К операциям не подлежащим налогообложению относится

Опубликовано: 10.05.2024

Существуют определенные условия и требования, при соблюдении которых налогоплательщик может претендовать на налоговые льготы.

Перечень реализации услуг, не подлежащих налогообложению

Льготы по налогам и сборам, вместе с акцизами, представляют собой определенные преимущества, которые могут быть предоставлены отдельным категориям налогоплательщиков. Льгота может быть выражена в полном освобождении от уплаты предусмотренного налога с акцизами, либо в его уплате в меньшем размере.

В перечень основных услуг, которые не будут подлежать налогообложению, в основном входят государственные услуги, либо услуги, оказываемые сторонними организациями, какие необходимы для обеспечения нормального функционирования государственных органов, органом местного самоуправления и т.д.

Например, услуги по поставке в Россию важнейшего медицинского оборудования, необходимого для поддержания и улучшения существующей системы здравоохранения не будут облагаться соответствующим налогом и акцизами.

Перечень данного оборудования и иных сопутствующих услуг реализации в области здравоохранения утвержден действующими налоговыми органами.

При этом освобождение от налогообложения, наравне с акцизами, будет происходить исключительно на основании действующего удостоверения, в котором будет содержаться установленный код ОКП, входящий в действующий перечень.

В процедуре освобождения от налогообложения могут участвовать и иные услуги, главное, чтобы данное освобождение было подтверждено соответствующими основаниями и документальными доказательствами.

Освобожденные ранее от налогообложения услуги могут быть включены в систему налогообложения, в том числе и с акцизами, в том случае, если сущность, либо иные важные обстоятельства, характеризующие эти услуги, изменились.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению

Действующим налоговым законодательством РФ определены операции, не подлежащие налогообложению в соответствии с имеющимися основаниями. Это значит, что реализация данных операций не требует от налогоплательщика уплаты налогов и сборов, какие были предусмотрены.

Операции, не подлежащие налогообложению НДС, выражаются в следующем:

  • ввоз определенных медицинских товаров на территорию РФ и их реализация, код которых входит в действующий перечень;
  • оказание и реализация определенных медицинских услуг государственными клиниками, либо частными организациями. Код и перечень данных услуг утверждается действующим налоговым законодательством РФ;
  • реализация услуг по уходу за пациентами государственных и частных клиник. При этом необходимость данного ухода должна быть подтверждена соответствующим заключением из уполномоченного учреждения здравоохранения. Им также присваивается и код необходимых услуг;
  • реализация услуг по поддержке и содержанию детей в специальных учреждениях образовательного назначения, проведение соответствующих занятий с несовершеннолетними детьми не только в образовательных учреждениях, но и дополнительных центрах досуга – кружках, секциях и т.д.;
  • реализация определенных продуктов питания, которые являются результатом деятельности столовых в образовательных и медицинских учреждениях, организаций общественного питания и т.д.;
  • транспортные услуги, имеющие соответствующий код деятельности, по регулярным перевозкам пассажиров наземным и иным транспортом, включая пригородные электрички, морские и речные суда;
  • реализация ритуальных услуг, код и перечень которых определяются Правительством РФ;
  • услуги, непосредственно касающиеся создания, поставки и реализации монет из драгоценных металлов, которые были признаны правомерным и законным видом платежа в РФ;
  • реализация услуг, которые касаются ремонта и регулярного технического обслуживания определенных бытовых товаров, регулярно используемых гражданами, без взимания дополнительной платы за данные ремонтные действия.

Учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению

Каждая ранее проведенная бухгалтерская операция, вне зависимости от того, является ли она объектом налогообложения или нет, должна быть верным образом зафиксирована и поставлена на соответствующий учет. В том случае, если налогоплательщик участвует как в операциях, не подлежащих налогообложению, так и в противоположных, их учет, в обязательном порядке, должен вестись отдельно.

Грамотный учет, проведенный в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства, позволяет более быстро и правильно формировать бухгалтерскую отчетность за определенный временной период и помогает избежать множественных нарушений и штрафов, которые могут быть выявлены в ходе организованной проверки.

Учет операций включает в себя наличие следующих сведений, которые должны быть включены в соответствующие документы по бухгалтерскому учету:

  • дата, когда была осуществлена реализация тех или иных услуг, а также их сущность и иные особенности;
  • полные данные о проведенной операции – ее код в соответствующем государственном перечне, особенности проведения, данные о поставщике, либо исполнителе, сведения о ранее заключенном договоре и т.д.;
  • сведения о том, являются ли поставленные товары, оказанные услуги, либо проведенные работы по данной операции законным объектом налогообложения или нет;
  • данные об освобождении от налогообложения, либо об установлении определенных налоговых льгот, если таковые имеются, с указанием соответствующих правовых оснований. При этом указывается уплачиваемая налоговая сумма и сумма установленной льготы;
  • иные сведения, которые могут иметь прямой отношение к особенностям учета операции, к его этапам, установленному порядку и т.д.

Отказ или приостановление освобождения операций, не подлежащих налогообложению

Законный налогоплательщик, который принимает непосредственное участие и осуществляет операции, не являющиеся объектом налогообложения, имеет законное право отказаться от функции освобождения данных операций от процедуры налогообложения. Для этого заинтересованному лицу необходимо будет обратиться в соответствующий налоговый орган, расположенный по месту учета или регистрации налогоплательщика.

Обращение может быть осуществлено не позднее первого дня того налогового периода, в который налогоплательщик желает отказаться от права освобождения от налогообложения. При этом действующее налоговое законодательство РФ допускает как возможность полного отказа, так и временное приостановление действия освобождения от налогообложения.

При обращении в налоговый орган, налогоплательщику необходимо будет составить соответствующее заявление и подать его уполномоченному лицу.

В заявлении следует указать все важные сведения: данные о налогоплательщике, срок приостановления действия освобождения, либо его полное прекращение, имеющиеся основания, данные об операциях, в отношении которых действовало это освобождение, их код по соответствующему перечню, предмет, особенности и т.д.

Удовлетворение требований заявителя и подтверждение отказа от освобождения, либо его временного приостановления, при этом, будет возможно далеко не во всех случаях. Это может быть осуществлено только в отношении некоторых операций, полный перечень, реализация и код которых установлены нормами действующего налогового законодательства. Не допустимо, чтобы факт освобождения, либо не освобождения данных операций от налогообложения, напрямую зависел от того, кто именно является законным приобретателем указанных товаров, работ, либо услуг.

Освобождение от налогообложения

Правовая процедура освобождения от налогообложения тех или иных операций заключается в полном снятии с налогоплательщика определенных налоговых обязательств в отношении данных операций.

Решение об освобождении от налогообложения принимается уполномоченным лицом – сотрудником налогового органа. При этом инициатором данной процедуры должен быть налогоплательщик, который подает письменное заявление в соответствующую налоговую организацию.

В заявлении он указывает код операций, которые, по его мнению, должны быть освобождены от процедуры налогообложения. Вместе с письменным заявлением, налогоплательщик должен представить все необходимые документы, перечень которых утверждается действующими налоговыми нормами.

В эти документы входят: данные бухгалтерской отчетности за определенный временной период, выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж, выписка из журнала учета текущих расходов и доходов.

При этом представитель налогового органа имеет право запросить и иные документы, подтверждающие правомерное право налогоплательщика на освобождение от налогообложения.

Решение об отказе может быть выдано уполномоченным лицом в том случае, если налогоплательщик не представил необходимые документы, либо если выяснилось, что информация, содержащаяся в них, является недостоверной.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Елена Дадашева, внутренний аудитор ООО "ЭйрЮнион" (альянс авиаперевозчиков).

Предприятия в процессе своей деятельности могут осуществлять как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость операции. Налоговый кодекс предписывает в этом случае применять особый порядок учета «входящего» НДС – сумм налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В первую очередь необходимо определить виды деятельности, попадающие под определение «необлагаемых налогом операций», а также причины такого «необложения»:

А). Операции, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п.2 ст. 146 НК;

Б). Операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), местом реализации которых не признается территория РФ согласно ст. 148 и 149 НК;

В). Операции, не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) налогом на добавленную стоимость согласно ст. 149 НК;

Г). Операции, облагаемые единым налогом на вмененный доход согласно гл. 26.3 НК.

Пример 1.

ООО «Вега» занимается реализацией товаров, приобретенных у производителя, оптовым покупателям и в розницу (через магазин). В регионе, где зарегистрировано ООО «Вега» розничная торговля переведена на уплату ЕНВД (площадь магазина удовлетворяет условиям применения ЕНВД). Налоговым периодом для целей исчисления и уплаты НДС для ООО «Вега» является месяц.

В сентябре 2006г. ООО «Вега» выручка от оптовой реализации составила 23 600 тыс. руб. (в т.ч. НДС 3 600 тыс. руб.), выручка от розничной реализации в магазине – 2 000 тыс. руб.

Таким образом, в сентябре ООО «Вега» осуществляло как облагаемые НДС операции (реализация оптовым покупателям), так и необлагаемые операции (розничная торговля).

Поскольку предприятие осуществляет виды деятельности, как облагаемые, так и не облагаемые НДС, необходимо разделить все расходы налогового периода:

  1. расходы, по которым налог на добавленную стоимость предъявлен налогоплательщику;
  2. расходы, по которым налог на добавленную стоимость налогоплательщику не предъявлялся.
Расходы второй группы прямо не влияют на налоговую базу, поскольку непредъявленный НДС по смыслу ст. 171 НК вычету не подлежит.

Пример 2.

Условия примера №1. В сентябре расходы ООО «Вега» составили 18500 тыс. руб., в т.ч.:

1)10 000 тыс. руб.(в т.ч. НДС) – приобретены товары у производителя;

2) 2 000 тыс. руб. (в т.ч. НДС) – оплачены товары (работы, услуги), отнесенные к общехозяйственным расходам;

3) 2 500 тыс. руб. – заработная плата и ЕСН с заработной платы персонала ООО «Вега»;

4) 3 500 тыс. руб. – амортизация основных средств и нематериальных активов;

5) 200 тыс. руб. (в т.ч. НДС) – аренда магазина , где осуществляется розничная торговля;

6) 300 тыс. руб. (в т.ч. НДС) – аренда офисного здания.

В данном налоговом периоде «облагаемые» расходы ООО «Вега» составили 12 500 тыс. руб. (10 000 + 2 000 + 200 + 300), «необлагаемые» расходы – 6 000 тыс. руб.(2 500 + 3 500)

1.1 расходы, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, имущественных прав, операции по реализации которых не признаются объектом обложения НДС, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС или местом реализации которых не признается территория РФ. То есть в эту группу выделяются расходы, прямо и непосредственно относящиеся к видам деятельности А, Б и В.

1.2 расходы, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, имущественных прав, используемых исключительно в деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. То есть в эту группу выделяются расходы, прямо и непосредственно относящиеся к виду деятельности Г.

1.3 расходы, связанные как с облагаемыми, так и с необлагаемыми операциями (например, аренда помещения, в котором осуществляется как деятельность, облагаемая НДС, так и, предположим, переведенная на уплату ЕНВД).

Пример 3.

Условия примеров №1 и №2.

К «облагаемым» расходам, связанным с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемым исключительно в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, у ООО «Вега» в сентябре относится 200 тыс. руб. – аренда магазина.

«Облагаемые» расходы ООО «Вега», связанные с осуществлением как облагаемых, так и необлагаемых операций, в сентябре составили 12 300 тыс. руб. (10 000 + 2 000 + 300)

Налог на добавленную стоимость, предъявленный налогоплательщику в связи с осуществлении им расходов группы 1.1 пункт 2 ст. 170 НК предписывает учитывать в стоимости приобретаемых товаров, работ, услуг, имущественных прав..

Особо в НК отражен порядок действий налогоплательщика в случае, когда характер таких расходов (использование в необлагаемых НДС операциях) выявлен не сразу – исходя из п.3 ст. 170 НК налогоплательщики, принявшие ранее суммы НДС к вычету обязаны:

  • восстановить НДС по имуществу, нематериальным активам и имущественным правам при их передаче в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ (или паевых взносов в паевые фонды кооперативов). Восстановленный налог в суммах, ранее принятых к вычету (по ОС и НМА – пропорционально остаточной стоимости) подлежит налоговому вычету у принимающей организации.
  • восстановить НДС по имуществу, нематериальным активам и имущественным правам, подлежащим дальнейшему использованию в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД либо упрощенную систему налогообложения. Налог в суммах, ранее принятых к вычету (по ОС и НМА – пропорционально остаточной стоимости) подлежит восстановлению в периоде, предшествующем тому, когда осуществляется переход на ЕНВД или УСН..
  • восстановить НДС по имуществу, нематериальным активам и имущественным правам, подлежащим дальнейшему использованию в «необлагаемой» деятельности (за исключением предыдущих двух случаев) или подлежащих передаче правопреемнику при реорганизации. Восстановленный налог в суммах, ранее принятых к вычету (по ОС и НМА – пропорционально остаточной стоимости) учитывается в составе прочих расходов.

В отношении расходов группы 1.3 (связанных как с облагаемыми, так и с «необлагаемыми» НДС операциями) налогоплательщику необходимо произвести расчет пропорции №1:

Стоимость отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых не подлежат обложению НДС
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общая стоимость отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав)

Пример 4.

Условия примеров № 1-3.

Общая стоимость отгруженных товаров в сентябре у ООО «Вега» составляет 22 000 тыс. руб. (23 600 –3 600 + 2 000).

Стоимость отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых не подлежат обложению НДС (розница) составляет 2 000 тыс. руб.

Доля «необлагаемых» операций в общем объеме реализации оставляет, таким образом, 9,1%.

НДС, уплаченный ООО «Вега» поставщикам товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые невозможно отнести прямо к «облагаемой» или «необлагаемой» деятельности, в сентябре составляет 1 876 тыс. руб. (12 300 тыс. руб./118*18).

ООО «Вега» в сентябре не вправе принять к вычету НДС в сумме 171 тыс. руб. (1 876*9,1%), а на оставшиеся 1 705 тыс. руб. (1 876 – 171) может уменьшить базу по НДС в порядке, предусмотренном ст. 172 НК.

Порядок ведения такого раздельного учета определяется налогоплательщиком самостоятельно и закрепляется в учетной политике. Вместе с тем, от налогоплательщика требуется соблюдение определенных правил, в частности – при заполнении Книги покупок, согласно п.8 Постановления Правительства РФ №914 от 02.12.2000г., регистрацию счета-фактуры в Книге покупок необходимо производить на ту сумму, на которую получено право налогового вычета. Определить эту сумму налогоплательщик, очевидно, сможет только по окончании налогового периода (после расчета пропорции №1).

Освобождение от расчетов…

В абз. 9 п.4 ст. 170 НК предусмотрено освобождение от расчета пропорции №1 и, соответственно, право принимать весь «входной» НДС (как по «облагаемым», так и по «необлагаемым» операциям) к вычету. Правда, для этого необходимо рассчитать пропорцию №2:

Совокупные расходы на производство товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых не подлежат обложению НДС
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Совокупные расходы на производство

… но не для всех.

Пропорцию №2 не имеют права рассчитывать предприятия, которые наряду с деятельностью, облагаемой НДС, осуществляют деятельность, переведенную на уплату ЕНВД («необлагаемые» операции типа Г). Эти налогоплательщики не имеют права предъявлять к вычету весь предъявленный им НДС даже в тех периодах, когда доля расходов по «необлагаемым» операциям в общей величине совокупных расходов незначительна.

По всей видимости, связано это с тем, что такие организации в части осуществления ими деятельности, облагаемой ЕНВД, нельзя назвать налогоплательщиками НДС, а абзац 9 п.4 ст. 170 НК дает поблажку именно «налогоплательщикам».

Такая невыгодная «вмененщикам» позиция высказана в Письме ФНС от 31 мая 2005 г. N 03-1-03/897/8@ и в Письме УФНС по г. Москве от 30 апреля 2005 г. N 19-11/31596.

«Проблемное» разделение.

Зачастую предприятия «выходят» за рамки деятельности, облагаемой НДС, по двум основаниям – операциям по реализации ценных бумаг (пп. 12 п.2 ст. 149 НК) и операциям по предоставлению займов в денежной форме (пп.15 п.3 ст. 149 НК).

При этом подобные операции (чаще всего – реализация векселей) осуществляются в рамках расчетов с поставщиками товаров (работ, услуг), предъявляющих налогоплательщику НДС.

Таким образом, организация, расплачиваясь за «облагаемые» расходы осуществляет «необлагаемые» операции.

Исходя из буквального толкования приведенных положений законодательства налогоплательщик для решения вопроса о возможности применения абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ должен рассчитать пропорцию в целях распределения "входного" НДС по общехозяйственным расходам. О такой обязанности налогоплательщика было заявлено в письмах МНС от 21 июня 2004 г. N 02-5-11/111@, УФНС по г. Москве от 3 декабря 2004 г. N 26-12/78309 и Минфина РФ от 6 июня 2005 г. N 03-04-11/126.

В то же время, передачу векселя в оплату товаров можно рассматривать как осуществление платежа, а не как осуществление операций, не облагаемых НДС. К такому выводу пришли ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 11 сентября 2006 года по делу N Ф04-5758/2006(26164-А27-14) и ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 23 декабря 2005 г. по делу N А74-1786/05-Ф02-6412/05-С1. Но есть и отрицательная практика по этому вопросу, например, Постановление ФАС Уральского округа от 15.03.2005 N Ф09-772/05-АК.

Интересен в данном случае вывод ФАС Уральского округа, сделанный им в постановлении от 11 января 2005 г. по делу N Ф09-6040/05-С2:

«В абз. 9 (п.4 ст. 170 НК) упоминается о производственных расходах на товары (работы, услуги), которые производятся предприятием и реализуются без НДС.

Из анализа норм гл. 25 Кодекса (подп. 5 п. 1 ст. 254, пп. 10, 25 п. 1 ст. 264, п. 2, 8 ст. 280) и Правил бухгалтерского учета (п. 9 ПБУ 19/02) следует, что расходы на приобретение векселей не относятся к производственным расходам предприятия. Следовательно, данные расходы не должны учитываться и при применении абз. 9 п. 4 ст. 170 Кодекса».

Ссылаясь на норму ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» Суд не отметил, что указанное ПБУ не относит к финансовым вложениям векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги (п. 3 ПБУ 19/02).

Пример 5.

ООО «Гамма» оказывает услуги по ремонту офисов и является плательщиком НДС. Налоговый период – месяц. В октябре ООО «Гамма» оказано услуг на общую сумму 70 800 тыс. руб. руб. (включая НДС 10 800 тыс. руб.). Величина совокупных затрат на производство ООО «Вега» в сентябре составила 40 000 руб., в т.ч.:

  • расходы на оплату материалов – 20 000 тыс. руб. (НДС от стоимости материалов составляет 3 600 руб., т.е. 20 000*18%);
  • общехозяйственные расходы – 5 000 тыс. руб. (НДС, уплаченный поставщикам по общехозяйственным расходам, составляет 900 тыс. руб., т.е. 5 000*18%).
  • амортизация, заработная плата и прочие налоги – 15 000 тыс. руб.
В оплату приобретенных материалов в октябре ООО «Гамма» передало поставщику вексель покупателя на сумму 23 600 руб. Вексель получен в счет предстоящего оказания услуг.

Необходимо определить сумму НДС, которую ООО «Гамма» может принять к вычету при условии, что все закупленные материалы в октябре оприходованы, счета-фактуры получены.

Вариант 1.

Передача векселя рассматривается как «необлагаемая» операция.

ООО «Гамма» рассчитывает пропорцию №1 для определения суммы НДС, не подлежащей вычету:

23 600 / (70 800 – 10 800 + 23 600) = 28,23%

Следовательно, ООО «Гамма» сможет принять к вычету только 646 тыс. руб. уплаченного по общехозяйственным расходам НДС (900*(100-28,23)/100), а оставшиеся 254 тыс. руб. необходимо учесть в расходах, связанных с выдачей векселя.

Вариант 2.

Передача векселя рассматривается как осуществление платежа. Поскольку иных операций, кроме облагаемых НДС услуг по ремонту ООО «Гамма» не осуществляло, то весь «входящий» НДС (900 тыс. руб. по общехозяйственным расходам и 3 600 тыс. руб. по материалам) предприятие может принять к вычету, соблюдая условия ст. 171 и 172 НК.

Ключевым моментом в признании векселей финансовыми вложениями (согласно ПБУ 19/02), а следовательно – исключение расходов по ним из состава производственных расходов, является «история» таких векселей – если векселя получены от третьих лиц в оплату товаров (работ, услуг), то для расчета пропорции, предусмотренной абз.9 п.4 ст. 179 НК, расходы по таким векселям не принимаются.

В случае, когда доля операций, не признаваемых объектом обложения НДС, в общей выручке предприятия существенна, налогоплательщик рискует потерять и значительную долю налогового вычета по НДС, относящемуся к деятельности в целом (общепроизводственным расходам).

Доходы, подлежащие налогообложению

В соответствии со ст. 208 НК РФ доходами для целей исчисления НДФЛ признаются:
— доходы от источников в Российской Федерации;
— доходы от источников за пределами Российской Федерации.
Перечень доходов, относящихся к доходам от источников в Российской Федерации, установлен п. 1 ст. 208 НК РФ. К таким доходам относятся:
• дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации (подпункт 1 п. 1 ст. 208 НК РФ);
• страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации (подпункт 2 п. 1 ст. 208 НК РФ);
• доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав (подпункт 3 п. 1 ст. 208 НК РФ);
• доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации (подпункт 4 п. 1 ст. 208 Н К РФ);
• доходы от реализации (подпункт 5 п. 1 ст. 208 НК РФ):
1) недвижимого имущества, находящегося в РФ;
2) акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
3) прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ;
4) иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;
• вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации (подпункт б п. 1 ст. 208 НК РФ);
• пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации (подпункт 7 п. 1 ст. 208 НК РФ);
• доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку)
таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации (подпункте п. 1 ст. 208 НК РФ);
• доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации (подпункт 9 п 1 ст. 208 НК РФ);
• выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Феде¬рации об обязательном пенсионном страховании (подпункт 9 п. 1 ст. 208 НК РФ);
• иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ (подпункт 10 п. 1 ст. 208 НК РФ).
Пример.
Иностранный гражданин получил доход в виде вознаграждения за использование авторских прав на издание литературного произведения в Российской Федерации.
Такой доход относится к доходам от источников в Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 208 НК РФ.
Пример.
Иностранный гражданин, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, сдавал в 2006 году в аренду приобретенное в собственность в Российской Федерации нежилое помещение.
Поскольку иностранный гражданин не является налоговым резидентом Российской Федерации, его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в Российской Федерации, относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, на основании подпункта 4 п. 1 ст. 208 НК РФ.
Необходимо иметь в виду, что в целях квалификации источника выплаты дохода не имеет значения место выплаты дохода.
В соответствии с п. 2 ст. 208 НК РФ для целей исчисления и уплаты НДФЛ не относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации.
Данное положение применяется в отношении операций, связанных с ввозом товара на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска в свободное обращение, только в том случае, если соблюдаются следующие условия:
• поставка товара осуществляется физическим лицом не из мест хранения (в том числе таможенных складов), находящихся на территории Российской Федерации; к операции не применяются положения п. 3 ст. 40 НК РФ;
• товар не продается через постоянное представительство в Российской Федерации.
В случае если не выполняется хотя бы одно из указанных ограничений, доходом, полученным от источников в Российской Федерации, в связи с реализацией товара, признается часть полученных доходов, относящаяся к деятельности физического лица в Российской Федерации.
При последующей реализации товара, приобретенного физическим лицом по внешнеторговым операциям, предусмотренным п. 2 ст. 208 НК РФ, к доходам такого физического лица, полученным от источников в Российской Федерации, относятся доходы от любой продажи этого товара, включая его перепродажу или залог, с находящихся на территории Российской Федерации, принадлежащих этому физическому лицу, арендуемых или используемых им складов либо других мест нахождения и хранения такого товара, за исключением его продажи за пределами Российской Федерации с таможенных складов.
Перечень доходов, относящихся к полученным от источников за пределами Российской Федерации, приведен в п. 3 ст. 208 НК РФ. К таким доходам относятся:
• дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 п. 1 ст. 208 НК РФ (подпункт 1 п. 3 ст. 208 НК РФ);
• страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации, за исключением страховых выплат, предусмотренных подпунктом 2 п. 1 ст. 208 НК РФ (подпункт 2 п. 3 ст. 208 НК РФ);
• доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав (подпункт 3 п. 3 ст. 208 НК РФ);
• доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Феде¬рации (подпункт 4 п. 3 ст. 208 НК РФ).
Следует иметь в виду, что вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления иностранной организации (совета директоров или иного подобного органа), рассматриваются как доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности;
• доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки), за исключением предусмотренных подпунктом 8 п. 1 ст. 208 НК РФ (подпункт 8 п. 3 ст. 208 НК РФ);
• иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации (подпункт 9 п. 3 ст. 208 НК РФ).
Пример.
Сотрудник российской организации направлен на работу на территорию Австрии. Срок командировки — один год (с 1 марта 2006 года по 1 марта 2007 года). Вышеуказанное лицо получает вознаграждение за выполнение своих трудовых обязанностей на территории Австрии. Иных доходов данное лицо не имеет.
Поскольку данный сотрудник российской организации будет находиться за пределами Российской Федерации более 183 дней, он не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации. Следовательно, налогообложению подлежат только доходы, получен¬ные им от источников в Российской Федерации.
Вышеуказанное лицо получает вознаграждение за выполнение своих трудовых обязанностей на территории Австрии. Такие доходы на основании подпункта 6 п. 3 ст. 208 НК РФ относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Таким образом, доходы сотрудника российской компании, полученные им в связи с выполнением трудовых обязанностей на территории Австрии, не подлежат налогообложению в Российской Федерации, так как это лицо не является налоговым резидентом Российской Федерации и не имеет доходов, полученных от источников в Российской Федерации. Налогообложение доходов, полученных вышеуказанным лицом за выполнение трудовых обязанностей в Австрии, осуществляется в соответствии с законодательством страны пребывания.
Пунктом 4 ст. 208 НК РФ установлено, что, если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налого¬плательщиком доходы к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Минфином России. В аналогичном порядке определяется доля указанных доходов, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доля, которая может быть отнесена к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 208 НК РФ в целях исчисления НДФЛ не признаются доходами доходы от операций, связанных с существенными и не имущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

Лекции по налогообложению физических лиц:

4.2 Акцизы

Акцизы являются федеральным косвенным налогом, включаемым в стоимость подакцизных товаров и оплачиваемым покупателя ­ ми подакцизных товаров, регулируются НК РФ (главой 22 «Акцизы») и обязательны к применению на всей территории Российской Феде ­ рации.

В соответствии с главой 22 НК РФ налогоплательщиками акциза являются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, перемещающие товары через таможенную границу Россий ­ ской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодек ­ сом РФ.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.

Налоговый кодекс РФ дает исчерпывающий перечень подакциз ­ ных товаров:

  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  • спиртосодержащая продукция с объемами долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция;
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • прямогонный бензин;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

Объектом налогообложения признаются следующие операции по обороту подакцизных товаров:

  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении от ­ ступного или инновации. Передача прав собственности на подакциз ­ ные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвоз ­ мездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
  • лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государ ­ ственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакциз ­ ных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению. В государствен ­ ную и (или) муниципальную собственность.

  • на территории Российской Федерации лицами произведенных
    ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
  • в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключе ­ нием передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейше ­ го производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатури ­ рованного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регис ­ трации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал орга ­ низаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятель ­ ности);
  • на территории Российской Федерации организацией (хозяйст ­ венным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также пере ­ дача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора просто ­ го товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выде ­ ле его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
  • произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.

3.Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Россий ­ ской Федерации.

  • денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. По ­ лучением денатурированного этилового спирта признается приобре ­ тение денатурированного спирта в собственность;
  • прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собствен ­ ность.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подак ­ цизного товара.

Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налого ­ плательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

по подакцизным товарам,

в отношении которых установлены:

Твердые (специфические) налого ­ вые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения)

Объем реализованных (переданных) под ­ акцизных товаров в натуральном выра ­ жении

Адвалорные (в процентах) налого ­ вые ставки

Комбинированные налоговые став ­ ки, состоящие из твердой (специ ­ фической) и адвалорной (в про ­ центах) налоговых ставок

Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стои ­ мость реализованных (переданных) под ­ акцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении ад ­ валорной (в процентах) налоговой ставки

Налоговый кодекс РФ устанавливает один вид льгот по акцизам: ст. 183 дает перечень операций освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Исчисление суммы акциза проводится в следующем порядке:

Налоговые ставки по подакцизным товарам, в отношении которых установлены:

Порядок исчисления суммы акцизы:

Твердые (специфические) налого ­ вые ставки

Произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы

Адвалорные (в процентах) налого ­ вые ставки

Соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

Комбинированные налоговые став ­ ки, состоящие из твердой (специ ­ фической) и адвалорной (в про ­ центах) налоговых ставок

Сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как: произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налого ­ вой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены раз ­ личные налоговые ставки, должен вестись раздельный учет и налого ­ вая база определяться применительно к каждой налоговой ставке.

В том случае если налогоплательщик не ведет раздельного учета, определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров и сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой нало ­ говой базы (п. 2 ст. 190, п. 7 ст. 194 НК РФ).

Дата реализации (передачи) и получения подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи), получения соответствую ­ щих подакцизных товаров.

При передаче на территории Российской Федерации лицами про ­ изведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе при получении указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных то ­ варов из давальческого сырья (материалов), датой передачи признает ­ ся дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, относятся у нало ­ гоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.

Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации- подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров.

Суммы акциза, уплаченные при ввозе подакцизных товаров на та ­ моженную территорию Российской Федерации, учитываются в стои ­ мости приобретенных подакцизных товаров.

Налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму акциза по подакцизным товарам на суммы налоговых вычетов.

Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщи ­ ком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные на ­ логоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обра ­ щение, в дальнейшем используемых в качестве сырья для подакцизных товаров.

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных доку ­ ментов и счетов-фактур либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей сум ­ мы акциза.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, опреде ­ ляется по итогам налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вы ­ четов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, по итогам налогового периода полученная разни ­ ца подлежит возмещению (зачету, возврату).

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензи ­ ном и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налого ­ вым периодом.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого свое ­ го обособленного подразделения налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым пе ­ риодом.

Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации ли ­ ца, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) сви ­ детельство о регистрации организации, совершающей операции с де ­ натурированным этиловым спиртом, представляют налоговую декларацию не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Формы налоговых деклараций и порядки их заполнения определе ­ ны приказом Минфина России.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются та ­ моженным законодательством Российской Федерации.

1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации, за исключением операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим пунктом;

2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ;

4) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).

Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса.

Положения настоящего подпункта не применяются в отношении операции, предусмотренной подпунктом 31 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;

4.1) реализация (передача) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, полученных (образовавшихся) в результате операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а также передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), ранее помещенного под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.

Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса;

4.2) реализация (передача) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, а также передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), ранее помещенного под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.

Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса.

5) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;

6) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

7) - 13) утратили силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.

13) - 15) исключены. - Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ;

16) операции по передаче в структуре одной организации:

произведенного налогоплательщиком этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;

произведенных налогоплательщиком дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового (далее также в настоящей главе - дистилляты) для выдержки и (или) купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции;

17) в отношении авиационного керосина - операции, указанные в подпунктах 1, 6 - 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;

18) в отношении бензола, параксилола и ортоксилола - операции, указанные в подпунктах 1, 6 - 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса.

2. Перечисленные в пункте 1 настоящей статьи операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

3. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.

Комментарии к ст. 183 НК РФ

При применении статьи 183 НК РФ следует учитывать, что действующим законодательством о налогах и сборах не определен порядок ведения раздельного учета операций по производству и реализации (передаче) подакцизных товаров. Налогоплательщик самостоятельно определяет формы ведения раздельного учета, которые обеспечат полноту и достоверность данных о производстве и реализации подакцизных товаров.

Читайте также: