Как назывался налог который платил хан едигер ивану 4

Опубликовано: 14.05.2024

Уже в 1555 г. в Сибири отчетливо начали сказываться последствия падения Казани в 1552 г. Местные правители сколь-либо серьезных государственных образований больше не желали соперничать друг с другом за пространство и территории, а стремились найти защиты и покровительства у наиболее сильных игроков в регионе того времени. В 1555 г. хан Сибирского ханства Едигер обратился в Москву, с просьбой принять земли ханства в состав Московского царства. Однако власть в ханстве захватил соперник Едигера - Кучум, который начал проводить агрессивную политику по отношению к Москве.

ЗАПИСКИ О СИБИРИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ

Чекра пришел к Едигею, затем двинулся вместе с ним в упомянутую выше страну Сибирь, куда они шли два месяца, прежде чем до нее достигли. В стране этой находится гора, называемая Арбус (Arbuss) и простирающаяся на тридцать два дня ходьбы; живущие там люди полагают, что за горой этой находится пустыня, доходящая до оконечности света; никто не может также пройти через эту пустыню или жить в ней по причине диких зверей и гадов. На вышеупомянутой горе живут дикие люди, не имеющие постоянных жилищ; тело же у них, за исключением рук и лица, покрыто волосами; подобно другим животным, они скитаются по горе, питаясь листьями и травой, и всем, чем придется. Владетель упомянутой страны подарил Едигею двух диких людей - мужчину и женщину, которых поймали на горе, а также трех диких лошадей, которых там также словили; лошади же, живущие на горе, величиною с осла; водится там также много животных, которые в немецких землях не попадаются и которых я не могу назвать по имени. В упомянутой стране Сибирь есть также собаки, которых запрягают в повозки, зимою - в сани; они возят также по стране поклажу (wotseck) и так же велики, как ослы, а едят они там также собак. Еще следует заметить, что люди в этой стране поклоняются Иисусу Христу подобно трем святым царям, пришедшим для принесения ему даров в Вифлеем, и увидевшим лежащим его в яслях; поэтому в их храмах можно видеть изображение Христа, представленного в том виде, как застали его три святых царя, и этим изображениям приносят они дары и на них молятся. Приверженцы этой веры называются уйгуры (Uygiur); в Татарии встречается вообще много людей этой веры.

О ПОЛИТИЧЕСКОМ УСТРОЙСТВЕ СИБИРИ

В 1581-1585 гг. по «Сибирским летописям» известен «карача-думный царев», имевший собственный улус («карачин улус»), люди из которого относились, скорее всего, к его клану или улусу, о чем может свидетельствовать летописное выражение «иже бысть дому его». Этот карача командовал войсками, в 1584 г. во главе «многих воинских людей» осаждал «град Сибирь». Хотя Г. Ф. Миллер его называл «карача-мурзой», на самом деле он имел титул «бия»

«бека», что следует из двух совершенно самостоятельных источников - преданий сибирских татар и «Сборника летописей» Кадыр-Али-бека. М. А. Усманов, обращавшийся к изучению вопроса о личности и клановой принадлежности этого карача-бея, пришел к выводу, что под ним скрывается автор «Сборника летописей» (1602) Кадыр-Али-бек б. Хусум (Хушум)

Касим-бек из племени джалаир.
Дополнительным подтверждением его статуса карача-бея является участие этого бека после пленения в 1588 г. русскими в церемонии возведения в 1600 г. султана Ураз-Мухаммеда на престол Касимовского ханства среди трех других карача-беев (из кланов аргын, кыпчак, мангыт). К сожалению, ценность этой информации снижается тем, что существует вероятность прихода карачи Кадыр-Али-бека из клана джалаир в Сибирский юрт вместе с казахским султаном Ураз-Мухаммедом. Правда, тетя этого султана была замужем за братом Кучум-хана Ахмад-Гиреем, что оставляет место для вывода о том, что улус джалаир все-таки существовал в Сибирском ханстве и раньше.

ГОРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

На территории Западной Сибири в бассейнах Тобола и Иртыша известно довольно много позднесредневековых городищ, большая часть которых относится ко времени Сибирского ханства. Слабая изученность этих памятников пока не позволяет четко разделить городища золотоордынского времени и более поздние.

Тюмень. Город находился на притоке Тобола - Туре; в настоящее время застроен современной Тюменью. Название его известно по средневековым восточным источникам; известен также под именем Чинги-Туры. Археологические исследования не проводились. В XIV в. город являлся политическим центром улуса.

Искер. Остатки его находились на Иртыше, близ г. Тобольска. Во времена Сибирского ханства сюда была перенесена столица из Тюмени. Русские называли этот город Сибирью. Это же название в форме Себур фигурирует на карте Пицигани (1367 г.).

Раскопки выявили здесь мощный культурный слой, достигавший в толщину 2 м, содержащий находки золотоордынского времени.

Городище Тонтур. Находится на р. Оми в Барабинской степи. Золотоордынское название населенного пункта неизвестно. Археологические исследования выявили находки золотоордынского времени.

Города эти, значительно удаленные от современных им центров развитого градостроительства, имели все же фундаментальные постройки, возведенные квалифицированными архитекторами. Об этом можно судить по наблюдению академика И. П. Фалька, обследовавшего городище, находившееся на Иртыше, в 20 верстах ниже устья Ишима, и видевшего здесь «развалины обрушившейся мечетной башни и большого каменного дома». Подобные остатки каменных строений неоднократно отмечались путешественниками на различных сибирских городищах.

СИБИРСКАЯ ОДИССЕЯ ЕРМАКА

Над Иртышом всю ночь бушевала буря. Но даже удары грома, сотрясавшие округу, не могли разбудить смертельно уставших людей. Накануне ерма-ковцы прошли с Иртыша на его приток – реку Вагай, преодолевая сильное течение. Гребцы налегали на весла изо всех сил.

Последний поход атамана Ермака Тимофеевича близился к концу. Накануне днем все небо затянули грозовые тучи. К вечеру хлынул ливень. Люди промокли до нитки. Едва с Вагая флотилия вернулась на Иртыш, атаман велел кормчему искать место для стоянки.

Обогнув Вагайскую луку, казаки попали в давно знакомые им места. Протоки и ров, прорезавшие луку у самого основания, сулили надежное убежище тем, кто вздумал бы переночевать на Вагайском «острове».

Разбивая лагерь, Ермак не подозревал, что всего в нескольких верстах от ^острова» затаилось в засаде войско хана Кучума. Хан давно лелеял план мести казакам, и теперь его час настал. Властитель Сибирского ханства знал: горстка казаков – в его руках.

В кромешной тьме.ханские лазутчики дважды подбирались к спящему лагерю. Но вот пустынный откос протоки ожил. Спотыкаясь и падая, воины сползали в воду, а через некоторое время появлялись на другой стороне протоки.

Им достаточно было считанных минут, чтобы перебить казаков, не ждавших беды. Но память о страшных поражениях вселила в их душу панический страх перед ерма-ковцамн.

Тьма, позволившая татарам вплотную подобраться к казачьим пологам, стала помехой, едва дело дошло до боя. Напиравшая сзади толпа теснила и опрокидывала тех, кто оказался впереди. В свалке нельзя было разобрать, где свой, где чужой.

Разбуженные среди ночи, казаки не думали о сдаче. На ходу отбиваясь от врагов, люди бросились к стругам. Один за другим четыре струга ушли от берега на середину реки, Лишь атаманская ладья оставалась на месте, так и не сдвинувшись с прибрежной мели. Вокруг нее творилось что-то неладное. Татары толпой облепили борта. Под их тяжестью струг дрогнул и едва не перевернулся. Казаки уже не надеялись отбиться и решили дорого продать свою жизнь.

Оттесненный на корму, Ермак крушил саблей всех, кто пытался приблизиться к нему.

Гроза усиливалась. Удары грома следовали один за другим. Вспышка молнии на мгновение выхватила из тьмы кромку берега и одинокий струг среди набегающих пенящихся волн. Уже никого не было подле Ермака. Пали в неравном бою те, кто пытался прикрыть атамана. Изловчившись, татарский воин нанес Ермаку удар копьем. В ночной схватке предводитель казаков был ранен не раз. Последняя рана оказалась смертельной. Ермак тяжело рухнул за борт. Волны с плеском сомкнулись над его головой.

Казакам, уцелезшим после ночного боя, последняя стычка на Иртыше вспоминалась как тяжкий кошмар.

Много воды утекло, прежде чем некий любитель родной старины взялся за перо, чтобы составить родословную прославленного атамана. На страницы его «Летописи» ложились строка за строкой, одна удивительнее другой.. «О себе же Ермак известие написал, откуды рождение его. Дед его был суздалец посадский человек, жил в лишении, от хлебной скудости сошел в Володимер, именем его звали Афонасей Григорьевич сын Аленин, и ту вое пита двух сынов Родиона да Тимофея, и кормился извозом, и был в найму в подводах у разбойников, на Муромском лесу пойман и сидел в тюрьме, а откуда бежа з женью (с женой) и з дет ми в Юрьевсц Поволской, умре, а дети Родион и Тимофей от скуйости сошли на реку Чусовую в вотчины Строгановы, ему породи детей: у Родиона два сына: Дмит-рей да Мука; у Тимофея дети: Гаврило да Фрол да Васи-лей. И онной Василей был силен и велеречие и остр, ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость, и прибрав себе дружину малую и пошел от работы на разбой, и от них звашеся атаманом, прозван Ермаком, сказуется дорожной артельной таган1 по вол(ж)ски – жерновой мелнец рушной».

Рукопись с «родословием» Ермака появилась на свет в очень позднее время. Стиль выдает в авторе грамотея петровского времени. Если бы атаман вздумал когда-нибудь написать историю своих предков, его слог был бы совсем иным.

В петровские времена даже незнатные дворяне спешили сочинить себе длинное родословие, придумывали замысловатый герб. При царе Иване Грозном девять десятых дворян не имели писаной родословной росписи. Даже фамильные прозвища были в то время новшеством. Бояре были первыми, кто усвоил это новшество. Боярин За-харий Кошка оставил детям прозвание Захарьиных-Кошкиных, однако дети Юрия Захарьина стали именоваться Юрьевыми, и лишь потомки боярина Романа Юрьеиа-Кошкина-Захарьина усвоили себе фамилию «Романовы»,

Те, кто принадлежал к простому народу, прозывались именем отца. Отца Ермака звали Тимофей, и потому Ермака при всяком официальном обращении именовали «Ермак Тимофеев сын» или кратко -«Ермак Тимофеев». Если же атамана «здравствовали», поднося чару, или «славили» на пиру, к нему обращались почтительно – «Ермак Тимофеевич». Однако ни один воевода, ни один царский чиновник не допускал даже самой мысли, чтобы назвать так удалого казака. Правом на уважительное отчество пользовались только самые знатные дворяне. Купцы Строгановы были самыми богатыми в стране людьми, но и их называли не иначе, как «Яков Аникеев сын» или «Максим Яковлев сын». В лихую смутную пору царь Василий Шуйский занял у Строгановых слишком много денег. Лишь после этого бывшие торговые мужики превратились в «именитых гостей» с правом на отчество.

Историки и романисты многократно повторили рассказ о том, как Тимофей Аленин «сошел» от нищеты в строгановскую вотчину на Чусовой, где у него и родился знаменитый Ермак. Но все это не более чем наивная сказка.

По чистому недоразумению составитель «родословиям стал рассматривать слово «Ермак» не как имя, а как прозвище, обозначавшее некий предмет: то ли жернов, то ли таган. Он и не догадывался о том, что атаман носил православное имя Ермолай, от которого и произошло сокращенное Ермак. Вместо подлинного имени казак получил в своем легендарном родословии вполне вымышленные имя и фамилию. Возможно, в строгановских вотчинах некогда жил разбойник Василий Аленин, но к историческому Ермаку – Ермолаю Тимофеевичу – он не имел никакого отношения.

Ермак пришел в Сибирь, имея не меньше сорока – пятидесяти лет от роду. А это значит, что он появился на свет за несколько десятилетий до того, как Строгановы начали осваивать земли на Чусовой. Эти земли Строгановы получили от царя Ивана лишь в годы опричнины. Материал для биографии Ермака скуден и отрывочен. Сохранились некоторые сведения о последних годах жизни покорителя Сибири. Но даже они неполны и противоречивы. До похода в Сибирь Ермак прожил долгую жизнь. Как прошла она, где и когда родился прославленный атаман, об этом мы почти ничего не знаем. Путь догадок, предположений, «домысливания» подробностей совсем ненадежен. Но у писателя по существу нет выбора. Ему придется либо отложить перо и навсегда отказаться от попытки составить жизнеописание своего героя, либо написать сугубо гипотетическую историю первых десятилетий его жизни. В этом главное отличие предлагаемой читателю биографии Ермака от жизнеописаний Грозного и Годунова, помещенных выше. Читатель не должен забывать об этом ни на минуту.

Где, в какой семье родился Ермак? Точно ответить на этот вопрос никто не может. Поздний «родословец» Ермака является вымыслом, а потому миф о рождении Ермака Тимофеевича в вотчинах Строгановых надо отбросить раз и навсегда.

Придет время, и многие волости будут оспаривать честь именоваться родиной покорителя Сибири. Из уст в уста передавалось предание о том, что Ермак был уроженцем северной русской деревни, В старинной северной летописи сказано, что славный атаман родился в волости Борок на Северной Двине. Своей достоверностью летопись далеко превосходит упомянутый выше родословец.

Мировая борьба за Сибирь только началась. Поэтому проблема легитимности нашей власти в Сибири постоянно подвергается сомнениям. Одна из форм борьбы - тщательное утаивание того факта, что Сибирь с 1555 года, за 15 лет до похода Ермака в 1579 году, уже была в подданстве у Руси. Причем – что особенно важно - мирным путем, с инициативой со стороны хана Едигера, который не только признал подданство, но и платил по тем временам немалую дань. Именно он был убит «южным», то есть пришлым, ханом Кучумом, которого затем фактически сверг Ермак, восстановив юрисдикцию Руси в Сибири.

Именно это факт вызывает вопросы: не миф ли это, мол, с какой радости сибирякам нужно было совать в петлю тирана свою голову? На самом деле, такой вопрос возникает, требует объяснений, иначе не понять исторической логики.

Есть три причины. Одна политическая. Другая экономическая. Третья национальная.

Напомним, что в 1552 году Иваном Грозным была взята Астрахань, что фундаментально изменило расстановку сил в Средней Азии. И стало понятно, что дальнейшее продвижение - дело времени. Это было понятно и самому Едигеру и Турции, курировавшей огромные территории своей бывшей родины (турки происходили из среднеазиатских степей, их родина фактически – Туркмения).

Именно поэтому у Едигера был выбор – либо примкнуть к набирающей силу Руси либо к Порте. Почему же он выбрал этот, столько радикальный путь, причем отделяющий его, если не от соплеменников, то вроде бы родственников?

Политический выбор имел главную причину – экономическую.

Дело в том, что на тот момент в Сибири сложилось главное экономическое направление – охота, добыча пушнины. То есть вся Сибирь тех времен – это охотники и рыбаки. Выращивать что-либо серьезное на земле в Сибири тогда ещё не умели. Но где рынок сбыта огромного количества пушнины? Как ни странно, ответ на поверхности: там, где холодно. Это Русь и Европа. Причем, напомним, что холод холодом, а клиент должен быть платежеспособен – то есть он должен быть в состоянии заплатить за мех, который был и тогда недешевым. То есть пушнина и тогда была не только сугревом, но и признаком роскоши. То есть клиент должен быть богат.

Напомним, что кочевые массы обходились шкурами. Югу пушнина просто не нужна, она не только очень дорогостоящее удовольствие, но в кочевой жизни представляла крайние неудобства в плане хранения. Поэтому – шкуры – надёжно, укладисто, с универсальным мехом (и мягко и тепло), транспортнопригодно. Но было но: кочевники шкуры «выращивали» сами – это овцы, бараны, скот. То есть для Едигера на юге, среди «родственников» рынка просто не было. Самый доходный промысел оставался без реализации. Единственный рынок – Русь и через неё – Европа.

Но было ещё одно но. Русские тоже была хорошими охотниками, причём с хорошими преимуществами – доступностью огнестрельного оружия, которое оставляло сибиряков без конкурентных шансов. То есть русский рынок был, собственно, насыщен своей, северной, пушниной. Не в таком количестве и качестве, но остроты дефицита не было. То есть сибирякам нужен был не только сбыт, но и погашение конкурентного преимущества русских – огнестрельное оружие. Что они в обмен и получали.

Что делать в такой ситуации Едигеру? Ответ один – подкуп владельца рынка, каковым был Иван, царь Всея Руси. Но Иван был человек сметливый. Ему не нужны были деньги. Точнее, нужны, но не вперёд. Он понимал, что при открытом рынке сибирский мех сметёт русский, северный, и разорит массы русских охотников. Поэтому, он Едигеру, который после взятия Казани и Астрахани приехал в Москву с поздравлениями, выдвинул предложение: чтобы получить рынок, нужно войти в подданство. От чего Едигер, скорее, просто не отказался, увидев колоссальные экономические преимущества для развития своих племён. И фактически дань была просто налоговыми отчислениями за подданство и открытый рынок. И это, кстати, не было просто жадностью Ивана, а аргумент для объяснений с своими промысловиками: мол, господа, они тоже будут здесь торговать, потому как теперь они - наши подданные тоже, такие же как вы!

А пошлина, налог есть фактически компенсация за потери, которые северные русские промысловики, конечно же, понесли. Так что совершенно логично. По всем экономическим законам.

И кстати, одна из причин свержения Едигера южными силами – стремительное его усиление благодаря торговле внутри Руси.

Вторая причина, приведшая к политическому решению, - этническая.

Дело в том, что было давление южных тюрок на огромную часть угорского населения Сибири с юга: набеги, грабежи, тюркизация. Едигер вёл корректную политику, что удовлетворяло основные этнические потребности. Но когда пришёл Кучум, ситуация изменилась, поскольку у Кучума были не столько экономические, сколькое политические, и даже военные задачи: ему нужно было собрать силу, сцементировать её против Руси, чему, собственно, и стали сопротивляться местные князья, к примеру, вогулы, которые вообще не понимали, зачем воевать с Русью, когда и так все хорошо. Не надо забывать, что в Сибири было много северных угорских племен, которые видели, как неплохо устроились на Руси их угорские родственники.

Так что Едигер совершенно логично вошёл в подданство Руси, причем именно в этот исторический момент. Поэтому Сибирь не была завоевана, она сама вошла в Русь .

Со всеми вытекающими вопросами по поводу исторической и политической легитимности.

Далее власть в Сибирском ханстве захватил Шибанид Кучум, пришедший из Бухары. . Кучум 1563-1598. Али 1598-1604. В конце XVI века Сибирское ханство было присоединено к Русскому государству.

При наследниках «тайбугина» Махмета Сибирское татарское ханство значительно увеличило свои пределы. К середине XVI в. оно охватывало значительную часть зауральской лесостепи — от бассейна Туры на западе до Барабы на востоке. В зависимость от кашлыкских правителей попали не только ханты и манси, но и башкиры, обитающие на восточном склоне Урала, и, видимо, часть ненцев. Основу населения ханства составляли сибирские татары. Ко времени зарождения государственности они достигли достаточно высокого уровня социально-экономического развития. В хозяйстве сибирских татар видное место занимали охота, рыбная ловля, скотоводство. В некоторых районах занимались бортничеством, земледелием. Большую роль играла торговля — в Кашлык часто наведывались торговые караваны из Бухары, Хивы, других среднеазиатских городов. Развитию внешнеторговых связей способствовало то, что через земли Сибирского ханства пролегал древний караванный путь, связывавший татарскую Казань со Средней Азией, унаследованный еще от Булгарского царства.

Население резко делилось на «черных людей», плативших в пользу хана ясак, и небольшую привилегированную группу «тарханов» — знати, сумевшей к XVI в. захватить в частную собственность отдельные участки земли, промысловые угодья. В хозяйствах тарханов использовался труд рабов (взятых в плен или купленных) и «захребетников» из обедневших сородичей и случайных, пришлых людей.

Только незначительная часть «черных людей» подчинялась непосредственно самому хану. Остальные пребывали под властью своих улусных владетелей — беков и мурз, являвшихся вассалами хана. Сибирское ханство было объединением улусов, почти не зависимых один от другого и не очень прочно связанных с Кашлыком — резиденцией «салтана» (позднее за Кашлыком закрепилось другое название — Искер, «старый город»). Беки и мурзы сами собирали с улусных «черных людей» ясак (соболями, лисицами, другой лесной добычей, а также рыбой) и отправляли его хану; иногда из Кашлыка присылались за данью специальные данщики. Кроме того, улусные владетели со своими людьми должны были участвовать в военных походах хана, получая за это часть добычи. Во внутреннюю жизнь улусов центральная власть, как правило, не вмешивалась.

Хан непосредственно опирался на государственный аппарат, состоявший из визиря (карачи), советников и ясаулов (блюстителей порядка).
Кроме центральной ставки Сибирского ханства, укрепленного городка Сибири, или Кашлыка, имелись и другие городки: Карачин городок, городок Аттики-мурзы, Княжев городок, Тон-тура и пр., игравшие роль административных и опорных, военно-сторожевых центров.

Та часть татарского общества, которая была заинтересована в завершении строительства государственности, внутреннем упрочении ханства, начинает настаивать на смене внешнеполитического курса. Большое впечатление на этих людей произвело падение Казани и последовавшие за ним события. Правивший в Кашлыке хан Едигер (из Тайбугина рода) и его сторонники начинают искать сближения с Москвой. Быстрота принятия решения во многом диктовалась неблагоприятными вестями с юга: о. своих претензиях на ханский престол в Сибирском «юрте» открыто стал заявлять «шейбанид» Кучум, сын бухарского правителя Муртазы.

В 1555 г. Едигер отправляет в Москву своих послов с просьбой к Ивану Грозному, чтобы тот «всю землю Сибирскую взял во свое имя», под свою защиту, пообещав платить ежегодную дань пушниной в 30 тыс. соболей. Русский царь ответил согласием. Он отправляет в Сибирь полномочного посла сына боярского Дмитрия Непей-цына с поручением «князя Едигера и всю землю Сибирскую к правде привести» и дань «сполна взять». К прежним своим титулам Иван IV отныне прибавил еще один — «всеа Сибирския земли повелитель».

Были восстановлены прервавшиеся было прежние отношения Москвы с ее югорскими вассалами. По царской грамоте 1558 г. Москва принимала князей зауральской Югры под свое покровительство, обязуясь «жаловать и от сторон беречи, под своею рукою держати», а в обмен требовала «дани со всякого человека по соболю».

Когда над Сибирским ханством нависла непосредственная военная угроза, Москва не смогла оказать ему реальной помощи. Связанный Ливонской войной Иван Грозный не имел лишних сил для посылки в Кашлык. В 1563 г. после нескольких лет кровопролитного противостояния Кучум, опираясь на поддержку бухарского хана, нанес «тайбугинам» сокрушающее поражение. Едигер был захвачен в плен и умерщвлен. Смена правящей династии в Сибирском ханстве сопровождалась смутой. Многие татарские беки и мурзы — владетели улусов — отказывались признать Кучума, считйя его завоевателем и узурпатором. Против Кучума выступил также пелымский князь с подвластными ему манси. Заявили о своей независимости от нового кашлыкского «салтана» хантыйские князья. Целых семь лет пришлось Кучуму заниматься усмирением местной непокорной знати. При этом он использовал как военную силу (отряды, приведенные из Средней Азии, и гвардию, сформированную из наемников-ногайцев), так и идеологическое «оружие»: при содействии бухарского хана Абдуллы стал усиленно насаждать среди сибирского населения ислам.

Усилия Кучума по исламизации населения Сибирского «юрта» не остались безрезультатными. Абдулла трижды по просьбе Кучума отправлял в Кашлык шейхов и сеидов в сопровождении бухарских воинов. Незадолго до похода Ермака в Сибирь прибыл Шербети-шейх в сопровождении ста всадников. «В то время,— пишет историк Г. Ф. Миллер, автор первого капитального труда по истории Сибири (XVIII в.),— многие, которые не хотели добровольно по закону магометанскому подвергнуться обрезанию, были принуждены к тому силою, а некоторые, упорно сопротивлявшиеся, поплатились даже за это своей жизнью». Татарские предания подтверждают насильственный характер обращения населения Сибирского ханства в мусульманскую веру.

Пока Кучум вел борьбу с внутренними врагами, он старался не осложнять отношений с русским царем и даже соглашался платить ему дань — по примеру Едигера. В 1571 г. его посланцы доставили в Москву 1000 соболей. Однако скоро «Кучум богатырь царь», как он сам себя именовал, прекращает дипломатическую игру в повиновение московскому правительству. Более того, он решает покончить с русским влиянием на всей территории от Южного Урала до низовий Оби, изгнать русских из Перми. Большие надежды «сибирский салтан» возлагал на союз с Крымом, который в свою очередь вынашивал планы объединения обломков Золотой Орды. Крымские татары предпринимают серию походов на Русь, во время которых была разорена Рязанская земля, сожжена Москва. Крымцы и кучумляне активно подстрекали к антирусским действиям казанских татар, удмуртов, хантыйских и мансийских князей. Московское правительство, ввязавшись в войну с Литвой, Польшей и Швецией, оказалось временно не в состоянии продолжать активную восточную политику. В этой ситуации оно вынуждено было пойти на предоставление чрезвычайных полномочий солепромышленникам и торговцам Строгановым, готовым принять на себя задачу организации обороны уральских земель.

Присоединение Сибирского ханства.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - а-14.jpg

«Покорение Сибири Ермаком». Картина художника В.И. Сурикова. 1895 г.

В первой половине XVI в. Сибирское ханство подвергалось разорительным набегам кочевников с юга (ногайцев, узбеков, казахов).

1555 г. — сибирский хан Едигер перешёл в российское подданство. В русскую казну стал поступать налог мехами — ясак (по соболю и белке с каждого человека). Русские купцы вели выгодную торговлю с жителями Сибири, меняя на меха железо, соль, хлеб. Самыми успешными из купцов были Строгановы. Царь разрешил им строить крепости и «прибирать охочих людей» — казаков — для охраны своих владений в Сибири.

1563 г. — ханским престолом в Сибири завладел Кучум, потомок Чингисхана. Он прекратил посылать ясак в Москву и возобновил набеги на русские поселения Пермской земли.

1581 г. — на средства купцов Строгановых для похода в Сибирь против хана Кучума был снаряжён отряд казаков. Его возглавил казачий атаман Ермак Тимофеевич, мужественный и опытный воин.

Преодолев Каменный пояс (Уральские горы), казаки, используя огнестрельное оружие, разбили отряды местных правителей.

Осень 1581 г. — войска хана Кучума были разгромлены и казаки вошли в Кашлык — столицу Сибирского ханства. Кучум бежал на юг.

Ермак решил перезимовать в Кашлыке. Он обложил местное население данью и запретил своим казакам «своевольничать». Но за зиму дружина Ермака заметно поредела, и он отправил к Строгановым и в Москву гонцов с просьбой о подкреплении. В столицу с грамотой о завоевании Сибирского ханства поехал сподвижник Ермака атаман Иван Кольцо.

В Сибирь было послано жалованье, боевые припасы и подкрепление — 500 стрельцов. Но силы Ермака тем временем таяли.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - ат2.jpg

Ермак. Портрет XVII в.

Август 1585 г. — собранные Кучумом войска подошли к Кашлыку и осадили его. Отряд Ермака отбил нападение, а вскоре выступил из города.

Не встретив противника, уставшие казаки расположились в шатрах и уснули, не выставив стражи. Находившееся неподалёку войско Кучума внезапно напало на стан русских. В завязавшемся бою казачий отряд понёс большие потери. Сам Ермак, облачённый в тяжёлые доспехи, пытаясь переплыть Иртыш, утонул. После гибели Ермака остатки русских войск покинули Сибирь.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - а-15.jpg

«Ермак». Скульптор М.М. Антокольский

Поход Ермака нанёс Сибирскому ханству тяжёлый удар. Иван IV не захотел расставаться с сибирской землёй и отправил туда большой, хорошо вооружённый отряд стрельцов и казаков.

1598 г.- Кучум был окончательно разгромлен и вскоре погиб.

Значение присоединения Сибири.

  • Значительно расширилась территория России;
  • на завоёванных сибирских землях русские первопроходцы сначала воздвигали остроги, а затем и города. В конце XVI в. в Сибири были построены крепости Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Берёзов, Нарым и др.;
  • вслед за казаками в Сибирь устремились торговые и служилые люди, беглые крестьяне, началось освоение Россией этого обширного и богатого края;
  • народы Сибири были избавлены от грабительских набегов соседних племён;
  • русские переселенцы познакомили местное население с основами земледелия, сельскохозяйственными орудиями, передавали им свой опыт, создавались условия для хозяйственного и культурного развития народов Сибири.


Важные даты.

1555 г. – признание вассальной зависимости со стороны Сибирского ханства (хан Едигер).

1563 г.- хан Кучум отказался признать вассальную зависимость.

1581 г., 1 сентября – начало подготовки Строгановыми военного похода казачьей дружины атамана Ермака Тимофеевича (состоял на службе у Строгановых) в Сибирь с отрядом в 600 человек.

1581 г, октябрь – победы дружины Ермака над Кучумом.

1581г, 26 октября – вступление дружины Ермака в столицу Сибирского ханства – Кашлык. Население Сибири согласилось платить дань Ермаку, а не Кучуму.

1583г, 1 марта – прибытие в Кашлык московских воевод и стрелецкого войска для оказания военной помощи отрядам Ермака.

1584, 5 августа – гибель атамана Ермака во время неожиданного нападения хана Кучума на казачий отряд. Восстановление режима хана Кучума.

1585-1598 гг.- второй военный поход и окончательное покорение Сибирского ханства.

80-е-90-е годы XVI века – Западная Сибирь вошла в состав России.

Исторические личности.

Едигер – хан Сибирского ханства в 1552-1563 гг.

Ермак Тимофеевич ( ?-1585) – казачий атаман, предводитель похода в Сибирь, в результате которого распалось сибирское ханство Кучума и было положено начало присоединению Сибири к Российскому государству.

Кучум ( ?- ок. 1598 г.) – хан Сибирского ханства, в 1582-1585 гг. воевал с Ермаком.

Строгановы – русские купцы и промышленники, крупнейшие землевладельцы и государственные деятели XVI- начала XX века. Были выходцами из разбогатевши поморских крестьян. Помогли снарядить отрад Ермака для борьбы с Кучумом.

Читайте также: