Изменение налоговых ставок является

Опубликовано: 30.04.2024

Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании "Счетовод"

специально для ГАРАНТ.РУ

Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2021 год, несмотря на потрясший мир "коронакризис", не стал исключением.

Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.

Начало 2021 – конец ЕНВД

Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем "вмененщики". По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.

Изменения в налоговых режимах

Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.

Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:

  • расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
  • увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
  • компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

  • среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
  • доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.

С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: "доходы минус расходы" и "доходы 6%" (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше "доходы минус расходы". Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.

Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: "муж на час", услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.

По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.

Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться "каникулами", также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).

Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.

Прогрессивная ставка по НДФЛ

С 2021 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.

Налоговый маневр для IT-компаний

Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:

  • страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
  • при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.

Чего ждать дальше?

Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2021 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.

Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.

Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.

Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.

Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2020 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.


ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

ФОНД «НРБУ «БМЦ»

Принята Комитетом по рекомендациям 2008-12-17

Утверждена в итоговой редакции 2009-01-28

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-4/2008 КпР

«ИЗМЕНЕНИЕ СТАВКИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ»

ТОЛКУЕМЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Основной толкуемый документ:

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/2002.Утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 №114н, с последними изменениями от 11.02.2008 №23н.

Прочие применяемые документы:

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая Рекомендация применяется для представления в бухгалтерской отчётности организаций эффектов, возникающих в связи с изменением налоговой ставки (ставок), по которой взимается налог на прибыль организаций в соответствии с налоговым законодательством.

Настоящая Рекомендация действует с момента его публикации до момента принятия нормативного правового акта (актов), которым будет урегулирована проблема, являющаяся предметом настоящей Рекомендации.

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Ставка налога на прибыль, применяемая в РФ, не является постоянной. Законом любого субъекта РФ основная налоговая ставка может снижаться для отдельных категорий налогоплательщиков в пределах четырёх процентных пунктов. Кроме того, Федеральным законом от 26.11.2008 №224-ФЗ в 25 Главу НК РФ «Налог на прибыль организаций» внесены изменения, в результате которых основная налоговая ставка по налогу на прибыль снижена с 24% до 20%. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2009 года.

В соответствии с четвёртым абзацем пункта 14 ПБУ 18/02, в случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах величина отложенных налоговых активов подлежит пересчету с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Аналогично, в соответствии с третьим абзацем пункта 15 ПБУ 18/02, в случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах величина отложенных налоговых обязательств подлежит пересчету с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Указанные нормы предписывают относить результат пересчёта величин отложенных налоговых активов и обязательств на счёт учёта нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)», но при этом ничего не говорят о представлении этого результата в бухгалтерской отчётности. Между тем, понятие «нераспределённая прибыль» используется в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учёту как для обозначения финансового результата в отчёте о прибылях и убытках, так и для обозначения строки бухгалтерского баланса. Так, в перечне числовых показателей, которые должен содержать бухгалтерский баланс в соответствии с требованием пункта 20 ПБУ 4/99, указана строка «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток — вычитается)».
Одновременно с этим, в перечне числовых показателей, которые должен содержать отчёт о прибылях и убытках в соответствии с требованием пункта 23 ПБУ 4/99, указана строка «Чистая прибыль (нераспределённая прибыль (непокрытый убыток))».
Из норм ПБУ 18/02 остаётся неясным вопрос, следует ли эффект от пересчёта налоговой ставки представить в отчёте о прибылях и убытках, скорректировав на его величину показатель чистой прибыли (нераспределённой прибыли (непокрытого убытка)), или напрямую изменить статью бухгалтерского баланса нераспределённая прибыль (непокрытый убыток) без отражения эффектов в отчёте о прибылях и убытках.

Кроме того, процитированные выше нормы ПБУ 18/02 не уточняют, к какому отчётному периоду должно относиться отражение эффектов от изменения налоговых ставок — к периоду, в котором принят соответствующий федеральный или региональный закон, или к периоду, с которого применяется изменённая налоговая ставка (ставки).

В соответствии с тем же четвёртым абзацем пункта 14 ПБУ 18/02, отложенные налоговые активы равняются величине, определяемой как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Аналогично, в соответствии с третьим абзацем пункта 15 ПБУ 18/02, отложенные налоговые обязательства равняются величине, определяемой как произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Изменения налогового законодательства, как правило, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом принятия соответствующего закона. Поэтому на отчётную дату периода, в котором принят соответствующий закон об изменении налоговой ставки, действующей является ещё старая ставка, а новая начнёт действовать лишь на следующий день после отчётной даты.

Однако, согласно пункту 16 ПБУ 18/02, в случае, если законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены разные ставки налога на прибыль по отдельным видам доходов, то при оценке отложенного налогового актива или отложенного налогового обязательства ставка налога на прибыль должна соответствовать тому виду дохода, который ведет к уменьшению или полному погашению вычитаемой или налогооблагаемой временной разницы в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах.

Имеющиеся у организации отложенные налоговые активы и (или) обязательства по состоянию на отчётную дату основаны на временных разницах, которые будут погашаться в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах, когда будет действовать новая налоговая ставка. Поэтому, исходя из процитированной нормы, отложенные налоговые активы и (или) обязательства должны оцениваться с применением новой налоговой ставки в отчётности уже того периода, в котором эта ставка является законодательно установленной, но ещё не является действующей.

Указанные неопределённости требований нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту оставляют без ответа два вопроса:

  • Должен ли эффект от изменения налоговой ставки приниматься в расчёт при формировании показателя чистой прибыли (нераспределённой прибыли (непокрытого убытка)) за отчётный период, представляемого в отчёте
    о прибылях и убытках?
  • К какому отчётному периоду должен относиться эффект от изменения налоговой ставки при представлении бухгалтерской отчётности?

РЕШЕНИЕ

1. Эффект от изменения ставки (ставок) по налогу на прибыль для бухгалтерской отчётности выражается в пересчёте балансовой оценки отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств в отношении временных разниц, остающихся не погашенными по состоянию на дату, предшествующую дате начала применения новой налоговой ставки (ставок).

Указанный эффект отражается в отчёте о прибылях и убытках организаций путём уменьшения или увеличения итогового показателя чистой прибыли или убытка за тот отчётный период, в котором новая налоговая ставка была законодательно установлена.

2. Организации, показывающие налог на прибыль в отчёте о прибылях и убытках единым показателем, включают эффект от изменения ставки (ставок) по налогу на прибыль в этот показатель. В таком случае величина эффекта от изменения ставки раскрывается в пояснениях к финансовой отчётности наряду с раскрытиями других обычных компонентов налога на прибыль.

Организации, показывающие в отчёте о прибылях и убытках отдельными статьями текущий налог на прибыль и отложенный налог на прибыль, показывают эффект от изменения ставки (ставок) по налогу на прибыль также отдельной строкой непосредственно перед строкой «чистая прибыль».

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

Пункт 14 и пункт 15 ПБУ 18/02 устанавливают сугубо техническое правило — относить результаты пересчёта отложенных налоговых активов и обязательств при изменении ставки по налогу на прибыль на счёт учёта нераспределённой прибыли (непокрытого убытка). Из этого правила для бухгалтерской отчётности следует вывод, что результаты пересчёта затрагивают показатель нераспределённой прибыли (непокрытого убытка). Показатели с таким названием, согласно пункту 20 и пункту 23 ПБУ 4/99, присутствуют как в бухгалтерском балансе, так и в отчёте о прибылях и убытках.

Итоговый финансовый результат периода, именуемый в отчёте о прибылях и убытках «Чистая прибыль (нераспределённая прибыль (непокрытый убыток))», в любом случае присоединяется к балансовому показателю «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)». Таким образом, вопрос отражения в отчётности эффекта от изменения ставки сводится к вопросу включения его в итоговый показатель отчёта о прибылях и убытках.

Изменение ставки по налогу на прибыль не является экстраординарным событием и не является операцией с капиталом. Это событие характеризует текущую экономическую ситуацию деятельности организации в связи с налогообложением получаемой ею прибыли. Ставка является одной из ключевых характеристик налога на прибыль, и изменение ставки отражает текущее изменение условий налогообложения. С точки зрения бухгалтерской отчётности изменение налоговой ставки является событием, характеризующим финансовые результаты отчётного периода, аналогичным изменению валютных курсов, рыночных котировок ценных бумаг и т.п. В этой связи исключение эффектов от изменения налоговой ставки из отчёта о прибылях приведёт к неполному представлению реальных финансовых результатов отчётного периода. Поэтому в целях соблюдения требований пункта 6 ПБУ 4/99 о необходимости достоверного и полного представления о финансовых результатах деятельности организации, более правильным является включение эффекта от изменения налоговой ставки (ставок) в показатель чистой прибыли (нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) отчёта о прибылях и убытках перед перенесением этого показателя в бухгалтерский баланс. При этом, поскольку изменение ставки характеризует налогообложение прибыли, данный эффект должен представляться в качестве отдельного компонента налога на прибыль за отчётный период (в самом отчёте либо в пояснениях к нему).

Абзац 4 пункта 14 и абзац 3 пункта 15 ПБУ 18/02, в которых говориться о применении налоговой ставки, действующей на отчётную дату, по сути рассматривают отложенные налоговые активы и обязательства не в балансовом понимании, а в текущем смысле как показатели отложенного налога за период. Но эффект от изменения налоговой ставки заключается в пересчёте балансовой величины отложенных налоговых активов и обязательств, а не величины их изменений за период. Поэтому применение указанных норм к изменению налоговой ставки неуместно. В данном случае уместным является применение пункта 16 ПБУ 18/02, где речь идёт как раз о расчёте балансовой величины отложенных налоговых активов и обязательств, и где требуется применить ставку, которая будет применяться при погашении соответствующих временных разниц.
Признание и оценка активов в бухгалтерской отчётности показывает вероятное будущее поступление экономических выгод. Аналогично признание и оценка обязательств в бухгалтерской отчётности показывает вероятный будущий отток экономических выгод. Поступление или отток экономических выгод от отложенных налоговых активов и обязательств происходит при погашении временных разниц. В этой связи, оценка отложенных налоговых активов и обязательств должна основываться на тех уменьшениях или увеличениях налога на прибыль, который вероятны в будущем ввиду наличия временных разниц.
Поэтому при расчёте отложенных налоговых активов и обязательств в отношении имеющихся временных разниц должна применяться та налоговая ставка, которая будет действовать при погашении разниц, а не та, которая действовала в периоде их возникновения.
Событием, приводящим к изменению оценки отложенных налоговых активов и обязательств, является момент законодательного установления новой налоговой ставки (принятия соответствующего федерального или регионального закона), а не момент вступления в силу новой налоговой ставки. Поэтому эффект от изменения налоговой ставки должен отражаться в бухгалтерской отчётности за период, в котором новая налоговая ставка была законодательно установлена, и который предшествует периоду, в котором новая налоговая ставка вступает в силу. При этом перерасчёт необходимо делать только в отношении временных разниц, остающихся не погашенными на отчётную дату, предшествующую дате начала действия новой налоговой ставки.

Международная практика бухгалтерского учёта, формализованная в международных стандартах финансовой отчётности, рассматривает эффект, возникающий при изменении налоговых ставок, в качестве компонента отложенного налога на прибыль, представляемого в отчёте о совокупном доходе (аналог российского отчёта о прибылях и убытках).

В частности, согласно § 60 IAS 12 «Налоги на прибыль», балансовая оценка отложенных налоговых активов и обязательств может меняться, даже если величина соответствующей временной разницы не меняется. Это может произойти в результате: (a) изменения в ставке налога или в налоговом законодательстве; (b) пересмотре восстановимости отложенных налоговых активов; (c) изменения предполагаемого способа возмещения актива.

Возникающий отложенный налог признается в отчете о прибылях и убытках, за исключением сумм, которые относятся к статьям, ранее дебетуемым или кредитуемым на счет капитала.

25.10.2011, 16:36 | 9756 просмотров | 2514 загрузок

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Телефон: (383) 2-110-500
E-mail: priemc@nsuem.ru
--> Раскрытие информации

  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Российское образование (Федеральный портал)
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Справочно-информационный портал «Русский язык»
  • Энциклопедии, словари, справочники
  • Портал информационной поддержки ЕГЭ
  • Русская виртуальная библиотека
  • Наука и образование против террора
  • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
  • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
  • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
  • Профилактика вирусных инфекций
  • Выборы ректора НГУЭУ



  • Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ) возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса РФ).

    В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока платежа по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.


    Налоги, подлежащие уплате физическими лицами в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

    В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

    Image 1

    Пример налогового уведомления

    Налоговое уведомление может быть передано / направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

    Изменения в налогообложении имущества физических лиц с 2020 года

    Налоговые уведомления, направленные в 2020 году, содержат расчет имущественных налогов за налоговый период 2019 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения:

    • отменен вычет по налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы – автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ);
    • введен беззаявительный порядок предоставления льгот: если физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, не представило заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщило об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами. Такой порядок применяется для предоставления налоговых льгот, в частности, пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей (п. 66 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ);
    • при расчете налога будет применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2019 год, размещенный на сайте Минпромторга России (в новый Перечень включено более 1 100 марок и моделей автомобилей, например, в обновленный Перечень вошли Audi Q8, Cadillac CT6 и XT5, Chevrolet Traverse, Volvo XC40);
    • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
    • вводится налоговый вычет, уменьшающий налог на кадастровую стоимость 600 кв. м по одному земельному участку для предпенсионеров – лица, отвечающие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018 (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
    • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения земельных участков. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
    • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
    • вводится льгота, освобождающая предпенсионеров от уплаты налога в отношении одного объекта определенного вида (жилого дома, квартиры, комнаты, гаража и т.п.), который не используется в предпринимательской деятельности (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
    • при расчете налога за налоговый период 2019 года применяются следующие коэффициенты:
      • 0.2 – для 4 регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
      • 0.4 (в 2019 году был 0.2) – для 7 регионов (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
      • 0.6 (в 2019 году был 0.4) – для 14 регионов (включая Республику Саха, Краснодарский, Хабаровский края, Оренбургскую область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
      • 10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом – для 63 регионов (включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Республики Башкортостан, Татарстан), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
      • коэффициент-дефлятор 1.518 (был в 2019 г. – 1.481) к инвентаризационной стоимости объекта – в 9 регионах, которые с 2019 года не перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;
    • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
    • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

    Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).

    Почему в 2020 году изменились налоги на имущество

    Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.


    Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

    1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
    2. применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2019 года;
    3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

    Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

    1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
    2. изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
    3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

    Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

    1. рост коэффициента к налоговому периоду. в частности, в качестве налоговой базы впервые будет применена кадастровая стоимость на территории 4 регионов (Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области). в 7 регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. – 0,2). в 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. – 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. в 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога. в 9 регионах, которые не приняли решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор 1,518 (был в 2019 г. – 1,481);
    2. изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
    3. изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

    Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении

    Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

    по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

    по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

    С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).


    Как воспользоваться налоговой льготой, неучтенной в налоговом уведомлении

    Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация

    Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

    Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

    Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

    Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

    для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» - через личный кабинет налогоплательщика;

    для иных лиц: посредством личного обращения в любую налоговую инспекцию либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

    По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

    При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней; сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика).

    Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции или контакт-центра ФНС России: 8 800 222-22-22.

    Основным обязательством налогоплательщиков является своевременная и самостоятельная уплата налогов и сборов в полном объеме.

    Общеобязательные элементы налогообложения

    Развитие и совершенствование системы налогообложения спровоцировало возникновение многих видов налогов и сборов, имеющих свои отличительные черты и свое предназначение.

    Однако, несмотря на множественность видов, каждый налог состоит из обязательных, дополнительных и факультативных элементов, служащих основным инструментарием на пути реализации налоговой политики.

    К числу общеобязательных или общих элементов налога относят налоговую базу и налоговую ставку, объект обложения налогом, алгоритм исчисления налогового бремени и т.д.

    Раскрытию правовой сущности понятий «налоговая база» и «налоговая ставка» посвящена 53 статья НК РФ.

    Понятие и основные аспекты налоговой базы

    Согласно предписаниям НК РФ, налоговой базой является как стоимостная, так и физическая характеристика объекта, облагаемого налогом.

    Другими словами, под данным понятием подразумевается любой объект, который подвергается обложению налогом.

    Условия, принципы и порядок установления налоговой базы регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ.

    К примеру, налоговой базой для НДС является общая стоимость реализованной продукции, для НДФЛ – доходы, полученные физическим лицом, для налога на наследство – стоимость наследственного имущества, для налога на дарение – стоимость дара.

    Итак, налоговая база (НБ) – это:

    • один из основных элементов налога, на основании которого исчисляется его размер;
    • конкретный объект, с которого производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ;
    • определенная сумма, на основании которой производится расчет размера налога в соответствии с установленной ставкой;
    • доходы лица, с которых необходимо уплатить налоги и сборы.

    Определение налоговой базы требуется для количественного выражения объекта налогообложения.

    К каждому конкретному налогу применяется определенная налоговая база. К примеру, по НДС исчисление НБ происходит в соответствии с особенностями реализации продукции или приобретенного товара.

    Порядок определения налоговой базы

    Основными принципами исчисления налоговой базы (НБ), согласно которым осуществляется ее определение, являются:

    • определение налоговой базы осуществляется в соответствии с налоговыми нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ;
    • исчисление (определение) налоговой базы плательщиками налога, являющимися юридическими лицами, производится по завершении очередного налогового периода. Реализация процедуры проводится на основании сведений из регистров бухучета или других документов, подтверждающих данные об объектах налогообложения;
    • в случае выявления ошибок и неточностей в исчислении налоговой базы, совершенных в прошлом налоговом периоде, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится только за тот временной промежуток, в котором имело место нарушение. Если же определить период совершения искажения невозможно, процедура перерасчета осуществляется за тот период, когда нарушения были выявлены;
    • ИП, частные нотариусы, адвокаты-учредители адвокатских кабинетов определяют НБ по завершении очередного налогового периода и в соответствии с учетными данными доходов и расходов, при условиях и в порядке, установленном Минфином РФ;
    • налоговые агенты также обязаны придерживаться принципов и порядка исчисления налоговой базы, установленного НК РФ и другими специальными актами правотворчества.

    Понятие, правовая характеристика и способы выражения налоговой ставки

    Понятие налоговой ставки (НС), равно как и порядок ее исчисления, неразрывно связано с налоговой базой, поскольку, по сути, НС является размеров налогового платежа на конкретно-установленный объект, облагаемый налогом.

    Налоговая ставка может выражаться в следующих формах:

    • в процентном соотношении с размером налоговой базы. Такими примерами может быть налог на имущество, на прибыль, НДС, НДФЛ, земельный налог и т.д.;
    • в форме фиксированной денежной суммы, когда каждой единице налогообложения соответствует определенная сумма платежа. К примеру, большая часть акцизов, транспортный сбор;
    • в сочетании твердой и процентной составляющих, так сказать, в комбинированной форме. Скажем, налог на наследственное имущество, на дарение, некоторые виды акцизных сборов, а также ЕСН (единый социальный налог).

    Форма выражения налоговой ставки зависит от метода и порядка измерения объектов налогообложения.

    Типы и виды налоговых ставок

    Типовая классификация налоговых ставок осуществляется на определенных основаниях. Так, по степени обременения для налогоплательщика выделяют следующие типы НС:

    1. Базовая НС. Данное понятие не предусматривает отнесение плательщика налога к какой-либо определенной группе, что дает ему возможность пользоваться налоговыми льготами и иными преференциями;

    2. Повышенная НС устанавливается в отношении налогоплательщиков, деятельность которых можно охарактеризовать как таковую, что дает право государству взимать повышенный налог с плательщика;

    3. Пониженная НС. Применение данного вида налоговой ставки позволяет налогоплательщику пользоваться налоговыми льготами и преференциями, вплоть до использования нулевой НС.

    По методу установления налоговые ставки могут быть:

    Абсолютная налоговая ставка – это фиксированная величина, определяемая для каждого конкретного объекта налогообложения отдельно;

    Размер относительной НС напрямую зависит от величины объекта обложения и исчисляется в пропорциональном отношении к нему.

    По юрисдикции утверждения налоговые ставки подразделяются на следующие:

    • федеральные;
    • региональные;
    • местные.

    Основные виды налогов, порядок определения их размеров

    1. Основные виды федеральных налогов:

    • НДФЛ. Согласно НК РФ налоговая ставка по НДФЛ исчисляется в процентном отношении к объекту налогообложения и составляет 13 % (для российских подданных). Что касается лиц, не имеющих статус гражданина РФ, то для них установлена тридцатипроцентная налоговая ставка по НДФЛ. Оплата НДФЛ предусмотрена со всех видов доходов, которые получает физическое лицо (заработная плата, продажа недвижимости, выполнение работ, предоставление услуг);
    • НДС. Ставка налога по НДС, в соответствии с НК РФ, также как и НДФЛ исчисляется в процентном соотношении, на территории РФ она равна 18 %. Исключение составляют организации, работающие по УСН, для них НС в отношении НДС устанавливается нулевая;
    • налоговый сбор на прибыль предприятия. Налог на прибыль исчисляется в процентном соотношении, применяется преимущественно в отношении представителей крупного бизнеса.
    • налог на выручку по упрощенной системе налогообложения. Как правило, УСН пользуются начинающие предприниматели (представители малого и среднего бизнеса), годовой оборот которых не превышает 60 миллионов рублей. Для таких лиц предусмотрена нулевая НС по НДС.

    2. Основные виды местных налогов:

    • земельный налог. Согласно законодательству, налоговая ставка по земельному налогу регламентируется муниципальными нормативно-правовыми актами, составляет от 0,3 до 1, 5%. Размер установленной НС зависит от категории облагаемых налогом земель. Категории земель устанавливаются земельным законодательством;
    • налог на недвижимое имущество физических лиц. Устанавливается представителями муниципальной власти, исчисляется в процентном соотношении к стоимости имущества, как правило, это не более 0,3%.

    3.Основные виды региональных налогов:

    • имущественный налог для предприятий. Это региональный налог, уплачивать который обязаны организации, на балансе которых числится имущество, причем как движимое, так и недвижимое;
    • транспортный налог. Данный вид налога является региональным, исчисление налоговой ставки по нему осуществляется на основании таких данных, как год выпуска ТС, его вместимость, мощность двигателя и прочее.

    Читайте также: