К обязательным платежам не относятся налог

Опубликовано: 30.04.2024

Закон об обязательных платежах предпринимателей вряд ли будет принят в этом году
Atstock Productions / Shutterstock.com

Главная причина, по которой пока невозможно даже примерно спрогнозировать дату не только принятия, но и внесения в Госдуму законопроекта 1 , предусматривающего создание единого реестра обязательных платежей, взимаемых с предпринимателей, и не допускающего произвольного введения новых их видов (далее – законопроект), – отсутствие единого мнения о том, необходимо ли распространить на какие-либо из существующих платежей правовой режим налогов и сборов. Представители двух профильных министерств: Минфина России (разработчик документа) и Минэкономразвития России, давшего положительное заключение по итогам оценки регулирующего воздействия проекта, в принципе не отрицают, что ряд платежей, в частности утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, экологический сбор, обладают всеми признаками налогов (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса). Тем не менее они предлагают сначала принять закон об обязательных платежах [согласно данному Владимиром Путиным поручению Правительство РФ должно было обеспечить внесение в Госдуму законопроекта, определяющего единые правила установления, исчисления и взимания неналоговых платежей, уже к 15 декабря 2017 года (подп. "б" п. 1 перечня поручений Президента РФ от 6 октября 2017 г. № Пр-2042). – ГАРАНТ.РУ], а потом – на этапе "инвентаризации" всех установленных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях платежей для юрлиц и ИП и формирования реестров обязательных платежей – выявить те, которые имеют очевидную налоговую природу, и уже отдельно обсудить возможность включения их в НК РФ, определить сроки такого включения и т. д.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ ЗАКОНОПРОЕКТА

  • Обязательные платежи взимаются в связи с осуществлением юридическими лицами и ИП определенных видов предпринимательской деятельности.
  • К обязательным платежам не относятся налоги и сборы, страховые взносы, таможенные платежи, штрафы, платежи, определяемые в ходе конкурсов и аукционов, платежи, необходимые для предоставления госуслуг, платежи по договорам гражданско-правового характера, заключенным в связи с вовлечением в оборот природных ресурсов.
  • Обязательные платежи могут устанавливаться или изменяться только федеральными законами, региональными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, проекты которых подлежат оценке регулирующего воздействия. Соответствующие НПА вступают в силу не чаще двух раз в год – с 1 января или 1 июля (но не ранее чем через шесть месяцев после официального опубликования).
  • Принимающий акт о введении обязательного платежа орган власти обязан определить его предельный размер.
  • Все подлежащие уплате платежи включаются в федеральный, региональный и муниципальный перечни обязательных платежей, которые интегрируются в единый реестр обязательных платежей. Все реестры размещаются в открытом доступе (на портале госуслуг).
  • В случае одобрения законопроекта принятый на его основании закон вступит в силу с 1 января 2019 года. После 1 июля 2020 года взимание платежей, не включенных в перечисленные перечни, будет незаконным.

Как показал проведенный Минэкономразвития России анализ платежей, вызывающих наибольшее количество нареканий со стороны бизнеса в связи с неопределенностью методики расчета тарифов и существенной величиной расходов на их внесение, абсолютное большинство платежей (а общее их количество – более 100: как минимум 80 установлено федеральными нормативными актами, от 30 до 50 – региональными актами субъектов РФ, муниципальные акты пока вообще не подвергались такому анализу) имеют не налоговую и абсолютно разную правовую природу и разные порядки администрирования, отметил директор Департамента оценки регулирующего воздействия министерства Вадим Живулин. Например, платеж, взимаемый за выдачу племенных свидетельств на молочный крупный рогатый скот, платеж за подтверждение соответствия организации требованиям законодательства о противодействии терроризму, портовый сбор, плата за использование радиочастотного спектра и т. д. Поэтому основная цель законопроекта заключается не в какой-либо унификации платежей, а в определении четких правил их установления и взимания. "Сейчас взимается огромное количество платежей, многие из которых не идут в бюджет. Создание полного перечня поможет оценить общий размер уплачиваемых платежей. Более того, в процессе включения платежей в перечни они будут дополнительно обсуждаться, поэтому часть из них будет просто ликвидирована, – добавила директор Департамента доходов Минфина России Елена Лебединская. – Бизнес попросил навести порядок. Принятие законопроекта – самый хороший способ сделать это, не ломая систему и не растягивая этот процесс".

Поддерживает законопроект и Счетная палата РФ – при условии, что при включении платежей в реестр обязательно будет учитываться их экономическая эффективность. В частности, затраты на администрирование, которые должны быть существенно меньше собранной в результате его взимания суммы. Ярким примером неэффективного платежа, по мнению аудитора палаты Сергея Штогрина, является плата за проезд по федеральным автотрассам грузовиков весом более 12 тонн. В 2016 году сумма, выплаченная оператору системы "Платон", и расходы на возврат плательщикам транспортного налога превысили размер поступивших в бюджет в результате взимания платы средств. В 2017 году поступления в бюджет превысили расходы, но незначительно.

Кстати, само бизнес-сообщество, в интересах которого был разработан законопроект, не ожидает одномоментного сокращения количества платежей в случае его принятия, но радуется перспективе законодательного закрепления гарантии защиты от бесконтрольного введения новых видов платы. "Проект предполагает ту самую предсказуемость, которая нам нужна. Поскольку платежи будут вводиться только законодательными органами, мы получаем возможность хоть как-то их обсуждать. Сейчас многие такие документы проходят как документы служебного пользования, и в конце года мы узнаем, что у бизнеса появляется новый платеж", – подчеркнула вице-президент РСПП Мария Глухова.

В то же время представители бизнес-объединений отмечают, что предприниматели опасаются применения в их отношении аналогичных с предусмотренными за неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов санкций: блокировки счетов, значительных штрафов, проведения проверок, а особенно – привлечения к уголовной ответственности (напомним, ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов установлена ст. 198-199 Уголовного кодекса). "Санкционный режим должен соответствовать характеру платежа. Мы прекрасно понимаем, что если речь идет о пошлинах и иных подробных сборах, никакие механизмы камерального контроля, выездных проверок в принципе не применимы", – отметил председатель Комитета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин.

Как показало обсуждение, опасения бизнеса небезосновательны: заместитель Председателя Совета Федерации Евгений Бушмин заявил, что само определение платежей в качестве обязательных предполагает возможность их принудительного взыскания и применения санкций к неплательщикам. Поэтому, раз законопроект предусматривает для плательщиков обязательных платежей гарантии, аналогичные установленным НК РФ для плательщиков налогов и сборов, то и ответственность они должны нести такую же – кроме уголовной. Сенатор, к слову, считает, что уголовные санкции вообще не должны применяться при нарушении положений НК РФ.

Определенные нестыковки в позиции разработчиков законопроекта отметил и полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации Андрей Яцкин. Он напомнил, что необходимость систематизации неналоговых платежей обсуждается с 2011 года, во всех поручениях президента по этому вопросу говорится также о неналоговых платежах, а в законопроекте появился совсем другой термин, и непонятно, относятся ли все неналоговые, то есть не включенные в НК РФ, платежи к обязательным или нет.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что рассмотрение законопроекта точно будет непростым и длительным – даже на этапе подготовки к внесению в Госдуму, тем более что никаких, даже примерных, сроков его рассмотрения разработчики так и не обозначили.

1 С текстом законопроекта "О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/07-17/00069659). Последняя версия проекта имеется в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ.

Налог считается установленным только в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Понятие установления налогов и сборов

Принято считать, что введение в действие налогов и сборов связано лишь с процессом их будущего взимания, а государство обладает правомочиями и не несет каких-либо обязанностей, за исключением процессуальных.

Однако такое мнение ошибочно, поскольку существует определенный порядок установления налогов и сборов. Обязанность по их внесению возникает у граждан и организаций только после того, как государство, а в некоторых случаях и муниципалитеты, соблюли эти правила.

Прямое понятие установления налогов и сборов в Федеральных законах отсутствует. Однако можно использовать особенности, присущие ему. Общие условия установления налогов и сборов определены в ст. 17 НК и, наряду с другими базовыми нормами служат основой для определения понятия установления обязательных платежей. Раскроем следующие принципы установления налогов:

1. Происходит на основании принятых решений уполномоченными органами. Они устанавливаются законодательными органами Российской Федерации, а также субъектами РФ. Наряду с ними, решения принимают представительные муниципальные органы. При этом, субъекты Федерации и местные власти имеют производные полномочия.

2. Конституция РФ и НК предполагают введение налогов и сборов при условии, если каждое действие, входящее в процесс, соответствует определенным правилам. Их несоблюдение служит одним из доказательств для признания таких норм противоречащими Основному закону. Необходимость повышенных требований связана с соблюдением баланса интересов частных и публичных лиц и образований.

3. Принятое решение, предполагающее введение налогов или сборов, должно соответствовать требованиям правовой формы. Она определена в НК РФ. Это сделано в целях обеспечения единства законодательства.

4. К содержанию решения тоже предусмотрены определенные требования. Оно должно содержать все необходимые части налога или сбора. В противном случае, оно даже не потребует отмены, поскольку отсутствие хотя бы одной обязательной части влечет автоматическую недействительность акта и не потребует доказательств в суде. Методы расчетов должны позволить исчислить сумму обязательств.

Исходя из указанных характеристик, условия установления налогов и сборов, можно определить, как особый процесс принятия решений уполномоченными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципалитетов, итогом которого становится принятие соответствующего всем требованиям акта, содержащего все необходимые элементы обязательного платежа.

Юридический состав налогов и сборов

Элементы налогов и сборов делятся на обязательные и необязательные. В соответствии со ст. 17 НК РФ, при установлении налогов должны быть определены следующие элементы: объект налогообложения, его база, налоговый период, ставка налога, порядок его исчисления, а также порядок и сроки уплат налога.

Особенности таких платежей связаны с необходимостью максимально четко определить обязанности субъектов налогообложения.

Отсутствие хотя бы одного из них создаст правовую неопределенность. Поэтому оно послужит основанием для отмены или изменения акта, устанавливающего налог. При установлении налогов учитывается фактическая способность вовлеченных в их расчет и уплату лиц исполнить все необходимые обязанности.

В случае со сборами, их юридический состав значительно меньше. Должен быть определен круг субъектов налогообложения (в случае с госпошлиной плательщиком средств выступает лицо, обращающееся за получением госуслуг), а остальные элементы зависят от предмета платежа.

Если речь идет о том, чтобы получить сведения из ЕГРП или ЕГРЮЛ, то пошлина предусматривает размер, не требующий порядка исчисления. В случаях, когда лицо обращается в суд, присутствует как размер, так и порядок исчисления. Используется как один из этих элементов, так и оба.

Другой особенностью является то, то уплата пошлины предшествует появлению объекта налогообложения. Без доказательств первого, не может возникнуть второй.

Особенности обязательных элементов налога и сбора

Методы формирования законодательства выразились в том, что каждый обязательный элемент того или иного налога выделен в самостоятельную статью НК РФ. В качестве примера, можно рассмотреть положения 2-й части этого документа, регулирующие НДФЛ.

Под ними понимаются все юридические и физические лица. В случае с НДФЛ речь идет только о последних.

2. Объект налогообложения.

Он состоит из юридических фактов, с возникновением которых закон связывает обязанность уплаты налогов и сборов налогоплательщиками. В случае с НДФЛ таким основанием является получение дохода, в частности, от продажи недвижимости или автомобилей.

3. Налоговая база.

Под ней понимаются стоимостные характеристики объекта налогообложения, выраженные в рублях. В ситуации с НДФЛ, ей является размер заработной платы. А при определении налога на имущество – кадастровая стоимость недвижимости, принадлежащей налогоплательщику.

4. Налоговый период.

В качестве него рассматривается календарный год, либо иной промежуток времени, в рамках которого определяется показатель налоговой базы. В случае с НДФЛ, речь идет о календарном годе, а в ситуации уплаты акцизов – 1 месяц.

5. Налоговая ставка.

Она представляет собой величину отчислений по налогам на единицу измерения налоговой базы. Она может быть, как фиксированной в рублях, так и выражаться в процентах. Первый случай встречается при транспортном налоге, а второй при уплате НДФЛ. Комбинированный тип ставки предусмотрен при подаче судебных исков, где предусматривается твердая сумма платежа и процент от суммы исковых требований.

Если этот элемент выражается в процентах, то выделяют пропорциональный (стабильный), прогрессивный (возрастающую с увеличением налоговой базы ставку), а также регрессивный (уменьшающуюся ставку, если база растет) метод регулирования ставки.

6. Порядок исчисления налога.

Это набор правил, который определяет то, на кого возложена обязанность расчета, подлежащего уплате денежных обязательств в бюджет. Сведения об этом порядке содержат соответствующие нормы НК. По общему правилу, налогоплательщик самостоятельно исчисляет количество подлежащих уплате денежных средств. Правила могут отличаться даже в рамках 1-го вида платежей. В случае с получением оплаты по трудовому договору, это делает работодатель, а при продаже недвижимости или автомобиля исчисление НДФЛ проводится самим субъектом налогообложения.

Возможны и случаи, когда размер подлежащих оплате денежных средств определяется налоговой инспекцией. Примером служит транспортный налог, квитанции об уплате которого она присылает.

7. Порядок и срок уплаты налога.

Что касается сроков внесения налога, то они могут быть указаны в виде календарной даты, либо исчисляться временными периодами (год, квартал, месяц). В НК представлены все варианты.

Помимо сроков, необходимо наличие порядка уплаты налога. Он состоит из характера действий, которые могут состоять во внесении нескольких платежей авансового типа, либо единовременной оплате всей суммы. Также должен указываться способ уплаты. Под ним понимается внесение наличных денежных или безналичных средств и учреждение, через которое происходит оплата.

Необязательные элементы налогов и сборов

В число этих элементов входят налоговые льготы и основания для их применения.

В качестве примера можно рассмотреть случаи опеки или утраты трудоспособности. Для граждан, осуществляющих ее над детьми, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ. При этом, речь не идет об автоматическом их применении.

Установление налоговых льгот предполагает представление налогоплательщиком соответствующих доказательств.

Также потребуется заявление. В качестве таковых могут выступать договоры опеки. В случае утраты трудоспособности потребуются документы уполномоченного органа. Только после изучения предусмотренных документов инспекция примет решение об применении льгот.

Помимо опеки, можно рассмотреть случаи льгот при взимании сборов. Примером служат дела, рассматриваемые судами по вопросам установления алиментов. В этих случаях, заявление не требует оплаты госпошлины.

Особенности процедуры установления налогов и сборов

Федеральные налоги устанавливаются законами, принимаемые Государственной Думой в форме поправок или дополнений в НК и действуют на всей российской территории. Региональные и местные налоги действуют на части российской территории, находящейся в пределах их административных границ. Последние могут приниматься по вопросам, находящимися в их ведении.

Согласно ст. 12 НК РФ, происходит разграничение полномочий при установлении местных налогов, а также при установлении региональных налогов. Согласно этим правилам, все указанные платежи должны быть составной частью НК. При этом, регулированию на местах подлежат налоговые ставки а также порядок и сроки уплаты налогов. Примером служит транспортный налог, ставка которого в каждом регионе своя.

Также к числу вопросов, решающихся на региональном и муниципальном уровнях относятся особенности определения налоговой базы, а также льготы, включая основания и порядок их использования (заявление или автоматическое применение), если такие вопросы находятся в ведении регионов и муниципалитетов.

Законодательными органами субъектов РФ принимаются решения об установлении налогов в форме законов. При установлении местного налога представительными органами муниципалитета, используется форма акта, предусмотренная его уставом.

Сведения о новом акте, включая его текст, должны публиковаться в официальных изданиях.

Порядок вступления в действие таких актов предполагает определенные сроки. Они не могут применяться ранее следующего налогового периода. Другим ограничением служит невозможность вступления в действие даже в следующем налоговом периоде, в случаях, когда сведения об акте, включая его текст, были опубликованы менее, чем за месяц до его начала.

Марина Крицкая

Государство всерьез принялось за наведение порядка в системе неналоговых платежей. В ближайших планах — унификация таких платежей, закрепление единых принципов их установления и взимания. Некоторые платежи будут отменены. Что касается появления новых и повышения ставок существующих, то в этом случае все станет более обосновано с экономической точки зрения.

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей, который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платежи, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.12 № 2449/12

Налоговая инспекция в 2009 году провела выездную налоговую проверку общества за период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2007 года, по результатам которой вынесла решение о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В частности, обществу доначислен налог на прибыль в связи с необоснованным включением во внереализационные расходы 2006 года сумм в виде отчислений на социально-экономическое развитие округа, подлежащих уплате в 2001–2005 годах, квалифицированных обществом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ в качестве убытков прошлых лет, выявленных в указанном году.

Данная сумма долга перешла к обществу от присоединенной к нему в октябре 2006 года компании. Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 05.09.06 № 856/06 (далее – постановление № 856/06), суммы отчислений присоединенная компания была обязана уплатить на основании лицензионного соглашения к лицензии об условиях пользования недрами.

Арбитражные суды, где рассматривалось дело, признали решение инспекции о доначислении налога на прибыль недействительным. По их мнению, отчисления на социально-экономическое развитие округа по своей правовой природе относятся (наряду с налогами и сборами) к иным обязательным платежам, упоминаемым в подпункте 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ.

До вынесения постановления № 856/06 оснований для отнесения расходов на уплату отчислений на социально-экономическое развитие округа к налоговым периодам, предшествовавшим 2006 году, у общества не имелось, поскольку обязанность по их уплате отсутствовала, ввиду того что судами не был решен вопрос о действительности условий лицензионных соглашений, предусматривающих уплату названных отчислений.

Позиция суда

Президиум ВАС РФ отменил решения арбитражных судов и признал действия налоговой инспекции правомерными.

Он счел квалификацию судами отчислений на социально-экономическое развитие округа в качестве иных обязательных платежей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ, ошибочной.

Дело в том, что система платежей за пользование недрами установлена разделом V Федерального закона от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закона о недрах) и состоит из разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, сборов за участие в конкурсе (аукционе), регулярных платежей за пользование недрами.

Обязательства недропользователя по уплате отчислений на социально-экономическое развитие округа вытекают из положений статей 11, 13.1 и 15 Закона о недрах.

Следовательно, эти отчисления не могут быть признаны иными обязательными платежами, аналогичными налогам и сборам.

В рассматриваемом случае отчисления на социально-экономическое развитие округа предусмотрены лицензионными соглашениями с 2001 по 2019 год.

Таким образом, суммы денежных средств, установленные в лицензионных соглашениях, подлежали включению в состав расходов в те отчетные (налоговые) периоды, когда у присоединенной компании возникла обязанность по их уплате исходя из условий названных соглашений. Это следует из пункта 1 статьи 272 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 54 НК РФ (в редакции, которая действовала в 2009 году) налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных регистров бухгалтерского учета. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибок.

В настоящем случае искажение налоговой базы в периоды, относящиеся к налоговым периодам, предшествовавшим 2006 году, допущено присоединенной компанией. В ее бухгалтерском учете должна была числиться задолженность перед администрацией округа, образовавшаяся в результате нарушения условий лицензионных соглашений.

Однако эта компания уклонялась от своевременной уплаты отчислений на социально-экономическое развитие округа, так как ошибочно полагала условия лицензионных соглашений ничтожными. После наступления обстоятельств, оказывающих влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль, обществу как правопреемнику надлежало произвести перерасчет налоговых обязательств в периодах совершения ошибок.

Примечание «ДК»

Президиум ВАС РФ определил, что отчисления на социально-экономическое развитие региона, которые пользователи недр обязаны уплачивать на основании лицензионных соглашений, по своей природе не могут рассматриваться в качестве иных обязательных платежей, аналогичных налогам и сборам. В связи с этим момент признания их в качестве расходов определяется не в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ, а согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ: данные расходы учитываются в том налоговом периоде, в котором возникла обязанность по их уплате по условиям лицензионного соглашения, независимо от даты фактической выплаты денежных средств.

Стоит отметить, что ранее специалисты Минфина России в письме от 30.11.05 № 03-03-04/1/399 высказывали противоположную точку зрения при определении даты признания аналогичных расходов, указывая на правомерность применения к ним подпункта 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ.



1. Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых прароотношениях в качестве налогоплательщи­ков или плательщиков сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности, гово­рится: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".
Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в нали­чии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уп­латить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.
2» Не всякий налог (сбор), установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта РФ или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог (сбор).
Важнейшим критерием выступает законность установления нового налога или сбора. Еще в 1997 г. КС РФ отметил, что "налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства"55. Конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов (он же ­основной принцип налогового права - законности и определенности налогового обязательства) развивается:
• в п. 1 ст. 17 НК РФ, где перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установ­ленным законодателем;
Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 года № 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11 прим 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации" в ред. от 19 июня 1997 года" // СЗ РФ. 1997, № 46. Ст. 5339.
• в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения", а также "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сбо­ры, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федера­ции, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налого­вым кодексом Российской Федерации".
Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:
объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;
налоговая ставка; порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены:
плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база; ставка сбора.

Таким образом, если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает.
3. Помимо вышеперечисленных существенных (или обязательных) элемен­тов налогообложения существуют и дополнительные (или факультатив­ные) элементы юридического состава налога. Так, в необходимых слу­чаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
4» Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государствен­ного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необ­ходимых случаях - и органами налоговой полиции. За неисполнение рас­сматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значе­ния обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) уча­ствовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обя­занность по уплате налога (сбора) общим термином "налоговая обя­занность". Это узкий подход к определению понятия "налоговая обязан­ность налогоплательщика или плательщика сбора".
Поэтому следует помнить, что рассматриваемая обязанность является главной, конституционной, но не единственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ, также являются налоговыми по своей сути, так как проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым законодательством. К ним, например, относятся:
обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объек­тов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном поряд­ке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны упла­чивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и т. д.

Эти обязанности носят по отношению к основной конституционной обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов - обязаннос­ти по уплате налогов (сборов) - производный и обеспечительный ха­рактер. Поэтому понятие "налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора" включает в себя как обязанность по уплате налогов (сборов), так и иные обязанности участников налоговых правоотноше­ний, установленные налоговым законодательством.
5. Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекра­щается при наличии определенных оснований, которые устанавлива­ются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно.
Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возникает у налого­плательщика и плательщика сбора с момента появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха­рактеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по упла­те налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом:
стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;
количественная - характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);
физическая - используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате на­лога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.
Под основными видами объектов налогообложения понимаются:
имущество;
• деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;
экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;
иные объекты. Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты фе­деральных, региональных и местных налогов определяются исключи­тельно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения

многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагает­ся несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществля­ется в отношении налогоплательщиков - физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств - недостаточными для исполнения указанной обя­занности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по реше­нию налогового органа. При принятии в установленном порядке реше­ния об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).
Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов:
уплаты налога (сбора) - своевременного и в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязан­ности путем перечисления исчисленной в установленном порядке сум­мы налога в соответствующий бюджет;
смерти налогоплательщика или признания его умершим в порядке, уста­новленном гражданским законодательством (исключение из данного общего правила: задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах сто­имости наследственного имущества);
ликвидации организации-налогоплательщика после проведения ликвида­ционной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фонда­ми) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;
наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (л. 3 ст. 44 НК РФ):
- удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (ст. 24 НК РФ);
- уплата налога за налогоплательщика поручителем (ст. 74 НК РФ);
- взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете (ст. 46 НК РФ);
- погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом (в отношении налогоплательщиков-организаций или налого­вого агента - организации) или судом (в отношении физического лица) взыскания на имущество налогоплательщика (статьи 47 и 48 НК РФ);
- исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизован­ного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ);
- исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим лицом, упёлномо­ченным органом опеки и попечительства управлять имуществом нало­гоплательщика (ст. 51 НК РФ);
- списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ);
- погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (в спорных случаях - по решению суда) с помощью зачета соответствующей суммы по другому излишне упла­ченному или излишне взысканному налогу (п. 5 ст. 78, ст. 79 НК РФ).

Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогопла­тельщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате нало­га. Уплата налога за третье лицо (друга, мужа, сослуживца или тещу) не допускается. Естественно, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (не возбраняется и досрочная уплата налога).

Читайте также: