Какие мероприятия намечено провести в ходе налоговой реформы

Опубликовано: 16.05.2024

date image
2015-07-04 views image
486

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения основных недостатков действующей налоговой системы путем внесения хотя и правильных, но лишь отдельных, «точечных» изменений в налоговое законодательство. По-видимому, проблема может быть решена исключительно принятием единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором достигается баланс интересов государства и налогоплательщиков, и разработки четкого плана по внесению в него сбалансированных поправок по мере создания необходимых для этого предпосылок. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса), а с другой стороны, – бόльшую “прозрачность” налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения.

Налоговая реформа имеет шансы на успех только в том случае, если удастся достичь компромисса между правительством, региональными элитами, парламентом и бизнесом относительно направления преобразований, их скорости и степени радикальности. Для достижения такого компромисса важно продемонстрировать готовность всех сторон пойти на существенные уступки ради общей цели экономического возрождения России. Правительство должно развернуть широкую пропагандистскую кампанию для разъяснения существа реформы и продемонстрировать, каким образом неизбежные минусы (с точки зрения некоторых – или даже многих – налогоплательщиков) предлагаемых преобразований по отдельным налогам будут компенсироваться плюсами по тем же или другим налогам. Только обсуждение пакетного решения может заставить отойти от привычной оценки отдельных фрагментов картины в пользу ее цельного восприятия и побудить участников дискуссии, имеющих объективно несовпадающие интересы, к определенным жертвам в частных вопросах ради достижения общей цели.

Проводимые мероприятия в области реформирования налоговой системы не должны ограничиваться лишь совершенствованием законодательства. Они должны включать в себя также:

- установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкое усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение;

- усиление пропаганды идей о серьезности, безнравственности и высокой общественной опасности налоговых преступлений.

Налоговая реформа не должна ставить целью кардинальное изменение действующей налоговой системы, более реалистичным является ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы.

Отдельные налоги, имеющие различные базы и шкалы, неодинаково реагируют на циклические колебания и макроэкономические шоки. Точно так же эффективность их администрирования различна и сильно варьируется в зависимости от того с какого уровня государственной власти оно осуществляется. В результате, система налогов, включающая в себя подоходные, поимущественные налоги, налоги на потребление, на внешнеэкономические операции и др., является более устойчивой и стабильной, чем менее диверсифицированное налогообложение. Именно это обстоятельство, несмотря на различия в историческом наследии, привело к относительной близости налоговых систем в развитых странах мира. Кроме того, поскольку экономика России не может быть изолированной от мировой экономики, важно, чтобы эволюция была направлена на сближение с налоговыми системами других стран. Создание своей, не похожей на другие, налоговой системы неизбежно породит проблемы для иностранных инвесторов и иностранных компаний, осуществляющих деятельность в России, а также для российских компаний, стремящихся к выходу на мировые рынки. В частности, оригинальная налоговая система автоматически приведет к невозможности применения соглашений об избежании двойного налогообложения, так как эти соглашения применимы только к сходным налогам, одновременно действующим в договаривающихся государствах.




Следует также учитывать, что основные взимаемые сегодня налоги обеспечивают подавляющую часть доходов расширенного бюджета, поэтому к серьезным экспериментам в отношении этих налогов следует подходить в высшей мере осторожно. Сами же «традиционные» налоги успешно апробированы в большинстве государств, причем в самых различных экономических режимах. В России к ним тоже уже успели адаптироваться как налогоплательщики, так и налоговые органы.

Все сказанное, однако, не означает, что налоговая реформа должна иметь чисто косметический характер. Напротив, в рамках ее осуществления в принципиальном плане должны быть достигнуты следующие глобальные цели:

1. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет

- выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений);

- отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего так называемых «оборотных» налогов);

- исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;

- улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет включения в налоговое законодательство дополнительных механизмов и инструментов, налогового контроля;

- сокращения числа контролирующих органов за счет объединения Налоговой службы, Налоговой полиции, Службы валютного контроля, подразделений государственных внебюджетных фондов, ответственных за сбор платежей;

- упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах);

- сокращения возможностей для уклонения от налогообложения (как на легальной, так и нелегальной основе).

2. Снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков. Для этого предполагается:

- добиваться более равномерного распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками;

- отменить, как отмечено в п.1, налоги, рассчитываемые в зависимости от выручки предприятий;

- снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда;

- разрешить к вычету из базы налога на прибыль всех обоснованных необходимых для ведения бизнеса расходов;

- по мере осуществления бюджетной реформы, приводящей к снижению расходов государства за счет роста их эффективности, – снизить ставку НДС.

3. Упрощение налоговой системы за счет:

- установления закрытого перечня налогов и сборов;

- - сокращения числа налогов и сборов;

- - максимальной унификация налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты.

4. Обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.

Налоговая реформа должна проводиться в несколько этапов и занять 4 – 5 лет. Значительная часть этих сроков и последовательность действий должны найти отражение в законе о введении в действие второй части Налогового кодекса. В то же время другая часть мероприятий, носящая в настоящее время концептуальный характер из-за невозможности их оформления в виде законодательных инициатив, в частности, вследствие неопределенности будущей экономической динамики, должна быть четко сформулирована и реализована по мере создания соответствующих условий. Впоследствии сроки реализации отдельных мероприятий должны безусловно выдерживаться, что будет иметь большое значение для авторитета государства в глазах общества.

  • Информационно-аналитические бюллетени (ИАБ)
  • Аналитические материалы (АВ, АЗ, АО, МИ)
    • Государственное строительство и конституционные права граждан
    • Экономическая политика
    • Социальная политика
    • Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство
    • Оборона и безопасность
    • Внешняя политика
    • Совершенствование законодательного процесса
    • Региональная политика
  • Научно-исследовательские работы для Государственной Думы
  • Материалы к мероприятиям

АВ 2003г. Выпуск 2 НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РУБЕЖИ

  • Титульный лист
  • Содержание

Этапы налоговой реформы в Российской Федерации.


В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирование налоговой сферы не признавалось важнейшей государственной задачей и осуществлялось подзаконными актами, в том числе множеством ведомственных инструкций. Чисто фискальная функция налогов выражалась в прямом их изъятии и накоплении на союзном уровне с последующим распределением средств сверху - вниз . Проведение реформ в России потребовало коренного изменения налоговых отношений.
_________________________
См.: Концепция развития Российского законодательства. Под редакцией Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: 1994. С. 120.

В 1991 году начинается первый этап налоговой реформы. Принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации , принятый 27 декабря 1991 года 2118-1. Этот закон определил общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, виды налогов, сборов, пошлин и других платежей (федеральные, субъектов Федерации и местные налоги), а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11.

Вслед за ним были приняты и другие законы. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. О налоге на добавленную стоимость . Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. О подоходном налоге с физических лиц . Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. О налоге на прибыль предприятий и организаций . Закон Российской Федерации от 20 декабря 1991 г. Об инвестиционном налоговом кредите . Закон Российской Федерации О налогах на имущество физических лиц . Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. О налоге на имущество предприятий . Закон Российской федерации О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения .
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, 51, ст. 1871. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 591. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11, ст. 526. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 603. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 597. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 593.

В соответствие с Законом об основах налоговой системы установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти.
По смыслу закона под другими органами государственной власти не понимались ни Президент Российской Федерации, ни Президиум Верховного Совета, а только Верховные Советы республик в составе Российской Федерации и местные советы народных депутатов.
На уровне Российской Федерации полномочия по всем ключевым налоговым вопросам принадлежали Верховному Совету Российской Федерации, который принимал по ним законы и постановления, имеющие определенное значение для всей системы налогового законодательства. Только Верховный Совет Российской Федерации был вправе вводить и отменять налоги, а также вводить льготный режим налогообложения на территории Российской Федерации. Верховный Совет Российской Федерации мог делегировать право установления определенных налогов, а также льготного налогообложения на территории Российской Федерации другим законодательным или представительным органам власти.
_________________________
См.: Основы налогового права. Под ред. С.Г. Пепеляева - М: 1995. С. 111.

После распада СССР начались центробежные процессы, которые коснулись взаимоотношений центра и регионов по поводу взимания налогов. Поэтому потребовалось более жесткое закрепление принципа единства налоговой политики. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. О мерах по обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Федерации было определено, что законодательные и нормативные акты органов власти и управления по вопросам налогообложения применяются постольку, поскольку они не противоречат закону РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации . Фактически же вопреки Конституции и закону об основах налоговой системы правовые акты по налоговым вопросам, входящим в компетенцию высшего представительного органа Российской Федерации принимали другие органы: Президент Российской Федерации, Президиум Верховного Совета, Правительство Российской Федерации. Президенту Российской Федерации V Съездом народных депутатов Российской Федерации было предоставлено право принимать указы, носящие нормативный характер и изменяющие действующие законы.
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1993, 32, ст. 1875. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1991, 44, ст. 1456.

22 декабря 1993 г. Президентом Российской Федерации был принят Указ 2268 О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году . Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. Указ установил, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль . Таким образом, в дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могли устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера.
_________________________
См.: Основы налогового права. Под ред. С.Г. Пепеляева - М: 1995, С. 113

Результат первого этапа налоговой реформы был не велик.
Сравнительный анализ с налоговом законодательством СССР показал, что принятый в декабре 1991 г. пакет налоговых законов России в значительной мере основывался на той же нормативной базе. Это прежде всего касалось вопросов терминологии, понятийного аппарата, определений (важнейших для налогового права нормативных элементов), конструкций норм, построения отдельных институтов (особенно показателен Закон о налогообложении доходов физических лиц, в котором основным классифицирующим признаком режимов налогообложения является наличие места основной работы). Неразработанными остались основные общие и общерегулирующие институты (прежде всего касающиеся прав налогоплательщиков, обязанностей и ответственности налоговых органов); процедурно-процессуальные (порядок проведения проверок, производство по делам о налоговых правонарушениях), остались вне законодательного регулирования такие важнейшие институты, как представительство в налоговых правоотношениях, защита и другое.
_________________________
См.: Концепция развития Российского законодательства. Под редакцией Окунькова Л.А., Тихомирова Ю.А., Орловского Ю.П. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: 1994. С. 124.

В 1992 - 1993 гг. налоговая реформа пошла не по пути решения этих проблем, а по пути усиления фискального характера налогообложения, административной и уголовной репрессии. Высокие ставки налога, незначительный объем льгот, отсутствие или расплывчатость основных терминов, сложных экономических понятий и категорий, нечеткость процедур расчета делали налоговый климат в стране неблагоприятным.

Второй этап налоговой реформы начинается с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. К этому времени все острее назревали потребности обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства.
Нормы Конституции РФ, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина, установлены, чтобы на практике реализовать конституционную защиту частной собственности при осуществлении налоговых отношений, подтвердить приоритетность защиты прав налогоплательщика при толковании и коллизии правовых норм, обеспечить законность в налоговых правоотношениях.
Конституционные нормы и принципы, по которым построены налоговая система можно разделить на две группы: Первая - принципы определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между Федерацией и субъектами. Вторая - принципы определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений.
_________________________
См.: Российская юридическая энциклопедия. - М.: 1999, ст. 1686.

На этом этапе с 1 января 1994 года Указом Президента РФ N 2270 от 22 декабря 1993 года вводятся новые федеральные налоги:
- специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей;
- транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
С 1 января 1996 года специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей отменен.
_________________________
См.: Федеральный закон N 25-ФЗ от 23 февраля 1995 года.

С 15 ноября 1997 года транспортный налог отменен, так как Указ Президента РФ от 22.12.93г. N 2270, в соответствии с которым был введен транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) утратил силу с 15.11.97г. на основании Указа Президента РФ "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" от 15.11.97г. N 1233.
Важная особенность второго этапа налоговой реформы заключалась в том, что впервые в истории России на конституционном уровне была закреплена норма, устанавливающая право вводить налоги только законодателю.
В связи с этим с принятием Конституции 1993 г. возникла острая потребность обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое на этом этапе впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства. Неурегулированность налоговых правоотношений являлось одним из факторов экономической и социальной напряженности. Важнейшей задачей в этих условиях являлось принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему.

Третий этап налоговой реформы начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Его начало было ознаменовано принятием 31 июня 1998 года части первой Налогового кодекса. Это дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.
В третье тысячелетие Россия вступила с Налоговым кодексом, и это впервые за всю историю российской государственности. Создана совершенно новая основа правового регулирования налоговой системы в период перехода к рыночной экономике.
Часть первая НК РФ, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. 147-ФЗ в редакции Федеральных законов от 9 июля 1999 г. 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует с 1999 г. формулирует основные принципы современной системы налогообложения в Российской Федерации, дает определения, касающиеся таких понятий, как налоги и сборы по уровням бюджетов , налоговая база , налоговый агент , налогоплательщик , налоговые ставки , налоговые правонарушения , меры ответственности за налоговые правонарушения , налоговый контроль и др.
Первые главы части второй НК РФ приняты Федеральным законом от 5 августа 2000 г. 118-ФЗ. К концу 2002 года вторая часть НК РФ состоит уже из 11 глав, половина которых была принята в 2002 году и которыми определен порядок исчисления и уплаты основных налогов.
Большинство положений второй части Кодекса отличается несомненной новизной.
Во-первых, часть вторая Кодекса является особенной и включает нормы, регулирующие конкретные виды налогов. Как уже говорилось, их одиннадцать: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог; налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог с продаж, единый налог на сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, транспортный налог.
Во-вторых, положения части второй Кодекса вносят принципиальные изменения в систему законодательства о налогах и сборах. Появились совершенно новые налоги, например, единый социальный налог. Правовое регулирование ранее существующих налогов идет по пути их объединения и упрощения, что значительно видоизменяет его характер.
В-третьих, часть вторая Кодекса очень часто дополняет, а также изменяет, уточняет) нормы первой части. Например, все элементы налога, которые перечислены в статье 17 части первой НК РФ, а также специфические понятия ("объект налогообложения", "налоговая база", "особенности определения налоговой базы", "освобождение от налогообложения по конкретным видам налогов") конкретизируются и раскрываются применительно к каждому налогу во второй части Налогового кодекса.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации происходит быстрое развитие налогового права. Появляются новые виды налогов и существенно меняются уже существующие. Многие нормы налогового права долгое время носили подзаконный характер, т. е. регулировались в основном указами президента и постановлениями правительства. Но сейчас наконец-то появился единый кодифицированный законодательный акт - Налоговый кодекс, - который является значительным шагом вперед в налоговой реформе в России. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему. Общие нормы и принципы Налогового кодекса Российской Федерации распространяют свое действие на все нормы налоговых институтов, что способствовало развитию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. Форма целостного, комплексного акта дала возможность увязать и сбалансировать права и обязанности, как налогоплательщика, так и налоговых органов. Это также дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.
Активно начали работать основные качества кодифицированных актов:
- всеобщность применения, что особенно важно в условиях поиска баланса интересов, прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов;
- системность - целостный и комплексный охват экономического и правового материала;
- особая правовая значимость;
- высокая технико-юридическая отработанность;
- длительность действия, стабильность юридических режимов.
Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям привело к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабило стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволило стабилизировать и снизить номинальные ставки налогов.
Важнейшим результатом проведения налоговой реформы стал рост доходов бюджета, что существенно облегчило решение задачи сокращения бюджетного дефицита.

Решение этой задачи является важным элементом развития экономических реформ. Принятие Налогового кодекса РФ означает первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения. Кодекс призван стать единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная от взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и заканчивая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов. Предполагается, что соответствующие изменения в налоговой системе будут способствовать решению следующих важнейших задач:

1) построению единой и понятной в границах Российской Федерации налоговой системы, установлению правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

2) возрастанию справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;

3) развитию налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов, закрепленных за ними и гарантированных налоговыми источниками;

4) созданию рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;

5) ослаблению общего налогового бремени на законопослушных налогоплатель-

щиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, продолжения курса на дальнейшее постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;6) формированию единой налоговой правовой базы, совершенствованию системы ответственности за налоговые правонарушения, улучшению налогового администрирования;

7) упрощению налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;

8) обеспечению стабильности налоговой системы, определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период.

Многие из поставленных задач в той или иной степени уже достигнуты. Оптимизация налогов принесла реальные плоды. Так, в результате принятия Налогового кодекса РФ снижено общее количество налогов, действовавших в Российской Федерации. Вместо

48 установленных федеральным законодательством налогов и отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей установлены 28 видов налогов и сборов. Налоговые сборы в бюджетную систему увеличились. При этом перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим. Ни один орган законодательной власти субъекта РФ и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного Налоговым кодексом РФ.

В дальнейшем планируется пересмотреть возможности использования природной ренты в качестве налоговой составляющей. Рентоориентированная налоговая система предполагает собирать в казну почти всю рентную стоимость земли и природных ресурсов, т. е. перенести акцент на налогообложение природных ресурсов. Самая сложная задача государства состоит в установлении оптимального рентного режима, который бы оставался стимулом к производству и максимизировал доходы государства.

С принятием Налогового кодекса РФ реформирование налоговой системы не закончилось. Правительство разработало план налоговых преобразований до 2008 г. Предполагается, что совершенствование налоговой системы затронет почти все основные налоги и исправит допущенные в ходе реформы ошибки.

Налоговая система должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки и упрощение процедур расчетов и уплаты налогов, упорядочение налоговых проверок и налоговой отчетности. Основное направление совершенствования состоит в сокращении налоговой нагрузки на экономику для стимулирования экономического роста.

В 2006-2008 гг. особое внимание намечено уделить завершению налоговой реформы.

- снижение основной ставки НДС до 13% с учетом сохранения сбалансированности бюджетной системы;

- поддержка мер по совершенствованию налогообложения прибыли организаций, в том числе обеспечение льгот при осуществлении научных исследований и опытно-конструкторских разработок;

- усовершенствование механизмов начисления амортизации;

- принятие мер налогового стимулирования развития компаний, осуществляющих технико-внедренческую деятельность в особых экономических зонах;

- введение в Налоговый кодекс Российской Федерации главы о местном налоге на недвижимость;

- продолжение работы по поиску оптимальной модели дифференциации ставок налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических и экономико-географических характеристик месторождений;

- реализация ряда мер в области налогового администрирования, позволяющих обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов при осуществлении ими контрольных мероприятий;

- переработка системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Новая система платежей должна стимулировать переход на современные энергоэффективные технологии производства.Правительству Российской Федерации надлежит продолжить работу по снижению либо отмене ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, которое не производится и в ближайшей перспективе не планируется к производству в Российской Федерации. Это даст дополнительный импульс к ускорению технологической модернизации производств.

Ключевые термины: налоговая система; прямые и косвенные налоги; фискальная функция; перераспределительная функция; федеральные налоги и сборы; налоги субъектов Федерации; местные налоги; налоговая политика; налоговый кодекс Российской Федерации; налоговая реформа; налоговая нагрузка.

1. Какова роль налогов в рыночном хозяйстве?

2. Дайте определения налога и налоговой системы.

3. В чем заключается суть фискальной функции налогов?

4. Что означает регулирующая функция налогов?

5. В чем состоят отличия налоговых систем развитых стран и Российской Федерации?

6. Какие налоги формируют региональные и местные бюджеты?

7. Каковы цели реформы налоговой системы Российской Федерации?

8. В чем заключаются основные меры современной налоговой политики России?

23 июня 2020 года Владимир Путин, обращаясь к россиянам перед голосованием по поправкам в Конституцию России, неожиданно заговорил о НДФЛ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

«Чтобы найти триллион в бюджете, необязательно повышать налоги»: Сергей Гуриев о нашей экомике

В новом выпуске «Русские норм» Елизавета Осетинская встретилась с Сергеем Гуриевым — одним из лучших российских экономистов, который сейчас работает в Европейском банке реконструкции и развития, — и задала ему эти вопросы.

Стало ли жить хуже за последние пять лет? Может ли страна развиваться, находясь в изоляции? Чем коррупция в России отличается от коррупции в Китае? Возможен ли экономический рост без реформ? Почему бежит капитал?

Парламент Молдавии принял налоговую реформу, снижающую налоги. Оппозиция недовольна

Парламент Молдавии принял в четверг без обсуждения, сразу в двух чтениях радикальную налоговую реформу, передает «Интерфакс».

За принятие документа проголосовало все 56 депутатов (из 101) правящей коалиции, которые присутствовали в зале заседаний. Все оппозиционные фракции бойкотировали заседание в знак протеста против того, что законы не обсуждались и были розданы депутатам в последний момент.

Председатель парламента Молдавии Андриан Канду, который представил законодательную инициативу правящей Демократической партии, отметил, что «малая налоговая реформа» предусматривает, в частности сокращение НДС для гостиниц, ресторанов и кафе с 20% до 10%. Предприятия, чей доход меньше 1,2 млн. леев (60 тыс. евро), будут платить операционный налог в 4%. Другие смогут выбрать между работой в общем режиме или специальном, который подразумевает подоходный налог в 12%, обязательную регистрацию в качества плательщика НДС со снижением его размера до 10%.

Закон предусматривает также снижение подоходного налога для физических лиц с 18% до 12% путем установления единой ставки, снижение вклада работодателя в бюджет государственного социального страхования с 23% до 18%. Те, кто получают зарплату в размере прожиточного минимума (1 862,4 леев — чуть более 110 долларов в 2017 году), больше не будут платить налоги.

Помимо этого, таксисты, которые получают менее десяти тысяч леев в месяц, будут платить фиксированный налог в 500 леев в месяц, а отчисления в социальный и медицинский фонд будут рассчитываться по специальной формуле.

Закон также предусматривает увеличение срока репатриации валюты с двух до трех лет, включая трехлетний срок репатриации для других контрактов.

«От этих изменений пользу в первую очередь почувствуют малоимущие граждане и люди среднего достатка. Некоторые начали спекулировать на эту тему, говоря, что выгоду получат богатые, но это не так, поскольку они облагаются еще и налогом на роскошь», — заявил Канду.

Для привлечения денег из теневой экономики в реальную экономику парламент принял решение, что физические лица могут добровольно заявить о незадекларированном имуществе. Они должны будут указать источник дохода и уплатить сбор в размере 3% от стоимости имущества, либерализованного до 10 декабря 2018 года.

Принятый закон вступает в силу с 1 октября 2018 года.

Оппозиция считает, что власти преднамеренно пошли на принятие налоговой реформы, чтобы, с одной стороны, провести популистскую реформу для привлечения избирателей перед парламентскими выборами, а с другой — узаконить средства, украденные в 2014 году из банковской системы Молдавии.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Что с нами будет, если новое правительство все-таки решится на прогрессивную шкалу НДФЛ

2018 год может стать переломным для налоговой системы РФ. Главный вопрос – решатся ли власти на переход к прогрессивной шкале налогообложения?

Налоговой реформы пока не будет

Правительство РФ считает, что сейчас налоговая реформа России не нужна. Такой вывод содержится в докладе, составленном для Владимира Путина. С копией документа ознакомилась газета «Ведомости».

Год назад президент поручил правительству определить в 2017 г. контуры налоговой системы на следующий электоральный цикл и принять все необходимые законы в 2018 г.

Минфин предложил два налоговых маневра — для нефтяников (обнулить экспортную пошлину при повышении НДПИ) и для всех (снизить страховые взносы в обмен на рост НДС). Но правительство предложило президенту ограничиться сырьевым сектором.

С помощью маневра Минфин хотел снизить слишком высокую нагрузку на труд – он рассчитывал, что это будет способствовать выходу бизнеса из тени, что приведет к росту доходов бюджета. Но пока решено не запускать реформу – слишком много проблем она влечет за собой, объясняет один из чиновников.

Дискуссия о налоговой реформе явно продолжится после выборов. Но уже сейчас обсуждаются разные источники дополнительных доходов, многие из них – за счет населения. Например, предлагается дать регионам право вводить торговый сбор с оборота вместо налога на движимое имущество, отменить льготную ставку НДС в 10% для части товаров (распространяется на продукты, лекарства, товары для детей), рассказывают несколько чиновников. Хотя Минфин заявляет, что ничего подобного они не обсуждают, но экономические эксперты считают, что переносить нагрузку надо именно на население - ведь за хлебом в другую страну не поедешь, а вот вывести свой бизнес в страну с более благоприятным налоговым климатом можно.

Никто не знает, кто войдет в следующее правительство, поэтому сейчас никто не хочет брать на себя ответственность за радикальные или непопулярные реформы, говорят чиновники. Однако после выборов этот сдерживающий фактор уйдет.

В США грядет масшабная налоговая реформа

В США грядет крупнейший пересмотр налоговой системы с 80-х годов, об этом сообщило агентство Reuters.

Сенат конгресса США одобрил одобрил подготовленный республиканцами проект налоговой реформы. Законопроект был принят с минимальным разрывом голосов: за проголосовал 51 сенатор, 49 высказались против.

Сенат одобрил подготовленный республиканцами проект налоговой реформы.

Теперь, скорее всего на следующей неделе, между сенатом и палатой представителей, которая уже так же, как и сенат, утвердила свой собственный налоговый законопроект, состоится обсуждение этих инициатив. Две палаты должны будут составить единый законопроект, чтобы передать его в Белый дом для подписания, пишет РБК.

Прежде президент США Дональд Трамп обещал в результате реализации инициативы республиканцев осуществить «огромное снижение налогов, крупнейшее в истории страны».

Утвержденный 2 декабря сенатом законопроект, как замечает Reuters, также считают «крупнейшим пересмотром налоговой системы в США с 1980-х годов». Согласно ему, налог на прибыль американских корпораций с 35% должен быть снижен до 20%. Это, как уверены республиканцы, позволит повысить конкурентоспособность экономики США и вернуть из-за рубежа прибыли американских компаний на «триллионы долларов».

Помимо этого в инициативе представителей Республиканской партии содержатся изменения в налогообложении физических лиц. Так, вместо действующей шкалы из семи категорий прогрессивного подоходного налога предложены всего три — 12%, 25% и 35%. В настоящий момент минимальный подоходный федеральный налог составляет 10%.

Республиканцы, отмечает Reuters, считают, что подобный пересмотр налоговой системы может стать «крайне важным фактором» для их перспектив в «среднесрочных избирательных кампаниях» в ноябре 2018 года, когда им придется защищать свое большинство в конгрессе.

В связи с этим Трамп, уточняет агентство, хочет до конца года подписать документ о налоговой реформе, что позволит ему и республиканцам осуществить «первое крупное законодательное достижение» с момента, когда Трамп вступил в должность президента страны. После принятия этой меры, как отмечал прежде американский лидер, по его мнению, должны были произойти «многие хорошие вещи, в том числе возвращение в страну из офшоров $4 трлн, а также создание новых рабочих мест». Проведение «крупнейшей в истории страны» налоговой реформы Трамп в прошлом году заявлял в качестве одного из своих предвыборных обещаний.

Силуанов: снижение тарифа взносов выведет зарплату из тени

Правительство рассматривает разные варианты налоговой реформы, рассказал Силуанов, отвечая на вопрос про маневр 22/22. При этом глава Минфина уточнил, что конкретные параметры могут корректироваться, тем не менее логика обсуждения ясна: снижаются налоги на труд, увеличиваются налоги на потребление.

«Теневой сектор экономики по-прежнему остается значительным. Многие предприниматели не хотят платить зарплату вбелую, поскольку почти треть суммы забирается в виде страховых взносов. Проще обналичить деньги (хотя это сейчас тоже немало стоит) и выдать работникам в конвертах ─ все или частично. Чем ближе мы подведем уровень начислений на заработную плату к стоимости "черной" экономики, тем больше стимулов появится у компаний не прятаться в полукриминальной зоне, а работать открыто. Как говорится, заплати налоги и спи спокойно. В этом и заключается смысл маневра», - рассказал глава Минфина в интервью ИА ТАСС.

По словам министра, от снижения ставки взносов бюджет не пострадает, поскольку предлагается пропорционально увеличить косвенные налоги.

«От НДС теневая экономика уйти не может, он сидит везде, платить в любом случае придется. В этом повышении есть много плюсов. Скажем, стимулируются экспортеры, им сумму НДС вернут, а издержки на труд сократятся. Из минусов ─ влияние на инфляцию и вопрос балансировки Пенсионного фонда», - сказал Силуанов

Силуанов призвал снижать прямые налоги на бизнес и увеличивать косвенные

Министр финансов России Антон Силуанов считает целесообразным снижать прямые налоги на бизнес и увеличивать косвенные. Об этом он заявил в ходе выступления на ПМЭФ-2017.

Власти США представили «крупнейшую налоговую реформу» в истории страны

26 апреля министр финансов США Стивен Мнучин и главный экономический советник Белого дома Гэри Кон в среду, 26 апреля, представили план налоговой реформы, предполагающий «крупнейшее сокращение налогов» в истории страны.

Выгоды от плана сосредоточены на стороне богатых американцев, пишет агентство РБК,. проанализировавшие план.

Обнародованный план в общем и целом совпадает с налоговыми обещаниями Трампа в ходе предвыборной кампании летом и осенью прошлого года. Ставку федерального налога на прибыль компаний предложено сократить более чем наполовину, с 35 до 15%. Причем по ставке 15% будут платить и структуры типа партнерств (LLC), которые сейчас федеральным налогом на прибыль не облагаются (доходы таких компаний включаются в личные налоговые декларации их владельцев). В результате использование LLC, которая может включать единственного партнера, может стать лазейкой для богатейших американцев: вместо индивидуального подоходного налога, достигающего 30%, они смогут платить 15%. Трамп-бизнесмен сам активно использовал форму собственности LLC.

Сокращение налогов на бизнес будет частично профинансировано за счет разового пониженного налога на прибыль американских корпораций, репатриированную из-за рубежа. Сейчас американские компании обязаны платить налог в 35% с прибылей, полученных по всему миру, но налог с зарубежной прибыли может быть отложен до тех пор, пока компания не вернет эти деньги в США. Администрация Трампа хочет простимулировать репатриацию зарубежных прибылей за счет пониженного налога (по данным Bloomberg, он может составить 10%), после чего власти перейдут на «территориальный» принцип налогообложения — вообще перестанут облагать налогом международную прибыль американских корпораций.

Мнучин на презентации плана отказался назвать возможный размер разового налога на зарубежную прибыль, сказав лишь, что администрация работает над этим с сенатом и палатой представителей, и заверив, что это будет «очень конкурентоспособная ставка, которая позволит вернуть триллионы долларов».

В сфере персональных налогов правительство Трампа предложило упростить взимание подоходного налога — сократить с семи до трех количество ставок, применяемых к доходу индивидуального налогоплательщика или семейной пары в рамках прогрессивной системы налогообложения. По текущему законодательству супруги, например, зарабатывающие на двоих более $471 тыс. в год (самая обеспеченная категория с точки зрения подоходного налога), платят 10% с первых $18,7 тыс., 15% с последующих $57,2 тыс., 25% — с последующих $77,2 и т.д. (всего семь ярусов с максимальной ставкой в 39,6%, применяемой к той части дохода, которая превышает $470,7 тыс.). Трамп предлагает оставить только три ставки — 10, 25 и 35%, но поскольку не ясны уровни дохода, к которым будут применяться эти ставки, пока невозможно сказать, как изменится налоговая нагрузка на различные группы граждан. Институт Tax Policy Center оценивал в октябре, основываясь на предвыборной программе Трампа, что его налоговый план в среднем понизит налоги для всех групп домохозяйств, подразделяющихся по степени обеспеченности, но для более богатых семей эффект будет внушительнее.

Администрация также пообещала увеличить практически вдвое так называемый стандартный налоговый вычет, так что семейная пара будет освобождена от налогообложения первых $24 тыс. из их суммарного годового дохода. «По существу мы вводим нулевую ставку налога — да, нулевую ставку — для первых $24 тыс., которые зарабатывают супруги», — сказал Гэри Кон на брифинге.

Читайте также: