Какие налоги составляли государственную налоговую систему в англии и франции 7 класс

Опубликовано: 12.05.2024

Слюнченко Анастасия Витальевна

Конспект урока по теме "Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе".

ВложениеРазмер
4_absolyutizm.docx 22.77 КБ

Предварительный просмотр:

История Нового времени. 7 класс.
Урок 4. « Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе ».

Этап проверки домашнего задания.

Тест по теме «Технические открытия. Выход к мировому океану. ВГО и их последствия».

Этап актуализации знаний.

  1. В какие столетия в Англии и Франции сформировались сословно-представительные учреждения? (в XIII в. в Англии, в XIV в.во Франции)
  2. Какие причины способствовали их созданию? (короли стремились укрепить свою власть, получив поддержку большей части общества, а особенно крупных феодалов)
  3. Какое влияние оказывали эти учреждения на политическую жизнь государств и положение сословий? (постепенно преодолевалась феодальная раздробленность, некоторые слои принимали участие в политической жизни общества)

Этап изучения нового материала.

В XIX в. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил: «Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастности, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности». Действительно ли короли Европы соответствовали этой характеристике?

Рожденный подданным должен повиноваться

Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному человеку – монарху.

Как Вы думаете, почему подданные были готовы полностью подчиниться королю? (Абсолютизм предполагал прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных землевладений, сковывавших развитие промышленности и торговли, а также формирование единого национального государства. Все это встречало поддержку крестьянства, горожан и дворянства).

  1. Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников
  2. Формирование постоянной профессиональной армии
  3. Создание государственной налоговой системы
  4. Введение единого государственного законодательства и административного устройства
  5. Образование государственной церкви
  6. Проведение единой государственной экономической политики
  7. Создание системы единых мер и весов

Один король – одна страна

Работая с п.3 учебника (с.29-34) заполните пропуски в сравнительной таблицу.

Единое административное устройство

Наступление против отдаленных северных графств и Уэльса, сохранявших некоторую независимость, подчинение их Лондону. Конфискация земель мятежников в пользу королевской казны.

Провинции Нормандия, Бургундия и ряд других теряют свои старые права, обеспечивавшие им независимость, подчиняются королевской власти.

Отношения с представительными органами

Короли собирали парламент, но стремились делать это как можно реже. Монархи изобретали всяческие средства, чтобы уменьшить их значение. Имели право вето – могли запретить любое решение парламента.

Короли не собирали Генеральные штаты с 1614 по 1789 г., но вынуждены были считаться с парламентами крупных городов в случае большой необходимости.

Общегосударственный аппарат управления

Создание Тайного совета (от 1 до 1,5 тыс. чиновников), членов которого назначал монарх. Тайны совет совместно с королем определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны. Король – глава государства. Главный доход – не жалованье, а плата населения чиновникам за услуги.

Фактически в стране существовало личное правление короля. При нем имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал его членов, и за ним оставалось последнее слово. Главный доход – не жалованье, а плата населения чиновникам за услуги.

Судебная и местная власть

Большая часть судебных дел передавалась в ведение королевских судов. Звездная палата наблюдала за системой правосудия в Англии. Существовали и выборные мировые судьи, которые управляли графствами. Правительство активно следило за кандидатами.

Французские короли считали, что высшие судебные органы в провинциях стесняют высшие судебные органы в провинциях - парламенты. Стремясь усилить свою власть в провинции посылали своих представителей – интендантов, которые следили за исполнением законов.

Малочисленная армия, но сильный военный флот.

Самая большая и сильная сухопутная армия в мире.

Государственная налоговая система

Налоги устанавливались парламентом, что не давало королю возможность их постоянно увеличивать.

Постоянный рост прямых и косвенных налогов.

Единая законодательная система

Законы обсуждались в парламенте и принимались королем.

Король считал, что его подписи достаточно, чтобы его указы стали законом.

Монарх – наместник Христа на земле

Англиканская церковь, распространение протестантизма.

Католичество. Король смог подчинить церковь в первую очередь себе.

Государственная экономическая политика

Меркантилизм – экономическая политика и экономическое учение, в основе которого лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом с целью привлечения денег в страну.

Меркантилизм – экономическая политика и экономическое учение, в основе которого лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом с целью привлечения денег в страну.

Несмотря на особенности развития и в Англии, и во Франции короли стремились к укреплению личной власти, полагая, что право повелевать дано Богом. Они успешно пытались ограничить влияние парламента и Генеральных штатов в государстве.

Монарх – помазанник Божий

Верховная власть короля проявлялась в праве определять религию государства, вершить справедливый суд, объявлять войну и заключать мир, назначать чиновников и даровать дворянство простолюдинам, издавать указы, чеканить монеты, собирать налоги, а также в праве помилования.

Вспомним высказывание О. Бисмарка о том, каким должен быть монарх. Соответствовал ли Людовик XIV данной характеристике?

Создание национальных государств

В рамках абсолютистских государств, имеющих четкие границы, одну господствующую религию, один язык и общую культуру складывались централизованные национальные государства.

  1. Англия и Франция – централизованные монархические государства.
  2. Германия и Италия сохранили феодальную раздробленность, в государственных образованиях которых местные правители фактически превратились в абсолютных монархов.
  3. Венеция, Швейцария и Нидерланды стали республиками, что было в те времена большой редкостью.

Этап подведения итогов.

  1. Дайте определения понятиям «абсолютизм» и «меркантилизм» (меркантилизм - Меркантилизм – экономическая политика и экономическое учение, в основе которого лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом с целью привлечения денег в страну; абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному человеку – монарху)
  2. Назовите причины формирования абсолютизма в странах Европы? ( Абсолютизм предполагал прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных землевладений, сковывавших развитие промышленности и торговли, а также формирование единого национального государства. Все это встречало поддержку крестьянства, горожан и дворянства).
  3. Как идеологически обосновывалась абсолютная власть монархов? (король – помазанник Божий, ему власть дана свыше, монархи Европы в то же время не могли установить деспотичную власть)

У российских предпринимателей, которые хотят инвестировать в зарубежные активы, в фаворитах стабильно держатся четыре страны: Великобритания, Испания, Франция и Германия. Рассказываю кратко и в цифрах, где какие нужно платить налоги и какие есть возможности.

В Англии прогрессивная шкала налогов — годовой доход менее 12 500 £ (ориентировочно 1 млн рублей) налогом не облагается совсем. Зато уже с каждого заработанного фунта в промежутке от 12 501 до 50 000 £ нужно отдать 20%; а дальше ставка повышается еще больше:

от 12 501 до 50 000 £ — 20%

от 50 001 до 150 000 £ — 4 0%

от 150 001 £ — 45%

от 0 до 12 500 £ — 0%

Плюс нужно платить социальный налог (на здравоохранение и пенсию), он тоже разный: тот, кто получает меньше 8632 £, не платит его совсем, тот, у кого зарплата от 8633 до 50 000 £ — отдает 12%; плюс такую же сумму за него платит работодатель (то есть социальная ответственность делится между физлицами и юрлицами). А вот те, кто зарабатывает больше 50 000 £, платят соцналог только 2%.

Здесь есть калькулятор, который все считает автоматически.

При этом Великобританию многие считают налоговой гаванью — иностранцы-резиденты могут жить здесь и не платить налоги на свои иностранные активы, если доходы не поступают на британские счета: для этого нужно оплатить фиксированную сумму в 30 000 фунтов стерлингов в год.

Корпоративный налог на прибыль для компаний, которые ведут свою деятельность на территории Англии, составляет от 15 до 20%.

Налоги на недвижимость в Англии — тоже достаточно разветвленные. Так, есть несколько ступеней гербового сбора — налога, который оплачивается при покупке объекта — он может составлять от 0 до 12%, и зависит от стоимости недвижимости. Доход от сдачи объекта в аренду также облагается налогом по прогрессивной шкале: если вы заработали за год не более £11,000, то налог будет 0%, на каждый фунт в промежутке от £11,000 до 32,010 нужно платить 20%, а дальше — больше, вплоть до 45% дохода.

Как и в большинстве развитых стран, в Испании подоходный налог (IRPF) считается по прогрессивной шкале: от 19%. При этом есть налоговые вычеты и льготы тем, у кого есть дети, ипотека или иждивенцы.

от 12 450 € до 20 200 € — 24%

от 20 200 € до 34 000 € — 30%

от 34 000 € до 60 000 € — 37%

Налог на деятельность предприятий (Impuesto de Sociedades) в Испании разнится в зависимости от региона и составляет от 25% до 30%. При этом налог на экономическую деятельность не платят предприниматели, которые работают меньше 2х лет, а также компании, нетто-оборот которых не превышает 1 миллиона евро.

Налоги на недвижимость в Испании. Разовые сборы при покупке составят от 6 до 11% стоимости объекта (в зависимости от того, коммерческий он или жилой, элитный или нет, а также от того, в каком регионе он находится). Ежегодно еще оплачиваются налоги на владение — от 0,7 до 1,6% от кадастровой стоимости недвижимости. Для тех, кто сдает объект в аренду, действует ставка 24% — для резидентов и нерезидентов страны, которые не имеют европейского гражданства, и 19% — для тех, у кого испанский или любой другой европейский паспорт.

Налоги во Франции — одни из самых высоких в мире, особенно для тех, кто зарабатывает больше 150 тысяч евро в год (вспомним тут Жерара Депардьё, который предпочел переехать в Россию из-за французской налоговой политики). Число всех налогов и сборов во Франции превышает 200 позиций — они еще постоянно изменяются и уточняются. В среднем, резидент Франции отдает порядка 40% своих доходов на различные налоги — этот показатель в остальной Европе держится на уровне 30-33%.

от 9,964 до 27,519 € — 14%

от 27,519 до 73,779 € — 30%

от 73,779 до 156,224 € — 41%

свыше 156,224 — 45%

При этом надо понимать, что если вы врач и зарабатываете, скажем, 10 тысяч € в месяц (в год — 120 тысяч), то из этой суммы будет вычитаться 9,964 €, а остаток делится на три части: до 27 тысяч вы заплатите 14%, до 73 тысяч — 30%, а на остальную сумму уже — 41%. Можно получать налоговый вычет — если у вас есть дети или иждивенцы.

Ставка налога на прибыль бизнеса во Франции составляет 33,33%; для крупных компаний она повышается еще на 3,3%, а для малого и среднего бизнеса — снижается на 15%. Есть также налоги на прирост капитала, 19% (например, при продаже недвижимости, которая была в собственности меньше 22 лет) и налоги на операции с ценными бумагами — 0,2%.

Налоги на недвижимость во Франции. Если вы покупаете новый дом или апартаменты (до 5 лет по возрасту здания), то разовые сборы на такой объект составят 2-3% от стоимости. Для более старой недвижимости ставка составляет 6-7%. Ежегодно нужно оплачивать налог на владение — он зависит от площади жилья, его стоимости и престижности локации (например, налог на квартиру с окнами на Эйфелеву башню будет многократно выше, чем налог на жилье в том же доме, но с окнами, выходящими в глухой двор). Еще один обязательный платеж для резидентов страны — налог на проживание (его платят даже те, кто не имеет своего жилья, а живет на съемном); он составляет порядка 1 000 евро в год для семейных апартаментов и до 8,6 тысяч евро в год для вилл. Для владельцев люксовой недвижимости (дороже 0,8 млн евро) в стране действует дополнительный налог на роскошь — от 0,5% до 1,5%. Налог на сдачу внаем недвижимости составляет 20% — он взимается с суммы после вычета издержек (обслуживание, страховка, ремонт, ипотека и т.п.)

Налоги в Германии построены на принципах экономиста Людвига Эрхарда – его называют первым в мире либеральным реформатором нового типа. Он заявлял, что налоги обязаны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе. И что величина налогов должна соответствовать размеру оказываемых государством услуг.

Шкала подоходного налога в Германии прогрессивная: от 19 до 43%, при этом есть необлагаемый налогом минимум: 5616 € (для одиноких) и 11232 € (для семейных пар).

все доходы, которые выше 9000 € —19%

доходы от 9000 до 13 996 € (27 992 € для пары) — 24%

от 13 996 € до 54949 € (109 898 € для пары) — 42%

от 54949 € до 260532 € (521 046 € для пары) — 43%

В целом, налоги в Германии заточены под то, чтобы быть гибкими в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Молодежь и семейные люди с детьми здесь платят меньше, чем те, кто живет один, даже если у них соизмеримые доходы.

Налоги на недвижимость в Германии. Здесь есть льготы для компаний, которые управляют своими активами, а другой деятельности не ведут: так, обычная ставка налога на сдачу недвижимости в аренду может достигать 47%, в зависимости от региона и стоимости объекта. А для таких компаний она будет всего 15%.

Кроме того, есть возможность снизить ее до 9%: если применить вычет ваших затрат на амортизацию здания. Еще один законный способ снизить ставку налога вообще до 0% – выдать собственной компании кредит на покупку объекта.

«Рожденный подданным должен повиноваться».

«Воля Бога заключается в том, чтобы всякий рождённый подданным повиновался без рассуждений» — эта фраза выражает теоретический смысл абсолютизма. Абсолютизм — форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу — монарху.

Вспомните о времени феодальной раздробленности, когда «каждый воевал против каждого». Вы знаете, сколько горя междоусобные войны принесли жителям европейских государств, и прежде всего крестьянам, не имевшим никакой защиты.

Абсолютизм складывался в период разложения традиционного общества, в конце XV—XVI вв., а своего расцвета достиг в XVII в. Ему присущи создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; формирование постоянной профессиональной армии; создание государственной налоговой системы; введение единого государственного законодательства и административного устройства, шаги по созданию системы единых мер и весов; образование государственной церкви; проведение единой государственной экономической политики.

Как же оценивать эпоху абсолютизма? Надо понимать, что на практике абсолютная власть монарха нигде не была реализована в полной мере.

Один король — одна страна.

На примере истории Англии и Франции проследим процесс становления абсолютизма.

При абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий, пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость. Во Франции, например, после завершения Столетней войны провинции Нормандия, Бургундия и другие теряют свои старые права, обеспечивавшие им независимость, и подчиняются королевской власти.

В Англии Генрих VIII Тюдор повёл наступление против отдалённых северных графств и Уэльса, сохранявших ещё некоторую независимость, и подчинил их Лондону. Для управления этими территориями были созданы специальные государственные органы — Совет Севера и Совет Уэльса.

Чтобы не допустить повторения кровавых событий, подобных междоусобной борьбе между Йорками и Ланкастерами, короли из новой династии Тюдоров распустили рыцарские отряды, сровняли с землёй замки бунтующей аристократии, подавили мятежи непокорной знати. Земли мятежников конфисковывались и передавались в королевскую казну.

Крепостные стены, земляные валы и глубокие рвы, наполненные водой, не помогли и городам сохранить свои вольности, которые были значительно ограничены.

«Как мои предки могли допустить такое учреждение. »

В эпоху абсолютизма органы сословного представительства (английский парламент, испанские кортесы, Генеральные штаты во Франции) утрачивают прежнее значение. Главная мечта монархов — избавиться от них совсем. Но поскольку полностью уничтожить представительные учреждения оказалось невозможно, монархи изобретали всяческие средства, чтобы уменьшить их значение. Для этого применялись методы кнута и пряника.

В Англии Тюдорам приходилось считаться с существованием парламента. Согласно старинным обычаям английские короли не имели права собирать налоги без его разрешения. В отношениях с парламентом Тюдоры проявили себя дипломатами. Они предпочитали сотрудничать с ним, а не бороться. Тем не менее за 37 лет правления Генриха VIII парламент собирался всего 21 раз. Дочь Генриха VIII королева Елизавета парламент не любила, и это было заметно. Она созывала его всего 13 раз за все 45 лет правления. В глазах королевы парламент был досадной необходимостью, за которую её министрам следовало бы просить прощения. Однако на словах Елизавета всегда заявляла о своей готовности прислушиваться к его мнению. Именно в период правления Тюдоров в Англии произошло усиление абсолютизма.

После смерти бездетной Елизаветы Тюдор в 1603 г. корона Англии перешла к шотландскому королю Якову VI Стюарту, её племяннику. Он стал королём Англии, Шотландии и Ирландии Яковом I Стюартом (1603—1625). В отношениях с парламентом король Яков I не проявил себя дипломатом и не скрывал своего отвращения к этому учреждению, что привело к конфликту между королевской властью и парламентом. «Не понимаю, — заявил он однажды испанскому послу, — как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться». А ведь английские короли имели право вето и могли запретить любое решение парламента.


Рис. Король Яков I Стюарт.
Найдите на гравюре и назовите атрибуты королевской власти.

Собрав свой первый парламент в 1604 г., Яков I обратился к нему с речью: «В моём лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров — моя законная жена. Я глава, а остров — моё тело. Я пастырь, а остров — моё стадо».

Во Франции абсолютная монархия стала складываться к XVI в. Король Франциск I (1515—1547) из династии Валуа настолько был уверен в праве на неограниченность своей власти, что только один раз созвал Генеральные штаты. На своих указах он писал: «Ибо нам так угодно».

В отличие от английского парламента, Генеральные штаты во Франции не превратились в постоянно действующий орган. Созывались они редко, только в случае большой необходимости. С 1614 до 1789 г. Генеральные штаты не собирались ни разу.

Единая система государственного управления.

В Англии центральным административным и исполнительным органом ещё при Тюдорах стал Тайный совет, членов которого назначал монарх. Тайный совет совместно с королём определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны.

Во Франции, как и в Англии, главой государства был король, обладавший всей полнотой власти. При нём имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал его членов, и за ним оставалось последнее слово. Членами правительства были принцы крови, высшие духовные чины, финансисты, юристы, но фактически в стране существовало личное правление короля.

Судебная и местная власть под контролем короля.

Организация судебной системы также использовалась для укрепления абсолютизма.

В Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звёздная палата, она же наблюдала за системой правосудия в Англии. Уже в это время, наряду с судьями, назначаемыми короной, существовали и выборные, мировые судьи, пользовавшиеся большим влиянием. Им принадлежала главная роль в управлении графствами, а выбирались они на собрании дворянства графства из числа наиболее уважаемых и достойных рыцарей. Но эта самостоятельность, скорее, была внешней, так как правительство внимательно следило за выборами и неугодная королю кандидатура просто не могла пройти. Бывало и так, что Тайный совет рассылал в графства письма, где прямо указывалось, кого надо избрать на пост мирового судьи. Среди мировых судей были представители старой, родовитой аристократии и нового дворянства.


Рис. Франция. Приём у прокурора

Мировых судей называли «глаза и уши короны». Они должны были не только вести судебные процессы, но и разоблачать заговоры, подавлять мятежи крестьян и городских низов, преследовать бродяг, собирать налоги, организовывать сбор денег для оказания помощи бедным и пр. Как видите, дел у мировых судей было много.

Французские короли считали, что более всего их власть стесняют высшие судебные органы в провинциях — парламенты, имевшие широкие полномочия, — им принадлежало право обжалования судебных и правительственных решений. В XVII в. таких парламентов в стране было 17. Наибольшим влиянием пользовался Парижский парламент, деятельность которого распространялась на треть территории страны. Парламенты имели не только судебные, но и некоторые политические права. Так, Парижский парламент назначал регента (временного правителя государства в случае малолетства короля), рассматривал договоры и указы короля и пр.

Остро конфликтовал с Парижским парламентом Людовик XIV (1643—1715). Именно к Парижскому парламенту могли быть обращены приписываемые ему знаменитые слова: «Вы думали, господа, что государство — это вы? Государство — это я!» Позднее он отнял у парламента ряд прав, а многих его членов отправил в ссылку. Стремясь усилить централизацию власти, Людовик XIV посылал в провинции своих представителей — интендантов, одной из функций которых было наблюдение за исполнением законов.

Управление страной осуществляли чиновники. В Англии государственных служащих было немного — от 1000 до 1500 человек. Но жалованье от короля получали не все. На что же они жили? Чиновникам разрешалось получать деньги за услуги от просителей, так что народ сам содержал королевских служащих.

Во Франции чиновников было гораздо больше — 8 тыс. в XVI в. и 46 тыс. в XVII в. Их должности передавались по наследству, а также продавались. Личные достоинства человека при таком порядке не играли решающей роли: всё зависело от наличия денег. Здесь, как и в Англии, главным доходом было не жалованье, а плата населения чиновникам за услуги.

Вся деятельность государственного аппарата должна была исходить из того, что монархия является божественным установлением.

Монарх — помазанник Божий.

Все без исключения короли стремились внушить своим подданным мысль о необходимости абсолютной королевской власти. Ещё со времён Средневековья власть короля провозглашалась божественной по происхождению. Монарх считался наместником Иисуса Христа на земле. В Англии при королеве Елизавете верующие читали такую молитву: «О Святый Боже, милосерднейший Отче, кто до сего дня, послав Твою служительницу и нашу государыню и милостивую королеву Елизавету в королевство, избавил преданный Тебе английский народ от опасностей войны и порабощения, тела освободил от тирании, а дух от суеверия, возвратил мир и истинную религию. » Печатались также сборники баллад и проповедей, в которых утверждалось, что королева вывела народ из тьмы.

Во Франции теоретически считалось, что король не подчиняется обычным законам, может отменить законы, принятые его предшественниками, имеет право жить и действовать без контроля со стороны своих подданных. Но даже абсолютный монарх не мог быть деспотом, он не только заставлял других выполнять законы, но и сам должен был их уважать. В обращении к королю часто звучали древние принципы: «Сир, вы можете всё, но вы не должны желать всего, что вы можете».

Своего наиболее полного расцвета абсолютизм достиг во второй половине XVII в. во Франции при Людовике XIV. С 1661 г. этот король берёт в свои руки всю полноту власти, и за короткий промежуток времени ему удаётся явить Франции и Европе образ всемогущего «короля-Солнца», короля-героя. Отнюдь не случаен выбор им солнечной эмблемы. Как объяснял сам Людовик, дневное светило направляет своё тепло и свет на землю и поэтому всё вокруг обязано ему жизнью. Власть короля носила и религиозный характер, что объяснялось обрядом миропомазания при коронации.

Как и в Англии, во Франции культ «короля-солнца» также насаждался всеми возможными в то время средствами: литературными произведениями, живописью, графикой, разного рода зрелищами. Использовались малейшие поводы для демонстрации всенародного обожания и поклонения. Так, например, любая победа на поле брани становилась поводом для народного гулянья с пением религиозных гимнов, сопровождавшихся салютом во славу короля-победителя.

Религиозным учениям вторили и светские. В XVI— XVII вв. во Франции уже была развита наука о государстве и праве. Одно из её главных положений — вся верховная законодательная власть сосредоточивается в руках монарха. В руках Людовика XIV находилась вся политическая власть. Верховная власть короля проявлялась в том, что только он мог определять религию государства, вершить справедливый суд (сюда же включалось и право помилования), объявлять войну, вступать в военные союзы и заключать перемирия; издавать законы и указы; чеканить монету, собирать налоги; жаловать дворянство простолюдинам и создавать чиновничьи службы. Власть короля считалась независимой: «Король Франции обязан лишь Богу и шпаге». Но абсолютный монарх не мог лишать своих подданных собственности, без суда заточать их в тюрьму.

Культу короля в XVI—XVII вв. помогала строгая регламентация жизни королевского двора. Во Франции в середине XVII в. на придворной службе состояло примерно полторы тысячи представителей знатнейших семейств королевства. В основе придворной жизни лежал этикет, смысл которого заключался в обожествлении королевской особы. Людовику XIV стремились подражать все европейские монархи.

Армия на службе монарха. Налоговая система.

Особенностью английского абсолютизма являлось отсутствие у монарха регулярной армии. Первым королём, создавшим постоянную гвардию, был Генрих VII Тюдор, но она насчитывала всего 200 человек. Тюдоры избегали расходов и на наёмные войска, а в случае войны созывали народное ополчение и создавали отряды из дворян-добровольцев. Зато имелся королевский флот, на содержание которого собирали деньги с населения.

Иначе обстояло дело во Франции. Уже к исходу Столетней войны создаётся постоянная наёмная армия, а с появлением огнестрельного оружия она становится господствующим типом военной организации. Наёмники были профессионалами и служили тому, кто им платил. В XVI в. в мирное время эта армия насчитывала 25 тыс. человек.

Французское государство взимало налоги с крестьян, ремесленников и буржуа. Прямых налогов было два: талья — налог на землю и имущество — и подушная подать. Имелись и косвенные налоги, например на соль — габель.

Содержание армии и государственных чиновников стоило дорого, поэтому во Франции общий размер налогов всё время возрастал. Если в начале XVI в. казна собирала со своих подданных 3 млн ливров в год, то в середине XVII в. в связи с участием в Тридцатилетней войне правительство собрало 90—100 млн ливров за год.

Едипая экономическая политика.

В эпоху абсолютизма в экономической политике европейских государств господствует меркантилизм — экономическое учение и экономическая политика, в основе которых лежало убеждение, что основную форму богатства составляют ценные металлы и что от их обилия зависит процветание государства. Считалось, что помочь государству разбогатеть может правильно организованная международная торговля: вывозить из страны товаров больше, чем ввозить. Правительства некоторых стран даже запрещали ввоз иностранных товаров, в первую очередь предметов роскоши, стараясь налаживать собственное производство. Впервые такую политику стал проводить во Франции в XVI в. Генрих IV, поощрявший развитие сельского хозяйства и выделявший деньги на строительство государственных предприятий. Но успехи этой политики были скромными, так как почти до конца XVIII в. в стране не имелось единой системы мер и весов и существовали внутренние таможенные границы.

Создание национальных государств.

В эпоху становления абсолютизма власть монархов была столь велика, что некоторые из них позволили себе замахнуться на церковное и монастырское имущество, стали подчинять своему влиянию церковные организации, что ещё сильнее укрепляло их власть.

Первым монархом, позволившим себе «бросить перчатку» папе римскому, был король Англии Генрих VIII, ставший главой церкви в своей стране*.

В рамках абсолютистских государств, имеющих чёткие границы, одну господствующую религию, один язык и общую культуру, складываются централизованные национальные государства. Такими стали Англия и Франция.

В Германии и Италии в XVI—XVII вв. ещё существовали отдельные, часто воевавшие между собой государственные образования. Власть в них принадлежала неограниченным или почти неограниченным монархам. Эти государства подчинялись Священной Римской империи германской нации.

В начале Нового времени республиканский строй был редкостью, он существовал в Венеции и горной Швейцарии, а после освободительной войны в Нидерландах (XVI в.) образовалась Республика Соединённых провинций, или Голландия.

В границах своего государства абсолютизм был способен сдерживать разрушительные войны «всех против всех», доставлявшие страдания всем слоям населения.

Проверьте себя

  1. Выпишите термины: а) характеризующие политическую власть; б) обозначающие различные органы государственной власти.
  2. Запишите в тетрадь основные признаки абсолютной королевской власти.
  3. Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая и экономическая политика?

Подумайте

  1. Подготовьте устный рассказ «Король и парламент», используя текст параграфа, дополнительную литературу и интернет-ресурсы.
  2. Объясните, какими способами абсолютные монархи осуществляли контроль за местной и судебной властями.
  3. Какую роль в укреплении королевской власти играла религия?
  4. Придумайте и изобразите эмблему абсолютной королевской власти. Подготовьте электронную презентацию своих работ.

Этикет при дворе Людовика XIV

При Людовике XIV королевскую резиденцию перенесли в Версаль. Людовик не стал жить в Париже, в этом грязном, шумном, строптивом городе с узкими извилистыми улицами, где царило нестерпимое зловоние.

День и ночь от Парижа к Версалю двигались тысячи людей и сотни экипажей. Громыхали фуры, нагруженные мукой, мясом, зеленью, рыбой. Мчались кареты аристократов, имевших почётную привилегию — давить безнаказанно бедняков, не успевших вовремя увернуться.

Версаль впечатлял. Колоссальные здания, огромные площади и парки — всё это было достойно величия короля. Даже статуи в парке должны были напоминать о его блеске — Юпитер был изваян с лицом самого Людовика XIV.

В «спектакле», который ежедневно происходил в Версальском дворце, все «играли короля». Задолго до его пробуждения в приёмной зале собиралась целая толпа царедворцев. Тут были все — принцы крови, придворные дамы, брадобреи. Когда король просыпался, их группами начинали впускать к нему в спальню. Сначала входили родственники, а затем поочерёдно все остальные. И так до тех пор, пока король не был одет совсем.


Рис. Версаль. 1668 г.

  • Представьте, что вы находитесь в парке Версальского дворца. Опишите зрелище, которое открывается перед вашими глазами.

Ещё большей торжественностью обставлялась трапеза короля, особенно «большой стол», устраиваемый по воскресеньям. Тут присутствующие склонялись перед появлением салфетки короля, здесь было шествие «говядины его величества» под охраной вооружённой гвардии.

Не менее двух-трёх раз в неделю Людовик XIV выезжал на охоту. Если не было охоты, вечером во дворце устраивались маскарады, концерты, игры в карты.

После ужина, который сопровождался обычным застольным церемониалом, король отходил ко сну. И опять повторялась утренняя церемония.

Таков был день «короля-Солнца». Людовик XIV не сгибался под тяжестью этого этикета, он был силён и вынослив. «Этикет был нужен ему, чтобы подчеркнуть величие короля и чтобы все деятельные, а потому опасные для него представители аристократии были «под рукой», «на виду».

Не без расчёта осыпал Людовик придворных подачками. Если кто-то из аристократов проживал вдали от двора, король заявлял: «Я не знаю, я не вижу этого человека».

* Подробнее об этом говорится в следующих параграфах.

Урок 2: Абсолютизм в Европе



План урока:

Переход от феодальной раздробленности к абсолютизму

В эпоху Средневековья все государства Европы были охвачены феодальной раздробленностью. Вместо некогда сильных, единых государств, каждая из стран разделилась на десятки и даже сотни мелких феодальных владений. Монархи практически утратили свою власть над народом, а каждый из феодалов превратился во всесильного властителя над своими владениями.

Множество бедствий пережила Европа из-за феодальной раздробленности:

  • Англия, Франция, Ирландия и другие государства непрерывно подвергались нападениям викингов;
  • местные феодалы постоянно враждовали друг с другом, вели междоусобные войны, которые уносили сотни и тысячи жизней местного населения;
  • экономика большинства стран Европы пришла в упадок, так как между феодальными владениями практически прекратилась торговля, отсутствовали хозяйственные связи.

Однако с завершением Средневековой эпохи феодальная раздробленность также уходит в прошлое, зарождается абсолютизм в Европе.

Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся полнота власти (экономической, политической и в некоторых случаях духовной) принадлежит одному высшему правителю - монарху.

1crown

Чтобы разобраться, чем абсолютная власть монарха отличается от ограниченной, сравним положение французских королей в период Средневековья (период феодальной раздробленности) и в период Нового времени (эпохи абсолютизма).

tab1ist

Признаки становления абсолютизма:

  1. Создание единой системы налогов в государстве.

В период феодальной раздробленности в странах Европы не существовало единой для всего населения системы налогов. В каждом из феодальных владений налоги выплачивались лично феодалу, в том размере, какой он считал нужным. Но с началом Нового времени монархи создают единую налоговую систему, общую для всего населения государства. Теперь жители городов выплачивали налоги в королевскую казну.

Запоминаем новые слова!

Казна- денежные средства и ценное имущество, принадлежащее государству.

  1. Формирование государственного аппарата.

Так как вся экономическая и политическая власть переходила в руки к монархам, им потребовались помощники (чиновники), которые исполняли бы приказы монарха на местах. Постепенно складывался единый государственный аппарат управления, который полностью подчинялся воле короля.

  1. Образование единой системы судебной власти.

В эпоху Средневековья суд осуществляли феодалы, властвующие в своих владениях; судебная власть монарха распространялась только на его личных землях, составлявших не более 5-15% от территорий государства. С наступлением эпохи абсолютизма короли обрели высшую судебную власть (даже если жителя государства судил феодал, его решение могло быть изменено королевским судом, считавшимся высшим над всеми судами).

  1. Формирование единой системы законодательства.

Единые законы для единой страны - такой принцип был утвержден в эпоху Нового времени. Европейское население устало от средневековых порядков, по которым в каждом феодальном владении действовали свои законы. Такое устройство общества вызывало у людей возмущение: очень трудно было добиться правды, жители разных районов страны находились в неравном положении.

  1. Принадлежность монарху неограниченной власти.

Постепенно, создавая единую армию, систему законов, налогов – монархи усиливали свою власть и влиятельность в государстве, пока в их руках не сосредоточилась вся исполнительная, законодательная и судебная власть.

2queen

Формирование абсолютизма в Англии и Франции

Одними из первых европейских государств, в которых появились черты абсолютизма стали Англия и Франция. Однако способы и формы утверждения абсолютной власти монархов в этих странах несколько отличались. Разберемся, в чем заключалась разница, с помощью сравнительной таблицы:

tab2ist

Образование первых национальных государств

Благодаря распространению политики абсолютизма в Англии и во Франции формируются централизованные национальные государства.

Централизованное государство – это страна, в которой существует сильная центральная власть (в этом случае короля), объединяющая вокруг себя все государственные территории.

Признаки централизованного государства:

  1. Формирование единого языка и единой культуры у всего народонаселения.
  2. Оформление у государства четкой границы, отделяющей территории данной страны от других стран.
  3. Преобладание на территории страны одной коренной национальности – народности, испокон веков проживающей на данной территории, объединенной общей историей, культурой с данным государством.
  4. Распространение на территориях всего государства единой религии.

Постепенно, по мере возвышения роли монархов Англии и Франции, в обществе уменьшалась власть церковных организаций. Без угрызений совести короли обеих стран присваивали себе церковное имущество, подчиняли своей власти церкви.

3united kingdom

Триумф Людовика XIV

Самым ярким примером абсолютной власти монарха стал французский король – Людовик XIV, живший с 1638 по 1715 годы, которого в народе прозвали Король-Солнце.

Целью своей жизни Людовик считал отвоевание власти у феодалов, которые на тот момент времени представляли серьезную угрозу для французской короны. Чтобы обезопасить себя от заговоров знати Людовик 14 придумал специальный дворцовый этикет, занимавший все свободное время придворных короля.

Для начала Король-Солнце собрал у себя всех самых влиятельных феодалов Франции, а затем подчинил их жизнь строгому распорядку дня. Этикет при Людовике 14 закреплял за каждым из его придворных множество ролей: помогать королю одеваться, сопровождать его на охоте, соблюдать застольный церемониал.

4art 64

Олицетворением власти Людовика 14 стала постройка грандиозной резиденции французских королей – Версаля. Этот огромный дворцово-парковый комплекс подчеркнул неоспоримую власть короля, стал на века символом роскоши, безупречного вкуса. Все вокруг, даже статуи в парке указывали на блеск и превосходство короля Людовика 14.

5ga

Это интересно! Современные историки подсчитали расходы Франции на строительство Версаля и соотнесли их с современными цифрами – сумма составила одну четвертую триллиона евро. В то время как король Франции и его резиденция превращались в живую легенду, население государства становилось все беднее и беднее. Пройдет совсем немного времени после смерти Короля-Солнца Людовика, как французский народ свергнет монархию, которая привела своих граждан к обнищанию.

кандидат экономических наук

доцент, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Северо-Кавказский Ордена Дружбы Народов горно-металлургический институт (государственный технологический университет)

362000, Россия, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44

PhD in Economics

Viktoriya A. Tsokova
Assistant Professor, the Accounting and Auditing Chair, North-Caucasian Mining and Metallurgical Institute of the Order of Friendship of Peoples (State Technological University)


44, ul. Nikolaev, Vladikavkaz, 362000, the Republic of North Ossetia-Alania, Russia

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:

Аннотация: Основными тенденциями налогообложения конца XX и начала XXI века является стремление правительств к оптимизации своих налоговых систем и минимизации государственных издержек при взимании налогов; снижению налогового бремени при помощи налоговых льгот для привлечения зарубежных инвестиций в страну и для развития новых технологий в производстве, а также поддержке малого предпринимательства; созданию взаимоувязанных и целостных систем налогов с механизмами защиты от двойного налогообложения. Развитые зарубежные страны имеют относительно больший опыт налогообложения, так как, их налоговые системы в современном виде были сформированы к 60 – 70-м годам. В России же, в силу политических обстоятельств, налоговая система была сформирована только лишь к концу ХХ-го столетия, и продолжает трансформироваться в настоящее время. В связи с этим, в статье проанализированы налоговые системы развитых зарубежных стран, и сделаны выводы и предложения по усовершенствованию российской налоговой системы. Автор при проведении анализа в статье пользовался следующими методами: анализа и синтеза, а также графическим методом. Таким образом, было установлено, что в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой доминирует прямое налогообложение с высокими прогрессивными налоговыми ставками, и с расширенной системой льгот и вычетов. Уровень ставок основных бюджетообразующих налогов зарубежных стран намного превышает ставки аналогичных российских налогов. Некоторые налоги, например, налог на наследство и дарение вообще отсутствуют в системе налогов России. Также, хочется отметить, сильную регулирующую и инвестиционную составляющую в налоговых системах зарубежных стран. В России же, напротив, полностью отсутствуют какие-либо массовые льготы для стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в развитие собственного производства. Решения Правительства РФ, к сожалению, носят всего лишь точечный характер помощи конкретным инновационным компаниям.


Ключевые слова: налоговая система, инвестиции, регулирующая функция, стимулирующая функция, доходы бюджета, доходы от ВЭД, акцизы, налог на прибыль, НДС, налог на доходы

Abstract: The main trends in the taxation policy of the late 20th – the early 21st centuries are the intention of governments to optimize their tax systems and minimize the state’s expenses in tax collection; decreasing the tax burden with the help of tax privileges for attracting foreign investments to the country and for creating new industrial technologies, as well as supporting small businesses, and creation of interconnected and integral systems of taxation with mechanisms for evading double taxation. The world’s most developed economies have much experience in this sphere, because their tax systems in their current versions were formed in the 1960s – 1970s. However, in Russia, because of a number of reasons of political character, the current tax system started to form only in the very end of the 20th century and is still transforming. In connection with that, the author analyzes the tax systems of the world’s most developed economies, and makes conclusions and suggestions for perfecting Russia’s tax system.
In this article, the author uses the methods of analysis and synthesis, as well as the graphic method. Thus, the author comes to the conclusion that in developed economies, the dominating form of taxation is direct taxation with high incremental tax rates and a broad system of tax privileges and exemptions. The level of tax rates of the main budget revenue generating taxes in the world’s most economically developed countries is much higher than the rates of corresponding taxes in Russia. The author also pays close attention to the strong regulative and investment components of the tax systems of economically developed countries. Meanwhile, in Russia, there are practically no privileges for stimulating the investments of enterprises in their own productive activities. The corresponding decrees of the Russian government have only the character of selective aid to concrete innovation companies.

tax sysyem, investments, regulative function, stimulating function, budget revenues, revenues from foreign economic activity, excise taxes, profit tax, goods and services tax, income tax

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране в 1954 г. французским экономистом Морисом Лоре был разработан известный нам сегодня НДС, и для апробации введен в бывшей французской колонии – африканском государстве Кот-Д¢Ивуар (Берег Слоновой Кости). В налоговую систему самой метрополии НДС был введен в 1958 г., с целью замены налога с оборота, функционировавшего в тот период в стране. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны – суммы НДС, взимаемые на каждой стадии жизненного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота – НСО) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик [2, с. 65] . И, именно французская система применения данного налога была взята за основу при введении НДС в нашей стране.

В настоящее время налоговая система Франции обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов, сборов и правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и целей социально-экономической политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. Отличительная черта налоговой системы Франции – высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН).

Налоговая система Франции представляет собой двухуровневую жестко централизованную систему, построенную на государственном и местном уровнях. Налоги и сборы формируют около 90% бюджета государства. Основные федеральные налоги: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, пошлины на нефтепродукты, акцизы (кроме обычных продуктов к подакцизным товарам относят спички, минеральную воду, услуги авиатранспорта), налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и др. Основные местные налоги: туристский сбор, налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю), налог на профессию, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения [7] . Также особенностью налогообложения Франции является низкий уровень прямых налогов и одновременно высокий уровень косвенных. Косвенные налоги дают около 60% налоговых доходов общего бюджета, из них 72,3% приходится на налог на добавленную стоимость. В целом в налоговых доходах общего бюджета НДС составляет 45% [2, с. 67] .

Необходимо отметить стимулирующую функцию французских налогов. Так, например, льготы по подоходному налогу призваны подталкивать население ко вкладам в сбережения, недвижимость, покупку акций; льготы по НДС поощряют предприятия делать инвестиции, т.к. НДС, подлежащий к уплате, уменьшается на сумму, направляемую на инвестиции. С точки зрения автора, данная льгота по НДС очень актуальна для России, так как на данный момент в нашей стране остро стоит проблема привлечения зарубежных и удержания отечественных инвестиций. Также, применение рассматриваемой льготы ускорит обновление технопарка российских предприятий, что является реальной проблемой для порядка 70% отечественных предприятий.

Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в 1950-е годы, претерпев в последующий период незначительные организационные и законодательные изменения. В Японии взимаются общегосударственные и местные налоги: префектуральные и муниципальные. Общегосударственные налоги составляют 64% в общем количестве налогов, и к ним относятся: налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчете на число занятых, налог на приобретение собственности, часть акциза на табак, налог на зрелищные мероприятия, налог с транспортных средств, подоходный и налог на пользование природными ресурсами. К местным относятся: налог на проживание, имущественный, часть акциза на табак, налог на легкие транспортные средства, налог на земельную собственность, развитие городов и др.

Начислением, сбором и пресечением случаев уклонения от уплаты общегосударственных налогов и сборов, занимается Национальное налоговое управление, структурно входящее в Министерство финансов, как его «внешнее» ведомство. Сбор местных налогов возложен на местные органы самоуправления, которые имеют свои налоговые конторы, независимые от общенациональных. А к компетенции Министерства финансов относятся таможенные пошлины и корабельные сборы. Величина налоговых поступлений, собираемых на местах, не позволяет местным органам власти надлежащим образом выполнять свои функции и, прежде всего, финансировать систему образования, общественные работы, сферу социального обеспечения и др. В этой связи сложилась устойчивая практика перераспределения финансовых ресурсов из госбюджета в виде ежегодных субсидий в местные бюджеты.

Необходимо отметить, что в доходной части бюджета Японии налоговые поступления составляют 84%, и соответственно неналоговые – 16%. В течение последнего десятилетия в Японии продолжается сокращение фискальных и иных поступлений в казну, в связи, с чем государственные организации выступают за необходимость пересмотра действующей системы налогообложения. В России, также, в последнее десятилетие налоговые доходы бюджета имеют тенденцию к снижению. Так, с 92% в 2004 году они сократились до 74% в 2013 году. Причем, данное снижение связано с возрастанием доли доходов от внешнеэкономической деятельности с 0,7% в 2004 году до 22,4% в 2013 году. В общем своем значении показатели российского бюджета ежегодно возрастают [4, с. 45] .

Японская налоговая система интересна также тем, что при численности населения Японии в 127 млн. человек штатный состав Национального налогового управления составляет 56466 служащих. В организационном плане ННУ состоит из центрального аппарата (651 чел. – 1,2%), одиннадцати региональных налоговых бюро, региональной налоговой инспекции о. Окинава и 524 налоговых инспекций, где работает 54974 сотрудника (97,4% от всего штатного состава). В структуру ННУ также входит налоговый колледж 363 человека (0,6%) и Национальный налоговый трибунал 478 человек (0,8%) с его филиалами, где происходит обжалование правильности начисления налогов. Таким образом, на одного человека в Японии приходится 0,0004 налогового инспектора, а на сбор 100 йен налогов за последние десятилетия затрачивается 1,42 йены, что, по мнению автора, представляется достаточно эффективным [6] . По имеющимся у нас официальным данным, можно констатировать, что в РФ расходы на содержание Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов составляют не более 1% в доходной части федерального бюджета и 0,5% консолидированного бюджета. Относительно налоговых доходов бюджета эта цифра следующая: в консолидированном бюджете – 0,6%, федеральном – 1,5%.

Современная налоговая система Великобритании была во многом определена реформой 1973 г. и принятыми впоследствии актами о подоходном и корпоративном налогах 1988 г., о налоге на прирост капитала 1992 г., о гербовом сборе 1981 г. и др. Реформирование и совершенствование системы налогов и сборов происходит и в настоящее время по следующим направлениям:

1) совершенствование налогообложения путем изменения (увеличения и уменьшения) налоговых ставок, уровня налогооблагаемых доходов, объекта налогообложения для поддержания конкурентоспособности экономики Великобритании на мировом рынке;

2) административная реформа налоговых органов;

3) совершенствование налогового законодательства.

Состав налогов и сборов в Великобритании достаточно стабилен. На протяжении последних 20 лет взимаются девять основных общегосударственных налогов: личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на продажу нефти, НДС, таможенные пошлины и акцизные сборы, взносы в систему социального страхования, налог на наследство, налог на прирост капитала, и местные налоги: налог на недвижимое имущество, налог на хозяйственную деятельность и др. Однако законодательные акты, их регулирующие, каждый год претерпевают изменения: в соответствии с законодательством Парламент пересматривает налоговые ставки, величину налоговых скидок, налоговые льготы.

Великобритания относится к числу государств, в которых преобладает прямое налогообложение. Причем, Великобритания является первой в мире страной, в которой с 19 в. начали взимать подоходный налог с королевской семьи. В доходах бюджета доля прямых налогов составляет 70%.

Налогообложение в Великобритании не является основательным и неизменным, а постоянно совершенствуется и изменяется. В настоящее время в Великобритании сформировалась и действует эффективная налоговая система, адекватная рыночным принципам хозяйствования, стимулирующая экономический рост и обеспечивающая реализацию важнейших параметров социального развития цивилизованного общества [5] .

Для большей наглядности сведем данные по налоговым ставкам в рассматриваемых зарубежных странах и России в таблицу (см. табл. 1).

Ставки налогов в зарубежных странах и России

Читайте также: