Каким образом налоговая реформа повлияла на устойчивое развитие экономики

Опубликовано: 11.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Источник: "Российская бизнес-газета"

Вообще, с помощью примеров, как известно, можно доказать все, что угодно. Так, азиатские "тигры" действительно развивались очень успешно, находясь в низконалоговой среде, в то время как государства Африки, где фискальное бремя тоже невысокое (в среднем по континенту 20 процентов), находятся в глубокой экономической яме.

Рост налоговой нагрузки на бизнес может быть вполне выгоден ему, если государство расходует эти средства на развитие инфраструктуры: это инвестиции в образование, в укрепление правовых государственных институтов, в проведение разумной промышленной политики.

Как считает руководитель Экспертной группы Евсей Гурвич, вопрос о налоговой нагрузке должен быть перемещен не в сферу определения фискальных ставок, а в определение того, какое место должно занимать государство в экономике, как будут распределяться функции между ним и бизнесом.

Интересно сравнить этот показатель с другими странами. Средняя налоговая нагрузка в странах Восточной Европы составляет 33 процента ВВП. Причем более низкие ее размеры имеют не наиболее развитые страны, а более слабо развитые страны. В то же время наиболее успешные экономики Эстонии, Словении несут на себе высокое налоговое бремя (около 40 процентов).

Однако более показательным сравнением для России является сопоставление со странами, близкими к нам по душевым размерам ВВП. Всемирный банк провел сравнительный анализ, который показал, что в России средневзвешенные номинальные ставки ниже, чем в этих государствах. Средняя взвешенная ставка по НДС в них - 20,6 процента, социальный налог - 43,5, на прибыль - 31,4 процента.

К сожалению, пока что у нас доминирует подход, что основные решения должны лежать в плоскости арифметического снижения налогового бремени. В России также сильно искажено определение налоговых баз, например налога на прибыль, что дает не совсем верные представления о ситуации в экономике. Наличие же оборотных налогов дестимулирует производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Частичная отмена оборотных налогов облегчила бы налоговую нагрузку на промышленность на 8 процентов. Причем лидерами снижения стали бы отрасли с высокой добавленной стоимостью.

Снижение подоходного налога мало повлияло на размер эффективной ставки. В 2001 году она составила 12,8 процента, в 2002 году - 12,7 процента. Это означает, что до реформы почти никто не платил по более высоким ставкам. 90 процентов налога уплачивалось по нижнему показателю шкалы.

Для ЕСН, наоборот, эффективная ставка сильно снизилась - с 39 до 31 процента. Снижение налоговой ставки дает преимущество в отраслях с большей долей зарплаты, регрессивный принцип дает выигрыш отраслям с более высокой средней зарплатой, а это прежде всего ТЭК.

Наибольшие споры вызывают снижение налога на прибыль. Расчеты показывают, что в сопоставимых экономических условиях эффективная ставка снизилась с 24 до 21 процента. На первый взгляд, это выгодно предприятиям, но в реальности все зависит от того, насколько они пользовались инвестиционной льготой. В целом по экономике доля таких компаний составляет 15 процентов, а в промышленности - 20 процентов. Фактические выплаты налога на прибыль снизились не на 12, как предполагалось, или на 1,4 процента ВВП, а начисленный налог на прибыль сократился на 1,7 процента ВПП. Формальная причина такого явления - снижение прибыли, но это так называемая "отчетная" прибыль. Если же считать прибыль по национальным счетам, то она почти не изменилась. Таким образом, примерно половина сокращения поступлений от налога на прибыль есть результат снижения эффективной ставки налога, еще часть - реформирования НДПИ; увеличение выплат ресурсного налога привело к снижению массы прибыли. Еще часть потерь связана с оттоком капитала, который стимулировала отмена инвестиционных льгот.

Оценка проведенных налоговых новаций позволяет сделать вывод, что в первую очередь получил от них выигрыш капитал. В меньшей степени снизилась нагрузка на зарплату наемного персонала. Сама же агрегированная суммарная налоговая база выросла на 6 процентов ВВП, в частности, увеличилась зарплатная база.

Снижение эффективных ставок принесло сокращение налоговой нагрузки на 2,1 процента ВВП. Частично эти потери бюджета компенсированы выходом экономики из тени, причем зарплата частично вышла из тени, прибыль частично в нее ушла.

Снижение ЕСН и частичная отмена оборотных налогов, по оценкам, увеличили фонд зарплаты на 2 процента ВВП.

Весь эффект для бизнеса оценивается по начисленным налогам в 1,8 процента ВВП. Если к этой цифре прибавить предстоящие с 1 января 2004 года отмену налога с продаж и снижение НДС, то эффект может достичь 3,5, а после проведения второго этапа реформы - до 5 процентов ВВП.

Отдельный вопрос - о взимании природный ренты. В России она одна из самых низких. Сравнение отчетов крупнейших российских и западных компаний наглядно доказывает этот факт. Прибыль после уплаты налогов у западных нефтяников составляет 4 процента от общего объема продаж, у наших - 24 процента.

Какие же выводы? Налоговая нагрузка в России отнюдь не чрезмерна, она укладывается в вполне допустимый диапазон. При ценах на нефть в 18,5 доллара за баррель она составляет около 32 процентов ВПП и еще должна немного снизиться до 30,5 процента.

Другой важный фактор - неравномерное распределение налоговой нагрузки на предприятия. У нас немало компаний, которые годами не платят налоги, возмещать нехватку которых вынуждены честные налогоплательщики. В итоге фискальное бремя у них может превышать 50-60 процентов. Достаточно сказать, что просроченная задолженность составляет более 1 триллиона рублей.

Несмотря на противоречивость налоговых новаций, а отсюда - неоднозначность полученных результатов, на сегодня это наиболее успешная реформа в стране. Однако, как бы она ни была важна сама по себе, не стоит ждать от нее чудес. Это лишь один из компонентов общей реструктуризации российской экономики. Причем скорее всего не самый главный.

Подробное решение параграф § 50 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016

Какие изменения произошли в экономике России в 2000—2007 гг.?

Российская экономика, несмотря на сложности и проблемы в развитии, продемонстрировала самые высокие за тридцать лет темпы роста. Это создавало предпосылки для перехода России к инновационному развитию.

1. Оцените состояние экономики России к концу 1990-х гг.

К концу 1990-х гг. сложилась критическая ситуация в экономике России. Значительная её часть контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. Финансовые ресурсы страны были исчерпаны и практически полностью зависели от внешних заимствований. Инфляция в 1999 г. составила 36,5%. На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 %, пенсии ещё меньше. Почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума и находилась за чертой бедности.

Всё это вело к нарастанию социальных проблем, коррупции, преступности. Продолжался демографический кризис: ежегодно численность населения страны уменьшалась почти на миллион человек.

2. Какие направления экономической политики в 2000—2007 гг. вы считаете приоритетными? Почему?

- переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Государство ввело своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.

- структурные изменения в промышленности. В их основе лежала идея создания крупных корпораций, которые должны были стать форвардами отечественной экономики и успешно конкурировать на мировом рынке. Крупнейшими среди них стали добывающие государственные корпорации «Газпром», «Роснефть», а также «Российские железные дороги» и др. Позже прошли слияния предприятий автомобилестроительной, авиационной, оборонной промышленности. Появились Российская корпорация нанотехнологий, Объединённая авиастроительная корпорация, Объединённая судостроительная корпорация и др.

- переход на долгосрочное планирование её развития. Был принят трёх летний бюджетный план на 2008—2010 гг. В феврале 2008 г. Президент В. В. Путин поставил задачи развития страны на период 2008—2020 гг.

3. Каким образом налоговая реформа повлияла на устойчивое развитие экономики?

В 2000 г. одной из первых была начата налоговая реформа. Смысл её состоял в том, чтобы путём регулирования налоговых ставок заставить работать экономику. Было решено снизить налоговое бремя с предприятий, упростить налогообложение малого бизнеса, повысить роль добывающей промышленности, с опорой на которую в дальнейшем следовало перейти к развитию остальных отраслей экономики. Ставка налога на прибыль предприятия была снижена с 35 до 24 %. Налог добывающих компаний стал зависеть от мировых цен на сырьё. В 2004 г. был отменён налог с продаж.

Важной частью налоговой реформы стало введение единого налога для физических лиц в размере 13 %. Одновременно вместо страховых взносов во внебюджетные фонды ввели единый социальный налог. Эти меры позволили увеличить сбор налогов только за первый год на 26 %.

Важным направлением стала борьба государства за своевременное и полное получение налогов. За уклонение от уплаты налогов был арестован и осуждён глава крупнейшей в России нефтяной компании «ЮКОС» М. Б. Ходорковский.

В результате всех этих мер поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков выросло более чем вдвое. В короткий срок федеральный бюджет значительно пополнился средствами, ранее скрытыми от государства.

4. Перечислите приоритетные национальные проекты развития России.

В сентябре 2005 г. В. В. Путин объявил о разработке и начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё», «Развитие аграрно-промышленного комплекса».

На развитие этих программ только в 2007 г. было выделено 230 млрд р., в том числе почти половина — на проект «Здоровье». Главный акцент был сделан здесь на профилактике заболеваний и оказании первичной медицинской помощи. Проект «Образование» предусматривал целевую поддержку лучших учителей и педагогических коллективов, информатизацию школ, формирование сети федеральных университетов и бизнес-школ. Проект «Доступное и комфортное жильё» предполагал увеличение жилищного строительства, а также создание специального фонда по реформированию жилищно-коммунального комплекса.

5. Почему большое внимание было уделено демографической политике?

Большое внимание было уделено демографической политике потому, что серьёзной проблемой России являлось сокращение населения. В 2002 г. была проведена перепись населения страны. Она отметила убыль населения за 13 лет на 7,5 млн человек. В то же время население увеличилось на 5,5 млн человек в результате миграции. Численность русских в структуре населения составляла около 80 %.

6. Назовите итоги социально-экономического развития страны в 2000—2008 гг.

За период 2000—2008 гг. экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала последние 30 лет. В среднем они составляли более 7 % в год. Втрое за эти годы сократилась инфляция.

Был значительно сокращён внешний долг. В короткий срок золотовалютные резервы России выросли в 40 раз, была решена проблема внешней задолженности, создан Стабилизационный фонд.

Успехи в развитии экономики использовались для реализации национальных проектов в социальной сфере. Здравоохранение, образование, жилищное строительство получили новые стимулы к развитию. Началось решение важнейшей для страны демографической проблемы.

Вместе с тем проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета топливно-энергетической, сырьевой сферы. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве.

Становилось всё более очевидно, что решить стоящие перед страной задачи можно только на путях инновационного развития.

1. В чём заключалась политика государственного регулирования рыночного хозяйства?

Политика государственного регулирования рыночного хозяйства заключалась во введении своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.

2. Каким образом решалась проблема внешнего долга? С какой целью был создан Стабилизационный фонд?

К началу 2000 г. Россия имела государственный долг в размере 132,8 млрд долл. Проценты от пользования внешними кредитами нарастали как снежный ком.

Руководством страны была поставлена задача постепенного сокращения внешнего долга. С 1 января 2000 г. по 1 января 2008 г. он сократился до 44,9 млрд долл. Золотовалютные резервы России увеличились с 12,2 млрд долл. в 1999 г. до 476,3 млрд долл. в 2008 г.

Для решения перспективных задач развития был создан Стабилизационный фонд, позволявший избежать неблагоприятного влияния внешних экономических факторов, связанных с колебанием мировых цен на энергоносители, курсов валют и т. п.

3. Почему реализация социальной программы была жизненно необходима для экономического, политического и духовного возрождения России?

Реализация социальной программы была жизненно необходима для экономического, политического и духовного возрождения России потому, что именно эта программа была нацелена на повышение уровня жизни населения.

4. Какие проблемы в области экономики оставались нерешёнными к 2000 г.? Возможно ли было их решение традиционными способами? Свой ответ аргументируйте.

Проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета топливно-энергетической, сырьевой сферы. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Развитие далее экстенсивными способами было невозможно, требовалось переходить на интенсивный путь. Для этого требовалось развитие науки, образования, разработка инновационных технологий и производств.

Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 33.

Тема – Экономическое развитие в 2000-е годы

1.АПК (агропромышленный комплекс) - это крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя

Бюджет – это определенная схема доходов и расходов любого экономического объекта, от одного человека или семьи до государства.

ВВП( валовой внутренний продукт) – это значимая экономическая величина, демонстрирующая итоговую стоимость произведенных товаров и услуг. Рыночная цена за товары определяется при расчетах за год.

Демография – это наука о народонаселении и закономерностях его развития; показатели численного состава населения, его изменений, размещения и т. п.

Инновационное развитие - это продолжение научнo-технической революции на нoвoм этапе развития.

Инфляция – повышение общего уровня цен на товары и услуги на длительный срок.

Материнский капитал – это мера государственной материальной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2021 год включительно родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети.

НИОКР - Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы , совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии.

Общественная палата - (ОП РФ) — консультативно-совещательный орган в Российской Федерации, созданный в 2005 году. Общественная палата находится на государственном финансировании и участвует в государственных закупках наравне с федеральными органами власти.

Фискальная политика – это бюджетно-налоговая политика, направленная на регулирование совокупного спроса посредством изменения налогообложения и государственных расходов.

Ключевые слова : агропромышленный комплекс(АПК), валовой внутренний продукт(ВВП), демография, инновационное развитие, инфляция, материнский капитал, НИОКР, Общественная Палата РФ, фискальная политика.

Основная и дополнительная литература

1.Горинов М. М., Данилов А.А., и др., под редакцией Торкунова А.Д.,10 класс.Ч.3. Издательство «Просвещение» - С. 1.Горинов М.М.,Данилов А.А., и др., под редакцией Торкунова А.Д.,10 класс. Издательство «Просвещение» - С.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

К концу 1990-х в России сложилась тяжёлая, критическая экономическая ситуация. В полной мере развернулись инфляция, задержки с выплатами зарплат до двух лет, мизерные пенсии, бедственное положение народных масс. Процветала коррупция, преступность, численность населения страны уменьшалась на миллион человек в год – это был демографический кризис.

В этих тяжелейшей экономической обстановке, руководство страны взяло курс на переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства.

На президентских выборах, состоявшихся 26 марта 2000 г., В.В. Путин одержал убедительную победу. В годы его президентства произошли положительные изменения в экономической и социальной жизни страны. К числу достижений исполнительной власти можно отнести переход от дефицитного бюджета к профицитному (прибыльному), уменьшение роста инфляции, рост ВВП и инвестиций, улучшение положения с выплатой пенсий и зарплат работникам бюджетной сферы, своевременное погашение внешнего долга.

В 2002 г. Россия была признана страной с рыночной экономикой, делались шаги к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), в которую наша страна была принята в 2012 г.

Одной из проблем России являлась разница в доходах между Москвой и регионами, между бедными и богатыми. Необходимость повышения благосостояния народа России вызвала к жизни четыре Приоритетных проекта (сентябрь 2005 г.): «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса».

Ещё в 2002 году была начата налоговая реформа. Намечалось снижение налогового бремени с предприятий, упрощение налогообложений с малого бизнеса. В 2004 году был отменён налог с продаж. В 2001 году был введён единый налог для физических лиц в размере 13%. Во внебюджетные фонды ввели единый социальный налог. Все эти мероприятия привели к увеличению сбора налогов уже на первый год на 26%. В короткий срок федеральный бюджет пополнился средствами ранее скрытыми от государства. Была решена проблема внешнего долга. С 2000 по 2008 год он сократился с 132,8 млрд долларов до 44,9 млрд долларов.

В сентябре 2005 года Президентом В. . Путиным было объявлено о разработке и начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё», «Развитие аграрного промышленного комплекса».

Был принят трёхлетний бюджетный план на 2008-2010 гг. Президент Владимир Владимирович Путин поставил задачи развития страны на период 2008-2020 гг. Считалось, что темпы роста ВВП будут составлять до 6% в год, а инфляция сократится наполовину.

Население России катастрофически сокращалось. В 2002 году была проведена перепись населения страны. Стало известно, что население убавилось за 13 лет на 7,5 млн человек. Однако в результате миграции население увеличилось на 5,5 млн человек

В этой связи для стимулирования роста рождаемости с 2007 года неработающие женщины стали получать пособие по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет. После рождения второго ребёнка сумма выплаты увеличивалась вдвое по сравнению с выплатой на первенца. За рождение второго ребёнка была предусмотрена выплата материнского (семейного) капитала, в размере 250 тысяч рублей. Позже размер капитала был увеличен.

Принимались меры и по реорганизации Вооруженных сил. Была поставлена задача постепенного перевода армии на контрактную основу, превращения ее в профессиональную. Началось повышение зарплаты военнослужащим, выделение средств на закупки новой техники. В 2005 г. завершилось создание Общественной палаты, целью которой было согласование и защита интересов граждан перед органами законодательной и исполнительной власти.

1 января 2002 года в России вступила в силу реформа пенсионной системы, которую называют солидарно-накопительной.

За период 2000-2008 гг темпы роста экономики увеличились. Инфляция сократилась втрое. Был сокращён внешний долг. Золотовалютные резервы России выросли в 40 раз. Был создан Стабилизационный фонд в 2004 году. Новый виток развития обозначился в реализации национальных проектов в социальной сфере. Решалась демографическая проблема. Тем не менее, в развитии экономики оставались проблемы. Необходимо было сохранить приоритет топливно – энергетической, сырьевой сферы. Уровень инфляции был высоким. Увеличение импорта больно било по отечественному производству. Особенно это было заметно в автомобилестроении, авиастроении, приборостроении, судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве.

Необходимо было решать эти задачи, переходя на путь инновационного развития.

Ключевым элементом российской промышленности и экономики России является нефтегазовый комплекс. Зависимость экономики от нефтегазовой отрасли значительно выросла после мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., когда правительство было вынуждено оказать значительную фискальную поддержку экономике страны, которая расширяла нефтяной дефицит бюджета.

Всё началось с обвала фондового рынка: в 2008 году весь мир охватил экономический кризис. В него была втянута и Россия. Понесли убытки крупные компании, такие как российский «Газпром» и другие. Цены на нефть упали о 150$ до 40$ за баррель. Снизился курс рубля по отношению к главным мировым валютам – доллару и евро.30 декабря 2009 года

Роль России в мировом производстве и экспорте энергоресурсов весьма значительна, это доказано тем, что Россия занимает 2 место в мировом экспорте нефти и 1 место по объему экспорта газа. Доминирующее положение нефтегазовой отрасли в экономике обуславливается тем, что Россия обладает крупнейшими запасами нефти и газа.

Значение газовой промышленности определяется, прежде всего, тем, что в структуре мирового потребления топлива и энергии природный газ занимает третье место после нефти и угля — примерно 20%. Большое значение имеет и то, что из трех этих видов первичных энергоресурсов природный газ — самый чистый в экологическом отношении.

Нефтяная и газовая промышленность России сталкивается с рядом проблем. Поэтому необходимо в ближайшее время решать вопрос о применении новых технологий, внедрении результатов научных исследований и научно-технических разработок на всех этапах производства от геологоразведки до выхода готовых нефтепродуктов. В области инноваций существует ряд проблем: используемое оборудование устарело и не обновляется; низкий объем финансирования НИОКР; недостаточное финансирование нефтепереработки и нефтехимии; низкий уровень производительности нефтегазового сектора.

В последнее время ситуация начинает меняться в лучшую сторону, крупнейшие российские компании увеличивают инвестиции в науку. Это обусловлено жесткой конкуренцией с мировыми нефтегазовыми лидерами. Научная поддержка необходима в качестве основы для устойчивого роста компании в долгосрочной перспектив

Министерство сельского хозяйства РФ определило в качестве ключевой задачи стратегии развития агропромышленного комплекса (АПК) стабилизацию зернового хозяйства и создание условий для наращивания производства зерна.

Если брать все сельское хозяйство нынешней России, то надо сказать, что доля отечественной продукции на внутреннем рынке продовольственных товаров составляет 2/3 или 66 %. На одну треть мы зависим от иностранных поставщиков. собственного производства.

С 2004 года введен для сельхозпроизводителей единый сельхозналог вместо четырех предыдущих (на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество и единый социальный налог), что привело к снижению налоговой нагрузки. Государство берет на себя уплату части процентов по кредитам, полученным для поведения полевых работ. Но этого все-таки мало. Сельскому хозяйству нужна прямая государственная поддержка.

В целом, можно сказать, что темпы роста экономики увеличились за рассматриваемый период..

Тестовые вопросы.

Единичный-множественный выбор.

Россия была принята в ВТО в :

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Подсказка: вспомните, когда Россия была признана страной с рыночной экономикой

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

Текст задания: К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

Россия вошла в ВТО

Начало налоговой реформы

Начало реализации приоритетных национальных проектов

Перепись населения России

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Текст задания: К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

Россия вошла в ВТО

Начало налоговой реформы

Начало реализации приоритетных национальных проектов

Перепись населения России

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Какие изменения произошли в экономике России в 2000—2007 гг.?

1. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. К концу 1990-х гг. сложилась критическая ситуация в экономике России. Значительная её часть контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. Финансовые ресурсы страны были исчерпаны и практически полностью зависели от внешних заимствований. Инфляция в 1999 г. составила 36,5%. На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 %, пенсии ещё меньше. Почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума и находилась за чертой бедности.

Всё это вело к нарастанию социальных проблем, коррупции, преступности. Продолжался демографический кризис: ежегодно численность населения страны уменьшалась почти на миллион человек.

Руководство России видело одним из главных направлений своей деятельности переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Государство ввело своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.

Начались структурные изменения в промышленности. В их основе лежала идея создания крупных корпораций, которые должны были стать форвардами отечественной экономики и успешно конкурировать на мировом рынке. Крупнейшими среди них стали добывающие государственные корпорации «Газпром», «Роснефть», а также «Российские железные дороги» и др. Позже прошли слияния предприятий автомобилестроительной, авиационной, оборонной промышленности. Появились Российская корпорация нанотехнологий, Объединённая авиастроительная корпорация, Объединённая судостроительная корпорация и др.

Стабильное поступательное развитие экономики России в 2000—2007 гг. сделало возможным переход на долгосрочное планирование её развития. Был принят трёхлетний бюджетный план на 2008—2010 гг. В феврале 2008 г. Президент В. В. Путин поставил задачи развития страны на период 2008—2020 гг.

Планировалось, что темпы роста ВВП будут составлять до 6 % в год, а инфляция сократится наполовину и составит в 2010 г. 5—6 %.

2. Налоговая реформа. В 2000 г. одной из первых была начата налоговая реформа. Смысл её состоял в том, чтобы путём регулирования налоговых ставок заставить работать экономику. Было решено снизить налоговое бремя с предприятий, упростить налогообложение малого бизнеса, повысить роль добывающей промышленности, с опорой на которую в дальнейшем следовало перейти к развитию остальных отраслей экономики. Ставка налога на прибыль предприятия была снижена с 35 до 24 %. Налог добывающих компаний стал зависеть от мировых цен на сырьё. В 2004 г. был отменён налог с продаж.

Важной частью налоговой реформы стало введение единого налога для физических лиц в размере 13 %. Одновременно вместо страховых взносов во внебюджетные фонды ввели единый социальный налог. Эти меры позволили увеличить сбор налогов только за первый год на 26 %.

Важным направлением стала борьба государства за своевременное и полное получение налогов. За уклонение от уплаты налогов был арестован и осуждён глава крупнейшей в России нефтяной компании «ЮКОС» М. Б. Ходорковский.

В результате всех этих мер поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков выросло более чем вдвое. В короткий срок федеральный бюджет значительно пополнился средствами, ранее скрытыми от государства.

3. Решение проблемы внешнего долга. Значительное укрепление государственного бюджета способствовало решению проблемы внешнего долга. К началу 2000 г. Россия имела государственный долг в размере 132,8 млрд долл. Проценты от пользования внешними кредитами нарастали как снежный ком.

Руководством страны была поставлена задача постепенного сокращения внешнего долга. С 1 января 2000 г. по 1 января 2008 г. он сократился до 44,9 млрд долл. Золотовалютные резервы России увеличились с 12,2 млрд долл, в 1999 г. до 476,3 млрд долл, в 2008 г.

Для решения перспективных задач развития был создан Стабилизационный фонд, позволявший избежать неблагоприятного влияния внешних экономических факторов, связанных с колебанием мировых цен на энергоносители, курсов валют и т. п.

4. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных проектов. С лета 2000 г. наметилась тенденция выхода промышленности и сельского хозяйства России из кризиса. С 2001 г. это проявилось в росте доходов населения, увеличившихся на 6 % впервые после распада СССР. В 2002 г. они выросли на 9 %, в 2003 г. — на 14,5 %, в 2004 г. — на 11 %. Это стало возможным благодаря повышению уровня минимальной оплаты труда, пенсий и социальных выплат. Структурная перестройка экономики, налоговая реформа, а также быстрый рост мировых цен на энергоносители привели к тому, что ВВП впервые за годы реформ начал расти. Этот рост в 2000 г. составил 9 %, в 2001 г. — 5%, в 2002 г. — 4,3%, в 2003 г. — 7,3%, в 2004 г. — 7,1%, в 2005 г. — 6,4%, в 2006 г. — 6,6%, в 2007 г. — 7,8%.

Всё это позволило приступить к разработке и реализации крупнейшей в современной России социальной программы. В сентябре 2005 г. В. В. Путин объявил о разработке и начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё», «Развитие аграрно-промышленного комплекса».

На развитие этих программ только в 2007 г. было выделено 230 млрд р., в том числе почти половина — на проект «Здоровье». Главный акцент был сделан здесь на профилактике заболеваний и оказании первичной медицинской помощи. Проект «Образование» предусматривал целевую поддержку лучших учителей и педагогических коллективов, информатизацию школ, формирование сети федеральных университетов и бизнес-школ. Проект «Доступное и комфортное жильё» предполагал увеличение жилищного строительства, а также создание специального фонда по реформированию жилищно-коммунального комплекса.

5. Демографическая политика. Одной из самых серьёзных проблем России являлось сокращение населения. В 2002 г. была проведена перепись населения страны. Она отметила убыль населения за 13 лет на 7,5 млн человек. В то же время население увеличилось на 5,5 млн человек в результате миграции. Численность русских в структуре населения составляла около 80 %.

Начиная с 2000 г. были приняты специальные программы. Для снижения смертности особой статьёй в расходах на здравоохранение выделено финансирование массового медицинского обследования населения, оказание первой помощи, проведение вакцинации и других профилактических мер.

Для стимулирования роста рождаемости с 2007 г. неработающие женщины стали получать пособие по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет. При этом после рождения второго ребёнка сумма выплаты увеличивалась вдвое по сравнению с выплатой на первенца. Работающим мамам начали выплачивать пособие в размере 40 % от заработка. За рождение второго ребёнка была предусмотрена выплата материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. р., который можно тратить на обучение ребёнка, приобретение жилья и т. д. Позже размер материнского капитала был увеличен.

Результатом принятых мер стало то, что в 2007 г. рождаемость составила 1,6 млн человек (при смертности 2,08 млн человек).

6. Итоги социально-экономического развития страны. За период 2000—2008 гг. экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала последние 30 лет. В среднем они составляли более 7 % в год. Втрое за эти годы сократилась инфляция.

Был значительно сокращён внешний долг. В короткий срок золотовалютные резервы России выросли в 40 раз, была решена проблема внешней задолженности, создан Стабилизационный фонд.

Успехи в развитии экономики использовались для реализации национальных проектов в социальной сфере. Здравоохранение, образование, жилищное строительство получили новые стимулы к развитию. Началось решение важнейшей для страны демографической проблемы.

Вместе с тем проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета топливно-энергетической, сырьевой сферы. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве.

Становилось всё более очевидно, что решить стоящие перед страной задачи можно только на путях инновационного развития.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Российская экономика, несмотря на сложности и проблемы в развитии, продемонстрировала самые высокие за тридцать лет темпы роста. Это создавало предпосылки для перехода России к инновационному развитию.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Оцените состояние экономики России к концу 1990-х гг. 2. Какие направления экономической политики в 2000—2007 гг. вы считаете приоритетными? Почему? 3. Каким образом налоговая реформа повлияла на устойчивое развитие экономики? 4. Перечислите приоритетные национальные проекты развития России.

5. Почему большое внимание было уделено демографической политике? 6. Назовите итоги социально-экономического развития страны в 2000—2008 гг.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. В чём заключалась политика государственного регулирования рыночного хозяйства? 2. Каким образом решалась проблема внешнего долга? С какой целью был создан Стабилизационный фонд? 3. Почему реализация социальной программы была жизненно необходима для экономического, политического и духовного возрождения России? 4. Какие проблемы в области экономики оставались нерешёнными к 2000 г.? Возможно ли было их решение традиционными способами? Свой ответ аргументируйте.

Налоговая политика, проводимая сегодня в России, формируется в результате действия значительного числа весьма противоречивых и не всегда взаимосвязанных мер, с одной стороны, направленных на удер­жание доходной базы бюджета на относительно приемлемом уровне, а с другой – формирующих льготные режимы налогообложения для от­раслей и групп предприятий, имеющих значительное влияние во власт­ных структурах. Это предопределяет целесообразность рассмотрения налоговой политики в двух аспектах: с точки зрения, во-первых, ее дей­ствительного единства и последовательности при реализации целей эко­номической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополня­ющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях.

Представляется, что в качестве ее целей могут выступать сдержи­вание инфляционных процессов, недопущение их взрывного характера, поддержка предпринимательской, производственной и инвестиционной активности. Сами по себе эти цели достаточно противоречивы, посколь­ку дефляционные мероприятия всегда в тон или иной мере угнетают хо­зяйственную активность и провоцируют спад производства, а любые ме­роприятия по предотвращению падения объемов производства и стиму­лированию его роста, по существу, означают расширение спроса, преж­де всего инвестиционного, а вслед за ним – и потребительского, что обязательно ведет к повышению цен. Стимулирование производствен­ной и инвестиционной активности с помощью налоговых и монетарных мер может дать эффект лишь в том случае, если темпы инфляции не превышают 1-1,5% в месяц. По мере нарастания темпов инфляции эф­фективность регулирующих производство мер косвенного государствен­ного вмешательства и экономику снижается. Складывающаяся на этой основе ситуация «стагфляционный ловушки» предопределяет специфи­ческие требования и к налоговой политике как единому целому, и к от­дельным ее инструментам и составляющим.

Формируемая в настоящее время налоговая система (перечень ос­новных налогов, главные принципы построения налоговой базы, подход к использованию пропорциональных, прогрессивных я регрессивных на­логов и др.) в целом создаст принципиальную возможность для выработ­ки единой налоговой политики и построения устойчивой доходной базы бюджета. Она позволяет потенциально «развести» стимулирующую и фискальную функции налогообложения по различным элементам нало­говой системы, сконцентрировав нагрузку по формированию доходной базы бюджета на косвенном обложении, а стимулирующую – на пря­мом. Исходя из сложившейся налоговой структуры, следовало ожидать, что основная часть доходов бюджета будет формироваться за счет кос­венных налогов, в первую очередь НДС. Однако на протяжении 1992 г. существенную роль в формировании доходов бюджета продолжал иг­рать налог на прибыль. Так, в первом полугодии 1992 г. он составлял 45% налоговых поступлений, НДС и акцизы–38%. Во втором полуго­дии обозначилась тенденция к нормализации данного соотношения, и в III квартале доля налога на прибыль в налоговых поступлениях снизи­лась до 35%, а НДС и акцизов возросла до 46,5%, в IV – соответствен­но 29 и 50%. В 1993 г. произошел возврат к режиму формирования до­ходов бюджета по образцу первого полугодия 1992 г., поскольку налог на прибыль снова стал основным источником налоговых доходов бюд­жета–36% против 33% по НДС и акцизам[13].

В таких условиях налог на прибыль начинает выполнять не столь­ко регулирующую функцию, сколько фискальную, не срабатывает ос­новной налоговый рычаг стимулирования экономической активности. Возникает тенденция к сознательному усилению фискальной нагрузки данного налога. Это, в частности, проявилось в том, что, начиная с янва­ря 1993 г. разница между уплаченными авансовыми платежами и вели­чиной, рассчитанной исходя из фактической прибыли, подлежит кор­ректировке на ставку процента Центрального банка, то есть кредитные отношения бюджета и хозяйствующих субъектов оформляются с вы­платой соответствующих процентов. Подобный вопрос не возник бы се­годня столь остро, если бы существовала возможность сколько-нибудь достоверного прогнозирования величины прибыли, которую можно полу­чить. В условиях же высоких темпов инфляции, труднопредсказуемых колебаний валютного курса, неопределенности с платежами со стороны клиентов достоверность любых прогнозов невелика. В результате вве­дение указанной меры фактически стимулирует предприятия завышать авансовый платеж, кредитуя тем самым государственный бюджет. В ус­ловиях острой нехватки собственных оборотных средств и их ускорен­ного обесценения данная мера отнюдь не способствует укреплению фи­нансовой стабильности товаропроизводителей.

Неустойчивость и непредсказуемость российского налогового за­конодательства наносят, пожалуй, наибольший ущерб действующей налоговой системе. Принимаемые на протяжении 1992 и 1993 гг. зако­ны, вносимые в них изменения и дополнения, издаваемые инструкции задним числом фактически привели к пересмотру налогового режима. В таких условиях говорить о налоговом стимулировании каких-либо ин­вестиционных проектов очень трудно.

В течение 1992 г. существенное увеличение налога на прибыль в до­ходных поступлениях в бюджет произошло в значительной мере вслед­ствие штрафования предприятий за превышение нормируемой величи­ны расходов па оплату труда. Это было предопределено искусственным занижением минимальной месячной заработной платы, используемой при налоговых расчетах, по сравнению с официально декларируемым минимумом. (По состоянию на декабрь 1992 г. минимум заработной платы, учитываемый в налоговых расчетах, составлял 900 руб.) В ре­зультате фактическая норма изъятия прибыли в виде налога на при­быль повысилась до 42% в IV квартале 1992 г. против 32% номиналь­ной ставки и 16% –предельно возможного снижения. Начиная с 1993 г. пересмотры размеров минимальной заработной платы, в том числе и для налоговых расчетов, приобрели более упорядоченный характер.

Попытка в 1992 г. переориентировать доходную базу бюджета на преимущественно косвенное обложение успехом не увенчалась. Актив­ное использование косвенного обложения для стабилизации доходной базы бюджета ограничивается платежеспособностью основных катего­рии населения, что связано с регрессивным характером данного вида обложения. Это обстоятельство играет роль предела при его использо­вании.

Введение НДС и акцизов в 1992 г. привело в первом полугодии даже к некоторому снижению доли всех косвенных налогов в стоимостном объ­еме производства, однако по итогам года она возросла и составила уже 12,1%. В то же время существенно повысилось отношение косвенных на­логов к денежным доходам населения–с 12,6% в 1991 г. до 23% в пер­вом полугодии 1992 г., 35% по итогам прошедшего года и 34,4% в I квар­тале 1993 г;

Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построен­ная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлении в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секто­ров экономики.

Однако в условиях мощнейшего скачка цен в 1992 г. данный налог практически не оказал влияния на заинтересованность предприятий в наращивании или сокращении производства, существенно превалиро­вал ценовой фактор. Роль спросового ограничителя этот вид налога также не выполнил из-за крайне низкой эластичности отечественной экономики. НДС оказывается ощутимым для предприятия-производи­теля лишь в случае высокой степени насыщенности рынка, когда потре­битель на повышение цены товара реагирует сокращением объемов по­требления, а производитель на снижение цен – расширением произ­водства.

Для отечественной экономики в целом характерна низкая эластич­ность спроса по цене, что связано с наследием административного ре­жима и целым рядом структурно-воспроизводственных характеристик российской экономики (преобладанием на рынке товаров производст­венно-технического назначения, высокой долей низкодоходных катего­рий населения, ориентированных почти исключительно на потребление предметов первой необходимости и др.). В результате весь прирост це­ны за счет НДС перекладывается на потребителя. Именно поэтому предпринятое с 1993 г. снижение стандартных ставок данного налога и установление льготных ставок по продовольственным (кроме подакциз­ных) товарам и товарам детского ассортимента не привели (и не могли привести) к снижению конечной цены реализации, не расширили объ­емов предложения этих товаров и не повлияли на темпы инфляции.

Неразвитость учетной базы, отсутствие традиций по применению нормального налога с оборота, неподготовленность наших хозяйствен­ных агентов к использованию НДС привели к тому, что в основу его взимания была положена модель исчисления, при которой сам объект налогообложения–добавленная стоимость – не определяется. Поэтому возникает необходимость в целом ряде упрощений при расчетах, приво­дящих к частичному включению налога в базу при последующем обло­жении.

Непоследовательность и несогласованность различных инструмен­тов налоговой политики, применяемых в настоящее время, отчетливо просматриваются на примере взаимосвязи НДС и экспортных таможен­ных пошлин. Модель налога на добавленную стоимость предполагает активную поддержку собственных экспортеров. С этой целью в меха­низм его уплаты заложен возврат экспортеру суммы налога, уплачен­ного за экспортируемый топа)). Очевидно, данная мера слабо согласу­ется с механизмом экспортных пошлин, действующим в нашей стране.

В итоге возникают встречные потоки финансовых ресурсов, происходит кредитование бюджета экспортерами, поскольку НДС возвращается уже после уплаты таможенных пошлин и со значительными задержка­ми по времени.

В настоящее время просматриваются две основные тенденции в раз­витии механизма уплаты налога на добавленную стоимость. С одной стороны, существует все еще большое и не всегда оправданное услож­нение механизма расчетов по НДС. Наличие фактически трех ставок (0%; 10%; 20%) приводит к необходимости использования средней расчетной ставки (индивидуальной для каждого предприятия в каждом налоговом периоде) в торговле и общественном питании и некоторых других сферах деятельности. При этом многократно возрастают издерж­ки расчетов налога и контроля за его уплатой. С другой стороны, не­подготовленность налоговых служб и хозяйствующих субъектов к ис­пользованию НДС приводит к тому, что возникает крайне опасная тенденция возврата от налога на добавленную стоимость к налогу с оборота былых времен. Симптомами этого являются частичный пере­нос расчетов по данному налогу (пока, правда, только в угледобываю­щей промышленности) с предприятий на распределительные структуры, а также отрыв взимания данного налога от реализации товара путем введения режима уплаты НДС с любой денежной суммы, поступающей на счет предприятий. Примером доведения до абсурда этого механиз­ма можно считать уплату НДС с бюджетных дотаций и компенсаций, поступающих сельскохозяйственным предприятиям. Последствия уже не заставили себя ждать: рост расчетов наличными, фиктивных договоров о совместной деятельности и т. п.

Проведенная в 1992 г. переоценка основных фондов расширила фи­нансовые возможности для инвестирования на предприятиях за счет амортизационных отчислений, но эта мера кратковременного действия. Высокие темпы инфляции уже в течение первого полугодия 1993 г. су­щественно снизили ее эффект. Последующие переоценки стоимости ос­новных фондов будут иметь своим следствием лишь новые скачки цен и всплески неплатежеспособности значительного числа предприятии, не связанные с реальной рыночной ситуацией.

Назрела потребность в разработке активной и дифференцирован­ной амортизационной политики, действенного законодательства по ус­коренной амортизации наряду с пересмотром системы учета. Это необ­ходимо для более полного и реального отражения износа и размеров оборотных средств предприятий (с позиций не столько их воспроизвод­ства в натурально-вещественной форме, сколько воспроизводства капи­тала). Подобные решения могут поддержать предприятия, способство­вать накоплению ими амортизационных фондов, при этом их перекачка на оплату труда была бы затруднена. Одновременно усилился бы при­ток средств в депозиты коммерческих банков, испытывающих серьезные трудности с пассивными операциями, что также могло бы способство­вать стабилизации рынка кредитных ресурсов. Пока же вопрос о право­вой базе использования режима ускоренных амортизационных списаний остается нерешенным.

Заключение

Основы действующей налоговой системы России законодательно оформились в 1991-1992 гг., огромную роль в этом процессе сыграла налоговая реформа 1992 г.

Одновременно с освобождением цен в 1992 году начался первый этап налоговой реформы. Налог с оборота был заменен налогом на добавленную стоимость, был введен налог на недвижимость, проведены другие оправдавшие себя нововведения. Например, НДС правительство Гайдара ввело предусмотрительно, прогнозируя усиление инфляции. Этот налог обеспечивает государству сбор средств почти независимо от изменений уровня цен, что очень важно. Но все же коррективы в налоговую систему были внесены наспех. Тогда нельзя было предвидеть те поистине революционные преобразования в российской экономике, которые произошли за последующие годы. Поэтому специалисты и считают, что настало время приступить ко второму этапу налоговой реформы.

Создание новой особой формы взаи­моотношений государства и налогоплательщика не обо­шлось без противоречий между налогообложением и от­дельными элементами хозяйственного механизма креди­тованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы является кризис экономики.

В настоящее время налоговой системе России при­сущ преимущественно фискальный характер, что зат­рудняет реализацию заложенного в налоге стимулиру­ющего и регулирующего начала. Изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взно­са, который осуществляют основные участники про­изводства ВВП и составляет сущность налога. Эконо­мическое содержание налогов выражается взаимоот­ношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Для осуществления реального бюджетного регули­рования инвестиционных процессов необходима струк­турная переориентация доходов бюджета на прямое налогообложение доходов и имущества

На мой взгляд, восполнение указанных потерь воз­можно только на основе совершенствования учетной политики в отношении отдельных категорий налого­плательщиков и приведения в соответствие порядка расчетов.

Существенную поправку следует внести в практику налогообложения физических лиц. До 1994 г. предпри­ниматели (физические лица) наряду с уплатой подо­ходного налога уплачивали налог на добавленную сто­имость (НДС). Его отмена была вызвана только слож­ностью учета оплаченных сумм НДС (как потребите­ля) и, следовательно, неточностями в определении конечного дохода предпринимателя.

Провозгласив переход к рыночной экономике без разработанной экономической программы переходного периода, органы государственной власти, формально признавая ведущую роль налогов, фактически исполь­зуют их в качестве пассивного инструмента для обес­печения общегосударственных функций.

При перестройке налоговой системы должна быть создана целостная и активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методов и средств хозяйственной деятель­ности каждым производителем, при одновременном учете приоритета общегосударственных интересов. Только в этом случае следует ожидать выхода страны из социально-экономического кризиса.

Читайте также: