Инвестиционные налоговые преференции это

Опубликовано: 14.05.2024



  • Информация о регионе
  • Экономика
  • Рынки
  • Инфраструктура
  • Человеческие ресурсы
  • Пребывание в Казахстане
  • Истории успеха
  • Прибытие в Казахстан
  • Открытие бизнеса
  • Развитие бизнеса
  • Закрытие бизнеса
  • Меры государственной поддержки
  • Взаимодействие с инвесторами
  • Список отечественных производителей товаров, поставщиков работ/услуг
  • Проживание в Казахстане
  • Акимат
  • Региональное представительство
  • Управление предпринимательства
  • Социально-предпринимательская корпорация
  • Как мы помогаем
  • Пресс-релизы
  • Мероприятия
  • Видеосюжеты
  • Публикации и презентации

Налоговые преференции

В соответствии со статьей 290 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан преференции по налогам предоставляются юридическим лицам Республики Казахстан в порядке и на условиях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

Виды преференций по налогам:

1) для инвестиционных приоритетных проектов:

  • уменьшение суммы исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов;
  • применение коэффициента 0 к ставкам земельного налога;
  • исчисление налога на имущество по ставке 0 процента к налоговой базе;

2) для инвестиционных проектов, за исключением инвестиционных приоритетных проектов, - освобождение от налога на добавленную стоимость импорта сырья и (или) материалов в рамках инвестиционного контракта;

3) для специальных инвестиционных проектов - освобождение импорта сырья и (или) материалов в рамках специального инвестиционного контракта от налога на добавленную стоимость в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

3. Инвестиционным контрактом устанавливается срок действия каждого вида преференций по налогам, но не более предельного срока их применения, определенного в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

4. Применение преференций по налогам аннулируется в случае досрочного прекращения действия инвестиционного контракта в порядке, установленном настоящим Кодексом.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ

Согласно статье 712 Налогового Кодекса Республики Казахстан организация, реализующая инвестиционный приоритетный проект по созданию новых производств и (или) по расширению, обновлению действующих производств:

1) уменьшает корпоративный подоходный налог, исчисленный в соответствии со статьей 302 Налогового Кодекса, по доходам, полученным от осуществления приоритетных видов деятельности, указанных в инвестиционном контракте на 100 процентов.

Доходы организации, реализующей инвестиционный приоритетный проект, от осуществления иных видов деятельности, не относящихся к приоритетным, подлежат обложению корпоративным подоходным налогом в общеустановленном порядке.

Организация, реализующая инвестиционный приоритетный проект, ведет раздельный налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по приоритетному виду деятельности в рамках инвестиционного контракта.

В случае если положениями инвестиционного контракта на реализацию инвестиционного приоритетного проекта по расширению и (или) обновлению действующих производств предусматривается поэтапный ввод фиксированных активов, выпускающих продукцию, то раздельный налоговый учет ведется по каждому фиксированному активу, выпускающему продукцию, согласно налоговой учетной политике.

Организация, реализующая инвестиционный приоритетный проект, не вправе применять по такому проекту другие положения настоящего Кодекса, предусматривающие уменьшение корпоративного подоходного налога на 100 процентов;

2) определяет амортизационные отчисления по стоимостным балансам групп (подгрупп) фиксированных активов, введенных в эксплуатацию в рамках инвестиционного приоритетного проекта, путем применения норм амортизации, установленных пунктом 2 статьи 271 Налогового кодекса, к таким стоимостным балансам групп (подгрупп) на конец налогового периода.

2. Предельный срок применения пункта 1 настоящей статьи по инвестиционным контрактам на реализацию инвестиционного приоритетного проекта:

1) по созданию новых производств:

  • начинается с 1 января года, в котором заключен инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного приоритетного проекта;
  • заканчивается не позднее десяти последовательных лет, которые исчисляются начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором заключен инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного приоритетного проекта;

2) по расширению и (или) обновлению действующих производств, кроме случаев, указанных в подпункте 3) настоящего пункта:

  • начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором произведен ввод в эксплуатацию последнего фиксированного актива, выпускающего продукцию, в рамках инвестиционного контракта на реализацию инвестиционного приоритетного проекта;
  • заканчивается не позднее трех последовательных лет, которые исчисляются начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором произведен ввод последнего фиксированного актива, выпускающего продукцию, в рамках инвестиционного контракта на реализацию инвестиционного приоритетного проекта;

3) по расширению и (или) обновлению действующих производств при поэтапном вводе фиксированных активов, выпускающих продукцию, предусмотренном инвестиционным контрактом на реализацию инвестиционного приоритетного проекта:

  • начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором произведен ввод в эксплуатацию фиксированного актива, выпускающего продукцию, в рамках инвестиционного контракта;
  • заканчивается не позднее трех последовательных лет, которые исчисляются начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором произведен ввод фиксированного актива, выпускающего продукцию, введенного в эксплуатацию в рамках инвестиционного контракта.

Предельный срок применяется в отношении каждого фиксированного актива, выпускающего продукцию и предусмотренного в инвестиционном контракте на реализацию инвестиционного приоритетного проекта по расширению и (или) обновлению действующих производств.

3. Организация, реализующая инвестиционный приоритетный проект по созданию новых производств, при исчислении земельного налога по земельным участкам, используемым для реализации инвестиционного приоритетного проекта, к соответствующим ставкам земельного налога применяет коэффициент 0.

Предельный срок применения части первой настоящего пункта:

1) начинается с 1 числа месяца, в котором заключен инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного приоритетного проекта по созданию новых производств;

2) заканчивается не позднее десяти последовательных лет, которые исчисляются начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором заключен инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного приоритетного проекта по созданию новых производств.

Положения части первой настоящего пункта не применяются в случаях сдачи в имущественный наем (аренду), в пользование на иных основаниях земельного участка, используемого для реализации инвестиционного приоритетного проекта, или его части (вместе с находящимися на нем зданиями, строениями, сооружениями либо без них).

4. Организация, реализующая инвестиционный приоритетный проект по созданию новых производств, по объектам, впервые введенным в эксплуатацию на территории Республики Казахстан, исчисляет налог на имущество по ставке 0 процента к налоговой базе.

Положения части первой настоящего пункта действуют в отношении активов, учитываемых в составе основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предусмотренных в рабочей программе, являющейся приложением к инвестиционному контракту, заключенному в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере предпринимательства.

Предельный срок применения части первой настоящего пункта:

1) начинается с 1 числа месяца, в котором первый актив учтен в составе основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) заканчивается не позднее восьми последовательных лет, которые исчисляются, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором первый актив учтен в составе основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Положения части первой настоящего пункта не применяются в случаях передачи объектов налогообложения в пользование, доверительное управление или аренду.

5. Положения настоящей статьи применяются в случае, если инвестиционным контрактом на реализацию инвестиционного приоритетного проекта по созданию новых производств предусмотрено применение:

  • уменьшения корпоративного подоходного налога, исчисленного в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса, на 100 процентов;
  • коэффициента 0 к ставкам земельного налога;
  • ставки 0 процента к налоговой базе при исчислении налога на имущество.

Налогообложение ИИС вызывает большой интерес у инвесторов, так как инвестирование само по себе набирает обороты, и государство предоставляет возможности по экономии на налогах при использовании индивидуального инвестиционного счета. Что такое ИИС, какие сделки проводят с его использованием и как уплачивать налоги по таким сделкам? Рассмотрим эти вопросы в нашем материале.

Что такое ИИС

ИИС - это индивидуальный инвестиционный счет. Порядок ведения и обслуживания ИИС закреплен в ст. 10.2-1 федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Индивидуальный инвестиционный счет - это особый вид брокерского счета, поэтому ИИС открывает брокер или управляющий для учета ценных бумаг или денежных средств физлица.

ВАЖНО! Закон предусматривает наличие лишь одного индивидуального инвестиционного счета у человека.

Чем отличается обычный брокерский счет от ИИС? Пользователи ИИС льготы по налогам получают от государства.

По видам льгот различают два вида ИИС: типа "А" и типа "Б". Получить оба вида льгот нельзя, налогоплательщик должен выбрать что-то одно:


Инвестиционный вычет носит заявительный характер. По умолчанию, если гражданин не предоставит необходимого пакета документов, инвестиционный вычет он и не получит.

Вычет по типу "А" можно получить в налоговой инспекции, вычет по типу "Б" - у налоговиков или у брокера.

В чем суть вычетов?


Итак, ИИС предназначен для инвестиций, от которых получают доход. А где есть доход, есть и налоги с дохода. При пользовании ИИС какие налоги надо платить? Как и кто уплачивает налоги ИИС? Читайте далее.

По каким сделкам платят налоги на ИИС

Какие сделки можно совершать с использованием ИИС, покажем на схеме:


То есть с помощью ИИС можно совершать любые действия и применять любые финансовые инструменты, торгующиеся на российских площадках - Московской и Санкт-Петербургской биржах.

При получении дохода от инвестиционных операций: продажа акции, выплата дивидендов, получение купонов - законодательство обязывает физлицо уплачивать налог с дохода. Но для разных видов доходов, полученных по ИИС, уплата НДФЛ может отличаться. Ниже в статье разберем этот вопрос по каждому виду дохода в отдельности.

Когда уплачиваются налоги

Чтобы ответить на вопрос о налогообложении доходов на ИИС, надо разграничить виды доходов. Доходы бывают текущие в виде полученных дивидендов и купонов или по итогу финансового результата - прибыль или убыток от покупки/продажи ценных бумаг.


То есть налогообложение дивидендов на ИИС носит особый характер.

Кто должен отчитываться и уплачивать налоги

По общему правилу обязательства по исчислению и уплате НДФЛ могут быть возложены как на налогоплательщика, так и на налогового агента. Налоговый агент - это источник выплаты дохода физическому лицу. Именно он рассчитывает налог, удерживает из дохода, подлежащего перечислению физлицу, и уплачивает в бюджет.

По доходам, связанным с операциями, проводимыми на ИИС, налоговым агентом является брокер. Однако если физлицо не разбирается в рынке ценных бумаг, он может открыть ИИС и передать права на его ведение в доверительное управление (управляющей компании). В этом случае все решения о покупке и продаже ценных бумаг будет принимать доверительный управляющий за дополнительное вознаграждение. Тогда именно доверительный управляющий будет налоговым агентом. Так что само физлицо не должно быть озабочено порядком исчисления и процессом предоставления отчетности по полученному инвестиционному доходу. Если человек хочет уменьшить налог к уплате, воспользовавшись одним из типов вычета, он должен собрать необходимые документы и заявить о своем желании брокеру или обратиться непосредственно в налоговый орган. Состав пакета документов и место их представления зависят от выбранного типа вычета.

Расчет налога по финансовому результату ИИС

Налог по операциям на ИИС рассчитывается брокером ежегодно, но уплачивается только при выплате дохода (если таковой имеется) при закрытии счета. Финансовый результат определяется по ИИС обособленно, то есть не берутся в расчет прибыль и убытки по иным операциям, например по простому брокерскому счету.

При закрытии ИИС брокер должен быть уведомлен о том, какой тип вычета - "А" или "Б" - будет использовать владелец счета. Если выбран вычет типа "А", то брокер по положительному финансовому результату рассчитает налог и уплатит его в бюджет.

Если выбран тип вычета "Б", то освобождению от налога подлежит весь доход, полученный по операциям на ИИС. В таком случае брокер не будет удерживать налог.

Порядок расчета налога на дивиденды на ИИС

Дивиденды - это доход собственника компании. Дивиденды можно получать, участвуя в обществах с ограниченной ответственностью или владея акциями акционерного общества.

С применением ИИС можно покупать дивидендные акции компаний, торгующихся на Московской и Санкт-Петербургской биржах, и получать доход. Дивиденды в ИИС стоят особняком, так как дивиденды на ИИС облагаются налогом в любом случае, получить вычет по дивидендам нельзя.

При выплате дивидендов брокер, являясь налоговым агентом, удерживает из их суммы НДФЛ и перечисляет его в бюджет. На счет физлица поступает размер дивидендов, который уже очищен от налога. Периодичность выплаты дивидендов устанавливается компанией, выпустившей акции. Таким образом, физлицо налог на дивиденды на ИИС самостоятельно не уплачивает и не отчитывается по нему.

НДФЛ на дивиденды составляет 13%. Некоторые брокеры дают возможность выводить дивиденды на иной брокерский счет, не на ИИС. В этом случае у физлица появляется возможность снять эту сумму. Если же брокер перечисляет дивиденды только на ИИС, то снимать их до истечения трех лет с момента открытия ИИС не рекомендуется. В противном случае ИИС закрывается и автоматически теряется право на получение налоговых льгот по ИИС - инвестиционных вычетов. Но суммы дивидендов, оставшихся на ИИС, можно использовать для дальнейших инвестиций по этому счету.

Отметим еще раз, что никакие вычеты по НДФЛ: ни социальные, ни имущественные, ни инвестиционные, ни стандартные - не действуют при получении дохода в виде дивидендов, несмотря на то что он облагается налогом по ставке 13%.

Налогообложение купонов на ИИС

На ИИС помимо акций можно покупать облигации. Облигация - это ценная бумага организации, приобретя которую, физлицо дает этой компании свои деньги в долг. За это компания выплачивает физлицу доход - купон - в виде фиксированного процента от стоимости облигации.

По истечении заранее определенного времени облигация должна быть погашена, то есть вкладчику возвращается номинальная стоимость бумаги.

Каков процесс налогообложения купонов на ИИС? С 2021 года правила налогообложения купонного дохода изменились. Полученный таким способом доход облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов в общем порядке. Как и в случае с дивидендами, налоговым агентом при этом является источник выплаты дохода, поэтому инвестору не придется заботиться о соблюдении закона в части уплаты налогов. За него всё сделает брокер.

Но есть важное отличие купонного налогообложения на ИИС типа "Б" от налогообложения дивидендов. Дело в том, что налог на купонный доход на ИИС типа "Б" можно не платить, то есть применить к нему вычет.

В связи с этим возникает следующая трудность, которая заключается в порядке работы брокера. Дело в том, что какой тип вычета - "А" или "Б" - выбрал держатель ИИС, может стать известно брокеру только при закрытии счета, так как определяться с типом вычета при открытии ИИС необязательно. Если брокер как налоговый агент удерживает НДФЛ сразу при выплате купона, то у налогоплательщика при выборе вычета типа Б получается излишне уплаченный налог, который впоследствии можно вернуть. Если же брокер удерживает налог на купонный доход при закрытии ИИС, то при выборе налогоплательщиком ИИС типа "Б" он просто не будет удерживать НДФЛ. При выборе ИИС типа "А" налог будет удержан. Как именно работает брокер, надо узнавать у его сотрудников.

Нюансы евробондов

Евробонд - это облигация, номинированная в валюте. Суть налогообложения евробондов аналогична сути налогообложения облигаций. Здесь та же ставка налога - 13%, те же условия уплаты и те же налоговые вычеты. Разница лишь в том, что весь доход пересчитывается в рубли по курсу. А это значит, что при колебаниях курса валюты сумма налога может увеличиться за счет возможного увеличения суммы дохода: перерасчет идет по курсу на дату события - покупки или продажи евробонда.

Куплены 3 облигации по 500 евро, а проданы эти же 3 облигации по 800 евро. Курс евро по отношению к рублю поднялся. Расчет производим в рублях, поэтому переводим суммы покупки и продажи в рубли по курсу, который действовал на дату покупки и продажи соответственно. Пусть курс на день покупки был 1 евро = 80 руб., на день продажи 1 евро = 90 руб. Рассчитываем налогооблагаемую базу: 3 × (800 × 90) – 3 × (500 × 80) = 96 000 руб. Рассчитываем налог: 96 000 × 0,13 = 12 480 руб. Очевидно, что при меньшем колебании курса валюты доход и налог были бы меньше.

С 01.01.2019 данное правило подсчета налога по еврооблигациям Минфина отменено. Доход считается целиком по курсу, актуальному на дату продажи облигаций.

Рассмотрим тот же самый пример, но с учетом расчета налога по новым правилам.

Рассчитываем налогооблагаемую базу: 3 × (800 × 90) – 3 × (500 × 90) =81 000 руб. Рассчитываем налог: 81 000 × 0,13 = 10 530 руб.

Налогообложение иностранных акций на ИИС

По иностранным акциям можно получать как дивидендный доход, так и доход от купли/продажи. Налогообложение иностранных акций на ИИС аналогично налогообложению российских акций:

  • 13% с финансового результата - разницы между доходом (сумма, полученная от продажи акций) и расходами (сумма, затраченная на покупку акций плюс расходы на содержание акций, например, брокерская комиссия);
  • инвестору необходимо быть налоговым резидентом;
  • расчеты производятся в рублях;
  • брокер - налоговый агент;
  • применяется вычет типа "Б" (вычет типа "А" не имеет к продаже акций никакого отношения).

При получении дивидендов по иностранным акциям ситуация несколько иная. Процент налога на дивиденды выше, чем по российским акциям. Например, по дивидендам акций США будет удержан налог в размере 30%. Этого можно избежать, если подать брокеру форму W-8BEN. В таком случае брокер удержит 10% НДФЛ, а физлицу придется самостоятельно доплатить 3% и отчитаться формой 3-НДФЛ в налоговую инспекцию. Формой W-8BEN вы подтверждаете, что не являетесь налогоплательщиком США и получаете льготу, так как между РФ и США подписано соглашение об избежании двойного налогообложения.

Налог на ETF и БПИФы на ИИС

БПИФы и ETF - это уже готовые портфели, куда входит набор ценных бумаг. По некоторым из них дивиденды выплачиваются непосредственно инвестору, по другим дивиденды используют для дальнейшего инвестирования внутри самих фондов. Налогом на ИИС по ETF облагается финансовый результат, то есть разница между покупкой и продажей. Ставка для резидентов - 13%. Налоговым агентом является брокер. Если налогоплательщик пользуется вычетом типа "Б", то налог ему платить не придется.

Налог на валюту, приобретенную на ИИС

Повторим, что внести на ИИС валюту напрямую нельзя. Ее можно купить там за рубли. И продать аналогичным способом. При разнице курсов на этой операции можно получить доход. По данному доходу брокер не является налоговым агентом, а потому к такой операции не применяются налоговые инвестиционные вычеты. Следуя букве закона, налогоплательщик обязан самостоятельно заявить о полученном доходе путем подачи декларации и уплатить налог. Однако об этом догадывается мало кто из инвесторов, в итоге такое физлицо-инвестор может быть привлечено к ответственности в виде штрафов за неподачу 3-НДФЛ и за неуплату налога. Кроме того, ему будут начислены пени.

Все подробности налогообложения при покупке-продаже валюты узнайте из статьи "Покупка валюты на бирже физическим лицом - налогообложение". (надо поставить ссылку на эту статью после ее публикации)

Резюме

Культура инвестирования в России активно развивается. Государство этому способствует, в том числе, законодательно утвердив такой вид брокерского счета, как ИИС. По нему можно получить налоговые вычеты и увеличить доход. На ИИС торгуют ценными бумагами и другими активами, допущенными к торгам на Московской и Санкт-Петербургской биржах. Разные финансовые инструменты облагаются налогом на доходы по-разному. Однако в основном налоговым агентом по НДФЛ является брокер, поэтому физлицу, как правило, не надо рассчитывать и уплачивать налог.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Состав льгот и преференций для бизнеса будет зависеть от объема вкладываемых инвестиций
SergeyNivens / Depositphotos.com

Соглашение о защите и поощрении инвестиций предполагает реализацию инвестиционного проекта в одной из сфер экономики, за исключением следующих видов деятельности: игорного бизнеса, по производству табачной, алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи сырой нефти и природного газа, оптовой и розничной торговли, деятельности финансовых организаций, строительства деловых, торговых центров и жилых домов.

Устанавливается порядок заключения такого соглашения по инициативе инвестора (частная проектная инициатива). Для реализации проектной инициативы в указанном порядке заявитель должен будет, помимо заявления, представить проект самого соглашения о защите и поощрении капиталовложений по утвержденной форме, согласие органов местного самоуправления на заключение такого соглашения, информацию о заявителе (включая финансовую отчетность за последний год), бизнес-план с описанием проекта, размерами капиталовложений и сроками об их внесении, финансовую модель проекта, решение заявителя о капитальных расходах в рамках проекта (без учета расходов на проектно-сметную документацию, проектно-изыскательских, геологоразведочных работ), разрешение на строительство (если оно предполагается), перечень объектов, затраты на создание которых планируется возместить за счет средств бюджетов бюджетной системы, предложение о выборе нормативных правовых актов, которые не подлежат применению, а также справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам. В случае, если заявитель уже осуществляет инвестиционную деятельность на основании ранее заключенного договора (связанный договор), его копию необходимо приложить к заявлению. Правительством РФ могут быть установлены иные документы. Для иностранных инвесторов содержится требование по переводу таких документов на русский язык и их актуальности на дату рассмотрения заявления. Срок рассмотрения такого заявления составляет до 45 дней (30 дней – при отсутствии ходатайства об учете связанного договора).

Публичная проектная инициатива предусматривает объявление на специальном сайте федеральными органами власти или органами власти субъектов РФ о планировании ими инвестиционных проектов с заключением соглашений о защите и поощрении капиталовложений путем публикации соответствующих деклараций. В указанной декларации указываются меры господдержки при наличии подтверждения источников такой господдержки со стороны федерального финансового органа или финансового органа субъекта РФ. Также должны содержаться требования к инвестиционному проекту (описание, целевые показатели, параметры товаров, работ, услуг, производимых или создаваемых в рамках реализации инвестиционного проекта), минимальный размер капиталовложений, меры господдержки и условия их предоставления, планируемое возмещение затрат и другие условия.

Проект будет рассматриваться на конкурсной основе. Требования к содержанию заявок и приложенным документам определены такие же как и к заявкам и документам по реализации частной проектной инициативы. Победителем в конкурсе на участие в публичной проектной инициативе будет являться участник, предложивший наибольший объем капиталовложений, наименьший объем мер господдержки (либо их отсутствие) и кратчайшие сроки реализации проекта при наиболее высокой эффективности.

В случае заключения соглашения в течение установленных законом сроков (стабилизационная оговорка) в отношении организации, реализующей инвестиционный проект, не должны применяться отдельные положения законодательства РФ и решения госорганов и органов местного самоуправления, ухудшающие условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта. Каждое публично-правовое образование, являющееся его стороной, обязано будет обеспечить инвестору неприменение в его отношении отдельных актов (решений) соответствующих органов госвласти, которые будут изданы, а муниципальное образование – актов органов местного самоуправления. При этом инвестор вправе требовать неприменения таких актов при реализации инвестиционного проекта.

Ухудшающими условия ведения предпринимательской деятельности признаются акты, увеличивающие сроки и количество процедур для реализации инвестиционного проекта, а также платежей по ним, устанавливающие дополнительные требования и запреты, препятствующие реализации инвестиционного проекта. Предусматриваются основания для неприменения в отношении инвесторов принятых органами госвласти (в том числе субъектов РФ) актов в течение установленных законом сроков. Например, не должны применяться акты, изменяющие меры господдержки (их сроки и объемы) в части условий по вопросам пользования земельными участками, по вопросам изменения порядка осуществления градостроительства в отношении соглашения, где стороной является субъект РФ и объем капиталовложений инвестора составляет не менее 200 млн руб. и не более 1 млрд руб., а если стороной является г. Москва или г. Санкт-Петербург – не менее 200 млн руб. Для новых инвестиционных проектов в сфере здравоохранения, образования, физкультуры и спорта такой порог составляет не менее 250 млн руб., в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства – не менее 500 млн руб., для обрабатывающего производства – не менее 1,5 млрд руб., для новых проектов в иных сферах экономики – не менее 5 млрд руб.

Если объем капиталовложений будет составлять не менее 10 млрд руб. к указанным пунктам неприменяемых актов по изменению законодательства, ухудшающих условия ведения бизнеса, добавится одна категория на выбор: по увеличению ставок вывозных таможенных пошлин, ставок экосбора или ставок по использованию лесных ресурсов. Так называемая, стабилизационная оговорка устанавливает сроки действия для каждого вида проекта и действующих для него фиксированных условий (в зависимости от объема вложенных инвестором средств): для проектов с объемом капиталовложений до 5 млрд руб. – не более 6 лет, от 5 млрд до 10 млрд руб. – не более 15 лет, от 10 млрд руб – не более 20 лет.

Предусматриваются меры господдержки инвестиционных проектов в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений в виде возмещения за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ затрат на создание, реконструкцию объектов обеспечивающей или сопутствующей инфраструктур и уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания, модернизации, реконструкции объектов обеспечивающей или сопутствующей инфраструктур, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности. Объем возмещаемых затрат не может превышать 50% фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры и 100% – для объектов сопутствующей инфраструктуры. Предусматриваются также предельные сроки для возмещения затрат.

Закон устанавливает порядок заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, порядок его расторжения, а также порядок рассмотрения споров и ответственность по договору. Такое соглашение может быть заключено в период не позднее 1 января 2030 года. А не позднее 1 апреля года, следующего за годом, в котором наступил срок реализации очередного этапа проекта, уполномоченный орган федеральной власти должен представлять Правительству РФ отчет.

Основные положения закона вступили в силу с момента его опубликования, то есть с 1 апреля. До введения в действие соответствующей информационной системы заявления и документы на участие в инвестиционных проектах в течение года после вступления в силу закона подлежат приему госорганами на бумажных носителях с подписями, составленными от руки.

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 70-ФЗ внесены корреспондирующие изменения в ст. 5 части 1 Налогового кодекса. Закон гарантирует для организации, которая является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, сохранение стабильных налоговых условий в течение всего периода действия этого соглашения при наличии о нем сведений в реестре, который ведет Казначейство России. В отношении налогоплательщиков-инвесторов не будут применяться положения последующих актов законодательства, изменяющие порядок определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Для того, чтобы обеспечить возможность предоставлять юрлицам субсидии на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными ими капитальными вложениями, были внесены соответствующие поправки и в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от апреля 2020 г. № 71-ФЗ 1 ).

1 С текстом Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 71-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202004010032).

Налоговые льготы – важный инструмент в налоговом регулировании и администрировании, который призван осуществлять стимулирующую и социальную функции. Налоговые льготы создают определенные преимущества для отдельных категорий населения, предпринимателей. В данной статье речь пойдет о налоговых преференциях для предпринимателей.

Льготы в налогообложении предоставляются обоснованно и установлены законом, соответствуют конкретному налогу, имеют определенные черты, признаки и формы, отличающие их от других инструментов налогового регулирования. Не являются налоговыми льготами налоговые вычеты в случаях, когда способ исчисления налоговой базы предусматривает вычитание произведенных налогоплательщиком расходов и (или) уплаченных им налогов.

Результатом применения налоговых льгот может быть как уменьшение суммы налоговых обязательств или полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога, так и улучшение финансовых показателей его деятельности без изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Основными отличительными чертами налоговых льгот являются:

– ограниченная сфера применения;

Таким образом, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.

Каждая налоговая льгота жестко привязана к соответствующему налогу, при этом сфера ее применения ограничивается исключительно тем налогом, в механизм которого она встроена.

Законность становления налоговых льгот определяется налоговым законодательством Республики Казахстан. Добровольность применения налоговых льгот определяется возможностью свободного выбора налогоплательщика применять или не применять налоговую льготу. Например, налогоплательщик имеет право применять или не применять упрощенный порядок налогообложения – специальные налоговые режимы.

В соответствии со статьями с 4 по 10 Налогового кодекса налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на определенных принципах налогообложения. Это принципы:

– единства налоговой системы;

– гласности налогового законодательства Республики Казахстан.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному официальному опубликованию.

Рассмотрим виды налоговых льгот, предоставляемых в Республике Казахстан:

  • Специальные экономические зоны
  • Специальные налоговые режимы
  • Освобождение от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.
  • Инвестиционные налоговые преференции.

    1. Специальные экономические зоны

    Специальный правовой и налоговый режим действует для участников специальной экономической зоны,

    Специальная экономическая зона (далее – СЭЗ) – часть территории РК с точно обозначенными границами, на которой для осуществления приоритетных видов деятельности действует специальный правовой режим, установленный Законом РК «О специальных экономических зонах» от 21 июля 2011 года № 469-IV, налоговым, таможенным, земельным законодательством Республики Казахстан, а также законодательством Республики Казахстан о занятости населения.

    На территории Казахстана созданы следующие СЭЗ:

    1. «Астана – новый город».

    2. «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».

    3. «Морпорт Актау».

    4. «Парк инновационных технологий».

    8. «Международный центр приграничного сотрудничества “Хоргос”». «Хоргос – Восточные ворота»

    10. «Химический парк Тараз».

    Для целей соблюдения Налогового кодекса и получения преференций организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, необходимо юридическое лицо, которое соответствуете одновременно нескольким условиям:

    1) является участником СЭЗ в соответствии с законодательством Республики Казахстан о СЭЗ;

    2) зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в налоговом органе на территории СЭЗ или в территориальном подразделении налогового органа, к компетенции которого относится территория СЭЗ;

    3) при наличии на территории СЭЗ необходимой инфраструктуры и объектов, предназначенных для осуществления приоритетных видов деятельности, юридическое лицо не вправе иметь за пределами территории СЭЗ филиалы и иные обособленные структурные подразделения, за исключением представительств;

    4) осуществляет на территории СЭЗ приоритетный вид деятельности, соответствующий целям создания СЭЗ.

    Перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ, соответствующих целям создания специальной экономической зоны, а также Правил включения приоритетных видов деятельности в перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ, соответствующих целям создания СЭЗ, утвержден приказом министра по инвестициям и развитию РК от 27 февраля 2018 года № 142.

    При этом определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования.

    Указанные положения не распространяются на организации, осуществляющие деятельность на территории СЭЗ «Парк инновационных технологий» и СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества “Хоргос”», для которых утвержден .

    Ознакомиться с содержанием

    • Комплексный подход
    • Ваши возможности
    • Наш профессиональный опыт
    • Полезные материалы

    Федеральные и региональные власти предлагают налогоплательщикам множество различных форм поддержки — от налоговых льгот до прямых субсидий и грантов.

    В то же время самостоятельное заявление и применение компаниями налоговых льгот и других форм поддержки может оказаться трудоемким процессом.

    Это обусловлено как сложной архитектурой нормативно-правовой базы, зачастую непрозрачной процедурой получения преференций, так и рядом иных затруднений, связанных с применением различных форм поддержки, которые часто возникают на практике.


    Комплексный подход

    В рамках проектов по содействию в получении различных форм поддержки наша команда:

    • проводит анализ доступных видов поддержки для вашего бизнеса;
    • производит расчет потенциальной экономии и оценку ресурсов, которые могут потребоваться для применения выбранной формы поддержки;
    • оценивает целесообразность использования рассматриваемой формы поддержки;
    • разрабатывает подход к заявлению и применению выбранной формы поддержки с целью максимизации потенциальной экономии от ее применения;
    • выявляет потенциальные риски и разрабатывает способы их минимизации;
    • участвует во взаимодействии с органами государственной власти;
    • разрабатывает всю необходимую документацию (например, бизнес-планы, финансовые модели, отчеты, расчеты, изменения в учетную политику для целей налогообложения);
    • сопровождает компании при проведении налоговых проверок в связи с применением налоговых льгот;
    • оказывает содействие в разрешении налоговых споров в сотрудничестве с Группой «Делойта» по разрешению налоговых споров.

    Ваши возможности

    Если ваша компания …

    То вы можете…

    Осуществляет инвестиции в основные средства

    Получить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль и/или воспользоваться региональными налоговыми льготами (снижение региональной составляющей налога на прибыль и налога на имущество)

    Планирует реализовать инвестиционный проект, целью которого является производство товаров

    Стать участником РИП и воспользоваться налоговыми преференциями: снижение ставки налога на прибыль и налога на имущество

    Планирует реализовать инвестиционный проект, включающий в себя разработку и/или внедрение современных технологий

    Стать участником СПИК и воспользоваться налоговыми преференциями: снижение ставки налога на прибыль, налога на имущество и транспортного налога; обеспечение стабильных налоговых условий

    Осуществляет исследовательскую деятельность по приоритетам научно-технологического развития и коммерциализацию ее результатов

    Стать резидентом «Сколково» и воспользоваться льготным режимом налогообложения (льготы по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество, пониженные ставки страховых взносов)

    Осуществляет расходы на НИОКР

    Получить «супервычет» на НИОКР в размере 150% для целей исчисления налога на прибыль

    Осуществляет деятельность в области информационных технологий

    Воспользоваться преимуществами налогового маневра в ИТ-отрасли (льготы по налогу на прибыль, пониженные тарифы страховых взносов, освобождение от НДС для реализации российского программного обеспечения)

    Является субъектом малого и среднего предпринимательства и/или осуществляет деятельность в одной из наиболее пострадавших от COVID-19 отраслей

    Воспользоваться мерами поддержки в условиях распространения COVID-19 (льготы по налогу на имущество, транспортному, земельному налогам, субсидии, льготы по уплате арендных платежей)

    Планирует осуществлять деятельность на Дальнем Востоке, Калининградской области или территориях иных субъектов, где созданы ОЭЗ/ТОСЭР

    Воспользоваться преимуществами, которые предоставляются резидентам ОЭЗ, ТОСЭР, свободного порта Владивосток (льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, пониженные ставки страховых взносов, освобождение от НДС, доступ в свободную таможенную зону и др.)

    Планирует реализовывать проекты в Арктической зоне

    Стать резидентом Арктической зоны и воспользоваться соответствующими преимуществами (льготы по налогу на прибыль, НДПИ, иные неналоговые меры поддержки)

    Читайте также: