Инженерной инфраструктуры жкх ставка земельного налога

Опубликовано: 11.05.2024

Автор: Тимонина И.И., эксперт журнала

Комментарий к Определению ВС РФ от 30.08.2018 № 310-КГ18-12436.

Известно, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не могут превышать 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Желание сэкономить на налоговых платежах понятно, а потому интересно узнать нюансы применения указанной нормы. Об этих нюансах можно узнать из писем регулирующих органов и судебной практики. По мнению автора, из недавно появившихся документов полезные для налогоплательщиков выводы содержат:

Письмо Минфина России от 26.07.2018 № 03-05-05-01/52585;

Определение ВС РФ от 30.08.2018 № 310-КГ18-12436.

Финансовое ведомство указало, что в целях применения льготной налоговой ставки нужно учитывать определение, содержащееся в п. 24 ст. 1 ГрК РФ: система коммунальной инфраструктуры – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 19 ЖК РФ).

Далее в письме сообщается:

для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда (см. определения ВС РФ от 27.02.2017 № 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 № 306-КГ16-15969 и Определение ВАС РФ от 02.09.2010 № ВАС-10062/10);

основание для такой квалификации – градостроительная документация, правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, первичные документы, являющиеся основанием для постановки объектов на бухгалтерский учет, а также сведения, поступающие в налоговые органы от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимости.

К сведению:

Аналогичные советы регулирующие органы давали и ранее (см., например, Письмо Минфина России от 16.01.2018 № 03-05-05-02/1545, а также п. 4 Письма ФНС России от 20.03.2018 № БС-4-21/5157@ «О рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога»).

Содержащиеся в письмах выводы носят обобщающий характер, в связи с чем бывает сложно понять, какие именно доказательства позволят налогоплательщику отстоять право на применение пониженной налоговой ставки. Материалы арбитражной практики восполняют этот пробел. Так, АС ЗСО в Постановлении от 24.01.2017 № Ф04-6023/2016 по делу № А46-16092/2015, рассматривая налоговый спор, исходил из следующих обстоятельств:

объекты, которые располагаются на спорных земельных участках, имеют разное целевое назначение (склады, гаражи, котельная, здания химводоочистки, цеха теплофикации и др.), в том числе не связанное с производством тепловой энергии, что не позволяет признать их объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

свидетельства о праве собственности на земельные участки, кадастровые паспорта, выписки из ЕГРП подтверждают, что часть спорных земельных участков предоставлена налогоплательщику для производственных целей, некоторые участки имеют несколько видов разрешенного использования, включая «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения»;

довод общества о том, что размещение объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса преду-
смотрено видом разрешенного использования спорных земельных участков, не подтвержден;

техническая документация на объекты, программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры города, сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей, приказы областной РЭК об установлении тарифов не опровергают вывод инспекции о том, что на спорных земельных участках расположены объекты, не относящиеся к объектам жилищно-коммунального хозяйства;

находящиеся на спорных земельных участках объекты являются промышленными, используются для производства и поставки электрической и тепловой энергии в рамках предпринимательской деятельности и не предназначены исключительно для нужд потребителей города;

выделение из сооружений, находящихся на спорных земельных участках, непосредственных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса организацией не осуществлялось;

оказание жилищно-коммунальных услуг уставной целью общества не является.

Схожие обстоятельства и аргументацию использовал АС ЦО. В частности, из Постановления от 07.06.2018 по делу № А68-10414/2016 видно, что арбитры основывались:

на виде разрешенного использования (для эксплуатации производственной базы);

на видах расположенных на земельном участке зданий и сооружений. Наряду с инженерными сооружениями (станция биологической очистки сточных вод, локальные очистные сооружения, внешние водопровод, канализация, теплотрассы и электросети), на спорном участке расположен комплекс производственных зданий и сооружений (нежилые здания, гаражи, открытая автостоянка, склады);

на том, что объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не выделены из комплекса зданий, строений и сооружений, расположенного на спорном земельном участке;

на том, что самостоятельный земельный участок под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не сформирован;

на отсутствии в учредительных документах общества вида деятельности «оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства»;

на том, что спорные инженерные сооружения изначально не были предназначены и впоследствии не использовались исключительно для массового обслуживания жилого фонда на территории города.

Судьи указали: налоговое законодательство не предусматривает возможность определения налоговой базы в отношении одного земельного участка с применением различных ставок.

Важно, что налогоплательщик предпринял попытку доказать незаконность мнения арбитров. Однако судья ВС РФ не нашел оснований для передачи жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам. При этом в Определении от 30.08.2018 № 310-КГ18-12436 отмечено: нижестоящие суды обоснованно исходили из того, что выделение из сооружений, находящихся на спорном земельном участке, объектов, непосредственно относящихся к инженерной инфраструктуре жилищно-коммунального комплекса, обществом не осуществлялось, самостоятельный земельный участок под этими объектами не формировался. При этом такой вид деятельности, как оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, в учредительных документах общества не заявлен, комплекс спорных инженерных сооружений общества изначально не предназначался и впоследствии не использовался исключительно для обслуживания жилого фонда.

Полагаем, автору удалось пояснить, какие аргументы и доказательства необходимо представить налоговому органу и суду, чтобы подтвердить право исчислять земельный налог по пониженной ставке, и, соответственно, при отсутствии каких доказательств организации не удастся отстоять право на налоговую экономию.

Чтобы правомерно использовать ставку земельного налога 0,1% в г. Екатеринбурге, подскажите, пожалуйста, что относится к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса?

Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 22 ноября 2005 г. № 14/3 установлена ставка земельного налога на территории муниципального образования «Город Екатеринбург» в размере 0,1% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

– занятых жилищным фондом (за исключением занятых индивидуальными жилыми домами и за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду);

– занятых помещениями, являющимися общим имуществом в многоквартирном доме;

– занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

При определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса РФ, другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность.

П. 13 разд. 3.1.5 «Генеральные планы» Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной приказом Госстроя РФ от 29.10.2002 г. № 150, установлено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры – водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.

Перечень таких объектов содержится также в Федеральном законе РФ от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». К ним отнесены трубопроводы, линии электропередачи и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенные для нужд потребителей этих муниципальных образований.

В состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 235, относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры.

К ним относятся также эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования).

Конкретный состав объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, можно также определить по Классификатору работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности.

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Случаи нецелевого использования земель далеко не редкость. Сельхозземли не возделываются и зарастают бурьяном, земли под жилищное строительство – не застраиваются.

В этой связи вполне понятно стремление государства (в лице налоговых органов) ограничить применение пониженной ставки земельного налога при использовании участков не по назначению.

В частности, можно считать сформировавшейся судебную практику по дачным участкам[1].

Суды в этих делах (со ссылкой на Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») пришли к заключению, что пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.

В деле, рассмотренном Конституционным Судом РФ (Определение от 23 июля 2020 г. № 1707-О), даже наличие у налогоплательщика статуса некоммерческой организации (товарищество собственников недвижимости - ТСН) не позволило применить пониженную ставку налога.

Суды установили, что спорные участки использовались товариществом в коммерческих целях (для перепродажи), а не для ведения дачного хозяйства или дачного строительства.

В ходе обследования было обнаружено, что дачные строения, сооружения на обследуемых территориях отсутствуют, земельные участки не используются для выращивания плодовых, овощных и сельскохозяйственных культур. На территории участка отсутствуют водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газификация, дороги, водонапорные башни, общие ворота, заборы, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения. Земельные участки не используются для дачного хозяйства (садоводства и огородничества). Обследованные земельные участки покрыты плотной сорной растительностью естественного происхождения, с остатками травостоя прошлых лет (высохшая трава), с преимущественным видовым составом сорняков: пырей, пижма, лебеда, осот, полынь и др.

Постановление 10ААС от 12.12.2019 по делу №А41-25410/19

Конституционный Суд, отказывая в принятии жалобы налогоплательщика, указал, что пп.1 п.1 ст.394 НК РФ[2]

предполагает возможность применения предусмотренной им налоговой ставки лишь в отношении указанных в нем земельных участков, в том числе при соблюдении любым собственником участка установленных ограничений по его использованию

Но на практике вырванные из контекста отдельных судебных актов фразы начинают применяться правоприменителем и в ситуациях, когда само целевое использование земельного участка налицо.

Причем происходит смешение отдельных, самостоятельных оснований для пониженной ставки: выводы из дел по «дачным» участкам применяют в делах по жилищному строительству.

Вот реальный пример.

В 2019г. Застройщик приобрел земельные участки с разрешенным использованием «под индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС).

Заказал проект планировки и план благоустройства и озеленения коттеджного поселка; размежевал участок, подвел все коммуникации, построил дороги, детские и спортивные площадки и т.д. По заказу покупателей (которые выбирают приглянувшийся участок и проект дома) стал возводить и продавать коттеджи.

Полагая, что все условия соблюдены (вид разрешенного использования под ИЖС + осуществление жилищного строительства) – применил пониженную ставку земельного налога 0,3% (вместе с повышающим коэффициентом 2).

Но налоговый орган пересчитал налог по общей ставке (1,5%).

Объяснение простое: раз участок под ИЖС – воспользоваться пониженной ставкой налога по таким участкам могут лишь граждане, которые строят «для себя» (много ли тех, кто может и, главное, хочет самостоятельно заниматься строительством своего дома – большой вопрос). А застройщик использует участок в предпринимательской деятельности, прибыль извлекает.

Действительно, с 01.01.2020 законодатель ввел прямой запрет (оправданность которого - тем для отдельной дискуссии) на применение ставки 0,3: в отношении участков под ИЖС, используемых в предпринимательской деятельности (пп.1 п.1 ст.394 НК РФ):

приобретенных (предоставленных) для жилищнгого строителства

приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности

Очевидно, что указанная норма ухудшает положение налогоплательщиков и в силу п.2 ст.5 НК РФ не имеет обратной силы.

Следовательно, запрет на применение пониженной ставки земельного налога для земельных участков, использующихся в предпринимательской деятельности, не распространяется на прошлые периоды.

В проверяемом периоде (речь про 2019 год) указанная норма не содержала ограничений в отношении субъектов, которыми приобретены (предоставлены) данные земельные участки (юридические или физические лица).

Поэтому ставка налога 0,3% (до 01.01.2020) должна применяться в отношении всех земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, независимо от того, юридическим или физическим лицом приобретен (предоставлен) такой земельный участок.

Тем не менее, налоговый орган отказал в применении ставки 0,3% в 2019г.

И это несмотря на подход Верховного Суда РФ[3] о том, что в качестве «прививки» от злоупотреблений и нерасторопности в освоении земель под жилищное строительство (а согласно классификатору[4] ИЖС – это подвид жилищного строительства) законодатель предусмотрел повышающий коэффициент (х2 в течение 3 лет, далее – х4) к «жилищно-строительной» ставке, а не применение общей ставки земельного налога.

К чему приводит такое расширительное толкование (вопреки буквальному содержанию пп.1 п.1 ст.394 НК РФ и экономическому обоснованию земельного налога) условий применения пониженной «жилищно-строительной» ставки земельного налога?

Очевидно, к удорожанию стоимости загородного жилья (ставшего особенно актуальным в период пандемии) – ведь в конечном счете все свои издержки застройщик перекладывает на покупателя.

[1] Определения Верховного Суда РФ от 18.05.2015 №305-КГ14-9101, от 29.02.2016 №305-КГ15-13502, от 20.04.2017 №305-КГ17-3265, от 15.01.2018 №305-КГ17-20424, от 21.12.2018 №307-КГ18-20670

[2] Справедливости ради надо отметить, что в Определении Суд привел редакцию пп.1 п.1 ст.394 НК РФ, действующую с 01.01.2020. Тогда как в деле налогоплательщика речь шла о 2017г.

[3] Определения ВС РФ от 04.02.2020 по делу №А53-21469/2017, от 15.10.2020 по делу №А60-50402/2019

[4] Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. №540

Ставки налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных служб или законами городов федерального значения. Ставки могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования земельного участка, но не могут превышать:

Вид земельного участка

Максимально допустимая ставка налога

Земли сельскохозяйственного назначения и земли в составе зон с/х использования в населенных пунктах, используемые для с/х производства

Земли занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и земли приобретенные для жилищного строительства

Земли личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства

Земли ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд

Все остальные земли

Ставки налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных служб или законами городов федерального значения. Ставки могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования земельного участка, но не могут превышать:

  • в общем случае: 1,5%;
  • земли сельскохозяйственного назначения и земли в составе зон с/х использования в населенных пунктах, используемых для с/х производства: 0,3%;
  • земли занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и земли приобретенные для жилищного строительства: 0,3%;
  • земли личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства: 0,3%.
  • земли ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд: 0,3%.

Земельный налог установлен главой 31 Налогового кодекса.

Налогоплательщики

Земельный налог платят в отношении земельных участков, расположенных в пределах образований, на территории которых введен налог. Земельный налог платят фирмы и предприниматели, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Не являются налогоплательщиками фирмы и предприниматели, у которых земельные участки находятся в безвозмездном срочном пользовании или переданы по договору аренды.

Объект налогообложения и налоговая база

Налогом облагают земельные участки, которые находятся в собственности фирм или предпринимателей, а также предоставлены им во владение или пользование.

Не являются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота, земельные участки, ограниченные в обороте, а также участки из состава земель лесного фонда.

Перечень изъятых из оборота земельных участков приведен в пункте 4 статьи 27, а ограниченных в обороте – в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса. Это земли, находящиеся в собственности государства.

Налоговая база по налогу – кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение года, налоговую базу определяют как его кадастровую стоимость на дату постановки такого участка на кадастровый учет.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговым периодом признают календарный год. Для фирм и предпринимателей отчетными периодами признают I квартал, II квартал, III квартал календарного года. Впрочем, в Москве и Санкт-Петербурге разрешено не устанавливать отчетный период (п. 3 ст. 393 НК РФ).

Порядок и сроки представления отчетности по земельному налогу с 2020 года

Начиная с налога за 2020 год организации будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой.

Подавать в ИФНС налоговые декларации по земельному налогу с 2020 года не нужно.

Однако, это не означает, что бухгалтерам больше не придется рассчитывать земельный налог. Эта обязанность сохранится за организациями и далее.

Именно организации-владельцы земельных участков должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены в регионе).

Сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы бухгалтерия могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков.

Земельный налог

Земельный налог установлен главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего налогоплательщику.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и земельным законодательством Российской Федерации.

Информацию о кадастровой стоимости земельного участка можно посмотреть на сайте Росреестра по Ростовской области. Для этого необходимо зайти на сервис «Публичная кадастровая карта».

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований сельских и городских поселений и городских округов в пределах, предусмотренных статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Налоговые льготы:

– физическим лицам предоставляются в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации;

– юридическим лицам предоставляются в соответствии со статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представительными органами местного самоуправления сельских и городских поселений, и городских округов могут быть установлены дополнительные льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Сроки уплаты:

– физическими лицами - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

– юридическими лицами – в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В целях совершенствования администрирования местных налогов и повышения эффективности информирования налогоплательщиков по вопросам применения налоговых ставок и льгот на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации функционирует Интернет-сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», в том числе по земельному налогу.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц установлен главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Ростовской области.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:

2) квартира, комната;

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации:

в отношении квартиры, части жилого дома - как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома;

в отношении комнаты, части квартиры - как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры.

в отношении жилого дома - как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом, - как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.

Сумма налога зависит от следующих показателей:

1. Кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Информацию о кадастровой стоимости недвижимого имущества можно посмотреть на сайте Росреестра по Ростовской области. Для этого необходимо зайти на сервис «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости».

2. Общей площади объекта - в целях применения налогового вычета.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации из площади комнаты, части квартиры вычитается 10 кв.м.; из площади квартиры, части жилого дома – 20 кв.м.; из общей площади жилого дома - 50 кв.м.; кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) уменьшается на 1 млн рублей.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

3. Размера ставки налога, установленной решением муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ставка налога для жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, гаражей и машино-мест – 0,1 процента, при этом, представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размер налогового вычета, а также уменьшать размер ставки до 0 процентов либо увеличивать ее, но не более чем в три раза).

В соответствии со статьей 408 Налогового кодексом Российской Федерации сумма налога рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленного от кадастровой стоимости объекта налогообложения и налога, исчисленного от инвентаризационной стоимости, умноженная на понижающий коэффициент-дефлятор (60 процентов – за 2020 год), плюс сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости

Расчет налога исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости

Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где

Н - сумма налога, подлежащая уплате в первый год;

Н1 - сумма налога исходя из кадастровой стоимости;

Н2 - сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости;

К - понижающий коэффициент.

Если сумма налога исходя из кадастровой стоимости ниже суммы налога исходя из инвентаризационной стоимости, то сумма налога будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости без учета понижающего коэффициента.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований сельских и городских поселений и городских округов в пределах, предусмотренных статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сроки уплаты налога физическими лицами - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые льготы предоставляются категориям налогоплательщиков, предусмотренным статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации.

Право на федеральную налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (Федеральный закон от 30.10.2018 № 378-ФЗ);

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика и не используемого в предпринимательской деятельности.

При наличии в собственности нескольких объектов недвижимости одного вида, например, две квартиры, налогоплательщик может выбрать один объект, в отношении которого будет применяться льгота.

Если же налогоплательщик владеет недвижимостью разных видов (например, жилой дом и гараж), то он имеет право заявить о льготном налогообложении обоих объектов.

Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление и уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, а также вправе представить подтверждающие документы.

Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Представительные органы местного самоуправления сельских и городских поселений, и городских округов вправе увеличивать установленные налоговые вычеты, а также устанавливать дополнительные льготы, основания и порядок их применения.

В целях совершенствования администрирования местных налогов и повышения эффективности информирования налогоплательщиков по вопросам применения налоговых ставок и льгот на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации функционирует Интернет-сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Рассчитать сумму налога на имущество физических лиц можно на интернет-сайте ФНС России с помощью электронного сервиса «Налоговый калькулятор - Расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц».

Читайте также: