Изменение ставки налога на прибыль с 1992

Опубликовано: 14.05.2024

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции "Справедливая Россия", был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

История НДФЛ в России

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

Материал из Documentation.

С 1 января 1992 года вступил в силу ряд налоговых законов. [1]

21 ноября 1992 года Указом Президента РФ была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (раннее она входила в состав Министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране. [2]

Налоговая система Российской Федерации периода 1992 г. включала 4 группы налогов: [3]

Содержание

В 1992 году, одновременно с либерализацией цен был отменён налог с оборота (лишь несколько товаров составляли исключения). В процессе выравнивания производственных и потребительских цен освободившуюся ренту присваивали частные посредники. [4]

27 декабря 1991 года был принят закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций». [5] В нём говорилось, что: [5]

  • налог на прибыль уплачивается всеми предприятиями, которые являются юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями и бюджетные предприятия (по действовавшему в 1991 году союзному законодательству последние не платили налог на прибыль), а также подpазделения пpедпpиятий, имеющие отдельный баланс и pасчетный счет.
  • особый порядок действует в отношении предприятий железнодорожного транспорта, связи и (с 1 июля 1992 года) предприятий газового хозяйства.
  • прибыль от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и (с 1 июля 1992 года) охотохозяйственной продукции не облагается налогом.

В 1992 году ставка налога на прибыль составляла 32 %, за исключением прибыли от посреднических операций, а также прибыли бирж и брокерских контор, для которых была установлена ставка 45 %. Сельскохозяйственные производители не платили налог на прибыль. Дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам облагаются у источника выплаты по ставке 15 %. [5]

Эффективная ставка налога на прибыль составила 28,6 % в 1992 году. Низкая величина эффективной ставки налога на прибыль объясняется, во-первых, слабостью налоговых инспекций они не могли воспрепятствовать большому числу умышленных и неумышленных нарушений в учете. Кроме того, в условиях высокой инфляции (в 26 раз за год) должна была в значительной степени сказаться описанная выше практика неуплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. [5]

С 1 июля 1992 года была уменьшена налогооблагаемая прибыль на суммы, направленные на развитие средств связи, на ряд затрат, связанных с пенитенциарной системой, на суммы дивидендов физическим лицам при инвестировании этих средств внутри предприятия, на перевооружение и реконструкцию производства, включая НИОКР, а также на перевооружение и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры. [5]

Законом «О внесении изменений…» от 16 июля 1992 года было введено увеличение валовой прибыли на сумму средств, перечисляемых покупателями продукции в специальные фонды предприятий. Эта норма вводилась с целью пресечения одной из форм уклонения от налогообложения, когда реализация продукции оформлялась договором по минимальной цене, а остальная сумма перечислялась в специальные фонды. [5]

5 августа 1992 года постановлением правительства России было утверждено «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», согласно которому определялся перечень затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), на величину которой уменьшается налогооблагаемая прибыль от реализации продукции. Это Положение было введено в действие с 1 июля 1992 года. [5]

С 1992 года заработная плата полностью отражается в учете в составе себестоимости продукции. Объём заработной платы, превышающий четыре минимальных оклада, увеличенных в соответствии с числом работников, в 1992 году облагался налогом на прибыль. [5]

Изменение налоговых льгот, связанных с капитальными вложениями, происходило следующим образом: в Законе от 27 декабря 1991 года разрешалось уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы, направленные на вложения в производственные мощности для ряда отраслей (нефтяной, угольной, конверсионных предприятий, производство медицинской техники, медикаментов, продовольствия и оборудования для переработки продуктов питания, товаров народного потребления). С 1 октября 1992 года законом от 16 июля 1992 года к этому списку присоединены техническое перевооружение производства в остальных отраслях и реконструкция объектов социальной инфраструктуры. [5]

В 1992 году существовало множество налоговых льгот для инвестиций, предоставление которых зависело от вида деятельности, типа и размера предприятия и т. д. Анализ их использования показывает очевидную неэффективность подобных льгот. Их применение вызвало формирование различных фактических ставок налога на прибыль на различных предприятиях и в различных секторах, что искажало экономические критерии распределения ресурсов. Кроме того, они создавали многочисленные лазейки в нормативных документах, позволяющие практически любому предприятию уменьшать уровень налоговых изъятий. [5]

С 1 января 1992 года авансовые взносы налога на прибыль следовало платить в размере 1/6 от прибыли за квартал до 10 и 25 числа каждого месяца (для предприятий с иностранными инвестициями определен особый порядок). Однако в 1992 году не существовало никаких санкций за неуплату авансовых платежей, если объявлялась нулевая предполагаемая прибыль, чем пользовалось большое число предприятий для перенесения уплаты налога на возможно более поздний срок, что в условиях высокой инфляции давало им немалый выигрыш и приводило к потерям доходов бюджета. [5]

Налог на прибыль за I квартал 1992 года составил наибольшую часть (40,1 %) всех налоговых поступлений предприятий (6,7 % ВВП). Впрочем, определенная часть этих поступлений была обусловлена проведенной переоценкой запасов. Запасы готовой продукции были переоценены по состоянию на начало года, и половина величины переоценки подлежала перечислению в бюджет. Общие налоговые поступления за II квартал выросли до 21,3 % ВВП (в I квартале — 16,7 %). Рост поступлений налога на прибыль, который продолжался до июля 1992 года (9,9 % ВВП), объясняется во многом тем, что после либерализации цен в народном хозяйстве наблюдалась аномально высокая рентабельность, так как предприятия не имели возможности переоценивать затраты, которые быстро обесценивались в результате высокой инфляции. Это касалось и запасов материальных ресурсов, накопленных до либерализации цен. Часть затрат осуществлялась по-прежнему в старых ценах. В результате в первом полугодии доля налога на прибыль составила 44 % всех налоговых поступлений. В третьем квартале доля поступлений налога на прибыль (8,7 % ВВП или 38 % налоговых поступлений) снизилась за счет уменьшения инфляционного обесценения текущих затрат предприятий и проведения переоценки основных фондов в начале второго полугодия и соответствующего снижения рентабельности. Общая сумма налоговых поступлений за 9 месяцев составила 23,0 % ВВП. Поступления налога на прибыль в четвертом квартале сохранились на уровне третьего квартала — 8,7 % ВВП, хотя их доля в доходах бюджета снизилась до 30,7 %. В структуре налоговых поступлений за 1992 год уменьшилась доля налога на прибыль до 31,6 % после роста в I полугодии. Всего поступления налога на прибыль за 1992 год составили 8,9 % ВВП. [5]

В 1992 году наблюдался рост доли поступлений налога на прибыль в ВВП в первые месяцы, следовавшие за окончанием каждого квартала. Так, например, с 6-8 % месячного ВВП в январе-марте доля налога выросла до 16,5 % месячного ВВП и 12,3 % в апреле и мае 1992 года соответственно. Июльские поступления налога на прибыль составили 11,1 % (в июне — 6,8 %), а октябрьские — 13,4 % месячного ВВП (в августе 7,8 %, в сентябре − 5,8 % ВВП). [5]

Законом от 22 декабря 1992 года «О внесении изменений…» с 1 января 1993 года установлен порядок уточнения разницы между авансовыми взносами и фактически полученной прибылью. [5]

В 1992 году в России была введена пятиступенчатая прогрессивная шкала налогообложения физических лиц с максимальной ставкой 35 %, аналогичная шкалам, существующим в развитых капиталистических странах. [6]

Её введение является ярким примером трансплантации, приведшей к активизации альтернативного и отторжению внедрявшегося института. В тот период необходимая сеть налоговых инспекций ещё только создавалась, информация о налогоплательщиках практически отсутствовала, институт налоговой полиции не был предусмотрен вовсе. Мысль о том, что гражданин должен «добровольно» отдать часть заработанных денег государству, совершенно противоречила господствовавшим культурным стереотипам, а учёт собственных доходов и заполнение налоговой декларации на десятке листов требовали значительного времени и незаурядной квалификации, которой не обладала даже деловая элита. В результате попытка трансплантации прогрессивного подоходного налога оказалась неудачной. Введённые тогда правила налогообложения внесли весомый вклад в активизацию альтернативного института — теневой экономики. [6] [7]

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога демонстрирует тезис о неэффективности трансплантации слишком передовых институтов. [6]

В 1992 году большинство предприятий не стремилось уклоняться от налогов. Более того, нередко финансовые службы предприятий не предпринимали даже совершенно законных действий по снижению суммы уплачиваемых налогов за счёт оптимизации бухгалтерской отчётности. Первоначальное терпимое отношение к ужесточению налогового режима объяснялось несколькими причинами. Во-первых, большинство предприятий, в особенности из госсектора, привыкло быть законопослушными. Предприятия традиционно видели в государстве хотя и не идеального, но партнера, который в критическую минуту окажет помощь. Многие директора совершенно искренне полагали, что запредельные налоговые ставки являются временным «перегибом», который вскоре будет исправлен. Некоторые из них даже обращались с соответствующими призывами в правительство, ожидая, что к ним прислушаются. Во-вторых, в 1992 году в России ещё сохранялись некоторые элементы прямого государственного участия в экономических процессах. Благодаря этому довольно многие предприятия получали за счет бюджета льготные кредиты и индивидуальные налоговые скидки, им предоставлялись льготы во внешнеэкономической деятельности и т. д. Все это позволяло смягчать нехватку оборотных средств и более терпимо относиться к высоким налогам. В-третьих, утратив свои финансовые накопления, многие предприятия при этом сумели сохранить довольно значительные материальные резервы: парк машин и оборудования, земли, здания, сооружения, запасы сырья и полуфабрикатов. Эти ресурсы, благодаря тому, что их можно было продавать, обменивать и сдавать в аренду, тоже сыграли роль демпфера в сложной финансовой ситуации. Кроме того, внутренние цены на энергоресурсы и транспорт в 1992 году ещё были относительно низки и не столь сильно сказывались на уровне издержек, как впоследствии. [8]

В 1992 году произошло резкое усиление налогового бремени. [9]

В 1992 году были произведены следующие изменения в налогообложении: [9]

  • Введены НДС и спецналог, совокупная ставка которых установлена в 28 % к добавленной стоимости
  • Начисления на фонд заработной платы установлены в размере 39 % от фонда заработной платы

В 1992 году происходило активное формирование основ российской налоговой системы, заложенных законами Российской Федерации, принятыми в конце 1991 года. [5]

Постановлением правительства России от 24 декабря 1991 года № 60 с 1 января 1992 года предприятиям было предоставлено право вводить индексацию амортизационных отчислений в связи с происшедшим изменением цен с коэффициентом 2.0 по основным фондам, введённым в эксплуатацию до 1 января 1992 года, с последующим отнесением этих сумм на резервы предстоящих расходов и платежей. Но с 1 июля 1992 года постановлением правительства России от 14 августа 1992 года № 595 индексация была отменена в связи с переоценкой основных фондов. На основании этого постановления разрешается применение повышающих коэффициентов амортизации (ускоренная амортизация) предприятиями, реализующими значительные инвестиционные программы по техническому перевооружению производства, по согласованию с министерством экономики России и министерством финансов России. [5]

20 марта 1992 года министерством финансов России было утверждено положение «О бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации», установившим единые методологические основы бухгалтерского учёта на территории России. [5]

За 1992 год общая сумма налоговых поступлений составила 28,3 % ВВП. В последнем квартале наблюдался рост налоговых поступлений. Июльские изменения налогового законодательства, ограничивающие возможности легального уменьшения налогов, были опубликованы с опозданием и поэтому реальное увеличение сбора налогов пришлось на последние 3 месяца. [5]


ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

ФОНД «НРБУ «БМЦ»

Принята Комитетом по рекомендациям 2008-12-17

Утверждена в итоговой редакции 2009-01-28

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-4/2008 КпР

«ИЗМЕНЕНИЕ СТАВКИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ»

ТОЛКУЕМЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Основной толкуемый документ:

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/2002.Утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 №114н, с последними изменениями от 11.02.2008 №23н.

Прочие применяемые документы:

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая Рекомендация применяется для представления в бухгалтерской отчётности организаций эффектов, возникающих в связи с изменением налоговой ставки (ставок), по которой взимается налог на прибыль организаций в соответствии с налоговым законодательством.

Настоящая Рекомендация действует с момента его публикации до момента принятия нормативного правового акта (актов), которым будет урегулирована проблема, являющаяся предметом настоящей Рекомендации.

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Ставка налога на прибыль, применяемая в РФ, не является постоянной. Законом любого субъекта РФ основная налоговая ставка может снижаться для отдельных категорий налогоплательщиков в пределах четырёх процентных пунктов. Кроме того, Федеральным законом от 26.11.2008 №224-ФЗ в 25 Главу НК РФ «Налог на прибыль организаций» внесены изменения, в результате которых основная налоговая ставка по налогу на прибыль снижена с 24% до 20%. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2009 года.

В соответствии с четвёртым абзацем пункта 14 ПБУ 18/02, в случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах величина отложенных налоговых активов подлежит пересчету с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Аналогично, в соответствии с третьим абзацем пункта 15 ПБУ 18/02, в случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах величина отложенных налоговых обязательств подлежит пересчету с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Указанные нормы предписывают относить результат пересчёта величин отложенных налоговых активов и обязательств на счёт учёта нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)», но при этом ничего не говорят о представлении этого результата в бухгалтерской отчётности. Между тем, понятие «нераспределённая прибыль» используется в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учёту как для обозначения финансового результата в отчёте о прибылях и убытках, так и для обозначения строки бухгалтерского баланса. Так, в перечне числовых показателей, которые должен содержать бухгалтерский баланс в соответствии с требованием пункта 20 ПБУ 4/99, указана строка «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток — вычитается)».
Одновременно с этим, в перечне числовых показателей, которые должен содержать отчёт о прибылях и убытках в соответствии с требованием пункта 23 ПБУ 4/99, указана строка «Чистая прибыль (нераспределённая прибыль (непокрытый убыток))».
Из норм ПБУ 18/02 остаётся неясным вопрос, следует ли эффект от пересчёта налоговой ставки представить в отчёте о прибылях и убытках, скорректировав на его величину показатель чистой прибыли (нераспределённой прибыли (непокрытого убытка)), или напрямую изменить статью бухгалтерского баланса нераспределённая прибыль (непокрытый убыток) без отражения эффектов в отчёте о прибылях и убытках.

Кроме того, процитированные выше нормы ПБУ 18/02 не уточняют, к какому отчётному периоду должно относиться отражение эффектов от изменения налоговых ставок — к периоду, в котором принят соответствующий федеральный или региональный закон, или к периоду, с которого применяется изменённая налоговая ставка (ставки).

В соответствии с тем же четвёртым абзацем пункта 14 ПБУ 18/02, отложенные налоговые активы равняются величине, определяемой как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Аналогично, в соответствии с третьим абзацем пункта 15 ПБУ 18/02, отложенные налоговые обязательства равняются величине, определяемой как произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Изменения налогового законодательства, как правило, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом принятия соответствующего закона. Поэтому на отчётную дату периода, в котором принят соответствующий закон об изменении налоговой ставки, действующей является ещё старая ставка, а новая начнёт действовать лишь на следующий день после отчётной даты.

Однако, согласно пункту 16 ПБУ 18/02, в случае, если законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены разные ставки налога на прибыль по отдельным видам доходов, то при оценке отложенного налогового актива или отложенного налогового обязательства ставка налога на прибыль должна соответствовать тому виду дохода, который ведет к уменьшению или полному погашению вычитаемой или налогооблагаемой временной разницы в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах.

Имеющиеся у организации отложенные налоговые активы и (или) обязательства по состоянию на отчётную дату основаны на временных разницах, которые будут погашаться в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах, когда будет действовать новая налоговая ставка. Поэтому, исходя из процитированной нормы, отложенные налоговые активы и (или) обязательства должны оцениваться с применением новой налоговой ставки в отчётности уже того периода, в котором эта ставка является законодательно установленной, но ещё не является действующей.

Указанные неопределённости требований нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту оставляют без ответа два вопроса:

  • Должен ли эффект от изменения налоговой ставки приниматься в расчёт при формировании показателя чистой прибыли (нераспределённой прибыли (непокрытого убытка)) за отчётный период, представляемого в отчёте
    о прибылях и убытках?
  • К какому отчётному периоду должен относиться эффект от изменения налоговой ставки при представлении бухгалтерской отчётности?

РЕШЕНИЕ

1. Эффект от изменения ставки (ставок) по налогу на прибыль для бухгалтерской отчётности выражается в пересчёте балансовой оценки отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств в отношении временных разниц, остающихся не погашенными по состоянию на дату, предшествующую дате начала применения новой налоговой ставки (ставок).

Указанный эффект отражается в отчёте о прибылях и убытках организаций путём уменьшения или увеличения итогового показателя чистой прибыли или убытка за тот отчётный период, в котором новая налоговая ставка была законодательно установлена.

2. Организации, показывающие налог на прибыль в отчёте о прибылях и убытках единым показателем, включают эффект от изменения ставки (ставок) по налогу на прибыль в этот показатель. В таком случае величина эффекта от изменения ставки раскрывается в пояснениях к финансовой отчётности наряду с раскрытиями других обычных компонентов налога на прибыль.

Организации, показывающие в отчёте о прибылях и убытках отдельными статьями текущий налог на прибыль и отложенный налог на прибыль, показывают эффект от изменения ставки (ставок) по налогу на прибыль также отдельной строкой непосредственно перед строкой «чистая прибыль».

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

Пункт 14 и пункт 15 ПБУ 18/02 устанавливают сугубо техническое правило — относить результаты пересчёта отложенных налоговых активов и обязательств при изменении ставки по налогу на прибыль на счёт учёта нераспределённой прибыли (непокрытого убытка). Из этого правила для бухгалтерской отчётности следует вывод, что результаты пересчёта затрагивают показатель нераспределённой прибыли (непокрытого убытка). Показатели с таким названием, согласно пункту 20 и пункту 23 ПБУ 4/99, присутствуют как в бухгалтерском балансе, так и в отчёте о прибылях и убытках.

Итоговый финансовый результат периода, именуемый в отчёте о прибылях и убытках «Чистая прибыль (нераспределённая прибыль (непокрытый убыток))», в любом случае присоединяется к балансовому показателю «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)». Таким образом, вопрос отражения в отчётности эффекта от изменения ставки сводится к вопросу включения его в итоговый показатель отчёта о прибылях и убытках.

Изменение ставки по налогу на прибыль не является экстраординарным событием и не является операцией с капиталом. Это событие характеризует текущую экономическую ситуацию деятельности организации в связи с налогообложением получаемой ею прибыли. Ставка является одной из ключевых характеристик налога на прибыль, и изменение ставки отражает текущее изменение условий налогообложения. С точки зрения бухгалтерской отчётности изменение налоговой ставки является событием, характеризующим финансовые результаты отчётного периода, аналогичным изменению валютных курсов, рыночных котировок ценных бумаг и т.п. В этой связи исключение эффектов от изменения налоговой ставки из отчёта о прибылях приведёт к неполному представлению реальных финансовых результатов отчётного периода. Поэтому в целях соблюдения требований пункта 6 ПБУ 4/99 о необходимости достоверного и полного представления о финансовых результатах деятельности организации, более правильным является включение эффекта от изменения налоговой ставки (ставок) в показатель чистой прибыли (нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) отчёта о прибылях и убытках перед перенесением этого показателя в бухгалтерский баланс. При этом, поскольку изменение ставки характеризует налогообложение прибыли, данный эффект должен представляться в качестве отдельного компонента налога на прибыль за отчётный период (в самом отчёте либо в пояснениях к нему).

Абзац 4 пункта 14 и абзац 3 пункта 15 ПБУ 18/02, в которых говориться о применении налоговой ставки, действующей на отчётную дату, по сути рассматривают отложенные налоговые активы и обязательства не в балансовом понимании, а в текущем смысле как показатели отложенного налога за период. Но эффект от изменения налоговой ставки заключается в пересчёте балансовой величины отложенных налоговых активов и обязательств, а не величины их изменений за период. Поэтому применение указанных норм к изменению налоговой ставки неуместно. В данном случае уместным является применение пункта 16 ПБУ 18/02, где речь идёт как раз о расчёте балансовой величины отложенных налоговых активов и обязательств, и где требуется применить ставку, которая будет применяться при погашении соответствующих временных разниц.
Признание и оценка активов в бухгалтерской отчётности показывает вероятное будущее поступление экономических выгод. Аналогично признание и оценка обязательств в бухгалтерской отчётности показывает вероятный будущий отток экономических выгод. Поступление или отток экономических выгод от отложенных налоговых активов и обязательств происходит при погашении временных разниц. В этой связи, оценка отложенных налоговых активов и обязательств должна основываться на тех уменьшениях или увеличениях налога на прибыль, который вероятны в будущем ввиду наличия временных разниц.
Поэтому при расчёте отложенных налоговых активов и обязательств в отношении имеющихся временных разниц должна применяться та налоговая ставка, которая будет действовать при погашении разниц, а не та, которая действовала в периоде их возникновения.
Событием, приводящим к изменению оценки отложенных налоговых активов и обязательств, является момент законодательного установления новой налоговой ставки (принятия соответствующего федерального или регионального закона), а не момент вступления в силу новой налоговой ставки. Поэтому эффект от изменения налоговой ставки должен отражаться в бухгалтерской отчётности за период, в котором новая налоговая ставка была законодательно установлена, и который предшествует периоду, в котором новая налоговая ставка вступает в силу. При этом перерасчёт необходимо делать только в отношении временных разниц, остающихся не погашенными на отчётную дату, предшествующую дате начала действия новой налоговой ставки.

Международная практика бухгалтерского учёта, формализованная в международных стандартах финансовой отчётности, рассматривает эффект, возникающий при изменении налоговых ставок, в качестве компонента отложенного налога на прибыль, представляемого в отчёте о совокупном доходе (аналог российского отчёта о прибылях и убытках).

В частности, согласно § 60 IAS 12 «Налоги на прибыль», балансовая оценка отложенных налоговых активов и обязательств может меняться, даже если величина соответствующей временной разницы не меняется. Это может произойти в результате: (a) изменения в ставке налога или в налоговом законодательстве; (b) пересмотре восстановимости отложенных налоговых активов; (c) изменения предполагаемого способа возмещения актива.

Возникающий отложенный налог признается в отчете о прибылях и убытках, за исключением сумм, которые относятся к статьям, ранее дебетуемым или кредитуемым на счет капитала.

25.10.2011, 16:36 | 9757 просмотров | 2514 загрузок

Ставки налога, декларация, отчетность

Этот материал обновлен 20.04.2021

Налог на прибыль — обязательная статья расходов для компаний, работающих на территории России по общей системе налогообложения. Налог на прибыль платят только юридические лица. Индивидуальные предприниматели платят НДФЛ.

Налог на прибыль считают из базы — налогооблагаемой прибыли. Если предприятие только начинает работать и не получает прибыли, то и облагать налогом нечего.

Кто платит налог

Налог на прибыль платят российские и иностранные компании, которые ведут деятельность в РФ. Иностранные компании получают прибыль через представительство или от российских источников в виде дивидендов, страховых выплат и т. д.

Кто не платит

Компании не платят налог на прибыль в следующих случаях:

  1. Они имеют право на ставку 0% по налогу на прибыль.
  2. Они не являются плательщиками налога на прибыль.

Не являются плательщиками налога на прибыль компании, которые:

  1. Работают в сфере игорного бизнеса.
  2. Ведут деятельность со специальным режимом налогообложения: ЕСХН или УСН.

Имеют право на ставку 0% компании, которые:

  1. Участвуют в проекте «Сколково», но при определенных условиях.
  2. Работают в сфере здравоохранения или образования, но при выполнении определенных условий.
  3. Оказывают социальные услуги гражданам — тоже при выполнении определенных условий.
  4. Оказывают гостиничные услуги на территории Дальневосточного федерального округа — опять же при выполнении определенных условий.
  5. Реализуют сельскохозяйственную продукцию собственного производства и переработки.

Виды доходов и расходов

К доходам, которые организации учитывают в налоговой базе, относятся следующие категории:

  1. От реализации товаров, работ, услуг.
  2. От реализации имущественных прав, например от сдачи квартиры в аренду.
  3. Внереализационные доходы — то есть доходы, которые напрямую не относятся к работе организации, например доход от процентов по договору займа.

Расходы организаций — документально подтвержденные и обоснованные денежные потоки. Нельзя купить в личное пользование автомобиль, который не нужен для работы организации, записать его в расходы и уменьшить налог на прибыль.

Не все деньги, которые компания получила или потратила, учитывают при определении налоговой базы. Например, если организация берет кредит, кредитные деньги не будут считаться доходом. Также деньги, которые идут на погашение задолженности по кредиту, не считаются расходами.

Cтавки налога на прибыль в 2021 году

Стандартной ставкой считается 20% от прибыли организации. С 2017 по 2024 год 17% от суммы будут идти в региональный бюджет, 3% — в федеральный. Региональная ставка может быть понижена региональным законом.

Федеральная ставка тоже может быть снижена. Например, для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, налоговая ставка в федеральный бюджет — 0%.

Специальные ставки региональной и федеральной частей налога на прибыль действуют для российских ИТ-компаний . Они должны платить в федеральный бюджет 3%, а в региональный — 0%. Такие же ставки применяются для организаций, занимающихся проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Есть виды доходов, к которым применяются другие ставки:

  1. Проценты по некоторым ценным бумагам — по ним ставка 15%.
  2. Дивиденды от российской или иностранной компании. Налог на прибыль по ним от 0 до 13%.

Порядок расчета налоговой базы

Сначала считают базу — налогооблагаемую прибыль, затем сумму выплат. Налоговая база — это разница между доходами и расходами компании. Часто при расчете налога на прибыль нужно учитывать множество нюансов: например, какие доходы и расходы облагаются налогом, а какие нет.

Прибыль компании считают по-разному.

Для российских компаний прибыль — это разница между доходами и расходами, которые учитываются при налогообложении. То же самое для зарубежных компаний, которые работают на территории РФ через постоянные представительства.

Для иностранных компаний, получающих прибыль от российских источников, есть свои особенности. У этих компаний облагаются налогом только некоторые виды доходов.

Для участников консолидированной группы налогоплательщиков прибыль — это сумма из общей прибыли, которая приходится на конкретного участника этой группы.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период — срок, за который определяют налоговую базу и считают сумму выплат. У налога на прибыль это календарный год.

В налоговом периоде есть несколько отчетных периодов: квартал, полгода и девять месяцев.

Для налогоплательщиков, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации превысили в среднем 15 млн рублей за каждый квартал, отчетным периодом является каждый месяц.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Расчет по налогу на прибыль сдают до 28 числа месяца, который следует за окончанием отчетного периода. Например, вы отчитываетесь за первый квартал. Первый квартал кончается в марте, значит, отчитаться и заплатить за него нужно до 28 апреля.

По налоговому периоду нужно отчитаться до 28 марта и выплатить налог за год.

Если организация платит налог на прибыль ежемесячно, то она отчитывается до 28 числа каждого месяца с января по ноябрь, а за год сдает отчет до 28 марта.

Организации обязаны сдавать декларации, даже если сумма налога к уплате равна нулю.

В случаях применения ставки 0% к декларации прилагаются подтверждающие документы. Например, резиденты «Сколкова» прикладывают к ней расчет прибыли.

Если налог считается по общей ставке 20%, никаких дополнительных документов добавлять к декларации не надо.

Декларации за год сдаются по общей форме, за отчетный период — по упрощенной. Также упрощенную декларацию сдают некоммерческие организации, если их налог на прибыль равен нулю, независимо от периода.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Чтобы посчитать налог на прибыль, нужно определить облагаемые доходы, принимаемые в расчет расходы и ставку налога. Схема расчета налога выглядит так:

  1. Определяем налоговую базу: доходы от реализации и внереализационные доходы минус расходы.
  2. Если есть убыток прошлых лет, вычитаем его из налоговой базы. В 2021 году можно уменьшить налогооблагаемую базу на убыток не более чем на 50%.
  3. Определяем ставку налога. Если ставок несколько, расчет ведется раздельно по каждой ставке.
  4. Умножаем налоговую базу на ставку — получаем сумму авансового платежа по налогу, если речь об отчетном периоде, или сумму налога, если считаем за год.
  5. Если считаем налог за второй и последующие отчетные периоды, из сумма налога за данный период отнимаем суммы налога за предыдущие периоды в рамках этого же календарного года.

Пример расчета. Организация платит налог на прибыль ежеквартально. Сначала нужно посчитать, какая прибыль была в первом квартале.

Считаем налоговую базу: из доходов вычитаем расходы.

Считаем авансовый платеж по налогу на прибыль: умножаем налоговую базу на ставку 20%..

Следующий период, когда компания должна считать налоговые выплаты, — полгода. Даем данные за полгода работы фирмы.

Вычитаем авансовый платеж по налогу за первые три месяца:

Считаем сумму выплат за девять месяцев — все то же самое.

И последнее: считаем сумму за весь налоговый период.

Получился ноль, потому что в последние три месяца доходы были равны расходам. Прибыли нет, следовательно, налог на прибыль платить не нужно.

Барбашева Яна Александровна, Крыш Елена Константиновна, Фрайс Вероника Эдуардовна
1. Студентка группы ЭМ-253305
2. Студентка группы ЭМ-253305
Высшая школа экономики и менеджмента, ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
3. Старший преподаватель кафедры "Финансов, денежного обращения и кредита»
г. Екатеринбург, Россия

Barbasheva Iana Alexandrovna, Krysh Elena Konstantinovna, Frais Veronika Eduardovna
1. Student of group ЭМ-253305
2. Student of group ЭМ-253305
Graduate School of Economics and Management, Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin
3. Head-teacher of department Financial markets and insurance ,
Yekaterinburg, Russia

Аннотация: Налоговая система является одним из основных рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику страны. Одним из главных источников бюджета во многих странах выступает налог на прибыль. Размер данного налога является определяющим для ведения предпринимательской деятельности как местных, так и иностранных компаний, а, следовательно, определяет привлекательность страны для ведения бизнеса.

Abstract: The tax system is one of the main instruments by which government influences on the economy. One of the main budget source in many countries is a profit tax. The amount of this tax is determinant of doing business for local and international companies. Therefore, it determines the attractiveness of the country for business activities.

Ключевые слова: налоговая система, налоги, налог на прибыль

Keywords: tax system, tax, tax rate, VAT, personal income tax, profit tax, corporate tax

Налог на прибыль – это прямой налог, который взимается с прибыли компании, то есть профицита её деятельности за вычетом всех издержек (затраты на изготовление и продажу товаров). Данный налог помогает реализовать как фискальную функцию государства, так и регулирующую, стимулируя развитие определенных отраслей, в которых нуждается государство.

Налог на прибыль существует в той или иной форме во всех развитых странах. В целом, уровень ставки налога показывает насколько фирмы подвержены налоговому давлению со стороны государства. Хотя это и не является главным показателем степени стимулирования бизнеса государством и его налоговой нагрузки, так как во многих странах компании подвержены ещё и иному фискальному давлению за счёт других налогов. Тем не менее, можно сделать определённые выводы из межстранового анализа налога на прибыль организаций.

Ниже приведено описание практик различных государств по регулированию налогообложения прибыли организаций. В разрезе одного отдельного налога на прибыль выявлены недостатки российской налоговой системы через призму сравнения с системами стран, наиболее привлекательных для ведения бизнеса.

В Российской Федерации налог на прибыль введен в 1992 году и первоначально назывался «налог на прибыль предприятия», с 1 января 2002 года официально переименован в «налог на прибыль организации».

Данный налог регулируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации [1]. Согласно статье 246 данного кодекса, налогоплательщиками налога на прибыль являются все российские организации (банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации и пр.), находящиеся на общей системе налогообложения, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников Российской Федерации [2].

В РФ прослеживается тенденция по снижению налога на прибыль. Так в 1992 году согласно закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций” устанавливалась ставка 32% для предприятий и 45% бирж, брокерских контор и предприятий по прибыли от посреднических операций и сделок. С 2002 года налог регламентируется главой 25 НК РФ, и ставка была снижена до 24% (см. Диаграмма 1). С 1 января 2009 года фиксированная базовая ставка налога составляет 20%, при этом с 2017 года 17% направляются в региональный бюджет и лишь 3% — в федеральный (ранее 18% и 2% соответственно). Для отдельных категорий налогоплательщиков субъекты федерации имеют право снижать ставку налога, который зачисляется в субфедеральные бюджеты, но не ниже 13,5%. Также некоторые организации вправе применять налоговую ставку 0% налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, например, организации, осуществляющие образовательную и медицинскую деятельность.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, рассчитанной бухгалтерским методом. При действующей в России трёхуровневой системе налогообложения налог на прибыль взимается исключительно на федеральном уровне.

Ежегодно налог на прибыль организаций составляет около 3,3% доходов федерального бюджета.


Рисунок 1. Изменение налога на прибыль в РФ

Швейцария – страна с одной из самых стабильных экономик в мире. Она не является членом Евросоюза и налоги в ней, при всей своей сложности и запутанности, одни из самых низких в Европе.

Швейцария — конфедеративное государство, состоящее из центрального штата и 26 кантонов, как и в России, в ней действует трёхуровневая система налогообложения. Налоги делятся на федеральные, кантональные и муниципальные. Однако, в отличие от РФ, некоторые налоги в Швейцарии дифференцированные, то есть поступают в несколько уровней сразу: одни и те же налоги оплачиваются по фиксированной ставке в федеральный бюджет и потом ещё в бюджеты кантонов и муниципалитетов, которые сами регулируют размер налогов.

Ещё одно из главных отличий швейцарской налоговой системы – это прогрессивная шкала налогообложения. На всех уровнях с увеличением облагаемой суммы увеличивается и ставка налога.

Налог на прибыль платится на двух уровнях. На федеральном уровне установлена средняя ставка налога на прибыль в 8,5%, но ставка может варьироваться от 3,63% до 9,8%: чем больше получает организация, тем больше ставка. Кантональная ставка может колебаться от 12% до 22% в зависимости от местоположения компании, однако по режиму налогообложения “смешанной компании” кантональная ставка может быть снижена. Фактически существует 26 ставок налога на прибыль компании на кантональном уровне.

США, страна с одной из самых мощных экономик, имеет один из наиболее высоких налогов на прибыль в мире. Ведение бизнеса внутри страны представляется невероятно дорогим, поэтому многие производители предпочитают выносить производства за пределы США.

В США принципы уплаты налога на прибыль корпорации схожи со Швейцарией. Он платится отдельно в три уровня: федеральный, налоги штата и местный.

Федеральное налогообложение прибылей корпораций в США определяется Разделом 11 Кодекса внутренних доходов. Ставка федерального налога сохраняется неизменной вот уже два десятилетия. Американские компании платят налоги со всех своих доходов, включая те, которые получены за рубежом за исключением разрешенных законом вычетов (скидок).

Федеральный налог является единым для всех штатов. Ставка начинается с 15% и с увеличением дохода доходит до 35% (см. Таблица 1) и зависит от размера полученной прибыли, то есть облагается по прогрессивной шкале. В каждом штате действует абсолютно разное налогообложение. Так в штатах Невада, Южная Дакота, Вайоминг и Вашингтон налог на прибыль корпорации отсутствует. В Огайо взимается налог с оборотов компании, а не с прибыли. В ряде штатов (Алабама, Колорадо, Пенсильвания и др.) действует единая фиксированная ставка в пределах 4 — 9,99%, в других же (Аляска, Луизиана, Небраска и др.) действует прогрессивная шкала налогообложения в пределах 0 — 12%. Местные налоги зависят от района (каунти) или города, они довольно незначительные и в многих регионах отсутствуют вообще.

Согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, в среднем репрезентативная ставка для американских корпораций составляет около 24%.

В 2017 году Президент США Дональд Трамп предложил налоговую реформу, в которой включено снижение налога на прибыль компаний с 35% до 15%, это будет касаться как корпораций, так и малого и среднего бизнеса. Министр финансов США Стивен Мнучин назвал ставку налога на прибыль «самой сложновычисляемой и неконкурентной в мире». Правительство США утверждает, что это позволит снизить дефицит бюджета.

Размер федеральной ставки налога на прибыль корпорации в США.

Чистая прибыль компании, в тыс. долларов СШАСтавка налога
0-5015%
50-75$7500 + 25% свыше $50000
75-100$13750 + 34%% свыше $75000
100-335$22250 + 39% свыше $100000
333-10000$113900 + 34% свыше $335000
10000-15000$3400000 + 35% свыше $1500000
15000-18333,3$5150000 + 38% свыше $1500000
Более 18333,335%

Австралия – высокоразвитое индустриально-аграрное государство, развитие которого происходит по своему сценарию, не похожему ни на один в мире. Налоговая система в Австралии имеет три уровня: федеральный, региональный и местный (налоги общин). Налог на прибыль компаний взимается на федеральном уровне. Данный налог – второй по значимости источник поступлений в бюджет страны. Подоходный налог с компаний обеспечивает 14-15 % федерального бюджета, а подоходный налог с физических лиц — более половины.

Плательщиками налога являются компании-резиденты и нерезиденты. Компании-резиденты, зарегистрированные в Австралии или же осуществляющие свою деятельность в Австралии и имеющие там головное руководство, уплачивают налог с валовой прибыли, полученной на территории страны и за её пределами. Нерезиденты — те, кто имеют в Австралии лишь дочерние предприятия или другие постоянные представительства и уплачивают налог с прибыли, полученной в Австралии. Чтобы избежать двойного налогообложения прибыли, полученной за границей, Австралия заключила более 40 договоров с другими государствами о взаимозачете налогов в подобных ситуациях. Субъектами налогообложения являются исключительно корпорации и ассоциации, а не их собственники. Товарищества и совместные предприятия не платят налог на прибыль, их члены включают полученную долю прибыли в свою налоговую декларацию. [8]

В отличие от налога на доходы физических лиц, для которых действует прогрессивная ставка, налог на прибыль корпораций облагается по фиксированной ставке. Данный налог введён в 1981 году. Свою максимальную отметку в 49% он достигал в 1986 году. С 2002 года и по сей день действует ставка 30% и пониженная ставка в 28,5% для малого бизнеса. [7]

Если компания терпит убытки, обязанность по уплате налога сохраняется и переносится на прибыль будущих периодов, подобный зачёт может происходить в течение неограниченного срока, при условии сохранения не менее 50% постоянного состава акционеров.

ОБЪЕДИНЁННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ

В отличии от многих стран налоги не являются основной статьёй доходов ОАЭ. Основой экономики выступает производство и экспорт нефти и газа, а также привлечение иностранных инвестиций.

Поскольку мусульманское право является основой законодательства ОАЭ, это накладывает значительный отпечаток на устройство государства. Поэтому в законодательстве отсутствует единый документ, содержащий основные принципы налогообложения в стране. Источниками налогового права выступают отдельные нормативы Эмиратов, а также акты администраций свободных экономических зон (СЭЗ).

Налог на прибыль компаний, ведущих свою деятельность на территории ОАЭ, взимается в пользу местных бюджетов. Для компаний действует прогрессивная ставка налога от 10% (начиная с 1 млн. дирхам) до 55% (свыше 5 млн. дирхам). Но плательщиками налога на прибыль чаще всего являются нефтегазовые предприятия, банковские организации (ставка налога — 20%), отели и рестораны, и это касается исключительно местных рынков. Если компания является международным нефтетрейдером, то налогообложение не применяется. Корпоративный налог в пределах некоторых свободных экономических зон начинает действовать только спустя 15 лет налоговых каникул или не предусмотрен вообще. Налоговые каникулы очень легко продлить. [9]

Ставки налога на прибыль для эмиратов Дубаи, Абу-Даби и Шарджа

Ставка налогаОблагаемая сумма
10%1 000 000 – 2 000 000 дирхам
30%2 000 000 – 4 000 000 дирхам
40%4 000 000 – 5 000 000 дирхам
55%Свыше 5 000 000 дирхам

Налоговое законодательство ОАЭ считается одним из самых эффективных в мире для ведения бизнеса. Именно уникальная система налогообложения позволяет привлекать огромное количество иностранных инвестиций в страну.

Создание Европейского союза (ЕС) в 1992 году повлекло за собой различные интеграционные процессы, в том числе и унификацию законодательств стран-участниц. Однако фискальные системы по-прежнему имеют значительные различие. Налоговые отчисления в Германии отчисляются по уровням бюджетной системы, налог на прибыль корпораций является совместным налогом и делится в пропорции 50 на 50 между федеральным и земельным бюджетами. Основная ставка корпоративного налога составляет 15%. Однако эффективная ставка составляет в среднем 30%, так как помимо налога на прибыль налогоплательщик уплачивает солидарную надбавку в размере 5,5% от суммы налога и муниципальные налоги, варьирующиеся от 14 до 17%. “Солидарный взнос” нужен для экономического возрождения новых земель, возникших после объединения Германии. Суммарная ставка может возрасти до 45%, если владелец у корпорации один, если собственников несколько ставка остается в размере 30%.

Налогоплательщиками налога на прибыль предприятий являются все юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Иностранные предприятия, не получившие статус резидента, то есть не имеющие зарегистрированного офиса на территории страны, а также резиденты, являющиеся некоммерческими организациями и госучреждениями, налог уплачивают с прибыли, полученной от деятельности внутри страны. Для них определена пониженная ставка. Остальные субъекты — с прибыли, полученной внутри страны и за рубежом.

Корпоративный налог отчисляется ежеквартально, по истечению года заполняется итоговая налоговая декларация.

Экономика Китая признана самой быстроразвивающейся экономикой в мире на сегодняшний день, за последние 30 лет темпы её роста достигли 10%. Однако в качестве последствия за такой значительный качественный рывок Китай получил угрозу перегрева собственной экономики. В связи с этим был принят ряд реформ, коснувшихся и системы налогообложения.

В начале 2009 года вступили в силу изменения во Временные нормы и правила КНР «О налоге на добавленную стоимость», Китай отказался от НДС производственного типа в пользу НДС потребительского. [10] Это привело к возможности вычета суммы налога из стоимости не только приобретаемых материалов, но и основных средств предприятия. Для отдельных групп товаров и услуг ставка налога составляет 0%, 13% или 17%. А с 1 мая 2016 года был отменён налог на прибыль предприятий, вместо него китайские компании будут выплачивать НДС, последние изменения были введены для повышения собственной продуктивности предприятий, за счёт уменьшения правительственных доходов. В условиях снижения темпов роста экономики Китая и недостаточно активного восстановления мировой экономики, власти КНР решили больше внимания уделять экспансионистской фискальной политике.

Для наилучшего понимания сути поднятого вопроса к сравнению были выбраны несколько стран с различными принципами начисления и уплаты налога на прибыль предприятий. Несмотря на все глобализационные, унификационные процессы, происходящие в мире, в том числе и попытки, стандартизировать законодательства государств — членов международных организаций, сложно встретить единые механизмы налогообложения. Различия налоговых систем стран создают условия для налоговой конкуренции в создании наиболее эффективных условий развития страны. К аспектам развития относится привлечение иностранных инвестиций, частных капиталов. Поэтому выбор той или иной страны будет зависеть от правил исчисления налога на прибыль организаций, от уровня налоговой нагрузки в целом, от удобства налогового администрирования, прозрачности и стабильности налоговой системы.

Сравнение налога на прибыль разных стран должно было выявить характерные отличия российских принципов уплаты налога на прибыль, в особенности недостатки, и наметить пути совершенствования системы.

В целом было выяснено, что система данного налога в Российской Федерации лояльна по отношению к налогоплательщику, взимается лишь 20% валовой прибыли. В таких странах как США, Германия, Австралия ставка поднимается на значительно более высокий уровень (30-45%). Налоговая нагрузка легко просчитывается, не имеется дополнительных сборов (Германия).

С другой стороны, существуют государства с более низкой эффективной ставкой (ОАЭ), и с сильной системой контроля налогоплательщиков (США).

Таким образом, можно сделать вывод, что в разрезе налога на прибыль организаций, Россия является привлекательной страной для инвестиций.

Читайте также: