Какие субъекты являются участниками налоговых правоотношений валютных правоотношений
Опубликовано: 14.05.2024
Валютные отношения и регулируются Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 1 , где в ст. 2 указано, что он определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Валютным правоотношениям присущи общие черты, позволяющие включить их в данную единую категорию:
1. Их объектом является валюта РФ, внутренние и внешние ценные бумаги, иностранная валюта как особые разновидности вещей, имущества.
2. Обращение указанных объектов представляет собой часть экономического оборота и регулируется государством.
3. Их участниками являются активные субъекты, осуществляющие валютное регулирование и валютный контроль, и пассивные — лица, деятельность которых является объектом регулирования и контроля. Первые представлены органами валютного регулирования и органами и агентами валютного контроля, а ко вторым относятся резиденты и нерезиденты.
4. Принципиальная особенность валютных правоотношений состоит в том, что в одном и том же материальном поведении сочетаются права и обязанности, имеющие разное происхождение. Часть из этих прав и обязанностей возникает в условиях свободного волеизъявления и юридического равенства, их содержание определяется юридическими действиями (сделкой, чаще договором). Другая часть устанавливается юридическими актами (законом или иными правовыми актами) и носит публично-правовой характер.
Содержание валютных правоотношений образуют корреспондирующие права и обязанности их участников (субъектов), его можно считать сложным, поскольку включает в себя права и обязанности не только непосредственных субъектов, осуществляющих сделку с валютными ценностями, но и третьих лиц, обеспечивающих контроль за валютной операцией в процессе ее осуществления. Без участия последних осуществление валютных операций практически невозможно, за небольшим исключением.
Валютные правоотношения — это понятие, имеющее сложную юридическую природу, поскольку включает в себя комплекс отношений, регулируемых методами, присущими разным правовым отраслям. Методом юридического равенства сторон регулируются правоотношения, возникающие по поводу осуществления прав собственности на валютные ценности (право юридических и физических лиц иметь в собственности валютные ценности, а следовательно, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, однако следует отметить, что здесь имеется в виду право на пользование и распоряжение, а не сами пользование и распоряжение, которые, в свою очередь, регулируются совокупным методом, характеризующимся диспозитивными и императивными чертами). Методом власти и подчинения регулируются правоотношения, возникающие по поводу перемещения валютных ценностей через таможенную границу РФ; правоотношения, возникающие по поводу осуществления компетентными органами и их агентами валютного регулирования и контроля.
Валютные правоотношения входят преимущественно в предмет следующих отраслей права: конституционного, финансового, административного, уголовного, предпринимательского (хозяйственного), гражданского и международного (частного и публичного) и некоторых других. Несмотря на то что данные правоотношения входят в такое количество отраслей права, их можно объединить в две группы правоотношений: имеющих финансово-правовую природу и гражданско-правовую.
Валютные правоотношения, имеющие финансово-правовую природу, регулируются методом власти и подчинения. Следует отметить, что правоотношения подчиненности возникают не между участниками договора, которые осуществляют имущественные права, а между органами валютного контроля и резидентами и нерезидентами, причем последние являются отношениями не имущественными, а по поводу имущества, то есть по поводу реализации прав на имущество.
Валютные правоотношения, регулируемые гражданским правом, возникают между хозяйствующими субъектами, участвующими в обороте товаров, работ или услуг. Подобные правоотношения включают правоотношения, возникающие по поводу перехода права собственности на валютные ценности, валюту РФ и внутренние ценные бумаги, по поводу получения или предоставления кредитов в иностранной валюте, а также использования валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа. Таким образом, валютные правоотношения, имеющие гражданско-правовую природу, возникают в связи с владением, пользованием и распоряжением валютными ценностями, а в определенных случаях валютой РФ и внутренними ценными бумагами, то есть представляют собой имущественные правоотношения, предусмотренные п. 1 ст. 2 ГК РФ, и соответственно нормы, регулирующие данные правоотношения, следует относить к гражданскому законодательству, а сами правоотношения к гражданским, имущественным отношениям. В данном случае гражданское законодательство понимается в «широком» смысле и включает в себя помимо нормативных актов гражданского права также акты международного частного и предпринимательского права.
К валютным правоотношениям, регулируемым гражданским правом, в полной мере применяются закрепленные ст. 1 ГК РФ принципы: равенство сторон гражданских правоотношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.
В значительной мере валютное законодательство использует понятия и категории гражданского права («сделки», «комиссионное вознаграждение», «контрагенты», «работы», «услуги» и т.д.), а также включает нормы, непосредственно связывающие валютное законодательство с институтами гражданского права («недействительность сделок», «договоры страхования», «кредитные соглашения», «банковский счет», «аккредитив», «исполнение обязательств» и т.д.).
Представляется необходимым подчеркнуть, что в юридической литературе внимание в основном уделяется исследованию валютных правоотношений, имеющих финансово-правовую природу, в то время как валютные правоотношения, регулируемые гражданским правом, либо вообще не изучены, либо рассматриваются в рамках исследования иных правовых явлений. Поэтому считаем необходимым более подробно остановиться на изучении именно валютных правоотношений, регулируемых гражданским правом.
Большая часть таких валютных правоотношений возникает в процессе перемещения валютных ценностей, а в некоторых случаях валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Отношения экономического оборота, опосредующие процесс перемещения материальных благ, образуют предмет обязательственного права, подотрасли гражданского права. Соответственно отношения, опосредующие перемещение валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, являются обязательственными, то есть гражданско-правовыми. Реализация собственником правомочия распоряжения валютными ценностями ведет к возникновению валютного обязательственного правоотношения. Обязательства опосредуют процесс перемещения материальных благ от одного лица к другому и поэтому всегда устанавливаются между строго определенными лицами, то есть приобретают относительный характер. Валютные обязательства возникают между резидентами, между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами в процессе перемещения валюты РФ, внутренних ценных бумаг РФ и валютных ценностей на территории РФ.
Обязательство в иностранной валюте, являясь разновидностью денежных обязательств, представляет собой правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано произвести в пользу другого лица (кредитора) уплату денежных знаков, то есть предоставить предметы, выполняющие в обороте функцию средства платежа, в данном случае — иностранную валюту, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения этой обязанности.
В случаях, когда валютные ценности, валюта РФ, внутренние ценные бумаги РФ используются в качестве средства платежа, валютные правоотношения представляют собой расчетные правоотношения, или обязательства по расчетам.
Таким образом, валютные правоотношения, регулируемые методом юридического равенства сторон, являются разновидностью следующих гражданско-правовых отношений: отношений, возникающих из права собственности, денежных обязательств, обязательств по расчетам. Соответственно их можно разделять на две большие группы отношений: вещные и обязательственные. Необходимо уточнить, что вещные валютные правоотношения возникают не только из права собственности и прав, перечисленных в ст. 216 ГК, но также и из права на залог, права учреждения на распоряжение имуществом, полученным в результате разрешенной хозяйственной деятельности и некоторых других.
Валютные правоотношения, регулируемые гражданским правом, могут быть классифицированы по различным основаниям:
1. В зависимости от структуры межсубъектной связи: относительные и абсолютные.
2. В зависимости от вида объектов — правоотношения по поводу:
- внешних ценных бумаг,
- внутренних ценных бумаг РФ.
3. В зависимости от субъекта: правоотношения, возникающие между:
- резидентами и нерезидентами,
4. В зависимости от способа удовлетворения интересов управомоченного лица: обязательственные и вещные.
Приведенная классификация валютных правоотношений не является полной и отражающей все их признаки, однако позволяет сделать вывод, что, являясь разновидностью гражданских правоотношений, к ним в большей части могут быть применены основные критерии классификации гражданско-правовых отношений. С позиции узкого подхода валютные правоотношения — это урегулированные частными нормами права общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности резидентов и нерезидентов, реализующих свой специфический правовой статус и использующих валюту РФ, внутренние ценные бумаги РФ, валютные ценности как средства обращения и (или) как товар.
Подобные валютные правоотношения всегда осложнены иностранным элементом, вернее, валютным элементом, под которым в данном случае следует понимать специфический объект — валютные ценности и (или) специфический субъект — нерезидентов.
Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объемом предоставленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок.
Под объектами валютных правоотношений понимаются: — валюта Российской Федерации; — ценные бумаги в валюте Российской Федерации; — иностранная валюта; — валютные ценности.
Согласно ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» объекты правоотношений:
1) валюта Российской Федерации:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
2) иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
3) внутренние ценные бумаги:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;
4) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;
5) валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Эта же статья относит к субъектам валютных правоотношений:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;
3) уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
В Налоговом кодексе РФ не дается толкование термина "налоговые правоотношения", а определяются отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, - это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Очевидно, что данное определение строится на основе перечисления тех групп отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, но не выделения признаков этих отношений.
В литературе дается множество дефиниций данного института налогового права. Налоговые правоотношения определяют как:
отношения, возникающие при уплате налогов предприятиями, организациями и гражданами, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных законом [17, с. 28];
общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налогов [8, с. 130];
разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права [5, с. 87];
общественные отношения, возникающее на основе реализации норм налогового права [10, с. 194];
обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, установленных актом налогового законодательства [12, с. 55];
урегулированные нормами права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций [14, с. 332];
урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственных налоговых изъятий принадлежащего организациям и физическим лицам имущества в целях финансового обеспечения публичной деятельности [4, с. 25];
отношения, которые возникают в соответствии с налоговыми нормами (регулируют установление, введение и отмену налоговых платежей) и юридическими фактами, при этом участники отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, связанными с уплатой налогов и сборов в бюджет [7, с. 31];
общественные отношения по распределению бремени публичных расходов среди членов общества, основанные на принципах равенства, всеобщности, экономической обоснованности (соразмерности), имеющие организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичными субъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами) [1, с. 141];
существующие исключительно в правовой форме публично-правовые общественные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения [11, с. 120];
юридическая взаимосвязь между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также по осуществлению налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, основным содержанием которой являются субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности, закрепленные в налоговых правовых нормах и возникающие на основе фактов, содержащихся в данных нормах [3, с. 28];
охраняемые государством общественные отношения, урегулированные налоговым правом и характеризующиеся наличием субъективных прав и обязанностей у его участников [13];
урегулированные нормами законодательства о налогах и сборах имущественно-организационные публичные властные общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения между субъектами, наделенными налоговой правосубъектностью, обязательным участником которых является публично-правовое образование [2, с. 4];
вид финансовых отношений, урегулированных нормами налогового права, возникающих в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [9, с. 52];
публичные отношения, урегулированные нормами налогового права, имеющие властный характер и выражающие публичные интересы государства и муниципальных образований [16, с. 346];
общественные отношения, существующие исключительно в правовой форме, имеющие властно-имущественный характер и возникающие между субъектами, наделенными правами и обязанностями, связанными с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах [18, с. 7-8].
Структура налогового правоотношения, как у любого правоотношения, представляет триаду элементов - субъекты налоговых правоотношений, объект налогового правоотношения и содержание налогового правоотношения, под которым понимаются как права и обязанности субъектов правоотношения, так и реализация прав и обязанностей в поведении субъектов.
Наиболее полно описал признаки данного вида правоотношений Н.П. Кучерявенко:
опосредованность их движением публичных денежных фондов;
их специфическое место в системе правоотношений, поскольку они обеспечивают финансовые основы целостности, сбалансированности развития общества;
исключительно денежный характер;
их возникновение, изменение и прекращение непосредственно на основании закона;
специфическая характеристика субъектного состава и особенности правосубъектности участников налоговых правоотношений;
необходимость наличия в основе правового регулирования уплаты и взимания налогов и сборов четкой иерархической структуры элементов, без которых невозможна реализация налоговой обязанности;
уровень проявления властного характера при регулировании налогообложения (практически всегда это безусловная императивность);
целевая системность отношений, предполагающая реализацию основной цели поступления денежных средств в доходные части бюджета [6, с.165-169].
Что касается видов налоговых правоотношений, то они классифицируются по следующим основаниям:
в зависимости от функций, выполняемых нормами права - регулятивные и охранительные отношения;
по характеру правовых норм - материальные и процессуальные налоговые отношения;
по структуре юридического содержания - простые и сложные правоотношения;
в зависимости от их юридического объекта - основные и производные налоговые отношения;
по субъектному составу - отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов; и отношения между государством в лице его органов (муниципальными образованиями) и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений по поводу взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;
по структуре межсубъектных связей - относительные и абсолютные;
по времени: временные и постоянные [все изложенное по: 18, с. 9-10];
в зависимости от функций, выполняемых нормами права, - общерегулятивные, конкретно-регулятивные, комплексные и охранительные [7, с. 31];
общие (носят денежный характер и возникают по поводу исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности) и специальные (возникают в процессе реализации этой обязанности налогоплательщика перед государством между плательщиком, банком, налоговыми органами и т.п.) [8, с. 130];
имущественные и неимущественные [11, с. 122].
1. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003.
2. Евтушенко В.Ф. Понятие и признаки налогового правоотношения в аспекте современного налогового права // Финансовое право. 2005. N 9. С. 2-4.
3. Казаков В.В. Налоговая политика, налогообложение, налоговые правоотношения - основополагающие категории в системе налогового права // Финансовое право. 2011. N 7. С. 26-28.
4. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева (автор главы Ногина О.А.). М., 2001.
5. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001.
6. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Д.М. Щекина. М., 2009.
7. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 2001.
8. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.
9. Налоговое право: учебник. Под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2012.
10. Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Крохина Ю.А. (автор главы Карасева М.В.). М., 2004.
11. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009.
12. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М., 1997.
13. Тютин Д.В. Налоговое право. Курс лекций.
14. Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева (автор главы Химичева Н.И.). М., 2003.
15. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2000.
16. Финансовое право. Учебник. Под ред. И.И. Кучерова (автор главы Кобзарь-Фролова М.Н.). М., 2010.
17. Цыпкин С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М., 1955.
18. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение (теоретико-правовой аспект): Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2003.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.
Авторы материалов сборника
Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.
Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.
Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.
Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.
Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.
Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).
Участники налоговых отношений определены налоговым законодательством РФ.
Понятие участников налоговых отношений
Основу налоговых правоотношений РФ составляет их властный характер (ст. 2 НК РФ). Исходя из этого, налоговые отношения сформированы и определены составом их участников: организаций и физических лиц, а также фискальных органов России (налоговых и таможенных).
Публично-правовая природа всей системы налогового права устанавливает правовую субординацию сторон налоговых отношений, которая касается исполнения налоговой обязанности, одной из сторон, являющейся подчиненным или обязанным ее участником и стороной, наделенной властными полномочиями.
Лица, являющиеся участниками налоговых отношений
Положения ст. 9 НК РФ определяют полный субъектный состав таких лиц, как участники налоговых отношений, которые регулируют налоговое законодательство. Исполняющими налоговые обязанности, в соответствии с положениями данной нормы, являются налогоплательщики и фискальные органы (таможенные и налоговые). Более детально система налоговых органов описана в ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах РФ", а описание таможенных органов содержит ФЗ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Правовой статус налогоплательщиков и налоговых агентов установлен соответственно ст. ст. 19 и 24 НК РФ.
Обязанной стороной в данных правоотношениях, помимо налогоплательщика, могут выступать:
- налоговые агенты;
- банки, либо другие кредитные организации;
- наследники налогоплательщика;
- ликвидационные комиссии (ст. 49 НК РФ);
- правопреемники юр. лица, которое реорганизовано и являлось налогоплательщиком (ст. 50 НК РФ);
- в некоторых случаях лица, выступающие поручителями и залогодателями.
Система налоговых органов в Российской Федерации
Вся система налоговых органов, которая определена положениями ст. 37 НК РФ относится к единой централизованной системе, позволяющий осуществлять контроль в сфере соблюдения законодательства, которое регулирует налоги и сборы, а также правильное их начисление, своевременность и полноту уплаты в соответствующий бюджет. К системе налоговых органов законодательной относят:
- Федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен осуществлять свой контроль и надзор в сфере налогов и сборов (ФНС России). Находится ФНС в прямом ведении Министерства Финансов России. МФ РФ, в свою очередь, выполняет функции по общему руководству налоговыми органами, а также уполномочен на издания нормативно-правовых фактов (различных инструкций, писем, пояснений).
- Все территориальные органы ФНС (их управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, районные и расположенные в районах городов, в городах, не имеющих районного деления (ИФНС), а также инспекции, осуществляющие свои функции на межрайонном уровне.
ФНС России, включая и все ее территориальные органы - это юридические лица со всеми присущими им характеризующими особенностями.
Действовать налоговые органы могут только в пределах компетенции, предоставленной им законами.
Рамки их компетенции устанавливают положения кодекса (ст.ст. 31, 32), и другие нормативно-правовые акты, которые не противоречат положениям кодекса.
Основой регулирования деятельности ФНС РФ, является Конституция России, изданные Федеральные конституционные законы, Федеральное законодательство и другие нормативно-правовые акты, включая и международные договоры России, а также положение о Федеральной налоговой службе.
Деятельность ФНС осуществляет посредством своих территориальных органов, при этом она взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и т. д., а также с различными общественными организациями и другими объединениями.
Взаимодействие налоговых органов во многом связано с таможенными, финансовыми и различными организациями и другими органами. В сферу взаимодействия входит оборот информации, документов и сведений, проведение различных общих мероприятий и т. д. Все эти действия имеют одну общую цель - пресечение налоговых правонарушений, обеспечение уплаты налогов и сборов в установленные сроки.
Система таможенных органов в Российской Федерации
Положение статьи 9 ФЗ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» дают определение таможенным органом, как единой Федеральной централизованной системе. Также статьей 10 этого закона запрещено вмешательство каких-либо органов либо организаций и т. д. в деятельность таможенных органов в период, когда последние осуществляют свои непосредственные функции. Перечисленные обязанности таможенных органов в положениях статьи 16 закона устанавливают рамки компетенции органов таможни, исходя из которых они осуществляют свою деятельность.
В силу ст. 16 ФЗ N 311-ФЗ и в соответствии с положениями статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного целью деятельности таможенных органов является обеспечение ими комплекса основных задач, перечень которых определяет рамки полномочий и обязанностей таможенных органов осуществлять установленные законом функции, из которых прямо вытекают их обязанности, прописанные в положениями ст. 34 НК РФ.
В рамках этой нормы налогового закона таможенные органы наделены полномочиями и обязанностями налоговых органов, которые осуществляются их должностными лицами в сфере налоговых отношений по взиманию налогов в случаях перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Понятие налогоплательщика
Положение статьи 19 НК РФ устанавливают понятие плательщиков сборов, а также налогоплательщика. Законодатель относит к этой категории физических лиц и организации, которые обязаны, исходя из положений Налогового кодекса, уплачивать сборы и налоги. Одним из определяющих факторов при возложении обязанности на юридических лиц в качестве налогоплательщика является наличие у них самостоятельного баланса и сметы. Также налогоплательщиками и плательщиками сборов считаются зарегистрированные в России организации.
Аналогичная правовая позиция касается и физических лиц. Налогоплательщиками также признаются граждане России, иностранцы, а также лица без гражданства. Как на организации, так и на физлиц закон возлагает обязанность уплаты установленных налогов, постановку на учет в налоговых органах, если такая обязанность установлена НК РФ, а также отчетность в налоговую и ведение предусмотренного для субъектов налоговых отношений учета. Необходимо отметить, что внесенными изменениями с января 2015 года обязанности налогоплательщиков несут и иностранные структуры без образования юридического лица.
Понятие налогового агента
Правовой статус лиц в качестве налогового Агента закреплен в статье 24 НК РФ. Законодатель определяет налоговых агентов как лиц, которые, исходя из положений кодекса, должны проводить исчисления и удержания у налогоплательщиков соответствующих сумм налогов и сборов.
Исходя из положений пункта 1 и 3 этой нормы обязанностью налогового агента является непосредственно перечисление налогов в бюджет РФ. За неисполнение таких обязанностей применяются правовые последствия, которыми являются начисление штрафов и пени. Их причиной являются любые действия налогового агента, которые привели к полному, либо частичному непоступлению налогов в бюджет.
Права участников налоговых отношений
Наличие юридических прав и обязанностей - это неотъемлемая часть образовавшихся правоотношений участников. Налоговые отношения не являются исключением из них. Права – это один из элементов, составляющих налоговые отношения, определяют которые положения статьи 21 НК РФ. Данная норма позволяет налогоплательщику:
- получать все необходимые сведения, разъяснения и т.д. от налоговых органов, которые касаются законодательства о налогах и сборах;
- пользоваться различными льготами, отсрочками;
- предоставлять в налоговый орган какие-либо необходимые пояснения;
- осуществлять представительство в налоговых органах;
- присутствовать во время выездных проверок, а также получать все результирующее их документы;
- требовать возмещения в случаях причинения убытков;
- обжаловать неправомерные действия налоговых органов и любым другим законным способом защищать свои интересы.
В целом права налогоплательщика законодательно обеспечены наличием непосредственных обязанностей представителей налогового органа. При этом их ненадлежащее исполнение, повлекшее нарушение прав налогоплательщика, влечет за собой и предусмотренную законами ответственность.
Определяя обязанности таких лиц, как участники налоговых отношений, в качестве налоговых агентов, Налоговый кодекс установил те же полномочия, которые ранее предусматривали НПА, применяемые в налоговых отношениях. Это значит, что права налогового агента практически идентичны правом налогоплательщиков.
Исходя из положений статьи 31 НК РФ налоговые органы обладают правами, которые смогут и должны обеспечить их деятельность, связанными с соблюдением налогового законодательства в сфере обеспечения и контроля за своевременным начислением и уплатой налогоплательщиками налогов и сборов, а также поступлением указанных платежей в бюджет России.
Обязанности участников налоговых отношений
Положения статьи 23 НК РФ обязывают налогоплательщика (ИП и организации) соблюдать налоговое законодательство в рамках:
- обобщения всей необходимой информации о себе, которая касается осуществления имя хозяйственной деятельности в рамках налогового законодательства;
- соблюдения сроков уплаты сборов и налогов, а также правильности их начисления;
- сообщения обо всех изменениях (месторасположение, открытие или закрытие счетов, участие в иностранных организациях, создание обособленных подразделений, начало процедуры банкротства и т, д.).
Также налогоплательщик, который оплачивает налог в результате перемещения принадлежащего ему товара через таможенную границу РФ, несет обязанность, которая установлена законодательством РФ.
Учитывая, что налоговые агенты обладают теми же правами и несут такие же обязанности, что и налогоплательщики их соблюдение также регламентировано положениями Налогового кодекса. Однако статья 23 НК РФ расширила круг их обязанностей, в который включила исчисление и удерживание из средств, которые выплачиваются налогоплательщиком в виде соответствующих налогов и их последующую уплату в бюджет, сообщение всей необходимой информации налоговым органам, ведение выплаченного налогоплательщику дохода, и т. д.
Определяя обязанности налоговых органов в рамках сложившихся налоговых отношений с их участниками, законодатель предусмотрел, что налоговые органы должны осуществлять свою деятельность, в первую очередь, таким образом, чтобы при этом были соблюдены права налогоплательщиков, а также установленные НК РФ и налоговым законодательством нормы, обеспечивающие поступления от налогов и сборов в бюджет России.
Валютные правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами валютного законодательства, имеющие специальный состав субъектов и складывающиеся относительно валюты и валютных ценностей.
Специальными субъектами валютных правоотношений выступают резиденты и нерезиденты.
В соответствии с законодательством РФ к категории резидентов относятся:
физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением российских граждан, признаваемых постоянно прожи- вающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
постоянно проживающие в России на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц — резидентов;
дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные российские представительства при межгосударственных или межправительственных организациях;
Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования в случаях, когда вступают в валютные правоотношения.
физические лица, не являющиеся резидентами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
аккредитованные в России дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в России;
находящиеся на территории России филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов — юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами; иные лица, не являющиеся резидентами.
Объектами валютных правоотношений являются валюта или валютные ценности.
Термин «валюта» используется в двух смыслах: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платеж- ные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта).
Для характеристики соотношения внутренней и иностранной валют используются следующие понятия: «необратимая (неконвертируемая) валюта», т. е.
Определение и классификация валюты содержатся в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившем в силу в основной своей части 17 июня 2004 г., за исключением ряда статей, перечисленных в ст. 26 указанного Закона.
К валюте РФ относятся: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты; б) средства в рублях на банковских счетах и в банковских вкладах.
К иностранной валюте отнесены: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Валютные ценности — ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны. Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены: а) иностранная валюта; б) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездоку-ментарной форме. Внешними ценными бумагами не являются эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ и выпущенные на территории РФ.
В Налоговом кодексе РФ не дается толкование термина "налоговые правоотношения", а определяются отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, - это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Очевидно, что данное определение строится на основе перечисления тех групп отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, но не выделения признаков этих отношений.
В литературе дается множество дефиниций данного института налогового права. Налоговые правоотношения определяют как:
отношения, возникающие при уплате налогов предприятиями, организациями и гражданами, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных законом [17, с. 28];
общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налогов [8, с. 130];
разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права [5, с. 87];
общественные отношения, возникающее на основе реализации норм налогового права [10, с. 194];
обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, установленных актом налогового законодательства [12, с. 55];
урегулированные нормами права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций [14, с. 332];
урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственных налоговых изъятий принадлежащего организациям и физическим лицам имущества в целях финансового обеспечения публичной деятельности [4, с. 25];
отношения, которые возникают в соответствии с налоговыми нормами (регулируют установление, введение и отмену налоговых платежей) и юридическими фактами, при этом участники отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, связанными с уплатой налогов и сборов в бюджет [7, с. 31];
общественные отношения по распределению бремени публичных расходов среди членов общества, основанные на принципах равенства, всеобщности, экономической обоснованности (соразмерности), имеющие организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичными субъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами) [1, с. 141];
существующие исключительно в правовой форме публично-правовые общественные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения [11, с. 120];
юридическая взаимосвязь между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также по осуществлению налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, основным содержанием которой являются субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности, закрепленные в налоговых правовых нормах и возникающие на основе фактов, содержащихся в данных нормах [3, с. 28];
охраняемые государством общественные отношения, урегулированные налоговым правом и характеризующиеся наличием субъективных прав и обязанностей у его участников [13];
урегулированные нормами законодательства о налогах и сборах имущественно-организационные публичные властные общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения между субъектами, наделенными налоговой правосубъектностью, обязательным участником которых является публично-правовое образование [2, с. 4];
вид финансовых отношений, урегулированных нормами налогового права, возникающих в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [9, с. 52];
публичные отношения, урегулированные нормами налогового права, имеющие властный характер и выражающие публичные интересы государства и муниципальных образований [16, с. 346];
общественные отношения, существующие исключительно в правовой форме, имеющие властно-имущественный характер и возникающие между субъектами, наделенными правами и обязанностями, связанными с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах [18, с. 7-8].
Структура налогового правоотношения, как у любого правоотношения, представляет триаду элементов - субъекты налоговых правоотношений, объект налогового правоотношения и содержание налогового правоотношения, под которым понимаются как права и обязанности субъектов правоотношения, так и реализация прав и обязанностей в поведении субъектов.
Наиболее полно описал признаки данного вида правоотношений Н.П. Кучерявенко:
опосредованность их движением публичных денежных фондов;
их специфическое место в системе правоотношений, поскольку они обеспечивают финансовые основы целостности, сбалансированности развития общества;
исключительно денежный характер;
их возникновение, изменение и прекращение непосредственно на основании закона;
специфическая характеристика субъектного состава и особенности правосубъектности участников налоговых правоотношений;
необходимость наличия в основе правового регулирования уплаты и взимания налогов и сборов четкой иерархической структуры элементов, без которых невозможна реализация налоговой обязанности;
уровень проявления властного характера при регулировании налогообложения (практически всегда это безусловная императивность);
целевая системность отношений, предполагающая реализацию основной цели поступления денежных средств в доходные части бюджета [6, с.165-169].
Что касается видов налоговых правоотношений, то они классифицируются по следующим основаниям:
в зависимости от функций, выполняемых нормами права - регулятивные и охранительные отношения;
по характеру правовых норм - материальные и процессуальные налоговые отношения;
по структуре юридического содержания - простые и сложные правоотношения;
в зависимости от их юридического объекта - основные и производные налоговые отношения;
по субъектному составу - отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов; и отношения между государством в лице его органов (муниципальными образованиями) и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений по поводу взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;
по структуре межсубъектных связей - относительные и абсолютные;
по времени: временные и постоянные [все изложенное по: 18, с. 9-10];
в зависимости от функций, выполняемых нормами права, - общерегулятивные, конкретно-регулятивные, комплексные и охранительные [7, с. 31];
общие (носят денежный характер и возникают по поводу исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности) и специальные (возникают в процессе реализации этой обязанности налогоплательщика перед государством между плательщиком, банком, налоговыми органами и т.п.) [8, с. 130];
имущественные и неимущественные [11, с. 122].
1. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003.
2. Евтушенко В.Ф. Понятие и признаки налогового правоотношения в аспекте современного налогового права // Финансовое право. 2005. N 9. С. 2-4.
3. Казаков В.В. Налоговая политика, налогообложение, налоговые правоотношения - основополагающие категории в системе налогового права // Финансовое право. 2011. N 7. С. 26-28.
4. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева (автор главы Ногина О.А.). М., 2001.
5. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001.
6. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Д.М. Щекина. М., 2009.
7. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 2001.
8. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.
9. Налоговое право: учебник. Под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2012.
10. Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Крохина Ю.А. (автор главы Карасева М.В.). М., 2004.
11. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009.
12. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М., 1997.
13. Тютин Д.В. Налоговое право. Курс лекций.
14. Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева (автор главы Химичева Н.И.). М., 2003.
15. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2000.
16. Финансовое право. Учебник. Под ред. И.И. Кучерова (автор главы Кобзарь-Фролова М.Н.). М., 2010.
17. Цыпкин С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М., 1955.
18. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение (теоретико-правовой аспект): Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2003.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.
Авторы материалов сборника
Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.
Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.
Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.
Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.
Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.
Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).
Читайте также: