К признакам государства относятся налоговые сборы

Опубликовано: 13.05.2024

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Право. Формы и признаки государства.

1. Любое государство характеризуется

Возможностью осуществлять принуждение 2) Многопартийностью

3) Взаимной ответственностью государства и личности 3) Разделением властей

2 . Что из перечисленного относится к формам территориального устройства

Демократия 2) республика 3) федерация 4)монархия

3. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь общества.

Б. Государство осуществляет контроль и регулирование только политической сферы жизни общества

Верно только А 2)Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

4. В государстве С. перед парламентом несет ответственность правительство, которое формируется из представителей партий, набравших в процессе выборов большинство голосов. Президент страны избирается парламентом. Какова форма правления в государстве С.?

5. В приведенном списке указаны черты сходства государственной и политической власти и черты отличия государственной власти от политической (сначала цифры сходства, потом отличия)

Осуществляется специальными лицами – чиновниками

Распоряжается силами, возможностями, ресурсами, которыми располагают люди

Распространяется на все общество

Является средством упорядочения общественных отношений

6 . К признакам государства относится

1.Общая культура 2.Налоговые сборы 3.Демократические выборы

4.Наличие политической оппозиции

7. Установите соответствие между примерами государств и их формами

8. К формам территориально-государственного устройства относится :

1) республика 2) демократия 3) монархия 4) федерация

9. При характеристике человека как гражданина указывают на его:

1) семейное положение 2) профессию 3) партийность 4) права и обязанности

10. Какой признак отличает республику от других форм правления?

1) передача власти по наследству 2) власть, ограниченная парламентом

3) выборная власть 4) передача верховной власти по наследству

11. К числу признаков любого государства, независимо от его исторических типов и форм, относят

1) уважение законов 2) наличие парламента 3)федеративное устройства 4)наличие публичной власти

12. Мэрия города К. ежегодно выделяет из муниципального жилищного фонда около 10 тыс. квартир для уволившихся из армии офицеров и их семей. Какую функцию государства иллюстрирует этот пример?

1) правовую 2) культурно-воспитательную 3) политическую 4) социальную

13. В государстве Л. Глава государства получает власть по наследству, законы принимаются парламентом и исполняются правительством страны Какова форма правления Л.?

1)унитарное государство 2)парламентарная монархия 3) парламентская республика 4) федерация

14 . Полномочия главы государства, получившего свою власть по праву наследования, имеют законодательные ограничения в 1)абсолютной монархии 2)унитарном государстве 3)конституционной монархии 4)президентской республике

15. В государстве F глава государства избирается на всеобщих прямых выборах. Он является главой исполнительной власти и формирует правительство. Какова форма правления в этом государстве? 1) смешанная республика 2) парламентарная монархия

3)президентская республика 4) абсолютная монархия

16. Признаком суверенитета государства является

1) доминирование на международной арене

2) право на вмешательство во внутренние дела других государств

3) независимость государственной власти от других властей 4) право на отчуждение земель соседей

17 . Отличительным признаком федеративного государства является: 1) избрание высших органов государственной власти 2) верховенство исполнительной власти 3) наличие органов местного самоуправления 4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

18. В государстве президент выполняет представительские функции, правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Какова форма правления государства: 1) абсолютная монархия 2) конституционная монархия

3) парламентская республика 4) президентская республика

19. Что отличает государство от других политических организаций:

1) разработка программ развития общества 2) представление интересов отдельных групп

3) выдвижение политических лидеров 4) исключительное право принимать правовые нормы

20. Главой государства является наследный правитель. Он издает законы, руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебных органов.

Какова форма правления страны: 1 ) конституционная монархия 2) парламентская республика

3) президентская республика 4) абсолютная монархия

21. В приведенном списке указаны черты сходства президентской и парламентской республик и черты отличия президентской республики от парламентской. (Сначала запишите номера черт сходства, а затем – номера черт отличия) 1) Власть сменяема, избирается на определенный срок

2) Избрание главы государства населением 3)Ответственность правительства перед главой государства 4)Законодательно закреплена подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности

22.В государстве К. всенародно избираемый президент одновременно является главой государства и главой правительства. При этом ответственность за свои действия правительство несет перед президентом. Какая форма правления государства К.

1) Конституционная монархия 2) Президентская республика

3) Полупрезидентская республика 4) Парламентская республика

23. Верны ли следующие суждения о соотношении прав человека и его обязанностей как гражданина? А. Обязанности имеют приоритет над правами.

Б. Нет прав без обязанностей

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

24. Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете?

А. государственный суверенитет не является основным признаком государства.

Б. ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может

1)Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4)Оба суждения неверны

25. В государстве Л. существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единая финансовая система и одна Конституция. Государство Л. делится на штаты, которые не обладают самостоятельностью. Какова форма государственно-территориального устройства государства Л.?

1)Конфедерация 2) Унитарное государство 3) Федеративное государство 3) Автономия

26.Государство В. установило на территории своей страны единый правопорядок, издает законы, определяет права и обязанности государственных органов и общественных организаций, должностных лиц и граждан. Этот пример иллюстрирует 1)Территориальную целостность

2) Внешний суверенитет 3) Полновластие нации 4) Внутренний суверенитет

27. Определите факты (1) и мнения (2) (А) Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государства». (Б) Смешение понятия «государство» и политической власти, которая управляет общими делами организованного общества, скорее всего характерно для русской политической традиции. (В) Именно это могло породить ленинскую формулировку, что государство есть машина для угнетения одного класса другим.

28. Укажите признак авторитарного режима отличающий его от других политических режимов

1) Общая обязательная официальная идеология 2) Верховенство закона 3) Вмешательство государства в частную жизнь граждан 4)Безраздельное господство исполнительной власти

29. Только демократическое государство характеризуется 1) суверенитетом 2) законодательной деятельностью 3) сбором налогов 4) политической свободой граждан

30. Политическим режимом называют: 1) форму государства 2) способ осуществления власти

3) наличие репрессивных органов 4) официальную идеологию

31.Каким признаком характеризуется тоталитарное государство? 1) развитая система законов, защищающих права личности 2) свободное формирование политических партий и движений

3) полномочия главы государства не ограничены 4) разделение государственных властей

32. В демократическом государстве в отличие от тоталитарного 1) деятельность главы государства и должностных лиц ограничена законами 2) оппозиция подавляется насильственными методами

3) судьи находятся в подчинении исполнительных органов власти

4) деятельность высших должностных лиц имеет закрытый для общества характер

33.Что является характерной чертой тоталитарного политического режима? 1) концентрация власти в руках выборных органов 2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации 4) развитое гражданское общество

34.Сущность демократии проявляется в 1) запрете политических партий 2) назначении депутатов парламента президентом 3) участии граждан в альтернативных выборах

4) усилении контроля за личной жизнью граждан

35.Нарушением принципов демократии является(-ются) 1)безальтернативные выборы в органы государственной власти 2) ограничение сроков президентских полномочий

3) организация пикетов и митингов 4) взаимосвязь прав и обязанностей граждан

36.Одной из ведущих черт демократического политического режима является

1) наличие одной партии, сросшейся с государством 2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан 3) гарантированность прав и свобод человека законами государства 4) наличие органов судопроизводства

37. Что характеризует демократический режим:

1) командно-административные методы управления 2) господство исполнительной власти

3) всесторонний контроль государства за жизнью общества 4) равенство граждан перед законом

40. Отличительным признаком тоталитарного режима является 1) монополия на власть одной политической партии 2) обязанность граждан подчиняться законам 3) невмешательство государства в дела гражданского общества 4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

41. Государство Р. характеризует большей степенью политических свобод, плюрализмом в политической, идеологической и экономической сферах. Какой политический режим существует в государстве Р. 1)Авторитарный 2) Тоталитарный 3)Демократический 4)Теократический авторитарный

42. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками

43.Кто является источником власти в демократической стране? 1) Народ 2) Передовой общественный класс 3) Представители крупного бизнеса 4) Интеллектуальная элита общества

44.Демократический режим характеризуется

1 ) командно-приказными методами управления

2) превращением парламента в совещательное учреждение при главе государства

3) свободой информационного пространства

4) нарушением конституционных прав и свобод

45. Демократический режим характеризуется

1) всесторонним контролем государства за жизнью общества

2) господством исполнительной власти

3) милитаризацией общественной жизни

4) политическим плюрализмом

Право. Формы и признаки государства.

Соколова Вера Александровна

Итоговые тесты по обществознанию на тему «Политика», 11 класс

ВложениеРазмер
test_politika_11kl.doc 130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

Подготовила: Соколова В.А.,

А 1. Понятие легитимность означает

1) терпимость к другим мнениям

2) противостояние политических идей

3) правомочность власти

4) приведение к присяге главы государства

2. Определение, соответствующее понятию «государство»

1) единственный собственник всех средств производства, опирающийся на властные структуры

2) высшее руководство, получающее наибольшие выгоды от господствующего положения в обществе

3) основные направления по упорядочению общественных отношений

4) основной институт политической системы

3. К политической деятельности не относится

1) выборы Президента РФ

2) регистрация политической партии

3) выпуск акций открытым акционерным обществом

4) проведение митинга

4. «Человек сам, лучше любого правительства знает, что ему нужно» – этот принцип характерен для идеологии

5. Функцией государства является

1) наличие государственного аппарата

2) поддержание общественного порядка

4) разделение властей

6. Политический плюрализм означает

1) противостояние официальному курсу

2) множественность политических взглядов и группировок

3) взаимное стремление к положительному результату

4) единство взглядов

7. Является общественно-политическим движением, а не партией

1) «Справедливая Россия»

4) «Единая Россия»

8. К институту законодательной власти в современной России относится

1) Федеральное собрание РФ

2) Администрация Президента РФ

3) Совет Министров РФ

4) Верховный суд РФ

9. К признакам государства не относится (не относятся)

2) налоговые сборы

3) аппарат власти

10. Ценой за жесткую централизацию власти и монополию на принятие решений становится

1) политическая стагнация

2) укрепление государственности

3) обнищание населения

4) демократическое развитие

11. Определение: «Целостность, образующаяся взаимодополняющими друг друга отношениями социальных ролей и институтов власти , которые взаимодействуют на основе единых норм и ценностей, принятых в доминирующих социальных группах общества» относится к понятию

2) политический институт

3) политическая система

4) политическая коммуникация

12. Гражданским обществом называют форму общности, состоящую из частных лиц, классов, групп и институтов, прямо не зависящих от …

а) существующих правовых норм

б) политического государства

в) государственных мероприятий в сфере экономики

г) распоряжений органов государственной власти

13. Форма государственного устройства, закрепленная в Конституции России:

а) территориальная федерация

б) национальная федерация

в) территориально-национальная федерация

г) ни одна из названных

14. Как называется российский парламент

г) ни одна из названных

15. Самым главным политическим институтом является

16. Чрезмерному укреплению власти государства реально может противостоять

а) партийная оппозиция

б) гражданское общество

в) развитие малого бизнеса

г) законотворческая деятельность

17. К компетенции Правительства РФ не относится

а) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти

б) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики

в) осуществление представительской функции

г) руководство исполнительной властью

18. Какие три типа основных избирательных систем действуют в мировой политической практике?

а) парламентская, президентская, смешанная

б) двухпартийная, однопартийная, многопартийная

в) пропорциональная, мажоритарная, смешанная

г) пропорциональная, мажоритарная, президентская

19. Патриархальный тип политической культуры характеризуется

а) уверенностью, что влияя на власть можно добиться желаемых результатов

б) активным участием в политической жизни

в) восприятием политической жизни, как ненужного элемента

г) подобострастным отношением к государственной власти

20. Суверенитет Российского государства ограничен Конституцией на основе

1) независимости государства от любой другой власти

2) права издавать законы

3) признания единственным источником власти многонационального народа России

4) независимости от иностранных держав

21. Верны ли следующие суждения о политической идеологии?

А. Для политической идеологии характерно активное участие народных масс в её разработке

Б. Для политической идеологии характерно наличие программы общественного развития

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

22. Верны ли следующие суждения об общественных организациях?

А. Общественные организации выступают в роли посредников между государством и населением

Б. Общественные организации играют большую роль в духовной сфере общества

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

23. Верны ли следующие суждения о признаках демократического режима?

А. Для демократического режима свойственна милитаризация общественной жизни

Б. Для демократического режима свойственна высокая степень участия граждан в политической жизни

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

24. Верны ли следующие утверждения о правовом государстве?

А. Правовое государство является политико-правовым оформлением сложившегося гражданского общества

Б. Правовое государство используется оппозицией для дестабилизации политической жизни

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

25. Верны ли следующие суждения об отрицательных сторонах государственного устройства?

А. Государственная власть несет в себе неистребимые импульсы к всевластию и тотальному контролю

Б. Неистребимыми пороками государства являются бюрократизм и коррупция

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

26. Верны ли следующие суждения о роли государства в политической системе?

А. Ведущая роль государства в политической системе определяется его суверенитетом

Б. Ведущая роль государства в политической системе определяется монополией государства на обладание специальным аппаратом принуждения

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

27. Определяющим началом и сущностью государства является его

1) стремление к всевластию

3) общесоциальное назначение

4) политическая роль

28. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»?

1) дуалистическую монархию

2) абсолютную монархию

3) парламентскую (конституционную) монархию

4) сословно-представительную монархию

29. Не является видом монархии

30. Внутренний суверенитет Российского государства выражается в

1) праве издавать законы, обязательные для всех членов общества

2) независимости от иностранных держав

3) его распространении на всю территорию государства

4) ограничении источника суверенной власти – многонациональным народом России

31. Внешний суверенитет Российского государства выражается в

1) праве издавать законы, обязательные для всех членов общества

2) независимости от иностранных держав

3) его распространении на всю территорию государства

4) праве на самостоятельность независимо от каких-либо сил

32. Верны ли следующие суждения о деятельности политических партий?

А. Политические партии участвуют в формировании и деятельности органов государственной власти

Б. Политические партии создают свои средства массовой информации

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

33. В современной России сложилась:

1) однопартийная система

2) двухпартийная система

3) система двух с половиной партий

4) многопартийная система

34. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?

А. Политический режим определяется способом передачи власти

Б. Политический режим зависит от внутренней государственной структуры

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

35. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?

А. Политический режим зависит от внутреннего порядка и политической стабильности

Б. Политический режим определяется через способы осуществления государством своих полномочий

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

36. Определение: «Совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом» относится к понятию

1) политическая оппозиция

2) партийная фракция

3) партийная система

4) политическая партия

37. Верны ли следующие суждения о деятельности политических партий?

А. Политические партии могут заниматься предпринимательской деятельностью

Б. Политические партии могут выходить за рамки конституционного поля

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

38. Определение: «Общероссийское общественное объединение, представляющее собой добровольное объединение граждан РФ, созданное исключительно с целью участия в политической жизни общества посредством формирования выражения политической воли граждан, участия в выборах и представлении интересов граждан в органах юридической власти, государственной власти и местного самоуправления» относится к понятию

1) общественное объединение

2) общественное движение

3) политическая партия

4) партийная фракция

39. Партии со сложной организационной структурой, имеющие постоянное членство и источники финансирования, называются

40. Верны ли следующие суждения о политических движениях?

А. Политические движения стремятся к достижению власти

Б. Политические движения выражают мнения определенных групп граждан

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

41. Партия не имеющая непосредственного доступа к власти, а потому вынужденная бороться за неё и применять косвенные средства влияния на государство, называется

42. Верны ли следующие суждения об авторитарном режиме?

А. Авторитарный режим характеризуется высокой степенью свободы в политической и идеологической сферах

Б. Авторитарный режим характеризуется значительной ролью бюрократии

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

43. В многопартийном государстве 7 % порог, необходимый для прохождения в 450-местный парламент, преодолели 4 партии со следующими результатами: партия А – 7%; партия В – 10%; партия С – 20 %; партия Х – 50 %. Какая избирательная система установлена в данном государстве?

4) недостаточно сведений для определения типа избирательной системы

44. Верны ли следующие суждения о мажоритарной избирательной системе?

А. Мажоритарная система допускает существование большого количества партий

Б. В основе мажоритарной системы лежит принцип, в соответствии с которым распределение голосов в парламенте осуществляется в зависимости от того, какой процент голосов партия получила в результате выборов

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

45. Разновидностью республиканской формы правления не является

46. По форме правления государство может быть

47. Верны ли следующие суждения о функциях политической культуры?

А. Политическая культура вырабатывает методологию, которой можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности

Б. Политическая культура вырабатывает у человека стремление к осмыслению политических реалий

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

48. Верны ли следующие суждения о структурных компонентах политической системы общества?

А. Политическая система включает политические, правовые, нравственные нормы и ценности

Б. Политическая система включает политическую идеологию и политическую культуру

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

49. К представительной демократии относится

50. В современном развитом обществе властные полномочия осуществляются на основе

51. Внутреннее строение государственного аппарата, порядок расположения органов государственной власти, их соотношение называется

1) функциями государственного аппарата

2) компетенцией государственного аппарата

3) полномочиями государственного аппарата

4) структурой государственного аппарата

52. К внешним функциям государства относится

1) охрана правопорядка

2) оборона страны

4) охрана прав и свобод граждан

53. Определение: «Взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности» относится к понятию

1) политические отношения

2) политическая деятельность

3) политический институт

4) политическая партия

54. Верны ли следующие суждения об основных целях политических партий?

А. Основной целью политической партии является формирование общественного мнения

Б. Основной целью политической партии является политическое образование и воспитание граждан

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

55. Верны ли следующие суждения о сущности власти?

А. Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо

Б. Любая власть – это контроль над экономическими ресурсами

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

56. Опосредованное политическое участие граждан осуществляется через

1) участие в избирательных компаниях

2) деятельность избранных депутатов

3) участие в деятельности политических партий

4) реакции на импульсы, исходящие от политической системы

57. Верны ли следующие суждения о непосредственном политическом участии граждан?

А. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в митингах, демонстрациях

Б. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в обращениях и письмах к представителям власти

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

58. Консервативные партии характеризуются

1) призывами к ликвидации принудительной власти государства

2) жесткой организацией

3) призывами к радикальным преобразованиям общества

4) призывами к отстаиванию традиционных путей развития страны

59. Определение: «Способ функционирования политической сферы общества» относится к понятию

1) форма государства

2) форма правления

3) политический режим

4) форма территориально-государственного устройства

60. К институтам гражданского общества не относится:

2) региональный отдел образования

3) Общество солдатских матерей

4) политическая партия

61. Какое из представленных ниже положений не относится к ценностям либерализма?

1) отрицание государства

2) принцип разделения властей

3) принцип религиозной свободы

4) недопустимость вмешательства государства в частную жизнь

62. Господство, основанное на исключительных качествах, приписываемых лидеру, называется

63. Подчиненное начало во властных отношениях воплощает(ют)

1) объект политической власти

2) субъект политической власти

3) ресурсы политической власти

4) легальность политической власти

64. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ.

Б. Органы местного самоуправления включают представительные органы (совет, земство, дума) и органы администрации во главе с мэром, старостой и др.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

65. Верны ли следующие суждения об идеологии консерватизма?

А. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».

Б. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: «Равенство – это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода – это и средство, в некотором смысле и цель в себе».

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

66. Смешанная избирательная система – это

1) избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом относительное большинство голосов

2) избирательная система, при которой одна половина кандидатов избирается по мажоритарному, а другая – по пропорциональному принципу

3) избирательная система, при которой голосование осуществляется по партийным спискам и распределение кандидатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов

4) избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом абсолютное большинство голосов

67. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. Все партии имеют целью борьбу за государственную власть

Б. Все партии делятся только по классовому признаку

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

68. В парламентской республике правительство несет политическую ответственность перед

4) всеми указанными органами власти

69. Главное и необходимое условие для существования демократической политической системы общества

1) проведение выборов, гарантирующих реальную возможность избирать среди многих кандидатов

2) компетентность и образованность руководителей

3) временное ограничение пребывания у власти политических лидеров

4) наличие органов местного самоуправления

70. Референдум – это

1) порядок действия избирательных комиссий

2) тип всенародного голосования, объектом которого является важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны

3) тип всенародного голосования объектом которого является тот или иной кандидат

4) право гражданина выступать в качестве избирающего

Понятия "налог" и "сбор" - одни из важнейших в налоговом законодательстве.

Понятие налога, его признаки

Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации. Данная статья уделяет внимание определению таких основных понятий налогового права РФ, как налог и сбор.

Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников – юридических и физических лиц – определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов – бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.

Один из основополагающих терминов налогового права РФ сейчас прямо определяется кодексом как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов и (или) муниципальных образований».

И из самого определения понятия «налог», данного законодательством в кодексе, можно выделить основные четыре его признака:

  • обязательность характера платежа;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • форма уплаты – денежная (основная для налогов и пошлин);
  • цели налогообложения – публичные.

Под обязательным характером платежа имеется в виду то, что обязанность производить исчисления определенной части из своих доходов (прибыли) – обязанность всех плательщиков (физических лиц и организаций). Значение индивидуальной безвозмездности заключается в том, что после уплаты налогов возникновение обязанности перед государством сделать конкретные действия в пользу плательщика не происходит.

Источник налогов и их структура

Источник налога – это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате. Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два – прибыль плательщиков и их капитал. В качестве примера – источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств. Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ. Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

Классификация налогов и их виды

Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой классификации налогов не существует, приведем основные из них:

1. В соответствии со способом изъятия:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества, косвенные – в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты.

Например, налог на добавленную стоимость. Подробно о налоге на добавленную стоимость, как о ярком примере косвенных налогов, говорится в НК РФ. Определяется круг плательщиков налога на добавленную стоимость, объект обложения налогом на добавленную стоимость, операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость и некоторые особенности налога на добавленную стоимость.

2. В соответствии с воздействием:

  • пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента);
  • прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта);
  • регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта);
  • твердые (ставка в абсолютной сумме).

3. В соответствии с назначением:

  • общие (не закрепленные за каким-либо направлением);
  • маркированные (закреплены по целевому назначению).

4. В соответствии с субъектом:

  • с физических лиц;
  • с юридических лиц;
  • смешанные.

5. В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):

  • федеральные (на всей территории Российской Федерации);
  • региональные (на территории определенных региональных частей федерации);
  • местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).

Определенным налогам соответствуют данные уровни установления. Так, например, транспортный налог и налог на имущество организаций устанавливается на региональном уровне. Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций — на федеральном. Налог на имущество физических лиц – на местном.

Понятие транспортного налога, как и единого социального, налога на добавленную стоимость, имущество физических лиц, а также других федеральных региональных и местных, определяется в соответствующих главах Налогового кодекса РФ, а также соответствующем законодательстве региональных единиц.

Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов – без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.

Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций. В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника. Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

Понятие налоговой системы

Система налогообложения представляет собой весь массив (прямые и непрямые, общие и маркированные и т.д.) налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков – организаций и физических лиц – в соответствии с НК федерации. Организация системы налогообложения хорошо отображает уровень экономического развития государства.

В основе системы налогообложения стоят закрепленные принципы, в соответствии с которыми она и работает.

Основополагающих принципов всего четыре, хотя принципов второстепенных значительно больше. К основным относятся:

  • принцип справедливости;
  • принцип определенности;
  • принцип удобства;
  • принцип экономии.

То, что система налогообложения строится на данных основах, имеет большое юридическое значение, ведь следование данным принципам способствует построению современной и демократической системы.

Понятие и признаки сбора

Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК. Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • свобода выбора;
  • компенсационный характер;
  • состав элементов ограничен;
  • разовый характер;
  • предварительный характер уплаты;
  • соответствие с размером оказанных публичных услуг;
  • отсутствие штрафов.

Виды и система сборов

В соответствии с НК РФ, для налогов и сборов существует одна уже вышеупомянутая классификация. Российский Налоговый кодекс делит налоги на федеральные (единый социальный, на добавленную стоимость), региональные (транспортный) и местные (земельный). Точно также классифицируются и сборы: на федеральные, региональные и местные.

Так, одним из федеральных сборов является государственная пошлина. Понятие государственной пошлины раскрывается в ст. 333 НК РФ. Госпошлина – федеральный сбор, который взимается с лиц, обращающихся в государственные органы.

Кодекс определяет круг плательщиков пошлины, порядок и способы уплаты пошлины, особенности уплаты госпошлины при обращении в разные органы, а также размеры пошлины. Законодательством также определены льготные категории при оплате пошлин, основания возврата пошлины или зачета пошлины.

Понятие системы сборов российским законодательством так же объединяется с системой налогов. И состоит она из совокупности всех действующих на данный момент в государстве сборов.

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Читайте также: