; N 49, ст. 5963; 2010, N 9, ст. 977; N 11, ст. 1213; N 16, ст. 1921; N 30, ст. 4097; N 41, ст. 5246; N 52, ст. 7105; 2011, N 12, ст. 1631; N 18, ст. 2644; N 25, ст. 3597; N 28, ст. 4221; N 36, ст. 5156; N 40, ст. 5551; 2012, N 7, ст. 883; N 12, ст. 1418; N 17, ст. 1970; N 23, ст. 3017; N 26, ст. 3514; N 33, ст. 4679, 4686; N 46, ст. 6352; 2013, N 5, ст. 399; N 14, ст. 1706; N 21, ст. 2655; N 36, ст. 4597; N 52, ст. 7191; 2014, N 18, ст. 2191; N 26, ст. 3572; N 30, ст. 4330, N 46, ст. 6357, N 50, ст. 7069, N 51, ст. 7453; 2015, N 8, ст. 1173; N 16, ст. 2369; N 26, ст. 3907; N 30, ст. 4594; N 37, ст. 5145; N 42, ст. 5795; N 47, ст. 6606; N 49, ст. 6975; 2016, N 10, ст. 1425; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.04.2016, N 0001201604200007, N 0001201604200015) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки предложений о внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

2. Установить, что с 1 января 2018 г. предложения о внесении изменений в Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень), касающиеся включения технологического оборудования в Перечень, рассматриваются по прошествии 1 года с даты представления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации копий планов закупочной деятельности технологического оборудования, предлагаемого для включения в Перечень.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Никитина Г.С.

Читайте также: