Как избежать выездной налоговой проверки

Опубликовано: 05.05.2024

Если предприниматели чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают: первые 3 года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент.

Сегодня говорим о проверках: как, почему, какие последствия. И что делать, если проверка уже пришла.

Какие налоговые проверки бывают

Обычно опасаются — и это логично — выездных проверок. Многие знают, что есть еще и камеральные. Некоторым знакомо слово «встречная». Добавим, что проверки также бывают плановые и внеплановые. Теперь, когда всё окончательно запуталось, давайте разбираться 🙂

Камеральная налоговая проверка

У слова «камеральная» интересное происхождение: много веков назад словом Camera называлось сперва помещение, а потом учреждение, занимавшееся имущественными и денежными вопросами. В немецком языке Kammer и сейчас означает помещение и имеет несколько вариантов перевода — от чулана до палаты парламента (помните кунсткамеру и камеру обскуру?). Иными словами, при камеральной проверке действие происходит в стенах ведомства, а налоговики никуда не выезжают. Но при необходимости могут провести осмотр помещений налогоплательщика — например, офиса или склада. И даже инвентаризацию всего, что там находится.

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка, вообще говоря, проверкой не является — точнее, проверяют не вас. По сути, это ситуация, когда налоговой нужна информация о сделках другой компании, если у налоговиков появились к ней вопросы. В таком случае налоговая направляет вам соответствующее требование и ждёт документы — их надо предоставить, иначе будет небольшой штраф и большой интерес, на этот раз уже к вам. Термин пришёл из старых редакций Налогового Кодекса, в нынешней его нет. Но им все пользуются.

Наконец, выездная проверка означает, что всё происходит у вас в офисе. Если по какой-то причине предоставить налоговикам помещение невозможно, то проверка проводится на территории ФНС или в помещении другой компании, но по-прежнему считается выездной.

Выездная налоговая проверка

Выездные проверки бывают плановые и внеплановые. Тут все понятно из названия: в первом случае проверку налоговая решила провести в обычном порядке, во втором — экстренно. Но даже если проверка плановая, то едва ли получится узнать об этом заранее: Налоговый Кодекс не обязывает налоговую уведомлять предпринимателей заблаговременно (критериев «заблаговременности» тоже нет). Поэтому чаще всего о проверке становится известно, когда гости уже пришли: начинается она с даты вынесения соответствующего решения — а вручить его инспектор может при первом визите в офис налогоплательщика.

Впрочем, не будем сгущать краски. Во-первых, таким образом проверяют обычно крупные компании — если у вас оборот пара миллионов в месяц, то налоговая, скорее всего, ограничится камеральной проверкой. Во-вторых, предстоящую проверку часто можно вычислить по ряду признаков: например, ваш контрагент рассказал вам, что ФНС затребовала у него документы за всё время вашего сотрудничества — похоже, что налоговая вознамерилась проверить вас на вашей территории.

Ресурсы налоговой ограниченны, поэтому выездные проверки проводятся, если налоговики уверены, что найдут нарушения. Благодаря современным технологиям инспекторы заранее знают, что и где искать — по статистике, дело заканчивается штрафами и доначислением налогов в 98% случаев.

Что проверяют?

При камеральной — своевременно ли была подана декларация и правильно ли рассчитаны и уплачены налоги за конкретный отчётный период. При выездной — все ли правильно и чисто за предыдущие три года.

Почему проверяют?

Основанием для камеральной проверки является сам факт подачи налоговой декларации, проверка при этом проводится автоматически, распоряжение руководства для этого не требуется.

Для выездной, напротив, нужна санкция руководителя — утверждается соответствующий план проверок. Самое частое основание для включения в план — отклонение от среднеотраслевых показателей (налоговая нагрузка, зарплата, рентабельность). Кроме того, причиной будут убытки (особенно несколько кварталов подряд) и смена налоговой «прописки». Оценить риски и вероятность проверки можно самостоятельно — критерии общедоступны. Также самостоятельно можно рассчитать налоговую нагрузку и сравнить ее со среднеотраслевыми индикаторами — на сайте налоговой есть калькулятор.

Когда проверяют?

Камеральная проверка начинается сразу же после подачи декларации и длится 3 месяца. В случае НДС срок короче — 2 месяца (но может быть продлён, если налоговая сомневается в добросовестности налогоплательщика). Срок выездной проверки по общему правилу — 2 месяца с даты вынесения решения о проведении. Но этот срок может быть приостановлен, например, на время праздников, или продлён — до 4 месяцев или даже полугода, список оснований для продления открытый.

Цена вопроса

Статистика налоговой за прошлый год: 3,5 миллиона камеральных проверок выявили нарушения. Штрафы, пени и доначисленные налоги в сумме превысили 55 миллиардов рублей. Средний чек — 16 тысяч (для Москвы выше). Всего таких проверок было почти 68 миллионов, то есть санкции последовали в каждом двадцатом случае. Иными словами, когда вы подаёте декларацию, есть 5%-ная вероятность, что придётся доплатить ещё 16 тысяч. Или больше.

Выездных проверок за то же время было 14 152. Нарушения были найдены в 13 838 случаях, это почти 98% — та самая гарантия успеха, о которой мы говорили выше. Штрафы, пени и доначисления составили 307 миллиардов. Средний чек по стране — 22,2 миллиона. И это еще не все.

Какие последствия могут быть

В случае камеральной проверки все просто: есть нарушение — надо устранить, доплатить налог и заплатить пени. Если был штраф, то заплатить и его тоже. Также понадобится подать уточнённую декларацию.

Выездная проверка этим не ограничится: если всё серьёзно (а судя по суммам доначислений, это обычно так), то директора и учредителей могут привлечь к субсидиарной ответственности, правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело, а в отношении самой компании-должника налоговики могут инициировать процедуру банкротства.

Знал бы, где упасть — соломки подстелил бы

Конечно, дожидаться такой развязки совершенно не обязательно. Дадим несколько советов, что делать, чтобы до этого не дошло.

  1. Поддерживайте порядок в документах: вам оказали услугу — запросите у исполнителя акт. Что-то купили — требуйте накладную. Если поставщик далеко, то пусть сперва будет хотя бы скан, а оригинал — бумажной почтой. В идеале вообще весь документооборот лучше перевести в электронный вид.
  2. Следите за цифрами: если у вас очень низкая или очень высокая рентабельность — ФНС проявит к вам особый интерес. Налоговая нагрузка и зарплата ниже средней по отрасли тоже привлечёт внимание налоговиков. Также стоит насторожиться, если расходы обгоняют доходы, а доля вычетов по НДС превышает 89% — это средний показатель по стране, в отдельных регионах может быть больше или меньше, но немного. Убедитесь, что ваш бухгалтер держит руку на пульсе и следит за изменениями.
  3. Будьте разумны и осмотрительны: неразборчивость в выборе контрагентов даст налоговой дополнительные козыри. Желание иметь дело только с родственниками — тоже, потому что на сделки взаимозависимых лиц налоговая смотрит косо.

И еще один очень важный момент — если налоговая присылает вам требование, то вы, конечно, можете хранить молчание, но оно будет истолковано против вас. Логика простая: если вы не отвечаете, то сомнения налоговой превратятся в подозрения — зачем это вам? Убедитесь, что у налоговиков есть ваши актуальные контакты. Электронный документооборот в этом случае тоже будет лучшим вариантом.

Если к вам все же пришли

Разместите инспекторов в отдельном кабинете: пусть они занимаются своим делом, а ваши работники — своим. Работа будет спокойной, а общение — контролируемым.

Будьте аккуратны в словах, настоятельно попросите сотрудников о том же. Все разговоры стоит доверить директору, бухгалтеру и юристу, если он есть. Если нет — стоит нанять хотя бы на время проверки. Всем остальным общения с налоговиками стоит избегать.

Когда передаёте документы, убедитесь, что на них нет непонятных отметок: символов, сокращений, даже рисунков — они могут быть истолкованы против вас. Налоговая и так что-то предполагает — иначе бы не пришла — зачем вам лишние подозрения.

Убедитесь, что у вас есть доступ ко всем нужным документам — если налоговая их потребует, важно будет уложиться в срок. Ещё раз напомним о пользе электронного документооборота — это очень, очень хороший способ иметь все документы под рукой. Всегда.

Не переусердствуйте: если у вас потребовали договор, не стоит вместе с ним передавать всю сопутствующую переписку и приложения. Задобрить инспекторов едва ли получится, а дополнительные вопросы, скорее всего, появятся.

Приготовьтесь давать пояснения. Если вас пригласили под расписку — это называется допрос. Отвечайте вдумчиво, незаполненные документы не подписывайте. Если на допрос вызывают ваших работников — убедитесь, что ваши показания не разойдутся. Ход беседы и возможные вопросы и ответы стоит продумать заранее — тут снова пригодятся юрист и бухгалтер. Впрочем, хороший бухгалтер до этого и не довёл бы.

Не паникуйте, не злитесь, не конфликтуйте. Это неприятно, но не смертельно.

Резюмируем. Профилактика лучше лечения, а камеральная проверка лучше выездной. Будьте аккуратны в сделках и вообще отношениях с контрагентами. Не забывайте собирать документы и отвечать на вопросы налоговой.

Регулярно подводите итоги и задавайте вопросы — себе и своему бухгалтеру. Не дожидайтесь, пока налоговая задаст их за вас 🙂

Материал подготовлен сервисом «Кнопка», партнером YCLIENTS.

Клиенты YCLIENTS могут использовать прозрачный бухгалтерский аутсорсинг Кнопка со скидкой 20% на первые три месяца. Кнопка заранее считает налог и выплаты сотрудникам, готовит документы и платежки, большинство поручений делает за час.

Для подключения вы можете обратиться по номеру 8 800 700 43 62 или оставить заявку на сайте.

Выездные налоговые проверки проводятся для того, чтобы проверить правильность расчёта и подтвердить перечисление всех необходимых налогов в бюджет. Есть несколько рекомендаций, соблюдение которых поможет защитить свою компанию от нежелательного посещения налоговых органов.

Особенности построения доказательной базы

В ходе камеральных проверок по НДС налоговики обращаются к программе АСК НДС, которая сопоставляет сведения по конкретной операции. Если выявлено расхождение, то в автоматическом режиме создаётся требование по разрыву. Оно выявляет факт превышения налогового вычета покупателем или принижения суммы подлежащей оплате налога продавцом. В таком порядке организован налоговый мониторинг по всей выстроенной цепочке партнёров. Программа АСК НДС выводит минимальный, средний и максимальный налоговый риск, каждый из которых отличается определённым цветом.

После получения данных о компании из программы АСК НДС налоговики обращаются к сервису Контур.Фокус или к другому сервису по проверке юридических лиц, где изучают сведения о том или ином налогоплательщике.

Привлечь внимание налоговых органов могут и те юридические лица, которые не проверили контрагента должным образом – не проявили должную осмотрительность.

Порядок лишения права на вычет по НДС

Основной риск при налоговой проверке — это лишение права на вычет по НДС. Но, чтобы оценить этот риск, надо понять, что такое НДС.

Допустим, ООО «А» производит товар, который стоит 100 руб. Когда компания его продаёт, то к этой сумме добавляется 20 руб. НДС. Стоимость товара в итоге составляет 120 руб. Именно за эту сумму у неё покупает товар следующее юрлицо — ООО «В». В свою очередь «В» продаёт этот товар физлицу, например, за 200 руб. И к этой сумме добавляется НДС в размере 40 руб. Таким образом, физлицо покупает товар уже за 240 руб.

«В» должен заплатить в бюджет налог (НДС) — 40 руб. Но этот товар изначально приобретался им за 120 руб., из которых 20 руб. НДС уже было уплачено «А». Если «В» заплатит 40 руб. и «А» 20 руб., то ФНС в итоге получит 60 руб., а должна — 40 руб.

Поэтому, когда в конце отчётного периода «В» подаёт в налоговую декларацию, то он указывает в ней, что должен уплатить не 40 руб., а 20 руб. НДС. Остальные 20 руб. он заявит на вычет.

Если ФНС лишила компанию права на вычет по НДС, то юридическое лицо не может поставить на вычет определённую сумму, которая была получена в ходе сделки с поставщиком. Это затрагивает все сделки.

Лишение права поставить сделку в расход

Если ФНС устанавливает недействительность сделки с поставщиком на 1 млн рублей, то она заявляет об отсутствии права поставить её в расход.

Так, если доход юридического лица составил 10 млн рублей, затраты – 1 млн рублей, то при отсутствии права поставить сделку на 1 млн рублей в расход сумма налога увеличится на 200 тысяч рублей. На сумму будут наложены пени, штрафные санкции, которые платятся с суммы налога, подлежащей доплате (НДС и налог на прибыль).

В соответствии со ст. 122 НК РФ, если ФНС докажет умысел, то размер штрафа – 40% от неоплаченного налога. Если действие будет причислено к неуплате или недостаточной уплате налога, то размер штрафа – 20%.

На сумму невыплаченного налога идёт начисление пеней за каждый новый день невыплаты со срока оплаты налога. Поскольку компания своевременно не начислила эти средства в бюджет, то на них будут начисляться пени за каждый новый день просрочки.

Основания для привлечения к уголовной ответственности

В ситуации, если сотрудники ФНС докажут намеренное оформление не соответствующей закону сделки, то юридическое лицо рискует столкнуться с уголовной ответственностью по ст. 199 или 159 УК РФ.

Как избежать выездных налоговых проверок

1. Подробное изучение сведений о контрагентах

Необходимо изучить основные указанные выше индикаторы, проводя их комплексный анализ. Компания нуждается в получении большого количества систематизированной информации – без систематизации с данными будет трудно работать.

Удобное, простое пользование сервисов по проверке контрагентов особенно актуально для малых и средних предпринимателей, имеющих ограниченные ресурсы на решение подобных задач.

2. Регламент проведения проверки

Перед анализом деятельности партнёров необходимо предварительно разработать правила проведения проверки. Определение осуществляется по регламенту – документу, содержащему подробные сведения о проверке. Регламент позволит организовать проведение проверки, назначить уполномоченных лиц, предотвратить риски сотрудничества с контрагентами, исключить случайные ошибки. Если есть регламент, то компания с лёгкостью докажет перед сотрудниками ФСН отсутствие вины.

Регламент должен содержать информацию о том, от какой суммы сделки компания инициирует проверку контрагента, кого она проверяет (поставщиков, заказчиков или всех категорий контрагентов), какие сведения подлежат анализу.

Также необходимо назначить уполномоченное лицо, ответственное за проведение проверки.

Если регламент не был разработан, то отвечает за оформление сделок и проверку партнёров директор. Если сотрудники ФНС посетят компанию с проверкой, то именно к директору будут обращены все вопросы.

3. Отчет о проверке контрагентов

После проведения проверки деятельности партнёра составляется отчёт, который необходимо хранить в бумажном документе и в электронном виде.

Для соблюдения положений ст. 54.1 НК РФ следует должным образом оформить проверку второй стороны сделки – в противном случае ФНС начнёт доказывать наличие умысла.

Наличие регламента способствует систематизации проверочных мероприятий. Если его организует бухгалтер, то в соответствии с регламентом он будет направлять директору отчёт. Компания сможет продемонстрировать ФНС, по каким причинам она решила сотрудничать с тем или иным лицом.

Конечно, отчётность не гарантирует полное отсутствие риска визита налоговых органов. Однако если компания не уделила должное внимание проверке второй стороны сделки и к ней заявились налоговые органы, то имеющиеся доказательства докажут неумышленность действий, что предотвратит наложение штрафных санкций.

На тщательность проверки контрагента влияет сумма оформленной сделки. Чем выше сумма и уровень рисков, тем более исчерпывающей будет проверка. А если приобретаются товары на 5-10 тысяч рублей, то достаточно получения уставной документации и быстрого отчёта из специализированной программы.

Фото: РИА URA.Ru

В России почти десять лет назад утвердили концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Она позволяет максимально уменьшить вероятность того, что в текущем году ревизоры нагрянут к законопослушным налогоплательщикам, полностью исполнившим свои обязательства перед бюджетом. Однако такой «шанс» все же есть. О том, можно ли избежать выездной налоговой проверки, и что делать, если она уже назначена, рассказывают эксперты - руководители юридического бюро «Унисон» Владимир Хилиманюк, Владимир Стариков и Александр Бухарин.

Партнеры «Юридического бюро «Унисон»: Владимир Хилиманюк , Владимир Стариков, Александр Бухарин

Как избежать проверки

Владимир Стариков: В 2006 году была отменена статья 11 закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации», в соответствии с которой документальная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других платежей должна была проводиться не реже одного раза в два года в отношении каждого налогоплательщика.

Вместо этого, приказом ФНС РФ от 30 мая 2007 года была утверждена концепция системы планирования выездных налоговых проверок, в которой вместо обязательных проверок установлена система отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок на основе критериев, указанных в ней. В частности, определены критерии отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки по результатам анализа финансово-экономических показателей их деятельности, проверки сумм, исчисленных и уплаченных налоговых платежей, выявления противоречий между сведениями, содержащимися в представленной отчетности и в информации, которой располагает налоговый орган.

То есть концепция предоставляет возможность каждому налогоплательщику самостоятельно провести анализ и оценить критерии, в соответствии с которыми налоговый орган производит отбор для проведения выездных налоговых проверок, а также, в случае необходимости своевременно уточнить свои налоговые обязательства. Это и позволит избежать выездной налоговой проверки.

Что делать, если выездная налоговая проверка все же назначена

Владимир Стариков: Если выездная налоговая проверка назначена, то это значит, что налоговый орган на основании анализа представленной отчетности и имеющейся у него информации, обнаружил у вас признаки занижения налогооблагаемой базы, получения необоснованной налоговой выгоды и признал необходимым проведение выездной налоговой проверки.

В этом случае вы вправе самостоятельно проанализировать финансово-экономическую деятельность за проверяемый период, в том числе: правильность расчета и уплаты налогов, реальность и деловую направленность совершенных хозяйственных сделок, наличие или отсутствие у контрагентов признаков «сомнительных» или «фирм-однодневок», не дожидаясь результатов проверки, уточнить свои налоговые обязательства, представив уточненные налоговые декларации.

Если вы уверены, что оснований для уточнения налоговых обязательств нет, то на период налоговой проверки целесообразно назначить специалистов (юристов, бухгалтеров) для представления ваших интересов в ходе проверки и исключения риска нарушения прав налогоплательщика действиями проверяющих. Характер и особенности дальнейших действий будет зависеть от конкретных результатов налоговой проверки.

Как защитить свои права

Владимир Хилиманюк: Датой начала проведения выездной налоговой проверки считается день вынесения решения о ее назначении. Датой окончания - день составления справки о проведенной проверке. За этот период налоговый орган фактически проверяет финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, на предмет реальности хозяйственных операций и наличии при их совершении деловой цели. Проверка, как правило, проводится выборочным методом в соответствии с результатами допроверочных мероприятий.

К методам проверки относятся: направление налоговым органом запросов в организации, банки, индивидуальным предпринимателям; допрос свидетелей; осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов; истребование документов у проверяемого лица, у контрагента или у иных лиц; выемка документов и предметов; экспертиза, привлечение специалиста.

Способы защиты прав налогоплательщика можно условно разделить на общие и специальные. Общим способом защиты является обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Выбор специального способа защиты зависит от того, какие именно действия совершены налоговым органом. Например, при назначении экспертизы можно заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных налогоплательщиком лиц; представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта. Также действенными способами защиты (также относящимися к специальным) являются меры по обеспечению подтверждения реальности сделок и наличия при их совершении деловой цели. Например, обеспечение предоставления контрагентом документации, подтверждающей реальности сделок, определения возможного круга свидетелей и недопущения давления на них и т.п.

Стоит отметить, что правильное определение стратегии и тактики защиты именно в ходе проведения проверочных мероприятий имеет определяющее значение для количества выявленных нарушений и размеров доначисленных налогов. Поскольку данный вопрос является важным и сложным, то даже крупные организации уже на этой стадии привлекают специализированные фирмы, имеющие в штате специалистов в области налоговых правоотношений.

Жизнь после проверки

Александр Бухарин: По результатам выездной налоговой проверки в двухмесячный срок со дня составления справки оформляется акт, который в течении 5 дней, вручается налогоплательщику. К акту налоговой проверки прилагаются документы, на основании которых он составлен.

С даты получения акта у налогоплательщика имеется месячный срок на предоставление возражений и документов, подтверждающих их обоснованность. Они будут тщательно проверяться налоговым органом, в том числе путем проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Поэтому уже на данной стадии необходимо разработать полную последовательность действий по защите своих интересов, то есть что и как предоставить на стадии возражений на акт, а что в суде.

По истечении двухмесячного срока акт со всеми материалами проверки и представленными возражениями должен быть в десятидневный срок рассмотрен уполномоченным лицом налогового органа с вызовом налогоплательщика. Затем по акту должно быть принято решение. Его желательно обжаловать до вступления в силу, а именно в течение одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Обжалование производится в вышестоящий налоговый орган путем подачи апелляционной жалобы через инспекцию вынесшую решение.

Кроме того, нужно иметь ввиду, что после принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, в том числе арест имущества или денежных средств, которые налоговый орган вправе и отменить или заменить одни меры обеспечения на другие.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа должна быть рассмотрена, решение по ней принимается в месячный срок.

Вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в течение одного года путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или Арбитражный суд. На время обжалования решения налогового органа по заявлению лица, подавшего жалобу, суд может принять обеспечительные меры и приостановить действие оспариваемого решения.

Возможные последствия

Следственные органы в случае возбуждения уголовного дела могут проводить комплекс мероприятий, который, возможно, негативно отразится на хозяйственной деятельности, моральном климате в коллективе, деловом имидже организации и ее руководителя. Кроме того, в случае передаче материалов уголовного дела в суд, руководитель организации может быть привлечен к уголовной ответственности.

Избежать уголовного наказания можно при условии, что преступление совершено лицом впервые и полностью будут погашены суммы недоимки, выплачены пени и штрафы. Также защититься от уголовного преследования можно путем приостановления действия требования и последующим признанием в суде оспариваемого решения инспекции, которым доначислены налоги, пени, штрафы, незаконным.

Контур.Школа

онлайн-обучение с выдачей документа об образовании

Нет волшебной формулы, которая поможет избежать выездной налоговой проверки. Есть критерии, по которым можно оценить финансово-хозяйственную деятельность компании раньше, чем это сделает налоговый инспектор. Школа бухгалтера выделила 12 таких критериев.

Отбор кандидатов для проведения выездной проверки


Комментирует Александр Матиташвили, налоговый адвокат, аудитор, ведущий вебинара про выездные налоговые проверки:

«Раньше процесс отбора кандидатов для проведения налоговых проверок был закреплен во внутренних регламентах налоговых органов и являлся закрытой информацией. Подход к организации контрольной работы налоговых органов изменился и стал более прозрачен и понятен. Была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@) – на ее основании налоговые органы формируют годовой план проведения проверок. План может быть изменен в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств.

План проведения выездных налоговых проверок является закрытой информацией и не предоставляется налогоплательщикам для ознакомления».

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер».

Откуда налоговая берет информацию о деятельности налогоплательщиков

Назначению налоговой проверки предшествует большая работа — налоговые органы собирают и обобщают информации о налогоплательщике из внутренних и внешних источников.

К внутренним источникам относится информация, находящаяся в ведении налоговых органов. Например, государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок и другие ресурсы налоговых органов.

К внешним источникам относится информация о налогоплательщиках, полученная законным путем, посредством обмена информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Также налоговые органы анализируют любую общедоступную информацию, в отношении всех налогоплательщиков, независимо от их форм собственности и сумм уплаченных налогов, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, публикации и т. д.), информацию, поступающую от юридических и физических лиц.

Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

Разберем подробно, на что налоговая инспекция обращает внимание при выборе кандидатов для проверки.

12 факторов, которые могут приблизить выездную проверку:

  1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего уровня прочих организаций в этой отрасли. Чтобы оценить риск включения в план проверок по этому критерию, нужно сравнить фактическую налоговую нагрузку с ее среднеотраслевым уровнем. Если уровень фактической налоговой нагрузки окажется ниже среднеотраслевого, то организация может попасть в план выездных проверок.
  2. Убытки в налоговой и бухгалтерской отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов. Внимание налоговых органов привлекают организации, осуществляющие свою деятельность с убытком в течение двух и более лет подряд. Рассматриваются показатели как бухгалтерской, так и налоговой отчетности.
  3. Значительные суммы налоговых вычетов. По данному критерию оценивают налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате НДС. Сумма вычетов по НДС считается значительной, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов. Этот критерий актуален для организаций - плательщиков налога на прибыль. Основывается на анализе данных налоговой декларации по налогу на прибыль и отчета о финансовых результатах за несколько отчетных периодов (минимум за 2-3 года).
  5. Заработная плата на одного работника ниже среднего уровня в субъекте. Фактический уровень среднемесячной зарплаты сравнивается со среднеотраслевым уровнем в субъекте РФ.
  6. Компания неоднократно приближается к предельным значениям показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы. Принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих спецрежимы (2 и более раза в течение года).
  7. Расходы ИП максимально приближены к сумме его дохода за год. По данному критерию оценивают индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ. Для них риск включения в план выездных проверок возникает в случае, если доля профессиональных налоговых вычетов (ст. 221 НК РФ), заявленных в налоговых декларациях, в общей сумме доходов превышает 83%.
  8. Построена «цепочка контрагентов» без наличия разумных причин. Наличие «цепочки контрагентов» принимается во внимание при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
  9. Налогоплательщик не представляет пояснения на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика представить документы и пояснения, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Налогоплательщик не отвечает без объективных причин? – повод назначить выездную налоговую проверку.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения. Смена места нахождения налогоплательщика может быть оправдана, если по новому месту больше возможностей для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. По мнению налоговых органов, часто такие действия связаны с возможными попытками уклониться от налогообложения. Поэтому повышенное внимание уделяется налогоплательщикам - «мигрантам» с видами деятельности, не характерными для региона регистрации, а также фирмам, руководители которых не проживают на территории этого региона.
  11. Уровень рентабельности значительно отклоняется от уровня для данной сферы деятельности. Отбор налогоплательщиков по этому критерию производится в части налога на прибыль. Принимается во внимание уменьшение рентабельности по данным бухучета от среднеотраслевого показателя по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более. Таблица рентабельности закреплена в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@ (скачать таблицу).
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. В письме ФНС от 28.12.2012 № АС-4-2/22619@, а также на официальном интернет сайте ФНС содержится информация о том, что такое «деятельность с высоким налоговым риском». Например, получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-"однодневок"; получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества; получение необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие.

Как вести себя при проведении выездной проверки и на рассмотрении материалов проверки, смотрите в записи вебинара в Школе бухгалтера « Права налогоплательщика и налоговой инспекции при выездной проверке» .

Эффективность налогового контроля увеличивается с каждым годом, количество проверяемых предприятий уменьшается: число выездных налоговых проверок в 2019 году сократилось по сравнению с 2018-м на 23%, а сумма доначислений существенно выросла. О том, как не попасть в план налоговых проверок, каким образом ФНС ищет «жертву», в своем авторском материале рассказала кандидат экономических наук, управляющий партнер Аудиторской фирмы «Палладиум» Альбина Губайдуллина.

Прошли времена, когда ВНП назначалась по случайному принципу, а ее результаты зависели от квалификации инспектора. Теперь выездные проверки должны быть эффективными и результативными
Прошли времена, когда ВНП назначалась по случайному принципу, а ее результаты зависели от квалификации инспектора. Теперь выездные проверки должны быть эффективными и результативными Фото: Сергей Елагин

НАЛОГОВИКИ ТЩАТЕЛЬНО ВЫБИРАЮТ «ЖЕРТВУ»

Есть заблуждение, что ФНС инициирует выездную налоговую проверку (ВНП) раз в три года. Отсюда принцип «три года поработаем, а потом компанию поменяем». И он обречен на провал. Во-первых, в настоящее время и камеральные проверки мало чем отличаются от выездных и дают возможность сотрудникам ФНС проводить осмотры, получать объяснения от сотрудников и доначислять. А выездные проверки могут проводиться как ежегодно, так и, напротив, раз в 10 лет.

Во-вторых, судебная практика имеет достаточно прецедентов привлечения не только к субсидиарной ответственности, но и взыскания с компаний-клонов. Соответственно, меняя компанию на новую, в том числе переводя сотрудников, передавая активы и перезаключая контракты с покупателями и поставщиками, бизнес дает налоговому органу основание привлечь его по долгам старой как взаимозависимую структуру.

Прошли времена, когда ВНП назначалась по случайному принципу, а ее результаты зависели от квалификации инспектора. Теперь выездные проверки должны быть эффективными и результативными, а значит, к ним надо готовиться и тщательно выбирать «жертву», чтобы не только доначислить налоги, но и взыскать их.

Сегодня большая часть налогового контроля проводится в процессе предпроверочного анализа с использованием мощнейшего технического потенциала ФНС. По его результатам налоговая определяет целесообразность выхода на ВНП.

На сайте ФНС декларируется, что сокращение общего количества проверок обусловлено «точечным» подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок. Программы на основании алгоритмов присваивают уровни риска и без участия специалистов рассылают налоговые требования и уведомления, а также еще до проведения проверки подсказывают проверяющим, где и что искать. Выявив связи, с использованием внутренних ресурсов инспектор анализирует информацию из открытых источников: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях, которые прямо или косвенно свидетельствует о взаимозависимости и подконтрольности одному субъекту. Важно отметить, что суды принимают результаты автоматического контроля ФНС в качестве доказательств, подтверждающих получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа изучается имущественное положение компании, её учредителей и руководителей
Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа изучается имущественное положение компании, ее учредителей и руководителей Фото предоставлено фирмой «Палладиум»

«У ЛЮБОГО БИЗНЕСА ЕСТЬ ДВА СЛАБЫХ МЕСТА»

Сейчас есть устойчивая тенденция: развитие технологий big data* позволяет обрабатывать и классифицировать огромные массивы информации без прямого участия человека. Несмотря на это, именно человеческий фактор является определяющим в вопросе полноты и качества контроля за налогоплательщиками.

У любого бизнеса перед налоговой проверкой есть два слабых места: сотрудники и документы. Именно на них и акцентирует внимание ФНС, собирая материалы, доказывающие факты «нетипичности» документооборота, отдельных договоров, проведение операций не в соответствии с внутренними правилами компании, а также оформление некоторых операций «доверенными» лицами руководства, отсутствие информации об отдельных операциях у людей, обычно ответственных за их оформление.

Основные задачи при предпроверочном анализе: выявление фактов взаимодействия проверяемой организации с однодневками; оценка стоимости проверки и соотношения ее с нормативом; оценка реальной возможности взыскать недоимку, в том числе с помощью привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц организации.

Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа изучается имущественное положение компании, ее учредителей и руководителей, а также членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей. Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.

Важно понять, что, если бизнес получил решение о назначении ВНП, то нарушения уже найдены
Важно понять, что если бизнес получил решение о назначении ВНП, то нарушения уже найдены Фото: Сергей Елагин

В ходе проведения предпроверочного анализа налоговый орган выявляет операции, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. К основным относятся:

  1. поиск связей с «проблемными» контрагентами (в целях агрессивной оптимизации НДС и получения наличных средств);
  2. определение подконтрольных субъектов на спецрежимах (УСН, ЕНВД, ПСН) и признаков искусственного дробления бизнеса;
  3. выявление операций с оффшорными юрисдикциями.

Для доказательства схемы уклонения от уплаты налогов инспекторы устанавливают отсутствие финансово-хозяйственных операций и анализируют:

  1. наличие аффилированности (взаимозависимости) лиц;
  2. реальную схему организации бизнеса: кем фактически оказываются услуги и поставляется товар — ФНС пытается доказать, что работы выполнены сотрудниками организации, а не контрагентами или не выполнены вообще (с этой целью опрашиваются не только действующие, но и бывшие работники организации);
  3. документы, подтверждающие сомнительность операции, в том числе переписка, протоколы совещаний, журналы въезда и выезда и т. д., а также информацию из ГИБДД, использование которой позволяет легко проверить указанные в ТТН машины и реальность осуществленных перевозок;
  4. нахождение бизнес-единиц по одному адресу, общие контакты связи, наличие расчетных счетов в одном банке, отправка отчетности и банковских платежей с одних IP, MAC-адресов, нахождение товара на протяжении всей цепочки операций на одном и том же складе и т. д.;
  5. возможные затраты организации по аренде основных средств, в адрес контрагентов, руководителем которых является собственник-бенефициар бизнеса;
  6. контролируемые иностранные компании (КИК), участвующие в структуре организации;
  7. информацию, полученную оперативными подразделениями МВД.

Перечисленные признаки являются ключевыми для проведения выездных проверок, поскольку они обеспечивают налоговым органам прогнозируемые доначисления и предполагают отработанный порядок проведения контрольных мероприятий. Поэтому практически все силы инспекторов уходят именно на выявление рассмотренных нами признаков.

Важно понять, что если бизнес получил решение о назначении ВНП, то нарушения уже найдены. А кроме того, у налоговых органов есть широкий арсенал взыскания недоимки не только с налогоплательщика, но и с иных взаимозависимых лиц, поскольку доначисления уже никого не интересуют, главное — реальность взыскания. Этот постулат должен лежать в основе проектирования имущественной безопасности бизнеса и направлен на грамотное определение стратегии налогового планирования. Лучше предотвратить, чем дорого и небезопасно исправлять последствия.

Сайт организации: afpalladium.com

Контактный телефон: 8 (800) 500-78-11

Читайте также: