Источники налогового права рб

Опубликовано: 16.05.2024

2. ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА


Источниками права в юридической литературе признаются нормативные правовые акты, которые являются внешней формой выражения, обязательной для исполнения воли компетентного государственного органа. Обязательные для исполнения требования, закрепленные в нормативных правовых актах, обеспечиваются принудительной силой государства.
Источники же налогового права - официально определенные внешние формы его выражения, то есть нормативные правовые акты законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов; конкретные формы выражения налоговых норм.
Под нормативным правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий обязательные правила поведения, рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь источники налогового права могут выступать в форме следующих нормативных правовых актов:
1. Конституция Республики Беларусь - основной Закон государства, нормативный документ, обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий основные принципы правового регулирования общественных отношений в налоговой сфере.
2. Кодекс - кодифицированный нормативный правовой акт, состоящий из расположенных в определенной логической последовательности правовых норм, системно регулирующих какую либо отрасль права. Яркий пример Кодекса в налоговом праве - это, несомненно, Общая часть Налогового Кодекса республики Беларусь.
3. Закон - нормативный правовой акт, в котором закреплены принципы регулирования наиболее важных общественных отношений (например, Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц).
4. Декрет Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт главы государства, имеющий силу закона (например, Декрет Президента Республики Беларусь № 28 от 17.12.2002г. «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий»).
5. Указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт, издаваемый главой государства в целях реализации полномочий, предоставленных Конституцией Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь №419 от 30.06.2006г. «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений»).
6. Постановления Палат Парламента.
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь издаются в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством применительно к отдельным элемента налога.
8. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь (решения, заключения, регламент), Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь - нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в пределах компетенции указанных органов, предоставленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней законодательными актами Республики Беларусь (например, Постановление Пленума ВХС РБ «О практике рассмотрения заявлений в порядке приказного производства»).
9. Постановления республиканских органов государственного управления (министерства) и Национального банка Республики Беларусь - нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере налогообложения, принимаются в пределах компетенции соответствующего государственного органа и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы (Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь №124 от 29.12.2003г. «Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами Республики Беларусь»).
10. Решения органов местного управления и самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов в пределах предоставленной им компетенции, регулируют вопросы местного значения, имеют обязательную силу на территории, подчиненной принявшему их органу местного управления и самоуправления (например, Решение Витебского областного Совета депутатов от 29 ноября 2006 г. №221 «Об утверждении инструкций о местных налогах и сборах»).
11. Общепринятые принципы международного права - принципы, обладающие высшей степенью нормативной обобщенности: налогового суверенитета, налоговой недискриминации, налогообложения на основе гражданства, резидентства, территориальности и др. Закреплены в Европейской социальной хартии.
12. Международные договоры - например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг).
Нормативные акты можно классифицировать следующим образом:
Во-первых, на законодательные (Конституция Республики Беларусь, Законы, Декреты, Указы); акты законодательства (постановления, инструкции, распоряжения).
Во-вторых, на общие нефинансовые законы (это законы, относящиеся к другим отраслям права, но содержащие налоговые нормы (например, Уголовный Кодекс РБ)); общие финансовые законы (Закон РБ «О бюджете РБ на 2007 год»); общие налоговые законы (Закон РБ «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ); специальные законы (Закон РБ «О налоге на добавленную стоимость», Закон РБ «О подоходном налоге с физических лиц»).
С вступлением в силу НК РБ появился термин налоговое законодательство, под которым понимается система принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ нормативных правовых актов, которая включает НК РБ и законы, регулирующие вопросы налогообложения; Декреты, Указы, распоряжения Президента РБ, содержащие вопросы налогообложения; Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принятые на основании и во исполнение НК РБ, законов, актов Президента РБ; нормативные правовые акты республиканских органов управления, органов местного управления и местного самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения. Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено НК РБ или Президентом РБ.

ТЕМА 9. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

9.1. Понятие и признаки налога

Приобретение Республикой Беларусь независимости и формирование собственного государства повлекли необходимость создания налоговой системы молодого государства. Особое значение имело принятие 20 декабря 1991 года Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». [1] Этим законом фактически было положено начало формирования в Беларуси как понятийного аппарата в сфере налогообложения, так и впервые в суверенном государстве было дано законодательном уровне определение понятия «налог». В соответствии с Законом под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах. Закрепленная правовой нормой категория раскрывала существенные правовые признаки налога и не давала никаких юридических критериев для его отграничения от сборов и иных обязательных платежей, вносимых в бюджет государства. К тому же в определении отсутствовало указание на срок уплаты налоговых платежей.

В настоящее время понимание налога, основанное на апробированных экономических и правовых теориях, а на определенных сравнительно-законодательных и доктринальных подходах, получило свое закрепление в п. 1 ст. 6 Налогового Кодекса Республики Беларусь: «Налогомпризнается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты».

В определении налога законодательно определены следующие его признаки:

- обязательность – в силу закона плательщики налогов при определенных условиях обязаны осуществлять полную и своевременную уплату налога. Обязательность налога проявляется в двух аспектах. Во-первых, односторонний характер установления налога: налог взимается вне зависимости от волеизъявления налогоплательщика, обязанного уплачивать налог. Во-вторых, обязательность налога выражается в изначальной определенности его содержания. Это означает, что налогоплательщик при уплате налога не вправе изменить условия и порядок его взимания. Но это не исключает право налогоплательщика на осуществление налогового планирования на стадии формирования юридических фактов, обусловливающих возникновение налогового обязательства. Однако в момент возникновения у плательщика объекта налогообложения налог в полной мере проявляет свою общеобязательность;

- индивидуальная безвозмездность – уплата налога не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, его вносящему. При уплате налога происходит одностороннее движение части денежных средств от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения плательщику за налоговое изъятие.

Отличительной чертой индивидуальной безвозмездности налога является его безвозвратность, которая характеризуется не временным отвлечением средств плательщика, а полным прекращением прав лица в отношении уплаченных денежных средств;

- денежная форма уплаты налога – налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении. В современных условиях практически все налоговые платежи осуществляются в денежной форме, которая определена самой сутью налога, являющегося платежом;

- отчуждение части собственности, принадлежащей плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. При уплате налога происходит переход части доходов (имущества) от плательщика налогов в собственность государства (исключение составляют государственные организации). Следовательно, налогообложение выражает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства. Само налоговое отношение представляет собой отношение, возникающее между собственниками, одним из которых выступает государство, по поводу изменения права собственности на предмет налога с частной на государственную.

[1] Утратил силу с 01 января 2010 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения».

Налоговое право является сложным правовым образованием, включающим большое количество правовых норм, что вызывает потребность во внутреннем его структурировании, т. е. в существовании в виде определенной системы. Система налогового права – это его внутреннее строение, объединение налогово-правовых норм в определенной последовательности, обусловленной системой общественных отношений, складывающихся в налоговой сфере.

Ученые в целом едины в вопросе о необходимости построения налогового права на основе его разделения на Общую и Особенную части. Что касается конкретных институтов налогового права, критериев их выделения, то эти вопросы остаются в значительной степени нерешенными.

В Республике Беларусь нормы налогового права в основном собраны в единый систематизированный нормативный правовой акт, именуемый Налоговым кодексом Республики Беларусь, который аналогично кодексам других отраслей права разделен на Общую и Особенную части (Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. и Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г.).

Нормы Общей части определяют основные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве, его основные начала (принципы), правовые формы и методы регулирования налоговых отношений, общие условия установления налогов и сборов, правовой статус налоговых органов и других субъектов налоговых отношений, формы и методы налогового контроля и т. д. Нормы Общей части непосредственно конкретизируются в нормах Особенной части, которая включает в себя правовые нормы, регулирующие взимание отдельных видов налоговых платежей.

Формами правового регулирования налоговых правоотношений выступают источники налогового права. При этом следует заметить, что проблема источников налогового права в настоящее время еще недостаточно разработана юридической наукой. Одна из причин недостаточной разработанности этого вопроса следует искать в нечеткости теоретико-методологических подходов к вопросу соотношения «формы права» и «источника права».

Традиционно существует два значительно отличающихся друг от друга и несовместимых друг с другом варианта решения данного вопроса и подхода. Суть первого заключается в полном отождествлении источника права с формой права, в сведении источника права к форме права и, наоборот, формы права к источнику права. Суть второго подхода к решению проблемы соотношения источников и форм права заключается в том, что их понятия рассматриваются как полностью несовпадающие друг с другом, а отражающие их термины – как далеко не равнозначные друг другу.

Источник налогового права – это официально определенные внешние формы выражения налогово-правовых норм, т. е. правовые акты органов государственной власти, содержащие нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов.

Выделяют две группы источников: национальные и международно-правовые.

Национальные источники объединяются понятием «законодательство». Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса налоговое законодательство Республики Беларусь –это система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

– Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

– декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

– постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, приняты в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

– нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Согласно ст. 10 Закона от 10.01.2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее − Закон) высшей юридической силой в системе законодательства Республики Беларусь обладает Конституция Республики Беларусь. В Конституции закреплены основополагающие нормы правового регулирования налоговых отношений, а именно нормы обязывающие граждан уплачивать налоги и иные обязательные платежи (ст. 56); закрепляющие право Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь на принятие законов об установлении республиканских налогов и сборов (ст. 97), а Совета Республики – на их одобрение (ст. 100); закрепляющие исключительное право местных Советов депутатов на установление в соответствии с законом местных налогов и сборов (ст. 121). В п. 3 ст. 3 НК отмечено, что в случае расхождения акта налогового законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.

Возвращаясь к ст. 10 Закона отметим, что кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. В п. 4 ст. 3 НК отмечено, что в случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с НК или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, НК или другой закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

К источникам налогового права относятся также акты Конституционного, Верховного суда и Генерального прокурора Республики Беларусь.

К международно-правовым источникам налогового права относятся: во-первых, общепризнанные принципы международного права; во-вторых, международные договоры.

Ст. 8 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. При этом не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.




Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 5 НК Республики Беларусь. П. 2 данной статьи устанавливает, что если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не предусмотрено нормами международного права.

На основе анализа практики различных государств по разрешению вопросов международного налогообложения в качестве международных принципов в сфере налогообложения можно выделить следующие: налогового суверенитета; налоговой недискриминации; налогообложения на основе гражданства, резидентства, территориальности; распределения прав по налогообложению между государством резидентства и государством – источником дохода; освобождения государством резидентства в отношении иностранного налога; заключения сделок независимыми лицами; необходимости сотрудничества в налоговой сфере, взаимного согласования вопросов, затрагивающих налоговые интересы нескольких государств, а также соблюдения налоговых соглашений.

Вторую группу международных источников налогового права составляют различного рода Международные конвенции по вопросам налогообложения. К актам такого вида относят, например, многочисленные соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые Республикой Беларусь.

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

– по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

– возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

В состав законодательства о налогах и сборах входят:

– законодательство РФ о налогах и сборах;

– законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;

– нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Введение в текст НК понятия «законодательство о налогах и сборах» и определение его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

1) специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;

2) законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;

3) федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;

4) федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;

5) отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

В НК подтвержден приоритет норм международного законодательства, признанного Российской Федерацией, над ее национальным законодательством (ст. 7 НК). Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

– они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов;

– в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Наиболее распространенными формами международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, являются:

– соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения;

– соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями.

Отдельные положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться в заключенных РФ консульских конвенциях.

Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи НК. НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.

Структура части первой НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.

В разд. I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.

Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.

В разд. III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разд. IV.

В разд. V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.

Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с нормами разд. VII.

Вступление в силу и изменения части первой НК. Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.

Наиболее существенные изменения были внесены следующими федеральными законами:

– от 09.07.1999 № 154-ФЗ (изменения большинства статей были связаны с исправлениями допущенных при принятии НК ошибок и пробелов и носили в основном технический характер);

– от 30.12.2001 № 196-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП);

– от 28.05.2003 № 61-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 января 2004 г. ТК);

– от 23.12.2003 № 185-ФЗ (изменения и дополнения внесены с целью совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

– от 29.06.2004 № 58-ФЗ (изменения и дополнения обусловлены перераспределением в результате административной реформы полномочий между органами государственной налоговой администрации);

– от 27.07.2006 № 137-Ф3 (в целях совершенствования системы налогового администрирования внесены изменения и уточнения, направленные в том числе на повышение эффективности налогового контроля, уточнение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов).

Структура части второй НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть вторая состоит из четырех разделов, включающих 18 глав, одна из которых, гл. 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с отменой этого налога.

К разделам части второй НК относятся:

– разд. VIII «Федеральные налоги» (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.2 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»);

– разд. VIII.1 «Специальные налоговые режимы» (гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»);

– разд. IХ «Региональные налоги и сборы» (гл. 27 «Налог с продаж» (утратила силу), гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций»);

– разд. X «Местные налоги» (гл. 31 «Земельный налог»).

Следует учесть, что работа над частью второй НК не завершена и ее структура будет дополняться.

Вступление в силу и изменения части второй НК. В отличие от части первой НК, все разделы и главы которой были приняты одновременно, при подготовке части второй законодатель предпочел вводить в действие ее отдельные главы по мере их подготовки. Первыми в составе части второй были приняты главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)». В результате датой принятия части второй НК считается дата принятия первых входящих в ее состав глав, при этом до настоящего времени работа над второй частью, как уже отмечалось, не завершена, и ее текст продолжает дополняться новыми главами.

Часть вторая НК была принята 5 августа 2000 г. (Федеральный закон № 117-ФЗ).

Считается, что часть вторая НК введена в действие с 1 января 2001 г. При этом даты вступления в силу ее отдельных глав различаются:

– гл. 21–24 – с 1 января 2001 г.;

– гл. 25–26.1 – с 1 января 2002 г.;

– гл. 27 – с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г.;

– гл. 28 – с 1 сентября 2002 г.;

– гл. 26.2-26.3 – с 1 января 2003 г.;

– гл. 26.4 – с 1 августа 2003 г.;

– гл. 25.1; 29 и 30 – с 1 января 2004 г.;

– гл. 25.2; 25.3 и 31 – с 1 января 2005 г.

Терминология НК. Если НК не вводит собственного определения для института, понятия или термина гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, то они применяются в том значении, в каком используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК).

Перечень терминов, применяемых в НК в ином значении, установлен в п. 2 ст. 11 НК.

Акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК).

Состав органов исполнительной власти, издающих нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, могут издавать (п. 1 ст. 4 НК):

– федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела;

– органы исполнительной власти субъектов РФ;

– исполнительные органы местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Изданные до введения в действие части первой НК нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые согласно этой части НК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Курс лекций по налоговому праву

Лекция 1 Предмет и метод налогового права / Lecture 1 the scope and method of the tax law

0:30 – План лекции

02:05 – Цели и задачи курса

07:30 – Список литературы

16:25 – Понятие предмета налогового права – критерии

36:30 – Отношения, регулируемые налоговым законодательством

44:35 - Определение предмета налогового права

48:55 – Практическое значение предмета налогового права

57:50 – Изменение предмета налогового права. Проблема параллельного налогового права («распредмечивание»)

01:10:45 – Императивный метод налогового права

01:15:35 – Диспозитивный метод налогового права

Лекция 2 Понятия налога и сбора / Lecture 2 the Concept of tax and fee

01:45 – План лекции

02:25 – Литература по теме

07:35 – классификация определений налога

09:40 – историческое развитие понятия налога

15:15 – Анализ понятия налога

28:10 – Понятие законно установленного налога

37:55 – Соотношение понятий сбора, пошлины, парафискалитета

41:25 – Понятие сбора и его отличие от налога

01:02:30 – современные тенденции при определении сбора и налога (параллельное налоговое право)

Лекция 3 Источники налогового права / Lecture 3 Sources of tax law

02:26 – План лекции

02:55 – Литература по теме

04:07 – Характеристика системы источников налогового права

20:45 – Акты субъектов и местного самоуправления по налогам

23:05 – Проблемы подзаконного нормативного регулирования

35:50 – Международные акты по налогам

41:45 – неофициальные источники налогового права

42:20 – Характеристика разъяснений фискальных органов

46:20 – Проблема оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

52:38 – Оценка последствий оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

01:02:00 – Характеристика судебной практики. Окончание

Лекция 4 Толкование налоговых норм / Lecture 4 the Interpretation of tax provisions

00:35 – План, литература по теме

03:30 – способы толкования налоговых норм

05:36 – толкование в пользу налогоплательщика

20:25 – Толкование понятий в Налоговом кодексе

21:15 – Толкование отраслевых понятий, терминов, институтов

33:40 – Толкование понятий с налоговым содержанием

43:10 – Последствия несоблюдения отраслевого законодательства

50:40 – Методология толкования налоговых норм

58:31 – Применение зарубежных источников для толкования налоговых норм. Окончание

Лекция 5 Пробелы в налоговом праве и их последствия / Lecture 5 Gaps in tax law

0:32 – План Лекции пробелы и аналогия в налоговом праве

02:09 – Литература по теме пробелы и аналогия в налоговом праве

07:45 – Соотношение толкования и аналогии, значительность пробелов в налоговом праве

13:01 – Понятие пробела в налоговом праве и его отличие от других явлений (квалифицированное молчание, ошибочность регулирования)

28:15 – Способы обнаружения пробелов в налоговом праве

41:33 – Последствия обнаружения пробелов в налоговом праве

47:15 – Аргументы за и против применения аналогии в налоговом праве

01:03:12 – Значение аналогии в налоговом праве. Принцип универсальности воли законодателя

01:07:31 – Алгоритм применения аналогии в налоговом праве (пределы аналогии, правила выбора нормы)

01:19:55 – Проблема отсутствия подзаконного акта, на который ссылается законодательная норма

01:28:22 – Варианты применения законодательной нормы в отсутствие подзаконного акта, на который ссылается норма

01:35:24 – Соотношение п. 7 ст. 3 Налогового кодекса, пробела и аналогии

01:39:03 – Тактика применения терминов пробел и аналогия в налоговом споре. Окончание

Лекция 6 Принципы налогового права / Lecture 6 Principles of tax law

0:30 – Общие замечания план

02:40 – Литература по теме

07:05 – Характеристика принципов, их функции

14:21 – Классификация принципов

24:40 – Принцип законности

31:37 – Принцип равенства

40:30 – Принцип экономической обоснованности

57:40 – Единство экономического пространства

01:00:22 – Тактика применения принципов в налоговом споре

01:04:45 – Примеры из практики

01:08:46 – Принцип определенности. Окончание

Лекция 7 Система налогов и сборов / Lecture 7 the system of taxes and fees

01:30 – План лекции

02:50 – Литература по теме

06:05 – Проблема Единого налога

14:20 – Понятие системы налогов и сборов

26:17 – Принципы построения системы налогов и сборов

37:30 – Нарушение системности при регулировании системы налогов и сборов

45:35 – Система налогов и сборов, закрепленная в Налоговом кодексе

55:45 – Классификация налогов

01:03:30 – Тенденции развития системы налогов и сборов

Лекция 8 Субъекты налогового права / Lecture 8. Subjects of tax law

00:27 – План Лекции

01:16 – Литература по теме

06:18 – Физические лица как субъекты налогового права

15:32 – Исполнение физическими лицами обязанностей налогоплательщика

28:12 – Прекращение обязанностей налогоплательщика у физического лица

34:42 – приобретение статуса налогоплательщика организациями

43:08 – Крупнейшие налогоплательщики, консолидированная группа налогоплательщиков

51:36 – Налоговые органы как субъекты налогового права

01:04:47 – Тенденции при определении полномочий налоговых органов

01:15:11 – Налоговые агенты как субъекты налогового права

01:20:28 – Тенденции в регулировании обязанностей налоговых агентов

01:29:09 – Банки как субъекты налогового права

Лекция 9 Налоговый контроль / Lecture 9 Tax control

00:27 – План лекции

01:25 – Литература по теме налоговый контроль

06:45 – Тенденции в налоговом контроле

30:00 – Формы налогового контроля

32:20 – Камеральная налоговая проверка (особенности, задачи)

38:28 – Тенденции при проведении камеральной налоговой проверки

50:14 – Выездная налоговая проверка (тенденции, особенности)

1:03:05 – Соотношение камеральной и выездной проверок

1:07:30 – Значение процедурных нарушение при проведении контроля

1:19:26 – Контроль за трансфертным ценообразованием

1:30:55 – Контроль цен в неконтролируемых сделках

1:39:13 – Налоговый мониторинг

Лекция 10 Налоговая ответственность / Lecture 10 Tax liability

00:25 – План лекции о налоговой ответственности

02:05 – Литература по теме налоговая ответственность

06:21 – Тенденции в развитии налоговой ответственности

09:25 – понятие налоговой ответственности

12:51 – Формализованность налоговой ответственности

18:08 – Соотношение пени и налоговой ответственности

37:13 – вина как условие привлечения к налоговой ответственности

52:22 – обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

57:13 – налоговые правонарушения

01:07:25 – Соотношение административной и налоговой ответственности

01:16:00 – Соотношений уголовной и налоговой ответственности

01:29:25 – Практические рекомендации при оспаривании налоговой ответственности

Читайте также: