Известный русский экономист тургенев писал что налоги суть

Опубликовано: 01.05.2024

Салихова Светлана Александровна

преподаватель специальных дисциплин

КГКП «Рудненский политехнический колледж»

Управления образования акимата Костанайской области

Курс обучения: 2-3

Тема: Экономическая сущность налогов и природа налогов

Цель: изучить экономическую сущность налогов.

- сформировать понятия: налоги, прямые, косвенные налоги

- познакомить с историей налогообложения

- сформировать представление о роли налогов как источника доходов государства

- воспитание гражданской позиции необходимости уплаты налогов

- продолжить формирование коммуникативных навыков

- развитие стремления к самообразованию

- развитие умения находить и извлекать информацию из различных источников

- развитие логического и критического мышления

- развитие умения приводить аргументы «за» и «против»

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: Налоговый кодекс РК, раздаточный материал

Методы обучения : словесные, наглядные, частично-поисковые.

Ход занятия

1. Организационный момент

Цель: настрой на работу, проверка готовности к занятию.

2. Целеполагание

Цель: определение целей и задач, которых необходимо достичь на уроке, прийти к ожидаемому результату.

3. Изучение нового материала

Цель: изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися согласно плану.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Возникновение налогов и их необходимость

Основы построения налогов. Элементы налога.

Классификация налогов.

1. Беседа

- Как вы думаете, что такое налоги?

Налоги - это предусмотренные законом обязательные платежи, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

- Зачем нужны налоги?

- Почему юридические и физические лица должны платить их государству ?

- Налоги – зло или благо?

Знакомство с высказываниями о налогах (приложение № 1)


Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Президент нашей страны Н. А. Назарбаев еще в 1998 году писал:

«…можем ли мы считать себя сильным государством, если нам не удается сполна получать налоги и пошлины, если мы своевременно не выплачиваем заработной платы и пенсий, если законы и указы зачастую не соблюдаются? Из-за этого постоянно терпят убытки сознательные налогоплательщики и честные владельцы предприятий, а так же наиболее уязвимые слои населения. Что же касается бессовестных руководителей предприятий и лиц, не платящих налоги, то они процветают.»

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению, в западных странах накоплен огромный многолетний опыт. Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения.

Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Д. Рикардо, который положил начало научным исследованиям. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП (валовый внутренний продукт - э то стоимость всех товаров и услуг, произведенных страной) в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

- Как вы думаете, в чем заключается экономическая сущность налогов?

Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.
За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Налоги возникли с появлением государства и являются основой его существования.

В современных условиях налоги - основной источник доходов государства.
Большое значение имеют труды А. Смита, классика теории налогообложения. В своем классическом сочинении " Исследования о природе и причинах богатства народов" считал

Принципы (по А. Смиту)

а) налог должен взиматься в соответствии с доходом каждого налогоплательщика (принцип справедливости);

б) размер налога и сроки выплаты должны быть заранее и точно определены (принцип определенности);

в) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, который наиболее удобен для налогоплательщика (принцип удобства);

г) издержки взимания налогов должны быть минимальными (принцип экономии).

В последующем развитии налогов формулировки принципов уточнялись, дополнялись.

Работа с Налоговым кодексом РК (раздаточный материал)

- Какие принципы налогообложения заложены в Налоговом Кодексе РК?

В законодательстве Казахстана о налогах и других обязательных платежах в бюджет оговорены также такие принципы , как обязательность налогообложения (что исходит из определения налога), единство налоговой системы (на всей территории государства и в отношении всех налогоплательщиков), гласность налогового законодательства.

2. Самостоятельное знакомство с историей налогообложения

Обучающиеся работа в парах, используя раздаточный материал

(приложение № 2)

Цель: развитие умения находить и извлекать информацию из источников.

Методы обучения: словесные, наглядные

- В какой форме взимались налоги в РК?

- Какие виды налогов существовали в дореволюционном Казахстане?

На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства.

3. Разбор ситуаций

Работа с раздаточным материалом по определение функции налогов (приложение № 3)

Цель: развитие логического и критического мышления

Методы: частично-поисковые, практические
Главным экономическим содержанием пятнадцатилетия независимости стал переход от командно-централизованной плановой системы к рыночной.

В те годы были заложены фундаментальные и институциональные предпосылки для успешного функционирования современного рынка.
В условиях развития рыночных отношений налогам присущи несколько функций, главными из которых являются фискальная и регулирующая.
Сущность налогов проявляется в их функциях:
· фискальная
· регулирующая
· стимулирующая
· перераспределительная
· контрольная
Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего как элементы формы налоговых отношений, т.е. конкретные наименования видов налогов, порядок и методы их применения, способы действия.

4. Составление кластера

Работа с раздаточным материалов по теме: «Элементы налога. Классификация налогов» (приложение № 4)

Цель: развитие умения находить и извлекать информацию из источников.

Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые
- Назовите основные элементы налога

- По каким признакам классифицируются налоги? Дайте краткую характеристику


4. Закрепление

Цель: закрепления нового учебного материала; развитие умения приводить аргументы «за» и «против».

Методы обучения: словесные, практические

Задание № 1 Разбор ситуации «Виды налогов в Римской империи», определение прямых и косвенных налогов (приложение № 5), работа в парах

Задание № 2 Разбор ситуаций (приложение № 6)

Устный, фронтальный опрос:

1. Какова экономическая сущность налогов?

2. Какие функции выполняют налоги?

3. Раскройте содержание перераспределительной функции налога.

4. Каково определение понятия «объекты налогообложения»?

5. Дайте определение налога?

6. Кто такие налогоплательщики?

7. Что представляют принципы налогообложения?

8. Почему налоги являются необходимым условием существования

9. Назовите элементы налогообложения.

5. Подведение итогов. Домашнее задание

Цель: достижение поставленных задач; определение объема самостоятельной работы дома.

Домашнее задание: А. Бекболсынова «Налоги и налогообложение», стр. 36-37, ответить на вопросы теста.

Дополнительный материал по теме: «Налогообложение в Древней Руси» (по желанию)

Приложение № 1

Высказывания о налогах

1. Налоги являются ценой, которой покупается общественный мир.

Т. Гоббс (1588-1679), английский экономист.

2. Уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное.

Вольтер (1694-1778), французский философ.

3. Налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

А Смит (1723-1790), английский экономист.

4. Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов.

Ф. Нитти (1868-1953), итальянский экономист.

5. Общество само накладывает на себя налоговое бремя, и при этом каждый гражданин получает свою долю от государства.

П. Самуэльсон, американский экономист.

6. Подать, взимая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа.

7. Надо признать весьма справедливыми пожелания как граждан, так и хозяйственных кругов, направленные на снижение налогового бремени.

8. В этой жизни можно быть уверенным только в смерти и налогах.

В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов.

9. Государство в налоговой системе – это «стационарный бандит».

10. Налоги – узаконенная форма грабежа.

Приложение № 2

Налоги в Казахстане прошли длительную эволюцию развития от натуральной формы уплаты до денежной.
Еще в рабовладельческом обществе существовали преимущественно натуральные сборы: продовольственный фураж.
В период Римской империи уже применялись подобие современных налогов: домены; регалии.
Своеобразная система налогообложения на территории дореволюционного Казахстана складывалась столетиями. Казахи в основном занимались скотоводством и частично земледелием. Налоги они платили в основном в натуральной форме. Основными видами налогов являлись:
· Зякет – земельная рента или двадцатая часть скота;
· Ушур – десятая часть урожая в земледельческих районах;
· Согым – добровольные подношения своему феодалу скотом, сбор наиболее упитанного скота, предназначенного для осеннего забоя;
· Сыбага – см 3
· Ханлык – судебная пошлина в размере одной десятой суммы судебного иска;
· Ясырь – военная добыча во время феодальных войн;
· Саун – «родовая помощь», выражающаяся в отдаче скота на выпас беднякам, которые имели право пользоваться молоком и шерстью, но обязаны были потом, возвращать этот скот с приплодом;
· Харадж – две трети урожая;
· Кун – плата в семикратном размере родственникам убитого султана или хаджи;
· Аип – штраф в девять скотин за нанесение обиды султану или ходже словом, за побои – 27 голов.
· Барымта – захват скота ответчика или его родственников за неуплату куна или штрафа.
· Айбана – изобличенный в воровстве возвращает украденное, увеличенное в 27 раз.
· Билетный сбор – уплачивается при найме в работники к линейным жителям.
· Кибиточная подать – плата за проживание за пределами орды на внутренних землях
· Акциз – плата за пропуск скота за линию на казачьи земли и многие другие.
В Казахстане вначале налоги взимались в натуральной форме, затем постепенно перешли в форму денежную.

Приложение № 3

Ситуация № 1

В повести американского фантаста Роберта Шекли юноша с Земли Гудмен переселяется на планету Транай, на которой создано идеальное общество, где не платили налогов. В первый же день на новой планете на Гудмена нападает грабитель и отбирает все деньги. «Гудмен лихорадочно озирался, ища глазами полицейского, прежде чем вспомнил, что полиции на Транае не существует».

Почему же на этой планете не было полиции?

Ситуация № 2

В Конституции Республики Казахстан отмечается, что наша страна - «социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.»

Какую функцию в связи с этим выполняют налоги?

Ситуация № 3

В период проведения столыпинской аграрной реформы крестьян, отправлявшихся в Сибирь в ходе переселенческой политики, на 5 лет освобождали от налогов.

Какую функцию выполняли при этом налоги?

Приложение № 4

К основным элементам налогообложения относятся :
· субъект налога (налогоплательщик) – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;
· носители налогов – физические лица, конечные налогоплательщики, на которых попадает фактическое налоговое бремя, т.е. граждане государства.
· объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы, которые являются основой налогообложения. Объектом является также передача имущества, использование природных ресурсов, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, хозяйственный оборот;
· источник налога – является доход;
· единица обложения – единица измерения объекта налога, установленная для счета: 1 денежная единица (тенге), 1 гектар, единица измерения товара и т.д.
· налоговая ставка – это величина налога на единицу обложения, она характеризует норму налогообложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой (твердые ставки – в тенге, процентная ставка)
· налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта;
· налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством;

налоговый кредит – отсрочка взимания налогов
· льготный период – время , в течении которого действует установленная законом льгота по налогам;
период обложения – время, за которое производится обложение налогом или сбором (месяц, квартал, год).


Налоги классифицируются по следующим признакам. Классификация:
1) по объекту обложения

К прямым относятся налоги , которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются реальные и личные . Реальными облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся: земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.

В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например семейное положение; к ним относятся: подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и др.

Косвенные налоги взимаются опосредственно - через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.

2) по органу , осуществляющему взимание и распоряжение налогами :
а) государственные - налог, который является доходом государства

б) местные - налог, который является источником дохода местного бюджета и зависит от административно- территориального устройства и требований законодательства
3) по порядку их использования – через общие и специальные;

Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются.

Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для формирования дорожного фонда).
4) по экономическому признаку;

А) на доходы - взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения

Б ) налоги на потребление - это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг (НДС, акцизы)
5) по степени оценки объекта обложения;

Существует 4 способа взимания налогов:
· кадастровый учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);
· по декларации , где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;
· у источника получения дохода , исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;
· на основе патента на разнообразные виды предпринимательской деятельности.
6) в зависимости от формы уплаты налога;

Натуральный - налог в виде доли добываемой продукции в размере, определяемом контрактом

Денежный - налог, выплачиваемый в денежной форме


7) по субъекту обложения;

А) Налог с юридических лиц - корпоративный налог, субъектом которого выступают юридические лица в т.ч. резиденты и нерезиденты, постоянные учреждения

Б) Налог с физических лиц - индивидуальный налог, уплачиваемый физическими лицами

1. Какие дополнительные обязанности возлагаются на налогоплательщиков - организаций, налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей?

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительстваиндивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всехобособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трехдней со дня принятия такого решения (ч. 2 ст. 23 НК РФ).

2. В течение, какого срока сохраняются налогоплательщиком данные бухгалтерского учета и других документов, необходимых для начисления и уплаты налогов?

Согласно ч. 1 п. 8 ст. 23 НК РФ в течение четырех лет.

Задание 1. Известный русский экономист Н. И. Тургенев писал, что налоги – суть средства к достижению цели общества игосударства. Поясните, какие цели преследуют государство и общество при налогообложении. Объясните, почему понятия «государство» и «налогообложение» неразрывно связаны между собой.

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах Давида Рикардо. «Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются,в конечном счете, из капитала или из дохода страны».

По мнению А. Соколова, налоги, как финансовый инструмент государства обеспечивают: собирание денежных сумм с населения, регулирование денежных доходов и частно-хозяйственного накопления, перераспределение полученных доходов или прибыли, принудительное накопление средств, равновесие между спросом и предложением.

Рыночнаяэкономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. существуют различные формы и методы этого регулирования, однако центральное место в системе регулирования занимают налоги.

В целом государственное регулирование экономики возможно двумя основными способами:административным регулированием самих рыночных отношений и использованием финансово-экономических методов для создания заинтересованности у субъектов рынка в деятельности, осуществляемой в рамках, предлагаемых государством.

Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей – система экономического принуждения в сочетании с материальнойзаинтересованностью. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический процесс, увеличение числарабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружения, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):


Экономический факультет
Кафедра «Налоги и налогообложение»


РЕФЕРАТ
По предмету «Введение в профессию»
на тему «Опыт теории налогов Н.И.Тургенева»


Студента 11-НН
Валашвили Альберта Соломоновича

Руководитель от кафедры
к.э.н., доцент Мулыкина В.П.

Дата сдачи __________________
Дата защиты_________________

Сочи 2011
"ОПЫТ ТЕОРИИ НАЛОГОВ" Н.И. ТУРГЕНЕВА И РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
XIX ? ХХ вв.
Выполнил студент гр. БО-101 Ковчегин И.А.
Проверил Акимов В.В.
Исследование Николая Ивановича Тургенева "Опыт теории налогов" является одной
из наиболее значительных научных работ первой половины XIX века, в которой
содержится теоретическое исследование основ налоговой и денежной системы
России того периода.
По сути, это первая работа, посвященная проблемам становления налоговой
политики, основ финансовой системы России. В своей книге Н.И. Тургенев
уделяет много внимания налоговым системам зарубежных стран. Этот факт сам
автор объяснял тем, что писал работу "вне России". Эта особенность "Опыта
теории налогов" проявляется в том, что через негативные примеры европейских
государств автор дает по существу критику налоговой системы феодальной
России. Понятно, что по цензурным и политическим соображениям он не мог
написать об этом открыто. Теория налогов излагается у Н.И. Тургенева с
экскурсами в область политики. Эффективность налоговой системы он связывает
со степенью реализации политических свобод, с идеей парламентаризма. Автор
подмечает, что в республиках в отличие от деспотических государств налоги
платятся охотнее.
Исследование Н.И. Тургенева сыграло самую положительную роль в развитии
общественной и экономической мысли России. "Опыт теории налогов" породил
живой интерес к финансовой науке, взлет которой пришелся на последнюю
четверть XIX века. В предисловии к своей книге он пишет, что "изложение
теории налогов, - служащих основанием финансов, - как бы оно недостаточно ни
было, не может быть совершенно излишним в такое время, когда у нас столь
много говорят о финансах и столь немногие о них пишут".
"Опыт теории налогов" состоит из предисловия и семи глав. Каждая глава
поделена на отдельные части. Основательному исследованию автор подвергает
такие вопросы как: происхождение налогов (гл.1); главные правила взимания
налогов (гл.2); источники и разные роды налогов (гл.3); собирание налогов
(гл.4); уравнение налогов (гл.5); общее действие налогов (гл.6); о бумажных
деньгах, как о налоге (гл.7).
Красной нитью через всю книгу Н.И. Тургенева проходит мысль о том, что налоги
служат признаком образованности государства и просвещенности народа.
Необходимость налогов автор связывал с самой возможностью существования
общества.
Уже на первых страницах книги Н.И. Тургенев дает краткое и одновременно емкое
определение налогов: "налоги суть средства к достижению цели общества или
государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении
своем в обществе, или при составлении государств". Современному читателю,
многие идеи и мысли Н.И. Тургенева могут показаться простыми и даже
банальными. Но это с позиции сегодняшних достижений финансовой науки. В то же
время можно уверенно утверждать, что его исследование не потеряло
актуальности и поныне. Объясняется эта актуальность прежде всего глубиной
анализа основ налогообложения.
Н.И. Тургенев пытался перенести идеи А. Смита и его последователей на
российскую почву. "Каждый налог имеет свои неудобства", - такова
сформулированная в самом общем виде позиция Н.И. Тургенева по поводу
справедливости налогообложения. При этом он отмечает, что при введении
налогов следует избирать те из них, которые "сопряжены с меньшими
неудобствами". Он высказывался за необходимость установления умеренных
налогов.
Рассматривая главные правила взимания налогов, Н.И. Тургенев значительное
внимание уделяет его социальным аспектам. Небольшие, но частые авторские
отступления затрагивают больные проблемы тогдашней русской действительности.
Особое значение Н.И. Тургенев придает принципу равного распределения налогов,
считая, что они должны распределяться между всеми гражданами в соответствии с
их доходами. Другими существенными принципами взимания налогов он называет
определенность налога, сокращение издержек взимания налогов, а также уплату
налогов в удобное для плательщиков время. Нетрудно заметить полное сходство
этих принципов с общими началами налогообложения, перечисленными в вышедшей в
1776 г. книге А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов".
Общим правилом Н.И. Тургенев считает то, что "налог должен всегда быть
взимаем с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы
источники доходов государственных не истощались. В зависимости от источника
налогов он выделял налоги с дохода от земли и с дохода от капиталов. К ним
добавляет налоги с самих капиталов, налоги с дохода от "работной платы" и,
наконец, налоги "падающие на все три выше упомянутые источника доходов без
различия".Таким образом, Н.И. Тургенев выделял пять основных видов налогов,
которые должны были, по его мнению, составить основу налоговой системы
России. При этом он решительно выступал против физиократов и их проекта
установления единого налога с земли.
В свою очередь налоги со всех трех источников доходов без различия автор
"Опыта теории налогов" подразделяет на поголовные налоги, налоги с имения,
или с дохода вообще, налоги с потребления и чрезвычайные налоги. Он не
приемлет подушную подать; предлагает заменить личные повинности денежным
сбором. Одним из первых Н.И. Тургенев обращает внимание на значительную роль
кадастра в налогообложении земли и рудников.
В той главе "Опыта теории налогов", которая посвящена сбору налогов, автор
описывает способы взимания налогов и ответственность налогоплательщиков;
выделяет положительные и отрицательные моменты организации сбора налогов
назначаемыми на то чиновниками и откупщиками. Рассуждая о способах уравнения
налогов, Н.И. Тургенев пишет, что "в пространном государстве, какова,
например, Россия, некоторые части оного могут находиться в различных
состояниях, и сие местное различие должно конечно быть принимаемо во
внимание".
Н.И. Тургенев приходит к мысли о том, что налоги в ряде случаев оказывают
отрицательное воздействие на общество. По его мнению, налоги влияют на
уменьшение народного богатства, чинят препятствия развитию промышленности. Он
ставит вопрос о значении налогов для "роста народонаселения, образованности и
нравственности". Идеи некоторых своих современников о том, что налоги могут
"побуждать к трезвости, бережливости, прилежанию", Н. И. Тургенев считал
ошибочными.
Он подчеркивал важность качественного управления финансовой системой,
способного уменьшить степень отрицательного воздействия налогообложения на
население. Особую роль в этом он отводил министру финансов. "Хороший министр
финансов старается исправлять общее мнение хорошим исполнением своих
обязанностей", - эти слова Н.И. Тургенева не теряют своей значимости и по сей
день.
В основу последней главы "О бумажных деньгах, как о налоге" легли ранние
работы Н.И. Тургенева. Она представляет собой сокращенный вариант его
диссертации, посвященной вопросам теории кредита и бумажных денег. Идеи,
изложенные в этой части книги, подвергались особенно жесткой критике.
Предоставим читателю самому дать оценку некоторым мыслям автора, тем более,
что они сконцентрированы, главным образом, в одном абзаце: "Если же бумажные
деньги, - пишет Н.И. Тургенев, - не соответственно первоначальной цели оных
будут умножены свыше потребности обращения, и если, вследствие сего, ценность
оных унизится против ценности чистых денег; то в таком случае убыток,
претерпеваемый через то народом и равняющийся потере ассигнаций против чистых
денег, есть не что иное как налог, и притом налог весьма неравно разделенный
между гражданами".
Н.И.Тургенев поддерживал идею развития государственного кредита, связывая ее
с необходимостью коренных политических преобразований в государстве.
В 1830 г. в Санкт-Петербурге вышла небольшая книжка с длинным названием -
"Некоторые замечания на "Опыт теории налогов", изданный г. Тургеневым.
Сочинение Действительного Статского Советника Николая Демидова". Заметим, что
ни в одной из книг и статей, посвященных творческому наследию Н.И.Тургенева,
эта работа не упоминается. Удивительно и то, что ни словом не обмолвился об
этой работе Е.И.Тарасов, самый добросовестный и скрупулезный исследователь
творчества и биографии Н.И. Тургенева. Сам же Н. Демидов так определил цели и
задачи своей работы: "Отдавая должную справедливость книге под заглавием:
Опыт теории налогов, мы отваживаемся однако же сказать, что по прилежном
исследовании оказываются в ней как недостатки в самой теории налогов, так
равно и некоторые правила и заключения, основанные на одних умозрениях, не
согласующиеся с опытом времен прошедших и с настоящими происшествиями, а
потому и приняли мы намерение издать некоторые замечания на сию книгу,
заслуживающую особое уважение по той чистоте и плавности слога, которым
отмечается сие произведение. "
Приступая к анализу "Опыта теории налогов", Н. Демидов выражает свое
несогласие с определением налога, которое дает Н.И. Тургенев. По Демидову
налог есть "участок имущества и трудов частных людей, уделяемый им на
удовлетворение нужд и польз общественных, и следовательно своих собственных".
Не согласен Демидов и с утверждениями Тургенева о том, что "всякий налог есть
зло, ибо лишает платящего части его собственности", а также с применением к
налогу подхода И.Бентама, который говорил о всяком законе как о зле,
поскольку всякий закон нарушает свободу. Рассуждая на эту тему, Н. Демидов
заключает, что "закон в общем смысле не есть зло", он "назидает добро".
Демидов не согласен и с тем, что налоги составляют единственный источник
государственных доходов, он пишет: ". государственные доходы, кроме
налогов, взимаются еще и с разных оброчных статей, с казенных доходов,
фабрик, коммерческих заведений. " Критик Тургенева точно подмечает спорные
моменты: "Пошлины за купчую или дарственную запись на землю не есть ли налог
на самую землю, тем более, что почасту пошлины сии превышают и самый доход с
таковой земли? Пошлины, взимаемые при межевании, и поземельные деньги,
нерасчисленные по доходам с земель, не суть ли налоги с самой земли, ибо
нередко часть таковых земель никакого не приносят доходах.
Н. Демидов предлагает иной вариант классификации налогов. Он выделяет налоги:
1) с земли,
2) с доходов от земли,
3) с капиталов,
4) с доходов от капитала,
5) с лиц или работы,
6) с доходов лиц или работы,
7) со всех трех источников дохода без различия.
В отличие от Н.И. Тургенева он считает основным источником пополнения казны
налоги на предметы роскоши, а не на товары первой необходимости (хлеб, соль и
т.д.).
Всю шестую главу книги "Опыт теории налогов" Демидов определяет "как
последствие той ложной и несчастной мысли, что налоги, подобно как и закон,
есть зло.
Следует заметить, что и до выхода в свет рецензии Н. Демидова неоднократно
появлялись критические заметки на "Опыт теории налогов". Так, в популярном в
то время "Духе Журналов" (1820 год, № 4-6) анонимный автор эмоционально по
форме подверг критике работу Н.И. Тургенева. Его раздражало преклонение
Тургенева перед английской конституцией, агитация за парламентский способ
установления полатей и налогов. Тургенев был обвинен в компиляции.
Практически все исследователи, оставившие свой след в российской финансовой
науке, высказывали свое отношение к работе Н.И. Тургенева, что
свидетельствует об особой роли, которую "Опыт теории налогов" сыграл в
развитии отечественной науки о финансах.
Так, профессор Московского университета И.И.Янжул о книге Н.И. Тургенева
отзывался очень лестно: "Если бы это сочинение было в свое время издано на
языке, более распространенном в Западной Европе, оно заняло бы видное место
между лучшими в начале ХIХ в. трудами по теории налогов и осталось бы на них
не без влияния. С обширными сведениями автор соединяет тонкий аналитический
ум и дар прекрасного наложения. По условиям того времени и состоянию самой
финансовой науки на Западе, сочинение Тургенева долго оставалось у нас своего
рода оазисом в пустыне".
Другой известный специалист в области финансов и финансового права профессор
В.А. Лебедев считал " Опыт теории налогов" несомненным явлением в
отечественной науке, одновременно подчеркивая, что сочинение это
"составленное из иностранных источников, не содержит в себе почти никаких
указаний относительно России".
Восторженно отзывался о Н.И. Тургеневе и его книге известный русский
экономист и историк В. В. Святловский. Он называл Тургенева новатором в
области финансов и первым человеком, давшим "превосходное учение о налогах".
Серьезный и детальный анализ работы Н.И.Тургенева был осуществлен профессором
Е. И. Тарасовым в выпущенной им в 1923 г. книге "Декабрист Николай Иванович
Тургенев в Александровскую эпоху. Очерк по истории либерального движения". По
мнению Тарасова, автор "Опыта теории налогов" довольно удачно для своего
времени определил налоги, но не до конца понял Адама Смита, считавшего, что
"государство для полезных предприятий должно не сообразовываться с доходами и
не стесняться расходами, раз надо ввести какое-либо полезное
усовершенствование".
Е.И. Тарасов утверждает, что Н.И. Тургенев использовал при работе над своей
книгой свыше 150 сочинений разных ученых, при этом основным источником стали
записи лекций о финансах известного в то время немецкого профессора
Сарториуса. Е.И. Тарасов отмечает, что поля страниц с записями этих лекций
были испещрены разными пометками, указывающими, что Н.И.Тургенев подолгу
работал над каждой фразою конспектов. Тщательное сопоставление лекций
профессора Сарториуса с трудом Н.И.Тургенева позволило Е.Н.Тарасову прийти к
выводу о том, что автор, работая над своей книгой, постоянно руководствовался
этими лекциями. Это объясняется тем, что у Н.И.Тургенева, интерес к
политической экономии и финансам проявился только в Геттингене и под влиянием
профессора Сарториуса.
Е.И. Тарасов считает, что среди современников не нашлось компетентного
критика, который смог бы всесторонне изучить и объяснить значение "Опыта
теории налогов". Что касается иностранных рецензий на "Опыт теории налогов",
то до нас дошла лишь одна короткая заметка, напечатанная в венском
"Gonversations-Welt" (1820).
В научных исследованиях советского периода, посвященных наследию Н.И.
Тургенева, преобладали идеологические мотивы. Так, известный советский
экономист И.Г.Блюмин считал, что книга Н.И. Тургенева привлекла к себе особое
внимание прежде всего благодаря своему общественно-политическому значению. По
его мнению, Н.И. Тургенев в своем "Опыте теории налогов" выступал не только
против крепостного права, но и против всяких форм внеэкономического
прижуждения, в том числе против принудительных работ в пользу правительства,
против всевозможных личных повинностей. Одной из важнейших идей тургеневского
"Опыта теории налогов", отмечает И.Г.Блюмин, является вывод о том, что
эффективность налоговой системы непосредственно зависит от политического
состояния страны, от степени реализации буржуазных политических свобод. Он
приходит к выводу, что Н.И. Тургенев в своей работе находился под
исключительным влиянием Адама Смита, что выразилось в полном поддержании
фритредерских идей последнего.
Н.И. Тургенев, по словам И.Г.Блюмина, заимствовал у А. Смита наивную веру в
капитализм как в "безоблачное царство счастья и довольства", и эту веру в
совершенство капиталистического строя, в догмат о всеспасающей благодетельной
роли свободной конкуренции он сохранил до конца своей жизни.
В конце 1950-х годов в фундаментальной многотомной "Истории русской
экономической мысли" советские исследователи вновь возвращаются к работе Н.И.
Тургенева. Авторы явно не одобряют отказ Н.И.Тургенева от политических и
экономических идей декабризма и переход на позиции либерализма, вместе с тем
они признают, что творческое наследие Тургенева занимает значительное место в
прогрессивном развитии русской экономической науки в России.
"Опыт теории налогов" стал, по существу, отправной точкой в научном развитии
не одного поколения отечественных экономистов и финансистов. Их постоянное
внимание к работе Н.И. Тургенева подтверждает ее значение как одного из
первых фундаментальных исследований, заложивших основание российской
финансовой науки.


Список использованной литературы

1. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. - М.: Финстатинформ, 1996.
2. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное
пособие. - М.: Инфра-М, 1996.
3. Тургенев Н. Опыт теории налогов. - М., 1937.

4. Цыпкин С. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М.:

Русский государственный деятель и экономист Н.И. Тургенев издал работу «Опыт теории налогов» (1818), положившую начало русской финансовой науке. В этой работе впервые в России были изучены особенности налогов, их значение для государственного хозяйства и всей экономики страны. Тургенев рассматривал налоги как исто­рическую категорию, появление которой связано с возникновением государства, и считал налоги основным источником доходов государ­ства.

Тургенев связывал налоги с «целью», которую ставит перед собой общество. Он выдвинул сле­дующее определение налогов: «Налоги суть средства к достиже­нию цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при со­ставлении государств». Подчеркивая необходимость налогов, Тур­генев писал, что требовать «уничтожения налогов» значило бы тре­бовать «уничтожения самого общества», что правительство «ничего не может делать для граждан», если граждане «ничего не делают для государства» [38, с. 365].

Тургенев подчеркивал взаимозависимость финансов и «свободы». Тургенев утверждал, что налоги служат признаком истинного благосостояния народов, основанного на «законах ненарушаемых, на свободе гражданской». По мысли Тургенева, на налоги, кроме «богатства народного», оказывает влияние «образ правления госу­дарства и дух народный». Это влияние особенно «показывается в охоте или готовности народа платить налоги» [38, с. 365].

Тургенев проводил различие между правом требования пода­тей, которое принадлежит государству, и правом их наложения, предполагающее во многих государствах согласие народных пред­ставителей. Тургенев подчеркивал, что готовность платить налоги «всего более видна в республиках; отвращение к налогам — в го­сударствах деспотических». Таким образом, Тургенев полагал, что собирание налогов в государстве должно быть выгодным для народа, а это предполагает наличие народного благосостояния, народного представительства, незыблемых законов, гражданских свобод. Тургенев ненавидел абсолютизм и был горячим республиканцем. В лице Тургенева, как и других декабристов, идеи республиканизма были тем новым, что внесло общественное движение на­чала XIX в.

По вопросу о величине налогов Тургенев утверждал, что правительство должно исходить из необходимости удовлетворения «истинных потребностей государственных». Правительство должно стараться «не делать расходов, превышающих его доходы, для пра­вительства бережливость необходима . так же, как и для частного человека». По мысли Тургенева, «главные правила экономии одинаковы и в хозяйстве частном и государственном». Вместе с тем Тургенев полагал, что государственные потребности могут вынудить правительство прибегнуть к займу. Что же касается чрез­мерного выпуска бумажных денег, то Тургенев его рассматривал по сравнению с займами как «средство гораздо вреднейшее, но иногда необходимое по причине недостатка в кредите». Рассмат­ривая главные правила взимания налогов, Тургенев исходил из предпосылки, что истинные выгоды государства отнюдь не сводятся к стремлению правительства к получению наибольшего дохода, но чтобы «доход сей был сколь возможно менее обременителен для народа». Для достижения этой цели и предназначались выдвину­тые Тургеневым правила [38, с. 365-367].

Первое правило. Равное распределение налогов. Тургенев по­лагал, что налоги должны распределяться между всеми гражда­нами в «одинаковой соразмерности», что «пожертвования» граж­данина на пользу общую должны соответствовать его доходу. Между тем, как отмечает Тургенев, не только отдельные граж­дане, но даже целые «классы народа» освобождались от налогов. «Такая несправедливость становилась тем ужаснее, что исключе­ния были делаемые в пользу тех из граждан и тех из классов народа, кои всех более были обязаны участвовать в повинностях общественных, пользуясь важнейшими богатствами в государстве».

Из своего анализа вопроса о равном распределении налогов Тургенев делает политические выводы. Ссылаясь на французскую революцию, он утверждает, что от «неравного разделения податей между гражданами рождается ненависть одного класса к другому, отчего происходит и ненависть к самому правительству». Ратуя за отклонение тяжести налогов от «простого народа», Тургенев вме­сте с тем полагал, что «такое покровительство простому народу должно иметь свои пределы. Неккер требует слишком многого, го­воря, что сия метода может служить хорошим средством для уменьшения неравенства имений».

Второе правило. Определенность налогов. Тургенев утверждал, что неопределенность налогов в отношении количества налога, времени платежа обрекает плательщика на зависимость от про­извола сборщиков. Неопределенность налога, по мысли Тургенева, отрицательно сказывается также на процессе обращения капи­тала. Он писал: «. Обязанные платить, не зная ни количества на­лога, ни времени платежа, должны иметь всегда в готовности известную часть своего капитала, которая, находясь таким обра­зом в бездействии, бывает отнята от обращения, через что терпит все общество». Тургенев указывал, что неопределенность налога была чрезвычайно развита в средних веках, что она была «нераз­лучна с существованием рабства».

Третье правило. Собирание налогов в удобнейшее время. Тур­генев писал, что соблюдение этого правила «облегчает подать для платящего: он платит в то время, когда важная часть его дохода находится в руках его, и таким образом налог делается для него менее тягостным». В качестве иллюстрации, имевшей прямое от­ношение к России, к закрепощенному крестьянству, Тургенев приводит земледельца, вынужденного внести подать, когда его хлеб еще не продан. В таком случае земледелец или продает свой хлеб за бесценок, или занимает деньги и платит проценты.

Четвертое правило. Дешевое собирание налогов. Исходя из предпосылки, что количество «пожертвований», делаемых народом, должно равняться доходу, получаемому правительством, Тургенев считал, что правительство должно стремиться к наименьшим за­тратам на издержки собирания налогов. По мысли Тургенева, правило о дешевом собирании налогов нарушается: 1) когда в соби­рании налога участвует значительное количество чиновников, получающих жалованье, заключающее в себе существенную часть дохода от налога; 2) когда налог наносит вред народной промышленности, побуждая людей переходить от выгодных для них реме­сел к невыгодным; 3) когда чрезмерные налоги возбуждают стре­мление к неплатежу податей, что порождает «запрещенный торг»; 4) когда с налогом соединяются частые «посещения» или обыски в домах и различные «исследования» со стороны чиновников. Тур­генев приводит иллюстрации из истории финансов ряда стран, сви­детельствующие о нарушении правил дешевого собирания на­логов.

Кроме указанных четырех правил взимания налогов, Тургенев выдвигает еще одно «общее» правило. Для того чтобы источники государственных доходов не истощались, налог должен взи­маться «с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капита­ла». При наличии определенных обстоятельств нарушение этого правила делается «необходимым», когда граждане должны «жерт­вовать всем на общую пользу»; «извинительным» — при «перехо­де собственности из одних рук в другие».

Тургенев был противником налога на заработную плату. Моти­вировал он это тем, что при «успевающем» состоянии государства обложение налогом потребителя может происходить «образом, не касающимся до простого работника»; при «непеременяющемся и упадающем» состоянии государства налог на заработную плату является «тягостным для простых работников, следственно вреден и самому государству». Тургенев подвергал резкой критике «ис­правление работ». Личные повинности крестьян в пользу прави­тельства или помещиков Тургенев рассматривал как «следы необ­разованности средних веков». По мысли Тургенева, личные повин­ности приносят более «убытка тому, на кого возлагаются», нежели приносят «пользы правительству или господину». Тургенев отме­чал, что личные повинности заставляют работника «терять много времени для того, чтобы придти на место работы»; что личные по­винности «отвлекают земледельца от главнейших его занятий».

Тургенев связывал производительную силу труда с той поль­зой, которую она приносит непосредственному производителю. На­личие низкой производительности труда в личных повинностях Тургенев объяснял отсутствием у земледельца личной материаль­ной заинтересованности в результатах своего труда. Тургенев писал, что нельзя ожидать прилежания от человека, работающего, «не получая вознаграждения»; что земледелец, как и всякий дру­гой человек, «работает охотно и прилежно только тогда, когда он работает для себя» [38, с. 368].

Следует отметить, что, рассматривая личные повинности как
налог, Тургенев доказывал, что они не соответствуют правилам
взимания налогов; первому правилу — потому что они «не равно
падают на сильного и слабого работника, на прилежного и лени­вого, богатого и бедного»; второму правилу — потому что «не всегда может быть определено время и количество работы»; третьему правилу — потому что «поселянин должен производить сии работы в самое неудобное для него время»; и, наконец, в особенности четвертому правилу — потому что личные повинности причиняют гораздо более убытка работнику, нежели приносят выгоды правительству или господину [38, с. 368].

Что же касается личных повинностей в России, то в отношении к правительству Тургенев считал, что они «иногда необходимы при теперешнем положении вещей»; в отношении к «частным людям они неразлучны с крепостным состоянием крестьян». По мысли Тургенева, «правительство должно стараться по возможности уничтожать сии повинности, превращая их в плату денежную». Н.Тур­генев дал глубокий анализ крепостнической природы личных по­винностей, подвергая тем самым критике и разоблачая обществен­но-политический строй России. Анализируя «собирание налогов», Тургенев отмечал, что правительство может собирать доход от налогов посредством чиновников или системы откупов. С большой силой Тургенев разоблачал податную тяготу, на которую обрекала трудовой народ откупная система. По мысли Тургенева, «самое дурное правительство чувствует более сострадания к народу, нежели сколько можно ожидать от откупщика». Что же касается отношения народа к откупщикам, то народ, «видя роскошь откуп­щиков, думает, что они обогатились от угнетения бедных; в их зо­лотых экипажах и ливреях народ узнает кровь свою». Противопо­ложность между роскошью и бедностью рождает «ненависть к откупщикам, могущая соделаться весьма пагубною для государ­ства». Высказывания Тургенева об откупной системе представляли собой наглядное разоблачение финансовой политики крепостни­ческой России.

Среди налогов, служащих для «внутреннего потребления че­ловека», особенное внимание Н.И. Тургенева привлекал соляной налог. Он писал: «Нельзя без горестного ощущения видеть бедного по­селянина, у которого правительство отнимает последнюю копей­ку, и сие за то, что он пользуется произведением, данным приро­дою, в величайшем изобилии, необходимым для его здоровья и жизни». И хотя это высказывание Н.И. Тургенева непосредственно от­носилось к Франции, оно в то же время разоблачало тяжелую до­лю крепостного люда в России, изнывавшего под ярмом тягостной податной системы.

Заключительная глава книги Н.И. Тургенева «Опыт теории нало­гов» посвящена бумажным деньгам и кредиту. Н.И. Тургенев считал, что бумажные деньги будут представлять собой средства обраще­ния, «равное в действии» металлической монете лишь при опреде­ленном условии: «Если сумма бумажных денег, находящихся в об­ращении, соразмерна требованию; если ассигнации равны в цен­ности своим чистым деньгам». Бумажные деньги превращаются в налог, «весьма неравно разделенный между гражданами», если они будут выпущены свыше «потребности обращения», если цен­ность бумажных денег поэтому «унизится против ценности чистых денег».

Переходя к современному ему состоянию Европы, Н.И. Тургенев утверждал, что все правительства должны уделять исключительное внимание поддержанию и сохранению государственного кредита, который не ведет народ к разорению, а сохраняет и утверждает собственность граждан. По мысли Н.И. Тургенева, для всей Европы характерно, что на смену веку бумажных денег пришел век кредита, отстаивая республиканский строй, идеализируя буржуазное на­родное представительство, Н.И. Тургенев связывал усовершенство­вание кредитной системы с усовершенствованием политического законодательства, в особенности с усовершенствованием «системы представительства народного» [38, с. 370].


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

date image
2017-10-25 views image
1192

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.

Основной формой поборов в княжескую казну была Дань.

После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV - начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.

В царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676 г.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная Палата.

Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения . Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворичивости закону, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды(прибыльщики). Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.

В период правления Екатерины II (1729 - 1797 ) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался "по совести каждого ".

Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием Косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны . Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М . М. Сперанским (1772 - 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.

Начало XIX в. - время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 - 1871) издает труд "Опыт теории налогов" - основательное исследование государственного налогообложения. " Налоги, - писал Н. И. Тургенев, - суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства " (Тургенев Н. Опыт теории налогов. 3 - е изд. - М., 1937) . Требование "уничтожить налоги" он приравнивал к "уничтожению самого общества". В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: "Равномерное распределение налогов" - налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. "Определенность налога" - неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. "Собирание налогов в удобнейшее время" - уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. "Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход" - следует взимать больше "с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала". "Дешевое собирание налогов" - стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.

Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.

В царствование Николая IIбольшое значение приобретают прямые налоги .

В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку - плате крестьян за пользование Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.




Приведенные примеры с времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.

С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Существует утверждение, что после Октябрьской революции "закончилась эпоха совершенствования налогообложения" (Юткина Т. Ф . Налоговедение: от реформы к реформе. - М., 1999, стр. 49). По меньшей мере такое утверждение некорректно по той простой причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С. Е . Чуцкаеву. В этом же году издается работа В. И. Ленина "О замене продразверстки продналогом" .

В советской России 20-х гг. финансовая наука в лице А.А. Буковецкого, Андрея Соколова, П.В. Микеладзе придерживалась теории коллективных потребностей. А. Соколов рассматривал государство как орган, удовлетворяющий коллективные потребности населения. П.В. Микеладзе считал, что "задача налоговой политики в том и заключается, чтобы согласовывать и экономически рационально удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности".

Советская финансовая наука в 20-е гг. придерживалась определений налога, господствовавших в западной финансовой науке. Воспроизведем одно из таких определений: "Налогами называются принудительные сборы, взимаемые государством или уполномоченными им публично-правовыми органами в силу права верховенства, без какого-либо эквивалента со стороны государства, на основании изданного закона и идущие на покрытие общегосударственных потребностей."

В советской финансовой Энциклопедии 1924 г. читаем: "Налоги - принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства". В годы торжества марксизма в финансовой науке все определения налога свелись к идеологическому, классовому содержанию, к определению налога как инструмента эксплуатации в буржуазных государствах.

Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками, была полностью принята кейнсианцами и неокейнсианцами с поправкой на "общественные потребности" вместо "коллективных".

Другой вопрос, что эти документы дали государству и какой ценой. Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в1922 г. вводится подоходно - поимущественный налог (на зажиточных людей) , налог с грузов, перевозимых ж/д и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10 %, а затем 20 % от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2 .09.1930 г. "О налоговой реформе"; в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы; в 1936 г. была преобразована система платежей гос. предприятий и колхозно - кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена. Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г. 21.11.1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей - это эхо прошедшей войны. В 60 - е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли , плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов. В 1970 - е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году - к моменту развала СССР.

Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское "общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов.

" Это означало, что за годы социалистического строительства в СССР отсутствовала мотивация и востребованность научных разработок в области налогов.

Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую, надо было решить, это уточнить содержание категории "налог". Хотя вопрос остается дискуссионным в силу двойственной (экономической и правовой) природы налога и не только, но можно утверждать, что продвижение в этой области есть. Экономическая и финансовая литература освободились от схематичных подходов в определении категории "налог". Практика налогообложения помогла более четко определить характер экономических (финансовых) отношений между государством и налогоплательщиками.

Вопрос №2

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: "Об основах налоговой системы в РФ"; "О налоге на прибыль"; "О налоге на добавленную стоимость"; "О подоходном налоге на физических лиц". Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.

Читайте также: