Какие налоги пополняли государственный бюджет раскройте суть двухуровневой

Опубликовано: 16.05.2024

Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. В зависимости от целей расходы государства можно разделить на следующие виды:

1) расходы на политические цели, к ним относятся расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности (т. е. содержание армии, полиции, судов и т. п.), на содержание аппарата управления государством;

2) расходы на экономические цели, в том числе расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

3) расходы на социальные цели, такие как социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП), трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода), выплаты процентов по государственным облигациям (т. е. обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются налоги (включая взносы на социальное страхование), прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), доходы от приватизации.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов сальдо государственного бюджет может быть:

а) положительным, когда доходы бюджета превышают его расходы, что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;

б) равно нулю, когда доходы равны расходам; такой бюджет называется сбалансированным;

в) отрицательным, когда доходы бюджета меньше, чем расходы. Это означает, что имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если он наблюдался) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку растут налоговые поступления, т. е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Концепции государственного бюджета. Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной является идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея «функциональных финансов»).

1. Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность подобного подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

2. Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительные и глубокие, а бумы относительно кратковременны), поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. В результате сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

3. Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж. М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-х гг. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет.

Теория Кейнса основана на идее «дефицитного финансирования», поскольку она была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т. е. расходов бюджета, и снижение налогов, т. е. доходов бюджета). В результате использования в большинстве развитых стран в 1950-1960-е гг. кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х гг. вошла в число основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета. Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг). Первый из указанных способов называется эмиссионным, или денежным, способом, второй и третий – долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

1. Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Он заключается в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, т. е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами.

Этот способ имеет ряд достоинств:

> во-первых, рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

> во-вторых, данную меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда ЦБ покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочной перспективе увеличение денежной массы ведет к инфляции, т. е. это инфляционный способ финансирования.

2. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства данного способа состоят в следующем:

> во-первых, он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, поэтому в краткосрочном периоде этот способ является неинфляционным;

> во-вторых, это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, так как они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним выплачивается процент).

Недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга таковы:

1) по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т. е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (т. е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Более того, два американских экономиста Томас Сарджент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Сарджента – Уоллеса».

Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, т. е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т. е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможно и придется использовать эмиссионное финансирование. Однако при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем.

Сарджент и Уоллес доказали, таким образом, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде оно может обусловить достаточно высокую инфляцию. Парадоксально, но, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;

2) проявляется эффект вытеснения частных инвестиций. Экономический смысл данного эффекта заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т. е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства падает.

Экономический механизм эффекта вытеснения следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости от ставки процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

3. Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского и Парижского клубов и др.). Иначе говоря, это тоже вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования. К достоинствам подобного метода относятся, во-первых, возможность получения крупных сумм, а во-вторых, его неинфляционный характер.

Недостатки финансирования дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга заключаются в следующем:

1) необходимо возвращать долг и обслуживать его (выплачивать как саму сумму долга, так и проценты по нему);

2) невозможно «построить» финансовую пирамиду для выплаты внешнего долга;

3) необходимо отвлекать средства из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

4) при дефиците платежного баланса возможно истощение золотовалютных резервов страны.

Таким образом, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют и свои достоинства, и свои недостатки. Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внутреннего или внешнего заимствования ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг, его виды и последствия. Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, – это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2006 г.), в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку он рассчитывается за определенный период времени (за год).

Различают два вида государственного долга: 1) внутренний, который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций); 2) внешний, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

Наличие значительного государственного долга, во-первых, снижает эффективность экономики, поскольку предполагает отвлечение средств из производственного сектора как на обслуживание, так и на выплату долга; во-вторых, перераспределяет доход от частного сектора к государственному; в-третьих, обусловливает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочной перспективе может привести к сокращению запаса капитала и уменьшению производственного потенциала страны, к валютному кризису и высокой инфляции; в-четвертых, возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может способствовать снижению уровня их благосостояния.

Понятие «экономика»- Типы экономических систем.

Краткие выводы по теме

1. Различают два значения понятия «экономика». Этим термином называют науку, изучающую хозяйство и способы его ведения в масштабах всего общества (макроэкономика) и на уровне отдельных домохозяйств, предприятий (микроэкономика). Экономикой также назы­вают и саму хозяйственную систему, нацеленную на создание материальных благ и услуг, не­обходимых для удовлетворения потребностей людей.

2. Экономический аспект блага и услуги приобретают благодаря своей редкости и ограни­ченности. Большинство этих благ должны постоянно производиться человечеством, а затем об­мениваться и распределяться. Для производства необходимы три составляющие: земля, труд, капитал. Их называют факторами производства. К ним относят также предпринимательскую деятельность.

3. Основные экономические проблемы — какие потребности являются самыми важными, как распределять ресурсы между производителями, как и какие, в первую очередь, использо­вать факторы производства, как распределять произведенный продукт — устойчивы во време­ни. Принципиальное различие способов решения этих вопросов позволило выделить несколько типов экономических систем: традиционную, командную, рыночную экономики.

Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала

1. Обратитесь к учебникам и словарям. Выпишите значение понятий.

2. В каких из приведенных высказываний понятие «экономика» используется в значении «хозяйство»?

1) в прошедшем году экономика показала высокую динамику роста

2) в экономике страны произошли структурные изменения

3) в экономике были использованы новые подходы к анализу рынка

3. Сравните две ситуации.

А, Дачник собрал в лесу лукошко земляники и угостил ею детей соседа.

Б. Дачник собрал в лесу лукошко земляники и отправился на ближайший рынок, чтобы продать ягоды.

Какая из этих ситуаций имеет экономический характер? Поясните свой выбор.

Выполняем задания формата ЕГЭ

1. Предметом изучения этой науки являются действия людей, направленные на природу, с
целью получить материальные блага для удовлетворения своих потребностей. Этой нау­
кой является

2. Тенденции развития мирового хозяйства являются непосредственным предметом

Какое слово пропущено в схеме?

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «макроэкономика».

Экономический цикл, инфляция, банковская система, государственный бюджет, бан­кротство.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

4.Установите соответствие между уровнями экономического анализа и показателями эко­номического развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ УРОВНИ АНАЛИЗА
А) валовой внутренний продукт Б) чистая прибыль В) издержки производства Г) уровень безработицы Д) национальный доход 1) макроэкономика 2) микроэкономика

А Б В Г Д

5.Найдите в приведенном ниже списке характеристики, присущие традиционному общест­ву. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сельское хозяйство составляет основу экономики

2) поддерживается высокая социальная мобильность

3) периодически возникают кризисы перепроизводства

4) в духовной жизни общества преобладает массовая культура

5) социальная структура носит сословный характер

6.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) По данным статистики число пользователей Интернета в мире постоянно рас­тет, (2) Эта особенность постиндустриального общества далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. (3) Исследования показывают, что активные пользователи Интернетом хуже владеют русским языком, чем те, кто регулярно чи­тает книги. (4) Вряд ли правы те, кто весь свой досуг посвящает блужданиям по все­мирной «паутине».

Определите, какие положения текста носят

A) фактический характер

B) характер оценочных суждений

7.Прочитайте текст и выполните задания к нему

«Из министерства. предприятия получали плановые задания, а также лимиты на ма­териальные ресурсы и капитальные вложения. Вместе с показателями численности ра­ботников и оплаты труда, а также финансовыми показателями они образовывали костяк плана предприятия. Из Госснаба приходили фонды и, главное, наряды — указания о том, у кого следует получить те или иные материальные ресурсы, а также о том, куда, когда и в каких количествах поставлять готовую продукцию.

В итоге предприятия получали утвержденный план в натуре.

Налоговой системы по существу не было. Ведущими статьями в бюджете были отчис­ления от прибыли и налог с оборота. Его экономической базой была разница между опто­выми ценами, по которым велись расчеты между предприятиями и которые всегда были занижены против потенциальных цен равновесия, и розничными ценами, которые по не­обходимости должны были приближаться к ценам равновесия. Таким образом для эконо­мики была характерна так называемая двухуровневая система цен.

Предприятия находились на хозрасчете. Это означало, что в принципе все свои рас­ходы они обязаны были покрывать за счет собственных доходов. Но если у них был из­быток средств, он изымался; если были убытки, они покрывались дотациями. Государ­ство следило за тем, чтобы убытков было поменьше. Но планово-убыточные предприятия были всегда, и это считалось нормальным, ибо в ходу было понятие. «высшей рентабельности». Оно предполагало наличие высших политических интере­сов, исходя из которых убыточные производства поддерживались независимо от их экономической эффективности».




(Ясин Е.Г. Российская экономика. М., 2003. С. 37-38)

1) Об экономической системе какого типа идет речь в данном отрывке? Какие черты охарактеризованной экономики указывают на это? Приведите две из них.

2) Какие показатели спускались предприятию сверху? Назовите три из них.

3) Какие налоги пополняли государственный бюджет? Раскройте суть двухуровневой системы цен.

4) В тексте говорится о том, что предприятия были на хозрасчете. Используя источ­ник, а также знания, полученные при изучении обществознания и истории, сравните по­ложение этих предприятий с фирмами в условиях свободного рынка. Назовите общие чер­ты и укажите различия.


1. \u0420\u0435\u0447\u044c \u0438\u0434\u0451\u0442 \u043e \u0442\u0438\u043f\u0435 \u043f\u043b\u0430\u043d\u043e\u0432\u043e\u0439 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438.
\"..\u0441\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u043b\u0441\u044f \u043f\u043b\u0430\u043d \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u044f.\"\u00a0
\u0414\u0432\u0443\u0445\u0443\u0440\u043e\u0432\u043d\u0435\u0432\u0430\u044f \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u0446\u0435\u043d \u043e\u0434\u043d\u0430 \u0438\u0437 \u0432\u0430\u0436\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u0445 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u043a \u043f\u043b\u0430\u043d\u043e\u0432\u043e\u0439 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b.\u00a0

2. \u00a0\"\u0418\u0437 \u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0435\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430.. \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u044f \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u043b\u0438 \u043f\u043b\u0430\u043d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0437\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u044f.\"
\u041f\u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u0438 \"\u043a\u0430\u043a,\u043a\u0443\u0434\u0430 \u0438 \u0432 \u043a\u0430\u043a\u043e\u043c \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\" \u043e\u0442\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u0442\u044c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0446\u0438\u044e \u0442\u043e\u0436\u0435 \u0441\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0441\u0432\u0435\u0440\u0445\u0443.\u00a0

3. \u0421\u0432\u0435\u0440\u0445\u043f\u0440\u0438\u0431\u044b\u043b\u044c \u0437\u0430\u0431\u0438\u0440\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c. \u0418 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u043d\u0442 \u043e\u0442 \u0432\u044b\u0440\u0443\u0447\u043a\u0438 \u0435\u0436\u0435\u043c\u0435\u0441\u044f\u0447\u043d\u043e \u0442\u0430\u043a \u0436\u0435 \u0443\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b \u0432 \u043a\u0430\u0437\u043d\u0443 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430. \u0422\u0430\u043a\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u043b\u0438 \u0432 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442. \u0414\u0432\u0443\u0445\u0443\u0440\u043e\u0432\u043d\u0435\u0432\u0430\u044f \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442 \u043e \u0442\u043e\u043c, \u0447\u0442\u043e \u0443 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u044f \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0442 \u0434\u0432\u0435 \u0446\u0435\u043d\u044b, \u0437\u0430\u043a\u0443\u043f\u043e\u0447\u043d\u0430\u044f \u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u043e \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u0430\u044f \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0435\u043c\u0430\u044f (\u043f\u0440\u0435\u0434\u0443\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442\u0430).
\u0422\u0430\u043a \u043d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0437\u0430\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0441\u043a\u0443\u043f\u0430\u0442\u044c \u0441\u044b\u0440\u044c\u0435 \u043f\u043e \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0451\u043d\u043d\u043e\u0439\u00a0\u0446\u0435\u043d\u0435, \u0430 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u0430\u0435\u0442 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u043f\u043e \u0444\u0438\u043a\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c \u0446\u0435\u043d\u0430\u043c.\u00a0

МарСелb

Так ну смотри, всё просто.
1. Речь идёт о типе плановой экономики.
"..спускался план для предприятия."
Двухуровневая система цен одна из важнейших характеристик плановой экономики страны.

2. "Из министерства.. предприятия получали плановые задания."
Показатели "как,куда и в каком количестве" отпускать продукцию тоже спускались сверху.

3. Сверхприбыль забиралась государством. И процент от выручки ежемесячно так же уходил в казну государства. Таким образом налоги поступали в бюджет. Двухуровневая система говорит о том, что у предприятия существуют две цены, закупочная обычно высокая и продаваемая (предусмотрена на устанавление готового продукта).
Так например государство заставляет скупать сырье по определённой цене, а потом покупает товар по фиксированным ценам.

^ 1. Понятие «экономика»- Типы экономических систем

Краткие выводы по теме.

1. Различают два значения понятия «экономика». Этим термином называют науку, изучающую хозяйство и способы его ведения в масштабах всего общества (макроэкономика) и на уровне отдельных домохозяйств, предприятий (микроэкономика). Экономикой также назы­вают и саму хозяйственную систему, нацеленную на создание материальных благ и услуг, не­обходимых для удовлетворения потребностей людей.


  1. Экономический аспект блага и услуги приобретают благодаря своей редкости и ограни­ченности. Большинство этих благ должны постоянно производиться человечеством, а затем об­мениваться и распределяться. Для производства необходимы три составляющие: земля, труд, капитал. Их называют факторами производства. К ним относят также предпринимательскую деятельность.

  2. Основные экономические проблемы — какие потребности являются самыми важными, как распределять ресурсы между производителями, как и какие, в первую очередь, использо­вать факторы производства, как распределять произведенный продукт — устойчивы во време­ни. Принципиальное различие способов решения этих вопросов позволило выделить несколько типов экономических систем: традиционную, командную, рыночную экономики.

^ Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала.

1.Обратитесь к учебникам и словарям. Выпишите значение понятий.

2. В каких из приведенных высказываний понятие «экономика» используется в значении «хозяйство»?


  1. в прошедшем году экономика показала высокую динамику роста

  2. в экономике страны произошли структурные изменения

  3. в экономике были использованы новые подходы к анализу рынка 3. Сравните две ситуации.

А) Дачник собрал в лесу лукошко земляники и угостил ею детей соседа. Б) Дачник собрал в лесу лукошко земляники и отправился на ближайший рынок, чтобы продать ягоды.

Какая из этих ситуаций имеет экономический характер? Поясните свой выбор.

^ Выполняем задания формата ЕГЭ. 1.Предметом изучения этой науки являются действия людей, направленные на природу, с
целью получить материальные блага для удовлетворения своих потребностей. Этой нау­
кой является


  1. экология

  2. антропология

  3. экономика

  4. этнография

  1. социологии

  2. юриспруденции

  3. политологии

  4. экономики

3.Какое слово пропущено в схеме?


4.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «макроэкономика».

Экономический цикл, инфляция, банковская система, государственный бюджет, бан­кротство.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

5.Установите соответствие между уровнями экономического анализа и показателями эко­номического развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.

^ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ УРОВНИ АНАЛИЗА

А) валовой внутренний продукт 1) макроэкономика

Б) чистая прибыль 2) микроэкономика

В) издержки производства Г) уровень безработицы Д) национальный доход

(1) По данным статистики число пользователей Интернета в мире постоянно рас­тет, (2) Эта особенность постиндустриального общества далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. (3) Исследования показывают, что активные пользователи Интернетом хуже владеют русским языком, чем те, кто регулярно чи­тает книги. (4) Вряд ли правы те, кто весь свой досуг посвящает блужданиям по все­мирной «паутине».

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

В) характер оценочных суждений

8.Прочитайте текст и выполните задания к нему

«Из министерства. предприятия получали плановые задания, а также лимиты на ма­териальные ресурсы и капитальные вложения. Вместе с показателями численности ра­ботников и оплаты труда, а также финансовыми показателями они образовывали костяк плана предприятия. Из Госснаба приходили фонды и, главное, наряды — указания о том, у кого следует получить те или иные материальные ресурсы, а также о том, куда, когда и в каких количествах поставлять готовую продукцию.

В итоге предприятия получали утвержденный план в натуре.

Налоговой системы по существу не было. Ведущими статьями в бюджете были отчис­ления от прибыли и налог с оборота. Его экономической базой была разница между опто­выми ценами, по которым велись расчеты между предприятиями и которые всегда были занижены против потенциальных цен равновесия, и розничными ценами, которые по не­обходимости должны были приближаться к ценам равновесия. Таким образом для эконо­мики была характерна так называемая двухуровневая система цен.

Предприятия находились на хозрасчете. Это означало, что в принципе все свои рас­ходы они обязаны были покрывать за счет собственных доходов. Но если у них был из­быток средств, он изымался; если были убытки, они покрывались дотациями. Государ­ство следило за тем, чтобы убытков было поменьше. Но планово-убыточные предприятия были всегда, и это считалось нормальным, ибо в ходу было понятие. «высшей рентабельности». Оно предполагало наличие высших политических интере­сов, исходя из которых убыточные производства поддерживались независимо от их экономической эффективности».

(Ясин Е.Г. Российская экономика. М., 2003. С. 37-38)

1) Об экономической системе какого типа идет речь в данном отрывке? Какие черты охарактеризованной экономики указывают на это? Приведите две из них. 2) Какие показатели спускались предприятию сверху? Назовите три из них. 3) Какие налоги пополняли государственный бюджет? Раскройте суть двухуровневой системы цен. 4) В тексте говорится о том, что предприятия были на хозрасчете. Используя источ­ник, а также знания, полученные при изучении обществознания и истории, сравните по­ложение этих предприятий с фирмами в условиях свободного рынка. Назовите общие чер­ты и укажите различия. Обдумываем результаты, учитываем рекомендации. 1. При наличии в конце тетради ответа на задание сверьте с ним свой результат. Ес­ли вы допустили ошибку, подумайте, чем она могла быть вызвана. Сформулируйте свои вы­воды. 2. Остановимся на одном из наиболее сложных из приведенных заданий (№ 8), относя­щихся к текстовому фрагменту .

Ответ на первый вопрос не представляет сложности, если хорошо усвоен материал о ти­пах экономических систем. Очевидно, что речь идет о командной (централизованной) эконо­мике. Подтверждением служат такие, упомянутые в тексте черты, как централизован­ное управление материальными ресурсами, планирование экономики в общегосударствен­ном масштабе, определение государственным руководством всех основных экономических параметров работы каждого предприятия, государственная поддержка убыточных предпри­ятий.

При раскрытии второго вопроса обратим внимание на то, что в тексте названо довольно много показателей, спускаемых предприятиям «сверху» (лимиты на капитальные вложения, показатели численности занятых на производстве, показатели по оплате труда, натуральные показатели производства продукции, объемы и состав получаемых материальных ресурсов и др.), так что выбрать три показателя будет не сложно.

В третьем вопросе определенную трудность может вызвать его вторая часть — раскрытие сути двухуровневой системы цен. Здесь следует сразу четко определиться, о каких двух уров­нях идет речь. Это оптовые цены и розничные цены, последние были выше.

Последний вопрос самый сложный. Он требует мобилизации знаний не только из курса обществознания, но и тех, которые были получены на уроках истории при рассмотрении экономической реформы в нашей стране в 60-е годы. Требуется сравнить предприятие в дву^ экономических условиях: хозрасчета и свободного рынка. Общей чертой можно счи­тать то, что и в том и в другом случае предприятие соотносит свои расходы и свои доходы и стремится покрывать первые за счет вторых. Теперь попробуем выявить различия. Еще раз перечитаем последний фрагмент текста и обратим внимание на две черты, присущие описы­ваемым автором хозрасчетным предприятиям: 1) если доходы превышали расходы, то из­лишек изымался государством, 2) убытки предприятия нередко также погашались государ­ством.Может ли происходить подобное в условиях свободного рынка? Отрицательный ответ оче­виден. Предприятие, наращивающее доход, становилось бы процветающим, убыточное, напро­тив, вскоре бы разорилось.

3. Ответы на задания формата ЕГЭ: 3 — банкротство; 5 — 12211.

^ 2. Рыночное регулирование экономики.

Краткие выводы по теме.

1. Механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов товаров и услуг, называется рынком.


  1. Важнейшими регуляторами в рыночной экономике являются спрос и предложение. Спрос определяется количеством товаров или услуг, которое может быть куплено на рынке за данную цену в определенный отрезок времени. Предложение — это объем товаров и услуг, вы­ставленных на продажу для удовлетворения спроса.

  2. Спрос и предложение неразрывно связаны с ценой товара. Потребители обычно поку­пают больше товара по низкой цене, чем по высокой. Данная связь отражает закон спроса. Производители, при прочих равных условиях, предлагают к продаже больше товара по высо­кой цене, чем по низкой. Это — закон предложения. Взаимодействие спроса и предложения изменяет цену товара до того момента, пока не совпадут величина спроса и предложения. Это — цена рыночного равновесия.

  3. Такие взаимосвязи спроса, предложения, цены возможны в условиях конкуренции производителей товаров и услуг. Экономисты используют понятие «совершенная конкурен­ция», подразумевая под ней такое состояние рынка, когда ни одно предприятие не может в одиночку изменить условия формирования рыночного равновесия. Необходимы определенные условия для складывания именно такой конкуренции. При их отсутствии возникают рынки несовершенной конкуренции, ситуации монополизации рынка.

  4. Конкуренция в условиях рынка требует поиска нестандартных решений, расчета возмож­ных доходов, потерь и рисков. Эти умения необходимы прежде всего в предпринимательской дея­тельности. Такой деятельностью могут заниматься как отдельные лица, так и объединения — предприятия. Эти предприятия могут обретать различные организационно-правовые формы.

^ Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала

1. Проведите небольшое исследование. Предложите одноклассникам около десяти вариантов цен на любой ходовой товар (мороженое, компакт-диски, мобильные телефоны и т.п.). Ус­тановите, сколько ребят готовы купить этот товар по каждому из вариантов цены. По­стройте кривую спроса. Подтверждается ли закон спроса?

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №10 «Государственный бюджет»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие государственного бюджета.
  • Сальдо бюджета. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет.
  • Консолидированный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации.
  • Доходы и расходы государственного бюджета.
  • Источники финансирования дефицита бюджета. Государственный долг.

Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства. Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей. В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.


Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений. Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е. внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.


Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:

1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

1000 – 900 = 100 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

100 – 300 = –200 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

Вторая задача решается аналогично:

1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

1200 – 900 = 300 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

300 – 300 = 0 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Ответ: на рисунке 3.


Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.


Рисунок 4 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • актуализировать понятие «налоги» (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства), акцентируя внимание на том, что налог – это прежде всего принудительный платеж;
  • ответить на вопрос о том, кто осуществляет взносы на социальное страхование. Получив ответ на этот вопрос, станет очевидно, что граждане, осуществляя отчисления на социальное страхование, вносят в определённой степени принудительные платежи;
  • сформулировать определение понятия «приватизация» (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки), обратив внимание, что приватизация может предполагать продажу, следовательно, и доход;
  • прибыль от государственных предприятий – это, безусловно, не налог, но доход.

Ответ: на рисунке 5.


Рисунок 5 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 140–142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 112–120.

Читайте также: