Информационные технологии в налогообложении презентация

Опубликовано: 18.05.2024

Информационные технологии в налогообложении Представление дисциплины

2 Общие сведения по дисциплине Информационные системы в экономике Читается для специальностей 080107 «Налоги и налогообложение» Важность изучения дисциплины Эффективное использование средств вычислительной техники для автоматизированного ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности во многом определяется квалификацией специалиста. Современный профессионал в налоговом учете должен обладать не только знаниями не только в области счетоводства и счетоведения, но и владеть современными методами обработки данных на компьютере. Сфера профессионального использования Ввод, систематизация и анализ экономической информации и принятие управленческих решений на основе этой информации. Получение отчетности для бухгалтерского, финансового и управленческого учета.

3 Краткое описание дисциплины Пособие «Информационные технологии в налогообложении» дает знания в области построения, функционирования и использования типовой конфигурации, с учетом новых форм налоговых документов, раскрывает технологию компьютерной обработки учетной и налоговой информации, знакомит со средствами получения результатов. Пособие посвящено вопросам начальной подготовки компьютерной системы к эксплуатации. В ней раскрываются основные понятия системы «1С: Предприятие 7.7», описываются свойства отдельных видов объектов метаданных, понимание сущности которых помогает эффективной эксплуатации системы, рассматриваются вопросы организации компьютерного плана счетов. Особое внимание уделено заполнению информационной базы исходной информацией. Рассматривается технология компьютерного ведения бухгалтерского и налогового учета средствами конфигурации «Бухгалтерия предприятия». Раскрывается документооборот на каждом участке и порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета. Особое внимание уделено описанию технологии автоматизированного учета с применением документов типовой конфигурации и налогообложения. В пособии рассматриваются обобщение учетных данных и получению результатной информации бухгалтерского и налогового учета. Также рассмотрены теоретические аспекты информатизации общества, деятельности предприятий. Приведены основные этапы развития и структура информационных технологий и систем.

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основная цель — содействовать получению теоретических аспектов и практических навыков работы с информационными системами с учетом современной ситуации и тенденций развития экономики. Задачи изучения дисциплины: научить студентов ориентироваться в современных системах обработки экономической информации; освоить методологические принципы построения автоматизированных систем обработки экономической информации; дать знания по основам новых информационных технологий и их влиянию на успех в бизнесе; овладеть основами автоматизации решения экономических задач; освоить практические навыки работы с информационными системами.

5 Место дисциплины среди смежных дисциплин «Информационные технологии в налогообложении» как учебная дисциплина в системе подготовки экономиста-бухгалтера связана с дисциплинами учебного плана: «Автоматизированные информационные технологии в бухгалтерском учете», «Бухгалтерский учет», «Налоги и налогообложение», «Маркетинг». В вопросах, касающихся оценки финансовой состоятельности фирмы «Информационные технологии в налогообложении» связаны со следующими дисциплинами: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Управление рисками». Данная дисциплина является необходимой для получения информации для принятия управленческих решений любого уровня. Указанные связи дисциплины «Информационные технологии в налогообложении» дают студенту системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности экономиста - налоговика.

6 Начальные знания Знания математики, статистики, бухгалтерского и налогового учета, маркетинга, экономики предприятия, финансового менеджмента, основ налогов и налогообложения, налогового документооборота и законодательства и пакета прикладных программ MS Office.

7 Итоговые знания, умения и навыки научится ориентироваться в современных системах обработки экономической и налоговой информации; знать методологические принципы построения автоматизированных систем обработки налоговой и экономической информации знать основы новых информационных технологий и их влияние на успех в бизнесе; владеть основами автоматизации решения экономических задач при налогообложении; освоить практические навыки работы с информационными системами; творчески использовать теоретические знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебным планом подготовки специалистов; разобраться со специальной терминологией и лексикой данной дисциплины.

8 Содержание лекционного курса Тема 1. Теоретические основы информационных технологий Тема 2. Использования информационных технологий, проблемы и перспективы Тема 3. Процесс автоматизации жизнедеятельности Тема 4. Программные и технические средства для информационных технологий Тема 5. Использование различных информационных систем и информационных технологий на территории Белгородской области (социологические исследования студентов) Тема 6. Система «1С: Предприятие». Основы работы Тема 7. Режимы работы и основные понятия информационной системы компьютерного учета

9 Тема 1. Теоретические основы информационных технологий Формулировка понятия технология, информационная технология, этапы развития информационных технологий с различных точек зрения . Рассмотрение видов информационных технологий, обработка данных, экспертные системы.

10 Акцент внимания студента на методологию использования информационной технологии их достоинства и недостатки. Выбор вариантов внедрения информационной технологии. Тема 2. Использования информационных технологий, проблемы и перспективы

11 Тема 3. Процесс автоматизации жизнедеятельности Рассмотрение главной цели и этапов информатизации. Информатизация и создание информационной индустрии является одним из важнейших способов реализации интеллектуального потенциала.

12 Тема 4. Программные и технические средства для информационных технологий Характеристика программных и технических средств для информационных технологий, состав, использование. Классификация раскрывает не только элементы и основные составляющие информационной системы.

13 Тема 5. Использование различных информационных систем и информационных технологий на территории Белгородской области (социологические исследования студентов) Проведены социологические данные, предоставленные студентами по использованию информационных систем в Белгородской области. Какая форма собственности и виды деятельности преобладают на предприятиях, деятельность которых (участки работы) автоматизирована с помощью системы 1С . Программой «1С» пользуются разные предприятия и большие и средние и малые, так как она легко настраивается. С ней не будет проблем при подборе персонала, потому что многие умеют с ней работать.

14 Тема 6. Система «1С: Предприятие». Основы работы Определена общая характеристика системы «1С: Предприятие» Автоматизация складского учета, анализ состояния складов, контроль движения товарно-материальных ценностей. Управление номенклатурой товаров, продукции и услуг, включая автоматизацию ценообразования, составление сложных калькуляций. В этой главе мы ознакомились с элементами главного окна программы, списком команд каждого пункта главного меню, панели инструментов, строки состояния, что позволит даже новичку эффективно работать с программой.

15 Тема 7. Режимы работы и основные понятия информационной системы компьютерного учета Первоначальная настройка программы. Для paбoты c пocтoяннoй и ycлoвнo пocтoяннoй инфopмaциeй в cиcтeмe иcпoльзyютcя oбъeкты типa «Кoнcтaнтa». Учeтнaя инфopмaция, зapeгиcтpиpoвaннaя в кoмпьютepнoй cиcтeмe, являeтcя ocнoвoй для фopмиpoвaния oтчeтнocти. Перечислите основные понятия системы «1С: Предприятие». Возможности ввода информации в информационную систему. Охарактеризованы возможности восстановление помеченных на удаление объектов. Принципы работы системы с типовыми операциями. Какие действия можно производить в режиме конфигурирования

16 Практикум 1. Создание новых баз данных «1С: Бухгалтерии 7.7» 2. Учет уставного капитала в системе«1С: Бухгалтерия 7.7» 3. Учет кассовых операций в системе «1С: Бухгалтерии 7.7» 4. Банковские операции в системе«1С: Бухгалтерии 7.7» 5. Учет расчетов с поставщиками в системе «1С: Бухгалтерии 7.7» 6. Учет расчетов с покупателями в системе «1С: Бухгалтерии 7.7» 7. Учет основных средств в системе «1С: Бухгалтерии 7.7» 8. Учет поступления материально-производственных запасов в системе «1С: Бухгалтерии 7.7» 9. Отпуск материалов в производство в системе «1С: Бухгалтерии 7.7» 10. Выпуск и реализация готовой продукции в системе «1С: Бухгалтерии 7.7» 11. Учет затрат на оплату труда и отчисления в социальные фонды в системе«1С: Бухгалтерии 7.7»

17 Контрольные мероприятия Текущий контроль Выполнение практикума самостоятельно Рубежный контроль Итоговый тест Защита самостоятельно выполненной работы Итоговый контроль Экзамен

18 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: СУБД - предоставляет интерфейс для работы с БД пользователям. Все операции с данными БД выполняет СУБД (объявление структуры базы данных, ввод, поиск, корректировка, удаление данных) Телекоммуникационные сети - система средств, связывающих удаленных партнеров в целях передачи информации

19 Список литературы Основная Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ И.И. Брага, Н.Г.Бубнова, Л.А. Вдовенко и др. Под ред. проф. Г.А. Титоренко. — М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2003. - 400 с.. Конфигурирование и настройка автоматизированных информационных систем: Учеб. Пособие / В. И. Болтенков, А. Л. Литвинов, Н. В. Лычева – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 248с. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ М.И. Семенов, И.Т. Трубилин, В.И. Лойко, Т.П. Барановский. Под ред. И.Т. Трубилина. – М.; Финансы и статистика, 2002. 352 с. Брага В.В. Компьютеризация бухгалтерского учета. — М.: АО «Финстатинформ», 2000. – 214 с. Введение в компьютерную бухгалтерию. Учеб.-метод. пособие/ В.И.Болтенков, А.Л.Литвинов, Н.В.Лычева, Под ред. проф. Литвинова А.Л. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. – 240 с. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. – М.; Финансы и статистика, 2001. 240 с Самоучитель 1С:Бухгалтерия версий 7.5 – 7.7 в вопросах и ответах.: Практ. пособие. – М.: Издательство ТРИУМФ, 2000 – 400 с. Харитонов С.А. Компьютерная бухгалтерия 8.0: Азбука бухгалтера. – М.: КомпьютерПресс, 2004. – 448 с.

20 Список литературы Дополнительная Богумирский Б. Энциклопедия Windows 98. _ СПб.: Питер пресс, 2001. –813 с. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс. Учебник для вузов /Под общей редакцией Д.Б.Новикова и В.Л.Камынина. — М.: ООО «НПО Вычислительная математика и информатика», 2000 г. – 230 с. Гейтс Билл. Бизнес со скоростью мысли. [Как добиться успеха в информационную эру ?]/ - М.: ЭКСПО-ПРЕСС. 2001. –447 с. Ширинская З.Г. Бухгалтерский учет и операционная техника в банках. – М.; Финансы и статистика, 2000. 635 с.

21 Самостоятельная работа Темы рефератов Передвижения готовой продукции внутри предприятия и отражение в автоматизированных системах учета данного факта. Учет НДС при реализации готовой продукции в системах автоматизированного учета. Учет кассовых документов в различных системах автоматизации учета. Отчеты по кассе на предприятии. Налоги на оплату труда. Удержания из заработной платы и их отражение в автоматизированной системе учета. Документальный учет расчетов с покупателями и подрядчиками в различных системах автоматизации учета. Взаимозачеты с покупателями. Учет лизинговых операций в различных системах автоматизации учета. Отчеты по основным средствам на предприятии. Учет операций по приобретению и хранению материальных запасов в различных системах автоматизации учета. Отчеты по запасам на предприятии.

22 Сведения об авторе ФИО: Лычева Надежда Васильевна, Аноприева Екатерина Валерьевна Место работы: БелГУ, КНИТ, ФБС Ученая степень: - Ученое звание: - Должность: Ст. преподаватель, ассистент Кафедра: прикладной информатики, экономики и управления на предприятии (в городском хозяйстве) Контактная информация: Адрес г. Белгород, ул. Победы, 85. БелГУ, факультет КНИТ, факультет бизнеса и сервиса Рабочий телефон 30-13-61 E-mail: [email protected]

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемНиколай Шерстобоев

Похожие презентации

Презентация на тему: " Лекция 5 Информационные системы в налогообложении." — Транскрипт:

1 Лекция 5 Информационные системы в налогообложении

2 План лекции Особенности предметной области (система налогообложения в РФ). Роль и место автоматизированных информационных систем в деятельности налоговых органов. Функциональная структура АИС налоговой службы. Особенности информационного обеспечения. Понятие налоговой информации. Информационное взаимодействие в налоговых информационных системах. Классификация и рынок программных продуктов в налогообложении.

3 Система управления налогообложением Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на его объекты. Объектами управления являются: предприятия; организации различных форм собственности; население. Субъектом управления является государство в лице налоговых органов. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов и других платежей и сборов.

4 АИС налоговой службы Центральный аппарат ФНС России Управления ФНС по субъектам РФ Налоговые инспекции Структурная иерархическая зависимость управления налоговыми органами С основными функциями Центрального аппарата ФНС можно ознакомиться на сайте Структура и состав налоговой системы РФ соответствуют ее территориальному делению; Информационная поддержка деятельности ФНС России осуществляется АИС Налог, которая обеспечивает автоматизированный сбор, учет, обработку, обобщение, анализ налоговой информации и поддержку принятия решений в налоговых процессах. АИС Налог объединяет в единое информационное пространство России множество информационных подсистем центрального аппарата, управлений ФНС России по субъектам РФ и местных налоговых инспекций.

5 Роль АИС в деятельности налоговых органов Проблема: необходимость обработки и анализа больших объемов данных (в отчетный период для территориальной инспекции крупного города или района – десятки тысяч документов в день) большей частью в бумажном виде. Направления решения проблемы: дальнейшее совершенствование технологии автоматизированного приема и обработки данных; увеличение числа предприятий, представляющих сведения в электронном виде; использование программно- технических комплексов для сканирования информации и машинной обработки бланков деклараций и справок о доходах физических лиц. Основными направлениями автоматизации являются: создание и совершенствование информационной системы налоговой службы области, города; разработка и внедрение новых эффективных информационных технологий; совершенствование коммуникационной сети, обеспечивающей информационный обмен как внутри системы, так и с информационными системами Федеральной налоговой службы и другими информационными системами служб администрации области, города; подготовка кадров к работе в новой информационной среде.

6 Основные принципы автоматизации налоговой службы Комплексность и системность автоматизации, ее подчиненность решению задач, стоящих перед налоговой службой в настоящее время и на перспективу; Активность в обеспечении информационных потребностей пользователей; Поэтапность и преемственность в проведении автоматизации; Накопление информации в банках данных в местах ее использования; Совместимость общесистемных банков данных по входу, выходу и базовым задачам; Предоставление пользователю удобного автоматизированного доступа к информации в пределах установленной компетенции; Одноразовый ввод информации и многократное, многоцелевое ее использование; Обеспечение требуемой конфиденциальности информации.

7 Функциональные комплексы АИС «Налог» АИС «Налог» Комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» Комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства» Комплексы электронной обработки данных федерального уровня Комплексы электронной обработки данных регионального уровня Комплексы электронной обработки данных местного уровня Одним из основных принципов, положенных в основу создания АИС Налог, является интеграция системно- технических решений на основе их стандартизации и унификации. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС Налог свой.

8 Особенности информационного обеспечения Необходимость создания единого информационного пространства с внешней средой и реализации постоянных информационных связей между налоговыми органами и внешней средой. Внешней средой являются: Министерство финансов РФ; Федеральная таможенная служба РФ; Федеральное казначейство; Министерство внутренних дел РФ; Росстат; банковские и кредитные учреждения; предприятия, учреждения и организации. Реализация межуровневого (местный региональный федеральный уровни) информационного взаимодействия в АИС для создания интегрированных распределенных баз данных. Связанные понятия: единое информационное пространство, межведомственное взаимодействие, Электронное правительство, принцип одного окна Налоговая информация: сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории; информация о поступлении и возврате налогов и других платежей; сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками; информация, необходимая для организации работы налоговой инспекции.

9 Классификация и рынок программных продуктов АИС Программные средства для подготовки и сдачи налоговой отчетности в электронном виде Программные средства для передачи налоговой отчетности через Интернет АРМ специалистов налоговых служб 1. По функциям: для одного налога (сбора), для семейства налогов (сборов): (для одного налога выступает ПФ-отчет (СКБ-контур), для семейства налогов 1С: Бухгалтерия (1С) и Баланс-2 (ЗАО ОВИОНТ-ИНФОРМ). 2. По ведомственной принадлежности разработчика: ведомственная организация, коммерческая организация. (Налогоплательщик-Юл (Региональный вычислительный центр в Чувашской республике ГНИВЦ). К программным разработкам коммерческих организаций относятся, например, ПФ-отчет, Баланс-2, Налогоплательщик…). 3. По стоимости: платно, бесплатно. 4. По получателю отчетности: ФНС, ПФ. 5. По способу ввода данных о налогах: из бухгалтерской программы, непосредственный ввод. 6. По степени совместимости с другими системами подготовки данных: наличие или отсутствие возможности импорта, экспорта данных. 7. По отчетному периоду: квартальная, годовая (Налогоплательщик… (Форма 2НДФЛ) для годовой отчетности, Баланс-2 для годовой и квартальной отчетности, а ПФ-отчет в любое время). 8. По используемой операционной системе: DОS, WINDOWS. 9. По возможности передавать отчетность: в электронном виде с использованием средств телекоммуникаций (интернета): (напр., Спринтер).

10 Рекомендуемые источники Вдовин, В. М. Информационные технологии в налогообложении: Учебное пособие / Вдовин В. М., Суркова Л. Е., Смирнова А. В. – Москва: Дашков и Ко, URL: . Самостоятельно: особенности архитектуры АИС «Налог», классификация и обзор рынка программных систем

Ключевые слова: ДОХОД; ДЕНЬГИ; РАСХОДЫ; НАЛОГ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ; МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ; INCOME; MONEY; EXPENSES; TAX INFORMATION TECHNOLOGY; TAXATION; WEALTH.

Стабилизация и развитие налоговых отношений предполагает автоматизацию их процессов. Чем более автоматизирован технологический процесс, то есть степень использования инновационных технологий в работе органов налогообложения, тем более эффективным становится их функционирование.

Сегодня на первое место среди приоритетных задач налоговых органов становится рациональное хранение, анализ и использование информации о налогоплательщике и операциях, проведенных в его отношении соответствующими органами. Этот вопрос делает необходимым дальнейшее совершенствование налогового контроля путем улучшения систем хранения информации и анализирующих инструментов, развития технических возможностей и внедрения инновационных технологий в работу налоговых органов.

Так Российский налоговый закон интенсивно насыщается юридическими конструкциями таких базовых отраслей, как административные и гражданские право [1]. Применительно к информационным технологиям очевиден явный приоритет публично-правового регулирования в налоговой сфере. Один из основных факторов работы налоговой сферы – регистрация и контроль налогоплательщиков. Информационная база с каждым днем растет и пополняется правками и уточнениями. Ввиду постоянно растущего объема данных, методы хранения, использования и доступа к нужной информации требуют постоянного улучшения. Одно из вспомогательных средств при сотрудничестве государственных органов с физическими и юридическими лицами – методы электронной связи.
Рассмотрим, для примера одну из программ обработки данных.

Электронная обработка данных (ЭОД) выполняет важную роль модернизации налоговых инспекций локального уровня. Создание локальных баз данных на основе первичной информации непосредственно от налогоплательщика, сбор информации о платежах, начисления и переводах определенного региона способствует более упорядоченной и быстрой работе органов. Децентрализация активизирует различные подразделения органов налогообложения, давая непосредственный доступ к необходимой информации местного уровня. Отлаженная работа ЭОД и поддержка налоговых органов это системой возможно благодаря созданию и функционированию специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ) [2].

АРМ выполняет функции: сбора, распределения информации и дальнейшей ее обработки, а кроме того: сбор налоговой документации, проведение ряда административных мероприятий. «Досье налогоплательщика» — банк данных определенного лица, подверженного налогообложению. Все статистические, аналитические данные об этом налогоплательщике накапливаются и хранятся в электронном виде. В особенности, «Досье налогоплательщика» концентрирует внимание на нарушениях (если таковые имеются) налогового законодательства данным лицом.

ЭОД имеет в базе данных такую информацию: зарегистрированные на государственном уровне юридические лица, частные предприниматели, физические лица с ИНН, ряд налоговых деклараций, на основании которых проводится расчет и в последствии сбор налоговых средств в бюджет Российской Федерации, хранящиеся в бумажных и электронных вариантах, документация касательно заявлений налогоплательщиков о использовании альтернативных налоговых систем, регистрационных бланки новых объектов налогообложения. Кроме этого, ЭОД отвечает за сбор и подготовку бумажной документации с сопровождением элементов электронных носителей информации для передачи в отдел ввода и обработки, формирует документы на проверки и сверки с актуальной информацией лиц налогообложения, работает с финансовыми документами, поступившими из местных налоговых органов.

ЭОД направленна на калибровку и постоянное улучшение системы подачи документов в органы налогообложения в электронном виде, эффективный и быстрый обмен данными между региональными ведомствами, создание бесперебойной и отлаженной связи с вышестоящими государственными органами Российской Федерации. ЭОД способствует более быстрому, объемному сбору налогов, что повышает эффективность работы ведомства [2].

Несмотря на это, использование ЭОД в работе налоговых органов выявило несколько значительных минусов, с которыми сталкиваются работники ведомства:

— регулярные калибровки и обновления системы требуют подробного их изучения, что занимает большую часть времени;

— обновления ЭОД не всегда соответствуют действующему законодательству, что сводит на минимум эффективность системы;

— рядовые работники налоговых ведомств не имеют полной информации о налогоплательщике, ввиду ограниченного доступа к данным в ЭОД.

Для совершенствования системы ЭОД, более качественному обслуживанию налогоплательщиков и отлаженному сотрудничеству двух сторон было принято решение об изменении в системе конфиденциальности ЭОД. Теперь без проблем авторизоваться в ЭОД и войти в личный кабинет налогоплательщика можно с помощью электронной подписи (ЭП) и универсальной электронной карты на территории всей России. После входа пользователь может создать пароль и в последствии авторизоваться в системе как с помощью электронной подписи или электронной карты, так и введя логин с паролем.

Те, кто был зарегистрирован в системе при помощи электронной подписи или карты имеют значительное преимущество: таким налогоплательщикам не обязательно посещать налоговое ведомство для подачи или сверки документов, что значительно экономит личное время. Путем этой электронной системы органы налогообложения получают информацию о недвижимости и другом имуществе, налоговых операциях, наличии денежных переплат или долгов. Налогоплательщики, в свою очередь, имеют возможность заполнения электронных бланков различных деклараций, могут мониторить личную информацию из реестра налогоплательщиков.

Внедрение современных технологий и инноваций в сферу налогообложения способствует автоматизации ее процессов, повышает налоговый контроль и помогает более качественно сотрудничать с налогоплательщиками. Налоговая служба активно сотрудничает с аналогичными органами более развитых стран, перенимая, а затем применяя полученный опыт [1].

«Комплексные сведения о налогоплательщиках» (КСНП) – еще один эффективный инструмент в работе налоговой службы. КСНП дает подробную информацию о компании, должностных лицах и ее финансовом состоянии. База данных составляется при регистрации, изменении данных организации и на основе ее финансовых отчетностей. Эта система значительно сужает круг контрагентов, которые требуют проверки, а также исключает возможность взаимосвязи нескольких компаний и финансовых схем с участием однодневок. КСНП способен предоставить все необходимые пред проверочные данные, что делает эту систему очень мощным «оружием» в руках налоговых работников.

Третья информационная система, используемая налоговыми органами – «САИ-В». Эта база данных собирает и оценивает информацию о налогоплательщиках, поступающую от третьих лиц и посторонних источников, которыми являются правоохранительные органы, также имеющие сведения о всех физических и юридических лицах. Взаимовыгодный обмен информацией между этими сферами государственных органов значительно улучшает их работу [4].

«КонсультантПлюс» – дополнительный информационный источник для налоговых органов, имеющий список законодательных актов по налогообложению, обучающие материалы, информацию касательно общеправовых вопросов и т.д. [5]

Единственным минусом в работе этой системы является отсутствие конкретных критериев оценки эффективности их применения, что несколько занижает потенциал их планового развития.

Эта система, работая в комбинации, создает максимально полную и обширную базу данных о налогоплательщиках, которой активно пользуются подразделения органов налогообложения. Информационные технологии, программы и сервисы, позволяющие налоговым органам сотрудничать с налогоплательщиками, дистанционно значительно упрощают этот процесс и экономят время лиц с обеих сторон.

Кроме упрощения взаимодействия органов и лиц, подотчетных им, инновационные технологии помогают ужесточить контроль за организациями и проводить разноплановые проверки. Применение современных высокотехнологичных систем и компьютерных программ повышает качество налогового администрирования.

Ряд мероприятий по созданию системы сдачи налоговых документов и деклараций в электронном виде, а также внедрение онлайн-сервисов, ряда автоматизированных методов группирования данных позволяет автоматизировать налоговые процессы. Благодаря таким системам повышается результативность работы налогового ведомства и ее работников, что исключает возможность махинаций, обмана и различных незаконных действий как со стороны налогоплательщика, так и со стороны лиц, работающих в налоговых органах.

Сегодня, благодаря использованию инновационных разработок и информационных технологий, в работе органов налогообложения наступает новый этап, выводящий эту сферу государственных учреждений на новый уровень. Упорядоченная и автоматизированная система рабочих процессов упрощает работу органов, делает использование информации более эффективным и осуществляет более качественный внутренний контроль.

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемOlesya Timasheva

Похожие презентации

Презентация на тему: " Информационные технологии в налогообложении: общие понятия и направления использования" — Транскрипт:

1 Лачугин Илья ЭТ-04

2 Информационные технологии Информационные технологии - это совокупность методов, процедур и средств, реализующих процессы сбора, обработки, преобразования, хранения и передачи информации. Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio" - разъяснение, изложение, сведения. В качестве синонимов иногда используют такие понятия как "сообщение" и "данные". Вместе с тем, следует отметить отличительные особенности этих терминов.

3 Данные представляют собой набор символов или цифр, представляя соответственно текст или число. Сообщение включает в себя набор данных, объединенных общим контекстом или смыслом.

4 Информация извлекается из сообщения и зависит от объекта воспринимающего (обрабатывающего) это сообщение. Результат зависит от свойств этого объекта. В зависимости от целей и интересов из одного и того же сообщения можно извлечь совершенно разную информацию. Информация может быть передана устно и письменно, с помощью электрических сигналов и электромагнитных волн и др. После обработки, преобразования, систематизации может быть получена новая информация, новые знания.

5 В философском смысле информация есть отражение реального мира, сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает. Процессы преобразования информации связаны с информационными технологиями.

6 Под технологией (techne - мастерство, искусство) понимают обычно либо совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства (например, технология металлов, химическая технология, технология строительства и др.), либо науку о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства. Рассматривая технологию как науку о производстве материальных благ, в ней можно выделить три аспекта: информационный, инструментальный и социальный. Информационный аспект включает описание принципов и методов производства, инструментальный - орудия труда, с помощью которых реализуется производство, социальный - кадры и их организацию.

7 Особенностью ИТ является то, что в ней и предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда - средства вычислительной техники и связи. ИТ как наука о производстве информации (И) возникала именно потому, что информация стала рассматриваться как реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. Производство информации и ее верхнего уровня - знаний - оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий.

8 Для реализации научно-технической идеи требуется выполнение, по крайней мере, трех основных условий: Идея не должна противоречить известным законам науки. В ее реализации должна быть остро заинтересована значительная часть общества. Должен быть достигнут уровень технологии общественного производства, обеспечивающий эффективную реализацию заложенных в идею технических принципов.

9 Рассмотрим выполнение этих условий для реализации информационной машины. Одновременно с развитием процесса накопления знаний в обществе шел процесс формирования обособленной профессиональной группы, для которой сначала основным, а затем и единственным "служебным занятием" является работа с информацией. Живой барьер к накопленным знаниям, хранимым жрецами, монахами, переписчиками и толкователями книг, начал разрушаться только после изобретения книгопечатания, которое повлекло развитие наук, а это, в свою очередь, ускорило темпы накопления профессиональных знаний. Знания стало возможно тиражировать и сделать их доступными для многих участников трудового процесса. Знания стали основой плодотворных научных направлений. Таким образом, книгопечатание создало информационные предпосылки ускоренного роста производительных сил. Появление простейших информационных технологий можно отнести к началу письменности.

10 Наступила эра бумажной ИТ. Потребность в передаче и обмене информацией человечество испытывало на ранних стадия своего развития. Для ускорения передачи информации использовались костры (факелы Полибия), курьеры, почта, семафорный телеграфии др. С изобретением электрического телеграфа и телефона изменились возможности передачи информации. Изобретение телефона, радио, телевидения, а затем ЭВМ, цифровых систем связи и вычислительных сетей, создание ПЭВМ и его невероятно быстрое распространение и развития именно в качестве инструментального средства накопления, преобразования, обработки и передачи информации позволили новым информационным технологиям внедриться практически во все области человеческой деятельности.

11 Основу автоматизированных ИТ составляют следующие достижения: средства накопления больших объемов информации (магнитные и оптические диски); средства связи, позволяющие воспринимать, использовать и передавать информацию практически в любой точке земного шара; компьютер, позволяющий по определенным алгоритмом обрабатывать и отображать информацию, накапливать и генерировать знания. ИТ направлены на увеличение степени автоматизации всех информационных операций, следовательно, на ускорение НТП общества.

12 Информационные технологии в налогообложении Информационные технологии в налогообложении - это Система электронной обработки данных (Система ЭОД). Система электронной обработки данных (Система ЭОД) - программный комплекс для автоматизации процессов налогового администрирования в инспекциях Федеральной налоговой службы России. Система ЭОД разработана, постоянно обновляется и поддерживается Филиалом ФГУП ГНИВЦ ФНС России в ПФО (бывший РНИВЦ МНС России, Г.Н.Новгород). Система электронной обработки данных (Система ЭОД) предназначена для автоматизации процессов налогового администрирования юридических и физических лиц в инспекциях Федеральной налоговой службы (ИФНС). Обработка информации в Системе ЭОД по юридическим и физическим лицам ничем не отличается, что полностью соответствует организации деятельности инспекции по функциональному принципу. База данных Системы ЭОД и основные программы обработки располагаются на сервере налоговой инспекции. Персональные компьютеры пользователей подключаются к серверу по локальной вычислительной сети (ЛВС). Скорость обработки данных при работе в Системе ЭОД в основном определяется мощностью сервера и параметрами ЛВС. На пользовательские компьютеры устанавливается специальная программа, обеспечивающая доступ и работу с базой данных Системы ЭОД. Данная программа называется "Универсальное рабочее место" (далее УРМ). Установку и сопровождение Системы ЭОД на сервере и пользовательских компьютерах осуществляет системный администратор инспекции.

13 Краткое описание возможностей системы ЭОД Краткое описание возможностей системы ЭОД Каждому разделу соответствует описание программ общего пользования. Краткое описание по разделам приведено ниже. "Универсальное рабочее место". "Универсальное рабочее место". Система организована в виде Универсального Рабочего Места. Принцип разделения функций реализован через дерево документов и режимов. Дерево состоит из папок, веток и режимов. Доступ к элементам дерева определяется принадлежностью пользователя к функциональной роли. Права роли определяются администратором. Используются стандартные элементы интерфейса, принятые в среде Windows. Вид экрана настраивается пользователем. Поддерживается многооконный интерфейс, создающий удобство в работе. "Навигатор". Как правило, в большинстве программных приложений данные выводятся в виде таблицы с помощью специальной программы "Навигатор". Средство позволяет выполнять запросы и сохранять результаты в виде файла MS Word или Excel. Это основная программа, освоение которой дает пользователю навык работы в любом режиме.

15 "Печать исходящих документов". "Печать исходящих документов". В отдельное рабочее место вынесен АРМ печати. В очередь на отложенную печать попадают документы, которые не требуется печатать немедленно. Остальные документы выводятся на принтер по месту формирования. "Досье налогоплательщика". "Досье налогоплательщика". На налогоплательщика ведется досье по отчетности и общее досье. Формируются сведения о том, своевременно ли налогоплательщик представляет баланс, налоговые расчеты, справки авансовых платежей. Информация может использоваться в целях контроля налоговой дисциплины. "АИС Почта". "АИС Почта". Это небольшая программа для переписки между пользователями системы.

Налоговые информационные системы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Налоговые информационные системы

Раздел I. Сущность экономической информационной системы
I Элементы теории систем

1.Определение и характеристика системы.
С тем, чтобы правильно и корректно подходить к изучению ЭИС в налогообложении, необходимо себе представить, что такое система, структура (схема), функционирование системы, процесс проектирования системы.
Любой объект, функционирующий во времени и пространстве должен рассматриваться как система, т.е. объект связан с внешней средой по входу и по выходу. Процесс деятельности объекта отслеживается им самим через анализ выхода, результаты анализа влияют через обратную связь на функционирование объекта.
Опр. Система - конечная совокупность элементов
Е = и некоторого регулирующего устройства R (F), которое устанавливает связи между элементами системы, управляет этими связями, создавая неделимую единицу функционирования.
Обобщенный вид системы изображен на рис.
2.Оценка систем, подходы к оценке.
Системы оцениваются по своей структурной сложности, по надежности функционирования, по работоспособности (эффективности).
Т.о. можно разделить оценки систем на элементные (структурные) и функциональные.
Опр. Структура системы - множество отношений q, заданное или определяемое на множестве элементов Е системы: S=.
Знание оценки структуры системы важно, чтобы оценить степень необходимости рабочего проекта (технического проекта).
Опр. Структурная сложность - это метрическая величина, определяющая количество элементов и количество связей в системе.
Опр. Надежность (R) - метрическая величина, определяющая способность системы сохранять заданные свойства поведения, т.е. быть устойчивой, в смысле функционирования, и быть помехозащищенной в смысле наличия элементов и связей.
Надежность определяется как в статике, так и в динамике работы системы.

II. Организация экономической информации.
1.Понятие экономической системы (экономического объекта)
Опр. Экономическая система (экономический объект) - система, которая реализует преобразование природных ресурсов в блага общества (в товарный продукт), т.е. если N - природные ресурсы, то С - потребительское общество, F – преобразователь, то экономическая система это:
F
N =>C (1)
Используя аппарат теории множеств, взаимодействие между ресурсами природными и обществом можно представить диаграммой Вьена.
здесь, E - экономика;
N - ресурсы природные;
R - любые ресурсы;
S - общество;
C - общество как потребитель
2.Обобщенная схема обработки экономической информации.
Информация – конечная совокупность сообщений или сведений о наблюдаемых объектах и явлениях реального мира
Информация обладает следующими свойствами:
ü Передаваемость;
ü Хранение;
ü Преобразование;
ü Структура;
Характеристики информации:
ü Инвариантность;
ü Надежность;
ü Объемность, плотность;
Объект, хранящий информацию, называется носителем информации или документом.
Информация на носителе это данные.
Структура информации может быть отобрана в виде зависимости: элемент – строка – файл – база данных (БД)
БД – это совокупность именованных данных, отображающая модель конкретной предметной области, информация БД единожды собирается и коллективно используется пользователями.
ИС – информационная система совокупность информации отображающая конкретную систему ее структуру и процессы по получению конечного результата.
Для изображения информационных систем и процессов используются специальные графические примитивы (ГОСТ 1990 года)

Информация, снимаемая с объекта управления А отображает как функциональное состояние этого объекта, так и содержание внутренних ресурсов в объекте управления. Вся эта информация перерабатывается органом управления В и носит название экономической информации.
Опр. Экономическая информация - информация о функциональных и ресурсных, т.е. внутренних, состояниях объекта управления.
Введем понятие технологического процесса обработки данных (ТПОД). ТПОД - это совокупность шагов, организационных средств и методов, используемых в процессе преобразования информации в системе.
Если каждый этап ТПОД автоматизирован, то имеет место система автоматизированной обработки информации (САОИ). САОИ - это конечная совокупность технических средств, людей, методов, используемых для обработки информации об экономическом объекте. В дальнейшем САОИ будем называть экономической информационной системой (ЭИС). ЭИС строится на базе новых технологий.
Рассмотрим состав ЭИС на рис
Исходя из понятия экономической системы информации и ЭИС: экономика страны схематично может быть представлена рис.I.14., где регулятором накопления бюджетных фондов является функция налогообложения F.
Исходя из общей схемы управления и сущности управления процессом делаем вывод, что:
1) процесс управления - реализация пяти функций: планирование, учет, контроль, анализ и принятие решений;
2) в процессе управления выходной функцией является функция принятия решений, которая может быть автоматизирована или нет;
3) для реализации функций по принятию решений и управлению полным циклом функционирования объекта А необходимы данные о всех состояниях А-объекта, в которых он находится. Эта информация называется экономической (информация, необходимая для управления объектом А в целом) и задается совокупностью технико-экономических показателей (ТЭП) о состоянии объекта А.
Следовательно, для реализации управления необходимо уметь:
- собирать информацию об управляемом объекте;
- регистрировать информацию на конкретных носителях;
- хранить;
- преобразовывать для получения ТЭП;
- анализировать ТЭП.
В силу того, что системы большие, следовательно, управление может происходить и в целом и по уровням. Каждый уровень имеет свои ТЭП, но существует и общая информация, которую необходимо хранить по единым методам.

1. Определение ЭИС и ее состав.
Основное назначение информационных служб - хранение и своевременная выдача информации в виде экономических показателей о деятельности экономического объекта как в центрально-управленческие, так в уровнево-управленческие службы. Весь процесс сбора, хранения и выдачи информации можно представить следующей схемой технологического процесса, на которой отображены основные этапы работы с информацией.
Опр. Совокупность технических, программных средств и математического аппарата, ориентированных на преобразование (или переработку) экономической информации в целях получения требуемых ТЭП экономического объекта, используемых для управления, называется системой автоматизированной обработки экономической информации или экономической информационной системой (ЭИС).

III. Методологические принципы организации эис на экономическом объекте

3. Принцип организации и построения ЭИС.
Весь процесс организации и разработки ЭИС представляется следующими этапами
1. Предпроектный анализ:
- исследуется информационные множества объекта автоматизации и представляется документооборот, формы, макеты документов, оригинальная схема данных;
- изучается перечень работ (функций) исследуемого объекта, результаты представляются деревом функций с последующей их формализацией;
- разрабатывается техническое задание (ТЗ): то есть определяется что нужно автоматизировать, описывается информация на входе и выходе и дается общая постановка задачи;
- технико-экономическое обоснование (ТЭО) по необходимости разработки ЭИС.
2. Разработка технического проекта ЭИС, который задается в виде схемы работы ЭИС, описывающей технологический процесс. Каждый шаг технологического процесса связан с внутримашинной обработкой данных и с использованием внутреннемашинной технологии по реализации задач ЭИС.
3. Разработка внутримашинной технологии обработки данных (ВТОД) и внутреннего информационного обеспечения (ВИО). ВТОД представляется в виде:
- схемы взаимодействия модулей;
- схемы работы каждого модуля и схемы ресурсов модулей.
ВИО:
- описание ИО (форм документов входных, выходных, нормативных и их макетов);
- описание баз данных (БД), нормативно-справочной информации, оперативной информации, макетов хранения информации на машинных носителях.
4. Рабочий проект. Построение алгоритмов и программ, реализующих задачи ЭИС. Если режим эксплуатации ЭИС - диалоговый, а режим работы ЭИС - децентрализованный, то разрабатывается схема сценария диалога и программы ведения диалога ЭИС.
5. Отладка, внедрение и написание инструкции по использованию ЭИС.

6. АРМ - автоматизированное рабочее место.
Опр. АРМ - это совокупность конструктивных и формальных средств, ориентированных по месту конкретной работы, для решения конкретной задачи у конкретного пользователя.
Цели АРМ:
1) максимальная ориентация с адаптацией на пользователя (не нужно специальное обучение для работы с АРМ);
2) проблемная ориентация (отображение всех этапов технологического процесса, конкретной задачи и общение на языке пользователя).

Дерево налогов РФ
Раздел II. Принципы построения ЭИС в налогообложении
VI. Экономические Информационные Системы (ЭИС) Государственных Налоговых Служб

Характеристика предметной области -
система налогообложения

При разработке ЭИС в системах налогообложения необходимо знать всю информацию о предметной области налогообложения, которая включает:
- назначение работ системы налогообложения;
- область определения и результатные значения работ;
- что и как отображается документально;
- инфологическая модель предметной области налогообложения.

Налогообложение называется совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов.

Автоматизированная налоговая информационная система (АНИС), - это ЭИС в налоговой службе, которая определяется как совокупность технических, организационных и программных средств, используемых для автоматизации процессов обработки учетной, контрольной и отчетной информации в налоговых службах различного уровня.

Налоговая информация - информация о налоговых сборах с объектов налогообложения, об объектах налогообложения, учетная и аналитическая информация о налогоплательщиках.
Налог - это обязательные платежи в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (налоговым кодексом).
Налоги классифицируются:
1) в аспекте компетентных органов власти:
- федеральные,
- региональные,
- местные;
2) по форме взимания:
- прямые,
- косвенные (социальные);
3) по форме аккумуляции:
- общие,
- целевые (внебюджетные).

Общая структура системы налогообложения

К федеральным налогам относятся:
НДС, акцизы, налоги на банковскую, страховую, биржевую деятельность, на операции с ценными бумагами, подоходный налог (физических лиц), государственные пошлины.
К региональным налогам относятся:
налог на имущество предприятий, лесной, плата за воду предприятий.
К местным налогам относятся:
налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на право торговли и другие.
Прямые налоги: налоги, взимаемые государством, непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога - одно лицо. К таким налогам относятся, например, налоги на имущество предприятий и физических лиц.
Косвенные налоги: налоги, которые непосредственно не связаны с доходами (имуществом) налогоплательщика. Они устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акции).
Масштаб налога для большинства налогов – это денежная единица (налог на прибыль, НДС), для некоторых выражен в натуральных единицах (акцизы, налог на отдельные виды транспорта, налог с владельцев транспортных средств).
Общие (бюджетные) налоги представляют основную массу обязательных платежей как физических, так и юридических лиц.
Целевые (внебюджетные) налоги: налоги, связанные с дорожными фондами, отчислениями в фонд воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, на благоустройство города, на развитие социально- культурной сферы, поддержку образования учреждений, за съемки фильмов и другие «новые» виды налогообложения, а так же социальные взносы, взимаемые с юридических лиц во внебюджетные фонды - фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования.

Процесс налогообложения должен изучаться неотрывно от системы налогообложения, которая представлена на рисунке
N – природные ресурсы
Ф = <БФ>+ <ВнФ>- средства реновации из бюджетных и внебюджетных фондов
Rн – управляющий орган
Н = <общие налоги>+ <специальные налоги>
Ei – экономические объекты
Ii – экономическая информация
D – денежные средства
Cj – общественные блага
R – рынок товаров и услуг
Таким образом, взаимодествие системы налогообложения с физическими и юридическими лицами может быть представлена как система.
Rн тоже является системой и имеет следующие элементы:
а - управляемый орган, орган по переработке ресурсов в общественные блага;
б – управляющий орган, отбирает некоторую долю (налоги), аккумулирует их в бюджетных и внебюджетных фондах и передает их обратно в а.
Rн называется налоговой службой.

Читайте также: