К чему ведет повышение акцизов

Опубликовано: 15.05.2024


2 июля 2013 года Госдума одобрила в первом чтении законопроект об индексации ставок акцизов в 2014-2016 годах (проект федерального закона "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", далее — законопроект). Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 297819-6 (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=297819-6).
Рост акцизов затронет многие товары, а существенный — табачную продукцию.

Повышение акцизов на табак — спасение или угроза для нации?

Уровень курения в России крайне высок. По оценке Министерства здравоохранения Российской Федерации, в России от болезней, связанных с курением (как правило, от раковых и сердечно-сосудистых заболеваний), ежегодно преждевременно умирает около 350 тыс. человек.

Целью повышения акцизов на табачную продукцию является противодействие курению. Одним из самых действенных инструментов государственной политики в борьбе с ним, как на международном, так и на государственном уровне считаются меры, влияющие на цену сигарет (акцизы на табачную продукцию, пошлины на сырье, введение минимальной цены за пачку сигарет). Такие меры позволяют предотвратить начало курения, стимулирует курильщиков отказаться от потребления табака вообще или курить меньше.

Планируется, что в 2014 году минимальная специфическая ставка акциза на сигареты будет проиндексирована на 42% к уровню 2013 года, в 2015 году – на 20% и в 2016 году – на 28% к предыдущему году соответственно. Таким образом, к 2015 году сигареты будут стоить около 110 руб. за пачку, в то время как сегодня средняя рыночная стоимость одной пачки сигарет премиум-класса составляет примерно 50-60 руб. Помимо этого, 21 июня 2013 года, на ежегодном международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава министерства здравоохранения Вероника Скворцова сообщила о планах правительства по повышению акцизных ставок на табачные изделия, где цена сигарет может стоить около 220 руб. за пачку.

По данным ФОМ более половины респондентов (47%) положительно относятся к предложению повысить цены на сигареты, при этом 36% - отрицательно, а 17% затруднились ответить на заданный вопрос. 1

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что индексация акцизов производится в рамках реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, а также с учетом необходимости гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию с государствами-членами Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Российская Федерация). Хотя ставки акцизов на сигареты в этих странах в текущем году за 1 тыс. штук составляют: в Беларуси — 5,9 евро, в Казахстане — 7,8 евро, в Российской Федерации — 24,8 евро (Директива Совета Европейского Союза 92/79/ЕЭС от 19 октября 1992 г. о сближении налогообложения сигарет и Директива Совета и Директива Совета Европейского Союза 92/80 ЕЭС от 19 октября 1992 г. о сближении налогообложения на переработанный табак, иной, чем сигареты).

При этом по размеру акцизов Россия отстает от стран с хорошо развитой экономикой. В большинстве европейских стран акциз на табак достигает 66% средневзвешенной рыночной цены. Например, в Болгарии и Румынии акциз составляет 64%, а к 2020 году он может вырасти еще. В Германии самая дешевая пачка сигарет стоит около 5 евро (или 215 руб.), в Ирландии около 6 евро (260 руб.), а в Болгарии — 3 (130 руб.).

Российский бюджет получает всего 0,5% своих доходов от табака, в то время как, например, в Турции – 10%. Поэтому, сигареты в России дешевле не только по сравнению со странами с хорошо развитой экономикой, они намного дешевле, чем в развивающихся странах (Турции, Таиланде и Грузии).

Тем не менее государство может не получить дополнительные поступления в свой бюджет от роста акцизов на табак, что приведет к его дефициту. "Речь идет о существенных суммах. В Турции, к примеру, после роста цен на сигареты и увеличения доли нелегального рынка до 16% сумма недополученных налогов оценивалась в $ 2,8 млрд. Для России каждый процент рынка, уходящий "в тень", будет означать около 3,4 млрд рублей потери для бюджета. Причем стоимость этого процента будет расти – в 2014 году она составит уже 4 млрд, а в 2015 – 4,6 млрд рублей", - отмечает Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия".

В России сигареты подорожают постепенно.

Министерство финансов Российской Федерации предлагает устанавливать ставки акциза в одинаковом размере на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра. Согласно проекту документа "Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", для разных временных периодов установлены следующие ставки акциза на сигареты (таблица).

Таблица. Ставки акциза на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра

Период Ставка акциза за 1000 штук, руб. Расчетная стоимость, исчисляемая исходя из максимальной розничной цены за 1000 штук
С 1 января по 30 июня 2012 года 360 + 7,5%, но не менее 460 руб.
С 1 июля по 31 декабря 2012 года 390 + 7,5%, но не менее 510 руб.
С 1 января по 31 декабря 2013 года 550 + 8%, но не менее 730 руб.
С 1 января по 31 декабря 2014 года 800 + 8,5%, но не менее 1040 руб.
С 1 января
по 31 декабря 2015 года
960 + 9%, но не менее 1250 руб.
С 1 января
по 31 декабря 2016 года
1200 + 9,5%, но не менее 1600 руб.

Рост акцизов значительно поднимет цену сигарет. "Повышение розничных цен на сигареты за счет роста акциза отразится на потребителях. Согласно различным исследованиям, если затраты на сигареты превышают 8% ежедневного располагаемого дохода, покупатель потенциально готов перейти на более дешевый продукт. В некоторых случаях это более бюджетные марки, но так как в России около 60% курильщиков выбирают недорогие сигареты и сигареты эконом-сегмента, то альтернативой для желающих сэкономить может стать нелегальная табачная продукция", - полагает Александр Лютый.

А высокая цена скорее всего приведет к тому, что рынок табачной продукции превратится в "черный". "Как показывает международный опыт, в странах, где был отмечен резкий рост акцизов и, как следствие, увеличение стоимости сигарет, существенная доля табачного рынка уходила "в тень". При этом снижение потребления табака в этих странах не было столь значительным", - отмечают в "БАТ Россия".

Наибольший процент периодических курильщиков в России, по данным последнего Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS) 2 , был выявлен среди школьников в возрасте от 15 до 18 лет (8,7 %). Они будут вынуждены покупать дешевые либо "нелегальные" сигареты, таким образом нанося вред своему здоровью и "подпитывая" теневой рынок табака.

Тем не менее, мнение экспертов является отличным от выработанных Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака принципов. Так, согласно ст. 6 этой конвенции стороны признают, что ценовые и налоговые меры являются эффективным и важным средством сокращения потребления табака различными группами населения, особенно молодежью.

В 2009 году Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (Russian Longitudinal Monitoring Survey) установила зависимость между ценой и числом ежедневно выкуриваемых сигарет: чем выше цена, тем меньше спрос на них и наоборот. Данная зависимость характеризует реакцию курильщиков на изменение цен, а с другой - подтверждает необходимость существенного повышения акцизов на табак, так как незначительное повышение не окажет должного эффекта.

Эксперты полагают, что для предотвращения возможного ухода табачной продукции в "тень" необходимо увеличивать акцизы на табак так, чтобы они соответствовали покупательской способности населения страны. Например, поэтапно.

Предполагается, что повышение акцизов на сигареты приведет к тому, что, во-первых, произойдет снижение спроса на табачную продукцию, как следствие уменьшение объема собранных средств в государственный бюджет, что повлияет на программу лечения никотиновой зависимости, ведь полученные заболевания нужно лечить вне зависимости от того, сколько курильщиков останется в стране. Во-вторых, следует ожидать рост заболеваний, вызванных употреблением некачественного табака, а, следовательно, и средств на их лечение понадобится больше.

Основные заболевания, к которым приводит курение, - это болезни органов дыхания, эмфизема легких, хронический бронхит, сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, инфаркт, язвенные и онкологические заболевания. Расходы на лечение заболеваний, спровоцированных курением, обходятся дорого и самому курильщику, и государству (если он лечится не за свой счет). Так, из доклада Общественной палаты Российской Федерации "Табачная эпидемия в России: причины, последствия, пути преодоления" следует, что в России, каждый 14-й рубль при оказании госпитальной помощи затрачивается на лечение заболеваний, связанных с курением.

Таким образом, рост акцизов на табачную продукцию приведет, как минимум, к необходимости решать ряд задач по:

  • сохранению уровня жизни и здоровья населения;
  • увеличению поступлений в государственный бюджет;
  • предотвращению роста "черного" рынка в России.

Материалы по теме:

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

К чему приведет повышение акцизных ставок?

Повышение акцизных ставок на ввозимые на территорию Азербайджана подакцизные товары может привести к увеличению количества контрафактной продукции на прилавках магазинов.

Такое мнение в беседе с Media.Az высказал глава Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов.

Напомним, что согласно внесенным изменениям в «Ставки акцизов на ввозимые на территорию Азербайджанской Республики подакцизные товары», с 10 февраля были повышены акцизные ставки на ввозимые в страну алкогольные и безалкогольные энергетические напитки и жидкости для электронных сигарет.

За литр алкогольных энергетических напитков уже взимается акцизный налог в размере 2 манатов, безалкогольных энергетических напитков – 3 манатов, жидкости для электронных сигарет - 20 манатов. В то же время за каждую единицу сигар, содержащих табак, в том числе с обрезанными концами, начали взимать акцизный налог в размере 1 маната.

В настоящее время к ввозимым в страну изготовленным из табака сигарам, в том числе с обрезанными концами, применяется акцизная ставка в размере 20 манатов за 1000 штук. Акцизная ставка на ввоз изготовленных из табака и его заменителей сигарилл осталась в размере 20 манатов за 1000 штук. Акцизная ставка на ввоз изготовленных из табака и его заменителей сигарет повысилась с 12 манатов до 28 манатов за 1000 штук.

По словам Эюба Гусейнова, повышение акцизов будет способствовать увеличению количества контрафактной продукции на прилавках местных магазинов.

«Мы всегда ратовали за повышение акцизных ставок на алкогольные и табачные продукции, что должно усложнять доступ потребителей к ним, так как они в большинстве своем несут вред здоровью человека. Поэтому мы приветствуем повышение акцизных ставок по данным продуктам.

Тем не менее, нельзя не признать, что повышение акцизов приведет к увеличению числа фальшивых и еще более опасных для здоровья товаров. Все мы помним, как в Шеки было обнаружено производство фальшивых сигарет под марками «Шеки» и «Карван», в которых содержание опасных для организма человека веществ на более чем 60% превышало допустимую норму. Поэтому государственные структуры должны усилить работу по борьбе с незаконными производителями контрафактной продукции на территории Азербайджана, а таможенные структуры должны активнее контролировать ввозимые в страну товары», - сказал Эюб Гусейнов.

Учитывая вероятность увеличения контрафакта, возникает вопрос о целесообразности повышения акцизных ставок. Эюб Гусейнов убежден в необходимости повышения ставок. «Несмотря на опасения повышения числа фальшивых продуктов, считаю, что это необходимо было сделать, так как усложнив гражданам доступ к алкоголю, мы, в первую очередь, заботимся об их здоровье. Любая алкогольная и табачная продукция, легальная или нет, вредна для здоровья, и мы заинтересованы в том, чтобы ее было меньше. К тому же, повышение акцизных ставок позволит увеличить доходность бюджета.

При этом соответствующие структуры должны больше вести просветительскую работу среди населения, чтобы люди владели информацией о том, какая продукция является контрафактом, а какая нет. Работа по борьбе с фальшивой продукцией не должна ограничиваться только алкоголем и табаком, а также энергетиками. К примеру, сегодня мне отправили образец фальшивого протеза для глаз, который может также нанести вред здоровью человека. Необходимо повышать контроль во всех областях», - заключил Эюб Гусейной.

В свою очередь, как считает доктор экономических наук, профессор Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Эльшад Мамедов, ожидать увеличения контрафактной продукции не стоит.

«В действительности, производить контрафактную продукцию достаточно сложно, как с точки зрения безопасности, так и затрат. К тому же при наличии соответствующих государственных структур, которые должны этому противодействовать, думаю, деятельность таких организаций можно легко пресечь.

Что касается внедрения этих акцизов и их влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, то, конечно же, их наличие будет влиять на показатели реальной инфляции. Потому, что данная продукция, хотим мы того или нет, востребованная. Как правило, повышение акцизов приводит и к увеличению конечных цен, что влияет на инфляционные процессы», - сказал в беседе с Media.Az Эльшад Мамедов.

По его мнению, сдерживанию инфляционных процессов может способствовать налаживание качественного собственного производства. «Причем это касается не только алкогольной и табачной продукции, но и других сфер. Здесь речь идет о полном цикле производства внутри страны. Пока мы не добьемся этого, будем сильно зависеть от импорта, что негативно влияет на нашу экономику.

Кстати, в соответствии с решением Кабинета министров, наряду с импортными пошлинами, к ним будут относиться и акцизы. Хотя согласно экономической теории, акцизы не должны относиться к продукции, которая ввозится в страну. Таким образом, сейчас мы будем наблюдать двухстороннее обложение фискальными механизмами, то есть с одной стороны есть тарифные пошлины, а с другой введены акцизы. Все это приводит к наращиванию ценового сегмента и расходы на потребление данных видов товаров у населения существенно возрастут. Впрочем, есть и позитивный момент. Учитывая, что в данном случае речь идет о вредных товарах, то повышение акцизных ставок может снизить их потребление. Хотя, признаюсь, у меня на этот счет есть сомнения», - предположил эксперт.

По мнению профессора, повышение акцизных ставок на алкогольную, табачную продукцию и энергетические напитки может не привести к увеличению поступлений в госбюджет.

«Мировая практика и экономический анализ указывают на то, что экономика страны серьезно не выигрывает от повышения налоговых сборов и ужесточения фискальной политики. Напротив, экономическая выгода ощущается в случае смягчения фискальной политики, за счет так называемого эффекта Лассера, когда увеличивается налогооблагаемая база. Это более позитивно влияет на объем поступлений в госбюджет. Повышение акцизных ставок на ввозимые товары полезно в том случае, если хорошо развито импортозамещение.

То есть, если эти товары имеют достойную альтернативу в виде местной продукции. Если же местного производства нет, то добиться реальных экономических выгод путем повышения налоговых пошлин практически невозможно», - заключил Эльшад Мамедов.

В России могут повысить акцизы на сигареты в следующем году. Минфин предлагает увеличить ставки акцизов не на запланированные 4%, а сразу на 20%. Рассказываем, как это отразится на стоимости сигарет и что думают курильщики и Минздрав об этой инициативе.


Пачка на 20 рублей дороже

Действующая версия Налогового кодекса предусматривает увеличение ставки акцизов на сигареты на 4% в 2021 году. В Минфине же подготовили проект поправок в кодекс. В министерстве отметили, что на фоне роста бюджета в условиях пандемии повышение акцизов на 20% позволит обеспечить выполнение социальных обязательств со стороны государства.

Согласно расчетам экспертов, в таком случае розничная цена пачки сигарет увеличится на 20 рублей и средняя стоимость пачки вырастет до 140 рублей. Документ уже одобрен комиссией по законопроектной деятельности. В ближайшее время предложение будет рассмотрено на заседании кабмина.

Курильщики недовольны

У многих российских курильщиков новость о возможном увеличении табачного акциза на 20% вызвала непонимание. "Это очень рискованное решение. Рискованное не только потому, что возможны какие-то социальные непонимания со стороны курильщиков. Почему вдруг из множества подакцизных товаров в РФ такими темпами подорожает только один товар – табачные изделия?" – задает вопрос президент Российского сигарного союза, исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков Андрей Лоскутов.

По мнению Лоскутова, курильщики являются самыми законопослушными потребителями и все предыдущие годы мирились с плавным повышением акцизов. "Права курильщиков уже ни во что не ставятся давно. Как видите, это не мешает курильщикам жить и развиваться. До сегодняшнего дня Минфин вел очень грамотную политику, нам "хвост откусывали" по маленькому кусочку, каждый год 4%. Это нормально, мы к этому привыкали", – отметил Лоскутов.

Лоскутов предполагает, что при повышении табачного акциза на 20% люди не перестанут покупать сигареты, в стране просто увеличится доля контрафакта. "Наши предположения таковы, что, получив деньги за счет пятикратного повышения акцизной нагрузки на табак, государство потеряет больше, чем получит. Потому что уже сейчас уровень контрафакта и нелегальной табачной продукции составляет 15%. И, по нашим прогнозам, это как минимум удвоится. В таком случае каждая третья пачка в России пойдет мимо бюджета", – подчеркнул Лоскутов.

Бутылка воды дороже, чем пачка сигарет


В Минздраве РФ, наоборот, полагают, что резкое повышение акциза на табачную продукцию является правильным решением со стороны государства. И если посмотреть на уровень акцизов среди стран европейского региона ВОЗ, Россия от них отстает.

"Если будет подорожание пачки сигарет хотя бы на 20 рублей – это хороший шаг вперед, – считает член координационного совета Минздрава РФ по борьбе против табака Виктор Зыков. – Но для того чтобы снижение потребления табака было гарантированным, необходимо повышать акцизы более высокими темпами. Нам как минимум надо повысить акциз в 2-3 раза, чтобы цена сигарет наиболее эффективно снизила распространенность курения".

Зыков подчеркнул, что такие меры позволят сделать табачную продукцию недоступной для подростков. "Сигареты – это не молоко и не хлеб. У нас сегодня бутылка воды в кинотеатре стоит дороже, чем пачка сигарет, то есть вполне доступна молодому поколению", – отметил эксперт.

По мнению Зыкова, такие меры не являются нарушением прав курильщиков, государство, наоборот, таким способом защищает здоровье граждан. С учетом того, что табачные продукты убивают половину своих потребителей и приводят к их преждевременной смерти, условия продажи сигарет должны быть строже, а сам продукт – менее доступен. "Если люди выбирают такой стиль жизни, надо осознавать, что для этого нужны деньги, а не жаловаться потом, что им "не дают загонять себя в гроб", – подчеркнул Зыков.

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал)

УДК 336.2

Основной причиной широкого распространения акцизного обложения со времен глубокой древности и до наших дней являются его ощутимые фискальные выгоды и высокая скорость их получения.

Акциз - косвенный налог, включаемый в цену товара и оплачиваемый покупателем. К тому же косвенные налоги (акцизы) имеют регрессивный характер, и вследствие этого их широкое применение нецелесообразно. Но при этом акцизы являются наиболее собираемыми налогами в России. В структуре доходов федерального бюджета на 2014 г. доля акцизов составляет примерно 4,3% [1]. В федеральный бюджет предусмотрены поступления от акцизов в размере около 400 млрд руб.

Исследование акцизного налогообложения имеет особое значение потому, что налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно влиять на процесс ценообразования и на структуру потребления. Одной из главенствующих проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. К факторам, негативно влияющим на сбор косвенных налогов относятся: спад производства, тяжелое финансово-экономическое положение предприятий, рост неплатежей предприятий, предоставление большого количества льгот и отсрочек, уклонение от уплаты налогов.

Основными проблемами акцизного налогообложения также являются сложность механизма исчисления и уплаты налога, а также различные нововведения в главу 22 НК РФ. Непостоянство в налоговой системе вызывает трудности при исчислении, моменте определения налоговой базы, методе начисления налога, в применении налоговых льгот и т. д. Необходимо усиление контроля и ответственности налоговых органов за всеми операциями, совершаемыми каждой организацией во всей цепочке уплаты в бюджет налога, а также проверка документов, подтверждающих совершение таких операций и уплату налога в бюджет.

В первую очередь, власти используют акцизы для того, чтобы стимулировать отказ от вредных привычек. Это способствует улучшению качества и увеличению продолжительности жизни. Борьба с алкоголизмом и табакокурением позволит наиболее целенаправленно распределять расходы на здравоохранение, ограничить употребления алкоголя и табакокурения несовершеннолетними и сократить случаи вождения в нетрезвом состоянии.

Однако, высокие ставки акцизов (например, акциз на крепкий алкоголь за последние пять лет вырос на 138% — с 210 рублей в 2010 году до 500 рублей в текущем 2014) ведут к росту нелегального производства алкоголя, что наносит значительный вред здоровью населения и повышает затраты на здравоохранение. Сюда входит как нелегально произведенный отечественный алкоголь, так и нелегально реализуемая водка из республик Таможенного союза. Также надо учитывать, что в нашей стране велика доля пьющего населения, поэтому запретами и ограничениями решить проблему алкоголизма в стране не возможно. В итоге потребители будут переходить на более дешевые спиртосодержащие заменители, что приведет к уменьшению объемов продаж легальных напитков и снижению поступлений налогов в бюджет. Так, например, сегодня производство водки и коньяка снизилось приблизительно на 15%, а доля суррогатного алкоголя на рынке, по некоторым оценкам, уже достигает 60-65%.

Так же одной из проблем, связанной с взиманием акциза при импорте алкогольной продукции является проблема идентификации вин. В связи с отсутствием в НК РФ пояснений того, какая алкогольная продукция является натуральной. Из-за этого возникают определенные затруднения при осуществлении таможенного контроля достоверности заявляемых при таможенном оформлении сведений, в том числе правильности уплаты акциза. В настоящее время отсутствуют критерии отнесения вин к категории натуральных, что приводит к возможности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности заявлять недостоверные сведения о товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате большое количество виноградных вин, ввозимых в РФ, декларируются как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке.

Необходимо также отметить проблемы повышения акцизов на табачную продукцию. Целью повышения акцизов на табак является борьба с курением, особенно среди молодежи. Но рост цен на табачные изделия не решит проблему пополнения бюджета, а только приведет к появлению рынка контрафактной продукции (в 2014 г. потери бюджета составят 3,7 млрд. руб.). Повышение ставок акциза на сигареты объясняется необходимостью покрытия дополнительных расходов бюджета на медицинское обслуживание курильщиков, так как ухудшение их здоровья влечет повышение расходов на оплату лечения. Повышая акцизы на табачную продукцию, государству приходится не только решать задачи по сохранению уровня здоровья и жизни населения, но и заботиться об увеличении поступлений в государственный бюджет, а также бороться с криминальными рынками в России. Чтобы добиться снижения потребления сигарет, необходимо существенно повышать акцизы на табак. Но акцизы на табачную продукцию должны соответствовать покупательной способности населения, тогда можно будет избежать развития теневого рынка.

Актуальной проблемой является и проблема акцизной политики в отношении нефтепродуктов (топлива) и энергоносителей. Нефть является важным источником пополнения федерального бюджета страны, но изменение ставок акцизов на бензин может привести к росту инфляции.

Низкие цены на бензин подталкивают население покупать больше автомобилей, использовать старые машины, что негативно сказывается на экологической обстановке в городах. При этом транспортная инфраструктура находится в плохом состоянии. Доля расходов бюджета на транспорт и дорожное хозяйство в общем объеме ВВП составило 3,8%, но этого недостаточно для создания эффективной транспортной системы. К 2020г. планируется увеличить инвестиции до 4 - 4,5% ВВП. Воровство, неэкономное расходование выделяемых на дорожное строительство средств, использование некачественных материалов, требуют повышения ставок акцизов на топливо, так как это одно из средств увеличения дохода бюджета. Сохранение низких цен на бензин позволяет сохранять высокий уровень неравенства доходов населения. Поэтому осуществляется дифференциация ставок акцизов в зависимости от экологического класса бензина. В соответствии с индексации ставок акцизов акциз на бензин в 2014 г. 3 класса 10725 руб. за 1 т. (2015 и 2016 гг.-12879 руб. за 1 т.), 4 – 9916 руб. за 1 руб. за 1 т. (2015 и 0216 – 10858 руб. за 1 т.), 5 – 6450 руб. за 1 т. (2015-7750 руб. за 1 т., 2016-9500 руб. за 1 т.), а не соответствующий 3, 4 или 5 классам – 11110 руб. за т. (2015 и 2016 -13322 руб. за 1 т.) [2].

Политика государства должна быть направлена на обеспечение доходности и стабильности всех сфер жизни общества, в том числе и предпринимательской деятельности. Доходность и стабильность бюджета, рост налоговых поступлений должны обеспечиваться за счет экономического роста, а не за счет ужесточения налогового режима. Только тогда будет возможен подъем экономики страны.

Повышение акцизного налогообложения способствует росту доходов бюджета, но впоследствии это приведет к повышению социальной напряженности и отрицательно скажется на экономике страны. Но самое главное, что это осложнит жизнь простым гражданам: повысятся цены на проезд, продукты, коммунальные платежи, и, следовательно, снизится уровень жизни населения.

Увеличение ставок акцизов способствует увеличению доходов бюджета и оказывает влияние на всех участников рыночных отношений, но в конечном итоге может иметь отрицательные последствия для экономики­. Это очень четко характеризует экономическую ситуацию в стране.

23.12.2014, 20:45 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Статья интересна и актуальна, рекомендуется к печати.

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал)

УДК 336.2

Основной причиной широкого распространения акцизного обложения со времен глубокой древности и до наших дней являются его ощутимые фискальные выгоды и высокая скорость их получения.

Акциз - косвенный налог, включаемый в цену товара и оплачиваемый покупателем. К тому же косвенные налоги (акцизы) имеют регрессивный характер, и вследствие этого их широкое применение нецелесообразно. Но при этом акцизы являются наиболее собираемыми налогами в России. В структуре доходов федерального бюджета на 2014 г. доля акцизов составляет примерно 4,3% [1]. В федеральный бюджет предусмотрены поступления от акцизов в размере около 400 млрд руб.

Исследование акцизного налогообложения имеет особое значение потому, что налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно влиять на процесс ценообразования и на структуру потребления. Одной из главенствующих проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. К факторам, негативно влияющим на сбор косвенных налогов относятся: спад производства, тяжелое финансово-экономическое положение предприятий, рост неплатежей предприятий, предоставление большого количества льгот и отсрочек, уклонение от уплаты налогов.

Основными проблемами акцизного налогообложения также являются сложность механизма исчисления и уплаты налога, а также различные нововведения в главу 22 НК РФ. Непостоянство в налоговой системе вызывает трудности при исчислении, моменте определения налоговой базы, методе начисления налога, в применении налоговых льгот и т. д. Необходимо усиление контроля и ответственности налоговых органов за всеми операциями, совершаемыми каждой организацией во всей цепочке уплаты в бюджет налога, а также проверка документов, подтверждающих совершение таких операций и уплату налога в бюджет.

В первую очередь, власти используют акцизы для того, чтобы стимулировать отказ от вредных привычек. Это способствует улучшению качества и увеличению продолжительности жизни. Борьба с алкоголизмом и табакокурением позволит наиболее целенаправленно распределять расходы на здравоохранение, ограничить употребления алкоголя и табакокурения несовершеннолетними и сократить случаи вождения в нетрезвом состоянии.

Однако, высокие ставки акцизов (например, акциз на крепкий алкоголь за последние пять лет вырос на 138% — с 210 рублей в 2010 году до 500 рублей в текущем 2014) ведут к росту нелегального производства алкоголя, что наносит значительный вред здоровью населения и повышает затраты на здравоохранение. Сюда входит как нелегально произведенный отечественный алкоголь, так и нелегально реализуемая водка из республик Таможенного союза. Также надо учитывать, что в нашей стране велика доля пьющего населения, поэтому запретами и ограничениями решить проблему алкоголизма в стране не возможно. В итоге потребители будут переходить на более дешевые спиртосодержащие заменители, что приведет к уменьшению объемов продаж легальных напитков и снижению поступлений налогов в бюджет. Так, например, сегодня производство водки и коньяка снизилось приблизительно на 15%, а доля суррогатного алкоголя на рынке, по некоторым оценкам, уже достигает 60-65%.

Так же одной из проблем, связанной с взиманием акциза при импорте алкогольной продукции является проблема идентификации вин. В связи с отсутствием в НК РФ пояснений того, какая алкогольная продукция является натуральной. Из-за этого возникают определенные затруднения при осуществлении таможенного контроля достоверности заявляемых при таможенном оформлении сведений, в том числе правильности уплаты акциза. В настоящее время отсутствуют критерии отнесения вин к категории натуральных, что приводит к возможности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности заявлять недостоверные сведения о товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате большое количество виноградных вин, ввозимых в РФ, декларируются как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке.

Необходимо также отметить проблемы повышения акцизов на табачную продукцию. Целью повышения акцизов на табак является борьба с курением, особенно среди молодежи. Но рост цен на табачные изделия не решит проблему пополнения бюджета, а только приведет к появлению рынка контрафактной продукции (в 2014 г. потери бюджета составят 3,7 млрд. руб.). Повышение ставок акциза на сигареты объясняется необходимостью покрытия дополнительных расходов бюджета на медицинское обслуживание курильщиков, так как ухудшение их здоровья влечет повышение расходов на оплату лечения. Повышая акцизы на табачную продукцию, государству приходится не только решать задачи по сохранению уровня здоровья и жизни населения, но и заботиться об увеличении поступлений в государственный бюджет, а также бороться с криминальными рынками в России. Чтобы добиться снижения потребления сигарет, необходимо существенно повышать акцизы на табак. Но акцизы на табачную продукцию должны соответствовать покупательной способности населения, тогда можно будет избежать развития теневого рынка.

Актуальной проблемой является и проблема акцизной политики в отношении нефтепродуктов (топлива) и энергоносителей. Нефть является важным источником пополнения федерального бюджета страны, но изменение ставок акцизов на бензин может привести к росту инфляции.

Низкие цены на бензин подталкивают население покупать больше автомобилей, использовать старые машины, что негативно сказывается на экологической обстановке в городах. При этом транспортная инфраструктура находится в плохом состоянии. Доля расходов бюджета на транспорт и дорожное хозяйство в общем объеме ВВП составило 3,8%, но этого недостаточно для создания эффективной транспортной системы. К 2020г. планируется увеличить инвестиции до 4 - 4,5% ВВП. Воровство, неэкономное расходование выделяемых на дорожное строительство средств, использование некачественных материалов, требуют повышения ставок акцизов на топливо, так как это одно из средств увеличения дохода бюджета. Сохранение низких цен на бензин позволяет сохранять высокий уровень неравенства доходов населения. Поэтому осуществляется дифференциация ставок акцизов в зависимости от экологического класса бензина. В соответствии с индексации ставок акцизов акциз на бензин в 2014 г. 3 класса 10725 руб. за 1 т. (2015 и 2016 гг.-12879 руб. за 1 т.), 4 – 9916 руб. за 1 руб. за 1 т. (2015 и 0216 – 10858 руб. за 1 т.), 5 – 6450 руб. за 1 т. (2015-7750 руб. за 1 т., 2016-9500 руб. за 1 т.), а не соответствующий 3, 4 или 5 классам – 11110 руб. за т. (2015 и 2016 -13322 руб. за 1 т.) [2].

Политика государства должна быть направлена на обеспечение доходности и стабильности всех сфер жизни общества, в том числе и предпринимательской деятельности. Доходность и стабильность бюджета, рост налоговых поступлений должны обеспечиваться за счет экономического роста, а не за счет ужесточения налогового режима. Только тогда будет возможен подъем экономики страны.

Повышение акцизного налогообложения способствует росту доходов бюджета, но впоследствии это приведет к повышению социальной напряженности и отрицательно скажется на экономике страны. Но самое главное, что это осложнит жизнь простым гражданам: повысятся цены на проезд, продукты, коммунальные платежи, и, следовательно, снизится уровень жизни населения.

Увеличение ставок акцизов способствует увеличению доходов бюджета и оказывает влияние на всех участников рыночных отношений, но в конечном итоге может иметь отрицательные последствия для экономики­. Это очень четко характеризует экономическую ситуацию в стране.

23.12.2014, 20:45 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Статья интересна и актуальна, рекомендуется к печати.

Читайте также: