Какие налоги платят граждане каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета

Опубликовано: 29.04.2024

Заработная плата – одна из самых затратных статей расходов любого предприятия. В сумме налоги на зарплату составляют 43%. При этом для предпринимателей и ООО на ОСНО заработная плата и выплаченные с нее налоги не снижают сумму НДС к уплате. Поэтому понятно стремление собственников бизнеса легальными методами оптимизировать зарплатные налоги.

В этой статье собраны 6 проверенных способов законного снижения отчислений в бюджет.

1. Наем самозанятых

С 2020 года по всей стране начал действовать новый налоговый режим для самозанятых граждан. Он позволяет многим «частникам» легализовать свою деятельность, но одновременно максимально неудобен для снижения зарплатных налогов предприятия. Для самозанятых действуют такие ограничения:

  • Ставка налогообложения при работе с ИП и юридическими лицами составляет 6% от дохода (аналогично ставке на УСН «Доходы»).
  • Небольшой список видов деятельности – нельзя заниматься продажей маркированной и подакцизной продукции, а также перепродавать товары. Запрещено занятие посреднической деятельностью, а значит – с самозанятыми невозможно заключать агентские договоры.
  • Небольшой лимит годового дохода – 2,4 млн. рублей.
  • Нельзя оказывать услуги или выполнять работы по гражданско-правовым договорам, когда заказчик – в прошлом или в настоящем является работодателем самозанятого. Сотрудничать со своим работодателем можно будет только через 2 года после увольнения из штата сотрудников.

Тем не менее прибегать к услугам самозанятых по гражданско-правовому договору вместо оформления работника в штат гораздо выгоднее. Работодателю не нужно сдавать лишнюю отчетность, платить НДФЛ и взносы, а затраты на оплату услуг специалиста можно учитывать в расходах.

Пользоваться таким способом оптимизации зарплатных налогов можно, только если соискатель раньше не был сотрудником данной компании или ИП, или если он до этого работал неофициально. Но злоупотреблять наймом самозанятых не стоит – можно попасть под пристальное внимание со стороны налоговиков. Если ФНС покажутся сомнительными многочисленные выплаты работодателя специалисту, то владельца бизнеса могут вызвать на беседу в налоговую.

2. Сотрудничество с ИП

До сих пор это один из самых популярных методов оптимизации налогов на зарплату. Хотя многочисленные судебные разбирательства по оспариванию договоров с ИП, а также по серьезным обвинениям в дроблении компании с помощью ИП и уклонении от уплаты налогов доказывают, делать это нужно очень продуманно.

Выгода для работодателя в том, что, например, при сотрудничестве с ИП на УСН «Доходы» сумма налога составит всего 6% от дохода плюс обязательные ежегодные взносы на ОПС 32 448 рублей и на ОМС 8 426 рублей. Для сотрудника предприятия, который стал работать как ИП, это тоже выгодно – он чаще всего получает полную сумму оплаты труда, а налоги компенсирует работодатель. Однако при этом работник-предприниматель лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

Если бездумно разделять последовательные бизнес-процессы на деятельность разных ИП или переводить всех своих сотрудников в статус предпринимателей, то можно получить штрафы и доначисления от налоговой инспекции. Привлечение ИП обязано иметь понятные для налоговиков деловые цели, а предприниматель должен быть независим от заказчика. Не должно быть признаков того, что ИП ежедневно вместе со штатными сотрудниками выполняет свои обязанности в офисе компании и использует оборудование и материалы нанимателя.

3. ИП-управляющий

Компании на ОСНО могут нанимать управляющего-ИП. Поскольку у этих сотрудников достаточно высокие зарплаты, то и размер зарплатных налогов получается немаленьким.

Аналогично предыдущему методу можно снизить зарплатные налоги, если управляющий зарегистрирован как предприниматель на УСН «Доходы» и обязан выплачивать 6% от дохода. Например, если наемный руководитель получает 100 000 рублей в месяц, то ООО обязано ежемесячно выплачивать за него 30 000 рублей страховых взносов. Если бы управляющий был наемным ИП, то страховые суммы были бы равны всего 40 874 рублей в год.

4. Высокая зарплата директора

Чтобы не выплачивать зарплату сразу нескольким сотрудникам и не платить с каждой налоги, можно оплачивать услуги одного топ-менеджера. Суть способа заключается в лимитах страховых баз.

В 2021 году предельная величина базы для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 1 465 000 рублей, при превышении этой суммы применяется пониженный тариф – 10% вместо обычных 22%. Лимит оплаты на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности – 966 000 рублей, а взносы с сумм, превышающих лимит, вообще не начисляются.

При использовании такого способа нужно уметь аргументировано доказать налоговикам, что труд одного работника гораздо более выгоден для компании, чем наем нескольких квалифицированных сотрудников. Также нужно будет доказать, что высокая оплата топ-менеджера действительно связана с его уникальными способностями и большим опытом.

5. Заключение договоров ГПХ

Экономия на зарплатных отчислениях здесь в том, что работодатель не делает взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности. Также нет необходимости выплачивать работнику различные компенсации, оплачивать больничные и отпускные, предоставлять другие гарантии, обязательные по Трудовому кодексу.

Риск для предприятия в том, что договора гражданско-правового характера достаточно легко оспариваются в суде и переквалифицируются в трудовые. Результатом может стать ответственность за нарушение законодательства об охране труда и штрафы.

6. Аренда имущества

Оплата компании физическому лицу за пользование его имуществом по договору аренды не облагается страховыми взносами. Во многих компаниях у сотрудников есть личный автомобиль, который они используют для проведения выездных переговоров, деловых встреч и других поездок в рабочее время.

Арендовать машину у физлица – это экономически обоснованная статья затрат, но только при правильно оформленной документации.

Как контролируется уровень налогов на заработную плату

В 2017 году ФНС издала Письмо «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам», где регулируется деятельность зарплатных комиссий. Цель такого органа – повышение сумм страховых взносов через предотвращение нарушений налогового законодательства. Нужно отметить, что комиссия осуществляет свою деятельность довольно активно, поэтому бизнесу при оптимизации зарплатных отчислений рекомендуется:

  • избегать резкого увеличения уровня заработной платы – это могут расценить как попытку легализовать выплаты, которые раньше осуществлялись «в конвертах»;
  • избегать резкого уменьшения страховых взносов – при неизменном уровне НДФЛ это будет расценено как внедрение системы оптимизации налогов на заработную плату.
  • Кроме того, тенденции в выплатах зарплаты отслеживают и многие банки. Они руководствуются Методическими рекомендациями Банка России от 2016 года и обращают внимание ФНС на:
  • выплаты сотрудникам заработной платы ниже прожиточного минимума;
  • отсутствие у компании или ИП оплаты по взносам на социальное, пенсионное и медицинское страхование.

В последние годы наметился рост числа работников, которые согласны на трудоустройство только с «белой» зарплатой и полным социальным пакетом. Поэтому многие варианты оптимизации налогов на оплату труда можно применять только при условии хороших отношений с коллективом. К тому же социальные выплаты будут привлекать в бизнес более квалифицированных сотрудников и выгодно выделять вакансию на рынке труда.

Таким образом существует несколько способов снизить налоговую нагрузку, не прибегая к незаконным способам или зарплате «в конверте».

31 августа 2015




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.



Данный документ предстает в виде структуры сбора документов финансовой области, где отражена работа федеральных служб, структур и программ, работа которых направлена на улучшение потребностей государства при помощи денежных средств из казны. В нем указано, откуда берутся доходные средства и сколько поступлений необходимо ждать в будущем.

Говоря простыми словами, государственный бюджет – это главная ведомость страны, где указывается количество поступающих в казну денежных средств, а также прописываются необходимые расходы.

Обычно, действия такого документа прописываются ежегодно – с 1 января по 31 декабря.

Государственный бюджет оказывает влияние на большинство факторов экономики и регламентируется на уровне законодательства.

Помимо всего прочего, создан определенный бюджетный процесс, который заведует составом, детальным осмотром, принятием и дальнейшим исполнением государственного бюджета. Этот процесс берет на себя ответственность регулировать казну и проводить необходимые проверяющие процедуры. Реализуется бюджетное дела подобного масштаба государственными представителями, которые имеют право на осуществление подобной деятельности.

Функции

Главные функции государственного бюджета представляют собой:

  • контроль и ограничения действий основных органов правительства;
  • осуществление управления денежных средств внутри государственного аппарата и укрепление финансовых связей центральной и региональных частей страны;
  • определение экономико-политического направления деятельности государственного аппарата;
  • предоставление проверенных данных о решениях правительственных органов остальным членам экономико-государственной сферы.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый источник государства, который представляет собой обязательную часть для эффективного существования и деятельности всего государства. При помощи денежных средств из бюджета правительство выплачивает компенсации по имеющимся обязательствам, финансирует разнообразные государственные программы и мероприятия, а также занимается созданием государственных резервов.


Государственный бюджет имеет огромное экономическое значение для страны. Он может выявить итоговый спрос, касающийся потребителей. Это характеризуется тем, что размер бюджета в основном зависит от доходов граждан страны. Денежные средства, использованные из казны, позволяют выполнять принятые на государственном уровне заказы и закупать больше необходимых товаров и материалов. Сумма финансовых средств, проходящих через систему государственного бюджета, влияет на важные для страны экономические данные, такие как:

  1. объем производимых продуктов;
  2. инвестиции, реализуемые на уровне государственного аппарата;
  3. число безработного населения;
  4. сумма денежного притока;
  5. курс валют;
  6. ставки, предоставляемые Национальным банком страны;
  7. величина государственного долгового обязательства на внешнем и внутреннем уровне;
  8. инфляционный показатель.

Данные финансово-экономические показатели имеют тесную связь друг с другом, поэтому при отрицательном развитии хотя бы одного из них, стремительно ухудшается состояние остальных.

К примеру, государственный бюджет уменьшается посредством сокращения предоставления денежных средств от определенной государственной системы. При таком раскладе проблема задержки зарплаты решаема только при сокращении некоторого числа сотрудников, что, впоследствии, приведет к повышению уровня безработного населения и увеличению денежных выплат, реализуемых социальными органами для безработных.

Иным примером может служить решение правительства сократить величину внутреннего долга государства, применяя не государственные деньги, а выпустив дополнительное количество денежных банкнот. Будет зафиксировано повышение уровня инфляции из-за того, что государственные деньги не были укреплены золотовалютным запасом государства.

Для улучшения работы бюджета страны высчитываются определенные величины:

  • доходы государства;
  • государственная документация относительно нерегулярных денежных поступлений;
  • расходы на государственном уровне;
  • дефицитные и профицитные показатели.

Система доходов государственного бюджета

Система доходов госбюджета представляет собой денежные суммы, которые поступают в обязательном и безвозвратном виде, основанные на действующей законодательной системе.


Они строятся при помощи:

  • налогов, которые изымаются основными и региональными представителями власти;
  • неналоговых источников дохода, которые складываются от прибыли внешнеэкономических манипуляций и имущественных доходов, которые принадлежит государству;
  • источников дохода от государственных фондов бюджета.

Также доходы бывают текущими и капитальными. Капитальные доходы представляют собой доходность от продажи земляных участков или их сдачу в аренду, а также прибыльность от использования запасов государства.

Доход можно получить еще при помощи государственных трансферт – платежей, которые имею зачастую единоразовый и нерегулярный характер от некоторых организаций. Обычно, это пожертвования или спонсорская помощь, которая может выражаться, например, в инвестировании строительства больницы или детского сада.

Виды доходов

Текущие доходы бывают налоговыми и неналоговыми, как было сказано выше.

Налоговые

Налоговые доходы строятся при помощи установленной государственным аппаратом налоговой системы сбора. На основании недавней корректировки кодекса доходов от бюджетных средств, они строятся при помощи налоговых, неналоговых и безвозмездных начислений. Государственный бюджет РФ состоит на 84% из начислений от налогов, на 7% — от не налогов, а оставшиеся 9% составляют доход от фондов, основанных государственным аппаратом.


Доход представляет собой:

  • налог на полученный доход;
  • подоходный налог;
  • налог на имущественную собственность;
  • налог использование личного автомобиля;
  • удержанные суммы из заработной платы;
  • налог за использование природными резервами;
  • налог за регистрацию имущества и т.д.

Налоговая система представляется основой финансирования политики страны. Величина налоговых отчислений устанавливается законодательством, а при уклонении от уплаты налогов существуют способы уголовного пресечения.

Налоговая система состоит из прямых и косвенных налогов. На рабочую деятельность любого предприятия или организации в стране назначаются прямые налоги. Сюда относятся подоходный налог, прибыльный налог и т.д. Косвенные налоги составляют практически 70% всего дохода государственного бюджета. Именно этот вид налогов влияет на образование цены на тот или иной товар или услугу, и его дальнейшее использование. Такими налогами являются налог на добавочную стоимость, различные транспортные сборы, государственные пошлины.

Неналоговые

Неналоговые доходы представляют собой платежи административного характера, имущественный доход от государственных строений, штрафы.

Иные доходы

К иным доходам относятся займы государства, которые реализуются при помощи использования акций, облигаций и других ценностей.

Также существуют еще федеральные, региональные и местные налоги, которые назначаются в субъектах страны.

Расходы госбюджета

Под расходами госбюджета понимается величина денег, которая имеет направленность финансового покрытия реализуемых задач и запросов местных и государственных законодательных организаций. Расходы бывают:

  • военной направленности. Они реализуются на увеличение оборонной мощности страны, содержание военных городков и армии в целом;
  • экономической направленности. Данный вид расходов осуществляется посредством спонсорской помощи программам и мероприятиям от государства, инвестирование принятых государственных проектов и сокращение экономического долгового обязательства страны;
  • общественной направленности. Это расходы, которые направлены на социальные выплаты, пенсионные начисления и на эффективную работу государственных организаций;
  • внешнеполитической направленности. Подобные расходы обеспечивают и осуществляют договора между иными государствами и помогают выплачивать пошлины в международные предприятия;
  • поддержание управленческого уровня государства. Данный вид расходов используется для поддержания и эффективной работы законодательных собраний представителей органов судебной власти.

Для классификации системы доходов и расходов применяется группировка бюджета РФ, которая применяется для внедрения госбюджета и соблюдения необходимых отчетов.

Данная систематизация помогает правильно сопоставить основные показательные величины государственного бюджета и сформировать устав наблюдения за потоком денежных средств из государственной казны. Использование подобной системы помогает значительно облегчить интеграцию государственной документации. Она предлагает оформить на каждую организацию собственный индивидуальный кодовый номер, для последующего упрощения отслеживания денежных поступлений.

Система бюджетного учета

Для эффективности упорядочения сбора и регистрации информационных данных о поступлении денежных средств (или иных материальных благ) в государственную казну предусмотрена система бюджетного учета. Данная система применяется на территории всех страны: регионы, субъекты, области.


Бюджетный учет реализуется при помощи плана принятых счетов, которые включают в себя группировку госбюджета РФ.

Величина доходов и расходов страны постоянно учитывается по определенным критериям. Уравновешенным государственный бюджет является в том случае, когда сумма доходов равняется сумме расходов. Данная ситуация госбюджета называется «сбалансирование госбюджета». Но, к сожалению, в реальности достичь подобных величин практически нереально – образуется дефицит государственных средств или их профицит.

Профицит

Профицитом государственного бюджета называется ситуация, в которой доходная часть бюджета превышает расходную. Такое положение является хорошей динамикой для роста экономики страны, но встречается достаточно редко. По большей части страны сталкиваются с дефицитом государственного бюджета – обратной стороной профицита, когда расходы превышают доходы государственного бюджета. Ни одно из существующих ныне государств не смогло исключить у себя существование дефицита средств бюджета. Существует установленный допустимый уровень для дефицита, по которому величина расходов не должна быть больше величины доходов, чем на пять процентов.

Дефицит

Превышение установленного показателя способно привести к экономическому падению и даже к несостоятельности страны. Исходя из этого, правительственные органы постоянно создают условия для недопущения данной ситуации. Сегодня приняты три главных решения для недопущения банкротства:

  • необходимо сократить расходы государственного бюджета;
  • выпуск дополнительных денег;
  • принятие денег посредством долгового обязательства от других государств.

Самым действенным, но непопулярным способом предотвращения дефицита государственного бюджета является уменьшение расходов внутри страны. Это потому, что сокращение финансовой части отразится на малообеспеченных гражданах, которые живут в большей степени на государственные социальные пособия. Государственный аппарат, который примет решение в пользу данного способа исключения дефицита, в будущем не найдет поддержки у собственных граждан.

Выпуск дополнительных денег – такой способ является самым легким и несет после себя наименьшее количество потерь для населения, но для государственной валюты он выступает в роли палача, т.к. происходит ее обесценивание. Данный способ борьбы с дефицитом госбюджета следует использовать нечасто, чтобы не допустить повышение инфляции.



Если государство берет деньги в долг, то вскоре сможет с лихвой покрыть превышенные расходы и привести бюджет в порядок. Денежные средства подлежат к немедленному использованию, но следует отметить, что выплачивать этот долг необходимо на протяжении длительного времени. Поэтому это бремя ляжет на последующих представителей государства.

Долг государства бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний долг представляет собой заем, который был взят у зарубежных стран, а внутренний долг – это заем, который был взят внутри своего государства (например, у крупного предприятия). Наиболее часто внутренний заем предстает в виде использования ценных облигаций, принадлежащих государственному аппарату.

Финансовая коррупция

Самой главной опасностью для сохранности госбюджета является финансовая коррупция. Эта проблема преследует многие страны с момента их формирования и становления. Нечистые на руку чиновники хотят обогатиться за счет государственных денег, выделенных на нужды государства, и вместо выполнения своих прямых обязанностей по реализации этих средств на существующие проблемы (например, плохие дороги, нехватка оборудования или медикаментов) оформляют эти деньги на личные счета в зарубежных банках при помощи черной бухгалтерии.


Самая плодородная почва для роста коррупции образуется при становлении государственного бюджета страны. Скрытность информационных данных, слабая система контроля доходов и расходов, отсутствие должного наказания за уличение в коррупции – все это сильно влияет на ее рост и развитие внутри государства.

Коррупция способна развиваться также на уровне контролирования и системы надзора за внешними факторами, влияющими на доходность государственного бюджета, при условии, если политические представители оказываются вовлеченными в мошеннические перипетии, а расследование по данному вопросу идет слабо и не имеет результатов.

Главная задача государственного бюджета является эффективное распределение денежных средств между всеми субъектами страны с целью последующего улучшения жизнедеятельности граждан. Государственный аппарат должен суметь распределить деньги таким образом, чтобы эта манипуляция была выгодной и для государства и для народа. Необходимо вести постоянный контроль за реализацией финансирования подобного плана и надзор за использованием денежных средств государственного бюджета.


Что будет, если государство продолжит повышать налоги в ущерб экономике и почему понижение налогов может не сработать? Разбираемся с помощью кривой Лаффера.

Сколько налогов собирается в России?

В последние годы налоговая нагрузка на нашу экономику растёт. Доходы консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов в 2018 году составили 37,3 трлн рублей при ВВП в 103,6 трлн рублей. Таким образом налоговая нагрузка на ВВП составила 36%, что соответствует многим европейским странам.

Но до какого предела вообще можно повышать налоги, и что будет после того, как этот самый предел будет достигнут? Аналогичным вопросом задался американский экономист Артур Лаффер в 1979 году.

Его концепция предполагает зависимость между размером налоговых ставок и доходами, которые поступают в бюджет.

Кривая Лаффера

Идея Лаффера состояла в следующем. Небольшие налоговые ставки имеют позитивный долгосрочный экономический эффект. Они стимулируют компании нанимать больше работников, а потребители за счет того, что у них больше денег остаётся на руках, могут покупать больше товаров. Низкие налоги стимулируют экономический рост и повышают активность потребителей и производителей, создают почву для инвестиций В результате даже при низких ставках налога, за счёт этого в бюджет поступает больше денег.

Однако по мере того, как правительство продолжает наращивать налоговые ставки, отдача от них становится меньше за счёт сокращения тех самых долгосрочных стимулов. На графике кривая становится всё более крутой.

В какой-то момент размер налоговых ставок достигает пикового значения, определенной границы, после которой кривая бумерангом летит назад. Повышенные налоги ложатся тяжелым бременем на экономику. Сильно падает спрос и экономическая активность. Долгосрочное снижение налоговой базы сводит на нет выгоду, которую может получить государство от повышенных ставок налога. Вместе с тем процветает теневой сектор – все больше становится тех, кто отказывается платить налоги. Крупные компании уходят с рынка в зарубежные страны с более привлекательными условиями работы.

кривая лаффар

В верхней части кривой, когда налоговые ставки составляют 100 процентов, государственные доходы равны нулю. Если государство забирает все личные доходы и прибыль от бизнеса, то никто не работает и не производит товары. Это приводит к исчезновению налоговой базы.

Где проходит граница?

Увы, единых параметров нет. Теоретики считают, что это порядка 40-50% от ВВП, но есть и другие оценки, например, 30-40%. Однако ставки зависят от того, как быстро растет экономика, какова производительность труда, есть ли в законодательстве налоговые лазейки и легко ли уйти в теневой сектор. Более того, эта граница может отличаться даже в зависимости от региона одного и того же государства. Иными словами, всё индивидуально.

Что будет если после повышения налогов начать их понижать?

Власти многих стран в своё время начинали осознавать, что, повысив налоги, они затормозили экономический рост. Однако будет ли польза уже после того, как пройдена та самая точка невозврата?

По мнению Лаффера, снижение налогов будет работать только до того, как пройдена эта точка. Экономика восстановится, бизнес вновь начнет создавать рабочие места, а граждане потихоньку станут вновь наращивать свои расходы на покупки.

А вот снижение налогов после того, как граница пройдена уже не будет стимулировать экономику в достаточной степени, чтобы компенсировать снижение доходов. Гораздо более вероятным будет то, что бизнес перейдет в режим выживания, будет задумываться об оптимизации или начнет автоматизировать труд, чтобы нанимать меньше работников и платить за них налоги. Без новых рабочих мест работникам не будут платить зарплату, и экономика не будет расти за счет потребительского спроса.

Кроме того, нет никаких гарантий, что предприниматели, отработав схемы ухода от налогов, пожелают выйти «из тени» и платить налоги по сниженным ставкам. А зачем, если существующие и хорошо отработанные схемы не нужно видоизменять, если они будут работать и далее, для уклонения и от более низких налогов?

Что происходит на практике?

Теория Лаффера не раз применяли на практике в США и в некоторых европейских странах, причем в качестве самой настоящей инструкции к действию. Результаты были непредсказуемыми. Отчасти из-за проводимых мероприятий, отчасти потому, что эффект от понижения налогов в виде роста экономики виден только через несколько лет.

Сторонником теории Лаффера был Рональд Рейган. Администрация президента сократила максимальную ставку налога сначала с 70% до 50% в 1981 году, а затем, в 1986 году, до 28%. Это привело к большому дефициту бюджета и росту госдолга. Политику сильно критиковали, ведь к 1987 г. государственный долг США составил 2,4 трлн. долларов.

Но эффект мир увидел немного позже. Благодаря нескольким понижениям налога на прирост капитала образовались или сделали первичное публичное размещение акций более 3000 динамичных компаний. Многие из этих компаний малого и среднего размера стали затем лидерами рынка (Cisco Systems, Dell, Microsoft, Novell, Oracle, Sun Microsystems и др.), в результате их деятельности произошёл бум технологий и значительное увеличение числа рабочих мест в 90-е годы.

В Польше опыт применения кривой Лаффера был связан с акцизами, ставки которых меняли в 1999-2001 годах.

После того, как ставка акцизов на табак была увеличена до 27% упало внутреннее производство и легальные продажи табака. Вместо этого рынок наводнили контрабандные сигареты. Параллельно упали и доходы бюджета, вопреки поставленной цели их нарастить. После того, как налог снизили до 19%, пошёл обратный процесс, и бюджетные поступления вновь стали расти.

Критика теории

Стоит сказать, что теория Лаффера не идеальна, и существует множество исследований, которые показывают, что в ряде случаев она не работает, например, в стране с высокими темпами инфляции. Также существует немало исследований, доказывающих что кривая Лаффера не симметрична. Противники теории считают, что просто не существует той самой предельной точки, разделяющей экономику на «до» и «после». Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц вообще заявил, что кривая Лаффера «высосана из пальца».

Кроме того, само по себе снижение налоговой ставки – не панацея от всех экономических проблем. Свою эффективность показали налоговые льготы и вычеты, которые также поддерживают бизнес, но чтобы их использовать налоги изначально должны быть повышены.

Впрочем, в мире сейчас проходит ещё один эксперимент, который со временем покажет, есть ли толк в понижении налогов. Власти Китая реализовали множество реформ, цель которых поддержать рост экономики на фоне торговой войны с США.

Подробное решение Параграф § 23 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Обществознанию за 8 класс можно найти тут

Вопрос 1. Как осуществляется экономический выбор в условиях ограниченности ресурсов? В чём заключаются функции экономических систем? Кто и как защищает права собственности?

Экономический выбор – это выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов.

Экономический выбор рассматривается с использованием кривой производственных возможностей. Каждая точка на этой кривой представляет собой комбинацию благ двух видов. Граница области производственных возможностей характеризует одновременно возможный и желательный выпуск продукции.

Экономические ресурсы в традиционной экономике чаще всего находятся в коллективной собственности племени или общины. Решения об использовании общинных ресурсов принимаются коллективно. Набор производимых экономических благ не отличается разнообразием. То же характерно и для отдельных видов деятельности (преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремёсла). Технологии и способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства. Такая экономическая система, несмотря на стабильный, предсказуемый характер, способна удовлетворять лишь минимальные, жизненно необходимые потребности людей.

В рыночной экономической системе решение вопросов, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. В экономическом смысле рынок — это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления. В рыночной экономике основные факторы производства и его результаты находятся в руках преимущественно частных лиц. В нашей и других странах собственниками также могут быть государство, муниципалитеты, общественные организации. Действующие в этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Каждый самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями. Потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь желанием получить большую пользу от потребления товара. Производитель, решая производить тот или иной товар, рассчитывает получить прибыль. Поэтому на вопрос «что производить?» в рыночной экономике есть один ответ: производиться будут лишь те товары, которые могут принести прибыль, а те товары, производство которых влечёт за собой убытки, выпускаться не будут. При этом производитель стремится выбрать такую технологию производства, которая обеспечит ему наибольшую прибыль.

В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять новую технологию производства. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Тем самым рыночная экономическая система благоприятствует техническому прогрессу.

Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Поэтому, что, как и для кого производить, государство планирует из единого центра на основе приказов (директив), законов, плановых заданий. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Такая экономическая система была в СССР, других социалистических странах. Единый экономический центр пытался учесть все потребности — от общественных до индивидуальных, предусмотреть все возникающие проблемы, связанные с их удовлетворением.

В ст. 8 и 35 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Под системой гражданско-правовой защиты права собственности понимается совокупность средств, способов и методов, которые собственник или иной титульный владелец может применить для защиты своего права владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Различные нормы гражданского права играют в деле защиты права собственности далеко не одинаковую роль. Одни нормы служат делу отражения совершаемых правонарушений, например правила об ответственности за причинение материального ущерба, за незаконное удержание чужого имущества и т. д. Другие нормы непосредственно обеспечивают нормальные условия для использования собственником принадлежащего ему имущества.

Вопрос 2. Можно ли управлять экономикой? Кто оплачивает предоставляемую нам бесплатно медицинскую помощь? Зачем мы платим налоги? Сколько денег требуется государству?

Менеджмент или Управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Система управления экономикой – совокупность увязанных, согласованных методов и средств управления экономикой, хозяйством, используемых органами управления, управленческим аппаратом. Система управления экономикой представляет иерархическую структуру, разделенную на уровни. Система управления экономикой страны разделяется на территориальные и отраслевые системы (подсистемы второго уровня), которые в свою очередь включают локальные системы управления предприятиями, организациями, фирмами.

Государство оплачивает предоставляемую нам бесплатно медицинскую помощь.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Вопрос 3. Назови круг экономических проблем, регулируемых любым государством.

Основные экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, можно свести к следующим: перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; защита прав собственности; перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу; регулирование трудовых отношений; организация производства общественных благ, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, оборона, общественный транспорт, мосты и дороги, охрана здоровья и окружающей среды, освещение улиц, бесплатное образование и т. д.).

Вопрос 4. Какие способы воздействия на экономику может использовать государство?

Справляться с этими задачами государству помогает набор различных средств, таких, например, как регулирование им своих доходов и расходов, механизм налогообложения. Чтобы понять, каким образом государство использует эти средства, познакомимся с понятиями «налоги» и «государственный бюджет».

1.обеспечение социальной защиты, социальной гарантии

2.обеспечение экономической безопасности страны

3.стабилизация экономический колебаний

4.обеспечение правовой базы для рыночной системы

5.создание эффективной конкуренции

6.ограничение монополизированного производства

7.контроль за уровнем инфляции и безработицы

8. перераспределение доходов и ресурсов

Вопрос 5. Нужна ли рынку «государственная рука»?

Так что государственная рука нужна, а не мелочный контроль и не постоянное изменение правил посреди игры. Свободный рынок – это рынок, работающий по правилам. Государство должно устанавливать эти правила, то есть создавать законы, гарантирующие нормальное функционирование общества, и обеспечивать их исполнение. На рынке превалируют сиюминутные интересы, государство должно руководствоваться долговременными перспективами. В рынке выживает сильнейший, а государство должно заботиться о самых незащищённых – в том числе и от рынка.

Вопрос 6. Зачем государству необходимы налоги?

Налоги являются главным источником средств для государства. Налог — обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.

Налоги появились с возникновением государства. Вспомним, например, факты, связанные со становлением Древнерусского государства: полюдье князей и налоговую реформу княгини Ольги, которая ввела уроки и погосты. Из истории нам известны самые разные формы взимания налогов.

Вопрос 7. Какие налоги платят граждане?

Большинство стран мира пользуются прямыми и косвенными налогами.

Прямые налоги (налагаемые непосредственно на потребителей) взимаются с какого-то дохода или имущества в установленном размере. Плательщиками налогов являются все граждане, имеющие какие-либо доходы, независимо от источников их получения: зарплата, премии, доходы от собственности, от предпринимательской деятельности и др. Не включаются в облагаемую налогом сумму дохода пенсии, стипендии и некоторые другие виды доходов. С 1 января 2001 г. в нашей стране установлена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%. Прямыми налогами являются также налог на имущество (строение, транспортные средства и др.), налог на землю и т. п.

Налоги на продажу товаров и услуг называются косвенными (по отношению к доходу). Обычно ими облагаются товары, потребление которых устойчиво, легко контролируется (в истории ими были соль, спиртные напитки и табачные изделия). Косвенным налогом является также таможенная пошлина, т. е. плата, взимаемая с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи. Взимание косвенных налогов не связано с учётом доходов или имущества. Они существуют в виде надбавок к цене определённых товаров и достаются государству. Таким образом, косвенные налоги целиком перекладываются на потребителя этих товаров.

Вопрос 8. Каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета?

Многие страны зачастую попадают в ситуацию, когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов. Такая ситуация называется дефицитом бюджета. Это значит, что стране не хватает денег, чтобы покрыть расходы, связанные с выплатой пенсий, стипендий, содержанием армии, школ и больниц и многими другими нуждами.

Мировая практика подсказывает некоторые способы решения этой проблемы: рациональное использование бюджетных средств; сокращение бюджетных расходов; изыскание источников дополнительных доходов; одалживание денег у граждан, банков, организаций других государств. Последний способ, как ни странно, чаще всего используется государством. У кого же государство берёт деньги в долг? Прежде всего у собственного, т. е. государственного, банка. Другой источник — одолжить у граждан и хозяйственных организаций страны, например через продажу облигаций государственных займов. Облигация — документ, удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу облигации определённой суммы за использование одолженных денег. Эти способы позволяют законно и выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, используя их для развития экономики страны и решения социальных задач.

Вопрос 9. Приведи примеры общественных благ, которые могут быть обеспечены гражданам государством, но не могут быть переданы в ведение частных фирм.

Социальная защита разных категорий населения; оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система страны; социальное обеспечение граждан; бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев.

Вопрос 10. Отдельные предприятия и граждане стремятся уклониться от уплаты налогов. Что заставляет их так поступать? Выскажи своё отношение к затронутой проблеме.

Стремление уклониться от налогов вполне свойственно многим людям. Все люди хотят жить в достатке, ни в чём не нуждаться, пользоваться всеми благами, за которые сейчас нужно платить. Конечно же, люди не хотят отдавать деньги налоговым службам, поэтому и пытаются уклоняться от ненужных затрат. Несомненно, налоги очень нужны бюджету государству, но с другой стороны в настоящее время правительство требует слишком большие суммы, которые люди невысокого достатка просто не в состоянии оплатить.

Вопрос 11. Подумай, как повлияли бы на жизнь твоей семьи следующие изменения в бюджетной политике государства: сокращение расходов на образование, увеличение подоходного налога с граждан, увеличение расходов на реализацию социальной политики, сокращение расходов на обслуживание государственного долга.

1. «сокращение расходов на образование» - возросла бы конкуренция на бюджетные места в институте мне бы было ещё сложнее поступить, или вообще не было бы этой возможности если финансирование крайне мало.

2. «увеличение подоходного налога с граждан» - увеличение налога уменьшило бы заработную плату моих родителей, следовательно общий бюджет семьи был в разы меньше. Меньше денег – сокращение удовлетворённых потребностей, появление нужд .

3. «увеличение расходов на реализацию социальной политики» - это могло помочь моей семье, например такая политика финансирования могла бы дать возможность студентам ездить в транспорте бесплатно, либо другие льготы, как увеличение стипендии.

4. «сокращение расходов на обслуживание государственного долга» - расходы на обслуживание госдолга идут с налогов, следовательно нет расходов налог можно уменьшить, значит в семье будет больше денег.

Вопрос 12. Выбери из приведённого перечня примеры выполнения государством такой экономической задачи, как производство общественных благ: поддержка конкуренции предприятий малого бизнеса; предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам; организация работы общественного транспорта; установление новых ставок налогов на производителей; обеспечение контроля качества поступающих потребителям лекарств.

Предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам; организация работы общественного транспорта; обеспечение контроля качества поступающих потребителям лекарств.

Необъяснимо, но факт: что такое дефицит бюджета и откуда он берется

Бюджет Российской Федерации за коронавирусный 2020 год будет исполнен с рекордным дефицитом в 3,9 % валового внутреннего продукта, подсчитал Минфин накануне Нового года. Превышение бюджетных расходов над доходами, по самым свежим данным (за январь-ноябрь), составило примерно 2,5 трлн рублей. Откуда вообще взялась эта сумма, что такое бюджетный дефицит и так ли он опасен, как о нем говорят?

Читайте в статье:

Как формируется бюджет?

Как формируется бюджет?

Государственный бюджет, вопреки распространенному заблуждению, не является кучей денег в казне отдельно взятой страны. На самом деле бюджет — это такой финансовый план, составленный на конкретный период времени (например, на год) и включающий в себя запланированные расходы и предполагаемые доходы. Для наглядности сравним государственный бюджет с бюджетом семейным.

Допустим, у нас есть молодая семья, где каждый из супругов зарабатывает в месяц по 25 000 рублей. Общий суммарный доход составит 50 000. Из них часть денег будет потрачена на услуги ЖКХ, продукты питания, одежду, интернет и так далее. Возможно, часть денег (пусть и небольшая) будет отложена. Чтобы расходы не превышали доходы, семья вынуждена заранее планировать свои траты. Они знают, что в конце каждого месяца каждый получит заработную плату, и примерно представляют, сколько денег они могут потратить в следующем месяце.

Такое планирование — это и есть настоящий бюджетный план.

С государством дела обстоят похожим образом, только суммы значительно больше, много разных источников доходов, а статей расходов еще больше. Свои бюджеты есть у отдельных регионов, городов и сел, общественных организаций и коммерческих компаний.

Государственный бюджет

Государственный бюджет

Государственный бюджет формируется с учетом государственных доходов, то есть денежных средств, поступающих из следующих источников:

  • налогов, которые платят организации и граждане;
  • неналоговых, но обязательных сборов — всевозможные акцизы, пошлины, сборы, доходы от внешнеэкономической деятельности и так далее;
  • иные доходы — например, из государственных фондов.

Каждый год государства прогнозируют заранее, сколько денег у них будет в бюджете, и, исходя из этой суммы, планируются траты. Тратят деньги государства на самые разные нужды, в том числе социальные, экономические, военные, научные, внешнеполитические и так далее. В конце концов, они тратят деньги на содержание самого государственного аппарата, который существует только за счет наших с вами налогов и прочих платежей.

Что такое бюджетный дефицит?

Что такое бюджетный дефицит?

Когда государство аккумулировало достаточно денег в рамках бюджета, оно начинает их тратить согласно предварительно составленному плану. Этот процесс называется реализация бюджета. В результате возможны три сценария:

  1. Профицит бюджета — ситуация, когда потратили денег меньше, чем получили в виде доходов.
  2. Сбалансированный бюджет — когда потратили денег столько, сколько получили в виде доходов.
  3. Дефицит бюджета — та самая ситуация, когда потратили по разным причинам больше, чем получили в виде доходов.

Дефицит бюджета = бюджетные расходы > бюджетные доходы.

Откуда берется дефицит?

Откуда берется дефицит?

Иногда реальные расходы могут превысить запланированные, например, из-за непредвиденных обстоятельств. Аналогично могут снизиться и доходы.
В разгар пандемии коронавируса значительная доля бизнеса во всем мире в лучшем случае недополучала прибыль, а в худшем — вообще несла убытки. Повсеместные ограничения и административные барьеры привели к тому, что компании начали разоряться и, как следствие, — не платить налоги.
Как итог, доходы в государственные бюджеты оказались ниже запланированных, а расходы, наоборот, возросли (например, пришлось выделять много денег на борьбу с эпидемией).
Двоякая ситуация: с одной стороны, государства много тратят и вводят всякие ограничения, а с другой стороны, в результате этих же ограничений в долгосрочной перспективе предприятия не заплатят налогов, поскольку разорятся, — и в бюджете появится дефицит.

Конечно, дефицит может возникнуть и в результате плохо спланированного чиновниками бюджета, неудачных трат, внезапных военных расходов, чрезмерно высокой налоговой нагрузки или, например, высокого государственного долга и его несвоевременного погашения.

хомяк Жора Капустин

Опасен ли бюджетный дефицит?

Вред бюджетного дефицита, как и польза бюджетного профицита — не так однозначны, как кажется.
Чиновники многих стран настолько боятся возникновения бюджетного дефицита, что стремятся всеми силами повысить доходы над расходами. Конечно, если у государства припасены «лишние деньги», это хорошо в случае рецессии. Можно сгладить ее негативные последствия. Также это хорошо для администрирования и управления — проще реализовывать разнообразные проекты.
Но с другой стороны, профицит бюджета — это искусственное ограничение экономики. Профицит плох, потому что куча денег оседает в бюджете и никуда не расходуется, то есть не выполняет свою прямую функцию. Тут примерно как с дефляцией — если деньги изъять из оборота, то это затормозит развитие экономики в целом.

Дефицит бюджета, напротив, может быть не так опасен, как кажется на первый взгляд. Если деньги расходовались грамотно, в перспективе это должно привести к экономическому росту. Бизнеса станет больше, доходы предпринимателей выше и, как следствие, повысится собираемость налогов. Обратная сторона дефицита — если расходы были плохо выверены, денежные средства тратились на неудачные проекты, имели место случаи коррупции и все в таком духе — развития экономики не будет, а дыра в бюджете только продолжит расти.

Оптимальный вариант, по мнению целого ряда экономистов, — это сбалансированный бюджет. В этом случае лишних денег в бюджете не осядет, а риски возникновения дефицита бюджета — ниже. Конечно, при сбалансированном бюджете расходы должны идти на благо страны и по возможности не превышать доходы.

Михаил Попов, банкир, основатель и CEO TalkBank

Михаил Попов, банкир, основатель и CEO TalkBank:

— Вероятно, в последующие два года бюджет РФ будет дефицитным, а соответствующие значения превысят аналогичные образца 2020 года. Ключевыми факторами сокращения дефицита и стабилизации бюджетных расходов является рост стоимости нефти на мировых рынках и повышение доходов за счет налоговых сборов и экспортных пошлин на энергоносители. Конечно, здесь мы очень связаны с ростом мировой экономики. Наиболее пострадавшие отрасли в период пандемии, а именно: тяжелая промышленность, туристические направления, гостиничный бизнес, сфера услуг и другие — в настоящий момент сильно зависят от эффективности разработанных вакцин от коронавируса.

А что вы думаете по поводу перспектив российского бюджета в 2021 году? Напишите в комментариях!

Читайте также: