Индивидуальные налоговые правовые акты

Опубликовано: 15.05.2024

3.4. Индивидуальные налогово-правовые акты

Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты:

– имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;

– являются властными и обязательными для исполнения;

– не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права;

– выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование;

– применяются однократно и на других субъектов не распространяется;

– обеспечиваются государственным принуждением.

Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.

Характерные черты индивидуальных правовых актов:

– особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;

– официальное решение, принятое органом публичного управления;

– предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.

1) по субъектам, их принимающим (издающим):

– налоговыми органами – (большинство актов),

– финансовыми органами – (решение об изменении срока уплаты налогов и сборов),

– таможенными органами – (решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика),

– органами государственных внебюджетных фондов – решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды,

– органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины – (решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, ОВД).

2) по направленности действия:

– правообеспечительные – акты, которые гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их прав и обязанностей (решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика),

– правоисполнительные – акты, которые обеспечивают принудительную реализацию неисполненных или ненадлежащее исполненных налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора (решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика),

– правоохранительные – (решения руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения).

3) по характеру правового воздействия:

– регулятивные – обеспечивают реализацию диспозитивных регулятивных норм налогового права, властно подтверждая или определяя права и обязанности субъектов налогового правоотношения,

– охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

– договорные – договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита,

– недоговорные – все остальные.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5. Источники банковского права: основные правовые акты и отдельные положения, составляющие банковское право Конституция Российской Федерации

5. Источники банковского права: основные правовые акты и отдельные положения, составляющие банковское право Конституция Российской Федерации Источниками банковского права являются прежде всего следующие положения Конституции РФ: п. «ж», «з» ст. 71; ст. 74; ст. 75; п. «г» ст. 83;

5. Нормативные правовые акты как источники налогового права

5. Нормативные правовые акты как источники налогового права Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный актдокумент правотворческого органа, содержащий нормы права.Отличия нормативных правовых актов от нормативных актов:1) нормативно-правовой

8. Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения исполнительных органов власти

8. Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения исполнительных органов власти Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в

Индивидуальные предприниматели

Индивидуальные предприниматели Для большинства видов деятельности физическому лицу следует зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.Синонимом термина индивидуальный предприниматель, применяемого в законодательстве, является физическое лицо,

11. Налогово-правовые нормы

11. Налогово-правовые нормы Норма налогового права – это общеобязательное, формально определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регулирующее властные отношения по установлению,

12. Классификация налогово-правовых норм

12. Классификация налогово-правовых норм Классификация налогово-правовых норм возможна по различным основаниям.По содержанию они подразделяются на обязывающие, запрещающие и дозволяющие .Обязывающие нормы предусматривают совершение субъектом определенных действий

16. Подзаконные нормативные правовые акты как источник банковского права

16. Подзаконные нормативные правовые акты как источник банковского права Правом издавать нормативные правовые акты подзаконного характера, регулирующие банковские правоотношения в РФ наделены:•?Президент Российской Федерации;•?федеральные органы исполнительной

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе 1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства

3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству

3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и

2. Нормативные правовые акты

2. Нормативные правовые акты 1. Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности. Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.97 № 81н // Нормативные акты для бухгалтера. 1998. № 1. С. 3–21.2. Инструкция о порядке исчисления и

6. Влияние изменения денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики на взаимодействие товарного и денежного рынков

6. Влияние изменения денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики на взаимодействие товарного и денежного рынков Взаимодействие реальных и денежных факторов в макроэкономике происходит на фоне разделения экономики на два разных рынка: товарный и денежный. Связь

1.3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

1.3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (министерствами, комитетами, управлениями, службами, агентствами), являются ведомственными нормативными актами и

I. Нормативно-правовые акты

I. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. М., Юрид. лит, 1993. // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152; 1996, N 7. Ст. 676; 2001. N 24. Ст. 2421; 2003 N 30. Ст. 3051.2. Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3295 «Об основах градостроительства в РФ» // ВСНД и ВС РФ. 1992. N 32 Ст. 1877;!995. N 3 °Cт. 2868.3. Закон РФ от 24 декабря 1992 г.

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации.2. Гражданский кодекс Российской Федерации.3. Таможенный кодекс Российской Федерации.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.5. Федеральный закон от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об

2. Индивидуальные индексы

2. Индивидуальные индексы Индивидуальные индексы характеризуют соотношение отдельных элементов совокупности.Примером индивидуальных индексов может быть процент выполнения плана или динамика выпуска одного вида продукции, процент выполнения плана или динамика

Одним из наиболее важных принципов налоговой системы является установление всех элементов обязательных платежей в нормативных актах.

Характеристика нормативных актов о налогах и сборах

Законодательство РФ не содержит определения нормативного акта о налогах и сборах. Однако общие начала его применения, а также признаки, помогут сформулировать подходящее понятие.

Чем характеризуется нормативный акт о налогах и сборах в РФ:

  • это решения, устанавливающие обязанности, связанные с переходом частных финансов в публичную сферу;
  • любой из субъектов, принимающий их, должен обладать соответствующими полномочиями;
  • они должны обладать признаками документа, включающими дату принятия, принявший орган, место утверждения, а также номер;
  • такие акты должны четко занимать свое место в правовой иерархии и не противоречить имеющим большую юридическую силу документам;
  • исполнение требует опубликования. До субъектов налогообложения должна быть доведена такая информация. Это может быть, как газета, так и другое издание, например, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;
  • такие нормативно-правовые акты, если они относятся к законодательству, должны содержать все элементы налогообложения. К ним относятся объекты, база, налоговые периоды, налоговые ставки, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты.

На основании этих характеристик получается следующее определение. Налоговый нормативный акт – документ, принимаемый уполномоченным органом, устанавливающий обязанности по внесению обязательных платежей в казну, не противоречащий актам, имеющим большую юридическую силу, опубликованный в установленном порядке и содержащий все элементы налогообложения.

Разделение нормативных актов на категории

Согласно Конституции РФ (ст. 72), установление принципов налогообложения относится к числу предметов, которые находятся в совместном ведении центра и субъектов федерации. Кроме того, налоговый кодекс включает в него законодательство акты, принятые представительными органами на всех уровнях, в том числе и местного самоуправления.

Указанные документы принимаются:

  • на уровне РФ – в виде поправок и дополнений в налоговый кодекс;
  • на уровне субъектов федерации – в виде его законов;
  • на уровне местного самоуправления – в виде решений или постановлений.

Документы регионального и местного характера должны соответствовать нормам НК РФ и принимаются исключительно в предусмотренных им рамках. Примером служит законодательство о транспортном налоге. Базовые ставки этого платежа и ряд элементов установлены в НК РФ, но вопрос о его конечном размере решают власти субъектов.

Общее правило, касающееся установления правовых оснований для взимания налогов заключаются в том, что они должны устанавливаться органами представительной власти.

Однако возникает вопрос о том, как быть с многочисленными подзаконными актами как на уровне РФ, так и на уровне ее субъектов и местного самоуправления? Налоговый кодекс в ст.4 выделил их в отдельную категорию и установил правила принятия и действия таких документов. Понятие, содержащееся в ней подразумевает нормативно-правовые акты о налогах и сборах, за исключением законодательных.

Кто может принимать подзаконные правовые акты в налоговой сфере

В ч. 1 ст. 4 НК РФ перечисляются органы, которые вправе издавать такие нормы. В некоторых случаях место конкретных субъектов закон содержит лишь общие формулировки, поскольку структура и названия элементов исполнительной власти может регулярно меняться.

Важным моментом является то, что они не могут дополнять и изменять законодательство о налогах и сборах.

1. Правительство России.

Правительство России является высшим исполнительным органом, определяющим основы государственной политики в основных сферах. И в ряде случаев закон делегирует ему права по решению частных вопросов, которые не затрагивают основы регулирования.

Примером служит ч. 2. Ст. 149 НК РФ, освобождающая от уплаты НДС случаи реализации определенных товаров. Их перечень определяется соответствующим постановлением Правительства России.

Предполагается, что текст закона не может учитывать развитие медицинских технологий, а правительственный акт можно быстро принять. Кроме того, его издание служит проявлением как стимулирующих экономических мер, так и проявлением политики, направленной на поддержание социальной сферы.

2. Органы исполнительной власти России.

Ст. 4 предоставляет такие права органам ответственным за выработку политики государства в сфере налогов и сборов, а также в таможенных вопросах. В настоящее время, обе этих функции объединены в рамках министерства финансов.

Примерами нормативно-правовых актов этого органа являются многочисленные положения по бухгалтерскому учету, по которым рассчитывается база по многим налогам и сборам.

Они также носят конкретизирующий характер.

Структурные подразделения министерства финансов могут издавать акты, устанавливающие формы тех или иных документов, связанных с требованиями законодательства о налогах и сборах, а также в таможенном деле. К ним относятся ФТС и ФНС. А примерами актов служат приказы об утверждении форм деклараций.

В то же время контрольные органы, связанные со сбором обязательных и таможенных платежей, и их территориальные подразделения не вправе издавать такие акты.

3. Региональные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов России также вправе издавать нормативно-правовые акты о налогах и сборах. Их полномочия должны предусматриваться законодательным актом (в нем говориться об уполномоченном органе) и не выходить за рамки предусмотренной положением о них компетенции. Как правило, к ним относятся региональные правительства.

Примером служит установление различного рода технических показателей, влияющих на размеры итоговых платежей субъектов налогообложения.

4. Местные исполнительные органы.

Существенное значение могут играть и решения исполнительных органов местного самоуправления.

Ряд обязательных платежей предполагает сложно исчисляемую базу, которая зависит от локальных условий. Если они имеют непостоянный характер, то возможность принятия ряда актов местными органами способствует наиболее эффективному применению закона.

При этом, издающий это решение орган должен обладать соответствующей компетенцией, определенной положением о нем.

Кто не может принимать нормативные акты по вопросам налогов

Определить перечень таких органов достаточно просто. К ним относятся все прочие исполнительные структуры РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

К примеру, МЧС или региональное министерство культуры не имеют правовые основания для принятия актов о налогах и сборах.

date image
2015-03-20 views image
1586

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты:

– имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;

– являются властными и обязательными для исполнения;

– не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права;

– выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование;

– применяются однократно и на других субъектов не распространяется;

– обеспечиваются государственным принуждением.

Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.

Характерные черты индивидуальных правовых актов:

– особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;

– официальное решение, принятое органом публичного управления;

– предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.

Классификация:

1) по субъектам, их принимающим (издающим):

– налоговыми органами – (большинство актов),

– финансовыми органами – (решение об изменении срока уплаты налогов и сборов),

– таможенными органами – (решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика),

– органами государственных внебюджетных фондов – решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды,

– органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины – (решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, ОВД).

2) по направленности действия:

– правообеспечительные – акты, которые гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их прав и обязанностей (решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика),

– правоисполнительные – акты, которые обеспечивают принудительную реализацию неисполненных или ненадлежащее исполненных налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора (решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика),

– правоохранительные – (решения руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения).

3) по характеру правового воздействия:

– регулятивные – обеспечивают реализацию диспозитивных регулятивных норм налогового права, властно подтверждая или определяя права и обязанности субъектов налогового правоотношения,

– охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

– договорные – договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита,

Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Индивидуальные правовые акты не являются нормативно-правовыми, не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат индивидуальные предписания – конкретные лица.

1. индивидуально-определенный характер

2. являются властными и обязательными для исполнения

3. не содержат в себе правовой нормы, их назначение – не создавать, и применять норму права.

4. выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения – локальное правовое регулирование

5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации не применяются

6. обеспечиваются государственным принуждением.

Это акты правоприменения.

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, решение налогового органа о взыскании налога, пени; налоговое уведомление.

1. По субъектам, их принимающим:

- акты налоговых органов

- органы, контролирующие уплату госпошлины, принимаемые судами, овд – решение об изменении срока уплаты.

– Правообеспечительные – гарантируют исполнение субъектами своих обязанностей

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

- Правоисполнительных – обеспечивают принудительное исполнение неисполненных или ненадлежаще исполненных обязанностей.

Решение налоговой о взыскании налога за счет денежных средств на счетах плательщика.

- Охранительные – решение руководителя фнс о привлечении налогоплательщика к ответственности.

- Регулятивные – требование налогового органа об уплате налога, налоговое уведомление

4. Договорные и не-

А – налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит.

Вопрос. Понятие, признаки и структура налоговых правоотношений. Налоговое обязательство.

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций.

Общеправовые признаки:

связь участников налоговых правоотношений юридическими правами и обязанностями;

устанавливаются только между самостоятельными и равными (с точки зрения закона) сторонами;

волевой характер (возникают только на основе нормы налогового права, которая устанавливается по воле государства);

индивидуализация субъектов (отличаются определенностью прав и обязанностей субъектов, координацией их взаимного поведения);

охрана налоговых правоотношений государством.

Характерные черты налоговых правоотношений:

возникновение и функционирование в процессе налоговой деятельности государства (деятельности по образованию за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях);

имущественный характер (являются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, носящие публичный характер);

направленность на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств;

участие в налоговых правоотношениях государства или муниципальных образований (обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов);

наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности (НК РФ допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет).

Существуют разнообразные типы (виды, подвиды) налоговых правоотношений (по установлению и введению налогов, контрольные, обеспечительные, по применению налоговых льгот и т.д.), каждый из которых обладает не только общими, но и специфическими признаками, элементами структуры, содержания, формы, составом участников и т.д.

Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов:

содержания (субъективных прав и юридических обязанностей).

Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь.

Содержанием налогового правоотношения выступают права и обязанности его участников. Содержание налогового правоотношения формируется в результате действия юридических норм, волеизъявления его участников, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов.

Вопрос. Классификация налоговых правоотношений.

1) в зависимости от характера налоговых норм - на материальные и процессуальные:

- к материальным правоотношениям в налоговом праве относятся отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, а также выполнения иных налоговых обязанностей в сфере налогообложения;

- к процессуальным правоотношениям относятся отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т.п.;

2) в зависимости от субъектного состава налоговые правоотношения можно подразделить на:

- отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями;

- отношения между субъектами РФ и муниципальными образованиями (по поводу установления и введения налогов и сборов);

- отношения между государством (муниципальными образованиями), а также иными участниками налоговых правоотношений;

3) в зависимости от характера межсубъектных связей - на абсолютные и относительные:

- абсолютные правоотношения - это правоотношения, в которых точно определена лишь одна сторона;

- относительные правоотношения - это правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.

В настоящее время НК РФ выделяет следующие группы отношений, регулируемых налоговым законодательством:

- по установлению налогов и сборов;

- по введению налогов сборов;

- по взиманию налогов и сборов;

- по осуществлению налогового контроля;

- по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

- по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вопрос. Субъекты (участники) налоговых правоотношений: понятие и классификация. Соотношение с субъектами налогового права.

Участник налогового правоотношения – правосубъектное лицо, у которого в рамках налогового правоотношения возникают субъективные юридические права и обязанности.

В качестве участников налоговых правоотношений НК называет: налогоплательщиков; налоговых агентов; налоговые и таможенные органы. Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку налоговое законодательство упоминает и других субъектов, наделенных специальной налоговой правосубъектностью.

К таким участникам, например, относятся представители налогоплательщиков – законные и уполномоченные. Значительную роль в налоговых правоотношениях играют банки. В сфере налогового контроля могут быть задействованы эксперты, специалисты, понятые, свидетели.

Регистрирующие и иные органы обязаны согласно НК сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков.

Важнейшими субъектами налогового права являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Законодательные (представительные) органы власти играют решающую роль в правоотношениях по установлению и введению налогов на соответствующей территории.

Основными субъектами налогового права являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов – с другой. Участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях носит факультативный, подчас эпизодический характер.

Вопрос. Содержание налоговой правосубъектности. Налоговая правоспособность. Налоговая дееспособность. Налоговая деликтоспособность.

Способность становиться участником налоговых правоотношений, приобретать в них права и исполнять обязанности связывается с наличием у нее особого качества - налоговой правосубъектности.

Категория правосубъектности является одной из центральных в любой отрасли права. Вместе с тем проблема правосубъектности была глубоко исследована лишь наукой гражданского права и, в несколько меньшей мере, в трудовом праве. В иных отраслях права теоретическое изучение данного вопроса явно недостаточно. Практически отсутствуют работы по проблеме правосубъектности в финансовом, и в частности в налоговом, праве. Данное обстоятельство необходимо связывать в первую очередь с тем, что проблемы, возникающие в сфере налогообложения, приобрели актуальное звучание относительно недавно. Законодательство о налогах и сборах находится в процессе постоянного развития и обновления.

Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приоб­ретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные на него обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга. Налоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в наслед­ство и т. д.), дееспособность — по достижении определенного ус­ловия (регистрации в качестве предпринимателя, достижения оп­ределенного возраста и т. д.). В налоговых правоотношениях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадают. Так, одновременно с регистрацией устава юридического лица воз­никают обязанности по постановке его на учет в налоговые орга­ны и по предоставлению отчетности о деятельности, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязанностей применя­ются меры государственного принуждения.

Налоговая деликтоспособность представляет собой одно из проявлений налоговой дееспособности организации - ее способность самостоятельно нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих налоговых обязательств в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ

Правовые акты подразделяются на нормативные и индиви­дуальные.

Индивидуальные правовые акты не являются нормативны­ми, ибо не представляют собой общеобязательные гщавила по­ведения, а содержат индивидуальные предписания, т. е. такие, которые затрагивают персонально определенных лиц. Их ха­рактерные признаки следующие:

а) они имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать по­именно;

б) являются властными и обязательными Для исполнения; за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

в) не содержат в себе правовой нормы (общего правила по­ведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;

г) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя предписания;

д) исчерпываются однократным применением и на иные си--туации и других субъектов не распространяются; после разово­го применения прекращают свое действие;

е) обеспечиваются государственным принуждением.

Индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налого­обложения, являясь актами правоприменения, порождены дея­тельностью органов исполнительной власти: налоговых, финан­совых, таможенных органов, а также в ряде случаев Министер­ством внутренних дел и других уполномоченных государством органов. К ним, например, относятся: свидетельство о поста­новке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ), решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет де­нежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ), постановление о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ), требование об уплате нало­га или сбора (ст. 10 НК РФ) и др.

Раздел I. Теоретические основы налогового права

Число индивидуальных финансово-правовых актов, которые сегодня могут быть приняты компетентными органами в сфере налогообложения, достаточно велико. Это обусловлено тем, что в НК РФ достаточно детально определен порядок реализации норм налогового права. И, соответственно, определены все те индивидуальные правовые акты, которые выступают в качестве юридических фактов, порождающих цепочку материальных и процессуальных правоотношений.

Учитывая тот факт, что индивидуальные правовые акты на­логообложения порождены деятельностью органов исполни­тельной власти, они могут быть отнесены к категории правовых актов управления 1 , т. е. особому виду подзаконных, официаль­ных юридических актов, принимаемых субъектами государст­венной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъяв­ления и влекущих юридические последствия 2 .

В науке отмечается, что к числу специфических черт ин­дивидуальных правовых актов управления относятся следую­щие:

а) являющиеся особой юридической формой управленче­ской или исполнительно-распорядительной деятельности;

б) являющиеся официальным решением, принятым органом публичного управления по тому или иному вопросу исполни­тельно-распорядительной деятельности;

в) представляющие собой предписание полномочного орга­на государственного управления или специального должност­ного лица 3 .

Однако, подчеркивая, .что индивидуальные финансово-пра­вовые акты в сфере налогообложения есть правовые акты управления, надо иметь в виду их принципиальное отличие от всех иных правовых актов управления. Эти акты регулируют

1 См.: Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л: Л. Попова. С. 269; Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2000. С. 273; Васильев Р. Ф. Акты управления. М., 1997. С. 139-140.

2 См.: Бахрах Д. Н. Указ. соч. С. 275.

3 См.: Старилов Ю. Н. Правовые акты управления: понятие, при­знаки // Вестник Воронежского государственного университета. Гума­нитарные науки. 2000. № 1. С. 132—133.

Глава 5. Источники налогового права




(устанавливают, изменяют, прекращают) лишь имущественные (а точнее, денежные) права и обязанности конкретных субъек­тов. Например, индивидуальным налогово-правовым актом яв­ляется налоговое уведомление, присылаемое налоговым орга­ном налогоплательщику 1 . Оно устанавливает обязанность кон­кретного налогоплательщика уплатить конкретный налог в определенной сумме в конкретный срок. Равным образом не­обходимо рассматривать как правовой акт управления, порож­дающий конкретное имущественное правоотношение (конкрет­ную имущественную обязанность у конкретного субъекта), тре­бование об уплате налога, направляемое налогоплательщику налоговым органом и т. д.

В конечном счете вышеназванная особенность правовых ак­тов управления в сфере налогообложения (индивидуальных на-логово-правовых актов) обусловлена тем, что они являются ак­тами применения норм налогового права. А последние, как из­вестно, регулируют имущественные (и связанные с ними неимущественные) отношения.

Индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налого­обложения весьма многочисленны, в связи с чем могут быть классифицированы.

Во-первых, по субъектам, их принимающим (издающим). В этой связи данные акты подразделяются на:

акты, принимаемые налоговыми органами; таковыми явля­ются большинство актов, предусмотренных НК РФ;

акты, принимаемые финансовыми органами; к их числу от­носятся решения об изменении срока уплаты налогов и сборов, предусмотренные ст. 64—66 НК РФ;

акты, принимаемые таможенными органами; в число этих актов включаются решения об изменении срока уплаты нало­гов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением через таможенную границу РФ, а также другие акты, принимаемые в соответствии с налоговым законодательством (например, в со­ответствии со ст. 77 НК РФ таможенный орган принимает ре­шение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации);

1 См., к примеру, п. 3 ст. 363 НК РФ.

Раздел I. Теоретические основы налогового права

акты, принимаемые органами государственных внебюджет­ных фондов; в число этих актов включаются решения об изме­нении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фон­ды, а также иные акты, принимаемые в соответствии с налого­вым законодательством;

акты, принимаемые органами, уполномоченными на осуще­ствление контроля за уплатой госпошлины; к их числу относят­ся решения об изменении срока уплаты госпошлины, прини­маемые судами, органами внутренних дел и т. д.

Во-вторых, все индивидуальные налогово-правовые акты могут быть классифицированы на правообеспечительные, пра-воисполнительные и правоохранительные.

Правообеспечительными актами являются такие, которые обеспечивают, гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их обязанностей и прав. Среди правообеспе-чительных актов могут быть названы: решение налогового ор­гана о приостановлении операций по счетам налогоплательщи­ка (ст. 76 НК РФ); постановление налогового или таможенного органа о наложении ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ). Правообеспечительный характер этих актов не­посредственно вытекает из п. 1 ст. 76 и п. 3 ст. 77 НК РФ, где указано, что «приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыска­нии налога или сбора», а «арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налого­плательщика - орган изации».

В число правоисполнителъных актов включаются такие, кото­рые обеспечивают принудительное исполнение неисполненных или ненадлежаще исполненных налогоплательщиком обязан­ностей по уплате налога или сбора. Среди этих актов: решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет де­нежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ); постановление о взыскании налога или сбора за счет имущест­ва налогоплательщика (ст. 47 Н К РФ).

К числу охранительных индивидуальных финансово-право­вых актов в сфере налогообложения относятся: решения руко­водителя (замруководителя), налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за соверше­ние налогового правонарушения (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Глава 5. Источники налогового права

В-третьих, вышеназванные индивидуальные правовые акты могут быть подразделены по характеру правового воздействия на регулятивные и охранительные.

Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм налогового права, властно подтверждают или определяют права и обязанности субъектов^налогового правоотношения, а охранительные — реализацию санкций ох­ранительных норм, устанавливая меры юридической ответст­венности 1 .

К числу регулятивных индивидуальных финансово-право­вых актов относятся, к примеру: требование налогового органа об уплате налога, налоговое уведомление налогового органа, решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ), постановление о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ) и др. К числу охранительных актов, как уже отмечалось, относятся решение руководителя (замруководителя) налогового органа о привлече­нии налогоплательщика к налоговой ответственности за совер­шение налогового правонарушения (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Помимо всего отмеченного, индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения можно классифици­ровать на договорные и недоговорные.

Такая классификация стала возможной благодаря введению в налогово-правовое регулирование такого механизма, как до­говор. Он предусмотрен в ст. 65 и 67 НК РФ, т. е. имеет место в случаях получения налогового кредита и инвестиционного на-логоврго кредита.

Договор в налоговом праве представляет собой механизм, отличный от гражданско-правового договора. Он построен не на основе равенства сторон, а на основе властных предписаний одной стороны другой. Все условия договора определяются в одностороннем порядке финансовым органом, исходя из тре­бований налогового законодательства и объективных положе­ний. Конкретно сроки в таком договоре, а также ставка по до­говору оговариваются в законодательстве (ст. 65, 66 НК РФ).

' См.: Теория государства и права / Под ред. В. М. Карельского, В. Д. Перевалова. М.: Норма, 2000. С. 403.

Раздел Т. Теоретические основы налогового права

Сумма налоговой задолженности определяется не соглашением сторон, а финансовым органом, исходя из реально сложившей­ся ситуации. Более того, данный договор всегда «привязан» к решению финансового органа о налоговом кредите или инве­стиционном налоговом кредите.

Договор в налоговом праве не является и разновидностью административного договора. Во-первых, как индивидуальный правовой акт, он изменяет обязанность налогоплательщика по уплате налога, которая с отраслевой точки зрения всегда явля­лась финансово-правовой, а не административно-правовой. Во-вторых, данный договор является актом индивидуального регулирования имущественных отношений, т. е. отношений по перемещению имущества (финансовых ресурсов) от налогопла­тельщика к государству. Более того, он является актом регули­рования налогового правоотношения как правоотношения обя­зательственного 1 . Последнее обстоятельство принципиально отличает налоговый договор как разновидность договора фи­нансово-правового от административного.

Исходя из всего изложенного к числу договорных актов фи­нансово-правового регулирования в налоговой сфере следует отнести договор налогового кредита и инвестиционного нало­гового кредита, а к числу недоговорных актов — все остальные индивидуальные правовые акты.

1 См.: Карасева М. В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 271—283; Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С. Г. Пепеляе-ва. М., 2000. С. 139; Пороков Е. В. Теория налоговых обязательств. Ал-маты, 2001.

Читайте также: