Как списать переплату по налогам с истекшим сроком исковой давности

Опубликовано: 14.05.2024

Давние переплаты по налогам, которые висят в балансе и портят гладкую картинку, списать можно. Но с осторожностью и не всем. Разберемся, чего следует опасаться.

Откуда может взяться кредиторка по налогам

Причиной появления кредиторской задолженности по налогам бывают, к примеру, не доведенные до логического завершения действия бухгалтера и «везучесть» фирмы.

Что касается первого, то может случиться такая ситуация. Бухгалтер обнаружил ошибки при исчислении налогов и самостоятельно их доначислил. Вот только не заплатил ни налоги, ни пени и уточненные декларации не сдал.

Что касается везения, то о нем можно говорить в случае, когда инспекция с проверками за период доначисления не приходила, а срок исковой давности, применяемый при налоговых проверках, истек.

При стечении этих обстоятельств кредиторскую задолженность по налогам можно списать. Но сначала нужно взвесить все за и против.

При списании кредиторки по налогам нужно подстраховаться

В общем случае внереализационным признается доход в виде сумм кредиторской задолженности, списанной, в частности, в связи с истечением срока исковой давности (п. 18 ст. 250 НК РФ).

Исключением являются суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Как же воспользоваться общим правилом списания кредиторки, если это кредиторка по налогам?

Вообще без обращения в налоговую инспекцию это сделать не получится.

Чтобы убедиться, что инспекция не списывала вашу кредиторку и не ждет от вас никаких платежей (а ведь она и с проверкой не приходила, и требование об уплате не выставляла), закажите акт сверки расчетов. Если в нем не будет недоимок, то долг, который числится у вас в балансе, можно будет списать в отчетном периоде.

Списанную кредиторку нужно будет отразить в составе внереализационных доходов по налогу на прибыль.

Если вы пойдете другим путем и признаете, что ошибочно не подали в прошлые налоговые периоды уточненные декларации по налогам и подадите их, предварительно перечислив в бюджет задолженность по налогам и пени, вам придется представлять в налоговую инспекцию уточненку.

А это уже повлечет проверку этой уточненной декларации. Потому что в правилах о трехлетнем ограничении по времени проведения выездной налоговой проверки есть исключение. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, находящийся за пределами 3 лет, предшествующих году, в котором представлена уточненная налоговая декларация, налоговая проверка может быть назначена.

Когда еще трехлетний срок на период проверки не действует

Есть еще случаи, когда инспекция может провести выездную проверку за пределами общего трехлетнего срока.

  1. По капитальныым вложениям в соответствии с региональным инвестиционным проектом. Они должны быть осуществлены в срок, не превышающий 5 лет со дня включения организации в реестр участников этих проектов. Поэтому и период проверки – не более 5 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).
  2. Проверка инвестора или оператора по соглашению о разделе продукции – она может быть назначена на любой период в течение срока действия соглашения (п. 1 ст. 346.42 НК РФ).
  3. Проверка резидента, исключенного из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области, по вопросам налога в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, и имущества, созданного или приобретенного в рамках этого проекта (п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ).
  4. Четвертый случай (на самом деле, его нужно было поставить в списке первым) – это случай представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, находящийся за пределами 3 лет, предшествующих году, в котором он подал уточненную налоговую декларацию.

Тем не менее, если вы не относитесь к плательщикам налога по первым трем пунктам, и не подавали уточненную декларацию при условии, что инспекция не выставляла вам никаких требований по налогам, что подтверждается актом сверки, кредиторскую задолженность по налогу можно списать в общем порядке.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Часто просроченную переплату по налогам, со слов ИФНС, нельзя отнести к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль. Так ли это на самом деле, если вашу компанию в этом вопросе поддерживают налоговый юрист и бухгалтер, читайте в нашей публикации.

Почему у ИФНС и судов неоднозначный подход к просроченной переплате по налогам

В письме ФНС России от 01.11.2013 № НД-4-8/19645@ говорится, что Налоговый кодекс РФ «не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет». В то же время кодекс никак не препятствует списанию излишне уплаченных в бюджет сумм, в отношении которых истек установленный законом срок для возврата или зачета.

Более того – в письме указано, что инспекция вправе списать переплату, даже если на руках есть вступившее в силу судебное решение об отказе налогоплательщику в восстановлении срока давности для возврата этой суммы. Но на практике налоговики не так лояльны.

Не секрет, что ИФНС предвзято относится к ошибкам в расчетах налогоплательщиков – пусть даже в результате в бюджет поступило больше средств, чем требуется. Списание налоговых переплат подразумевает для инспекторов дополнительную работу.

К тому же, на их взгляд, организации могут использовать заявление об излишнем перечислении денег в счет налогов как повод для необоснованного уменьшения налоговой базы. Поэтому организациям приходится в суде доказывать свое право документально подтверждать и обосновывать наличие переплаты сначала в налоговой, а потом, скорее всего, – в суде.

Инспекторы, как и Минфин в своем письме от 08.08.2011 № 03-03-06/1/457, полагают, что переплата по налогу, по которой истек срок подачи заявления на возврат, к учитываемым расходам не относится. И приводят две причины, по которым нет оснований учитывать во внереализационных расходах пропущенную переплату по налогу:

  1. Она не является дебиторской задолженностью и не признается безнадежным долгом (п. 2 ст. 266 НК РФ).
  2. Суммы налога компания не вправе учитывать в составе расходов (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Однако тезисы в статье 266 НК РФ относительно рассматриваемой проблемы достаточно спорные. Например, в ней говорится, что невозможность взыскания долга должен подтвердить судебный пристав в постановлении об окончании исполнительного производства. Таким образом, ИФНС предвосхищает события и заранее решает: суда пока нет, и постановления, следовательно, тоже – а, значит, переплата не соответствует и данному пункту тоже.

Однако, судьи нередко встают на сторону налогоплательщиков. Вот некоторые аргументы, которые суд приводил в защиту своей позиции:

  • По факту переплата налогом не является, это обычная «дебиторка», по которой истек срок исковой давности. А значит, как безнадежный долг она уменьшает налогооблагаемую прибыль.
  • Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Следовательно, довод инспекции о том, что безнадежная задолженность должна быть списана исключительно только по истечении трехлетнего срока с момента уплаты налога, а позже это сделать нельзя, является ошибочной. (Постановление ФАС Московского округа от 28.11.2013 № Ф05-13700/2013).
  • Неисполнение обязательств по проведению инвентаризации для «обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации» (предусмотренных ФЗ РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», на который ссылались налоговики) не является основанием для невключения просроченной дебиторской задолженности в состав внереализационных расходов того периода, в котором истек срок исковой давности. (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 июня 2012 г. по делу № А78-5404/2011).

Естественно, успешному завершению судебного производства должна предшествовать тщательная подготовка со стороны бухгалтерии и юристов компании. В частности, при необходимости придется провести аудит, спланировать подачу уточненных налоговых деклараций, пройти сверку, погасить недоимки по другим видам налогов.

Хорошо, если удастся доказать, что у организации не было фактической возможности обнаружить переплату в течение отведенных законодательством трех лет.

Преимуществом является тот факт, что суд оценивает временные обстоятельства выявления организацией переплаты в совокупности с другими условиями дела. Вынося решение, в суде как правило:

  • Устанавливают причину, по которой в бюджет было направлено больше средств, чем следовало. Например, компания перечислила налоги авансом, пока на расчетном счете были деньги, или допустила ошибку в платежном поручении, а обнаружилось это только во время аудита или сверки с налоговиками.
  • Определяют, была ли у организации возможность правильно исчислить налоги по данным первоначальной налоговой декларации.
  • Проверяют изменение законодательства за рассматриваемый налоговый период.
  • Выявляют другие обстоятельства, доказывающие, что организация пропустила установленный законодательством срок по объективным и независящим от нее причинам.

Поэтому лучше поручить эту работу экспертам на аутсорсинг, для которых возврат и списание переплаты налогов являются обычной практикой. При передаче бухгалтерии на аутсорсинг в 1C-WiseAdvice, вы можете быть уверены: с такой проблемой вы в принципе не столкнетесь.

В каких случаях инспекция вправе списать переплату

Естественно, лучше вообще не допускать ошибок в расчетах и перечислении налогов, чем потом их исправлять. Но как вовремя обнаружить, что перечислили в бюджет больше, чем требовалось?

Переплата выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный период, с платежными документами аналогичного периода, в которых в том числе содержатся сведения о расчетах с бюджетом.

Установить факт переплаты может как сама компания, так и инспекторы – они должны сообщить об этом организации в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 78 НК РФ). Компания может сама инициировать совместную сверку расчетов с бюджетом – и налоговики обязаны пойти навстречу. Зато, если свериться предложили сотрудники ИФНС, участвовать в этой процедуре – право компании, а не обязанность. Конечно, разумнее не игнорировать предложение инспекторов.

Порядок проведения сверки расчетов установлен в разделе 3 Регламента, утвержденного Приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@. Если расхождения между данными фирмы и налоговой отсутствуют, то в течение десяти рабочих дней оформляется акт. В случае выявления несоответствий все вопросы должны быть урегулированы не позднее, чем через 15 рабочих дней.

ИФНС вправе списать переплату, если будут соблюдены следующие условия:

Что делать, если инспекторы отказали

После получения отказа от налоговой компания может попробовать отстоять свои интересы в суде.

На то, чтобы подать иск в суд, у компании есть три года со дня, когда было выявлено нарушение права на своевременный зачет или возврат переплаты. Подтверждением этому служат, например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 14.06.2017 № Ф08-3157/2017, АС Московского округа от 18.01.2016 № Ф05-18975/2015 и пр.

Прежде чем начинать тяжбу с налоговиками, заручитесь поддержкой налоговых юристов. Человека, не знакомого со всеми тонкостями подобных дел, инспекторы без труда вынудят отказаться от своей позиции – ведь их цель пополнять бюджет, а не уменьшать налоговую базу, пусть даже и законно.

Налоговые эксперты 1C-WiseAdvice имеют опыт работы в налоговых органах и досконально знают все ходы и уловки, к которым может прибегнуть ИФНС в ходе разбирательства. Для каждого конкретного случая разрабатывается индивидуальная стратегия, которая не оставит налоговикам шансов на успех.

Мы учтем все мельчайшие обстоятельства дела, включая степень формализма в позиции ИФНС. К отстаиванию интересов наших клиентов мы подходим комплексно – поэтому добиваемся максимальных результатов.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация ежемесячно уплачивает страховые взносы в налоговый орган. Платежи всегда производятся с переплатой, которая копится.
Может ли налоговый орган в августе 2020 года списать переплату, возникшую с августа 2017 года, как переплату, в отношении которой истек срок давности возврата (зачета)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам осуществляется на основании письменного заявления плательщика.
В случае пропуска срока на подачу в налоговый орган заявления о зачете организация лишится права на указанный зачет.
При этом сумма переплаты не будет списана с лицевого счета плательщика.

Обоснование вывода:
Возврат и зачет сумм страховых взносов, уплаченных после 01.01.2017, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных пп. 1.1 и 6.1 ст.78 НК РФ (письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564).
Так, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).
Сумма излишне уплаченных страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, если, по информации территориального органа ПФ РФ, указанная сумма в установленном порядке учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия (п. 6.1 ст. 78 НК РФ).
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет плательщика страховых взносов) плательщика страховых взносов по решению налогового органа (п. 4 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 16.05.2017 N 03-15-07/29348).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Зачет суммы излишне уплаченных взносов в счет погашения недоимки, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы взносов (п. 5 ст. 78 НК РФ).
Таким образом, для зачета переплаты по страховым взносам в счет предстоящих платежей необходимо заявление плательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты взносов. Самостоятельно зачесть указанную переплату налоговый орган не вправе.
НК РФ не регламентирует списание налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов (взносов), в отношении которых истек срок давности возврата (зачета) (письмо Минфина России от 20.06.2017 N 03-02-08/38182).
Ранее налоговые органы допускали списание сумм переплаты с пропущенным сроком на их возврат (зачет), но только при обращении налогоплательщика в налоговый орган с просьбой о списании указанных сумм (письмо ФНС России от 01.11.2013 N НД-4-8/19645@, смотрите дополнительно письма Минфина России от 07.03.2012 N 03-02-08/20, от 05.06.2014 N 03-05-04-03/27098, от 13.07.2012 N 03-02-07/1-175, от 22.02.2006 N 03-02-07/2-10).
В настоящее время позиция изменилась. По мнению налоговых органов, законодательством о налогах и сборах РФ не предусмотрено оснований для списания излишне уплаченных сумм налогов (взносов), срок на возврат (зачет) которых пропущен (информация ФНС России от 12.05.2020, Решение ФНС России от 16.04.2020 N КЧ-4-9/6408@).
Соответственно, в случае непредставления организацией заявления о зачете переплаты по страховым взносам, возникшей в августе 2017 года, в счет предстоящих платежей по соответствующим взносам в налоговый орган в течение трех лет (август 2020 года), организация лишится права на указанный зачет. При этом сумма переплаты не будет списана с лицевого счета налогоплательщика. Смотрите также письмо Минфина России от 08.08.2011 N 03-03-06/1/457.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога;
- Энциклопедия решений. Как вернуть излишне уплаченный налог, если пропущен срок на обращение в налоговый орган;
- Вопрос: В 2009 году у юридического лица была переплата за налог. 01.01.2020 данное юридическое лицо было реорганизовано и присоединено к другому юридическому лицу. Это юридическое лицо после этого узнало о данной переплате, желает как правопреемник вернуть излишне уплаченную сумму. Срок исковой давности - три года, но исчисляется он с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о переплате. Действительно ли возможно вернуть излишне уплаченную организацией сумму как правопреемнику? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, декабрь 2020 г.);
- Вопрос: Организация планирует вернуть излишне уплаченные в 2017 году страховые взносы. Как исчисляется срок исковой давности, если платежи по страховым взносам были ежемесячные с 15.02.2017 по декабрь 2017 года? Как можно продлить срок исковой давности? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.);
- Нюансы исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты по налогу (А.А. Сурков, журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2020 г.);
- письмо Минфина России от 8 ноября 2019 г. N 03-02-08/86022.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хмелькова Елена

Ответ прошел контроль качества

26 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Порядок возврата (зачета) налоговыми органами налогоплательщикам сумм излишне уплаченных налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов установлен ст. 78 НК РФ. В соответствии с п. 7 указанной нормы заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Нередко организации узнают о переплате того или иного налога по истечение трехлетнего срока, предусмотренного для подачи заявления на его возврат или зачет. Причины могут быть самые разные. Например, это может произойти из-за того, что организация слишком поздно узнала о существовавшей льготе. В любом случае у организации возникает вопрос, можно ли квалифицировать образовавшуюся задолженность как безнадежную и уменьшить на ее сумму облагаемую базу по налогу на прибыль. Разобраться в этом вопросе поможет данная статья.

О переплате налога на прибыль

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 08.08.2011 № 03-03-06/1/457, если в течение трех лет налогоплательщик не обратился в налоговый орган за возвратом переплаты по налогу, сумма указанной переплаты не является дебиторской задолженностью, не признается безнадежным долгом в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ и не уменьшает базу по налогу на прибыль организаций. В качестве аргумента чиновники приводят норму, изложенную в п. 4 ст. 270 НК РФ, согласно которой расходы в виде суммы налога на прибыль не учитываются при определении облагаемой базы.

А вот арбитры с таким подходом не согласны. В качестве примера приведем Постановление ФАС ВСО от 13.06.2012 № А78-5404/2011. Суть дела заключалась в следующем.

Организацией в состав внереализационных расходов за проверяемый период была включена сумма переплаты, образовавшаяся в отношении налога на прибыль, которая не возвращена налоговым органом в связи с пропуском организацией трехлетнего срока для подачи заявления о возврате налога. Инспекция посчитала, что данная сумма не может быть поставлена в расходы на основании прямого указания закона, а именно п. 4 ст. 270 НК РФ, в соответствии с которым при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы налога.

Однако суд не согласился с таким подходом и привел следующие аргументы. В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно нормам п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Исходя из Определения КС РФ от 08.02.2007 № 381-О-П налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

При таких обстоятельствах довод налогового органа, что сумма переплаты в отношении налога на прибыль не может быть зачислена в расходы на основании п. 4 ст. 270 НК РФ, не может быть признан состоятельным, так как при такой позиции в понятие налога неправомерно включается сумма переплаты, которая налогом не является.

Обратите внимание

С учетом изложенного судьи посчитали, что в целях гл. 25 НК РФ переплата в отношении налога также может быть признана безнадежным долгом при истечении установленного срока исковой давности.

О переплате налогов, сумма которых учитывается в расходах для целей исчисления налога на прибыль

К сожалению, официальных разъяснений Минфина и ФНС автору обнаружить не удалось. Зато нашелся пример в арбитражной практике.

Организация не воспользовалась льготой по налогу на имуществе и исчислила указанный налог в большем объеме, чем следовало. Таким образом у организации образовалась переплата по налогу на имущество, которая обнаружилась через несколько лет. Переплата не была возвращена налоговым органом в связи с пропуском организацией трехлетнего срока для подачи заявления о возврате налога. Организация отразила указанную задолженность в составе внереализационных расходов, однако при налоговой проверке инспекторы эту сумму из расходов исключили.

Суд первой инстанции встал на сторону организации. Инспекция обратилась с апелляцией в вышестоящую инстанцию, и та поддержала инспекцию.

По мнению арбитров Девятого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 26.07.2013 № 09АП-17614/2013АК), вывод, что указанная задолженность является безнадежной, ошибочен, поскольку не основан на положениях Налогового кодекса, в связи со следующим.

Согласно ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, положения указанной нормы регулируют порядок признания безнадежной ко взысканию задолженности, возникшей в связи с исполнением (неисполнением) гражданско-правовых обязательств – реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а не в связи с исполнением (неисполнением) налогового обязательства, как полагала организация. Отнесение к безнадежным долгам (долгам, нереальным ко взысканию) сумм излишне уплаченного налога, по которым истек срок исковой давности, положения ст. 266 НК РФ не предусматривают.

Кроме сказанного, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при изначальном начислении и уплате налога на имущество организация в соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ отнесла суммы названного налога на затраты, учитываемые при формировании облагаемой базы по налогу на прибыль. Судьи пришли к выводу, что организация повторно отнесла на затраты, учитываемые при формировании облагаемой базы, эти же суммы налога на имущество (как безнадежный долг), что неправомерно.

В свою очередь, возврат сумм излишне уплаченного налога является специальным механизмом налогового законодательства и регулируется положениями ст. 78 НК РФ, в соответствии с которой заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В данном случае организации было отказано в возврате из бюджета переплаты по налогу на имущество по суду в связи с пропуском трехлетнего срока исковой давности.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерном решении налоговой инспекции.

Организация данное решение обжаловала в кассационной инстанции (см. Постановление ФАС МО от 28.11.2013 № Ф05-13700/2013), и арбитры ее поддержали. Они указали, что при допущении налогоплательщиком переплаты налога налоговая база – один из элементов налогообложения – искажена. Следовательно, переплаченный налог, исчисленный с искаженной налоговой базы, нельзя считать законно установленным налоговым платежом.

Судьи ФАС МО отметили, что в данном случае, налогоплательщиком перечислены в бюджет излишние денежные средства, на которые распространяются все гарантии прав собственности, в том числе право на списание безнадежного долга, в порядке, установленном законом.

Как и в предыдущем случае, арбитры исходили из Определения КС РФ от 08.02.2007 № 381-О-П.

Кроме того, организация доказала, что она представляла в ИФНС уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль, в которых расходы были скорректированы на сумму излишне начисленного налога на имущество, что исключает повторное отнесение на затраты этой суммы.

В связи с изложенным вывод апелляционного суда, что отнесение к безнадежным долгам (долгам, нереальным ко взысканию) сумм излишне уплаченного налога, для возврата которых из бюджета истек срок исковой давности, положения ст. 266 НК РФ не предусматривают, является необоснованным, так как при таком подходе в понятие налога неправомерно включается сумма переплаты, которая налогом не является.

Вывод

Такой вывод суда соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике. На это указано в Определении ВАС РФ от 24.03.2014 № ВАС-2849/14 . В нем также отмечено, что ссылка налоговой инспекции на судебные акты по иным арбитражным делам не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных обстоятельств налогового спора, установленных при рассмотрении настоящего дела.

  1. Полагаем, что данные выводы применимы не только к налогам, учитываемым в расходах. Суммы переплаты НДС и акцизов, по которым истек срок исковой давности, также могут быть учтены как безнадежные долги для целей исчисления налога на прибыль.
  2. Данным документом отказано в передаче в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора Постановления ФАС МО от 28.11.2013 № Ф05-13700/2013.

Налоговики не вправе истребовать недоимку, если истек срок ее взыскания. Это одно из оснований для списания задолженности (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ). Однако списать просроченную недоимку инспекция сможет только на основании судебного акта (определение ВС РФ от 02.11.16 № 78-КГ16-43). Для его получения необходимо выполнить девять шагов.

Порядок принудительного взыскания недоимки

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а контролеры вправе взыскивать недоимку, а также пени, проценты и штрафы (подп. 1 п. 1 ст. 23, подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ). Кодекс устанавливает последовательную процедуру принудительного исполнения обязанности по уплате налога (постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.05 № 13592/04).

Первый этап. Если компания не погасила недоимку в срок, то проверяющие не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки направляют ей требование об уплате налога, пеней и штрафа (п. 1 и 2 ст. 69, п. 1 и 2 ст. 70 НК РФ). Компания должна исполнить его в течение восьми дней (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Второй этап. Налоговики применяют принудительные меры взыскания (ст. 45, 46, 47 НК РФ). Не позднее двух месяцев со дня истечения срока уплаты по требованию контролеры принимают решение о взыскании недоимки за счет средств на счетах компании (п. 3 ст. 46 НК РФ). Решение, принятое после истечения двух месяцев, недействительно. В этом случае фискалы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании. Но не позднее шести месяцев с момента истечения срока уплаты по требованию.

При недостаточности средств на счетах или отсутствии информации о них контролеры вправе взыскать задолженность за счет иного имущества компании (п. 7 ст. 46 НК РФ). Решение о взыскании принимается в течение одного года с момента истечения срока уплаты по требованию об уплате налога.

Решение, принятое после истечения указанного срока, недействительно. В этом случае налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании. Но не позднее двух лет со дня истечения срока исполнения требования (п. 1 ст. 47 НК РФ). Контролеры вправе перейти к принудительному взысканию за счет иного имущества только после принятия мер по взысканию за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (п. 55 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

Предельный срок на принудительное взыскание налога включает в себя:

  • срок уплаты налога;
  • три месяца на направление требования об уплате налога;
  • восемь дней на исполнение требования в добровольном порядке;
  • два месяца на списание средств со счетов в безакцептном порядке;
  • шесть месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пеней;
  • два года на взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Налоговики не вправе списать задолженность без судебного акта

После истечения указанных сроков контролеры утрачивают право на взыскание. Задолженность становится безнадежной. Любые действия по ее взысканию незаконны. Почему же контролеры не списывают просроченную задолженность автоматически? Потому что непринятие мер по взысканию – не основание для прекращения обязанности по уплате налога и для исключения соответствующих записей из лицевого счета компании (абз. 2 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

Нижестоящие суды приходят к аналогичным выводам (постановление АС Московского округа от 04.10.16 № Ф05-5879/2016).

Исключить записи о задолженности из лицевого счета можно только на основании судебного акта. В нем должно быть указано, что фискалы утратили право на взыскание в связи с истечением установленного срока (подп. 5 п. 3 ст. 44, подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ). Верховный суд указал, что исключение записей о недоимке из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки (определение от 02.11.16 № 78-КГ16-43). Пока долг числится на лицевом счете, он всегда будет отражаться в справке об отсутствии задолженности или в справке об исполнении обязанности по уплате налогов. Даже если такого налога уже не существует. Например, ЕСН, налог с продаж.

Причем общество вправе подать иск в суд о признании задолженности безнадежной в любое время. АС Дальневосточного округа установил, что компания получила справку о состоянии расчетов с бюджетом, согласно которой у нее имелась налоговая задолженность за 2007–2010 годы.

Инспекторы утратили возможность взыскать недоимку в принудительном порядке. Поэтому организация подала иск в суд о признании просроченной задолженности безнадежной к взысканию.

Налоговики заявили, что компания пропустила трехлетний срок для подачи иска. Однако арбитры пришли к выводу, что для подачи иска о признании недоимки безнадежной срок давности не установлен (ст. 59 НК РФ, постановление от 21.09.16 № Ф03-4261/2016).

Как получить справку об отсутствии задолженности

Справка об отсутствии задолженности по налогам необходима для получения лицензий (подп. 3 п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ), кредитов. А также для участия в закупках (Федеральные законы от 18.07.11 № 223-ФЗ, от 05.04.13 № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 05.08.16 № Д28и-1966). Справка входит в комплект документов, представляемых для изменения вида разрешенного использования земельных участков и т.п.

Справку об отсутствии задолженности по уплате налогов можно получить, только если у компании нет даже копеечной недоимки по налогам, пеням, штрафам и процентам (п. 166, 167 Административного регламента Федеральной налоговой службы, утв. приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н, письмо Минфина от 17.06.16 № 03-02-08/35413).

Государственные органы вправе самостоятельно получать от налоговиков сведения о наличии или отсутствии налоговой задолженности (распоряжение Правительства РФ от 01.11.16 № 2326-р). Таким образом, соответствующие органы могут выяснить, что у компании есть задолженность, и отказать в предоставлении госуслуг.

Если за компанией числится просроченная недоимка, а для дальнейшей деятельности необходимо показать, что неисполненных обязательств перед бюджетом нет, есть два выхода. Первый – полностью погасить задолженность и получить справку об ее отсутствии.

Второй – обратиться в суд с заявлением о признании задолженности безнадежной к взысканию и получить справку только после вступления в силу соответствующего судебного акта. Вывод суда об утрате возможности взыскания в связи с истечением установленного срока может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части судебного акта (абз. 4 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

Первый путь более быстрый. Если сумма задолженности незначительна, а справка нужна быстро, то можно им воспользоваться. Следует иметь в виду, что утрата возможности принудительного взыскания – не основание для прекращения обязанности по уплате недоимки. Суммы задолженности, которые компания самостоятельно перечислила в бюджет, не являются излишне уплаченными (ст. 44 НК РФ). Они не подлежат возврату или зачету по правилам статьи 78 НК РФ (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Нельзя погасить задолженность, получить справку, а затем вернуть перечисленную сумму налога как излишне уплаченную в связи с тем, что истек срок на принудительное взыскание.

Заявление в суд о признании недоимки безнадежной к взысканию рассматривается по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ. При подаче заявления нужно уплатить государственную пошлину в размере 6 тыс. рублей (подп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, абз. 5 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Это заявление относится к иным заявлениям неимущественного характера.

Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик. В том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию (абз. 5 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

При признании недоимки безнадежной отсутствует досудебный порядок

При подаче заявления о признании недоимки безнадежной отсутствует обязательный досудебный порядок, предусмотренный статьей 138 НК РФ. Так как цель подачи заявления – не обжаловать действия налоговиков, а получить судебный акт, позволяющий им признать задолженность безнадежной и списать ее. Без судебного акта налоговый орган не вправе списать задолженность, даже если срок ее взыскания истек (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

В одном из дел суд указал, что при подаче заявления о признании задолженности безнадежной к взысканию отсутствует обязательный досудебный порядок. Цель подачи заявления – установление обстоятельств, необходимых для исключения записей о задолженности из лицевого счета налогоплательщика. Суд признал недоимку безнадежной к взысканию, обязанность по ее уплате признана прекращенной (решение АС Ставропольского края от 05.02.16 № А63-12128/2015).

Федеральный законодатель не установил обязательный досудебный порядок в отношении налоговых споров о признании задолженности безнадежной к взысканию (решение АС Пермского края от 19.02.16 № А50-28159/2015). В других спорах судьи также указывали, что законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования подобных споров (постановление Третьего ААС от 18.02.16 № А69-2192/2015).

Налогоплательщик не обязан обращаться в инспекцию в досудебном порядке с заявлением о признании сумм, возможность взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию (определение ВС РФ от 02.11.16 № 78-КГ16-43).

Девять шагов, которые позволят списать просроченную недоимку

Для получения судебного акта, позволяющего налоговикам признать задолженность безнадежной и списать ее (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ), компании необходимо последовательно пройти девять шагов.

Шаг 1. Запросить в инспекции справку о состоянии расчетов по налогам (приложение № 1 к приказу ФНС России от 28.12.16 № ММВ-7-17/722@), из которой видно наличие задолженности. Также стоит запросить выписки из лицевого счета, чтобы понимать, когда возникла задолженность.

Шаг 2. Подготовить заявление о признании задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной к взысканию. Нужно указать в заявлении, что инспекторы не выставляли компании требование об уплате налога, не принимали решения о взыскании недоимки за счет средств на счетах или за счет иного имущества компании. Также надо указать, что инспекция не обращалась в суд за взысканием.

Шаг 3. Уплатить государственную пошлину. Здесь нужно учитывать, что по данным делам при вынесении судом положительного решения пошлина будет все равно отнесена на компанию. Так как издержки по требованиям, не связанным с нарушением или оспариванием прав компании, не распределяются между лицами, участвующими в деле (п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.16 № 1).

Шаг 5. Стоит приложить к заявлению справку о новейшей судебной практике, связанной с признанием недоимки безнадежной к взысканию. Наличие такого документа снимет вопросы у судьи. Нарушение единообразия в применении судами норм права – одно из оснований для отмены или изменения постановлений в порядке надзора (п. 3 ст. 308.8 АПК РФ).

Шаг 6. Получить положительное решение суда и дождаться его вступления в силу. Арбитры должны рассмотреть дело в течение трех месяцев со дня поступления заявления (п. 1 ст. 152 АПК РФ).

Шаг 7. Представить в инспекцию копию вступившего в силу судебного акта. В его мотивировочной или резолютивной части должно быть указано, что инспекция утратила возможность взыскать недоимку в связи с истечением установленного срока.

Копия акта должна быть заверена гербовой печатью соответствующего суда (п. 4 Перечня документов, утв. приказом ФНС России от 19.08.10 № ЯК-7-8/393@). Но в последнее время налоговики принимают копию решения суда, распечатанную с сайта arbitr.ru.

К копии судебного акта необходимо приложить сопроводительное письмо и заявление о списании задолженности.

Шаг 8. Дождаться, когда инспекция спишет просроченную недоимку и исключит соответствующие записи из лицевого счета. Контролеры должны списать задолженность в течение шести рабочих дней (п. 5.6 Порядка списания недоимки, утв. приказом ФНС России от 19.08.10 № ЯК-7-8/393@).

Шаг 9. ИФНС должна выдать справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащую указание об отсутствии задолженности перед бюджетом (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Форма и порядок заполнения справки утверждены приказом ФНС России от 20.01.17 № ММВ-7-8/20@. Фискалы должны представить справку в течение 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего письменного запроса (п. 163, 167 Административного регламента ФНС, утв. приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н).

Контролеры вправе взыскать пени, если они своевременно приняли меры к взысканию налога

Принудительное взыскание пеней производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Инспекторы вправе взыскать пени, только если они своевременно приняли меры к принудительному взысканию соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки (п. 57 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

Уплата пеней – дополнительная обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога. Налогоплательщики перечисляют пени одновременно с налогом либо после уплаты налога.

Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не начисляются (постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.07 № 8241/07).

Читайте также: