С помощью налогов государство имеет возможность производить общественные блага

Опубликовано: 22.04.2024

До сих пор мы рассматривали рынки так называемых частных благ. Этим благам присущи две характеристики: исключаемость и конкурентность.

Исключаемость – способность исключить индивида, который не платит за благо, из процесса потребления.

Например, если вы не заплатите за планшет, то не сможете пользоваться им, потому что он будет не ваш. Если вы не купите билет в кинотеатр, то не попадете в него, и не посмотрите фильм. Однако такое благо, как набережная реки не является исключаемым. Вы можете прогуляться по ней, даже если не заплатите. Поэтому исключаемые блага как правило бесплатны.

Конкурентность – уменьшение возможности потребления блага другими людьми при потреблении его определённым человеком.

Если вы потребляете планшет, он более не доступен ни для кого в данный момент. Это конкурентное благо (rival good). Также происходит, когда вы потребляете предметы одежды или продукты питания. Однако когда вы потребляете сеанс в кинотеатре или идете в ночной клуб, вы не делаете эти блага менее доступными для остальных потребителей. Это неконкурентные блага (non-rival goods).

Существуют еще и анти-конкурентные блага (anti-rival goods). Чем больше потребителей потребляет данное благо, тем более ценным оно является. Классическим примером является программное обеспечение.

Практически все блага, за которые мы привыкли платить, являются исключаемыми и конкурентными. Но бывают блага, которые не в полной мере обладают этими свойствами.

В зависимости от этих характеристик все блага можно разбить на четыре категории:

    Конкурентные и исключаемые. Это частные блага, которые каждый из нас привык получать на рынках в обмен на деньги. Автомобиль, компьютер, продукты питания, одежда – практически все, что мы привыкли покупать, являются частными благами. Например, возьмем вашу куртку. Если вы за нее не заплатите, то вы ее и не получите. Это благо является исключаемым. Далее, если вы носите курку в данный момент, ее не могут носить другие люди. Это благо является конкурентным.

Конкурентные, но не исключаемые блага. Это так называемые общие ресурсы. Классическим примером является рыба в океане. Если вы поймаете рыбу, ее не поймает и не сможет съесть кто-либо еще. Это благо конкурентное. В то же время практически нельзя кому-либо запретить (за некоторыми исключениями) ловить рыбу в океане. Это благо неисключаемо. Другим примером является скамейка в парке: если вы ее займете, она станет недоступной для других потребителей по-крайней мере, на какое-то время. В то же время нельзя сделать это благо платным, потому что отделить тех, кто платит за скамейку, от тех, кто не платит.
Существует способ превращения данных благ в частные – обеспечить дорогостоящие институты контроля. Например, в примере с рыбой это может быть водная полиция, а в случае скамейки – обнести ее забором и поставить рядом билетного контролёра.

Неконкурентные, но исключаемые блага.
Это так называемые клубные блага. Клубными благами в экономике называются неконкурентные блага, доступ к которым ограничивается платой или правилами пользования — неперегруженная платная дорога, закрытый пляж, концерт, спутниковое телевидение. Классическим примером является концерт известного музыканта. Исключить из пользования данным благом легко: тот, у кого нет билета, не попадает в клуб или на стадион. Однако это благо является неконкурентным: если вы приедет на концерт, это не будет означать, что на него не смогут прийти другие люди.
Другой пример – это рынки естественных монополий. Например, возьмем водопровод. Исключить того, кто не платит за благо, легко: со временем в квартиру этого индивида перестанет поступать вода. Однако это благо является неконкурентным: если вы пользуетесь водопроводом, это не снижает его доступности для остальных потребителей. На рынках подобных благ издержки на обслуживание дополнительного пользователя так малы, что они не существенны, большие постоянные издержки составляют существенную часть издержек.

Когда благо является неисключаемым, при его потреблении возникает проблема безбилетника (free-rider problem). Проблема заключается в том, что плату за пользование этими благами трудно получить, и поэтому у частных фирм могут отсутствовать стимулы к производству подобных благ. С пешеходов и пользователей автомобилей трудно получить плату за пользование светофором. Если ваш сосед по даче решает провести фейерверк, и вы насаждаетесь зрелищем, то ему трудно получить с вас плату за зрелище. То есть рыночный механизм не обеспечивает производство этих благ в количестве, эффективном ля общества, потому это считается одним из провалов рынка.

Рассмотрим некоторые примеры общественных благ

Национальная оборона

Национальная оборона является неисключаемым и неконкурентным благом. Граждане получают данное благо от государство в обмен на уплачиваемые налоги, которое поддерживает необходимые для этого военные институты на деньги налогоплательщиков. Данное благо представляется одинаково для всех граждан. Если кто-то не платит налоги, то он все равно получает данное благо. В этих условиях у индивидов могут существовать стимулы к уклонению от уплаты налогов, в ответ на это государство создает систему институтов контроля уплаты и сбора налогов. Бенджамин Франклин говорил, что «есть только две неизбежные вещи – смерть и налоги». В разное время велось множество дискуссий о том, какой уровень расходов на национальную оборону является приемлемым для общества. Определить это непросто, поскольку трудно посчитать реальные выгоды от разной величины предложения данного блага.

Фундаментальные научные исследования

Фундаментальные научные исследования также являются общественным благом. Результаты подобных исследований используются повсеместно, от медицины до производства продуктов питания. При этом ученый практически не может извлечь выгоду из произведенных открытий, поскольку их трудно запатентовать, и они являются общедоступными. Поэтому во всем мире подобные исследования субсидируются государством. Выгоду от проводимых исследований и полученных результатов определить весьма трудно, поэтому вокруг вопроса об оптимальном уровне субсидий на фундаментальные исследования также ведутся дискуссии.

Оптимальный размер частного блага определить легко – для этого достаточно создать условия для беспрепятственного обмена данного блага на рынке со множеством покупателей и продавцов, и невидимая рука рынка сама определит оптимальный размер производства и потребления. Оптимальный размер общественного блага определить сложно. В первую очередь, потому что в процесс его потребления вовлечено множество индивидов, которые не хотят раскрывать свои предпочтения в виде цен. Иными словами, они не хотят платить за данное благо, а значить сообщать рынку определенную информацию. В результате проблему предоставления общественных благ приходится решать не с помощью рынка, а с помощью других механизмов, например, государственного вмешательства. Для принятия решения об оптимальном объеме того или иного общественного блага правительство обычно привлекает экономистов, которые производят анализ «затраты-выгоды», что в случае общественных благ является сложной задачей. Сложность задачи заключается в том, что экономисты не могут воспользоваться ценовыми сигналами для получения оценки выгод от потребления данного блага. Какие же существуют способы оценки выгод участников, когда ценовой механизм не работает? Очевидным способом является опрос возможных получателей выгод. Например, при предоставлении такого блага, как фундаментальные научные исследования в сфере робототехники, опрос может звучать так: «Дайте оценки своих выгод от использования робота-уборщика по дому?»

Однако подобные опросы никогда не смогут дать точных результатов по двум причинам:

  1. Невозможно получить предпочтения всех участников процесса потребления блага, поскольку их может быть очень много
  2. Индивиды будут искажать свои оценки. Те индивиды, которые заинтересованы в роботе-уборщике, будут завышать оценки выгод, чтобы получить быстрее данную разработку. Индивиды, которые боятся прогресса, будут говорить, что их выгоды равны нулю, несмотря на существование реальных выгод от робота-уборщика.

Итак, мы поняли, что оптимальный объем общественного блага определить трудно, и для этой задачи обычно привлекаются экономисты (ведь главная цель экономики как науки – сделать лучше жизнь всех нас). Кто же представляет общественные блага, если у частного сектора нет стимулов этого делать? Ответ таков: государственные предприятия и частные фирмы, получающее государственный заказ (его в этом случае также оплачивает государство). Например, дороги и тоннели во всем мире строят как государственные компании, так и смешанные (государственно-частные компании), так и полностью частные.

В сфере общественных благ одной из наиболее интересных задач, стоящих перед экономистами, является определение оптимального объема благ, связанных с обеспечением безопасности жизни индивидов. Данная проблема может быть хорошо проиллюстрирована с помощью такого примера, как решение о том, ставить или нет светофор в городе.

Светофор является чистым общественным благом, поскольку у него есть признаки неконкурентности и неисключаемости. Светофор приносит выгоды пешеходам и автомобилистам в виде уменьшения числа аварий, и как результат, спасенных жизней. Светофор имеет издержки, заключающиеся в том, что бюджету города необходимо оплатить производство и установку светофора.

Чтобы принять решение об установке светофора, городскому совету следует соотнести затраты на него с получаемыми выгодами. Но поскольку выгодами являются спасенные жизни людей, то как оценить эти выгоды? Иными словами, как оценить человеческую жизнь? Подобная постановка вопроса является, вероятно, крамольной для обычного человека, но она имеет смысл для экономиста. Обычная логика подсказывает, что ответа на вопрос нет, поскольку жизнь человека бесценна. Многие люди ответят подобным образом на вопрос: «Сколько стоит ваша жизнь?», поэтому проведения опроса для получения оценок – это бессмысленное занятие. Но с точки зрения экономиста данная задача имеет решение, и цена жизни может быть определена более или менее достоверно. Люди, реагируя на стимулы, предложенные им в реальном мире, могут раскрывать информации об их оценках жизни, при этом даже искренне считая, что жизнь человека бесценна. Например, люди выбирают более рискованные профессии, соглашаясь работать за более высокую заработную плату. Заработная плата в схожих профессиях с различным уровнем риска также отличается. Например, угольщики, которые добывают уголь в шахте, оплачиваются выше, чем угольщики, которые добывают уголь открытым способом. Или же люди согласны существенно переплатить за более безопасный автомобиль, таким образом раскрывая информацию об оценках собственной жизни. Приводя грубые расчеты, Сергей Гуриев в книге «Мифы экономики» приводит приблизительные оценки человеческой жизни россиянина, которые колеблются от 1 до 3 млн долларов.

Таким образом, с точки зрения экономиста, цена жизни может быть определена, а значит, задача о светофоре имеет решение. Для этого нужно сопоставить выгоды от светофора с затратами на него. Выгоды грубо можно оценить таким образом: оценить вероятность аварий со светофором и без него, и умножить ее на оценку человеческой жизни.

13.2.2. Трагедия общин

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

Трагедия антиобщин (tragedy of anticommons)

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

Тема: Экономические функции государства

Тип урока изуч нов материала

Смирнова Ю.П.

Цель урока: выявить роль государства в рыночной экономике.

Задачи урока: 1) познакомить с экономическими функциями государства, с самыми эффективными способами регулирования экономики;

2) развивать и совершенствовать навыки актуализации знаний, умения анализировать источники, учебный текст, высказывать своё мнение по проблеме;

3) воспитывать экономическую культуру учащихся.

План урока

Экономические функции государства.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

Вывод о нужности государственной помощи рыночной экономики.

Изучение нов материала

1. полит информ.

Проверка д/з

Вступительное слово учителя .

Учитель: Как Вы думаете? Каким образом взаимосвязаны государство и экономика?

Экономика существует для государства или государство для экономики?

На сегодняшнем уроке мы попытаемся разрешить эту проблему? А тема нашего урока

«Экономические функции государства.».

Цель: познакомить с экономическими функциями государства, с самыми эффективными способами регулирования экономики;

Как Вы считаете, должно ли государство вмешиваться в экономику? Почему?

2. Экономические функции государства.

Учитель: Итак, вмешиваясь в экономику, государство компенсирует несостоятельность рынка и выполняет ряд функций. Каких? Попробуйте определить их самостоятельно в группах, анализируя предложенные экономические ситуацию.

Задания группам

(каждой микрогруппе дается задание определить на основе текста одну из функций)

1.Проанализировать данную экономическую ситуацию.

2.Назвать функцию государства, вытекающую из данной экономической ситуации.

(В заданиях функция не указывается.)

Стабилизационная функция.

1.Вам уже известно, что в одни периоды производство, доходы и расходы снижаются, растёт безработица. В другие периоды чрезмерный рост объёмов производства, доходов и расходов приводит к инфляции (резко увеличивая уровни цен.)

Подобные нестабильные подъёмы и спады в экономике приводят к жизненным тяготам, а также взлётам и падениям уровня жизни.

В 1936 г. британский экономист Джон Мейнард Кейнс опубликовал книгу «Общая теория», в которой приводятся доводы в пользу того, чтобы государство использовало свои возможности по налогообложению и по расходованию средств для компенсирования изменений в расходах бизнес – фирм и потребителей и тем самым для сглаживания экономических циклов и стимулирования экономического роста.

Задание: сформулируйте на основании текста функцию государства.

Поддержание конкуренции.

Из материалов «Богородской газеты»

А) «Местная власть поддерживает богородских товаропроизводителей» ( заголовок)

Б) «… В течение 2004 – 2005г. в районе открыты новые мини- заводы по переработке местной сельхоз. продукции: молока, мяса, зерна. Разнообразные, высококачественные и не столь дорогие продукты питания составляют серьёзную конкуренцию импортным продуктам на местном рынке.»

В)На территории Хвощёвской администрации созданы частные коммерческие учреждения по продаже промышленных и продовольственных товаров и оказанию услуг населению, а, именно, ЧП Сучковой Л.П., ЧП «Кудьма», ЧП Мысляковой О.В. и др.

Задание: сформулируйте на основании текста функцию госуда рства.

Перераспределение доходов

«Государство в США устанавливает более высокие ставки для богатых, чем для бедных, оказывает социальную помощь находящимся на иждивении детям , в результате чего происходит перераспределение доходов»

«Государство осуществляет трансфертные платежи – безвозмездные выплаты соответствующим категориям граждан.»

Приведите примеры таких категорий. Сформулировать на основании текста функцию государства.

Производство общественных благ

С помощью налогов государство имеет возможность производить общественные блага.

Действительно все блага, оплаченные бюджетом и государственное образование, и бесплатная медицина, и суды, и оборона, и прочие являются общественными, т.е равно доступными для всех жителей.

Задание: сформулируйте на основании текста функцию госуда рства.

Сравните частное благо и общественные блага.

Какой внешний эффект даёт производство общественных благ?

Дети: Экономические функции современного государства в условиях рыночной экономики рассматриваются с опорой на экономическую ситуацию . После прочтения ситуаций «Экономические функции государства» школьники заполняют схему.

Учитель: Какие же экономические функции несѐт государство? Учитель демонстрирует на доске основные экономические функции государства Предлагает учащимся их прокомментировать, привести примеры.

- защита прав собственности;

- регулирование денежного обращения;

- регулирование взаимоотношений между работодателями и наѐмными работниками;

- контроль над внешнеэкономической деятельностью;

- производство общественных благ;

- компенсация «внешних эффектов»; (гос-во, производитель и народ-загрязнение окр. среды)

- поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы (учащиеся конспектируют функции в тетрадь)

Учитель: Вспомните, на каких элементах основывается рыночная экономическая система? (частная собственность, развитая конкуренция).

Представляют в виде схемы основные экономические цели (слайд 5)

Экономический рост

Стабилизация цен Обеспечение занятости

Рассматривают на примере схемы возможность одновременного достижения трѐх целей регулирования эк-ки государством

Рассматривают каждую грань треугольника (экономический рост –––––––обеспечение занятости; экономический рост––––––––––стабилизация цен; обеспечение занятости–––––– ––––– стабилизация цен).

Учащиеся сами делают вывод о невозможности достижения сразу всех целей. Проводя причинно-следственные взаимосвязи, при рассмотрении взаимосвязи двух целей доказывают,

какие цели обратнопропорциональны друг другу (экономический рост––––––––––стабилизация цен; обеспечение занятости––––––––––– стабилизация цен), а какие однонаправлены (экономический рост –––––––обеспечение занятости).

Экономический рост

Стабилизация цен Обеспечение занятости

Физкультминутка (перемещение в группы)

4. Первичная проверка понимания (работа в группах). Учитель делит класс на 3 группы. Каждой группе предлагается рассмотреть реальную и смоделированную учителем ситуации о государственном регулировании в России таких сфер, как о бразование, медицина, военно-промышленный комплекс (ВПК) и высказать возможные положительные и отрицательные моменты обеих ситуаций.

По формуле ПОПС

Реальная ситуация – медицина находится в большей степени в государственной собственности (рассмотреть недостатки и достоинства), смоделированная ситуация – медицина полностью передана в частный сектор экономики. Сделать вывод, высказать своѐ мнение по каждой из предложенных ситуаций. От группы выступает 1 модератор.

Реальная ситуация – образование находится в большей степени в государственной собственности (рассмотреть недостатки и достоинства), смоделированная ситуация – образование полностью передано в частный сектор экономики. Сделать вывод, высказать своѐ мнение по каждой из предложенных ситуаций. От группы выступает 1 модератор.

Реальная ситуация – ВПК находится в государственной собственности (рассмотреть недостатки и достоинства), смоделированная ситуация – ВПК полностью передан в частный сектор экономики. Сделать вывод, высказать своѐ мнение по каждой из предложенных ситуаций. От группы выступает 1 модератор.

Учитель: Делают общий вывод по предложенной проблеме: « эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников. Могут распустить армию, ведь еѐ надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства ».

3. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики- заполнить схему, стр.81- 82. (с), стр. 85-86 (з)

Вывод о нужности государственной помощи рыночной экономики.

Учитель: . Экономика существует для государства или государство для экономики?

На сегодняшнем уроке мы попытались разрешить эту проблему. Как Вы считаете, должно ли государство вмешиваться в экономику? Почему?

Ответы учащихся:

- отмечают слабость и несостоятельность рынка

Закрепление полученных знаний

Классифицируйте газетные заголовки:

1.Федеральные законодатели принимают Закон о борьбе с преступностью.

города планируют наём дополнительных полицейских сил.

2. Государственные органы собираются предъявить табачным фирмам судебный иск о возмещении расходов на здравоохранение.

3.Следственные органы США выясняют, не имел ли место сговор производителей алюминия по поводу снижения выпуска продукции; нарушение Антитрестовского законодательства.

4.Страховая компания оформляет иск, обвиняя банк в предъявлении фальшивых претензий.

5. Ставки процента вероятно повысятся, несмотря на данные об инфляции.

6.Государство собирается в следующем году увеличить расходы на образование.

7.Агенство по охране окружающей среды поддержало петицию местных органов управления об ужесточении нормативов на автомобильные выхлопы.

8. Группа экономистов убеждает Центральный банк не принимать немедленных мер против инфляции.

9. Выплаты в рамках социальной безопасности в следующем году вырастут на 4%. Пособие на поддержание прожиточного минимума будет увеличено.

10. Законодательные органы поддержали увеличение ставки подоходного налога применительно к получателям наиболее высокой заработной платы.

III. Закрепление (по группам) 1.Решение познавательной задачи.

Известно, что Чингисхан брал с покорённых народов дань- одну десятую, т.е.10%. И когда его спросили, почему так мало, он ответил, что больше нельзя, иначе народ- плательщик не сможет развиваться и дань будет уменьшаться. Нужно, чтобы народ имел чем платить не только живущим, но и внукам. Как вы думаете, нынешнее правительство России поступает так же? Ответ аргументируйте.

(2.По словам эпиграфа выделить проблему (проблема разумного вмешательства государства в экономику), определить свою позицию, в доказательство её привести один аргумент.)

IV. Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.

Экономические цели государства в рыночной экономике:

3.Объяснить термины- дефицит бюджета, профицит бюджета, государственный долг, антимонопольные меры, инфляция. эмиссия, положительное сальдо.

4. Ответить на вопросы после параграфа 7

В настоящее время практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

В данном высказывании английский поэт и критик С. Джонсон акцентирует внимание на проблеме перераспределительной функции налогов. Автор утверждает, что государство взимает налоги с некоторых слоев общества ради удовлетворения потребностей всех людей, живущих в государстве, и для создания общественных благ.


Федеральный налог идет в государственный бюджет и его обязаны уплачивать все граждане Российской Федерации.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Региональный налог уплачивается жителями субъектов РФ в пользу бюджетов этих субъектов. А местный налог, соответственно, идет в бюджет города и взимается со всех горожан. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, пошлины, подоходный налог и другие. К региональным – налог на имущество предприятий, на недвижимость, дорожный налог и т.д. А к местным – земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор. Именно налоги являются важной статьей в формировании государственного бюджета, из которого потом власти тратят деньги на различные цели в пользу граждан своей страны: на развитие здравоохранения, образования, правоохранительных органов, на обеспечение обороны государства, на поддержку сельского хозяйства, дотации производителям, вложения в инфраструктуру. Это характеризует фискальную функцию налогов, то есть обеспечение финансирования государственных расходов. Также налоги выполняют регулирующую функцию, являясь инструментом бюджетно-налоговой политики государства, и социальную, перераспределяя доходы граждан. Именно социальная, она же перераспределительная, функция и обеспечивает взимание налогов с доходов и имущества одной части общества и распределение этих полученных средств государством на создание общественных благ, которыми пользуется абсолютно всё население страны, удовлетворяя тем самым свои потребности в медицине, в получении образования, в охране и т.д. Значит, власти, собирая налоги с имущей части населения, обеспечивают достойный уровень жизни и поддерживают интересы всех граждан своего государства.

В Древней Руси, например, основным налогом являлось полюдье, которое ввел князь Олег. Деньги собирались не со всего общества, а лишь примерно с 60% населения, так как феодалы и холопы полюдье не платили. Собранные князем налоги шли на содержание дружины, а как следствие, на увеличение обороноспособности и защиту от набегов кочевников. Пользу получало все население от мала до велика, ведь, платя полюдье, они обеспечивали себе спокойную и безопасную жизнь. Тем самым, налоги, взимаемые с части населения, шли на пользу всему обществу.

В качестве второго примера могу привести налоговую систему в Швеции. Как известно, шведские налоги считаются одними из самых высоких в мире, жители зачастую могут отдавать от трети до половины всех своих доходов. Но примечательно то, что это совершенно не вызывает возмущения и негодования граждан. Они не только послушно уплачивают налоги государству, но и уважительно относятся к самим налоговым службам. А все потому, что жители Швеции реально видят, на что расходуются те деньги, что с них взимает государство. В Швеции существует прогрессивная и эффективная система образования, подразумевающая бесплатное образование для всех граждан страны, в том числе и высшее. У них высокий уровень здравоохранения, высокие пенсии и зарплаты, активная социальная помощь, а также отсутствует коррупция. Государство заботится о своих гражданах и, взимая немаленькие налоги, вкладывает деньги в развитие страны, в создание общественных благ. Поэтому Швеция считается государством с развитой экономикой и достаточно высоким уровнем жизни людей.

Таким образом, я полностью согласна с высказыванием автора. Взимая налоги с части общества, имеющей доход, государство обеспечивает достойный уровень жизни и удовлетворяет потребности не только этой части общества, но и всех граждан в целом.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id59411

date image
2015-04-06 views image
4219

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Экономические функции государства

1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;защита конкуренции;путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства;

2) перераспределение дохода и богатства;

3) корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;

4) стабилизация экономики, то есть, контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста.

Таким образом, государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.

Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы и социальные компенсации. Важной является также контрольная функция (разработка различных стандартов). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

- определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах:

- государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

- нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

- правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

- лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеэкономических операций.

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют правила игры в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

- налогообложение, уровень обложения и систему налоговых льгот;

- регулирование цен, их уровней и соотношений;

- платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы;

- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширения воспроизводства.

Общественные блага и побочные эффекты

Производство общественных благ является одной из самых важнейших функций государства.

Рыночный механизм не может предоставить общественные блага.

На основе рыночной системы производятся товары индивидуального пользования. К общественным благам относятся такие блага, которые неделимы, то есть они состоят из таких крупных единиц, которые не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Полезность общественных благ в отличие от частных товаров имеет внешний потребительский эффект и распространяется больше чем на одного человека, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают. Поэтому, у частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным эффектом от их создания могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет.




К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т.п.

Чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, обеспечить их должен государственный сектор, а финансировать их производство следует с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов.

При этом отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного блага. Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают свойствами неделимости и неисключения из потребления в ярко выраженной степени.

У смешанных общественных (квазиобщественных) благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Правительство обеспечивает людям множество товаров и услуг, к которым принцип исключения может быть применим. Пример смешанного блага – автодороги. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки. Другие пример – полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание. Эти услуги вполне могут подпадать под действие принципа исключения, то есть на них можно устанавливать цены. Но рыночная система не станет производить их в достаточном количестве. Поэтому правительство берет на себя их производство или финансирование, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу.

Государство должно иметь источники для оплаты общественных благ и программ перераспределения дохода. Таким источником для него являются налоги, взимаемые с частных лиц и корпораций, с зарплаты, с продаж потребительских благ и т.д. Все уровни государства: муниципальный, региональный и федеральный собирают налоги для покрытия своих расходов. Налоги напоминают цену, которую мы платим за общественные блага, но налоги не добровольны. Каждый налог является предметом налогового законодательства, все мы обязаны платить, чтобы разделить затраты, на общественные блага.

Внешние (побочные) эффекты

Побочные эффекты (переливы ресурсов) возникают тогда, когда некие выгоды или издержки от производства товаров или услуг выпадают на долю так называемых 3-х лиц, не являющихся непосредственными участниками сделки: покупателями или продавцами.

Внешние (побочные) эффекты делятся на положительные (приносящие дополнительные выгоды третьим лицам), либо отрицательные (приносящие третьим лицам дополнительные издержки).Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные внешние эффекты.

Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, и озеленением порождают положительные внешние эффекты.

Внешние (побочные) эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные внешние эффекты на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных внешних эффектах, наоборот возникают случаи недопроизводства товаров и услуг.

Решить проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод и издержек перелива возможно следующими способами:принятием соответствующих нормативных актов, которые обязывали бы производителя нести затраты по снижению отрицательных побочных эффектов;стимулированием производителей, занимающихся производством товаров, обладающих положительным побочным эффектом;стимулированием и прямым финансированием потребителей, предъявляющих спрос на товары с «положительным побочным эффектом»; государство может само выступить в роли производителя соответствующих товаров и услуг.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Государство должно брать на себя заботы о производстве общественных товаров и организовывать совместную оплату гражданами. Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах благодаря их свойствам неисключаемости и неконкурентности. В большинстве стран государство не только финансирует поставку подобных благ за счет налогов, но и непосредственно организует их создание силами общественного сектора. В ряде случаев государство вмешивается в производство и распределение частных благ исходя из политических или социальных целей. Это касается, прежде всего, социально значимых благ.

Общественное благосостояние. Современные модели государства благосостояния.

Одним из приоритетных направлений в области внутренней экономической политики многих стран становится поиск оптимального распределения национального дохода с целью улучшения положения необеспеченных слоев населения. Здесь вводится понятие общественного благосостояния, которое представляет собой сложную экономическую и социальную категорию. Оно определяется, прежде всего, за счет анализа следующих общенациональных параметров:

· Стабильность экономической обстановки.

· Оптимальность потребления выпускаемого объема продукции.

Потребление включает в себя не только использование материальных благ, но также применение различных продуктов духовного происхождения с целью повышения собственного интеллектуального и культурного уровня.

Стоит отметить, что социальная и хозяйственная жизнь человека тесно связаны между собой. Поэтому для достижения экономического роста необходима социальная стабильность, а для формирования крепкого общественного благосостояния важен экономический рост и развитие. Последний достигается за счет баланса предложения и спроса, а также эффективности работы всей производственной цепочки.

Факторы, влияющие на благосостояние общества.

Все факторы делятся на - объективные и субъективные. К последним относят личную оценку своего уровня благосостояния. Достаточно часто эта оценка не является

адекватной, так как каждый человек имеет свое субъективное мнение. Ее сложно измерить, однако, убрать из конечного результата невозможно.

К объективным факторам относят:

· Развитость системы здравоохранения.

· Доступность и качество общественного питания.

· Общий уровень занятости.

· Условия и качество труда.

· Доступность досуга, условия его получения.

· Условия жилья и быта.

· Доступность безопасности жизни и ее уровень.

· Возможность человека развиваться и вести активный социальный образ жизни.

Характер реализации социальной политики в разных странах и регионах определяется многими параметрами, в том числе историей, культурными традициями, особенностями экономического развития, политической системой и пр. Поэтому общая модель государства всеобщего благосостояния — это всего лишь определенный образ, некоторые рамочные условия.

Вместе с тем, при всем различии и вариативности проведения социальной политики в разных странах мира, ученые предпринимали попытки выделения моделей социальной политики и их классификации.

Одна из классификаций была предложена ведущим западным социологом Г. Эспинг-Андерсеном. Исходя из общих принципов государства благосостояния, ученый выделяет три типа такого государства, собственно и представляющие собой основные модели современной социальной политики, существующие сегодня в экономически развитых странах Запада.

Для их характеристики и различения Эспинг-Андерсен предлагает следующие параметры: уровень декоммодификации (Понятие «декоммодификация» раскрывает, как социальная политика смягчает классовое деление в капиталистическом общества, нейтрализуя товарный статус работника в отношении к работодателю.); стратификация общества; государственное вмешательство (интервенция). На основе этих параметров ученый выделяет три типа (режима) современного государства всеобщего благосостояния.

1.Неолиберальный (англо-американский) тип

Уровень декоммодификации — низкий; стратификация общества — сильная; государственное вмешательство осуществляется в форме регулирования рынков.

В неолиберальной модели социальная помощь в рамках определенных минимальных потребностей, оказывается по остаточному принципу бедным и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добыть средства существования. По сути дела, речь идет об обязанности государства предоставить определенный минимум социальных гарантий всем членам общества.

В этом кластере могут находиться государства с чертами "либерального" государства всеобщего благосостояния, в котором преобладают адресная социальная помощь, невысокие универсальные трансферты и довольно скромное социальное страхование. При таком режиме обеспечения социального благосостояния выплаты адресованы главным образом группам с низким достатком (в основном рабочему классу и иждивенцам). В этой модели продвижение социальных реформ было строго ограничено традиционными, либеральными и профессионально-этическими нормами. Впоследствии

при этом режиме эффект декоммодификации снижается и этот режим, основанный изначально на социальных правах, воздвигает стратификационную структуру, где получатели социальной помощи одинаково бедны, где благосостояние большинства зависит от положения на рынке. Типичные примеры этой модели: Соединенные Штаты, Канада и Австралия.

2.Консервативно-корпоративистский (франко-германский) тип

Уровень декоммодификации — высокий; стратификация общества — сильная; вмешательство государства осуществляется в форме прямого предоставления финансового обеспечения и регулирования рынков.

Консервативный принцип социальной политики подразумевает отдельные социальные программы для различных профессиональных и статусных групп в зависимости от трудового вклада.

К этому режиму можно отнести такие страны, как Австрия, Франция, Германия и Италия. Здесь историческое корпорационное наследие было модернизировано в соответствии с новой постиндустриальной классовой структурой. В таких консервативных обществах благосостояния, где силен корпорационный дух, либеральный сценарий рыночной эффективности не был широко распространен. Предоставление социальных прав также принципиально никогда не оспаривалось. Преобладающей чертой было сохранение статусных различий. Таким образом, права были связаны со статусом и классовой принадлежностью. Этот корпоративизм был заложен в основании государства и мог вполне заменить рынок как источник благосостояния.

3.Социально-демократический (скандинавский, шведская модель социальной политики) тип

Уровень декоммодификации — высокий; стратификация общества — слабая; вмешательство государства осуществляется в форме прямого предоставления финансового обеспечения.

Социально-демократический принцип (называемый также либерально-социалистическим), первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада. К числу стран, осуществивших на практике данную модель социальной политики, относятся скандинавские государства, где принципы универсализма социальных прав соседствуют с нерушимостью индивидуальной автономии, поэтому эта модель представляет собой соединение либерализма с социализмом.

Эта группа самая малочисленная по отношению к проведению политики государства всеобщего благосостояния включает те страны, где принципы универсализма и декоммодификации социальных прав были также распространены на новый средний класс. Эспинг-Андерсен называет режим этих стран "социально-демократическим", так как в них доминирует социально-демократическая составляющая социальных реформ.

По его мнению, социал-демократы скорее будут развивать концепцию государства всеобщего благосостояния, обеспечивающего именно равенство самых высоких стандартов, а не равенство минимальных потребностей, как это бывает обычно.

Они предпочтут такое равенство двойным стандартам между государством и рынком, между рабочим и средним классами. Для достижения этой цели, во-первых, необходимо поднять уровень доходов и качество услуг до уровня, соизмеримого со стандартами нового среднего класса и, во-вторых, рабочим слоям должно быть гарантировано такое же качество соблюдения прав, как и у более высоко-обеспеченныхслоев общества.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 443 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: