Налоговое стимулирование малого бизнеса

Опубликовано: 21.09.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Ивашинникова Е.А., Голояд А.Н. Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62400 (дата обращения: 20.05.2021).

Налоговое стимулирование является важнейшим инструментом повышения привлекательности ведения малого бизнеса в стране. Под налоговым стимулированием мы понимаем целенаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению в законодательстве о налогах и сборах и реальному предоставлению налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов для создания экономической заинтересованности осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности [3].

Основным законом, определяющим общие положения государственной поддержки малого бизнеса, а также устанавливающим формы и методы государственного стимулирования и регулирования малого бизнеса, является Федеральный закон от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Основные налоговые меры, которое государство приняло для стимулирования малого бизнеса, являются:

1) Упрощенная система ведения бухгалтерского учета

2) Льготные налоговые режимы

3) Налоговые каникулы

4) Рассрочка или отсрочка по уплате налога

Упрощенная система ведения бухгалтерского учета позволяет предприятию сэкономить на таком специалисте как бухгалтер, поскольку налогоплательщику не обязательно обладать углубленными знаниями бухгалтерского учета, а это существенно облегчает условия ведения бизнеса.

Если говорить про специальные налоговые режимы, то на данный момент существует 4 вида налоговых режимов для малого бизнеса: упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Упрощенная система налогообложения – один из самых распространенных режимов налогообложения малого бизнеса. Но применять его можно только при соблюдении определенных критериев таких как годовой доход, средняя численность работников, остаточная стоимость основных средств предприятия[6]. При выборе такой системы налогообложения ставка налога будет зависеть от следующих факторов:

1) При выборе налогоплательщиком объекта налога «Доходы», налоговая ставка составит 6%

2) При выборе налогоплательщиком объекта налога «Доходы минус Расходы» ставка налога составит от 5 до 15%, в зависимости от субъекта РФ.

При выборе налогового объекта «Доходы», налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму уплаченных им страховых взносов за своих сотрудников, а также пособий по временной нетрудоспособности, но не более 50% от налоговой базы для организаций. Для ИП ограничений по уменьшению налоговой базы нет [7].

Применение УСН организациями освобождает их от уплаты следующих налогов:

  1. Налог на прибыль организаций;
  2. Налог на имущество организаций;
  3. Налог на добавленную стоимость.

Применение УСН индивидуальными предпринимателями освобождает их от уплаты следующих налогов:

  1. Налог на доходы физических лиц по предпринимательской деятельности;
  2. Налог на имущество физических лиц по имуществу, которое используется для предпринимательской деятельности;
  3. Налога на добавленную стоимость.

Патентная система налогообложения (ПСН) в общем случае предусматривает освобождение предпринимателя от ряда налогов, является добровольной и может совмещаться с другими режимами налогообложения.

Перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в рамках патентной системы налогообложения, ограничен. В частности, под патентную систему подпадают:

- розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более50 кв. мпо каждому объекту организации торговли;

- услуги общественного питания, оказываемые через объекты общественного питания с площадью зала обслуживания не более50 кв. м;

- парикмахерские и косметические услуги;

- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

При выборе ПСН налоговым объектом будет величина не полученного дохода, а потенциально возможного дохода, предусмотренного законами субъектов РФ. При использовании ПСН, налогоплательщики также как и при УСН освобождаются от уплаты ряда налогов [4; 5].

Единый сельскохозяйственный налог имеет самую низкую налоговую ставку 6% от прибыли предприятия. Главным критерием применения ЕСХН является ведение сельского хозяйства в качестве основного вида деятельности предприятия. При использовании ЕСХН, налогоплательщик также освобождается от уплаты ряда налогов.

Единый налог на вмененный доход может применяться только для определенного перечня видов деятельности, указанных в ст. 346.26 Налогового кодекса РФ. Налоговая ставка при выборе ЕНВД равна 15% от вмененного дохода. Вмененный доход в свою очередь равен: Базовая доходность по определенному виду деятельности × К1 × К2 × Величина физического показателя по определенному виду деятельности, где:

К1 – коэффициент-дефлятор – отражает влияние инфляции, то есть изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), за несколько лет.

К2 – коэффициент, который учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности. В частности, ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и пр.

Физический показатель – количественный, характеризует деятельность налогоплательщика и различается в зависимости от ее вида (количество работников при оказании бытовых услуг; общая площадь стоянки при хранении автотранспортных средств и пр.). При использовании ЕНДВ, налогоплательщик освобождается от уплаты ряда налогов. [1]

Еще одной государственной льготой малому бизнесу является предоставление налоговых каникул – освобождение организации или индивидуального предпринимателя от уплаты налогов в течение некоторого периода [2; 3]. В РФ налоговыми каникулами вправе воспользоваться организации и ИП с момента их регистрации в налоговом органе и в течение 2-х последующих лет, а также основной вид деятельности должен попадать в список 4 пункта статьи 346.20 НК РФ. Доход организации или ИП не должен быть менее 70 процентов по основному виду деятельности.

Если налогоплательщик по каким-либо причинам не в состоянии заплатить налог в определенный промежуток времени, он вправе запросить у налогового органа рассрочку или отсрочку по уплате налогов. Для этого необходимо подать соответствующие заявление в ИФНС. В результате рассмотрения этого заявления, будет вынесено решение о предоставлении рассрочки или отсрочки налогоплательщику.

Таким образом, при выборе того или иного специального налогового режима, предприятие освобождается от уплаты различных налогов, таких как налог на прибыль организаций, НДС и другие, вместо них, оно платит один единственный налог, что определенно снижает налоговую нагрузку малого бизнеса и упрощает его ведение. Все вышеперечисленные государственные налоговые льготы существенно стимулируют развитие бизнеса на территории Российской Федерации.

Библиографический список

  1. Корень А.В., Гулян В.А. Сравнительная характеристика основных преимуществ и недостатков реформы единого налога на вменённый доход // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 8.
  2. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Формирование и перспективы развития эффективной налоговой политики в сфере налогообложения микробизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 12-2. – С. 78-80.
  3. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Специальные налоговые режимы в реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6-3. – С. 479-483.
  4. Корень А.В., Лещенко Р.И. Механизмы и направления налогового планирования в малом бизнесе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 361.
  5. Корень А.В., Лещенко Р.И. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 4 (31). – С. 24.
  6. Лян М.А., Корень А.В. Налоговое планирование как элемент финансового менеджмента // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 7.
  7. Чие Е.Э., Корень А.В. Анализ направлений эффективного использования упрощённой системы налогообложения // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 6.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

г.Липецк Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, Липецкий филиал

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель, кафедра экономика и финансы, место работы Липецкий Филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы

УДК 336.027

Введение. В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной налоговой политики является стимулирование развития предпринимательской деятельности путем создания таких условий, которые будут благоприятны для ведения финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов с учетом выявления такого соотношения между интересами государства и предпринимательства, когда будет находиться баланс между средствами, остающимися у налогоплательщика, и средствами, которые направляются в бюджет государства посредством уплаты налогов.[1]

Актуальность. Одним из самых важных аспектов, с помощью которого можно достичь сбалансированного социально-экономического развития России является налоговое стимулирование малого и среднего предпринимательства. Почему это всё-таки так важно для экономического развития страны? Развитие малого и среднего предпринимательства оказывать влияние на следующие сферы:

1) социальная сфера, влияние которой заключается в обеспечении занятости части населения, создании новых рабочих мест, росте доли экономически активного населения, улучшении условий жизни за счет предпринимательских доходов, сглаживании диспропорций развития в благосостоянии различных социальных групп населения;

2) финансовая сфера, которая связана с финансовым самообеспечением предпринимательства и членов их семей, оплатой труда наемных работников;

3) бюджетная сфера, предполагающая поступление налогов и платежей в бюджетную систему, обеспечение собственной доходной базой субфедеральных и местных бюджетов;

4) экономико-стимулирующая сфера, которая связана с увеличением числа собственников, конкурентным отбором эффективных собственников, для которых малый бизнес становится отправной точкой для дальнейшего развития; созданием конкурентной среды для других форм бизнеса;

5) инновационное-инвестиционная сфера, которая очень актуальна в наши дни и связана с разработкой и внедрением технологических, технических и организационных нововведений и инноваций; косвенной стимуляцией эффективности производства крупных компаний посредством освоения новых рынков.[2]

Цель работы заключается в изученииаспектов, влияющих на развитие малого предпринимательства в России, в выявлении новых способов его стимулирования.

Задачи статьи:

1. Проанализировать статистические данные прошлых лет.

2. Выявить рост или спад развития малого бизнеса.

3. Предложить свои способы улучшения развития малого предпринимательства в России.

Научная новизна заключается в сопоставлении статистических данных прошлых лет и в выявлении способов налогового стимулирования на современном этапе.

Глобальные изменения экономической структуры рынка в сторону стагнации, нестабильная экономическая ситуация в стране: всё это негативно влияет на климат малого и среднего предпринимательства, а значит и на все выше перечисленные сферы.

Если мы обратимся к сведениям, содержащимся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.08.2016, то увидим количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей зарегистрированных на 01.08.2016. Всего предприятий 5,523,765 из них юридических лиц всего 2,594,355; микро предприятий 2,335,579; малых предприятий 238,796; средних предприятий 19,980. Индивидуальных предприятий зарегистрировано на 01,08,2016 всего 2,929,410; микро предприятий 2,900,085; малых предприятий 28,953; средних предприятий 372.[3] Используя эти данные, можем сделать вывод, о том, что большую часть сектора занимают предприятия индивидуальных предпринимателей на (на 335,055 превышают количество предприятий юридических лиц).

По данным Росстата, в России резко сократилось число малых предприятий. Специалисты, утверждают, что реальную ситуацию в сфере малого и среднего предпринимательства в настоящее время оценить невозможно. Только через год станет понятно, как бизнес пережил сокращение господдержки на фоне сложной экономической ситуации в стране. Причем объемы господдержки будут сокращаться и дальше.

По данным Росстата, в первом полугодии 2015 года их было 242,6 тыс., а в первом полугодии 2016 года стало 172,8 тыс. Оценить динамику развития малых предприятий на основании статистических данных на данный момент почти невозможно, потому что чуть больше года назад постановлением правительства Российской Федерации классификация была изменена (табл. 1) , и значительная часть предприятий малого бизнеса попала в разряд микро бизнеса, а часть среднего бизнеса была отнесена к малому. Сколько предприятий закрылось за этот период, сколько появилось новых — таких статистических данных нет.

Категория субъектов МСП

Занятость на предприятии

Доход предприятия

Критерий независимости происхождения

10.01.2017, 13:39 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую статью к публикации


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.12.2016 2016-12-16

Статья просмотрена: 3070 раз

Библиографическое описание:

Холмирзоев, Д. Н. Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ / Д. Н. Холмирзоев, А. С. Масалыгина, Н. В. Захаров, О. В. Дьякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 582-585. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36841/ (дата обращения: 20.05.2021).

Налоговое стимулирование развития малого бизнеса вРФ

Холмирзоев Диловар Назиржонович, студент;

Масалыгина Алена Сергеевна, студент;

Захаров Никита Викторович, студент

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева

Дьякова Ольга Владимировна, студент

Красноярский филиал Академии труда и социальных отношений

Налогообложение оказывает огромное влияние на экономику страны и является важным источником получения доходов. В данной статье проведен анализ современного состояния налогообложения малого бизнеса, а также исследованы налоговые новации.

На сегодняшний день поддержке и развитию малого бизнеса уделяют особое внимание, так как именно малые предприятия создают основу для устойчивого развития экономики. Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях в Федеральном законе N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малый бизнес нуждается в государственной поддержке, потому что именно он обеспечивает создание новых рабочих мест, улучшает условия жизни за счет предпринимательских доходов, осуществляет финансовое самообеспечение предпринимательства, в том числе малый бизнес имеет бюджетный эффект — поступление налогов в бюджетную систему.

В РФ доля малого бизнеса меньше, чем в развитых странах. Так, США является лидером по развитию малого предпринимательства. Об этом свидетельствуют следующие показатели: доля малого бизнеса в ВВП составляет 52 %, в общем количестве действующих предприятий — 97,6 %, в общей численности экономически активного населения — 50,6 %, ориентированных на экспорт более 30 %, инновационных 55–60 %. Россия является отстающей страной по показателям уровня развития малого бизнеса. Доля малого бизнеса в ВВП составляет 21 %, в общей численности занятых — 23,4 %, в общем количестве предприятий — примерно 40 %. К большому сожалению, лишь 0,8 % малых предприятий в России являются инновационным. Это говорит о том что, государству необходимо обратить внимание на развитие инновационного сектора экономики. В приведенной ниже таблице был проведен анализ зарегистрированных малых и микропредприятий за 2012–2015 гг. в РФ.

Количество зарегистрированных малых имикропредприятий вРФ, тыс.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Малые предприятия (до 100 чел.)

Микропредприятия (до 15 чел.)

За период с 2012–2015 гг. происходит увеличение количества малых и микропредприятий в РФ. Однако если рассматривать число малых предприятий, то наблюдается тенденция их снижения: в 2012 г. их количество составило 243 тыс., в 2013 г. — 235 тыс., в 2014 г. — 236 тыс. В 2015 г. количество организаций, относящихся к малым, выросло до 242,7 тыс. Однако следует учитывать, что именно в 2015 г. выросли пороговые значения выручки малых предприятий с 400 млн. руб. до 800 млн. руб. Следовательно, в статистику малых предприятий попадают те, кто ранее относился к среднему бизнесу. В январе-феврале 2016 г. наблюдается общая тенденция сокращения бизнеса (таблица 2).

Демография организаций

Количество зарегистрированных организаций

Количество официально ликвидированных организаций

Январь-февраль 2016 г.

Январь-февраль 2016 г.

В данном периоде было зарегистрировано 63,6 тыс. организаций, а ликвидировано 75,1 тыс. На сегодняшний день существует множество инструментов стимулирования экономической активности в секторе малого бизнеса, одним из которых является налоговое стимулирование.

Налоговые преференции предоставляются представителям малого предпринимательства через специальные налоговые режимы, которые позволяют: упростить налоговый учет, сократить налоговую отчетность, снизить налоговую нагрузку, в связи с уплатой одного налога взамен трех (налога на имущество, НДФЛ, НДС). В РФ действуют специальные налоговые режимы, предоставляющие льготные условия налогообложения для малого бизнеса. К ним относятся:

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН).
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  3. Патентная система налогообложения (ПСН).

C:\Documents and Settings\Admin\YandexDisk\Скриншоты\2016-12-11_11-11-29.jpg

Рис. 1. Количество налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в РФ

Количество индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, уменьшалось, начиная с 2012 года. Так, в 2012 г. число индивидуальных предпринимателей (ИП), применяющих УСН составило 1,2 млн., однако в 2013–2014 гг. их количество снизилось до 1,1 млн. Численность юридических лиц увеличилась с 1,2 млн. до 1,3 млн. организаций. Общий рост составил 84 тыс. налогоплательщиков.

C:\Documents and Settings\Admin\YandexDisk\Скриншоты\2016-12-11_11-11-55.jpg

Рис. 2. Количество налогоплательщиков, применяющих единый налог на вмененный доход в РФ

Данные Федеральной налоговой службы свидетельствуют о тенденции снижения количества налогоплательщиков, применяющих ЕНВД. Число ИП уменьшилось на 434,3 тыс., а количество юридических лиц — 59,4 тыс.

C:\Documents and Settings\Admin\YandexDisk\Скриншоты\2016-12-11_11-12-18.jpg

Рис. 3. Количество налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения в РФ

Число налогоплательщиков, применяющих ПСН, значительно изменялось на протяжении 2012–2014 г. Так, в 2012 году, количество ИП, применяющих ПСН составило 113,9 тыс., в 2013 г. — 88,6 тыс., а в 2014 г. — 122,1 тыс. Общий рост налогоплательщиков составил 9 тыс. ед. Общее количество налогоплательщиков, применяющих СНР, сократилось на 400 тыс. ед. В приведенной ниже таблице, рассмотрим поступления налогов по УСН, ЕНВД и ПСН за 2012–2015 гг.

Поступления налогов по упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход ипатентной системе налогообложения за 2012–2015гг., млн. руб.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Поступления налогов по УСН более чем в 3 раза превышают поступления по ЕНВД и ПСН, хотя численность налогоплательщиков отличается незначительно. Так, поступления по УСН с 2012–2014 г. увеличились с 239,4 млн. руб. до 285,0 млн. руб., однако в 2015 г. произошло снижение поступлений на 31 млн. руб. Поступления по ЕНВД в 2012 г. составили 79,9 млн. руб., в 2013 г. произошел спад платежей на 9 млн. руб., в 2014–2015 гг. вновь наблюдалось увеличение поступлений на 7,5 млн. руб. по сравнению с 2013 г. Стоит отметить, что численность налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, снижается, а поступления растут, это косвенно может свидетельствовать об усилении тяжести налогообложения, т. к. каждый год происходит рост налоговой нагрузки за счет коэффициента-дефлятора. Поступления налогов по ПСН увеличились на 3,7 млн. руб.

Основными налоговыми мерами, которые государство приняло для стимулирования малого бизнеса в условиях кризиса в 2015–2016 гг. являются:

  1. Расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения с 47 до 63 видов.
  2. Субъектам РФ предоставлено право введения двухлетних налоговых каникул в 2015 г. для упрощенной системы налогообложения (УСН) и ПСН на бытовые услуги в 2016 г. 77 субъектов РФ дали льготы индивидуальным предпринимателям в рамках УСН и ПСН.
  3. Субъектам РФ разрешено снижать ставки по УСН с объектом налогообложения в виде доходов с 6 % до 1 %.
  4. Представительные органы муниципальных образований могут снижать ставки по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) с 15 % до 7,5 %.
  5. Отмена индексации временного дохода в 2016 г.

Одной из важнейших проблем в системе налогового стимулирования является то, что критерии использования упрощенной системы налогообложения не совпадают с критериями, отнесения к малому бизнесу. Так, в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» указано, что к микропредприятиям относятся организации, выручка которых составляет 400 млн. руб. Однако УСН могут применять только те предприятия, у которых она не превышает 80 млн. руб. Следовательно, эта мера налогового стимулирования распространяется не на малый бизнес, а только на часть микробизнеса. А в рамках использования общей системы налогообложения льгот для малого бизнеса нет. Поэтому предлагается:

  1. Увеличить порог применения упрощенной системы налогообложения по доходам до 120 млн. руб.
  2. Ввести льготы малым предприятиям в рамках общей системы налогообложения, например, понизить ставку налога на прибыль до 10 %.
  3. Предлагается не наказывать малый бизнес штрафами за первое нарушение, выявленное в ходе проверки. Такое правило «первого предупреждения» может появиться в законодательстве об административных правонарушениях в качестве универсальной нормы.
  4. Мораторий на применение коэффициента-дефлятора К1 по ЕНВД на период кризиса.

Важно отметить, что основным направлением государственной поддержки малого бизнеса является льготное налогообложение. Таким образом, государственная поддержка малого бизнеса должна способствовать его развитию и успешному функционированию. России необходимо больше сил затратить на развитие инновационной деятельности, которой в зарубежных государствах уделяют большее внимание. Все это будет способствовать стабильному развитию государства.

Фото: depositphotos.com

Фото: depositphotos.com

К сожалению, наши законодатели совершенно не учитывают стимулирующей функции налогов. Особенно это касается налога на добавленную стоимость (НДС) - практически аналога прежнего налога с оборота. Конечно, изменилась практика исчисления этого налога, но, как и раньше, он складывается в торговле и услугах: магазинах, торговых базах, парикмахерских, станциях техобслуживания и других службах быта, расположенных на всей территории государства. Даже в самые отдаленные и затерянные в лесах и горах населенные пункты, где живут люди, приезжают торговые лавки, в которых есть товары и услуги, облагаемые НДС. Сейчас этот доход зачисляется в соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет. Этот доход стал для федерального бюджета твердо закрепленным. Но региональные и местные бюджеты лишились стабильного источника доходов - отчислений от общего объема НДС, полученного на их территории. Сейчас доходы региональных и местных бюджетов восстанавливают за счет трансфертов в соответствии с главой 16 БК РФ.


Все субъекты РФ и местного самоуправления в финансовом отношении поставлены в зависимость от федерального бюджета, так как сбалансировать свои бюджеты они могут только за счет межбюджетных трансфертов. Можно считать, что задача централизации власти и государственного управления успешно осуществлена. Но, перечисляя все доходы от НДС централизованно в федеральный бюджет, местные бюджеты лишились во многом доходной базы, и это привело к тому, что местным органам самоуправления теперь нет особого смысла заниматься вопросами расширения и улучшения торговли и услуг населению на своих территориях, так как доход, складывающийся в этой области, целиком перечисляется в федеральный бюджет. Органам местной власти до сих пор нет смысла на своих территориях развивать малый и средний бизнес, так как по действующему законодательству они не получают в свои бюджеты никаких отчислений от самых значительных доходов, формирующихся на их территории.

Необходимо создать стимулы для развития малого и среднего бизнеса в регионах, а для этого доход, полученный на этой территории, должен наполнять местный бюджет. Также требуются совместные усилия финансистов, экономистов и юристов - для решения вопроса о восстановлении НДС для товаров, экспортируемых из страны. Так, известно, что области, которые экспортируют лес в больших объемах в Китай (например Иркутская область), а затем восстанавливают лесодобывающим и экспортирующим предприятиям и их посредникам НДС из областного бюджета, не только не имеют дохода по НДС, но и нередко остаются в убытке.

Наверное, в целом по стране можно разделить предприятия добывающих отраслей и предприятия посредников, работающих на экспорт, которым возвращаются из бюджетов территорий огромные суммы НДС, от предприятий, торгующих и обслуживающих население в пределах границ РФ. Наиболее эффективным видится установление разных форм вычетов и зачетов по платежам разных предприятий, так чтобы ставки и расчет объемов НДС, складывающиеся в промышленности и посреднических организациях, отражались бы на прибыли этих предприятий, а не разоряли бы регионы и органы самоуправления государства.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: органы субъектов Федерации и особенно местного самоуправления не могут осуществлять всех своих функций в полном объеме из-за хронического недостатка реальных средств. В некоторых субъектах для пополнения бюджетов ввели снова налог с продаж. В то же время эти проблемы могут быть решены за счет НДС, если считать и зачислять его в бюджеты разных уровней отдельно по разным формулам и разным производителям. Органы субъектов Федерации и самоуправления занялись бы более активной экономической деятельностью на своих территориях. В результате объем торговли и услуг в регионах существенно бы вырос. Увеличились бы поступления во все уровни бюджетной системы, в том числе и в федеральный бюджет, так как по всей стране реальный объем выручки от торговли и услуг возрос. Все структуры власти получили бы стимул более эффективно заниматься хозяйством на своей территории.

Гарникян Ваге Петросович,Студент Южного института менеджмента, г. Краснодар.garnikyan@mail.ru

Налоговое стимулирование малого предпринимательства

в Российской Федерации

Аннотация.Вданной статье рассматриваются главные направления налоговой политики в сфере малого предпринимательства в России, а также приводятся рекомендации для улучшения налогообложения в стране.Ключевые слова: предпринимательство, налоги.

Как известно, малое предпринимательство или малый бизнес –это деятельность небольших фирм, предприятий, направленная на получение максимально возможной прибыли. Также, по мнению одного австрийского и американского экономиста, политолога, социолога Й.А. Шумпетера, малое предпринимательство, как сектор экономики предполагает отказ от миропорядка и требует индивидуального творческого подхода, который и играет определяющую роль в малом бизнесе. Еще одну трактовку дает профессор гарвардской школы бизнеса Г. Стивенсон, что предпринимательство –это поиск возможностей за пределами контролируемых ресурсов.Существование малого предпринимательства необходимо для эффективного двигателя социального и экономического развития. Английский экономист, представитель Кембриджской школы экономики Альфред Маршалл говорил «Если у человека присутствует навык управления предприятием, он обязательно придет к тому, чтобы использовать его для достижения выгоды для человечества».

Кроме положительного влияния малого предпринимательства на национальную экономику и общество в целом, деятельность предпринимателя направлена на разрушение баланса рыночного состояния, так как в рыночной дестабилизации человек имеет большую возможность получить максимальную прибыль.

Можно сказать, что малое современное предпринимательство в Российской Федерации ищет свою нишу. А для успешного развития малого бизнеса требуется усовершенствовать налоговоезаконодательство, при этом колоссальное внимание следует уделить налоговым льготам для малых форм предприятий.Существующая система налогооблажения в России основана на отношениях в виде подчинения. Действующие нормативноправовые акты, которые регулируют отношения в сфере уплаты налогов гражданами, к сожалению, не рассматривают вероятность, при которой предприятию придется заплатить налог. Поэтому возникает некая необходимость создать гибкую и универсальную систему налогооблажения, которая в свою очередь будет стабильно регулировать масштабную область взаимоотношений минимальным числом норм. Следует отметить, что налогооблажение будет работать целенаправленно лишь тогда, когда будут создаваться новые государственные программы, которые позволят точно определить приоритеты промышленной и науной политики.

Если рассматривать существующую систему налоговых льгот, то можно сказать, чтонагрузка, снимающаяся с одних предприятий, сразу накладывается на плечи других, и поэтомуналоговая система вынуждает людей, занимающихся предпринимательством, переходить в так называемую «теневую экономику», что ведет к несоответствию провозглашенным правоотношениям.

Скажем, что для малого бизнеса предусматриваются аналогичные налоговые рычаги, которые имеют место быть и в крупномасштабном бизнесе! Это является одной из главных причин того, что финансовых средств для продвижения и развития малых форм предпринимательства остается немного.

Подойдем, пожалуй, к главному недостатку налоговой системы в Российской Федерации, такому как отсутствие амортизационной политики, которая наводит неустойчивость и неопределенность в налоговое законодательство государства, а также причиняет существенный ущерб экономической системе, которая действует в стране. А ведь амортизационная политика является важным рычагом воздействия на экономику страны и ее отдельных хозяйствующих субъектов, также она является процессом погашения стоимости основных фондов по мере их износа, то есть перенесения их стоимости на себестоимость производимых товаров.Необходимое значения имеет и ускоренная амортизация, в виду того, что она влечет за собой снижение налога на прибыль, а следовательно узаконивание данного положения положительно скажется на инвестиционной деятельности.

Коснемся малых предприятий, которыеначинают только открываться.Для них рекомендуется более масштабно и широко использовать финансовые средства иных предприятий, которые связаны с ними некими взаимовыгодными контрактами и договорами. Требуется выработать свою систему дополнительных льготдля фирм или предприятий, которые желают инвестировать имеющиеся ресурсы в малый бизнес.

Улучшение налогооблажения в малом предпринимательстве –это дальнейшая перспектива развития всего сектора малого предпринимательства в Российской Федерации. Стимулирование процесса малого предпринимательства способно решить проблему занятости , тем самым остановить падение производственных сил.

Ссылки на источники1.Акимов О.Ю., Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. –М.: Финансы и статистика, 2012. –192 с.: ил.2.Райзберг Б.В. Предпринимательство и риск. –М., 2011. –266 с.3.Алисенов А.С. Налоговое стимулирование инноваций в экономике. –М., 2015. –128 с.

Читайте также: