Изменение срока уплаты налога отсрочка

Опубликовано: 03.05.2024

Отсрочку по уплате налогов можно получить на основании действующих норм НК РФ. Тем, у кого появляется дефицит оборотных средств, не хватает денег на уплату налогов нужно обратить внимание на статью 64 НК РФ и воспользоваться ей. В чрезвычайной ситуации, при угрозе банкротства, при задержках перечисления средств из бюджета, невозможности производить товары у вас появляется законное право требовать отсроки по уплате налогов.

Что такое отсрочка и рассрочка?

Отсрочка (рассрочка) по уплате налога это изменение срока уплаты. Рассрочка или отсрочка предоставляется не более чем на один год. Для уплаты той части налогов, что зачисляется в федеральный бюджет, дается не более трех лет.

Перечень налогов, на которые распространяется возможность рассрочки, Налоговый кодекс не ограничивает. Правила по предоставлению отсрочки или рассрочки распространяются и на страховые взносы.

При предоставлении отсрочки налог уплачивается единовременно, но в более поздний срок (п. 6 ст. 61 НК РФ), а при рассрочке – не только позднее, но и частями (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Кто может претендовать на отсрочку (рассрочку)?

Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ правом на отсрочку (рассрочку) может воспользоваться лицо, чье финансовое положение не позволяет уплатить налоги в установленный законом период. Однако должны быть основания полагать, что в течение срока рассрочки налогоплательщик сможет расплатиться.

ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;

угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;

невозможность уплаты налога до истечения срока исполнения требования налогового органа о погашении задолженности;

производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.

В отношении таможенного НДС (налог, который подлежит уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, отсрочка (рассрочка) не предоставляется (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000).

Сумма, на которую предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Куда обращаться за отсрочкой?

Для получения отсрочки или рассрочки нужно обратиться в Управление ФНС России по субъекту РФ по месту своего нахождения либо в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налого
Вид налога Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке) Срок отсрочки (рассрочки)
Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет ФНС России Не более трех лет
Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований Не более одного года
Страховые взносы ФНС России Не более одного года
Региональные и местные налоги УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика Не более одного года

Как получить рассрочку?

Помимо заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по налоговым платежам, потребуются документы п. 5 ст. 64 НК РФ:

справки из банков о ежемесячных оборотах за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче заявления, и об остатках денежных средств;

перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);

обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.

Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительно должно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба – если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;

информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) – в случае неполучения средств из бюджета;

справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, – в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.

Изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:

залогом имущества (ст. 73 НК РФ);

поручительством (ст. 74 НК РФ);

банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).

При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе .

В какой срок будет принято решение о предоставлении рассрочки?

Решение принимает налоговый орган в течение 30 рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком заявления и документов.

Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

Основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей может служить неполный перечень документов, приложенных к заявлению.

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;

есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;

не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).

О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

ФНС о преимуществах получения вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

3.5 Изменение сроков уплаты налогов (сборов)

Изменением срока уплаты налога (сбора) признается перенос установленного законодательством срока на более поздний период, что равнозначно предоставлению налогоплательщику кредита. При этом за пользование таким своеобразным кредитом предусматривается уплата процентов, как правило, более льготных по сравнению с процентами за коммерческие банковские кредиты.

Срок уплаты налога не может быть изменен в случаях (п. 1 ст. 62 НК РФ):

  • возбуждения уголовного дела, связанного с нарушением налогового законодательства;
  • рассмотрения дела о налоговом правонарушении, связанного с несоблюдением налогового законодательства;
  • достаточных оснований для предположения о том, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств либо собирается выехать за пределы РФ.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора, являются:

  • по федеральным налогам (сборам) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;
  • по региональным и местным налогам (сборам) — финансовые органы субъекта Федерации и муниципального образования совместно с налоговыми органами по местонахождению (месту жительства) налогоплательщика;
  • по налогам (сборам), подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, — Федеральная таможенная служба (ФТС России) или уполномоченные ею таможенные органы;
  • по государственной пошлине — уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;
  • по единому социальному налогу — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный проводить контроль и надзор в области налогов и сборов совместно с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Виды изменения срока уплаты и сроки уплаты налогов

Вид изменения срока уплаты налога

Инвестиционный налоговый кредит

От одного года до пяти лет

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов, не превышающая пяти лет, может быть предоставлена по решению министра финансов РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  • угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
  • если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора) предоставлена в связи со стихийным бедствием или в результате задержки финансирования из бюджета, то на сумму задолженности проценты не начисляются.

Если рассрочка или отсрочка по уплате налога предоставлена по основаниям 3-5, на сумму задолженности начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам. Заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) подается в уполномоченный орган и рассматривается в течение одного месяца. Решение направляется налогоплательщику в трехдневный срок.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога (сбора) должно содержать:

  • данные о налоге, по уплате которого предоставляется отсрочка (рассрочка);
  • сведения о сроках, порядке уплаты задолженности и начисленных процентах;
  • в необходимых случаях — документы об имуществе, которое является предметом залога.

Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена под залог имущества. В этом случае решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества между налогоплательщиком и налоговым органом.

Отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки) должен быть мотивированным.

Инвестиционный налоговый кредит — изменение срока уплаты налога, когда организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока в определенных пределах уменьшить свои Платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В данном случае максимально возможный кредит — 30% стоимости приобретенного организацией целевого оборудования;
  • осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов. В данном случае сумма кредита определяется по согласованию между уполномоченным органом и заинтересованным лицом;
  • выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению. В данном случае сумма кредита также определяется по согласованию между уполномоченным органом и заинтересованным лицом;
  • выполнение организацией государственного оборонного заказа.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение проводится по каждому налоговому платежу до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите. Суммы, на которые уменьшаются налоговые платежи, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей, определенных по общим правилам.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом в течение одного месяца и в обязательном порядке согласуется с финансовыми органами. Такое решение служит основанием для заключения с налогоплательщиком договора об инвестиционном налоговом кредите.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать:

  • налог, по которому предоставляется инвестиционный налоговый кредит;
  • порядок уменьшения налоговых платежей;
  • сумму кредита;
  • срок действия договора;
  • начисляемые на сумму кредита проценты;
  • порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов.
  • документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Ставки процентов за пользование инвестиционным налоговым кредитом должны быть не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования Банка России.

Копию договора организация представляет в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Порядок и условия применения инвестиционного налогового кредита регламентируется ст. 66 НК РФ.

Действие отсрочки, рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита прекращается в случаях:

  • уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов по истечении установленного срока;
  • по решению уполномоченного органа при нарушении налогоплательщиком условий предоставления отсрочки, рассрочки.

В последнем случае при досрочном прекращении отсрочки или рассрочки налогоплательщик должен уплатить недополученную сумму задолженности и процентов на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора по ставке рефинансирования Банка России.

Действие договора о налоговом или инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по согласованию сторон или решению суда.

Если налогоплательщик нарушил условия договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита, то договор расторгается. При этом налогоплательщик обязан уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора по ставке рефинансирования Банка России.

При уплате налога (сбора) с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает еще и пени.

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ положения части первой настоящего Кодекса не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 61 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

2. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном настоящей главой.

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 настоящего Кодекса.

3. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

4. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

5. Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, производится в порядке, предусмотренном настоящей главой.

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ статья 61 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

8. Изменение срока уплаты налога и сбора налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

1. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо):

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

2. При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном настоящим Кодексом.

1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3-5 настоящего пункта и пунктом 2 настоящей статьи);

2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи);

3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

4) по государственной пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 настоящего Кодекса совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;

5) по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Об отсрочках (рассрочках) по уплате взносов, предоставленных до введения в действие части второй НК РФ государственными социальными внебюджетными фондами см. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ

2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

4. В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 64 настоящего Кодекса, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов принимается Правительством Российской Федерации.

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, утвержден постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Редакции Налогового кодекса (часть первая), опубликованные в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете", имеют расхождения. Текст предыдущего абзаца приводится в редакции "Собрания законодательства"

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

7. При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, принятое в соответствии с настоящей статьей, при наличии соответствующего основания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Утратил силу с 1 января 2004 г.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

image_pdf
image_print

Плательщик налогов и страховых взносов на основании положений главы 9 Налогового кодекса имеет право на отсрочку или рассрочку платежа. Разберемся, как можно воспользоваться этим правом.

Как предоставляется отсрочка

О предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов сказано в статьях 61-64 НК РФ. Эти нормы Кодекса содержат общие принципы переноса срока уплата налогов, а конкретный порядок утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

Срок переноса зависит от того, уплату какого налога требуется отсрочить. Если речь о федеральных налогах или страховых взносах, то перенести их можно на срок до 3 лет. Уплату всех прочих налогов можно отсрочить не более, чем на 1 год. Что касается суммы платежа, то отсрочка может распространяться на нее всю либо на ее часть. Уплатить налог также единовременно в конце отсрочки либо в течение срока поэтапно.

Чтобы получить отсрочку или рассрочку налогового платежа, нужно заявить об этом праве. О форме заявления и прилагаемых документах мы расскажем ниже. Однако даже если заявление подано, это еще не значит, что уплату налога сразу отсрочат. Налогоплательщика могут обязать предоставить обеспечение. Таким обеспечением может быть банковская гарантия, поручительство или имущество, переданное в залог.

Также придется уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности, из расчета ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ. Однако обязанность уплаты процентов возникает не всегда. Если необходимость отсрочки вызвана форс-мажором или неперечислением компании денежных средств государственным заказчиком, то проценты не начисляются.

Кто может рассчитывать

Для того чтобы воспользоваться правом на перенос срока уплаты налоговых обязательств, нужно основание. Таковым может считаться одно из следующих обстоятельств:

  • ущерб, причиненный в результате форс-мажора;
  • неуплата денежных средств за товары, работы или услуги, которые были поставлены/осуществлены государственным или муниципальным заказчикам;
  • риск несостоятельности в случае уплаты налога единовременно;
  • сезонный характер работы налогоплательщика;
  • невозможность уплаты налогов или санкций, которые были начислены по результату налоговой проверки.

Что касается последнего основания, то в этом случае можно рассчитывать только на рассрочку уплаты. При этом есть ряд условий:

  • сумма начислений по итогам проверки укладывается в диапазон 30-70% от выручки за предыдущий год;
  • субъект — компания или ИП — зарегистрирован более года назад;
  • субъект не находится в процедуре банкротства;
  • компания не ликвидируется и не реорганизуется.

Когда переноса срока не будет

В статье 62 НК РФ приведены случаи, когда отсрочку/рассрочку не дадут:

  • если в отношении плательщика возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению, ведется производство по налоговому или административному правонарушению;
  • если есть основания полагать, что плательщик скроется сам либо скроет денежные средства и имущество;
  • если в течение 3 лет до подачи заявления выносилось решение об отмене отсрочки.

Документы

В приложении №1 к упомянутому выше приказу ФНС приводится рекомендованная форма заявления:

Заявление о переносе срока улаты налога

Образец завления

Подавать заявление нужно в орган, уполномоченный принимать решение в отношении налога, по которому плательщик просит перенести срок уплаты. Так, по федеральным налогам (например, НДС, налог на прибыль) и страховым взносам нужно обращаться в ФНС, по региональным и местным налогам — в местные налоговые органы, а по налогам, связанным с перемещением товара через границу — в Таможенную службу.

К заявлению прилагается комплект документов, в который входит:

  • выписки из банков о счетах и оборотах по ним за полгода помесячно, а также справка о наличии либо отсутствии документов в картотеке неоплаченных документов;
  • банковские справки об остатках денежных средств на счетах;
  • список дебиторов с указанием стоимости договоров, заключенных с ними, и сроков оплаты, а также копии этих договоров;
  • обязательство плательщика выполнить условия рассрочки либо отсрочки, включая график платежей.

Указанные документы представляют все плательщики. Кроме того, необходимо документально подтвердить основание отсрочки. В каждом конкретном случае для этого предназначаются определенные документы, которые перечислены в пункте 5.1 статьи 64 НК РФ. Например, если в качестве причины необходимой отсрочки выступает ущерб, нанесенный обстоятельствами непреодолимой силы, то нужно представить:

  • заключение о факте их наступления;
  • акт оценки причиненного ущерба.

Что дальше?

В течение 30 дней после получения заявления налоговый орган должен принять решение о предоставлении отсрочки (рассрочки). Налогоплательщику его копия направляется в течение 3 дней. Действовать решение начинает с даты, которая в нем указана. Если требуется залог, то действие решения начинается после оформления договора о залоге.

Случаются и отказы, которые чаще всего связаны с неполным комплектом документов. Во избежание этого следует тщательно подготовить все бумаги. А вот безосновательный отказ в переносе срока уплаты налога недопустим — налоговый орган должен его мотивировать.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерский учет

Изменение срока уплаты налога и сбора является одним из важнейших институтов налогового права. При финансовых затруднениях фирме без рассрочки, отсрочки по уплате налогов и сборов подчас просто не обойтись. Также налоговым законодательством предусмотрена и такая форма изменения сроков уплаты налогов, как инвестиционный налоговый кредит. Он направлен на поддержание инновационного развития экономики, на выполнение организациями ряда существенных социально-экономических задач.

В соответствии с российским законодательством изменение сроков уплаты налогов может осуществляться по трем направлениям: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК). В сущности, они представляют собой перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Однако в отсрочке, рассрочке или инвестиционном налоговом кредите фирме может быть отказано по основаниям, предусмотренным статьей 62 Налогового кодекса.

Изменение сроков уплаты налогов исключено, если в отношении лица, претендующего на такое изменение, имеется производство по уголовным налоговым правонарушениям, административным налоговым правонарушениям и в других случаях, предусмотренных статьей 62 Налогового кодекса.

Различия отсрочки/рассрочки и инвестиционного кредита

Отсрочка/рассрочка по уплате налоговИнвестиционный налоговый кредит (ИНК)
Определение
Отсрочка — перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более позднюю дату в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
Рассрочка — поэтапное погашение задолженности перед бюджетами по налогам.
Изменение срока уплаты налога, при котором организации представляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Срок предоставления
- до 1 года (п. 1 ст. 64 НК);
- от 1 года до 3 лет по федеральным налогам по решению правительства (п. 1 ст. 64 НК).
от 1 года до 5 лет (п. 1 ст. 66 НК).
Уплата
Поэтапная или единовременная.Поэтапная уплата суммы кредита и начисленных процентов.
Цель
Предотвращение банкротства фирмы.Поддержка инновационного развития экономики или выполнения компаниями ряда важных социально-экономических задач, не имеющих высокой финансовой рентабельности.
Форма предоставления
Решение налоговой службы о предоставлении отсрочки (рассрочки), в отдельных случаях — договор (например, о залоге имущества).Форма предоставления
Решение налоговой службы о предоставлении ИНК, инвестиционный договор.
Основания предоставления
1. Ущерб фирме в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (подп. 1 п. 2 ст. 64 НК).
2. Задержка предприятию финансирования из бюджета или оплаты за выполненный государственный заказ (подп. 2 п. 2 ст. 64 НК).
3. Угроза банкротства фирмы (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК).
4. Сезонный характер осуществления деятельности компании (подп. 5 п. 2 ст. 64 НК).
6. Иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом (подп. 6 п. 2 ст. 64 НК).
1. Проведение фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) (подп. 1 п. 1 ст. 67 НК).
2. Осуществление организацией внедренческой и инновационной деятельности (подп. 2 п. 1 ст. 67 НК).
3. Выполнение фирмой особо важных заказов по развитию региона и предоставление особо важных услуг населению (подп. 3 п. 1 ст. 67 НК).

Ставка рефинансирования Центробанка устанавливается в размере 10,5% годовых с 29 апреля 2008 года (указание Центробанка от 28 апреля 2008 г. № 1997-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»).

При проведении фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) ИНК предоставляется на сумму кредита, составляющую 30 процентов от стоимости приобретенного фирмой оборудования. По основаниям, указанным в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса, ИНК предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между налоговой службой и фирмой (п. 2 ст. 67 НК).

Не допускается устанавливать начисляемые на сумму инвестиционного налогового кредита проценты по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центробанка.

Разрешите обратиться

Для получения отсрочки, рассрочки по уплате налогов или инвестиционного налогового кредита фирме необходимо подать заявление и предоставить документы в налоговую службу (Приказ ФНС от 4 октября 2006 г. № САЭ-3-19/654@ «Об утверждении порядка рассмотрения ФНС заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов»). Документы, необходимые для оформления рассрочки, отсрочки уплаты налогов или инвестиционного кредита, утверждены приказом ФНС от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798.

Органы, уполномоченные рассматривать заявления об изменении сроков уплаты налогов, перечислены в статье 63 Налогового кодекса. Так, например, для решения вопроса об отсрочке федеральных налогов нужно обратиться в Федеральную налоговую службу. Если речь идет о региональных или местных налогах — в инспекцию ФНС по месту нахождения фирмы. В некоторых случаях налоговая служба не может принять решение самостоятельно без согласования с финансовыми органами соответствующих субъектов Федерации, муниципальных образований (решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 августа 2005 г. № А40-22438/05-127-189).

В заявлении о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов фирме необходимо указать одно из оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса. При этом основание изменения сроков уплаты налогов должно быть документально подтверждено (постановление ФАС Московского округа от 15 августа 2005 г. № КА-А40/7451-05.

Так, например, при получении фирмой отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в связи с выполнением сезонных видов работ (подп. 5 п. 2 ст. 64 НК) необходимо документально подтвердить осуществление работ такого рода. Перечень сезонных отраслей и видов деятельности утвержден постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382.

Согласно приказу ФНС № САЭ-3-19/654@, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в любом случае должно содержать:

  • сумму задолженности;
  • налог, по уплате которого предостав ляется отсрочка или рассрочка;
  • сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
  • документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.
К заявлению о получении ИНК также прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования, бизнес-план инвестиционного проекта (приказ ФНС от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798).

Работники налоговой и финансовых служб должны рассмотреть документы в течение месяца и вынести решение (ст. 64, ст. 67 НК). При отказе в изменении срока уплаты налога налоговая служба выносит мотивированное решение. В этом случае, а также в случае промедления принятия решения об изменении срока уплаты налога компания вправе обратиться с жалобой в суд (см., например, постановление ФАС Московского округа от 15 августа 2005 г. № КА-А40/7451-05).

Читайте также: