Исполнение налогового обязательства рб

Опубликовано: 17.05.2024

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 9. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА
9.10. Налоговое обязательство и его исполнение

9.10. Налоговое обязательство и его исполнение

Налоговое обязательство – обязанность плательщика при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством уплатить определенный налог, сбор, пошлину. Основания возникновения, изменения и прекращения налогового обязательства устанавливается налоговым законодательством. В соответствии с п.3 ст.36 НК налоговое обязательство возлагается на плательщика с момента возникновении обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, а конкретно юридических фактов, например в виде обладания лица объектом налогообложения, в результате чего лицо получает статус налогоплательщика. Налоговое обязательство прекращается его исполнением плательщиком либо с возникновением обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налогового обязательства.

Согласно ст.37 НК исполнение налогового обязательства – уплата налога, которая осуществляется непосредственно плательщиком. Уплата налогов производится как в наличном, так и в безналичном порядке. Налог не признается уплаченным в случае отзыва плательщиком или возврата банком платежного поручения, а также если нет необходимых средств на счете. Налог уплачивается независимо от меры ответственности.

Согласно п.1 ст.38 НК налоговое обязательство ликвидируемой организации исполняется и причитающиеся к ее уплате пени уплачивается ликвидационной комиссией этой организации, если иное не предусмотрено законодательством за счет денежных средств этой организации, в том числе и от реализации ее имущества. Налоговое обязательство простого товарищества при прекращении договора простого товарищества, а хозяйственной группы – при прекращении ее деятельности исполняется и причитающиеся уплате ими пени уплачиваются всеми участниками солидарно. Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно, остающаяся задолженность погашается учредителями этой организациями, а непогашенная после этого сумма задолженности признается безнадежным долгом и списывается в порядке, установленном законодательством. В соответствии со ст.39 НК налоговое обязательство ликвидируемой организации уплачивается и причитающиеся пени уплачиваются правопреемником этой организации в порядке, установленном налоговым законодательством.

Налоговое обязательство реорганизованной организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются правопреемником (правопреемниками) этой организации. Исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемника (правопреемников) независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией.

Налоговое обязательство умершего физ.лица исполняется его наследником, принявшим наследуемое имущество в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорциональна доле в наследстве не позднее 2 месяцев со дня принятия наследства. При этом правопреемство по исполнению наследником обязанности по уплате причитающихся с умершего физ.лица пени не возникает.

При отсутствии наследников или при отказе от наследства, а также в случаях, когда величина налогового обязательства умершего физ.лица превышает стоимость наследуемого имущества, не погашенная сумма задолженности признается безнадежным долгом и списывается в порядке, установленном законодательством. Исполнение налогового обязательства физ.лица, объявленного умершим производится в аналогичном порядке.

Могилевский городской исполнительный комитет

Russian
Belarusian
English

Главная
Транспорт
Расписание движения городских автобусов
Content RU
Экономика
Информация по налогам и сборам
О способах исполнения плательщиками налоговых обязательств

О способах исполнения плательщиками налоговых обязательств

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) являются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика возникает налоговое обязательство.

Сроки уплаты соответствующих налогов, сборов, пошлин установлены нормами Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс) и обеспечиваются как нормами Налогового кодекса, так и нормами Кодекса об административных правонарушениях.

Под исполнением налогового обязательства понимается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины). При их неуплате в установленные сроки, налоговым органом применяются к плательщику способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, определенные в пункте 1 статьи 54 Налогового кодекса, такие как:

  • пени;
  • приостановление операций по счетам, электронным кошелькам;
  • арест имущества;
  • залог имущества;
  • поручительство;
  • банковская гарантия.

Пени начинают начисляться со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства. То есть, если срок уплаты налога приходится на 22-е число месяца, то с 23-го числа начисляются пени. Пени определяются в процентах от неисполненного налогового обязательства с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

Приостановление расходных операций по счетам плательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа, если плательщик допустил задолженность по платежам в бюджет. Данное решение доводится до банка не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его принятия, и подлежит безусловному исполнению банком. Кроме того, банки не вправе открывать плательщику счета, электронные кошельки, за исключением счетов по учету средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Арест имущества плательщика заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости — в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (залогодателю, поручителю) (их представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.

Наряду с применением к плательщику указанных способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, налоговым органом применяются меры принудительного взыскания: за счет денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках; наличных денежных средств; дебиторской задолженности; реализации арестованного имущества.

Административная ответственность за неуплату (неполную уплату) плательщиком суммы налога, сбора (пошлины) предусмотрена:
статьей 13.6 Кодекса об административных правонарушениях в виде наложение штрафа в размере:
— 40% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин — на юридическое лицо;
— 40% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин — на индивидуального предпринимателя;
— 15% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 0,5 базовых величин — на физическое лицо.

Налоговым кодексом предусмотрена возможность отсрочить субъекту хозяйствования применение налоговыми органами способов обеспечения исполнения налогового обязательства и мер по взысканию.

Так, у плательщика есть право обеспечить исполнение налогового обязательства и (или) уплаты пеней по своему выбору одним или несколькими из доступных способов, определенных в подпунктах 1.4 — 1.6 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса, это: залог имущества; поручительство; банковская гарантия.

Такое обеспечение предоставляется на срок, указанный в договоре о залоге имущества, договоре поручительства или банковской гарантии, но не более, чем на три месяца со дня предоставления плательщиком указанных способов.

При этом в отношении неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, обеспеченных залогом имущества, банковской гарантией, поручительством, на период действия указанных способов обеспечения, налоговым органом, осуществляющим взыскание:
не принимаются решения о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках, наличных денежных средств плательщика, о наложении ареста на его имущество, приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам;
не проводятся мероприятия по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов.

Таким образом, законодательство Республики Беларусь позволяет субъекту хозяйствования минимизировать потери, связанные с неуплатой (неполной уплатой) плательщиком как исчисленных платежей в бюджет, так и в случае образования задолженности, если ему необходимо дополнительное время.

Пресс-центр инспекции МНС
Республики Беларусь
по Могилевской области
тел.: 29 40 61

1. Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

2. Исполнение налогового обязательства осуществляется:

иным обязанным лицом в случаях, установленных налоговым или таможенным законодательством.

Исполнение налогового обязательства может осуществляться за плательщика иным лицом, которое не вправе требовать возврата (зачета) из бюджета уплаченных за плательщика налога, сбора (пошлины).

3. Исполнение налогового обязательства осуществляется плательщиками независимо от привлечения их к ответственности за нарушение законодательства, за исключением налогового обязательства, возникшего в связи с доходом (частью дохода):

в отношении которого применена конфискация;

безвозмездно изъятым в случаях, предусмотренных законодательными актами в сфере борьбы с коррупцией;

который подлежит взысканию в бюджет вследствие неосновательного обогащения.

4. Налоговое обязательство считается исполненным также в следующих случаях:

после вынесения налоговым или таможенным органом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин) в порядке, установленном настоящим Кодексом;

после зачета таможенным органом сумм авансовых платежей в таможенные платежи либо обращения (зачета) сумм обеспечения в таможенные платежи в соответствии с таможенным законодательством, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь;

после вынесения таможенным органом решения о зачете сумм налогов, сборов (пошлин), подлежащих возврату в соответствии с таможенным законодательством, в порядке, установленном настоящим Кодексом;

ошибочное указание плательщиком в платежной инструкции наименования (кода) банка и номера счета по учету средств республиканского бюджета вместо наименования (кода) банка и номера счета по учету средств местного бюджета и наоборот. Настоящее положение применяется в отношении налога, зачисление которого в Бюджетном кодексе Республики Беларусь предусмотрено как в республиканский, так и в местные бюджеты.

5. Налоговое обязательство считается неисполненным:

при неуплате (неполной уплате) налога, сбора (пошлины) после установленного срока их уплаты;

при отзыве плательщиком или возврате банком плательщику платежной инструкции на уплату налога, сбора (пошлины) в бюджет и если к моменту таких отзыва или возврата налог, сбор (пошлина) не уплачены (не взысканы) в установленном порядке;

если на момент предъявления плательщиком в банк платежной инструкции на уплату налога, сбора (пошлины) этот плательщик имеет иные неисполненные денежные обязательства, которые в соответствии с законодательством исполняются во внеочередном либо в первоочередном порядке.

6. Не требуется исполнения налогового обязательства плательщиком при:

возмещении причиненного ущерба в виде неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин) собственником имущества плательщика-организации, учредителем (участником) или другим лицом, в том числе руководителем организации, имеющим право давать обязательные для организации указания либо имеющим возможность иным образом определять ее действия;

возмещении причиненного ущерба в виде неуплаченных таможенных платежей в порядке, установленном законодательством для уплаты (взыскания) таможенных платежей;

наступлении предусмотренных налоговым или таможенным законодательством обстоятельств, при которых налоговое обязательство прекращается.

7. На организацию или физическое лицо, признаваемые постоянным представительством иностранной организации в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 180 настоящего Кодекса, возлагаются:

исполнение налоговых обязательств такой иностранной организации, а также ответственность за их исполнение, установленная для плательщиков и налоговых агентов;

обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин) за счет денежных средств иностранной организации, постоянным представительством которой они являются, а при их недостаточности и отсутствии иного имущества иностранной организации – за счет собственных денежных средств с указанием в налоговых декларациях (расчетах) и платежных инструкциях на уплату налогов, сборов (пошлин) учетного номера плательщика, присвоенного иностранной организации в Республике Беларусь.

8. Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.

9. Признание задолженности по налогам, сборам (пошлинам) безнадежным долгом и ее списание производятся в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

3.4 Налоговое обязательство и его исполнение

Обязанность по уплате налогов и сборов возникает у налогоплательщика с момента его государственной регистрации, а также с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налогов и сборов. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

  • с уплатой налога (сбора);
  • со смертью налогоплательщика;
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика;
  • с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога (сбора).

Обязанность по уплате налога (сбора) должна быть исполнена в срок. Несвоевременная уплата налога (сбора) рассматривается как использование налогоплательщиком бюджетных средств и становится основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (сбора).

Налогоплательщик имеет право исполнить обязанность по уплате налога(сбора) досрочно.

Требование об уплате налога (сбора) — налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов (если иное не предусмотрено законодательством) в установленные сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога служит основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в срок. Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пени, начисленной на момент направления требования;
  • срок уплаты налога, установленный НК РФ;
  • срок исполнения требования;
  • меры, которые могут быть предприняты по взысканию налога в случае невыполнения требования налогоплательщиком (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога (сбора) вручается представителю организации под расписку, а в случае уклонения от получения требования оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога (сбора) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога (сбора) по результатам налоговой проверки должно быть направлено не позднее 10 дней после вынесения соответствующего решения.

Взыскание налога (сбора) в принудительном порядке . В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по его уплате осуществляется за счет:

  • денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке (ст. 46 НК РФ);
  • имущества налогоплательщика (ст. 47 и 48 НК РФ).

Взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика . Взыскание налога с налогоплательщика-организации проводится по решению налогового органа, который направляет в банк, где открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Решение о взыскании налога за счет денежных средств должно быть вынесено налоговым органом не позднее 60 дней по истечении срока, указанного в требовании.

Вынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств, принятое по истечении указанного срока, недействительно. Тогда взыскание задолженности с налогоплательщика возможно только в судебном порядке.

В инкассовом поручении должны быть указаны:

  • расчетные счета налогоплательщика, с которых должно осуществляться списание;
  • сумма, подлежащая списанию.

Взыскание налога возможно как с рублевых, так и с валютных счетов налогоплательщика. Если взыскание налога происходит с валютных счетов, то руководитель налогового органа направляет в банк дополнительное инкассовое поручение на продажу валюты.

При взыскании налога за счет денежных средств налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщика (для накопления денежных средств). Приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика-организации означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Решение о приостановлении расходных операций направляется в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может быть принято в случае непредставления ими налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций в банке. Банк не вправе открывать другие расчетные счета налогоплательщику, если имеет решение налогового органа о приостановлении операций по расчетному счету.

Процедура взыскания налога за счет денежных средств налогоплательщика показана на схеме.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на расчетном счете налогоплательщика или отсутствии информации

О его расчетных счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в бесспорном порядке, а с налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в судебном порядке.

Налог взыскивается за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя на основании решения, вынесенного руководителем налогового органа, которое должно быть направлено судебному приставу в течение трех дней с момента вынесения. Постановление должно быть подписано руководителем налогового органа и заверено гербовой печатью. Исполнительные действия выполняются судебным приставом в двухмесячный срок с момента поступления к нему такого постановления.

Взыскание налога за счет имущества должно проводиться последовательно в отношении:

  • наличных денежных средств;
  • имущества, не участвующего непосредственно в производственном процессе (ценные бумаги, непроизводственные помещения, легковой транспорт);
  • готовой продукции (товаров), материальных ценностей, не Участвующих в производственном процессе;
  • сырья и материалов, участвующих в производственном процессе, а также станков, оборудования и других основных средств.

Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество, реализуемое в счет погашения задолженности по уплате налога.

С 1 января 2000 г. взыскание налога за счет имущества налогоплательщика проводится службой судебных приставов. Обращение взыскания на имущество должника состоит из изъятия и принудительной реализации этого имущества.

Если есть основания полагать, что имущество, с помощью которого будет погашаться задолженность по налогам (сборам), может быть сокрыто, уничтожено или вывезено, то проводится арест этого имущества.

Арест имущества — ограничение права собственности налогоплательщика-организации в отношении этого имущества, проводится только с санкции прокурора и может быть полным или частичным.

Полный арест — ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик не вправе распоряжаться имуществом (продавать, сдавать в аренду), а владеть и пользоваться может, но с разрешения налогового органа.

Частичный арест — ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, но с разрешения налогового органа.

Аресту может подлежать только то имущество, которое необходимо для погашения задолженности по налогам, а также все имущество налогоплательщика-организации. Решение о наложении ареста на имущество выносит в форме постановления руководитель налогового органа.

Аресту подлежит только имущество, необходимое и достаточное для исполнения обязанности по уплате налога. Арест осуществляется только в том случае, когда принято решение о взыскании налога за счет имущества. Арест возможен только в отношении имущества юридического лица.

Арест имущества проводится с участием понятых. При аресте имущества может присутствовать сам налогоплательщик либо его представитель.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается.

Должностные лица, осуществляющие арест, должны предъявить:

  • санкцию прокурора;
  • документы, удостоверяющие их полномочия;
  • постановление о наложении ареста.

При аресте имущества составляется соответствующий протокол, в котором указываются:

  • имущество, подлежащее аресту;
  • его описание;
  • его количество;
  • стоимость (по возможности).

Руководитель налогового органа определяет место, где должно храниться арестованное имущество.

Решение об аресте имущества отменяет руководитель налогового органа в случае выполнения налогоплательщиком своих обязательств по уплате налога.

Министерство по налогам и сборам письмом от 09.08.2019 № 4-2-15/01723 разъяснило особенности применения главы 17 НК и мер административной ответственности по статье 13.7 КоАП к налоговым агентам.

1. О статье 13.7 КоАП

Юридические лица и ИП, начисляющие и (или) выплачивающие доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются согласно ч.1 п. 3 ст. 193 НК налоговыми агентами по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — налог на доходы).

Налоговые агенты имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 НК. В частности, налоговый агент обязан исчислять, удерживать из денежных средств, причитающихся плательщику, если иное не предусмотрено НК или иными актами налогового законодательства, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК (пп. 3.1 п. 3 ст. 23 НК).

Так, ч. 1 п. 3 ст. 193 НК предусматривает обязанность налогового агента исчислять и перечислять в бюджет налог на доходы. Соответственно, допустимо перечисление налога на доходы в бюджет налоговым агентом, указанным в ч.1 п. 3 ст. 193 НК, за счет собственных средств.

Меры административной ответственности, предусмотренные ст. 13.7 КоАП, применяются к налоговому агенту, если он не выполняет или выполняет не в полном объеме в установленный срок обязанности по удержанию суммы налога, сбора (пошлины).

Следовательно, административная ответственность по ст. 13.7 КоАП за неудержание или удержание не в полном объеме налога на доходы не будет применяться к налоговым агентам, указанным в ч.1 п. 3 ст. 193 НК, если они не удержали (удержали не в полном объеме) налог из денежных средств иностранных организаций, но перечислили (в том числе за счет собственных средств) в полном объеме в бюджет налог на доходы, день начисления которых согласно правилам ст. 191 НК приходится на период, начиная с 01.01.2019 г.

2. Зачет (возврат) налога на доходы при применении международных договоров

Осуществление возврата (зачета) из бюджета сумм налога на доходы, перечисленного в бюджет налоговым агентом (в том числе в ситуации, когда перечисление налога в бюджет осуществлено за счет собственных средств налогового агента), регулируется ст. 66 и 194 НК.

В соответствии со ст. 66 НК излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пеней подлежит зачету либо возврату, если иное не установлено таможенным законодательством.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производятся без начисления процентов на эту сумму, за исключением случая несоблюдения установленного срока сообщения плательщику о проведенном возврате.

Зачет или возврат производятся в белорусских рублях.

Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится налоговым органом самостоятельно не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы последовательно в счет уплаты:

A. этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему. Такой зачет производится с использованием программных и технических средств не позднее дня, когда налоговому органу стало известно о подлежащей уплате сумме этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему;

B. неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней по другим налогам, сборам (пошлинам). Такой зачет производится в течение 3 рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней.

Зачет может производиться по заявлению плательщика по установленной форме в счет:

исполнения налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним;

исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней. При этом такое заявление плательщик вправе подать при отсутствии у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.

Заявление о зачете подается в налоговый орган не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы в письменной или электронной форме.

Решение о зачете либо об отказе в проведении зачета принимается по установленной форме не позднее 3 рабочих дней (в отношении госпошлины — не позднее 15 рабочих дней) со дня подачи плательщиком в письменной форме заявления о зачете, а при подаче такого заявления в электронной форме — со дня передачи в личный кабинет плательщика подтверждения о его приеме.

Налоговый орган по установленной форме сообщает плательщику, а в определенных случаях — иному лицу, о проведенном зачете либо об отказе в его проведении не позднее 3 рабочих дней со дня принятия по результатам рассмотрения его заявления соответствующего решения, а о зачете, проведенном налоговым органом самостоятельно — не позднее 3 рабочих дней со дня его проведения.

Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится по заявлению плательщика при отсутствии у плательщика неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.

Заявление о возврате подается по установленной форме в налоговый орган не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы в письменной или электронной форме.

Решение о возврате либо об отказе в проведении возврата принимается по установленной форме не позднее 15 рабочих дней со дня подачи плательщиком в письменной форме заявления о возврате, а при подаче такого заявления в электронной форме — со дня передачи в личный кабинет плательщика подтверждения о его приеме.

Налоговый орган по установленной форме сообщает плательщику о проведенном возврате либо об отказе в его проведении не позднее 3 рабочих дней со дня принятия по результатам рассмотрения его заявления соответствующего решения. При нарушении этого срока сумма излишне уплаченного налога, сбора (пошлины), пеней возвращается плательщику с начисленными на нее процентами за каждый день нарушения срока возврата по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей на день принятия решения о возврате этой суммы. Проценты начисляются со дня, следующего за днем истечения срока для принятия решения о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней по день принятия такого решения.

3. Административная ответственность налоговых агентов

С татья 13.7 КоАП предусматривает административную ответственность налоговых агентов за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины).

Читайте также: