Функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства

Опубликовано: 12.05.2024

ствий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского со­стояния, совершение нотариальных действий).

Сборы от налогов отличаются по способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены толь­ко законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права. Так, ст. 11.1 Закона* РФ «О Государственной границе Российской Федерации» уста­навливала сбор за пограничное оформление, правомерность которого была подтверждена Конституционным Судом РФ1.

Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отли­чительные признаки. К общим относятся:

обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

изъятие на основе законодательно закрепленных формы и порядка поступления;

возможность принудительного способа изъятия;

осуществление контроля единой системой налоговых органов.

В то же время, несмотря на некоторые общие признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следую­щим юридическим характеристикам.

По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных дохо­дов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

По цели. Цель налогов — удовлетворение публичных потреб­ностей государства или муниципальных образований; цель сбо­ров — удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

По обстоятельствам. Налоги представляют собой безуслов­ные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предос­тавляемую плательщику государственным (муниципальным) Учреждением, которое реализует государственно-властные пол­номочия.

Ведомости РФ. 1992. № 11. Ст. 521.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 ^акона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.

Финансовое право России. Особенная часть

По характеру обязанности. Уплата налога является четко ус­тановленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индиви­дуальный характер и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Роль налогов проявляется в их функциях. Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функ­ций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.

Исторически первой, наиболее последовательно реализуемой и сегодня функцией налогов выступает фискальная. Сущность ее заключается в обеспечении государства или муниципальных образований финансовыми средствами, без которых невозмож­на их деятельность. Формирование основной массы доходов бюджетной системы на постоянной и централизованной основе способствует развитию государства в качестве крупнейшего эко­номического субъекта.

Своеобразным дополнением фискальной функции налогов служит регулирующая функция, которая затрагивает регулирова­ние производства и регулирование потребления. Данная функ­ция призвана способствовать решению задач налоговой полити­ки государства через налоговый механизм. Посредством регули­рующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики.

Налогам присуща и контрольная функция, через которую го­сударство осуществляет проверку финансово-хозяйственной де­ятельности физических и юридических лиц, контролирует ис­точники их доходов и направления расходов, а также обеспечи­вает «прозрачность» финансовых потоков.

Каждая функция показывает, каким образом реализуется пуб­личное назначение налогов. Следует отметить, что любая функ­ция налогов является экономико-правовой категорией, т. е. опос­редуется и экономическими, и правовыми механизмами.

В процессе приобретения и накопления материальных благ взимаются

Взыскания налогов осуществляются за счет денежных средств недоимщиков не позднее _________ операционного(ых) дня(ей), следующего(их) за днем получения им указанного поручения (распоряжения)

Впервые в отечественной литературе термин «налог» был употреблен в ______ г.

Данная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот - это ________ функция

Данная функция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязы-ваемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения, - это ______ функция

Данная функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов - это _________ функция

Действия, совершаемые одним лицом (налоговым представителем) от имени другого лица (налогоплательщика) в силу полномочий, основанных на доверенности, указании закона либо акте компетентного государственного органа или органа местного самоуправления, которые непосредственно создают, изменяют и прекращают налоговые права и обязанности налогоплательщика, - это налоговое(ая)

Деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников налоговых отношений по определению концепции формирования, структуры и объема государственных доходов; корректировке действующей системы налогов и сборов; содержанию объектов налогообложения; составу налогооблагаемой базы и размеров налоговых ставок; формированию налогового законодательства; разработке и исполнению планов мобилизации налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, а также по контролю за их исполнением и соблюдением налогового законодательства - это __________ процесс

До решения вопроса о применении дисциплинарной ответственности работник налогового органа может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей на срок не более

Единая централизованная вертикальная иерархическая система государственных органов исполнительной власти - это _____________ органы

Единый налог на вмененный доход относится к налогам

Из перечисленного - Адам Смит сформулировал и обосновал следующие принципы, которые должны быть реализованы в налоговой системе демократического госу-дарства: 1) справедливость; 2) определенность; 3) удобство; 4) эффективность; 5) товарность;6) материальность

Из перечисленного - в зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач основные принципы налогообложения и сборов можно разделить на следующие группы: 1) принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ консти-туционного строя; 2) принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков; 3) принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма; 4) принципы сбережения; 5) принципы расходования

Из перечисленного - в зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налоги делятся на следующие группы: 1) изъятия; 2) скидки; 3) освобождения; 4) пулы

Из перечисленного - в качестве налогоплательщиков к физическим лицам относятся: 1) резиденты Российской Федерации; 2) нерезиденты Российской Федерации; 3) российские организации; 4) иностранные организации

Из перечисленного - в качестве обособленных подразделений юридических лиц в соответствии со ст. 55 ГК РФ выступают: 1) филиалы; 2) представительства; 3) объеди-нения; 4) сообщества

Из перечисленного - в области налогообложения выработаны несколько вариантов решения проблемы юридической трактовки налога: 1) к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета; 2) налог есть одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям; 3) налог - это казначейская нота; 4) налог - это казначейский вексель

Из перечисленного - в систему источников налогового права входят: 1) Конституция Российской Федерации; 2) нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; 3) специальное налоговое законодательство (в НК РФ оно именуется законодательством о налогах и сборах); 4) общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права); 5) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами; 6) решения Конституционного Суда РФ; 7) постановления Верховного Суда Российской федерации

Из перечисленного - в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязан-ностей (совершение должностного проступка) на работника налогового органов могут налагаться следующие меры дисциплинарной ответственности: 1) замечание; 2) выго-вор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение

Из перечисленного - в современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции: 1) распределительную (социальную); 2) фискальную; 3) регули-рующую; 4) контрольную; 5) поощрительную; 6) вертикальную

Из перечисленного - в соответствии со ст. 25 НК РФ, сборщиками налогов и сборов могут быть: 1) государственные органы исполнительной власти; 2) исполнительные органы местного самоуправления; 3) уполномоченные государственные органы и должностные лица; 4) абонементные органы

Из перечисленного - в соответствии со ст. 9 ПК РФ, участниками налоговых правоотношений являются и финансовые органы: 1) Министерство финансов Российской Федерации; 2) министерства финансов республик - субъектов Российской Федерации, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; 3)финансовые управления (департаменты, отделы) администраций муниципальных образований

Из перечисленного - выделяют следующие основные методы налогообложения: 1) рав-ное; 2) пропорциональное; 3) прогрессивное; 4) регрессивное; 5) свободное; 6) обязанное

Из перечисленного - за нарушение действующего законодательства таможенные органы и их должностные лица несут: 1) гражданскую ответственность; 2) дисцип-линарную ответственность; 3) административную ответственность; 4) уголовную ответственность; 5) федеральную ответственность

Из перечисленного - за неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых органов несут: 1) гражданскую ответственность; 2) дисциплинарную ответственность; 3) административную ответственность; 4) уголовную ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) специальную ответственность

Из перечисленного - к специальным налоговым режимам относятся: 1) упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства; 2) система налогообложения в свободных экономических зонах; 3) система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях; 4) система налогообло-жения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции; 5) аварийная система налогообложения

Из перечисленного - к субъектам иностранного права в налоговых отношениях приме-няются следующие основные режимы налогообложения: 1) национальный режим; 2) режим недискриминации; 3) режим наибольшего благоприятствования; 4) режим взаимности; 5) международный режим

Из перечисленного - к юридическим признакам налога относят следующие: 1) налог - это отчуждение части собственности субъектов в доход государства; 2) налог устанавливается и вводится законом; 3) налог - это обязательный взнос, уплата которого носит принудительный характер; 4) внесение налога происходит в денежной форме; 5) налог уплачивается на основе безвозмездности; 6) налоги вносятся в бюджет или во внебюджетный фонд; 7) налоги - абстрактные платежи, которые обычно не имеют целевого назначения

Из перечисленного - назовите существенные элементы юридического состава налога: 1) налогоплательщик (субъект налога); 2) объект налога; 3) предмет налога; 4) масштаб налога; 5) метод учета налоговой базы; 6) налоговый период; 7) единица налого-обложения; 8) тариф ставок (налоговая ставка (норма налогового обложения) и метод налогообложения); 9) порядок исчисления налога; 10) отчетный период; 11) сроки уплаты налога; 12) способ и порядок уплаты налога

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

Из перечисленного - налогоплательщиками налога на добавленную стоимость приз-наются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации

Из перечисленного - объектом налогообложения для налогоплательщиков единого социального налога признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по: 1) трудовым договорам; 2) граж-данско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям); 3) авторским договорам, 4) федеральным договором

Из перечисленного - органами власти специальной компетенции являются: 1) Феде-ральная налоговая служба; 2) Министерство финансов Российской Федерации; 3) Феде-ральная таможенная служба; 4) органы государственных внебюджетных фондов; 5) ава-рийные службы

Из перечисленного - освобождения от уплаты налога можно разделить на виды по формам предоставления льгот: 1) снижение ставки налога; 2) сокращение окладной суммы; 3) отсрочка или рассрочка уплаты налога; 4) целевой налоговый кредит; 5) возврат ранее уплаченного налога; 6) зачет ранее уплаченного налога

Из перечисленного - основания для привлечения должностных лиц налоговых органов к уголовной ответственности предусмотрены гл. 30 Уголовного кодекса Российской Федерации: 1) злоупотребление должностными полномочиями; 2) превышение долж-ностных полномочий; 3) незаконное участие в предпринимательской деятельности; 4) получение взятки; 5) служебный подлог; 6) халатность

Из перечисленного - основу для определения резидентства юридических лиц составляют следующие тесты (или их комбинации): 1) тест инкорпорации; 2) тест юридического адреса; 3) тест места осуществления центрального управления иконтроля; 4) тест места осуществления текущего управления компанией; 5) тест деловойцели; 6) форма собственности; 7) численность работающих на предприятии; 8) вид хозяйственной деятельности

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Из перечисленного - отчетными периодами по налогу на прибыль организаций признаются: 1) первый квартал календарного года; 2) полугодие календарного года; 3) девять месяцев календарного года; 4) календарный год

Сущность налога заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Налоги платят основные участники производства валового внутреннего продукта:
• работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения являются:
• прибыль (доход, включая дивиденды, проценты по долговым обязательствам);
• имущество (деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага);
• операции по реализации товаров, работ и услуг;
• стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина — это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:
• распределительную (социальную);
• фискальную;
• регулирующую;
• контрольную;
• поощрительную.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная (социальная) функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, что-бы налогоплательщик (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникла стимулирующая, дестимулирующая, а также воспроизводственная подфункции.

Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Виды льгот: необлагаемый минимум объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; рассрочка или отсрочка уплаты налогов, налоговые кредиты, включая инвестиционные, введение специальных налоговых режимов, прочие налоговые льготы.

Действующие налоговые льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
• финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
• малых форм предпринимательства;
• занятости инвалидов и пенсионеров;
• благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранительной сферах.

Формами льгот по уплате налогов являются отсрочка или рассрочка по уплате налога, т. е. изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;
6) иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. Изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований называется налоговым кредитом.

Одной из преференций является также инвестиционный налоговый кредит, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта РФ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот (например, участникам Великой Отечественной войны и т.д.).

В Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ взимаются следующие виды налогов и сборов:
— федеральные;
— региональные (налоги и сборы субъектов РФ);
— местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством.

Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 16 видов налогов и сборов:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
• налог на прибыль (доход) организаций;
• налог на доходы от капитала;
• подоходный налог с физических лиц;
• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
• государственная пошлина;
• таможенная пошлина и таможенные сборы;
• налог на пользование недрами;
• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
• лесной налог;
• водный налог;
• экологический налог;
• федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов:
• налог на имущество организаций;
• налог на недвижимость;
• дорожный налог;
• транспортный налог;
• налог с продаж;
• налог на игорный бизнес;
• региональные лицензионные сборы.

В соответствии со ст. 14 (п.2) Налогового кодекса РФ при введении в действие налога на недвижимость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся 5 видов налогов и сборов:
• земельный налог;
• налог на имущество физических лиц;
• налог на рекламу;
• налог на наследование или дарение;
• местные лицензионные сборы.

До введения в действие части второй Налогового кодекса ссылки на конкретные законы приравнивались к ссылкам на Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.

Особое значение имеет порядок отражения налогов в бухгалтерском учете — в составе издержек производства за счет финансовых результатов или налогооблагаемой прибыли. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).

Классификация налогов по объектам налогообложения образует пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

Кроме того, налоги делятся на различные виды в зависимости от признака их классификации.

В первую очередь налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество), косвенные — в результате их расходования (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

Прямые налоги подразделяются в свою очередь на:
• реальные — взимаемые с действительно полученной налогоплательщиком прибыли, или дохода (налог на прибыль предприятий);
• вмененные — взимается не с действительного, а с предполагаемого среднего дохода, получаемого в определенных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения; такими налогами прежде всего облагается имущество.

Помимо этого, налоги делятся на:
раскладочные (сейчас используются в основном в местном налогообложении, например, на нужды образования, на благоустройство территории и т.д.);
количественные (долевые, квотативные), которые взимаются исходя из возможности налогоплательщика заплатить налог (при этом косвенно учитывается имущественное положение налогоплательщика).

Налоги также делятся на:
закрепленные — полностью или в частях закрепленные в качестве источника конкретного бюджета (в частности, таможенные пошлины);
регулирующие — перераспределяемые ежегодно между бюджетами различных уровней при утверждении федерального бюджета для покрытия дефицита (например, акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и т.д.).

Большую роль играют так называемые целевые налоги, в отличие от общих, т. е. налоги, взимаемые конкретно и целенаправленно для решения какой-либо определенной задачи. Так, в 1994 г. в Москве с владельцев автотранспортных средств взимался налог, который непосредственно шел на реконструкцию кольцевой автодороги.

Налоги в соответствии с периодичностью их взимания можно также подразделить на:
регулярные (систематические, текущие) — взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени пользования плательщиками имуществом либо занятия каким-либо видом деятельности, приносящей прибыль (например, земельный налог, подоходный налог с физических лиц и т.д.) и
разовые — взимаются в связи с какими-либо несистемными событиями (в частности, налог с имущества, который переходит к другому лицу в порядке наследования, дарения и т.д.).

Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют. Последних определено множество. Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.

Что считается налогом?

Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.

Налог - это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора - обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.

При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.

Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.

Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения - это налоговая система государства.

Важно выделять и такие элементы налога, как:

  • Налогоплательщики.
  • Налоговая база.
  • Объекты налогообложения.
  • Налоговые льготы.
  • Единицы налогообложения.
  • Порядки исчисления.
  • Налоговые ставки.
  • Источники налога.
  • Налоговые периоды.
  • Порядки уплаты.
  • Налоговые оклады.
  • Сроки уплаты налогов.

Данные взносы в государственную казну - весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:

  • Прямые и косвенные.
  • Аккордные и подоходные.
  • Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.

контрольные функции федеральной налоговой службы рф

Спектр функций

Контрольная функция налогов - это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:

  • Фискальная.
  • Регулирующая.
  • Социальная.
  • Контрольная функция налогов.

Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.

Контрольная

Разберем сущность контрольной функции налога. Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов. Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового "пресса" на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.

Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.

Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем - количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах. В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан. Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.

Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств - контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.

пример контрольной функции налогов

Социальная

Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.

Конкретные механизмы реализации данной социальной функции - страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:

  • Доходов, которые не подлежат налогообложению.
  • Налоговых стандартных вычетов.
  • Профессиональных налоговых вычетов.

Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.

Фискальная

Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.

Основная задача при воплощении данной функции в жизнь - обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности.

Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений. Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну. По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент - они способствуют накоплению государственного долга.

Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население. Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства. Следствие - взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути. В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан. Примеров в истории не так уж и мало.

контрольная функция налогов заключается

Регулирующая

Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь.

Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями. Главная ее задача - регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей.

Цель применения льгот - уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан. Тут выделяется следующее:

  • Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.
  • Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
  • Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.

Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:

  • Понижение ставок налога.
  • Сокращение окладных сумм.
  • Налоговые каникулы - полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
  • Возврат уплаченного ранее налога - полный или частичный.
  • Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
  • Зачеты ранее внесенных налогов.
  • Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.

Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики.

К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:

  • Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
  • Налог на пользование недрами.
  • Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
  • Водный налог.
  • Лесной налог.
  • Экологический налог.
  • Дорожный налог.
  • Налог на собственность.
  • Транспортный налог.
  • Земельный налог.

Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства. Также она действует через платежеспособность физических лиц.

сущность контрольной функции налога

Налоговые подфункции

Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.

Но кроме этой и иных функций, выделяются и подфункции налогов. Они проистекают из регулирующей. Их три:

  • Воспроизводственная.
  • Стимулирующая.
  • Дестимулирующая.

Разберем эти подкатегории детально.

Стимулирующая подфункция

Задача этой налоговой подфункции - поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений.

Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.

Дестимулирующая подфункция

Как видно из названия, она обратна предыдущей, стимулирующей налоговой подфункции. В чем тут суть? При помощи дестабилизирующей подфункции государство, наоборот, затормаживает некоторые экономические процессы.

Воспроизводственная подфункция

Главная задача такой налоговой подфункции - накапливать средства на восстановление общегосударственных ресурсов.

Примерами тут будут отчисления взносов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановление водных ресурсов страны и проч.

контрольная функция налогов состоит в том

Поощрительная функция

В некоторых системах и классификациях, помимо контрольной, социальной (перераспределительной), регулирующей и фискальной, порой выделяется и поощрительная функция. В ней выражается признание государством заслуг определенных категорий населения. В РФ это, к примеру, участники ВОВ, герои России, Советского Союза и др.

По своей сути эта функция - приспосабливание налоговой системы под социальную политику государства. Так, из налогооблагаемого дохода граждан делаются вычеты на содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей, строительство и покупку жилья, осуществление благотворительной помощи. База налогообложения снижается и в связи с социальными расходами гражданина - покупкой медикаментов, платным обучением детей и проч.

Функции налоговых органов

Выше мы разобрали контрольную и иные формы функций налогов. Они иные в отношении налоговых органов. Например, контрольные функции Федеральной налоговой службы РФ будут несколько другими, чем самого налога.

Рассмотрим их спектр в отношении налоговых органов:

  • Фискальная. Обеспечение зачисления оплаченных гражданами и организациями сборов на счета ФНС своевременно и в полном объеме.
  • Правоохранительная. Это выявление нарушений налогового законодательства, а также своевременное их пресечение. Например, введение различных штрафных санкций за задержку налогового платежа, нарушений в отчетной документации и проч.
  • Консультационная (или информационная). У налоговых органов есть прямая обязанность информировать плательщиков по поводу правил уплаты налогов, норм и изменений НК.
  • Контрольная функция налоговых органов. Осуществление контроля за соблюдением НК, учет налогоплательщиков.

контрольная функция налоговых органов

Дополнительные задачи ФНС

Перечислим и дополнительные контрольные функции налоговых органов:

  • Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в госказну налоговых платежей.
  • Контроль за производством и последующим оборотом этилового спирта, алкогольных и табачных продуктов.
  • Контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции ФНС.
  • Контроль за информированием налогоплательщиков.

контрольная функция налогов

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать объем и полноту поступления данных платежей, анализировать качество налоговых каналов. И на основе этих данных корректировать НК, бюджетную политику. Что касается контрольных функций ФНС, они отличны от функций собственно налогов.

Билет 1

Вопрос 1.

Понятие, признаки и функции налогов и сборов.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязатель­ный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с органи­заций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативно­го управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из данного определения выводятся следующие основные признаки налога.

1. Обязательность. Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанав­ливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого граждани­на. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждо­го платить законно установленные налоги и сборы. Следова­тельно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выпол­нения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных ви­дов доходов бюджетов, установленных ст. 41 Бюджетного ко­декса РФ (далее — БК РФ).

2. Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Закон­но уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству, налоги передаются государст­ву в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматри­вает никаких личных компенсаций налогоплательщику за пере­численные обязательные платежи.

3. Денежный характер. Налог взимается посредством отчуж­дения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной фор­ме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается.

Налог уплачивается из денежных средств, принадлежащих на­логоплательщику.

4. Публичное предназначение. Особенностью налога следует считать его движение только в одном направлении — от налогоплательщика в бюджет госу­дарства (конечно, за исключением частных случаев его пере­платы или решения суда о возврате незаконно взысканных на­логов). После отчуждения налогоплательщиком причитающих­ся обязательных платежей они переходят в собственность государства и поступают в бюджеты соответствующего терри­ториального уровня или внебюджетные фонды. Поскольку бюджеты являются общими фондами денежных средств, то за­численные в них налоги утрачивают персонально-целевую идентификацию и приобретают обезличенно-безвозмездный характер. Посредством распределения бюджетных или внебюд­жетных средств государство осуществляет финансирование своих функций, в том числе и общественно значимых меро­приятий. Таким образом, государство становится своеобраз­ным каналом перераспределения денежных средств между все­ми членами общества независимо от суммы индивидуально уп­лачиваемых налогов.

Публичный характер налогов обусловливает общественную опасность налоговых правонарушений, выражающуюся в пер­вую очередь в нарушении финансовых интересов государства.

-фискальная. Сущ­ность ее заключается в обеспечении государства или муници­пальных образований финансовыми средствами, без которых невозможна их деятельность.

-регулирующая функция, которая затрагивает регулирова­ние производства или потребления определенных видов това­ров, работ или услуг. Данная функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства через налого­вый механизм.

-контрольная функция, через которую го­сударство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспе­чивает «прозрачность» финансовых потоков.

В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничива­ет понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые сформировались в про­цессе правоприменительной деятельности, определены и разъ­яснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий со­вершения в интересах плательщиков сборов государственными ор­ганами, органами местного самоуправления, иными уполномочен­ными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог и сбор имеют как общие, так и отли­чительные признаки. К общим относятся:

— обязательность уплаты налогов и сборов в соответствую­щие бюджеты или внебюджетные фонды;

— адресное поступление в бюджеты или фонды, за которы­ми они закреплены;

— изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

— возможность принудительного способа изъятия;

— осуществление контроля единой системой налоговых ор­ганов.

В то же время, несмотря на некоторые одинаковые призна­ки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по сле­дующим юридическим характеристикам.

1. По значению. Налоговые платежи в современных условиях яв­ляются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

2. По цели. Цель налогов — удовлетворение публичных по­требностей государства или муниципальных образований; цель сборов — удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безуслов­ные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляе­мую плательщику государственным (муниципальным) учреждени­ем, которое реализует государственно-властные полномочия.

4. По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

5. По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индиви­дуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Читайте также: