К экономическим способам регулирования коммерческой деятельности относят налоги льготы и кредиты

Опубликовано: 26.04.2024


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16



Предприятия
Профессиональная деятельность
Организации контроля
Оценочная деятельность
Органы управления

ü все зависит от характера коммерческой деятельности конкретно взятого предприятия

97. Обязательной мерой обеспечения режима коммерческой тайны является:

ü заключение заинтересованными лицами соглашений о неразглашении коммерческой тайны

ü внедрение в хозяйственную практику определенного порядок документооборота на коммерческом предприятии

ü установление регламентированного режима труда конкретно взятого предприятия

98. Проверка принимаемых на работу сотрудников может рассматриваться в качестве одного из способов обеспечения сохранности коммерческой тайны:

ü да, проверку при приеме на работу можно считать одним из внутренних мероприятий по защите коммерческой информации

ü нет, прием на работу - функция кадровых служб, не являющаяся закрытой

ü зависит от характера коммерческой деятельности конкретно взятого коммерческого предприятия

99. Технические средства при защите коммерческой тайны применяются

ü должны использоваться для защиты технологических новшеств, применяемых коммерческими структурами, а не информации

100. Коммерческие структуры могут обладать информацией, которая не может составлять коммерческую тайну:

ü государством четко определен перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну

ü любая информация коммерческих структур составляет коммерческую тайну

ü зависит от самой коммерческой структуры: информация, относящаяся к коммерческой тайне, определяется самой структурой

101. Обязательства по неразглашению коммерческой тайны после увольнения работника действуют в течение определенного срока:

102. За нарушение режима коммерческой тайны предусматривается ответственность:

ü дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ

103. Арбитражные суды могут рассматривать споры о нарушении коммерческой тайны

ü нет, это компетенция гражданских судов

ü споры о нарушении коммерческой тайны должны рассматриваться не судами, а регулироваться переговорами сторон

104. Коммерческое предприятие может запретить другим субъектам рынка использование какого-либо товарного знака:

ü если оно является обладателем исключительных прав на использование именно этого товарного знака

ü коммерческое предприятие не может что-то запрещать или разрешать другим субъектам рынка

ü в случаях перепрофилирования их деятельности

105. Экономические способы регулирования коммерческой деятельности:

ü налоги, льготы, кредиты

ü антимонопольные мероприятия

ü существующий порядок лицензирования и сертификации

106. Стандартизация качества товаров и услуг проводится:

ü обеспечения качества и, в первую очередь, безопасности товаров и услуг

ü для увеличения и расширения ассортимента

ü снижения цен товаров и услуг

107. Регулирование коммерческой деятельности в стране осуществляется:

ü органами власти на трех уровнях: федеральном, региональном и местном

ü федеральным правительством

ü такое регулирование не осуществляется - коммерческая деятельность регулируется рынком

108. Вопросы размещения коммерческих предприятий решаются:

ü местными органами власти и управления

ü региональными органами власти и управления

ü федеральными органами власти и управления

109. Целью государственного антимонопольного регулирования является:

ü поддержание конкуренции, сокращение числа случаев недоброкачественной конкуренции

ü расширение ассортимента и повышение качества товаров и продукции

ü увеличение доходов потребителей

110. Доминирующее положение коммерческого предприятия на рынке - это

ü исключительное положение коммерческого предприятия на каком-либо рынке (доля продукции предприятия - 65% и более)

ü самый широкий ассортимент реализуемых товаров

ü низкие цены в сочетании с высоким качеством реализуемых товаров

111. Недопущение одними коммерческими предприятиями других на рынок расценивается как:

ü ограничение конкуренции

ü сегментирование рынка

112. Малые предприятия допустимо относить к коммерческим:

ü да, большинство малых предприятий являются коммерческими

ü нет, малые предприятия в число коммерческих предприятий не включают

ü можно, но по решению органа власти и управления

113. При отнесении коммерческих предприятий к категории малых учитывается:

ü численность занятых работников

ü количество реализуемых товаров и услуг

ü имеющаяся производственная (торговая) площадь

114. Для осуществления государственной поддержки малого предпринимательства реально используется:

ü льготное налогообложение

ü льготное кредитование

ü формирование льготных закупочных цен

115. Верно ли утверждение "Товар объектом коммерческой деятельности"

ü да, является

ü является в случае его производства

116. Товары подразделяются

ü на классы, классы на группы, группы на виды

ü на виды, виды на классы, классы на группы

ü на группы, группы на классы, классы на виды

117. Классы товаров выделяют

ü по функциональному назначению

ü по срокам реализации

ü по сырьевому составу

118. Верно ли утверждение "Ассортимент товаров имеет значение с точки зрения качества обслуживания населения"

ü да, т. к. ассортимент предоставляет свободу выбора товаров

ü нет, т. к. качество обслуживания обеспечивает персонал

ü имеет в тех случаях, когда ассортимент является универсальным

119. Существует ли различие между понятиями "промышленный ассортимент" и "торговый ассортимент"

ü в первом случае - это продукция (товар), вырабатываемая промышленным предприятием, во втором - это товар, продаваемый торговым предприятием

ü принципиальных отличий нет, так как и в одном, и в другом случаях имеется в виду совокупность разных товаров

ü различия состоят в цене товаров

120. Характеристиками ассортимента являются

ü широта, глубина, полнота

ü эластичность, емкость

ü спрос, предложение, цена

121. Доля отдельных товарных групп в общем объеме называется

ü структура ассортимента

ü номенклатура продаваемых товаров

ü часть товарного предложения

122. Спрос влияет на формирование ассортимента

ü так как спрос определяет ассортимент

ü так как спрос определяется уровнем доходов, а не количеством предложенного товара

ü только в предприятиях, занимающихся розничной продажей

123. Ассортиментный перечень товаров - это

ü та часть ассортимента, которую коммерческое предприятие постоянно должно иметь в продаже

ü та часть ассортимента, которую коммерческое предприятие постоянно должно иметь в продаже

ü перечень реализуемых товаров

124. Существуют ли особенности формирования ассортимента в торговых предприятиях

ü да, процессам формирования ассортимента в торговле присущи определенные особенности

ü нет, ассортимент везде формируется одинаково

ü нет, ассортимент везде формируется одинаково

125. Соотношения понятий "товарное предложение", "товарные запасы", "товарные ресурсы"

ü самое широкое понятие - "товарное предложение", более узкое - "товарные ресурсы" и конкретное "товарные запасы"

ü самое широкое понятие - "товарные ресурсы", более узкое - "товарное предложение" и конкретное "товарные запасы"

ü самое широкое понятие - "товарное предложение", более узкое - "товарные запасы " и конкретное "товарные ресурсы"

126. Товарные запасы включаются в состав товарных ресурсов

ü да, наряду с поступлением товаров

ü да, но только в торгующих коммерческих предприятиях

127. Единицы, применяемые при измерении относительных товарных запасов

ü дни товарооборота

ü натуральные единицы (шт., кг.)

ü стоимостные единицы (руб.)

128. Экономическое содержание товарооборачиваемости - это

ü кругооборот товаров в коммерческом предприятии

ü скорость продажи товаров в коммерческом предприятии

ü объем закупки товаров коммерческим предприятием

129. Связь между временем и скоростью товарного обращения состоит в следующем

ü с увеличением скорости товарного обращения его время уменьшается

ü с увеличением скорости товарного обращения увеличивается и его время

ü время товарного обращения практически не зависит от его скорости

130. Договорная работа - часть работы коммерческого предприятия по формированию хозяйственных связей

ü нет, это сфера ответственности юридической службы, а формирование хозяйственных связей - коммерческой службы предприятия

ü зависит от содержания конкретного договора

131. Документ, являющийся основным при формировании хозяйственных связей коммерческих предприятий

Кликните по вопросу, чтобы узнать ответ
  • Рабочим документом предприятия, в котором оно ставит свои цели и детально прорабатывает пути их достижения, является:
  • Какое из утверждений верно: «Коммерческие предприятия и организации…
  • Что не относится к внешнему источнику финансовых ресурсов предприятия:
  • Капитал может выступать в двух формах:
  • К факторам роста издержек, зависящим от предприятия, относится:
  • К функциям оптового товарооборота не относится:
  • К системам оплаты труда не относится:
  • Розничная цена велосипеда НЕ включает:
  • Назовите основные виды предпринимательства:
  • В чем сущность постоянных затрат предприятия:
  • Что не входит в состав основных фондов предприятия:
  • К внешним факторам, влияющим на объем полученной прибыли, относятся:
  • Механизм минимальной социальной защиты государства не включает:
  • Предприятие прибегает к лизингу оборудования, если:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • Самостоятельная, инициативная деятельность граждан или юридических лиц, не запрещенная законом, направленная на получение прибыли, это:
  • В чем сущность переменных затрат предприятия:
  • Какое из утверждений неверно:
  • Какой из перечисленных видов цен не относится к классификации цен по стадиям ценообразования :
  • Какая организационно-правовая форма не относится к коммерческим предприятиям:
  • В состав финансов организаций, предприятий, учреждений не входят:
  • Показателем, характеризующем стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника, является:
  • Какие факторы наиболее влияют на покупательский спрос:
  • В каком разделе бизнес-плана анализируется ценовая политика и методы стимулирования продаж:
  • От каких факторов не зависит эффективность использования основных фондов:
  • Методом финансового планирования является:
  • Одежда продается населению:
  • Если темп прироста реализации равен +5%, темп роста прибыли равен 105%, то рентабельность:
  • Какой из разделов бизнес-плана в сжатой форме представляет основные идеи бизнес-проекта:
  • Как называется долгосрочная аренда имущества с правом последующего выкупа:
  • Что относится к внутреннему источнику финансовых ресурсов предприятия:
  • Что понимается под товарооборотом торгового предприятия:
  • Прибыль торгового предприятия это:
  • Фондовооруженность рабочего это:
  • Какие факторы влияют на формирование цены:
  • Факторами роста производительности труда являются:
  • Основные фонды учитываются:
  • Выручка предприятия выросла на 6%, прирост стоимости основных фондов составил +4%, штат предприятия увеличился на 10%. Это свидетельствует о том, что.
  • Условием стабильности предприятия является:
  • Прирост стоимости основных фондов составил + 4%. Численность штата предприятия возросла на 6%, а производительность труда в среднем увеличилась на 0,5%. Заключение какого экономиста Вы считаете справедливым:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • Какие основные элементы включает в себя цена:
  • Как называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль:
  • Под распределением прибыли понимается:
  • В состав внереализационных расходов не включают:
  • В тарифную систему не входит следующий элемент:
  • К ненормируемым оборотным средствам относятся:
  • К относительным показателям деятельности предприятия не относится показатель:
  • Через цены осуществляется связь между производством и потреблением. Цена в этом случае выполняет функцию:
  • Назовите два основных метода ценообразования:
  • Какое из перечисленных понятий отражает абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени:
  • К какой категории персонала предприятия относится бухгалтер:
  • Какие цены (тарифы) являются регулируемыми в РФ:
  • Рентабельность капитала показывает:
  • Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует о:
  • Назовите основные формы собственности:
  • Что является «имущественным комплексом, предназначенным для достижения какой-либо хозяйственной цели»:
  • Что не относится к основным фондам предприятия:
  • Какие из перечисленных ниже затрат можно отнести к переменным:
  • Какие из представленных видов оборотных средств являются ненормируемыми:
  • Норма численности работников – это показатель…
  • Какая организационно-правовая форма не относится к некоммерческим организациям:
  • Внереализационными расходами являются:
  • Чистая прибыль это:
  • Темп роста продаж составляет 106%. Уровень нетто-валового дохода возрос на 2%,а Уровень издержек обращения возрос на 1%. Мнение какого экономиста Вы считаете неверным:
  • Какой показатель не характеризует уровень использования основных производственных фондов:
  • К внешним факторам, влияющим на объем полученной прибыли
  • Оплата денежных подарков, социо-культурных мероприятий осуществляется предприятием за счет средств:
  • Среднесписочная численность работников – это показатель…
  • Что не является сферой государственного регулирования экономики
  • Явочная численность работников – это показатель…
  • Что характеризует показатель фондоотдачи:
  • Длительность одного коммерческого цикла характеризуется показателем
  • К переменным затратам не относятся:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • К какой категории персонала предприятия относится экономист
  • Факторами роста производительности труда не являются:
  • Производственная структура предприятия включает в себя:
  • Материальные затраты включают в себя расходы на:
  • Помимо оклада, работник может также получать:
  • Основной капитал предприятия включает в себя:
  • К внутренним факторам, влияющим на объем полученной прибыли, относятся:
  • Что относится к имуществу организации:
  • Длительность коммерческого цикла называется:
  • Процесс перенесения стоимости изношенной части основных фондов на созданную продукцию называется:
  • В состав основных фондов не включаются:
  • Что не относится к основным фондам предприятия:
  • Средства фонда потребления могут быть направлены на:
  • Какого вида логистики не существует:
  • К оборотным производственным фондам НЕ относится:
  • Факторами роста производительности труда не являются:
  • Прирост выручки торгового предприятия составил +7%. Одновременно произошел рост издержек обращения на 6% (в т.ч. прирост расходов на повременную оплату труда - +8%, прирост расходов на рекламу (размещение рекламы в журнале) - +0,4%). Мнение какого экономиста неверное
  • Издержки, сумма которых растет пропорционально объему товарооборота, называются:
  • На ускорение товарооборачиваемости не влияет:
  • Показатель фондоемкости является обратным показателем…
  • Какое из определений розничного товарооборота является верным
  • Какая из перечисленных не является функцией цен:
  • На размер торговой наценки влияет:
  • Выручка(нетто) торгового предприятия составила 20 млн.руб. При этом Уровень валового дохода составил 25%, а Уровень издержек обращения составил 15%. Прибыль торгового предприятия будет равна:
  • К нематериальным активам не относятся:

Рабочим документом предприятия, в котором оно ставит свои цели и детально прорабатывает пути их достижения, является:

Какое из утверждений верно: «Коммерческие предприятия и организации…

имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

К экономическим принципам налогообложения относят принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономической эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий. Второй уровень — юридические принципы налогообложения. Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

1. Мировая история

Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий.

Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917):

1. Финансовые принципы организации налогообложения:

  • достаточность налогообложения;
  • эластичность (подвижность) налогообложения.
2. Народнохозяйственные принципы:

  • надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
  • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения.
3. Этические принципы, принципы справедливости:

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.
4. Административно-технические правила или принципы налогового управления:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налога;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.
Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

2. Российская современность

  1. Принцип законности налогообложения;
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
  3. Принцип справедливости налогообложения;
  4. Принцип публичности налогообложения;
  5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
  6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
  7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
  8. Принцип определенности налоговой обязанности;
  9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
  10. Принцип единства системы налогов и сборов.
Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:

  • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
  • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
  • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «…При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

Аннотация. Данная научная работа, написана на основании проведенного анализа, в частности было изучено действующее законодательство РФ. В конечном итоге, работа раскрывает содержание правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ. В данной работе рассматриваются вопросы правового регулирования всех сфер предпринимательской деятельности. Была изучена взаимосвязь между нормами публичного и частного права и поставлены вопросы по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы предпринимательской деятельности в современной России.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые развиваются при применении законодательства в сфере правового регулирования бизнеса.

Целью данного исследования является всестороннее изучение проблем правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности, а также разработка предложений по совершенствованию современного российского законодательства в этой области.

Предпринимательское право это есть отрасль права, а именно совокупность правовых норм, регулирующих взаимосвязь частных и государственных интересов при организации и ведении предпринимательской (хозяйственной) деятельности [1, С. 34].

На сегодняшний день, в Российской Федерации предпринимательство является наиболее распространенной формой бизнеса. Однако на данный момент в России нет единого подхода для определения статуса индивидуального предпринимателя, это приводит к трудностям в правовом регулировании деятельности частных предпринимателей, недопониманию и усугублению противоречий между их экономическим статусом и правовым положением. Практика развития малого предпринимательства за рубежом, а так же изменения в экономике, социальной и политической среде за последние десятилетия дали нам понять, что данная ниша достаточно перспективна и положительно влияет как на развитие экономической составляющей страны в целом, так и на улучшение благосостояния людей, проживающих в государстве. Благодаря увеличению числа индивидуальных предпринимателей решается проблема безработицы, повышение уровня жизни отдельных граждан, а так же лиц без гражданства, или граждан других государств, оборот товаров и наращивание производства.

С момента начала становления предпринимательства в России законодательная система, касательно правового статуса индивидуальных предпринимателей, шагнула далеко вперед. Однако в данном вопросе остается еще очень много пробелов, и актуальность исследования обуславливается недостаточностью правоприменительных норм к предпринимательскому статусу и необходимостью дальнейшего изучения в этом направлении. Основная цель науки предпринимательского права - совершенствование всей отрасли, всех областей ее применения. Коммерческое право основано на гражданском праве, которое содержит большинство норм частного права.

Граждане государства, становясь участниками хозяйственных правоотношений, независимо от вида предпринимательской деятельности, стремятся к определенным материальным или имущественным выгодам [2]. Предприниматели являются физическими лицами, поэтому предпринимательское право является исключительно частным [3, С. 54].

При этом граждане, которые не имеют статус индивидуального (частного) предпринимателя, не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за получение льгот или прибыли, при осуществлении не законной хозяйственной деятельности, а предприниматели могут.

Иными словами, лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, находятся под контролем государственных служб и органов, что свидетельствует о публичном характере права. Очевидно, что полное правовое регулирование деятельности предприятий основано на законодательных решениях органов государственной власти, но это не может дать точного представления ни о структурах правоотношений между государственным и частным секторами, ни о соответствующих отраслях права.

Установление ограничений личных прав и свобод является необходимостью для каждого государства, что достигается при описании общественных отношений в сложных нормативных правовых актах государства. Но в каждом из этих нормативных правовых актов можно найти разделение на конкретные нормы частного и публичного права. По отношению к отрасли предпринимательского права, включающей однородные правовые нормы, законодательная сфера сложна, так как нормативные акты, ее образующие, состоят из норм различных отраслей права. В одних ситуациях под нормативными актами понимаются нормы одной юридической ветви, в других - нормы нескольких.

В современный период, многие контролирующие ведомства пытаются доказать необходимость собственного существования, повсеместно регулируя общественные отношения в области прав и обязанностей субъектов предпринимательства. Это достигается путем издания постановлений, указов, технических инструкций, пояснений, рекомендаций и.т.д., на самом деле, самый простой способ законодательного регулирования - это наложение запретов. Говоря просто: "если вы не знаете, как это сделать правильно, запрещайте". Мы убеждены, что сегодня законодательное регулирование в сфере бизнеса стало чрезмерным, что препятствует необходимому позитивному экономическому развитию [4]. В праве присутствует огромное количество подзаконных актов и нормативных актов приводит к тому, что субъекты предпринимательской деятельности не успевают с ними ознакомиться, изучить. Огромное количество подзаконных актов - это то, что не соответствует здравому смыслу, существующей юридической логике.

Это отчетливо видно в сфере административного законодательства: в последнее время возрастает количество составов административных правонарушений, увеличивается число видов административных наказаний, увеличиваются штрафы и их размеры не соответствуют уровню общественной опасности совершенных противоправных действий.

Зачастую помимо наложения административного штрафа, применяются дополнительные наказания, в виде административного приостановления деятельности.

В современном административном процессе полностью утрачена логика, утрачено понятие "процессуальная экономия", когда приоритетными считались простые и эффективные решения [5, С. 112]. Так, например, сейчас вполне нормально подавать в суд одновременно на несколько субъектов (физических лиц, юридических лиц, должностных лиц и т. д.), а после различным ведомствам выносить предписания, об устранении выявленных нарушений.

Нельзя не отметить, что еще одной проблемой предпринимательского права, является отсутствие его кодификации. В настоящее время в Российском праве отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий предпринимательскую деятельность. Мы же считаем, что на современном развитии системы права, необходим кодекс предпринимательского права, четко регулирующий все общественные отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности.

Думается, что все вышеперечисленные недостатки законодательного процесса, являются причинами коррупционных факторов, образующихся в сфере предпринимательской деятельности, а также факторами навязанной коррупции. Думается, что пришло время полностью изменить способ принятия законодательства. Сегодня мы должны сосредоточиться на анализе существующей нормативной базы, мониторинге ее эффективности, систематизации законодательства. Это должно применяться ко всем отраслям права.

Поэтапное решение вышеперечисленных законодательных проблем в указанных областях смогло бы помочь предпринимательскому праву адаптироваться к современным условиям экономики, а так же подтолкнуть к развитию правовой теории индивидуального предпринимательства в Российской Федерации и утвердить их правовой статус в существующей законодательной системе

Поэтому конкретизация правовых норм, проведение исследований и анализ действующего законодательства в отношении рассматриваемых субъектов предпринимательского права, применение предложенных мер по улучшению в данной области крайне важно на сегодняшний день для экономической политики государства.

Список литературы
1. Гражданское право: учебник: с учетом новой редакции Гражданского кодекса РФ (Федеральных законов № 223-Ф3, 245-Ф3, 251-Ф3): [с изменениями, внесенными Федеральными законами № 142-Ф3, 167-Ф3, 187-Ф3, 222-Ф3, 223-Ф3, 245-Ф3, 251-Ф3 по состоянию законодательства на сентябрь 2020 г.] / [С. С. Алексеев и др.]. - 4-е изд. - Москва: Проспект : Екатеринбург, Институт частного права, 2018. - 434 с.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2020) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, № 5, ст. 410.
3. Гражданское право: учебник: с учетом новой редакции Гражданского кодекса РФ (Федеральных законов № 223-Ф3, 245-Ф3, 251-Ф3): [с изменениями, внесенными Федеральными законами № 142-Ф3, 167-Ф3, 187-Ф3, 222-Ф3, 223-Ф3, 245-Ф3, 251-Ф3 по состоянию законодательства на сентябрь 2020 г.] / [С. С. Алексеев и др.]. - 4-е изд. - Москва : Проспект : Екатеринбург, Институт частного права, 2018. - 434 с.
4. Юридические лица и их государственная регистрация. Постатейный комментарий к статьям 48-65 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». - М.: Статут, 2020. — 525 с.
5. Гражданское право: учебник / С. С. Алексеев и др. – Москва: Проспект, 2019. – 434 с.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Читайте также: