Как получить копию лицензии медицинского учреждения для налоговой

Опубликовано: 16.05.2024

Алина Сокол

Картинка на тему Документы для налогового вычета за лечение

Согласно законодательству РФ (ст. 219 НК РФ), при оплате лечения или медикаментов Вы можете рассчитывать на налоговый вычет или, говоря проще, вернуть себе часть затраченных на лечение денег.

Налоговый вычет — это часть дохода, которая не облагается налогом. Поэтому Вы и можете вернуть себе уплаченный налог с расходов, понесенных на лечение. То есть, если Вы официально работаете (и, соответственно, платите подоходный налог) и оплатили свое лечение или лечение своих родственников, то Вы можете вернуть себе часть денег в размере до 13% от стоимости лечения.

Список документов на получение налогового вычета за лечение

Необходимые документы для налогового вычета за лечение

  1. Заполненную налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ (оригинал).
  2. Заявление с реквизитами банковского счета, на который Вам будут перечислены деньги (оригинал).
  3. Справка 2-НДФЛ о доходах за год, выданная работодателем (оригинал).
  4. Документы, подтверждающие оплату (кассовые чеки, либо квитанции, либо платежные поручения, либо банковские выписки и тому подобное) (допускаются копии).
  5. В случае при оплате медицинских услуг, справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы, выданная медицинским учреждением. Такая справка нужна в дополнение к документу, подтверждающему оплату (пункт выше). То есть нужен и тот документ, и этот (оригинал).
  6. В случае покупки медикаментов, рецепты по форме N 107-1/у (допускается копия).
  7. В случае оплаты лечения за родственника, документы, подтверждающие родство налогоплательщика с лицами, за которых производилась оплата (свидетельство о рождении, свидетельство о браке и тому подобное) (копия).
  8. Договор с медицинским учреждением, если он заключался, или документ, подтверждающий лечение, например, должна быть выписка из медицинской карты (допускается копия).
  9. Лицензия медицинского учреждения на осуществление медицинской деятельности, если в документах отсутствует информация о реквизитах лицензии. Если информация о лицензии есть в договоре, либо другом документе, то налоговые органы не должны требовать копию лицензии. Однако, чтобы избежать возможных споров с налоговым органом, мы рекомендуем прикладывать данный документ в любом случае (копия).
  10. Для получения вычета по договору добровольного медицинского страхования необходимы копии: договора добровольного медицинского страхования или страхового медицинского полиса добровольного страхования; кассовых чеков или квитанций на получение страховой премии (взноса).
  11. Для получения вычета на приобретение медикаментов необходимы копии: оригинал рецептурного бланка с назначением лекарственных средств по установленной форме с проставлением отметки «Для налоговых органов, ИНН налогоплательщика» копии платёжных документов, подтверждающих факт оплаты назначенных лекарственных средств.

Как правильно заверять копии

По закону все копии документов для налогового вычета должны быть заверены нотариально или самостоятельно налогоплательщиком.

Для того чтобы самостоятельно заверить Вы должны подписать каждую страницу (а не каждый документ) копии следующим образом: «Копия верна» Ваша подпись /Расшифровка подписи/ Дата. Нотариального заверения в этом случае не требуется.

Получение вычета на работе

Вам необходимо подготовить следующий пакет документов для налогового вычета за лечение:

  1. В Федеральной налоговой службе (ФНС) по месту жительства надо оформить заявление на получение документа, подтверждающего право на получение вычета.
  2. К заявлению следует приложить документы, которые подтверждают расходы на обучение или лечение (договоры, назначения врача, квитанции об оплате и т.п.). Срок рассмотрения заявки в ФНС – 30 календарных дней, после чего будет выдан соответствующий документ.
  3. Так же необходимо написать заявление налоговому агенту (работодателю), к которому следует приложить копию документа, подтверждающего право на налоговый вычет из ФНС.

После этого работодатель обязан уменьшить базу налогообложения на соответствующую сумму.

Вычет осуществляется с месяца, когда нужные документы поданы в бухгалтерию. Если доход за этот период составляет сумму, меньшую чем вычет, то остаток можно вернуть через налоговые органы, по итогам года составив декларацию по форме 3-НДФЛ.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

и действий (бездействия) Департамента и его должностных лиц

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента и его должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», настоящим Регламентом.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса на предоставление государственной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи описи в получении запроса на предоставление государственной услуги и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в Департаменте, рассматриваются руководителем, уполномоченным заместителем руководителя указанного органа исполнительной власти города Москвы.

Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, направляются в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с настоящим Регламентом (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. С использованием Портала (при наличии технической возможности).

5.4. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного служащего города Москвы, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования уклонения в приеме запроса на предоставление государственной услуги и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Уклонения в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.10(1). Информацию о действиях, осуществляемых органом исполнительной власти города Москвы, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).

11.10(2). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса на предоставление государственной услуги, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Под лицензией в соответствии с действующим российским законодательством следует понимать как специальное разрешение на право осуществления лицензируемого вида деятельности, так и правоподтверждающий документ (на бумажном носителе или электронный).

Разумеется, в ходе осуществления лицензируемого вида деятельности могут иметь место перемены, затрагивающие как субъект деятельности, так и ее содержание, которые влекут необходимость переоформления лицензии. В соответствии с федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» понятие лицензирования включает в себя, в том числе, деятельность уполномоченных органов по переоформлению лицензий. Указанным № 99-ФЗ также установлены события, наступление которых влечет переоформление лицензии. Изменения могут коснуться и самого документа, именуемого «лицензией», например, при пожаре или затоплении места его хранения, и тогда может потребоваться выдача дубликата лицензии.

Для удобства дальнейшего восприятия информации классифицируем изменения, при которых лицензия подлежит переоформлению, на внешние (формальные), содержательные и специальные, причем среди последних есть те, что № 99-ФЗ не установлены.

В подавляющем большинстве случаев переоформления заявителем является, собственно, лицензиат , а пакет документов подается в лицензирующий орган, ранее выдавший лицензию, то есть Росздравнадзор (территориальные) органы или уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.

В первую очередь рассмотрим процедуру переоформления лицензии Росздравнадзором, регламентированную Приказом Минздрава России от 26.01.2015 № 21н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Административный регламент).

В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, документы представляются правопреемником не позднее 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Условием переоформления лицензии в случае слияния юридических лиц является наличие у каждого юридического лица, участвующего в реорганизации, лицензии на один и тот же вид деятельности.

Пакет документов для переоформления лицензии может быть представлен:

Лицензиатам, первичная лицензия которых выдавалась Росздравнадзором, при заполнении заявления о переоформлении лицензии следует руководствоваться формами, утвержденными Приказом Росздравнадзора от 05.05.2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

Срок принятия решения о переоформлении различен:

  • для формальных случаев составляет 10 рабочих дней ;
  • для содержательных – 30 рабочих дней .

Кроме того, проверка полноты и достоверности представленных сведений проводится в отношении всех заявителей, представивших заявление о переоформлении, а внеплановая выездная проверка проводится только при переоформлении по содержательным изменениям. Лицензирующий орган осуществляет также межведомственное взаимодействие для проверки представленных заявителем сведений, правда, при формальных изменениях такое взаимодействие ограничивается Федеральной налоговой службой и Казначейством, а при содержательных изменениях запросы также направляются в Росреестр и Роспотребнадзор.

Различный состав проверочных мероприятий определяет размеры пошлин, взимаемых при переоформлении по формальных основаниям (750 рублей) и содержательным (3500 рублей) в соответствии с абзацами третьим и четвертым подпункта 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ. При обращении лицензиата с заявлением о переоформлении лицензии по нескольким основаниям, связанным с переоформлением лицензии, государственная пошлина уплачивается как за одно юридически значимое действие исходя из максимального размера.

Также, при формальных изменениях лицензиат вправе продолжать осуществлять лицензируемый вид деятельности до переоформления лицензии.

Не все специальные случаи переоформления лицензии упорядочены Административным регламентом. Толкуя последний в совокупности с Приказом Росздравнадзора от 05.05.2014 № 3166, где они перечислены в форме заявления, можно предположить, что процедуры при данных изменениях аналогичны проводимым при формальных изменениях. Однако, при наступлении специальных оснований необходимо представить дополнительные сведения, например, об адресах, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена, или сведения о работах (услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение (оказание) которых прекращено. Сведения о распорядительном документе, на основании которого произошло изменение адреса места осуществления медицинской деятельности необходимо представлять, по-видимому, при переименовании географического объекта, переименовании улицы, площади или иной территории, изменении нумерации.

Назначенный лицензирующим органом ответственный исполнитель по рассмотрению представленных лицензиатом для переоформления лицензии документов обязан сообщить заявителю о выявленных нарушениях, допущенных при формировании пакета документов. Лицензиату назначается срок в 30 дней для устранения неточностей оформления или неполноты документов, а при отказе от реализации представленной возможности заявителем документы ему возвращаются .

Если документы представлены надлежащим образом или представленные замечания устранены, лицензирующий орган, после проведения соответствующих проверок, готовит приказ о переоформлении лицензии либо от отказе в переоформлении лицензии. При положительном решении лицензиату выдается новый бланк лицензии с указанием лицензирующего органа, реквизитов лицензиата, лицензируемого вида деятельности, номера и даты приказа и регистрации лицензии. Мотивированное уведомление об отказе в переоформлении лицензии также вручается заявителю.

В переоформлении лицензии может быть отказано по следующим основаниям:

  • наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие лицензионным требованиям.

В случае, если первичное лицензирование осуществляли уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, туда же следует обращаться с заявлением о переоформлении лицензии.

Формы заявлений и перечни необходимых документов такие органы размещают на своих официальных сайтах, но, как правило, процедуры тождественны тем, что реализуются Росздравнадзором. При этом, регионы реализуют различные подходы к переоформлению лицензии при переадресации объектов, так в ряде субъектов такое основание не перечислено в форме заявления, в других же оно перенесено из формы заявления Росздравнадзора.

Например, переоформление лицензий осуществляется Департаментом здравоохранения города Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2015 г. № 894-ПП «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «лицензирование медицинской деятельности в городе Москве». Как и в случае с лицензированием, сроки переоформления в Москве несколько сокращены по сравнению с общероссийскими (28 и 9 рабочих дней). Подробные описания процедур переоформления, административные регламенты и образцы заполнения форм принятых в регионе документов (заявлений, перечней сведений, описей) представлены соответственно на официальных сайтах Министерства здравоохранения Красноярского края, Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга и так далее. В Мурманской области, например, приложениями административного регламента являются блок-схемы, демонстрирующие процесс переоформления лицензии.

Как видно из представленного анализа, переоформление лицензии требуется, когда существенно изменяется правоотношение, возникшее в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности, включая трансформацию его отдельных элементов.

Переоформление лицензии следует отличать от процедуры выдачи дубликата лицензии, связанной с утерей либо порчей лицензии как документа на бланке. Для выдачи дубликата лицензии достаточно следующих документов:

  • заявление;
  • испорченный бланк лицензии (в случае порчи лицензии).

Также необходимо уплатить государственную пошлину в размере 750 рублей.

В течение 3 (трех) дней лицензиату вручают дубликат с пометкой «оригинал лицензии признается недействительным». Форма заявления на выдачу дубликата и копии лицензии Росздравнадзором также закреплена Приказом № 3166.

В случае необходимости получения дубликата или копии в органе субъекта Российской Федерации необходимо обратиться к соответствующим официальным сайтам для заполнения принятых регионом форм заявлений.

В свою очередь, выдача заверенной копии лицензии возможна при сохранности оригинала также в течение 3 (трех) дней при подаче заявления (например, для участия в закупочных процедурах). Уплата пошлины в данном случае не требуется.

Таким образом, лицензиатам следует различать события, влекущие необходимость переоформления лицензии, выдачи ее дубликата и копии как для обеспечения непрерывного соответствия требованиям регулятора и превенции санкций, так и для внутреннего комплаенса и оценки последствий тех или иных управленческих решений.

Ключевые характеристики процедур переоформления, выдачи дубликата и копии лицензии представлены в сравнительной таблице.

Итак, социальный налоговый вычет по расходам на лечение и (или) приобретение медикаментов предоставляется налогоплательщику, оплатившему за счет собственных средств:

- услуги по своему лечению;

- услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет;

- медикаменты, назначенные налогоплательщику или его супругу (супруге), родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет лечащим врачом и приобретенные за счет собственных средств;

- страховые взносы страховым организациям по договорам добровольного личного страхования налогоплательщика, договорам страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет.

Это значит, что вычет можно получить не только за свое собственное лечение, но и за лечение детей, супругов, своих родителей.
В этом случае необходимо доказать, что Заказчик оплачивал лечения своих родных.
Сделать это можно, заключив с клиникой согласно постановлению Правительства РФ №1006 договор с участием в качестве третьей стороны договора плательщика (заказчика) услуг в пользу родственника (трехсторонний договор, где родственник - пациент, а заказчик - тот, кто оплачивает лечение и хочет потом получить налоговый вычет).

Если это не будет оформлено договором, то налоговый вычет сможет получить только пациент сам за себя, поскольку именно он будет считаться заказчиком своих платных медицинских услуг по договору.
То же самое, если пациент платил за себя сам, а потом просит оформить вычет на родственника - никогда так делать не соглашайтесь, это нарушение закона!


120 000 рублей – максимальная сумма расходов на лечение и (или) приобретение медикаментов, в совокупности с другими его расходами, связанными с обучением, уплатой взносов на накопительную часть трудовой пенсии, добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение. От этой суммы пациент или лицо, оплачивающее его лечение, получит вычет в размере 13%.

Т.е МАКСИМАЛЬНЫЙ размер налогового вычета (если не было оказано услуг из Перечня дорогостоящего лечения), который фактически получит пациент, составляет 15.600 рублей.

Размер вычета на лечение не ограничивается какими-либо пределами и представляется в полной сумме, если налогоплательщиком были потрачены денежные средства на оплату дорогостоящих медицинских услуг.

Определить, относится ли лечение из Перечня медицинских услуг и медикаментов, при оплате которых предоставляется вычет, к дорогостоящему, можно по коду оказанных медицинским учреждением услуг, которые оплачивались за счет налогоплательщика, указываемому в «Справке об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы»:

код «1» – лечение не является дорогостоящим;

код «2» – дорогостоящее лечение.


Вычет по расходам на оплату дорогостоящих медикаментов можно получить при одновременном соблюдении следующих условий:

расходные медицинские материалы были приобретены в ходе дорогостоящего лечения из Перечней медицинских услуг, при оплате которых предоставляется вычет;

медицинское учреждение не располагает указанными медикаментами (расходными материалами) и их приобретение предусмотрено договором на лечение за счёт пациента (или лица, оплачивающего лечение);

налогоплательщик получил справку из медицинского учреждения, в которой указано, что дорогостоящие расходные материалы были необходимы для проведения дорогостоящего лечения

налогоплательщик получил в медицинском учреждении «Справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы» с кодом 2.

от 8 апреля 2020 г. N 458

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОРОГОСТОЯЩИХ ВИДОВ ЛЕЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ,
У ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУММЫ ОПЛАТЫ КОТОРЫХ УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУММЫ СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА

1. Медицинские услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей с опорой на зубные имплантаты при отсутствии условий для традиционного зубного протезирования (значительная атрофия или дефекты косной ткани челюстей).

2. Медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, предусмотренным Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3. Медицинские услуги по лечению бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения, культивирования и внутриматочного введения эмбриона, включая криоконсервацию эмбрионов, гамет (ооцитов, сперматозоидов), использование донорских ооцитов, донорской спермы, донорских эмбрионов, суррогатного материнства в части проведения программы экстракорпорального оплодотворения, а также преимплантационной генетической диагностики.

4. Медицинские услуги, оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи, предусматривающие использование на дому медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека.


Все остальные услуги (в том числе протезирование на зубах) не относятся к дорогостоящим и не входят в Перечень. Им присваивается код 1 и вычет ограничивается суммой 120.000 рублей, даже если протезирование стоило больше.


Очень часто пациенты возмущаются, почему протезирование на зубах не считается дорогостоящим видом услуг из Перечня, и жестко требуют включить протезирование в список по коду 2, чтобы получить налоговый вычет с полной суммы.
На этот счет налоговая служба даже выпустила письмо с разъяснениями от 25.12.2006 N 04-2-05/7, в котором, в частности, сказано: «Так как зубопротезирование в качестве одного из видов дорогостоящего лечения в указанный Перечень не включено, налогоплательщик не вправе претендовать на получение социального налогового вычета по дорогостоящим видам лечения.»
Показывайте пациентам это разъяснение, чтобы избежать лишних вопросов и конфликтных ситуаций. С позицией налогового органа они уже не спорят и клинику в этом не винят

Также часто пациенты приходят в клинику и требуют предоставить им копию лицензии на осуществление медицинской деятельности, аргументируя это тем, что ее требует налоговый инспектор.
Между тем, это требование является избыточным и незаконным, поскольку перечень документов для получения налогового вычета четко регламентирован, и копии лицензии в нем нет.

Данную информацию можно найти на официальном сайте ФНС.

Документы, предоставляемые в ФНС для получения налогового вычета (все копии, кроме справки):

- договор с медицинским учреждением на оказание медицинских услуг;

- оригинал справки об оплате медицинских услуг, выданной медицинским учреждением, оказавшим услугу;

- справку из медицинского учреждения, в которой указано, что для проведения лечения пациенту (лицу, оплачивающему лечение) необходимо за свой счёт приобрести дорогостоящие медикаменты, предусмотренные договором на оказание медицинских услуг (в случае если вычет производится по расходам на лечение с применением дорогостоящих расходных материалов);

- платёжные документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика на лечение и (или) покупку медикаментов (чеки контрольно-кассовой техники, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения и т.п.).


Если налоговый инспектор требует копию лицензии клиники и без нее отказывается оформить вычет, это требование не правомерно. Кроме информации о перечне документов на сайте ФНС, есть также РАСПОРЯЖЕНИЕ правительства РФ от 1 ноября 2016 г. № 2326-р, которое запретило органам власти при предоставлении гос.услуг требовать у граждан 85 наименований документов и сведений, которые есть в распоряжении 25 федеральных органов исполнительной власти. Госорганы должны делиться этой информацией друг с другом в автоматическом режиме по каналам межведомственного взаимодействия. В данном документе под номером 49 числится пункт «Сведения из реестра лицензий, выданных Росздравнадзором».
Т.е. ФНС обязана самостоятельно получить сведения о лицензии клиники в реестре Росздравнадзора, а не требовать ее у клиники ли пациента. Также сведения о лицензии всегда указаны в договоре платных медицинских услуг.

Если пациенты сталкиваются с подобными неправомерными требованиями, рекомендую ознакомить их и налогового инспектора с материалом этой статьи. Все вопросы сразу снимаются.


Важный вопрос – нужно ли детализировать перечень оказанных услуг для получения налогового вычета?

Услуги по коду 1 детализировать не нужно, можно просто написать «стоматологические услуги».

Услуги по коду 2 детализировать обязательно, поскольку инспектор должен сверить их с Перечнем и убедиться, что указанные услуги в перечень включены и по ним следует оформлять вычет со всей суммы без ограничений.

Учтите, что если клиника необоснованно укажет код 2 для услуг, не включенных в перечень, пациент получит по этим документам налоговый вычет и потом это станет известно ФНС, то клиника кроме налоговой проверки, оплаты штрафа и пени также будет обязана возместить государству причиненный ущерб. А пациент так и останется с деньгами, возвращать их его не обяжут. Никогда не идите на поводу у пациентов вопреки закону. Вы ничего не выиграете, все деньги получит пациент, а вам светит административное или даже уголовное наказание за подлог документов с целью финанскового мошенничества.

Социальный вычет по расходам на лечение и приобретение медикаментов – законное право пациента и один из способов сократить расходы на лечение. Клиника обязана по первому требованию пациента оформить документы, необходимые для его получения.

Если пациент потерял свой экземпляр договора или платежный документ (кассовый чек) - имеет ли он право требовать у клиники копии?

При утрате этих документов клиника может (НО НЕ ОБЯЗАНА!) выдать копии. Если по любым причинам клиника не хочет этого делать, пациент нужно сказать, что ему все документы были выданы лично в руки и обязанность по их хранению лежит на нем. Клиника обязана по письменному запросу выдавать только МЕДИЦИНСКУЮ документацию. Обязанность выдавать копии чеков, договоров и иных юридических и финансовых документов в законе отсутствует.

Помните, что налоговый вычет - это вопрос пациента, а не клиники. Обязанность клиники заключается ТОЛЬКО в предоставлении указанного в законе перечня документов (справка, договор, чек об оплате услуг). На этом всё. Никаких санкций за это нет и быть не может - вы отказываете совершенно законно. Потерял - значит потерял. Не ваша проблема. Попробуйте в любом магазине попросить копию чека через пол-года после покупки.

Помогать, разъяснять, выдавать лишние документы, вести диалог с налоговым инспектором, доказывая правоту пациента, клиника не должна. Для этих целей есть сайт налоговой инспекции - раздел для граждан (ссылка ниже), а также платные юридические услуги по консультированию.

Подробно по ПОВТОРНУЮ выдачу документов для налогового вычета - в нашей уточняющей публикации ЗДЕСЬ

Правовая информация и документы, использованные при написании данной статьи:

Новая редакция перечня лек.препаратов и дорогостоящих видов лечения по коду 2: ССЫЛКА.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

В главе 23 НК РФ не приведен конкретный перечень документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на медицинские услуги по лечению, оплату медикаментов и (или) уплату страховых взносов (подп. 3 п. 1 ст. 219 НКРФ).Для получения социального налогового вычета по окончании налогового периода, в котором были произведены расходы на лечение, в налоговую инспекцию по месту жительства налогоплательщик представляет (информационное сообщение ФНС России от 12.01.2006):

- письменное заявление о предоставлении социального налогового вычета на лечение в произвольной форме;

- заявление на возврат НДФЛ в произвольной форме с указанием реквизитов банка и счета, на который следует перечислить налог;

- заполненную декларацию по форме 3-НДФЛ7 за истекший налоговый период;

- справку (справки) по форме 2-НДФЛ от работодателя о начисленных доходах, облагаемых по ставке 13%, и удержанных суммах налога, за истекший год;

- копию договора с медицинским учреждением РФ на оказание медицинских услуг по лечению (если такой договор заключался) или документы, подтверждающие лечение (выписка из медицинской карты либо выписной эпикриз, заверенные врачом медицинского учреждения);

- справку об оплате медицинских услуг по установленной форме для представления в налоговые органы. Данная справка подтверждает факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу медицинского учреждения (индивидуального предпринимателя) за счет средств налогоплательщика;

- копию лицензии медицинского учреждения (индивидуального предпринимателя, занимающегося частной медицинской практикой) на оказание соответствующих медицинских услуг, если договор на лечение не заключался либо в нем или в справке об оплате медицинских услуг не содержатся реквизиты данной лицензии (письмо ФНС России от 31.08.2006 № САЭ-6-04/87б@);

- платежные документы (кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения, банковские выписки и др.), оформленные на имя налогоплательщика, претендующего на получение вычета, и подтверждающие факт внесения им платы за лечение наличным или безналичным путем;

- рецепты по форме № 107-1 /у со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», которые выписывает лечащий врач;

- копию договора добровольного личного страхования, заключенного со страховой организацией, или полис;

- копию лицензии на осуществление добровольного медицинского страхования соответствующей страховой медицинской организацией, если в договоре добровольного личного страхования отсутствует информация о реквизитах лицензий;

- копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств страховой организации.

Предположим, налогоплательщик оплатил не свое лечение, а лечение членов семьи, перечисленных в подпункте 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ, или приобрел для этих лиц медикаменты, назначенные лечащим врачом. В этом случае дополнительно потребуются документы, свидетельствующие о степени родства налогоплательщика и лиц, за которых он произвел оплату. Так, супругами считаются лица, состоящие в зарегистрированном браке (п. 2 ст. 10 Семейного кодекса). Поэтому для получения вычета при оплате лечения супруга (супруги) или приобретения для него (нее) медикаментов необходимо свидетельство о заключении брака.

Родство родителей и детей подтверждается свидетельством о рождении ребенка. Основание — статья 23 Федерального закона от 15.11.97 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Усыновители и усыновленные приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 Семейного кодекса). Значит, усыновители имеют право на вычет, если они оплатили лечение усыновленного ребенка или приобретение медикаментов, назначенных ему лечащим врачом. Статус усыновителя подтверждает свидетельство об усыновлении (ст. 43 Федерального закона от 15.11.97 № 143-ФЗ).

Если платёжные документы оформлены не на налогоплательщика, а на его ребёнка в возрасте до 18 лет, родителя (родителей) или супруга (супруги), то вычет предоставляется только этим лицам при наличии у них доходов, облагаемых налогом по ставке 13%.

После представления всех необходимых документов и декларации по НДФЛ налоговый орган проводит камеральную проверку. Срок проверки — три месяца. Только после этого выносится решение о предоставлении налогоплательщику социальных и иных налоговых вычетов и возврате из бюджета соответствующей суммы НДФЛ (ст. 88 НК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога возвращается налогоплательщику в течение одного месяца со дня подачи заявления. Этот срок исчисляется не ранее чем с момента завершения камеральной проверки налоговой декларации и представленных с ней документов.

Пресс – служба МРИ ФНС России № 6 по Белгородской области

Читайте также: