Негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов

Опубликовано: 02.05.2024

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контролирующих органов. Как отмечалось, к негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами, аудиторский контроль.
Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. — за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.
Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так называемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
Контроль со стороны коммерческих банков. Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Если отделения Государственного банка СССР контролировали всю финансовую деятельность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий — потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка — важный элемент управления кредитным риском.
Аудиторский контроль. Это новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х годов. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.
Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.
Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок..
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации (включая* Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.
Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.
В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:
1) заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;
2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;
3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;
4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.
Сфера действия аудиторского контроля в России расширяется по мере становления развитых рыночных отношений, повышения профессионального уровня сотрудников аудиторских служб, роста спроса на их услуги с целью снижения финансовых рисков частных фирм в условиях растущей конкуренции. Законопроект «Об аудиторской деятельности в РФ», находящийся в стадии рассмотрения, учитывает международные требования к ведению аудиторской деятельности, что со временем позволит российскому аудиту интегрироваться в систему международных экономических отношений и обеспечит признание российских аудиторских заключений зарубежными потребителями.


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации - организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Что такое налоговый аудит?

Налоговый аудит — это проверка правильности исчисления и уплаты налогов, в т.ч. контроль заполнения налоговых деклараций и расчетов.

Основная цель аудита налогов — устранение налоговых рисков и минимизация финансовых потерь компании, собственников и руководителя. Ведь в случае доначисления налогов компании грозит штраф 20% от суммы доначислений и пени, а при наличии доказательств умысла в неуплате налогов размер штрафа составит 40%. Причем руководителю, собственнику или иному контролирующему лицу может грозить уголовная, субсидиарная и имущественная ответственность. Кстати, по данным налоговой службы за 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях, а в 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Также иногда собственники и руководители хотят проверить квалификацию работников бухгалтерской службы и найти возможные финансовые резервы.

Почему налоговый аудит особенно важен в последнее время?

В последнее время результативность выездных налоговых проверок превысила 98%, т.е. налоговые органы выходят на проверку только в тех случаях, когда для этого есть повод (используют риск-ориентированный подход).

Минимальная сумма доначислений по выездным налоговым проверкам в РФ составляет 35 млн. руб. Поэтому налоговый аудит может сэкономить минимум 7 млн. руб. (минимальное доначисление 35 млн. руб. *20%).

Уже на стадии камеральных проверок налоговых декларации инспекторы могут составить представление о налогоплательщике и даже определить предполагаемую сумму неуплаты налогов. Теперь программа ФНС РФ анализирует цепочки контрагентов, наличие в них неблагонадежных налогоплательщиков, выявляет нестыковки в показателях деклараций, например, между налоговой базой по НДС и налогом на прибыль, оценивает налоговую нагрузку, рентабельность и др. показатели компаний.

Поэтому, если отчетность налогоплательщика не вызывает нареканий налогового органа — повода для назначения выездной налоговой проверки нет. Кроме того, при безупречной налоговой отчетности сокращается количество запросов из налоговой инспекции в рамках камеральных проверок, что не может не отразиться на работе бухгалтерии и эмоциональном настроении сотрудников. Уверенность в данных налоговых деклараций — спокойствие руководителя и собственника.

Чтобы у организации была такая уверенность или хотя бы реальное представление о состоянии налогового учета и отчетности и о налоговых рисках компании следует провести аудит налогов.

Кроме того, налоговый аудит проводится по инициативе собственников или руководителей компании для проверки компетенции сотрудников бухгалтерии, отвечающих за исчисление налогов. Ведь иногда налоги переплачивают, в т.ч. и в случаях, когда неправильно организовано налоговое планирование, как например, в этом кейсе.

В чем особенности аудита налогообложения (его отдельных видов)?

По желанию Заказчика аудит налогового учета можно провести за определенный период (квартал, год, несколько лет и др.) и в отношении всех или некоторых налогов:

1. Аудит налогообложения прибыли

Такая проверка необходима любой компании, применяющей общую систему налогообложения. Как показывает практика, не все налогоплательщики уделяют должное внимание документальному оформлению расходов. Иногда из-за отсутствия внутренних документов (например, отчета о проведении рекламной акции, акта на отпуск материалов в производство, технологической карты и т.п.) налогоплательщик рискует «лишиться» налоговых расходов.

Аудит налога на прибыль особенно необходим компаниям, работающим с иностранными партнерами, в т.ч. привлекающим иностранное финансирование (при проведении аудита налога на прибыль проверяется исполнение обязанностей налогового агента и правомерность применения им ставок налога).

2. Аудит НДС

НДС налоговые органы уделяют особое внимание (ПК «Контроль НДС»), поэтому для налогоплательщиков — это самый «риск содержащий» налог. В рамках аудита НДС производится проверка контрагентов «на благонадежность», правильность и своевременность определения налоговой базы, применения освобождения от НДС и льготных ставок (10%, 0%), порядок ведения раздельного учета НДС и др.

3. Аудит налога на имущество организаций

Аудит необходим организациям, владеющим недвижимостью. На практике были случаи, когда бухгалтер занижала налог, поскольку исчисляла его исходя из среднегодовой стоимости объекта, а не по кадастровой стоимости. Или, наоборот, организации переплачивали налог, ошибочно исчисляя налог по недвижимости, не являющейся объектом обложения, как, например, в этом кейсе.

4. НДФЛ и страховые взносы

Эти «зарплатные налоги» платят все организации и у налоговых органов они под особым контролем, в т.ч. работодателей вызывают на «зарплатные комиссии», а за неуплату страховых взносов несколько лет назад была введена уголовная ответственность.

В первую очередь аудит НДФЛ и страховых взносам необходим компаниям, производящим различные социальные выплаты работникам, а также имеющим иностранных сотрудников.

5. Другие налоги и сборы

При проведении налогового аудита также анализируются другие налоги и сборы: налог при УСН, транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин, региональные и местные налоги и сборы, например, торговый и курортный сбор и т.д.

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Кто должен проходить обязательный аудит?

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности? Посмотреть ответ

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения? Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности. Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб. Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления. Посмотреть ответ

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Как пройти обязательный аудит?

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности
Обязательный внешний аудит бухгалтерии
Проведение бухгалтерского аудита
Методы проведения бухгалтерского аудита
Внешний инициативный аудит бухгалтерии
Перечень случаев обязательного аудита
Как выбрать фирму для проведения аудита
сроки контроля
Экспресс-аудит бухгалтерской отчетности организации

Совет 4: Как провести финансовую оценку фирмы

Финансовая оценка фирмы подразумевает под собой проведение анализа ее финансового положения. В него входит: расчет ряда основных показателей, отражающих систему формирования оборотных средств у юридического лица, направления их наиболее грамотного использования.

Инструкция

По материалам: ac-g.ru, kakprosto.ru

Как создать комфортную зону торговли

Как формируется бухгалтерская отчетность?

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Кто проводит?

Деятельность по проверке отчётности может быть осуществлена аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Они обязательно должны состоять в аккредитованной СРО (саморегулируемой организации). Кроме того, существует ряд требований:

  • Индивидуальные аудиторы обязаны: получить высшее экономическое или юридическое образование;
  • иметь стаж работы главным бухгалтером или помощником аудитора не менее трёх лет;
  • сдать экзамен и получить аттестат аудитора.
  • Требования к организациям:
      коммерческая;
  • создана в любой форме, кроме ОАО;
  • имеет в штате минимум трёх аудиторов;
  • руководитель должен быть аудитором;
  • не менее 51% уставного капитала принадлежит аудиторам или другим подобным организациям.

    Если вас интересует, как часто проводится камеральная налоговая проверка, прочтите этот материал. О порядке и сроках проведения выездной налоговой проверки вы найдете подробную информацию здесь.

    Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

    Аудит проходит в несколько этапов:

    1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
    2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
    3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

    Объекты

    Список предприятий, которые должны ежегодно проводить аудит, содержится в ФЗ «Об аудиторской деятельности». К таким предприятиям относятся:

    • фирмы, являющиеся эмитентами ценных бумаг, торгуемых на фондовой бирже, а также компании, работающие на фондовом рынке профессионально;
    • предприятия, занимающиеся клиринговой или страховой деятельностью;
    • паевые фонды, пенсионные фонды, а также негосударственные внебюджетные фонды;
    • финансовые учреждения, а именно банки, МФО и другие;
    • валютные, товарные и фондовые биржи;
    • акционерные предприятия;
    • фирмы, публикующие свои отчеты в общественном достоянии;
    • другие компании, чей годовой доход превышает 400 млн руб., а также компании с активами на сумму более 60 миллионов рублей к концу отчетного периода.

    Какие документы проверяют

    В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

    • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
    • налоговые декларации;
    • первичная документация;
    • уставные документы;
    • разрешения, лицензии и многое другое.

    Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

    К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

    Результат

    Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

    • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
    • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
    • предложения по корректировке отчетности компании;
    • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

    В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

    ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

    Заключение аудитора

    Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

    О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

    Коротко о том, что должен содержать документ:

    • название «Аудиторское заключение»;
    • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
    • информацию об аудируемом лице;
    • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
    • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
    • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
    • результаты проверки;
    • дату, когда было составлено заключение.

    Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

    Акты сверок по контрагентам

    В пунктах 73 и 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации указано:

    • расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными
    • отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается

    Таким образом, законодательно не установлено обязательное проведение сверки с контрагентами при проведении инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, за исключением сверок с банком и с бюджетом.

    На практике же аудитор на выборочной либо сплошной основе попросит у вас подписанные акты сверки с контрагентами. Дело в том, что в свой деятельности аудитор обязан руководствоваться стандартами аудиторской деятельности, в которых, в частности, указано, что более надежными являются аудиторские доказательства, полученные из независимого, внешнего по отношению к аудируемому лицу, источника (подтверждения третьих сторон). Поэтому при подготовке к аудиторской проверке очень важно заблаговременно свериться если не по всем, то по основным контрагентам, тем более, что в процессе сверки могут быть выявлены ошибки в учете.

    Типичные ошибки и нарушения

    Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

    • расходы и доходы отражены неправильно;
    • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
    • неверно рассчитаны суммы налогов;
    • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
    • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
    • арифметические ошибки при расчетах;
    • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

    Ответственность за непроведение

    Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

    Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

    Инициатор штрафаПричинаСтатьяШтраф
    ФНСПри выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет).Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФОт 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
    РосстатЕсли в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение.19.7 КоАП РФОт 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
    Банк РоссииВ течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение.Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФОт 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

    Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

    Что это такое?

    Это короткое слово пришло к нам из латинского языка и в переводе означает «выслушивающий, слушающий». Уже из самого перевода можно сделать вывод, что подобные инспекции не обязательно являются принудительными, как ревизии надзорных органов (например, Роспотребнадзора). Скорее, они носят консультативный характер.
    Такие проверки являются обязательными лишь в нескольких случаях:

    • Для акционерных групп; для кредитных или страховых сообществ; государственных и муниципальных унитарных предприятий; для участников рынка ценных бумаг.
    • Если объем выручки (не путайте с чистой прибылью, которая остается после вычета расходов) компании за год превысил минимальный размер оплаты труда в 500 000 раз. либо, если активы этого предприятия на конец отчетного года превосходят тот же мрот в 200 000 раз.
    • Обществам с ограниченной ответственностью придется пройти эту процедуру, если их активы и прибыли превысили установленную уставом норму.

    Обязательные ревизии уполномочены проводить исключительно профильные агентства, индивидуальные специалисты не имеют подобных полномочий.

    Из этой статьи вы узнаете:

    • Каковы цели и задачи внешнего финансового аудита
    • Какие есть разновидности внешнего финансового аудита
    • Каковы этапы проведения внешнего финансового аудита
    • Чем полезен для компании внешний финансовый аудит

    Внешний финансовый аудит – это проверка бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяется достоверность документов, а также их соответствие действующим законодательным нормам. Процедура проверки проводится сотрудниками независимых компанией, специализирующихся в области аудита и имеющей соответствующие сертификаты. Она отличается объективностью анализа экономических показателей.

    Цели и задачи внешнего финансового аудита

    Цели и задачи внешнего финансового аудита

    Финансовым аудитом называют проверку бухгалтерской отчетности организации, по итогам которой формируются объективные выводы о достоверности представленных данных. Основная цель такой проверки – анализ финансовых показателей на предмет их соответствия актуальным стандартам действующего законодательства.

    В современной практике применяют различные виды аудита. Традиционная классификация подразумевает деление аудиторских проверок на внешние и внутренние.

    Внешний финансовый аудит – это проверка бухгалтерской отчетности компании независимым аудитором или специализированной организацией. Заказать проведение аудиторской проверки могут учредители предприятия, держатели акций, инвесторы, кредитные организации и государственные органы.

    Внутренний аудит является инструментом внутреннего контроля компании. Собственные аудиторские службы обычно функционируют в крупных организациях, которые имеют несколько филиалов.

    Основными задачами аудиторской проверки являются:

    • объективная оценка системы бухгалтерского учета;
    • оценка законности и правильности осуществления финансовых операций;
    • выявление несоответствий стандартам налогообложения;
    • подтверждение достоверности/недостоверности отчетов;
    • составление списка рекомендаций по устранению выявленных недостатков;
    • учет событий, которые должны произойти в ближайшем будущем и могут повлиять на хозяйственную деятельность организации;
    • определение резервов для наращивания ресурсов.

    Заключение по результатам аудиторской проверки, несомненно, повышает доверие к финансовой отчетности, однако аудитор не делает никаких выводов относительно эффективности действующей системы управления, а также не дает прогнозов. То есть с помощью аудита нельзя оценить уровень соблюдения интересов акционеров и учредителей предприятия.

    Разновидности внешнего финансового аудита

    Существует два основных вида внешнего финансового аудита – обязательный и инициативный. Обязательный аудит подразумевает всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности компании. Инициативный внешний аудит может представлять собой как комплексную проверку, так и частичную ревизию отдельных направлений в соответствии с запросом заказчика. Предлагаем подробнее остановиться на каждой разновидности внешнего аудита и проанализировать характерные особенности.

    1. Обязательный аудит.

    Обязательный аудит

    Согласно действующему законодательству, обязательный внешний аудит проводится профессиональными аудиторскими организациями в случаях, если:

    • компания зарегистрирована как открытое акционерное общество;
    • ценные бумаги фирмы находятся в обращении на фондовых биржах и других рынках ценных бумаг;
    • сумма выручки предприятия от оказания услуг (выполнения работы, продажи товаров) за период, предшествующий отчетному году, превышает 400 миллионов рублей;
    • размер активов бухгалтерского баланса превышает 60 миллионов рублей на конец года, предшествовавшего отчетному периоду (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, с/х кооперативы);
    • компания публикует или представляет консолидированную финансовую отчетность.

    Данный перечень оснований для проведения внешнего финансового аудита не является исчерпывающим. Ежегодные аудиторские проверки также проводятся:

    • в кредитных и страховых компаниях;
    • в отношении профессиональных участников фондовых рынков;
    • на валютных, фондовых или товарных биржах;
    • в негосударственных пенсионных, акционерных инвестиционных и других фондах и т. д.

    Правила проведения обязательного финансового аудита устанавливаются государством.

    2. Инициативный аудит.

    Инициативный аудит

    Такие проверки проводятся по желанию экономического субъекта. Инициативный финансовый аудит может осуществляться аудиторскими компаниями или отдельными специалистами.

    Направления и объемы проверки устанавливаются заказчиком. Инициативный финансовый аудит проводится в целях выявления и уменьшения юридических, финансовых и налоговых рисков. Данный вид внешней проверки актуален в случаях:

    • проведения проверок государственными органами;
    • приобретения или продажи организации;
    • назначения нового сотрудника на должность главного бухгалтера или при смене руководящего состава;
    • наличия сомнений в том, что в бухгалтерской отчетности представлены недостоверные данные.

    В ходе внешнего финансового аудита осуществляется анализ отдельных статей бухгалтерской отчетности, дебиторской и кредиторской задолженности, обязательств компании и имущества, эффективности управленческой политики, расчетов по налогам и сборам и т. д.

    Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

    Суть внешнего финансового аудита

    Экономический субъект, отвечающий за поведение внешнего финансового аудита, обязан:

    1. Осуществить всесторонний анализ активов и пассивов, а также доходов и расходов организации по каждому их типу и отдельно по каждому виду деятельности.
    2. Изучить финансовые коэффициенты, основы стоимостных оценок, признания обязательств и активов.
    3. Оценить воздействие всех факторов учетной политики, в т. ч. условные значения и оценки.
    4. Выявить и объективно оценить факторы, влияющие на основные финансовые показатели предприятия.
    5. Установить характер движения финансовых потоков и определить элементы, их направляющие.
    6. Сформулировать мнение о перспективах развития финансовой деятельности компании.
    7. Определить реальную возможность следования этим прогнозам с учетом нынешнего объема продаж и материального положения организации.

    Этапы внешнего финансового аудита

    Поскольку аудиторская проверка является довольно масштабным мероприятием, ее проведение осуществляется в несколько этапов.

    1. Подготовка.

    Рабочая деятельность аудитора начинается со знакомства с заказчиком. На данном этапе проверяющий должен получить максимально полную и достоверную информацию о деятельности организации. На основании полученных сведений аудитор оценивает возможность проведения ревизии (смогут ли сотрудники организации оказать помощь или нужно будет привлекать специалистов со стороны), а также рассчитывает примерные временные и материальные затраты.

    На подготовительном этапе внешнего финансового аудита составляются рабочие таблицы, в которые вносится следующая информация:

    • специфика деятельности проверяемой компании и особенности ее местонахождения (географические, экономические, налоговые условия региона);
    • характеристика материального положения организации (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);
    • организационные и технологические нюансы деятельности предприятия (для понимания формулы себестоимости выпускаемой продукции);
    • данные о профессионализме сотрудников, ответственных за учет финансовых показателей;
    • уровень автоматизации процессов бухгалтерского учета (при помощи какой программы осуществляется учет финансовых показателей);
    • сведения об операциях с ценными бумагами;
    • особенности системы внутреннего контроля;
    • данные о финансовых обязательствах клиента;
    • материалы судебных разбирательств, в которых участвует заказчик.

    Этапы внешнего финансового аудита

    После изучения перечисленных позиций аудитор направляет клиенту письмо о проведении аудита. В письме указывается информация об объемах, сроках, стоимости ревизии и других нюансах предстоящей проверки. В итоге руководитель проверяемой организации и аудитор должны прийти к консенсусу в части условий проведения аудита. После этого все нюансы процесса отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

    2. Планирование.

    Успешность и эффективность аудиторской проверки практически полностью зависят от качества составления плана предстоящих работ. Планирование аудита – достаточно сложная процедура, которая требует серьезных временных затрат (иногда она занимает 1/5 общего времени, затраченного на проверку). Приведем примерный алгоритм рассматриваемого этапа:

    • предварительное планирование аудита;
    • подготовка и формирование общего плана;
    • подготовка и составление программы аудиторской проверки.

    В процессе разработки общего плана следует учитывать специфику деятельности проверяемой компании, успешность функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, наличие проблемных мест в системе бухучета, временные затраты, определяемые объемом операций и уровнем автоматизации бухучета, а также необходимость в привлечении экспертов.

    По согласованию с аудируемой организацией на этапе планирования разрабатывается график проведения внешней аудиторской проверки и определяется состав рабочей группы.

    После этого составляется программа финансового аудита, в которой учитывается характер, продолжительность и объем запланированных процедур.

    Планирование

    Пункты плана и мероприятия аудиторской программы могут корректироваться по мере необходимости.

    Внешний финансовый аудит заключается в сборе, анализе и оценке финансовых показателей, характеризующих хозяйственную деятельность проверяемой компании. В процессе финансовой проверки эксперты используют приемы и проводят мероприятия, соответствующие законодательным и внутрифирменным стандартам аудита.

    К мероприятиям, направленным на сбор информации о финансовых данных аудируемой компании, относятся:

    • пересчет;
    • осмотр (обычно он осуществляется в ходе проведения инвентаризации);
    • подтверждение (для получения официальных сведений об остатках на банковских счетах и т. д.);
    • устный опрос;
    • инспектирование;
    • аналитические мероприятия (т. е. оценка финансовой отчетности при помощи сопоставления ее отдельных показателей).

    Основной целью вышеуказанных мероприятий является выявление некорректных или сомнительных данных, на которые аудитор должен обратить особое внимание.

    4. Оформление результатов.

    Итоги внешнего финансового аудита оформляются следующими документами:

    • Аудиторским заключением, которое является официальным подтверждением достоверности данных бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия. Заключение аудитора также должно содержать результаты объективного анализа имущественного положения и итогов деятельности компании за исследуемый период.
    • Письменным отчетом, включающим в себя данные обо всех некорректных сведениях, выявленных в процессе финансового аудита. Фиксация ошибок должна осуществляться аудитором в соответствии с актуальными стандартами нормативно-правовых документов. Помимо списка обнаруженных в ходе проверки ошибок, в отчете также должны быть указаны рекомендации по их устранению.
    • Документом, в котором аудитор излагает свое видение сложившейся ситуации, а также дает рекомендации по улучшению финансового состояния организации и повышению эффективности системы управления финансами предприятия.

    Оформление результатов

    В современной деловой практике заключение независимой аудиторской проверки является лучшим подтверждением надежности финансового состояния компании и высоко ценится партнерами, клиентами и кредитными организациями.

    Чем еще полезен для компании внешний финансовый аудит

    Помимо проверки достоверности и законности данных финансовой отчетности, внешний аудит может быть направлен на решение следующих задач:

    • оптимизацию налогового бремени и планирование налоговой нагрузки;
    • разработку рекомендаций руководителям и специалистам, ответственным за ведение бухучета, по разрешению финансовых трудностей;
    • преобразование российской отчетности в международный формат (если эта необходимость обусловлена спецификой деятельности компании);
    • совершенствование учетной политики организации в целях снижения налоговой нагрузки.

    Внешний финансовый аудит проводится юридически и организационно независимыми субъектами: специалистами уполномоченных организаций или физическими лицами. Эксперт, проводящий проверку, должен гарантировать объективную, беспристрастную и полную оценку имеющихся данных. Внешние аудиторские проверки осуществляются за материальное вознаграждение, размер которого определяется соглашением сторон.

    Кто может проводить внешний финансовый аудит компании

    Обязательный аудит могут проводить только специалисты аудиторских компаний. Это значит, что физические лица (индивидуальные аудиторы) такими полномочиями не обладают.

    Процесс выбора потенциального аудитора имеет свои нюансы. Так, проводить аудиторские проверки в организациях, уставный капитал которых не менее чем на 1/4 принадлежит государству или муниципальному образованию, должны компании, выбираемые по итогам открытого конкурса.

    Еще один важный критерий при выборе потенциального аудитора – его независимость. Проводить внешнюю аудиторскую проверку не может лицо, входящее в число учредителей проверяемого предприятия либо занимающее должность, связанную с формированием финансовой отчетности аудируемой организации (близкие родственники перечисленных категорий граждан тоже не имеют прав на проведение аудита).

    Проверять бухгалтерскую отчетность предприятия также запрещается аудиторским организациям, которые менее чем за 3 года до осуществления проверки оказывали услуги по восстановлению и ведению финансовой отчетности.

    Читайте также: