История налогов в беларуси

Опубликовано: 02.05.2024

Начало создания налоговой системы Республики Беларусь связано с образованием суверенного государства Республики Беларусь. С 1 января 1992 года была введена система налогообложения вступил в силу Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а позже ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в стране («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» , «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «О платежах за землю», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и др.). Создание национальной налоговой системы способны обеспечить сбор налогов для финансирования первоочередных нужд экономики и социальной сферы и это стало на том этапе жизненно необходимой задачей.

В 1992 году налоговая система включала в себя 39 налогов в том числе (32 республиканских и 7 местных налогов и сборов). Были установлены следующие основные налоги:

• налоги на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо);

• на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц);

• имущественные налоги на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи);

• взносы на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты и содействия занятости). Рассмотрим кратко основные налоги:

ü НДС был введен в 1992 году вместо налога с оборота и налога с продаж. Объектом обложения тут выступали обороты по реализации товаров (работ, услуг) и товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением освобождаемых от налогообложения). Изначально ставка налога составляла 28% потом 25%. Впоследствии происходило снижение ставок налога. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные, стороны договора простого товарищества филиалы и представительства, индивидуальные предприниматели, предприятия и физические лица.

ü С 1992 года в качестве одной из форм косвенного налогообложения применяются акцизы на отдельные группы товаров. Вначале было 30 товарных групп: спирт, различные сорта вин, коньяк, пиво, табачные изделия, мех натуральный, бензин, сырая нефть, телевизоры, холодильники, грузовые автомобили, азотные удобрения и т.д. Ставка составляла от 10 % до 75% в зависимости от вида и группы. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, индивидуальные предприниматели, стороны договора простого товарищества.

ü Налог на прибыль, которым облагается прибыль от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Ставка налога на прибыль 1999 году составляла 25 % в дальнейшем постоянно менялась. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, стороны договора простого товарищества.

ü Подоходный налог с физических лиц, уплата которого осуществлялась из совокупного дохода физических лиц в денежной и натуральной форме, полученного в течение календарного года. Ставки подоходного налога составляли 9, 15, 20, 25, 30 %, а также существовали фиксированные суммы налога. Плательщики: граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства.

ü Налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов, удерживаемый у источника дохода в размере 15 %. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, простые товарищества, хозяйственные группы.

ü Земельный налог, который взимается с земельного участка, предоставленного в установленном порядке во владение, пользование или собственность. Плательщики: юридические, физические лица как отечественные так и иностранные.

ü Налог на недвижимость. Этим налогом облагается стоимость основных

средств, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства по годовой ставке 1 %, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений по годовой ставке 0,1 %. Плательщики: юридические, физические лица как отечественные так и иностранные филиалы и представительства.

timthumb.php Системы налогообложения и налоги Беларуси

Налоги Беларуси представляют собой совокупность налогов и обязательных платежей, правил, форм и способов их утверждений, изменений, отмены, уплаты, взимания, а также контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налогообложение и налоги Беларуси

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и существования всего государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождается преобразованием налоговой системы.

Налоги являются основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его структуру, динамику и на научно-технический прогресс.

На территории Беларуси установлены и действуют две группы налогов - республиканские и местные. Первые обязательны к уплате по всей территории (такие налоги как акцизы, налоги на прибыль, подоходный налог, экологический налог, земельный налог, оффшорный сбор, консульский сбор, гербовый сбор и другие).

Вторая группа налогов устанавливается местными Советами депутатов, и они также обязательны к уплате на оговоренных территориях (такие налоги как курортный сбор, налог за владение собаками, сбор с заготовителей).

Системы налогообложения ИП в Беларуси

Теперь рассмотрим систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Для ИП в Беларуси единый налог является одним из видов налогообложения. Индивидуальный предприниматель по закону обязан вести учет выручки.

Налоги для ИП в Беларуси могут быть оплачены по трем различным системам:

  1. Общая система налогообложения - уплата подоходного налога по ставке 15% от реализации товара;
  2. Упрощенная система налогообложения (с НДС и без НДС) - уплата налога с зафиксированным процентом выплат от продаж;
  3. Система налогообложения, которая подразумевает уплату единого налога - уплата точно оговоренного налога независимо от прибыли (зависит от вида деятельности и региона).

Рассмотрим более детально каждую из систем.

Как было сказано выше, общая система налогообложения подразумевает уплату подоходного налога.

Подоходный налог в Беларуси составляет двенадцать процентов (подразумевается общая ставка).

Однако в частных случаях этот налог несколько иной.

001032 00000620713 Системы налогообложения и налоги Беларуси

Для тех плательщиков, которые являются резидентами ПВТ (парк высоких технологий), ставка подоходного налога составляет девять процентов.

Для тех плательщиков, которые являются предпринимателями-нерезидентами, осуществляют частную нотариальную деятельность, либо являются плательщиками, которые не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь, ставка подоходного налога составляет пятнадцать процентов.

Упрощенная система налогообложения является таковой из-за нескольких упрощений. Это, к примеру, уменьшение документооборота, уменьшения количества налогов, которые уплачиваются. Также оказывается это очень простая и удобная система. Хотя имеется несколько нюансов.

Чтобы перейти на такую систему, необходимо подать соответствующее заявление не позже 20 дней после регистрации ИП.

Иначе такая возможность будет предоставлена лишь на следующий год. Также применение такого налога невозможно для тех плательщиков, вид деятельности которого предусматривает уплату единого налога.

Также не применим для предпринимателей, которые занимаются продажей ювелирных изделий и драгоценных камней, производством подакцизных товаров, лотерейной деятельности, если функционируют на рынке ценных бумаг, те, которые работают в форме простого товарищества, если они резиденты Парка высоких технологий, парка “Августовский канал”, Китайско-Белорусского индустриального парка или резиденты свободных экономических зон.

При едином налоге сумма выплат является относительно фиксированной.

Она определяется местным советом депутатов, за основу берут базовые ставки налога, которые установлены законодательством.

Если предприниматель уплачивает единый налог, то остальные он не платит (исключение становит уплата НДС при ввозе товара с Таможенного союза либо других государств). Также предусмотрены льготы (индивидуальные предприниматели, которые только зарегистрировались, получают скидку на три месяца в размере двадцати пяти процентов, также льготы предусмотрены и для инвалидов).

Что можно сказать о налоговых нововведениях?

В нынешнем году стали взимать пошлину на транспорт. Суть заключается в том, что при прохождении техосмотра владелец автомобиля должен будет уплатить госпошлину, чтобы водителю выдали разрешение для допуска транспортного средства для участия в дорожном движении.

Пошлину уплачивают владельцы всех средств передвижения (мотоцикл, скутер). Если техосмотр владелец автомобиля проходит один раз в два года, то он делает двойную оплату. Нужно отметить, что пойдет этот налог на дороги в Беларуси, а конкретнее на их реконструкцию и строительство.

Распределение денежных средств будет осуществляться поровну между республиканским и местным бюджетом.

Несмотря на разнообразие налоговой системы Беларуси суть ее преобразования видов и форм, взимания налогов, сохранилась и по сей день. И сегодня налоги - это обязательные платежи, которые платятся субъектами экономической деятельности и гражданами из своего дохода в бюджет государству для удовлетворения общественных потребностей, которые установлены законодательным порядком.

Видео: О введении траспортного налога в Беларуси

Становление и развитие налоговой системы Республики Беларусь

Основы налоговой системы Республики Беларусь определены Налоговым кодексом от 19 декабря 2002 г. № 166-3 (с последующими изменениями и дополнениями), декретами Президента страны, постановлением Совета министров станы, актами местных органов власти. Кроме налогов и сборов, предусмотренных законодательством, в бюджет республики поступают установленные законодательством неналоговые платежи.

Зачисление налогов и сборов в местные бюджеты регулируется Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Размеры отчислений в местные бюджеты от общегосударственных налогов устанавливаются ежегодно Законом Республики Беларусь при утверждении бюджета. Объекты обложения, порядок уплаты, ставки, льготы по каждому конкретному виду налога и сбора предусматриваются специальными актами налогового законодательства республики 1 Данилин А.М. Анализ тенденций развития торгово-экономического сотрудничества СНГ // Внешнеэкономический бюллетень. 2006. № 11. С. 41-56. .

В настоящее время налоговые органы Республики Беларусь включают центральный аппарат Министерства по налогам и сборам, территориальные инспекции по областям, районам, городам и районам в городах.

За прошедший период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти — Государственного налогового комитета (ГИК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНЕ РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.

В Беларуси систему налогообложения, ориентированную на рынок, ввели в 1992 г. Эта система включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, а также восемь видов отчислений в различные внебюджетные фонды.

Были установлены следующие основные налоги:

  • налоги на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо):
  • на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц);
  • имущественные налоги на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи);
  • взносы на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты и содействия занятости);
  • налоги в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налоги на экспорт и импорт).

Кроме того, были введены такие целевые платежи: «чернобыльский» налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, отчисления в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов.

Установленные размеры ставок основных налогов находились в пределах, соответствующих мировой практике. Исключение составляли лишь некоторые акцизы и подоходные налоги с предприятий по отдельным видам деятельности.

Законом «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» устанавливался круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставления льгот. С начала 1994 г. в закон были включены положения о том, что все вопросы налогообложения должны регулироваться исключительно актами специального налогового законодательства, а с 1994 г. введен обязательный учет и государственная регистрация налогоплательщиков. В том же году был принят закон, регламентирующий деятельность государственной налоговой инспекции.

Существенные коррективы внесены в налоговое законодательство в 1996 г. Применяемая в стране система налогов к этому периоду менялась не менее 10 раз, не считая изменений в порядке и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов. Поэтому остро встал вопрос о необходимости разработки проекта Налогового кодекса.

Разработка единого законодательного акта, регулирующего все стороны налоговых отношений, была вызвана необходимостью формирования цельной и сбалансированной налоговой системы. Налоговый кодекс в существенной мере унифицирован с аналогичным российским документом, учитывает нормы действующих налоговых систем Казахстана и Кыргызстана, а также современные мировые принципы налогообложения.

Налоговый кодекс в основном является документом прямого действия и состоит из трех частей: первой (общей) части, второй части, регламентирующей конкретные вопросы взимания общегосударственных налогов, сборов и отчислений, в которой каждому налоговому платежу посвящена самостоятельная глава, и третьей, определяющей правовые вопросы уплаты местных налогов. Наряду с установлением общих принципов построения налоговой системы, вводится ряд понятий, имеющих большое значение для практики налогообложения.

Поскольку Белоруссия, в отличие от Российской Федерации, является унитарным государством, налоги и сборы (пошлины) в ней распределяются по бюджетам только двух уровней — республиканскому и местным.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • налоги на доходы;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • экологический налог;
  • налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество;
  • земельный налог;
  • дорожные налоги и сборы;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • гербовый сбор;
  • офшорный сбор;
  • консульский сбор;
  • государственная пошлина;
  • регистрационные и лицензионные сборы;
  • патентные пошлины.

К местным налогам и сборам относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу.

Предусмотрены также особые режимы налогообложения, к которым отнесены:

  • упрошенная система налогообложения;
  • налогообложение в свободных экономических зонах;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на лотерейную деятельность;
  • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • налогообложения отдельных категорий плательщиков (ст. 10 Налогового кодекса).

Все налоги, сборы и отчисления, уплачиваемые юридическими лицами, по источнику их уплаты можно разделить на несколько групп.

1. Налоги, сборы и отчисления, включаемые в выручку от реализации продукции (работ, услуг):

  • платежи, уплачиваемые из доходов;
  • платежи, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • платежи, уплачиваемые за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков.

Кроме того, можно выделить в отдельные группы налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности, и специальные налоговые режимы. В зависимости от выполняемых функций и источника уплаты они могут быть объединены в укрупненные группы:

  • налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • местные налоги и сборы от выручки;
  • отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог;
  • целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;

2. Налоги на прибыль и доходы, к которым относятся:

  • налог на прибыль;
  • налог на дивиденды и приравненные к ним доходы;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности).

3. Налог на недвижимость.

4. Налог на приобретение автотранспортных средств и местные налоги и сборы (кроме налогов с продаж и сборов, включаемых в выручку), за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков.

5. Налоги, сборы и отчисления, относимые субъектам предпринимательства на себестоимость продукции (работ услуг). К этой группе относятся:

  • земельный налог;
  • экологический налог;
  • плата за проезд по автомобильной дороге Брест-Минск — граница Российской Федерации;
  • плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств:
  • плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню.

6. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Прочие сборы 1 См.: Бобоев М. Р.. Мамбеталиев Н.Т. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Содружества независимых государств. М., 2006. С. 123. .

Законодательство требует от плательщиков своевременно вносить в бюджет причитающиеся с них платежи, строго соблюдая установленные сроки уплаты. Вместе с тем деятельность предприятий может сопровождаться острой финансовой напряженностью, что характерно в мире бизнеса. Зачастую неизбежна опасность денежных потерь, обусловленная финансовыми рисками. В силу различных причин у плательщика может образоваться задолженность перед бюджетом. Если причины временной неплатежеспособности плательщика признаются уважительными, сроки исполнения его налоговых обязательств могут быть изменены, т.е. отнесены на более поздний срок. Изменение сроков допускается как по всей сумме задолженности, так и по ее части.

Изменение сроков исполнения налогового обязательства реализуется на практике путем предоставления налогового кредита, отсрочки или рассрочки платежа. При этом плательщик получает возможность рассчитаться с бюджетом в более поздний срок. Налоговый кредит предоставляется по налогам, срок уплаты которых еще не наступил, отсрочка, рассрочка платежей — по уже образовавшейся задолженности.

Налоговый кредит имеет целевое назначение и предоставляется в целях временного пополнения собственных оборотных средств субъекта хозяйствования, стабилизации его финансового состояния и используется для расширения (развития) производства. Отсрочка, рассрочка по своему экономическому содержанию является мерой временной финансовой поддержки налогоплательщика. Налоговый кредит предоставляется только юридическим лицам, рассрочка и отсрочка — как юридическим, так и физическим лицам-плательщикам.

Проценты по налоговому кредиту уплачиваются из того же источника, из которого платится налог, и по которому предоставлен кредит. В течение бюджетного года налоговый кредит не может быть продлен или вторично предоставлен по тем же основаниям юридическому лицу, получившему кредит 2 Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского. СПб.. 2009. С. 230. .

По мнению А.В. Аронова «Подоходный налог - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством» [1, с. 142].

По мнению Е.Н. Евстигнеева «Подоходный налог - является экономическим рычагом, с помощью которого государство, с одной стороны воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой - формирует доходную часть бюджета» [8, с. 287].

В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических лиц применяют термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль. Согласно законодательству большинства стран не подлежат обложению рассматриваемым налогом: амортизационные отчисления; средства, направляемые в благотворительные учреждения; прибыль, направляемая на капитальные вложения и научно-исследовательские цели. В некоторых странах на определённый период уменьшается или вообще отменяется налог на прибыль новых компаний. Налоговые скидки в сфере промышленного производства распространяются на доходы от истощённых недр, от предприятий, поглощённых крупными корпорациями, мелких, малорентабельных или убыточных и т. д.

Ставки подоходного налога строятся, как правило, по сложной прогрессии. Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика, в отличие от регрессивного, при котором ставки снижаются. В финансовой практике существует два вида прогрессии: простая и сложная. При полной сложной прогрессии доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке, то есть повышенные ставки действуют не для всего увеличившегося объекта налогообложения, а для его части, которая превышает предыдущую.

Налог на доходы физических лиц по сравнению с другими видами налогов довольно молод. Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Принятие закона было вызвано тяжелыми финансовыми обстоятельствами в стране.

Предшественниками подоходного налога в России были поземельный, промысловый налоги, поголовная подать, соответствующая налогам в Западной Европе, гильдейская подать для купечества. В XIX в. были введены такие прямые налоги, как налог на городские строения, налог с доходов от процентных бумаг и государственный квартирный налог. Для дифференциации в обложении различных социальных групп населения, было принято новое положение о подоходном налоге. Объектом обложения становится совокупный доход. Вместо одной шкалы обложения введено три шкалы ставок, по которым облагались доходы рабочих и служащих, доходы лиц, занимающихся промыслами без использования наемного труда, нетрудовые доходы.

Впервые подоходный налог на территории современной Республики Беларусь был введен в1916 году, когда её земли входили в состав Российской империи. Подоходный налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи). Подоходный налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика раскрыть информацию о собственных доходах. Эта мера предполагала, что каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.

В 1916 году правительство отдало предпочтение не английской, а прусской системе подоходного налога. Прусская модель представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, а государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности. Английская система фактически представляло собой смесь отдельных налогов на различные виды доходов, а не на налогоплательщика как такового. Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам. В 1916 г. его потолок был 12,5%, впоследствии Временное правительство довело его до 30,5%. Далее эволюция подоходного налога проходила в рамках политики проводимой Российской империей, а затем СССР.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 21:24, реферат

Краткое описание

Объектом исследования является налог как основной способ дохода государства на территории Республики Беларусь в различные исторические эпохи и становление национальной налоговой системы уже на современном этапе.
Цель работы – исследование особенностей налогообложения территорий Республики Беларусь с возникновения первых налогов и анализ современной налоговой системы Республики Беларусь.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1111.doc

ВВЕДЕНИЕ

Налоги – один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики – могут либо способствовать, либо препятствовать росту благополучия страны. Они не только основная форма доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших рычагов в экономике, политике, социальной сфере.

В течение долгого времени истории человечества налогам уделяется большое внимание всех слоев населения. Проблемами налогообложения постоянно занимались умы экономистов различных эпох. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране построена неправильна, и, во-вторых, с них берут много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом критики в средствах массовой информации и политической борьбы.

Налоги, как и налоговая система, возникли и развивались вместе с появлением государства. На самых ранних этапах развития общества первой формой налогов можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным актом поведения человека, а являлось неким неписаным законом. С развитием государственного устройства налоги и налоговая система изменялись и совершенствовались. В последнее время на развитие налогов и налоговой системы существенное влияние оказывают механизмы рыночной экономики.

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующею определенную сумму денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации средств.

Объектом исследования является налог как основной способ дохода государства на территории Республики Беларусь в различные исторические эпохи и становление национальной налоговой системы уже на современном этапе.

Цель работы – исследование особенностей налогообложения территорий Республики Беларусь с возникновения первых налогов и анализ современной налоговой системы Республики Беларусь.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ

Возникновение и развитие налогов, в том числе и на территории Беларуси, обусловлено появлением государства. Они возникли как потребность государства в финансировании своих задач и функции.

В своем развитии налоги и налоговая система на территории Беларуси прошли несколько исторических этапов. Эти этапы можно связать с историческими периодами развития государства:

    1. налоги Великого княжества Литовского;
    2. налоги Речи Посполитой;
    3. налоги Российской Империи;
    4. налоги БССР;
    5. налоги РБ.

В ВКЛ для содержания великокняжеского двора, администрации, армии, ведения войн и дипломатических сношений нужны были огромные средства. Известно, что в Литовском государстве существовали такие налоги как: дань, подымщина, серебщина, поволовщина, поголовщина, чинш и другие.

Самую значительную социальную группу в 14 – 15 вв. составляли крестьяне. В данный период происходило юридическое закрепощение крестьян, они из землевладельцев превращались в землепользователей. Юридическое оформление крепостного права выразилось в издании в начале Привилея Казимира 1447 г., а затем и Судебника Казимира 1468 г. Данные правовые акты закрепили право полной собственности феодалов на землю и поставили крестьян в зависимость от феодалов. Крестьяне оказались в полной зависимости от феодалов предоставляющих им земельные участки.

Данные процессы сопровождались развитием налоговой системы. Налоги уплачивались как великому князю, так и феодалам. Феодалы изымали налоги с крестьян в различной форме за пользование землей.

Земли ВКЛ имели различный статус: господарские (государственные), непосредственно находящиеся в собственности великого князя, частновладельческие, а также церковные имения. Степень участия отдельных категорий земель и их владельцев в формировании доходов государственной казны не была одинаковой. Как правило, раздавая земли "в особое содержание", князь определял виды и размеры доходов, которые они обязаны вносить в государственную казну. Согласно действующим привилеям, выданным шляхте, она освобождалась от уплаты податей. Что касается частновладельческих крестьян, то они платили все подати (кроме серебщины и ордынщины) в пользу своего хозяина. Церковные земли, как правило, освобождены были от мелких повинностей [4, c. 37].

Сбор налогов великим князем в ВКЛ осуществлялся посредствам полюдья. Оно заключалось в том, что в установленное время князь со своей дружиной объезжал свои владения и изымал налог. Первоначально налог был в форме натуральных выплат (продуктами питания), но позже он стал изыматься в денежной форме.

Феодалы взимали налоги в форме барщины, чинша и натурального оброка. Барщина это налог, заключавшийся в обработке определенного количества дней земель феодала. Чинш представлял собой денежный налог за пользование земельным наделом предоставленным феодалом. Натуральный оброк заключался в предоставление части сельскохозяйственной продукции феодалу.

Великокняжеские люди (сельскохозяйственное население и мещане) платили своему господарю различные подати со своих земель деньгами и натурой, а также несли различные повинности.

Обложение сельскохозяйственного населения и сбор платежей с них организовывались следующим образом. Крестьяне получали землю в пользование из рук феодала и должны были выполнять в пользу ее владельца разные повинности: платить дань, оброк продуктами, денежный оброк, отрабатывать барщину.

B XIII – XIV вв. основной формой феодальных повинностей в Великом княжестве Литовском был натуральный оброк, но сохранилась и дань; в XV в. получил развитие денежный оброк.

Размер повинностей зависел от размера земельного участка, которым наделялся крестьянин.

Натуральный оброк вносился в виде дякла и мезлевы – податей натурой со всего, что уродилось и прибыло в крестьянском хозяйстве. Термин "дякло" применялся ко всему, что уродилось и прибыло, за исключением скота, а "мезлева" относился исключительно к скоту. Таким образом, дякла были ржаные и житные, пшеничные, овсяные, сенные и дровные, а мезлева бралась баранами, свиньями, яловицами, курами и яйцами и т.п.

Важное место в жизни сельского населения в то время занимали ремесла и промыслы. Все промыслы, которыми занималось население, нужно было заносить в реестровые книги и платить соответствующий налог.

Документы того периода свидетельствуют, что все натуральные и денежные налоги из сел поступали в волости, из волостей — в поветы и сосредоточивались в замках. Часть их с разрешения правительства тратилась на жалование местной администрации, содержание гарнизонов, подарки послам и т. п. Большую часть налогов поветовые старосты и воеводы отправляли в города Вильно и Троки, где они поступали в государственную казну и записывались в приходные книги. Этими операциями ведал государственный казначей, который по распоряжению великого князя или его советников выдавал из государственной казны деньги, зерно, мед, мех, ремесленные изделия и т. п. тем, кого жаловал князь. Все расходы также записывались в специальные книги.

С тех времен сохранилась казначейская книга, в которой содержатся некоторые сведения о доходах и расходах Великого княжества Литовского начала ХVI в. Так, с августа 1510 г. по апрель 1511 г. было получено более 10 тыс. копен грошей дохода (копна — единица счета в 60 рублей). С 1511 г. по 1514 г., за два с половиной года, в казну поступило более 21 тыс. копен рублей[9, с. 132].

Следующий этап развития налоговой системы Беларуси можно связать с образованием РП.

В XVI в. белорусские земли после Люблинской унии Литвы с Польшей (1569 г.) вошли в состав Речи Посполитой. Затем на белорусских землях была введена и польская налоговая система, согласно которой шляхта и владения католической церкви освобождались от налогообложения. Короли отказались от права налагать налоги на вышеуказанных субъектов, и коронная казна пополнялась только доходами от повинностей сельского и городского населения, королевских земель и самоуправляющихся городов, которым было предоставлено магдебургское право.

Двумя наиболее крупными сословиями у поляков были шляхта и крестьяне (хлопы). Шляхта освобождалась от налогов, однако проходила военную службу, хлопы же освобождались от военной службы, но несли все бремя налогов.

Для крестьян же сохранялись: барщина, чинш, натуральный оброк. Однако после образования РП данные формы налога перестали контролироваться. Так в некоторых поместьях барщина доходила до 6 дней в неделю. Тяглые крестьяне должны были платить чинш от 6 до 21 грошей с волоки вдобавок к оброку. Осадные (выплачивавшие оброк) крестьяне не ходили на барщину, но платили 30 грошей чиншу и выполняли другие повинности наравне с тяглыми крестьянами.

В 1557 г. на белорусских землях в соответствии с законом короля Сигизмунда II Августа «Уставы на волоки» была проведена земельная реформа, целью которой стала переоценка государственных, общественных и крестьянских почв и уравнение крестьян в собственности и в выполнении повинностей. Реформа отменяла право перехода крестьян на другие земли. Это было началом закрепощения крестьян. До этого каждый крестьянин по желанию и при определенных условиях мог уйти от хозяина [6, с 124].

Так же в РП взимались такие налоги как: лановое, шос (налог на недвижимость), чоповый сбор (взимался за реализацию водки, пива, меда).

Лановое – это денежный налог, на землю взимаемый с собственника земли. Размер ланового утверждался решением Сейма и рассчитывался исходя из объекта налогообложения – лана (меры площади). Лановое колебалось в размере от 30 до 150 грошей в год.

В РП существовал так называемый «налог на духовенство», при этом он был разным для католического и православного духовенства.

Так католическое духовенство освобождалось от фиксированных налогов, но Постановлениями Синода часто привлекалось к уплате чрезвычайных налогов в виде процента от доходов или в виде определенной суммы. Православное же духовенство платило фиксированный налог и дополнительно привлекалось к уплате чрезвычайных налогов в тех же размерах, что и католическое духовенство.

В конце ХVII в. Речь Посполита все больше увязала во властных сетях России.

Особенно российская экспансия усилилась в царствование Петра I (1689 — 1725 гг.). Именно тогда Речь Посполита потеряла последние остатки бывшей автономии. Осуществляя многочисленные реформы и преобразования, Петр I старался максимально использовать материальные, финансовые и человеческие ресурсы Речи Посполитой. На ее территорию начинает распространяться российское законодательство, вводится российская налоговая система. В основе налогообложения населения того периода был подворный налог, введенный в 1679 г.

Вся финансовая политика Петра I проводилась при постоянном и напряженном поиске источников денежных средств. Поэтому обращение Петра I к Сенату «денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны» можно считать своеобразным девизом его правления [8, с.271].

Положение крестьян почти не изменилось, на них была распространена российская налоговая система. Подымный налог (налог объектом обложения, которого является крестьянский двор) был заменен подушным (объектом налогообложения являлись все лица мужского пола). Первоначально, учитывая слабую платежеспособность и необходимость приспособления крестьян к новой налоговой системе, они получили льготы по уплате подушных налогов. Из политических соображений и хозяйственной необходимости с 1797 г. на протяжении 10 лет во всех губерниях Беларуси подушный налог с крестьян собирался в размере наполовину меньшим, чем в русских губерниях. В дальнейшем крестьянство Беларуси было поставлено в одинаковые условия с крестьянами других губерний России.

Купцы, расписанные по гильдиям, стали платить налоги с капитала, а жители, приписанные к мещанам, вместо дворового налога – подушную подать, которая взималась со всех лиц мужского пола, включая младенцев [4, c. 37].

В XVIII – XIX вв. был введен промысловый налог, который просуществовал до 1917 г. Он состоял из налогов с торговых заведений, складских помещений и промышленных предприятий и являлся прообразом сегодняшних лицензий на розничную торговлю. Взимался он на основе фиксированных ставок, дифференцированных по губерниям. Существовал и дополнительный промысловый налог, который по своему размеру превосходил основной и зависел от объёма основного капитала и прибыли предприятия.

В XIX — XX вв. бюджет России формировался в основном за счет косвенных налогов, следовательно, доходы казны находились в прямой зависимости от уровня благосостояния населения. Среди них выделялись акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные нефтяные масла и ряд других товаров. Значительными были поступления от налогообложения производства алкогольных напитков и торговли ими.

Читайте также: