Как автор показывает связь налогов с обеспечением деятельности государства

Опубликовано: 05.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Тохирхужаев Ш.Р. Теоретические подходы к определению термина «налоговая политика» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/69377 (дата обращения: 23.04.2021).

Научный руководитель: Ахунова Е. А.,

старший преподаватель кафедры «Финансы»,

Ташкентский финансовый институт, Ташкент, Республика Узбекистан

Финансовая политика государства направлена на обеспечение экономического роста, стимулирование или сдерживание ускоренного развития отдельных сфер, отраслей и видов деятельности, обеспечение развития научно-технического прогресса и социальной сферы путем проведения различных мероприятий с целью воздействия на различные объекты, включая субъекты хозяйствования и отдельные экономические процессы и финансовые отношения юридических и физических лиц, посредством принятия и реализации финансовых регулирующих мер для достижения стратегических целей и решения тактических задач социально-экономического развития. Для эффективного выполнения функций и задач по развитию как экономики, так и социальной сферы государство в лице органов государственной власти и управления применяет различные инструменты государственной финансовой политики, включая налоги, которые являются одним из инструментов государственного финансового регулирования развития экономики и социальной сферы, используемым в процессе разработки и реализации налоговой политики.

Налоговая политика как экономическая категория является разноплановым понятием. Рассмотрим подходы разных ученых-экономистов к определению термина «налоговая политика».

Майбуров И. А. и другие определяют налоговую политику как составную часть социально-экономической политики государства, ориентируемую на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и обеспечивать социально-экономический прогресс общества [1, с. 73].

Романовский М. В., Врублевская О. В. и другие полагают, что налоговая политика государства представляет собой косвенный метод государственного регулирования экономики, систему актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию определенных задач, стоящих перед обществом, определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы ее осуществления [2, с. 228].

По мнению Куликова Н.И., Куликовой М. А. и Назарчук Н.П. налоговая политика представляет собой комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей, а ее проявлением является налоговые льготы, объекты и ставки налогов [3, с. 26].

Сысоева Е. Ф. и Мельник Е. Н. выделяют несколько подходов к определению понятия и сущности налоговой политики [4, с. 21-26]:

1. Традиционный подход, в соответствии с которым налоговая политика ограничивается только сферой налогов и налогообложения, но при этом не раскрываются существенные и общие характеристики данного явления.

2. Функционально-целевой подход. Под налоговой политикой в данном случае понимается совокупность мероприятий, проводимых государством, направленных на решение определенных целей и задач:

– обеспечение финансовых потребностей государства и отдельных социальных групп;

– эффективное регулирование отношений, возникающих в связи с установлением налогов и сборов;

– стимулирование социально-экономической активности субъектов экономики и занятости;

– обеспечение экономического роста и развития экономики;

– создание благоприятного налогового климата;

– повышение налогового потенциала.

3. Подход, основанный на разделении налоговых полномочий, являющийся многоуровневым подходом, в рамках которого каждому уровню управления (федеральный, региональный, местный в федеративном государстве и общегосударственный и местный в унитарном государстве) соответствует свое определение налоговой политики.

4. Стратегически-ориентированный подход связан с выделением целевых стратегических ориентиров налоговой политики и рассмотрением ее стратегии и тактики с учетом подчиненного характера налоговой политики по отношению к стратегии социально-экономического развития страны, региона или муниципального образования.

На основе объединения данных подходов Сысоевой Е. Ф. и Мельник Е. Н. налоговая политика определена как часть финансовой политики, суть которой состоит в подготовке, принятии и реализации решений в области налогов и налогообложения, связанных с формированием финансовых ресурсов государства и регулированием социально-экономических процессов на различных уровнях управления в соответствии с выбранной налоговой стратегией [4, с. 27].

По мнению Панскова В. Г., налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов [5, с. 81].

Кузулгуртова А.Ш. рассматривает налоговую политику как совокупность проводимых уполномоченными государственными органами финансово-правовых мероприятий стратегического и тактического характера, предусматривающих аккумуляцию денежных средств в бюджетную систему, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, а также косвенное финансирование в целях регулирования развития различных отраслей экономики [6, с. 60-61].

Ахмедова Э. С. и Рамазанова Б. К. определяют налоговую политику как комплекс мероприятий, проводимых государством в области налогов с целью реализации основных направлений социально-экономического развития [7, с. 192].

Поролло Е. В., Казаков В. В. рассматривают налоговую политику как сферу деятельности государства по разработке системных условий установления и порядка реализации налоговых отношений, имеющую целью экономическое обеспечение выполнения государственными структурами возложенных на них общественно значимых функций. При этом налоговая политика отражает объективные закономерности развития экономики, в соответствии с которыми определяются методы распределения и перераспределения национального дохода при помощи налогов, а в качестве основных задач налоговой политики указанными авторами выделены нахождение равновесия в процессе одновременной реализации конкурирующих функций налогов, обеспечение такого уровня налоговых поступлений в бюджетную систему, который был бы достаточен для выполнения расходных обязательств государства, ограничение возникающих диспропорций в распределении доходов, стимулирование реализации общественно-значимых целей развития экономики и социальной среды, нейтрализация рисков, негативно влияющих на экономическую безопасность государства [8, с. 153-154].

Таким образом, являясь частью финансовой политики государства, налоговая политика представляет собой совокупность мер косвенного воздействия государства на экономику путем изменения состава входящих в налоговую систему налогов, налоговых ставок, установления или отмены налоговых льгот, понижения либо повышения общего уровня налогообложения и применения других инструментов. В процессе разработки и реализации налоговой политики государства налоги используются не только для формирования доходной части бюджета государства, обеспечения органов государственной власти и управления необходимыми финансовыми ресурсами для осуществления ими своей деятельности, но и для регулирования социально-экономических процессов в стране с целью повышения социального благосостояния населения и стимулирования развития экономики.

Библиографический список

  1. Налоги и налогообложение: учебное пособие / под ред. Майбурова И. А. − 4-е изд., перераб. и доп. −М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – (Золотой фонд российских учебников). – 558 с.
  2. Финансы: учебник для бакалавров / Под. ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 590 с.
  3. Куликов Н. И., Куликова М. А., Назарчук Н. П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. –Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – 388 с.
  4. Сысоева Е. Ф., Мельник Е. Н. Налоговая политика государства и оценка ее эффективности на региональном уровне: монография. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 236 с.
  5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. −М.: ЮРАЙТ, 2010. – 667 с.
  6. Кузулгуртова А. Ш. Налоговая политика как сфера обеспечения ресурсами государственной финансовой политики // Финансы и кредит. – 2011. – № 5. – С. 59-70.
  7. Ахмедова Э. С., Рамазанова Б. К. Налоговая политика: сущность и элементы // Теория и практика общественного развития – 2013 – № 3. С. 191-193.
  8. Поролло Е. В., Казаков В. В. Налоговая политика и ее влияние на общественное развитие // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 319. – С. 153-156.

Количество просмотров публикации: Please wait

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 22. Налоговая система в РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Налоговая система в РФ.
  2. Виды налогов.
  3. Функции налогов.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные налоговые режимы - особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

В России существует трехуровневая система налогообложения:

- федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

- региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

- местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

По характеру налогообложения различают виды налогов:

пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

Налоги, которые уплачивает предприятие.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на прибыль;

- налог на операции с ценными бумагами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за пользование природными ресурсами и др.

- налог на имущество предприятий;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги - это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

Основные принципы налогообложения

  • Справедливость
  • Четкая определенность и точность налогов
  • Удобство взимания налогов
  • Эффективность
  • Обязательность

Пример и разбор решения заданий

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правильный вариант/варианты: сбор.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг. В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

2) расход 5) доход 8) региональный

3) федеральный 6) акциз 9) цена.

Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

Налоги выполняют следующие функции: фискальную (обеспечивают финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, оборону страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов, например фундаментальная наука, многие учебные заведения, библиотеки и т.п.); распределительную (перераспределяют доходы между разными группами населения в целях сглаживания неравенства в обществе); стимулирующую, или антиинфляционную (способствуют развитию научно-технического прогресса, увеличению числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путём применения льготного налогообложения); воспитательную (сдерживают потребление продуктов, вредных для здоровья, устанавливая на них повышенные налоги); контрольно-учётную (посредством налогообложения ведётся учёт доходов граждан, предприятий и организаций).

По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.

В мировой практике существуют следующие системы по видам налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная. В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.п.). В регрессивной системе налогообложения предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Как в тексте определяется воспитательная функция налогов? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите пример, иллюстрирующий выполнение этой функции.

2. В стране Z возник значительный дефицит бюджета. Правительство вынесло на рассмотрение парламента законопроект об отказе от пропорциональной шкалы и введении прогрессивной шкалы налогообложения. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите по одному возможному аргументу (объяснению) сторонников и противников этого нововведения.

3. Объясните основное различие между прямыми и косвенными налогами. Привлекая обществоведческие знания, приведите по одному примеру каждого из названных видов налога (обязательно указывайте, какой вид налога Вы иллюстрируете).

4. В тексте названы основные функции налогов. Как Вы думаете, какую из них иногда называют социальной? Свой ответ аргументируйте (объясните) с опорой на текст.

5. Какие две категории налогоплательщиков названы в тексте? Почему уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан?

6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. \u0410\u0440\u0433\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432: \u0432\u0432\u0435\u0434\u044f \u043f\u043e\u0434\u043e\u0431\u043d\u0443\u044e \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0443, \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 \u043e\u0442 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u0442\u0441\u044f, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u044b\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0438 \u043c\u043d\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0438\u0437 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0433\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0430 \u043d\u0430\u0447\u043d\u0443\u0442 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435.
\u0410\u0440\u0433\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432: \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0435\u0441\u0441\u0438\u0432\u043d\u0430\u044f \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u043e\u0442\u043e\u0431\u044c\u0435\u0442 \u0436\u0435\u043b\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u0438 \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u0447\u0435\u043c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0443 \u0442\u0435\u0431\u044f \u0434\u0435\u043d\u0435\u0433, \u0442\u0435\u043c \u0438 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0442\u044b \u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d \u043e\u0442\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0443.

3. \u041f\u0440\u044f\u043c\u044b\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043d\u0435\u043f\u043e\u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e \u0441 \u0444\u0438\u0437 \u0438 \u044e\u0440 \u043b\u0438\u0446 (\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u043d\u0430 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434), \u0430 \u043a\u043e\u0441\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0438\u0434\u0443\u0442 \u0432 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043d\u0430\u0434\u0431\u0430\u0432\u043a\u0438 \u043a \u0441\u0442\u043e\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u043e\u0432 (\u041d\u0414\u0421).

4. \u041d\u0430 \u043c\u043e\u0439 \u0432\u0437\u0433\u043b\u044f\u0434, \u0438\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u043e\u043d\u0430 \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u0441\u0433\u043b\u0430\u0436\u0438\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0435\u0440\u0430\u0432\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0441\u043b\u043e\u044f\u043c\u0438 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0430 \u044d\u0442\u043e \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0441\u044f \u043a \u0441\u0444\u0435\u0440\u0435 \u0441\u043e\u0446\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438.

5. \u0412 \u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u0435 \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043d\u044b \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0438 \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u0438\u0446\u0430. \u0423\u043f\u043b\u0430\u0442\u0430 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432\u0430\u0436\u043d\u043e\u0439 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u043e\u043d\u0430 \u0437\u0430\u043a\u0440\u0435\u043f\u043b\u0435\u043d\u0430 \u0432 \u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u0438 \u0420\u0424 \u0438 \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u0443\u043b\u0443\u0447\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u043d\u0435 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0432 \u0446\u0435\u043b\u043e\u043c, \u043d\u043e \u0438 \u0441\u0430\u043c\u0438\u0445 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0449\u0438\u043a\u043e\u0432.

6. \u0410) \u0427\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438?
\u0411) \u0424\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0438 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432
\u0412) \u0412\u0438\u0434\u044b \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u043f\u043e \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u0443 \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u044f
\u0413) \u0412\u0438\u0434\u044b \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043e\u0431\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f
">]" data-test="answer-box-list">

Darininna

1. Воспитательная функция сбора налогов государством выражается в сдерживании граждан от покупки вредных для их здоровья продуктов. Повышая налоговые ставки на них, люди жалеют денег и приобретают их в меньшем количестве. Примером являются алкогольные напитки (налог - акциз).

2. Аргумент в пользу сторонников: введя подобную систему, количество доходов от налогов увеличится, поскольку богатые люди и многие из среднего класса начнут платить больше.
Аргумент в пользу противников: прогрессивная система отобьет желание трудиться и зарабатывать, поскольку чем больше у тебя денег, тем и больше ты должен отдавать государству.

3. Прямые налоги взимаются непосредственно с физ и юр лиц (налог на доход), а косвенные идут в качестве надбавки к стоимости товаров (НДС).

4. На мой взгляд, именно распределительную функцию можно назвать социальной, поскольку она направлена на сглаживание социального неравенства между слоями общества, а это понятие относится к сфере социологии.

5. В тексте названы физические и юридические лица. Уплата налогов является важной обязанностью граждан, поскольку она закреплена в Конституции РФ и направлена на улучшение жизни не только государства в целом, но и самих налогоплательщиков.

6. А) Что такое налоги?
Б) Функции налогов
В) Виды налогов по способу взимания
Г) Виды систем налогообложения

На повестке дня важный документ о дополнительных планах ФНС России. Я уже я уже рассказывал вам про Планы ФНС России на 2021 год, про АИС «Налог-3». Сегодня поговорим о «дополнениях».

Приказ ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы»

Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:

  • налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
  • налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
  • объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
  • сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
  • введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.

Какие цели преследуют налоговики?

1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.

2.Снижение издержек государственного управления.

3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.

«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.

«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.

«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»

В качестве критериев оценки будут использоваться:

«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».

Что будет сделано в 2021-2023 годах

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.

Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ.

Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

В апреле этого года будет запущен супер-сервис «Рождение ребенка». Это хороший сервис, на самом деле. Также будет запущен хороший сервис, когда вы взяли кредит в банке на покупку квартиры, налоговики должны будут возвращать вам НДФЛ в автоматическом режиме. Там тоже поэтапная трехфазная программа разработана.

Запланировано много всего, эти планы расписаны на 90 страницах. Давайте еще кое-какие вещи вам расскажу.

На базе АИС «Налог-3» будет создана платформа, где вся бухгалтерская отчетность будет систематизирована и автоматизирована. И будет еще одна платформа, которая позволит иметь доступ ко всей информации, собранная на нас с вами, и на нашу бухгалтерскую отчетность другими ведомствами и министерствами, чтобы они могли посмотреть, как мы там живем.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Про Единый реестр населения и унификацию налогоплательщиков

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@

Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.

Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.

  1. «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
  2. «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
  3. «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
  4. «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
  5. «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».

И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.

Какой будет визуально-сетевой анализ загрузки основных источников?

Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.

ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.

ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».

НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.

И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:

«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);

— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».

Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.

Вторая очередь:

  • «досье проверки: чат и форум;
  • система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
  • типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
  • визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».

Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.

«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».

В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.

Про электронный документооборот

Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@. Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.

Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.

Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90 %.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

«Организация работы по планированию найма и отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах».

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

Вывод

Шутки шутками, а это план. И давайте скажем честно, с точки зрения государства, налоговый орган — это фискальный орган. Что такое налог? Налог — это безвозмездный платеж в пользу государства. То есть государство вам за это ничего не должно, в виде безвозмездно отчуждаемого у вас имущества, денег и всего остального.

И вот в части, касающейся именно фискальной цели, налоговики работают великолепно и работают с каждым годом все лучше и лучше. Любой премьер-министр и президент должны гордиться качеством работы такого ведомства. Цифровизация, ИИ, мгновенное обслуживание, личные кабинеты, единые правила игры для всех налогоплательщиков, контроль каждой копейки и взыскание налогов с каждой транзакции, биткоины под контролем, все электронные деньги под контролем, государство эмитирует электронную валюту, которая будет оцифрована. Все полностью под контролем. Любое государство, конечно, должно гордиться таким налоговым органом. И естественно, мы, как налогоплательщики, тоже должны гордиться нашими налоговыми органами.

Другое дело, что хотелось бы, чтобы кроме налоговых органов и другие министерства и ведомства, которым предписано о нас заботиться, заботились о нас также качественно, как налоговики. Хочется, чтобы у нас была лучшая в мире медицина, лучшие в мире дроги, образование, социальное обеспечение, лучшее в мире отношение к молодым людям, которые получают среднее и высшее образование. Чтобы все было таким же качественным, как взыскание налогов. Хотелось бы, чтобы это было все уравновешено.

Пока мы с вами, по моему мнению, наблюдаем однобокость.

Совершенствуются механизмы контроля, взыскания и наказания, но почему-то государство забывает точно также усовершенствовать механизмы заботы о своих гражданах. И напрочь забывает усовершенствовать механизмы честного распределения бюджетных денег.

Хочется, наверное, чтобы вторая сторона медали тоже была направлена на заботу о нас с вами, а не против нас.

Что вы думаете, о том, что я рассказал? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.

date image
2015-08-12 views image
5838

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Как экономическая категория, налог представляет собой отношение по поводу принудительного изъятия государством в пользу общества части стоимости ВВП.

Вообще, категория - это общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания. Конкретизируется любая категория посредством выделения отличительных признаков. При этом под признаком традиционно понимается показатель, характерная черта, примета, по которым можно определить какое-либо явление (категорию).

Признаки налога - неотъемлемые существенные свойства налога универсального характера, по наличию полной совокупности которых в законодательной практике из всего объема обязательных платежей в пользу государства можно идентифицировать налоговые платежи.

Существуют следующие признаки налога:

1. Налог представляет собой отчуждения собственности субъектов в пользу государства (не смену форм собственности)

2. Налог - это обязательный платеж (ст.57 Конституции РФ)

3. Налог - это законно установленный платеж (ст.57 Конституции РФ)

Обязательность и законность установления налогов обеспечивается государством через систему правоохранительных, судебных и налоговых органов.

4. Налоги поступают в бюджет или во внебюджетный фонд.

5. Налоги - это безвозмездные платежи. Индивидуальная безвозмездность предполагает односторонность и безэквивалентность отношений между государством и инвестором по поводу уплаты налогов.

6. Налоги имеют денежную форму.

7. Налоги - это абстрактные платежи, при уплате в бюджет не имеют целевой направленности.

Налог как юридический факт, лежащий в основе возникновения обязательства по передаче налогоплательщиком государству определенной суммы денежных средств, и исполнение этого обязательства можно объединить через понятие «налогообложение».

Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. В буквальном значении слово «налогообложение» означает «обложить налогом».

В свою очередь, «обложить налогом» значит, во-первых, его установить, во-вторых, добиться его уплаты. Налоги устанавливает государство, оно же производит их взимание (во всяком случае, уплата налога производится государству). При этом следует учитывать, что по законодательству Российской Федерации акты установления и введения налогов различаются.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.




4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Таким образом, налогообложение составляет сердцевину налоговой деятельности государства.

Целью налогообложения выступает удовлетворение потребностей государства в денежных средствах. Об удовлетворении через налогообложение общественных потребностей (потребностей общества) можно говорить лишь опосредованно - через деятельность государства

Налоговая деятельность государства является одним из направлений его финансовой деятельности и связана с таким направлением, как добывание государством денежных средств, необходимых для своего существования и обеспечения своего функционирования. Разумеется, государство добывает себе денежные средства не только посредством налогов - имеется еще много и других способов. Тем не менее налоги являются либо основным, либо одним из основных источников финансирования государства. Так, в Федеральном бюджете РФ налоги составляют порядка 85% от общей суммы доходов. Еще выше доля налогов в доходах бюджетов субъектов РФ, где они составляют почти 90% от общей суммы доходов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существование государства будет зависеть от осуществления налоговой деятельности. Что, собственно, и предопределяет необходимость исследования данного направления государственной деятельности.

Налоговая деятельность государства включает в себя несколько компонентов и состоит из нескольких направлений, а именно:

1) формирование налоговой системы государства путем установления и введения налогов и их взаимного согласования (гармонизации);

2) определение компетенции органов государственной власти в области налогообложения и распределение их полномочий в данной сфере;

3) формирование системы специализированных налоговых органов государства (формирование налоговой администрации) и обеспечение их надлежащего функционирования;

4) организация и осуществление налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, исполнением налоговых обязательств, а также исполнением других обязанностей, предусмотренных этим законодательством;

5) осуществление сбора налогов как путем их принудительного взимания, так и путем их самостоятельной уплаты налогоплательщиками; принудительное взыскание недоимок и пени, начисленных за просрочку уплаты налогов;

6) поддержание режима соблюдения законности в сфере налогообложения, включая установление юридической ответственности за нарушение налогового законодательства и привлечения к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

Что касается установления налога, то он считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

Ш Объект налогообложения

Ш Налоговая база

Ш Налоговый период

Ш Налоговая ставка

Ш Порядок исчисления налога

Ш Порядок и сроки уплаты налога

В РФ устанавливаются следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются непосредственно Налоговым Кодексом РФ.

Местными налогами признаются налоги, устанавливаемые Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие этими органами и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом РФ.

Таким образом, установление налога применительно к законодательству РФ означает, во-первых, определения факта наличия и существования налога как такового, во-вторых, определение его элементов.

Введение налога означает придание правовому акту, посредством которого произведено установление этого налога, значения акта, обязательного к исполнению, в силу чего возникают конкретные налоговые обязательства между лицами, которые в соответствии с условиями налогообложения, определенными актами установления налога, приобретают правовой статус налогоплательщика, с одной стороны, и государством (субъектом Федерации, муниципальным образованием), с другой.

Поэтому этапы установления и введения налога включают в себя следующие юридические акты:

1) установление самого факта существования налога (федерального, регионального или местного), что производится исключительно через Налоговый Кодекс, принятый Федеральным Собранием;

2) определение элементов налога, что производится Федеральным Собранием через Налоговый Кодекс или принятый в соответствии с ним федеральный закон для федеральных налогов в полном объеме, а для региональных и местных налогов - по тем видам элементов, определение которых отнесено Налоговым Кодексом к компетенции федерального центра;

3) определение законами субъектов Федерации или нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления тех элементов соответственно региональных или местных налогов, которые отнесены Налоговым Кодексом к компетенции указанных органов;

4) введение в действие налога, что в отношении федерального налога производится Налоговым Кодексом, либо принятым в соответствии с ним федеральными законами, а в отношении региональных и местных налогов - законами субъектов Федерации или нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст.5 НК РФ.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый Кодекс в части установления новых налогов, а также акты законодательства о налогах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах, отменяющие налоги, снижающие размеры ставок налогов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Все вышеперечисленные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, и обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

При осуществлении своей налоговой деятельности государство руководствуется определенными представлениями и идеями. Иначе говоря, у каждого государства существует своя система взглядов по поводу того, каким должно быть налогообложение. Руководствуясь ими, государство проводит свою налоговую политику.

Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

Содержание и идеи налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия как субъект налоговой политики, цели, задачи, методы и формы налоговой политики.

Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства и дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами выступают: федеральный, региональный и местный уровни управления. Масштаб влияния каждого из них на государственную налоговую политику определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий (налоговый федерализм).

Основной целью проводимой государством налоговой политики является обеспечение экономического роста за счет создания благоприятных условий для повышения эффективности национальной экономики и уровня жизни народа.

Реализация цели осуществляется через решения следующих задач:

1) Обеспечение государства финансовыми ресурсами

2) Создание условий для регулирования экономики страны в целом

3) Сглаживание возникающих в процессе рыночных отношений неравенств в доходах субъектов экономических отношений

В зависимости от целей, избранных приоритетными, и форм в практике налогообложения, используются следующие методы налоговой политики:

1. Регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения

2. Регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов

3. Регулирование отраслевой нагрузки

4. Регулирование соотношения пропорциональных и регрессивных ставок

5. Регулирование порядка предоставления льгот и преференций

6. Регулирование состава налога, объектов обложения

В практике налогообложения обычно используется совокупность методов налоговой политики.

В зависимости от характера налоговой политики государства существует три ее типа. Первый тип - политика максимальных налогов, основанная на принципе «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип - политика разумных доходов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.

Читайте также: