Из каких налогов формируется федеральный бюджет

Опубликовано: 14.05.2024

Информация об изменениях:

Статья 50 изменена с 1 января 2024 г. - Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 456-ФЗ

Статья 50 изменена с 15 октября 2020 г. - Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ

Статья 50 . Налоговые доходы федерального бюджета

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 50 БК РФ

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 345-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 456-ФЗ) действие абзаца четвертого статьи 50 приостановлено с 1 января 2018 г. до 1 января 2025 г.

В 2018 - 2024 гг. налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 25 процентов. Налог на прибыль организаций при выполнении Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 75 процентов

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 25 процентов;

налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

абзацы 6 - 8 утратили силу с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 62-ФЗ

Информация об изменениях:

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 20 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

абзац одиннадцатый утратил силу с 1 января 2015 г.;

Информация об изменениях:

абзац двенадцатый (ранее одиннадцатый) утратил силу с 1 января 2009 г.;

Информация об изменениях:

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 456-ФЗ действие абзаца четырнадцатого статьи 50 настоящего Кодекса приостановлено с 1 января 2021 г. до 1 января 2024 г.

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 ноября 2017 г. N 315-ФЗ) действие абзаца четырнадцатого статьи 50 настоящего Кодекса было приостановлено с 1 января 2017 г. до 1 января 2021 г.

Акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, зачисляются в федеральный бюджет:

в 2017 г. - по нормативу 38,3 процента;

в 2018 г.: с 1 января по 30 июня включительно - по нормативу 42,9 процента, с 1 июля по 31 декабря включительно - по нормативу 15,59 процента;

в 2019 г.: с 1 января по 31 января включительно - по нормативу 13,35 процента, с 1 февраля по 31 декабря включительно - по нормативу 41,9 процента;

в 2020 г. - по нормативу 41,8 процента

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 12 процентов;

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 50 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 381-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 158-ФЗ) действие абзаца восемнадцатого (ранее семнадцатого) статьи 50 настоящего Кодекса в части зачисления в федеральный бюджет и бюджет Магаданской области налоговых доходов от налога на добычу полезных ископаемых, уплаченного с коэффициентом 0,6 участниками Особой экономической зоны в Магаданской области в отношении полезных ископаемых, добытых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Магаданской области, было приостановлено с 1 января 2016 г. до 1 января 2018 г.

С 1 января 2016 г. до 1 января 2018 г. налоговые доходы от налога на добычу полезных ископаемых, уплаченного с коэффициентом 0,6 участниками Особой экономической зоны в Магаданской области в отношении полезных ископаемых, добытых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Магаданской области, подлежат зачислению в бюджет Магаданской области по нормативу 100 процентов

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать седьмой (ранее двадцать третий) утратил силу с 1 января 2010 г.;

Информация об изменениях:

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5 и 61.6 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать девятый (ранее двадцать седьмой) утратил силу с 1 января 2015 г.;

Информация об изменениях:

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 50 процентов;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 75 процентов;

акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на темное судовое топливо, производимое на территории Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья - по нормативу 100 процентов;

налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства - по нормативу 100 процентов;

налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - по нормативу 13 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, - по нормативу 83 процента.

Федеральный бюджет на 2018-2020 годы – режим жесткой экономии

В настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении проект федерального бюджета на 2018–2020 гг. Его отличительными чертами являются консервативный прогноз цены на нефть, сильное сокращение расходов в результате применения новых бюджетных правил и высокий уровень государственных заимствований. Кроме того, с началом в 2018 г. нового политического цикла может потребоваться наращивание расходов для решения задач, поставленных руководством страны.

В конце сентября 2017 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о федеральном бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. (далее – законопроект). Проект федерального бюджета на предстоящие три года имеет следующие основные показатели – табл. 1.

Общий уровень доходов федерального бюджета в долях ВВП, согласно законопроекту, сократится с 16,0% ВВП в 2017 г. до 14,8% ВВП к 2020 г. Основным фактором его снижения станет динамика нефтегазовых поступлений вследствие крайне пессимистичной оценки мировых цен на нефть – 49,9 долл./барр. в 2017 г., 43,8 долл./барр. в 2018 г. и 41–42 долл./барр. в 2019–2020 гг. При этом прогнозируемое ослабление рубля к доллару не сможет в полной мере компенсировать снижение цен на нефть.

По нашим оценкам, цена на нефть в рассматриваемом периоде будет колебаться на уровне 46–48 долл./барр. и ей будет соответствовать обменный курс в 60–63 руб./долл. В случае реализации подобных ценовых и курсовых ориентиров объем нефтегазовых доходов превысит заложенный в бюджете уровень на 0,1 п.п. ВВП в 2018 г. и на 0,3–0,4 п.п. ВВП в 2019–2020 гг.

Поступления ненефтегазовых доходов ожидаются на стабильном уровне 9,8–10,0% ВВП, что в соответствии с бюджетными проектировками связано с улучшением макроэкономической ситуации, ростом качества налогового администрирования и индексацией ставок акцизов.

1. Основные характеристики федерального бюджета на 2018-2020 гг., млрд руб.

Источник: пояснительная записка к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".

Поступления от основного источника ненефтегазовых доходов – НДС – прогнозируются в течение всего трехлетнего периода с небольшим превышением (0,3 п.п. ВВП) над объемом поступлений от данного налога в 2017 г. Доходы от налога на прибыль, "импортных" пошлин и акцизов в целом прогнозируются в долях ВВП для всего периода 2018–2020 гг. на уровне 2017 г., что является вполне обоснованным.

В 2018–2020 гг. планируется снижение общего объема расходов федерального бюджета с 18,1% ВВП в 2017 г. до 15,6% ВВП к 2020 г. Отметим, что в период с 2011 по 2017 г. расходы федерального бюджета не опускались ниже 18% ВВП.

В целом эффективность бюджетной консолидации последних лет традиционно оставалась достаточно низкой: с 2013 по 2017 г. расходы федерального бюджета сократились с 18,6 до 18,1% ВВП, при этом они выросли на 24% в номинальном выражении и сократились лишь на 9,7% в реальном выражении. Заметно ухудшилась структура расходов федерального бюджета: сокращению подверглись преимущественно производительные статьи расходов (инвестиции в инфраструктуру, науку и в человеческий капитал). Столь резкое сокращение расходов федерального бюджета – на 2,5 п.п. ВВП за ближайшие три года – связано с подстройкой бюджета под новое бюджетное правило, принятое в июле 2017 г.

Напомним, что, согласно правилу, предельный объем расходов определяется как сумма трех компонентов: 1) базового объема нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть на постоянном уровне 40 долл./барр. марки Urals, и соответствующей ей базовой цене на природный газ; 2) объема ненефтегазовых доходов, рассчитанных в соответствии с базовым вариантом среднесрочного прогноза Минэкономразвития России; 3) расходов по обслуживанию долга. Несмотря на очевидную простоту и понятность данной конструкции, новое бюджетное правило не обладает необходимой устойчивостью: при накоплении средств в Фонде национального благосостояния (ФНБ) хотя бы на уровне 10–15% ВВП начнется сильное политическое давление в сторону пересмотра базовой цены, как это уже было в 2005 г. Кроме того, все компоненты бюджетного правила ведут себя либо проциклично, либо ациклично, что не позволяет удерживать расходы на относительно постоянном уровне.

По нашему мнению, заложенная в проекте бюджета динамика расходов в недостаточной мере позволяет поддерживать за счет бюджета экономический рост и может поставить под угрозу выполнение социальных обязательств (в условиях сохранения текущего законодательства в социальной сфере).

Нам представляется оправданной тактика удержания непроцентных расходов федерального бюджета не ниже 16% ВВП и дефицита федерального бюджета не выше 1,5% ВВП при обеспечении плавного снижения доли непроизводительных расходов (на оборону, правопорядок, госуправление, субсидии госкомпаниям и финансово окупаемым и нститутам развития, социальные расходы) и сохранении текущего уровня налоговой нагрузки. Это позволит соблюсти баланс между необходимостью, с одной стороны, обеспечивать потребности граждан в образовании и здравоохранении, социальной поддержке, общественной безопасности и т.п., а с другой стороны, сохранять достаточно благоприятные условия для ведения бизнеса.

В разрезе функциональной классификации расходов наибольший их прирост в абсолютном и относительном выражении к концу трехлетнего периода, в 2020 г., относительно уровня 2017 г. запланирован по следующим разделам:

– "Обслуживание государственного и муниципального долга" на 149,9 млрд руб., или на 20,8%;

– "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" на 163,5 млрд руб., или на 8,3%;

– "Образование" на 38,9 млрд руб., или на 6,2%;

– "Здравоохранение" на 46,9 млрд руб., или на 10,4%.

Также предполагается незначительный прирост объемов финансирования в 2020 г. по сравнению с 2017 г. по разделам "Межбюджетные трансферты общего характера" и "Охрана окружающей среды" на 21,5 и 1,9 млрд руб., или на 2,7 и 2,0% соответственно.

Сокращение расходов в долях ВВП к 2020 г. относительно 2017 г. отмечается по большинству разделов, в том числе: "Социальная политика" на 1,1 п.п. ВВП, "Национальная оборона" и "Национальная экономика" на 0,6 п.п. ВВП, "Общегосударственные вопросы" на 0,3 п.п. ВВП, "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" и "Межбюджетные трансферты общего характера" на 0,2 п.п. ВВП, "Образование" и "Физическая культура и спорт" на 0,1 и 0,06 п.п. ВВП соответственно. По остальным разделам функциональной классификации расходы в 2020 г. в долях ВВП остаются на уровне 2017 г. Необходимо отметить существенное снижение именно непроизводительных расходов федерального бюджета.

Доля расходов, распределенных по программам, в общем объеме расходов бюджета в 2020 г. относительно 2017 г. остается неизменной, на уровне 51,5%. Что касается направлений государственных программ, то наибольшая доля расходов за весь период 2018–2020 гг. пойдет на "новое качество жизни" (19,6%) и инновационное развитие экономики (12,5%). Такие крупные направления расходов, как пенсионное обеспечение и поддержание обороноспособности страны, по-прежнему не входят в программную часть федерального бюджета.

Особенностью законопроекта становится отказ от федеральных целевых программ (ФЦП) в 5 пилотных госпрограммах. Если в 2017 г. финансируются из бюджета 33 ФЦП, то до 2020 г. планируется профинансировать только 14. При этом мероприятия программ, не потерявшие свою актуальность, предполагается включить в мероприятия действующих подпрограмм или интегрировать во вновь разработанные подпрограммы (например, ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" трансформировалась в подпрограмму "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности").

Следует также отметить, что проектный подход, который должен стать более эффективным инструментом реализации приоритетов государственно й политики, чем ФЦП, пока не интегрирован в полной мере в программный бюджет. Так, по данным Счетной палаты, в бюджете 2017 г. на реализацию приоритетных проектов предусмотрено 122 млрд руб., что составляет 1,3% от программных расходов федерального бюджета.

Секретные и совершенно секретные ассигнования в 2018 г. сократятся на 7,0% до 2 трлн 896,3 млрд руб. (3,0% ВВП) и составят 17,5% расходов федерального бюджета. Несмотря на относительно большую открытость проекта бюджета, доля закрытых расходов по-прежнему более чем на порядок превосходит аналогичные показатели государственных финансов в развитых странах, а значит, его прозрачность едва ли можно признать удовлетворительной.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2018 г. будут являться средства ФНБ, а в 2019–2020 гг. – государственные заимствования (табл. 2).

2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд руб.

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - денежные средства, поступающие в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета города формируются на основе прогноза социально-экономического развития города Москвы, с учетом действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым устанавливаются нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, а также законодательства Российской Федерации, законов города Москвы, устанавливающих неналоговые доходы бюджета города Москвы.

Учет и контроль за осуществлением платежей в бюджет, а также пеней и штрафов по ним осуществляют Администраторы доходов бюджета.

ОТКУДА ПОСТУПАЮТ ДОХОДЫ?

Доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы бюджета города Москвы формируются из федеральных, региональных и местных налогов, а также доходов от применения специальных налоговых режимов.

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Распределение федеральных налогов между федеральным бюджетом, региональным и местными бюджетами осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Из федеральных налогов и сборов основными налоговыми доходами бюджета города Москвы являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.

Региональные налоги и сборы установлены и обязательны к уплате на территории города Москвы.

К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами о налогах и сборах органов муниципальных образований (законы города федерального значения Москвы) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- единый сельскохозяйственный налог;
- патентная система налогообложения;
- налог на профессиональный доход.

Неналоговые доходы бюджета города Москвы формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений города Москвы, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений города, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями города Москвы;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных городом Москвой, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти города Москвы, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;
- и других неналоговых поступлений.

Безвозмездные поступления – это межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому)

К безвозмездным поступлениям в бюджет относятся:
- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города Москвы на условиях долевого финансирования целевых расходов;
- субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
- дотации - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов бюджету Москвы;
- иные межбюджетные трансферты;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

Назначение, доходы и расходы федерального бюджета

Назначение федерального бюджета

Для выполнения государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд называемый федеральным бюджетом.

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. Из федерального бюджета финансируются все мероприятия оборонного характера, развитие науки, подготовка кадров, органы государственного управления, развитие инфраструктуры.

Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий.

Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, заимствований, безвозмездных перечислений и взаиморасчетов, поступающих из бюджетов субъектов РФ.

К налоговым источникам поступлений относятся:

• федеральные налоги и сборы;

• таможенные пошлины и сборы;

К неналоговым источникам поступлений относят доходы:

• от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

• от продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;

• от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными организациями;

• полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

• от других неналоговых источников дохода.

В доходах бюджета от неналоговых источников учитываются:

• средства, полученные в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной собственности;

• средства, полученные в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

• средства, полученные от передачи имущества, находящегося в государственной собственности, под залог или в доверительное управление;

• средства, полученные от возврата государственных кредитов и бюджетных ссуд;

• средства, полученные от продажи (приватизации) имущества, находящегося в государственной собственности;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• плата за пользование предоставленными бюджетными средствами;

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим государству;

• часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других платежей;

• доходы от реализации государственных запасов и резервов;

• другие доходы от имущества, находящегося в государственной собственности.

К безвозмездным доходам, поступающим в федеральный бюджет, относят:

• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

• безвозмездные перечисления международных организаций и правительств иностранных государств;

• перечисления по взаимным расчетам по передаче средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве.

Денежные средства считаются зачисленными в доход федерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет.

Доходы федеральных целевых внебюджетных фондов, входящих в федеральный бюджет РФ, обособленно учитываются в доходах соответствующих фондов по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральным и территориальными внебюджетными фондами по нормативам, определенным Федеральным законом «О федеральном бюджете на финансовый год».

Расходы федерального бюджета

Расходы федерального бюджета представляют собой распределение и использование финансовых средств, аккумулированных в доходной части федерального бюджета на основании закона о бюджете на очередной финансовый год.

Формирование расходов бюджетных средств любого уровня бюджетной системы базируется на единой методологической основе, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ и законом РФ.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджета обеспечивают выполнение текущих задач, например, таких как функционирование органов власти, оказание помощи другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Капитальные расходы бюджета связаны с расширенным воспроизводством и выделяются на создание или увеличение имущества, обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности.

К капитальным расходам бюджета относятся расходы на инвестирование капитальных ремонтов, выделение кредитов на инвестиционные программы и т. д. В составе капитальных расходов бюджета формируется бюджет развития.

Президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2020 год и плановые 2021−2022 годы.

Рассказываем о параметрах главного экономического документа страны.

Как формируется федеральный бюджет?

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и траты государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, сколько получит налогов, а сколько денег — потратит.

Часто еще можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный — значит общий, то есть деньги в него поступают и из федеральной, и из местной казны.

Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2020 год?

В 2020 году Россия, как и в 2019 году, планирует заработать больше, чем потратить.

Так, доходы составят 20,379 трлн рублей, расходы — 19,503 трлн рублей, а профицит — 876 млрд рублей. При этом траты вырастут на 0,5 процентных пункта — до 17,3% ВВП, который составит в следующем году 112,863 трлн рублей. Это должно оказать стимулирующий эффект, даже несмотря на общее замедление мировой экономики, утверждают в Минфине.

Цифры могут меняться. Власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения: в 2019 году власти дважды вносили поправки в закон на этот год. Так, изначально бюджет 2019 года закладывался с доходами 19,969 трлн рублей, расходами 18,037 трлн и профицитом 1,932 трлн. В итоге доходы составили 19,970 трлн, расходы — 18,489 трлн, а профицит соответственно меньше — 1,481 трлн рублей.

Что означает профицит бюджета? Это же хорошо?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.

И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.

Как и при дефиците, главным образом важно отношение уровня профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 0,8% ВВП, в 2021 году — 0,5% ВВП и в 2022 году — 0,2%.

А какой будет инфляция?

Это одна из самых интересных цифр — 3%. На столько, по мнению правительства, вырастут цены в 2020 году.

При этом ЦБ в октябре скорректировал прогноз по росту цен: с 4-4,5% до 3,2-3,7% по итогам 2019 года и 3,5-4% в 2020 году. А Минэкономразвития заложило в прогноз социально-экономического развития показатель в 3,8% по итогам текущего года.

Низкая инфляция позволит правительству сэкономить на переоценке обязательных расходов на следующий год, отметили российские СМИ.

Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько будет стоить нефть?

Нефтегазовые доходы составят 7,472 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,907 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 36,7%.

Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,508 трлн рублей, а импортного — 2,983 трлн рублей. Налог на прибыль — 1,210 трлн рублей.

Как и раньше, Минфин прогнозирует дальнейший рост доходов от дивидендов госкомпаний: 760 млрд рублей в 2020 году, 931 млрд рублей в 2021 году и 1,076 трлн рублей — в 2022 году. Хотя глава Счетной палаты Алексей Кудрин предупредил о рисках их недополучения и призвал правительство добиться выполнения поставленных целей. В целом же он назвал доходы бюджета сбалансированными.

При этом несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП они будут постепенно снижаться — из-за сокращения доли нефтегазовых доходов.

Законопроект предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит в 2020 году $57 за баррель. При этом документ сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле стоимости Urals в $42,4. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2018 году российская нефть стоила в среднем $70 за баррель, а в 2019 году — $62,2, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.

На что государство потратит деньги?

В первую очередь больше всего средств получат программы, содействующие достижению национальных целей развития, а также выполнению задач, которые президент РФ Владимир Путин поставил перед Федеральным собранием в своем послании.

Так, финансирование нацпроектов вырастет на 10% — до 1,982 трлн в 2020 году, до 2,217 трлн рублей в 2021 году и до 2,692 трлн рублей в 2022 году. А все неиспользованные в этом году на нацпроекты деньги перенесут по тем же направлениям на следующий.

Самое масштабное увеличение расходов предусмотрено по статьям социальной сферы и программам повышения качества жизни россиян. Председатель правительства Дмитрий Медведев подчеркнул, что бюджет в первую очередь ориентирован на решение социальных вопросов. Всего на социальную политику государство потратит 5,01 трлн в 2020 году, 5,046 трлн в 2021 году и 4,827 трлн рублей в 2022 году.

На втором месте — национальная оборона с расходами 3,1 трлн в 2020 году. На третьем — экономика: 2,638 трлн в 2020 году. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность оказались на четвертом месте — 2,458 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,022 трлн рублей.

Подробнее о том, сколько потратят на каждую госпрограмму, читайте в другом материале ТАСС.

Читайте также: