Имыкшенова е а налоги и сборы некоторые вопросы классификации е а имыкшенова

Опубликовано: 30.04.2024

Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации

Практика налогообложения свидетельствует - принятое в налоговом законодательстве разграничение обязательных публичных платежей на две группы - налоги и сборы - требует уточнений.

Существует мнение, что при выборе режима отраслевого регулирования конкретного обязательного платежа следует исходить из его природы и оценивать его с точки зрения присущих платежу существенных свойств. Необходимость правового анализа платежа предписывается, в частности, пунктом 3 статьи 5 НК РФ, правовыми позициями Конституционного Суда РФ, а также пунктом 43 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"*(1).

Позиции НК РФ и КС РФ не совпадают

В соответствии с нормой пункта 3 статьи 5 НК РФ взимание любых налогов и сборов, не предусмотренных налоговой системой, не основано на законе. Исходя из анализа закрепленных в статье 8 НК РФ юридических признаков налогов и сборов можно сделать вывод о необходимости включения в перечень налогов и сборов, предусмотренных НК РФ, любого обязательного платежа, не являющегося санкцией, взимание которого связано с функциями государства или местного самоуправления. В юридических публикациях неоднократно высказывались подобные суждения*(2).

Однако такой, верный с точки зрения норм НК РФ, подход не согласуется с положениями действующего законодательства, предусматривающими ряд платежей с признаками сборов, тем не менее не включенных в налоговую систему, а также с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, который, в частности, признал законность взимания так называемых неналоговых фискальных сборов*(3).

Некоторые авторы предлагают использовать исключительно формально-юридический критерий при определении отраслевой принадлежности взимаемых платежей.

Так, А.В. Демин полагает, что отграничение сборов от сходных платежей неналогового характера реально провести лишь по одному критерию - нормативному. При этом сбором как налоговым платежом следует называть обязательный взнос, закрепленный законодательством о налогах и сборах. То есть для признания обязательного платежа сбором требуется его прямое включение законодателем в систему налогов и сборов*(4).

Такое мнение имеет право на существование в ситуации, когда отсутствует единый подход к определению и толкованию конкретных признаков платежей, включаемых в налоговую систему. Однако нельзя не заметить, что при этом теряется смысл нормы пункта 3 статьи 5 НК РФ, а по сути происходит отказ от необходимости законодательного определения самого понятия налоговых платежей.

Данная позиция полностью согласуется с мнением о том, что единственной гарантией против произвольного введения налоговых платежей может служить экономическая основа построения налоговой системы, а не юридические нормы, закрепляющие признаки налогов и сборов.

Так, И.В. Горский полагает, что "наличие в НК РФ самостоятельных определений налога и сбора не имеет содержательного оправдания". Автор обосновывает это тем, что "налоги в самих себе несут собственную меру, ограничивающую их действие в каждый момент времени требованием обеспечения условий воспроизведения налогов в будущем"*(5).

Могут ли юридические нормы быть гарантией против произвольного введения налогов и сборов?

В НК РФ закреплен исчерпывающий перечень налоговых платежей, а также дано законодательное определение признаков налогов и сборов. Тем не менее вопреки этому в действительности используются скрытые формы налогообложения - платежи с признаками налогов и сборов, не предусмотренные налогово-правовым регулированием. Юристы-налоговеды по этому поводу указывают на недостатки законодательной техники, на недостаточно четкое раскрытие признаков налогов и сборов в НК РФ.

Причины необоснованного расширения фискальных притязаний кроются не столько в недостатках правовой формы их закрепления, сколько в экономических, социальных, политических условиях общественной жизни.

На наш взгляд, наука и практика направлены на решение несколько иной задачи, а именно на установление гарантий определенного порядка изъятия части собственности в виде налогов или сборов, то есть на закрепление особого режима налогово-правового регулирования. Экономическая теория обосновывает, "что взимать с частных лиц", юридическая теория - "каким образом это делать". В этом можно увидеть проявление многосложности категории "налог", включающей различные аспекты.

Любое публичное взимание должно быть не только экономически обусловлено, но и иметь обоснование с точки зрения права, то есть соблюдение прав и законных интересов частных лиц в процессе взимания налоговых сумм. Для этого налоговое законодательство должно предоставить все возможности для однозначной юридической квалификации платежа.

Исчерпывающее описание всех свойств налогов и сборов в их законодательном определении представляется недостаточно конструктивным. В НК РФ следует раскрыть совокупность признаков налогов и сборов с учетом квалификации платежа как налогового или неналогового.

Относительно вопросов классификации обязательных публичных платежей хотелось бы согласиться с мнением А.В. Брызгалина и А.В. Демина, что в зависимости от принадлежности к налоговой системе необходимо разграничивать два вида платежей - налоговые и неналоговые. Но проводить такое разграничение следует не по нормативному критерию, а на основе их существенных свойств.

Особенности платежей налогов и сборов

Закреплению конкретных признаков налоговых платежей в законе предшествует уяснение сущности налогового взимания и тех обстоятельств, на которых основывается право государства на принудительное изъятие части собственности в доход бюджета. Изучение сути вопроса приводит к выводу, что его истоки лежат в сфере конституционно-правового регулирования.

Налоги и сборы имеют, на наш взгляд, принципиальные особенности.

Налог представляет собой изъятие части собственности физических лиц и организаций, обусловленное лишь одним обстоятельством - необходимостью финансового обеспечения функций государства.

Сбор - взнос физических лиц и организаций, устанавливаемый в целях регулирования отношений с государством либо с местным самоуправлением по поводу реализации или получения субъективных прав.

Любые обязательные публично-правовые платежи имеют объединяющее их свойство - все они обременяют частную собственность. Однако у налогов и сборов такое обременение имеет различные цели: налог не должен быть направлен на снижение экономической активности налогоплательщика, он не может подрывать своей основы - источника уплаты (собственности); сбор, напротив, призван подавлять чрезмерную активность субъектов в реализации своих прав и законных интересов. Сбор имеет узкоцелевую регулирующую направленность.

Немаловажно отметить и другое отличительное свойство сборов - их уплата основана на свободном выборе плательщика. Свобода выбора в данном случае присутствует в противовес свойству неотвратимости, присущему налогам.

Кроме платежей, подпадающих под признаки налогов, в налоговую систему, на наш взгляд, включаются также сборы налогового характера. Разграничение налоговых и неналоговых сборов проводится в зависимости от свойств того права, в связи с которым он уплачивается. Налоговый сбор выступает преградой в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, поэтому устанавливается федеральным законом (п. 3 ст. 55 Конституции РФ) и соответственно подпадает под режим налогово-правового регулирования. Представляется целесообразным использовать общий термин "налоговый платеж" для обозначения налогов и налоговых сборов.

Налоговый доход и налоговый платеж

Известно, что в качестве критерия для разграничения налоговых и неналоговых платежей предлагается одноименная классификация доходов бюджетов, представленная в статье 41 БК РФ*(6). Однако нельзя не согласиться с оппонентами подобного формального подхода к вопросу выделения налоговых платежей в самостоятельную категорию, поскольку он не решает проблемы по существу*(7). По справедливому замечанию С.Г. Пепеляева, "природа платежа должна влиять на состав бюджетной классификации, но не наоборот, то есть нельзя делать вывод о природе платежа на той основе, как платеж учтен в статьях и группах доходов бюджета"*(8).

Отмеченное тем не менее не умаляет значения и тесной взаимосвязи понятий "налоговый платеж" и "налоговый доход". Их соотношение позволяет выявить суть налоговых и бюджетных отношений как составляющих финансово-правового регулирования. На стыке категорий "налоговый платеж" и "налоговый доход" определяются границы между частными и публичными финансами. Момент, когда обязанность уплаты налогов или сборов считается исполненной, определяется в соответствии с налоговым законодательством (п. 2 ст. 45 НК РФ). Переходя в налоговый доход бюджета, налоговый платеж обезличивается во время совершения.

старший преподаватель кафедры финансового права

Юридического института Томского государственного университета,

"Налоговед", N 9, сентябрь 2006 г.

*(1) Экономика и жизнь. 2001. N 13.

*(2) См., например: Винницкий Д.В. Российское налоговое право. - СПб., 2003. - С. 255; Томаров В.В. Местные налоги: правовое регулирование / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2002. - С. 126-127.

*(3) См. Определение КС РФ от 10.12.2002 N 284-О, в котором плата за загрязнение окружающей природной среды квалифицирована как неналоговый фискальный сбор.

*(4) Сбор как разновидность налоговых доходов (вопросы правовой идентификации).

*(5) См.: Горский И.В. О признаках налога в Налоговом кодексе Российской Федерации // Финансы. 2004. N 9. - С. 34-35.

*(6) См.: Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.А. Крохина - М., 2003. - С. 64-65.

*(7) См., например: Винницкий Д.В. Указ. соч. - С. 257.

*(8) Пепеляев С.Г. Налоги: реформы и практика. - М., 2005. - С. 44.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Учредители: ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", ЗАО "ИКП".

Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-16936 от 10.11.2003.

Издается при интеллектуальной и информационной поддержке юридической компании ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".

Адрес редакции: 123610, Москва, Краснопресненская набережная, д. 12, Центр Международной Торговли-II.

Телефоны редакции: (495) 267-82-06.

Индекс в каталоге "Роспечать" - 84297

Индекс в каталоге российской прессы "Почта России" - 11495

Индекс в объединенном каталоге "Пресса России" - 87914

("Налоги и налогообложение", 2007, N 7)

Понятие "сбор" имеет ключевое значение не только для теории, но и для большинства практических проблем в сфере налогообложения и сборов. Необходимо отметить, что "в русской финансово-правовой литературе понятие сбора трактовалось довольно широко. Под ним понималось любое получение денежных средств, как в добровольном, так и в принудительном порядке" . Однако на современном этапе развития финансового права понятие "сбор" приобрело самостоятельное значение , и в контексте ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, понятие "сбор" охватывает собой не только сборы, понятие и признаки которых закреплены в ст. 8 НК РФ, но и иные фискальные сборы, не обладающие вышеуказанными признаками.
Существующие фискальные сборы важно четко разделять на следующие категории:
1) фискальные сборы, законодательное определение которых закреплено в ст. 8 НК РФ;
2) таможенные сборы, понятие и признаки которых закреплены в ст. 11 ТК РФ;
3) фискальные сборы, правовая природа которых не соответствует понятиям и признакам сборов, закрепленным в Налоговом и Таможенном кодексах Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в настоящий момент ни в действующем законодательстве, ни в юридической литературе не выработано общее определение фискального сбора, охватывающее собой признаки всех выделяемых групп сборов. В связи с этим более детальное исследование правовой природы вышеуказанных фискальных сборов имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку от правовой сущности фискального сбора будет зависеть выбор режима правового регулирования.
К сожалению, в настоящий момент проблема, касающаяся правовой природы фискальных сборов, недостаточно исследована в налогово-правовой доктрине. Как справедливо отмечается в литературе, ". исчерпывающее описание всех свойств налогов и сборов в их законодательном определении представляется недостаточно конструктивным" . Более того, как отмечается российскими специалистами в области налогообложения, и российский Конституционный Суд РФ проявляет не только непоследовательность в определении правовой природы фискальных сборов, но и ". порой удивляет своими выводами о гражданско-правовой природе платежей, принудительно взимаемых государством" .

Библиографический список и примечания:
1. Винницкий Д.В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. - М., 2003.
2. Реут А.В. Государственная пошлина как категория налогового права // Финансовое право. 2006. N 3. С. 20 - 23.
3. Имыкшенова Е.А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации // Налоговед. 2006. N 9. С. 5 - 10.
4. Пепеляев С.Г. Комментарий к статье Л. Остерло и Т. Джобса "Конституционные принципы налогов и сборов в ФРГ" // Налоговед. 2004. N 5.
5. Томаров В.В. Местные налоги: правовое регулирование: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2002. С. 59.
6. См. Определения КС РФ от 10.12.2002 N 283-О и N 284-О.
7. Годме П.М. Финансовое право. - М., 1978.
8. Винницкий Д.В. Налоги и сборы. - М., 2003. С. 82 - 83.
9. См., напр.: Определение КС РФ от 22.01.2004 N 8-О.
10. См. Определения КС РФ от 11.05.2006 N 187-О, от 05.02.2004 N 28-О, от 04.03.2004 N 49-О.
11. Комментарий официальных органов к пенсионному законодательству РФ / Под ред. Ю.В. Воронина. - М., 2004. С. 185.
12. Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 50 - 60.
13. Лялин Д.Ю. Правовой режим страховых взносов в имуществе государственной корпорации // Налоги. 2006. N 12. С. 9 - 10.
14. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2003. С. 30.
15. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы. - М., 2005. С. 70.
16. Винницкий Д.В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. - М., 2003.
17. Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 51 - 60.
18. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - Воронеж, 1997. С. 52 - 53.

Е.А. ИМЫКШЕНОВА

Е.А. Имыкшенова, старший преподаватель кафедры финансового права Юридического института Томского государственного университета, кандидат юридических наук.

Существует два подхода к выбору режима отраслевого регулирования конкретного обязательного платежа. Согласно первому следует исходить из природы рассматриваемого вида платежа и оценивать его с точки зрения присущих данному платежу существенных свойств. Необходимость правового анализа публичного платежа по существу предписывается, в частности, п. 3 ст. 5 НК РФ, правовыми позициями Конституционного Суда РФ, а также п. 43 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" .

Экономика и жизнь. 2001. N 13.

В соответствии с нормой п. 3 ст. 5 НК РФ взимание любых налогов и сборов за рамками налоговой системы не основано на законе. Исходя из анализа закрепленных в ст. 8 НК РФ юридических признаков налогов и сборов можно сделать вывод о необходимости включения любого обязательного платежа, взимание которого связано с осуществлением публичных функций государством или местным самоуправлением, не являющегося при этом санкцией, в перечень налогов и сборов, предусмотренных НК РФ. В специальной налоговой литературе неоднократно высказывались подобные суждения .

См., например: Винницкий Д.В. Российское налоговое право. СПб., 2003. С. 255; Томаров В.В. Местные налоги: правовое регулирование / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2002. С. 126 - 127.

Однако такой верный с точки зрения норм НК РФ подход не согласуется с положениями действующего законодательства, предусматривающими ряд платежей с признаками сборов, тем не менее не включенных в налоговую систему, а также с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, который, в частности, признал законность взимания так называемых неналоговых фискальных сборов .

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.02 N 284-О, в котором плата за загрязнение окружающей природной среды квалифицирована как неналоговый фискальный сбор.

С учетом этого выглядит вполне обоснованной позиция авторов, предлагающих придерживаться иного подхода, а именно использовать исключительно формально-юридический критерий в решении вопроса отраслевой "прописки" взимаемых в РФ платежей.

Так, А.В. Демин полагает, что "отграничение сборов от сходных платежей неналогового характера реально провести лишь по одному критерию - нормативному. При этом сбором как налоговым платежом следует называть обязательный взнос, закрепленный законодательством о налогах и сборах. То есть для признания обязательного платежа сбором требуется его прямое включение законодателем в систему налогов и сборов .

Сбор как разновидность налоговых доходов (вопросы правовой идентификации) // КонсультантПлюс.

Такое мнение имеет право на существование в сложившейся ситуации, когда отсутствует единый подход к определению и толкованию конкретных признаков платежей, включаемых в налоговую систему. Однако нельзя не заметить, что в таком случае теряется смысл нормы п. 3 ст. 5 НК РФ, а по сути происходит отказ от необходимости законодательного определения самого понятия налоговых платежей.

Данная позиция полностью согласуется с мнением о том, что единственной гарантией против произвольного введения на территории государства налоговых платежей может служить экономическая основа построения налоговой системы, а не юридические нормы, закрепляющие признаки налогов и сборов.

Так, И.В. Горский полагает, что "наличие в НК РФ самостоятельных определений налога и сбора не имеет содержательного оправдания". Автор обосновывает это тем, что "налоги в самих себе несут собственную меру, ограничивающую их действие в каждый момент времени требованием обеспечения условий воспроизведения налогов в будущем" .

См.: Горский И.В. О признаках налога в Налоговом кодексе Российской Федерации // Финансы. 2004. N 9. С. 34 - 35.

Возникает закономерный вопрос: могут ли юридические нормы быть гарантией против произвольного введения налогов и сборов? С одной стороны, мы имеем закрепление исчерпывающего перечня налоговых платежей в НК РФ, а также законодательное определение признаков налогов и сборов. Тем не менее вопреки этому фактом действительности является наличие на территории России скрытых форм налогообложения - платежей с признаками налогов и сборов за рамками режима налогово-правового регулирования (на данное обстоятельство неоднократно обращалось внимание в специальной юридической литературе). Юристы-налоговеды в большинстве своем указывают на недостатки законодательной техники, а именно на недостаточно четкое раскрытие признаков налогов и сборов в НК РФ.

Разумеется, причины необоснованного расширения фискальных притязаний государства кроются не столько в недостатках правовой формы их закрепления, сколько в экономических, социальных, политических и иных условиях общественной жизни. Поэтому на поставленный выше вопрос правильно было бы ответить отрицательно. Критерии гармоничного построения системы налогов и сборов (с тем чтобы "обеспечить их воспроизведение в будущем") для данного конкретного государства находятся за рамками нормативно-правового регулирования.

На наш взгляд, юридические наука и практика направлены на достижение несколько иной задачи, а именно установление гарантий соблюдения определенного порядка изъятия части собственности в виде налогов или сборов, т.е. закрепление особого режима налогово-правового регулирования. Если экономическая теория обосновывает, "что взимать с частных лиц", то юридическая - "каким образом это делать". В этом можно увидеть проявление многосложности категории "налог", включающей различные аспекты.

Таким образом, любое публичное взимание должно быть не только экономически обусловлено, но иметь обоснование и с точки зрения права. Последнее заключается в соблюдении прав и законных интересов частных лиц в процессе взимания налоговых сумм. Для этого налоговое законодательство должно предоставить все возможности для однозначной юридической квалификации того или иного платежа.

При этом исчерпывающее описание всех свойств налогов и сборов в их законодательном определении представляется недостаточно конструктивным. Такая сверхзадача заведомо недостижима. В НК РФ следует раскрыть совокупность признаков налогов и сборов с учетом цели - с определенностью квалифицировать платеж в качестве налогового или неналогового.

Относительно вопросов классификации обязательных публичных платежей хотелось бы согласиться с А.В. Брызгалиным и А.В. Деминым в той части, что в зависимости от принадлежности к налоговой системе необходимо разграничивать два вида: налоговые и неналоговые платежи. Только проводить такое разграничение не по нормативному критерию, а на основе их существенных свойств.

Закреплению конкретных признаков налоговых платежей в законе предшествует уяснение сущности налогового взимания и тех обстоятельств, на которых основывается право государства на принудительное изъятие части собственности в доход бюджета. Изучение сути вопроса приводит к выводу, что его истоки лежат в сфере конституционно-правового регулирования.

Налоги и сборы по отношению друг к другу имеют, на наш взгляд, принципиальные особенности. Налог представляет собой изъятие части собственности физических лиц и организаций, обусловленное лишь одним главенствующим обстоятельством - необходимостью финансового обеспечения функций государства.

Сбор - взнос физических лиц и организаций, устанавливаемый в целях регулирования отношений с государством либо местным самоуправлением по поводу реализации либо получения субъективных прав.

Любые обязательные публично-правовые платежи имеют общее, объединяющее их свойство - все они обременяют частную собственность. Однако у налогов и сборов такое обременение имеет различные цели: налог не должен быть направлен на снижение экономической активности налогоплательщика, он не может подрывать своей основы - источника уплаты (собственности); сбор, напротив, призван подавлять чрезмерную активность субъектов в реализации своих прав и законных интересов. Сбор имеет узкоцелевую регулирующую направленность.

Также немаловажно отметить другое отличительное свойство сборов - их уплата производится на основе свободного выбора плательщика. Необходимо при этом учитывать, что свобода выбора в данном случае рассматривается в противовес свойству неотвратимости, присущему налогам.

Кроме любых платежей, подпадающих под признаки налогов, в налоговую систему, на наш взгляд, включаются также сборы налогового характера. Разграничение налоговых и неналоговых сборов проводится в зависимости от свойств того права, в связи с которым он уплачивается. Налоговый сбор выступает преградой в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, поэтому устанавливается федеральным законом (п. 3 ст. 55 Конституции РФ) и соответственно подпадает под режим налогово-правового регулирования. Представляется целесообразным использование общего термина - налоговый платеж - для обозначения налогов и налоговых сборов.

В юридической литературе предлагается в качестве критерия для разграничения налоговых и неналоговых платежей одноименная классификация доходов бюджетов, закрепленная в ст. 41 БК РФ . Однако нельзя не согласиться с оппонентами подобного формального подхода к вопросу выделения налоговых платежей в самостоятельную категорию, поскольку он не решает проблемы по существу . По справедливому замечанию С.Г. Пепеляева, "природа платежа должна влиять на состав бюджетной классификации, но не наоборот, т.е. нельзя делать вывод о природе платежа на той основе, как платеж учтен в статьях и группах доходов бюджета" .

См.: Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М., 2003. С. 64 - 65.
См., например: Винницкий Д.В. Указ. соч. С. 257.
Пепеляев С.Г. Налоги: реформы и практика. М., 2005. С. 44.

Отмеченное тем не менее не умаляет значения и тесной взаимосвязи понятий "налоговый платеж" и "налоговый доход". Соотношение данных понятий позволяет выявить суть стыковых моментов налоговых и бюджетных отношений как составляющих предмета финансово-правового регулирования. На стыке категорий "налоговый платеж" и "налоговый доход" определяются границы между частными и публичными финансами. Момент, когда обязанность по уплате налогов или сборов считается исполненной, определяется в соответствии с налоговым законодательством (п. 2 ст. 45 НК РФ). Налоговый платеж обезличивается, переходя в налоговый доход бюджета, в момент его совершения.

Одним из основополагающих блоков системы реформируемых в настоящий момент межбюджетных отношений является разграничение доходов между уровнями бюджетной системы. Примечательно, что ряд авторов рассматривает распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней в качестве элементов налоговой системы РФ .

См.: Апель А.Л. Основы налогового права. СПб., 2003. С. 9; Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004. С. 262.

В учебной и специальной финансово-правовой литературе до недавнего времени принято было различать закрепленные и регулирующие налоги. Актуальным на данный момент представляется вопрос изменения правового статуса регулирующих налоговых доходов бюджетов по бюджетному законодательству.

В разные периоды законодатель демонстрировал различные подходы к определению понятий "собственные", "закрепленные", "регулирующие" доходы и их соотношению. Первоначально регулирующие доходы выделялись наряду с закрепленными в зависимости от порядка зачисления в бюджет того или иного вида дохода . При этом закрепленные доходы и отчисления от регулирующих доходов относились к собственным. Затем закрепленные доходы в Федеральном законе от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и в БК РФ были приравнены к собственным. Впоследствии и в юридической литературе сложилась трактовка собственных доходов как доходов по своей сути закрепленных, выделяемых наряду с регулирующими.

См.: Закон РСФСР от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. N 46. 14.11.91. Ст. 1543.
СЗ РФ. 29.09.1997. N 39. Ст. 4464.

Против подобного отождествления собственных и закрепленных доходов высказывались некоторые ученые , поскольку, по их мнению, в таком случае происходит подмена оснований классификации - собственные доходы выделяются в самостоятельный вид в зависимости от права собственности на соответствующие средства, тогда как закрепленные - в зависимости от порядка зачисления данных средств в тот или иной бюджет. При таком понимании под собственными доходами (в противовес заемным средствам) понимаются различные виды платежей, которые в соответствии с законодательством обращаются в полное владение, пользование и распоряжение общественно-территориальных образований . Поскольку нормативы отчислений от регулирующих налогов в нижестоящий бюджет являются его собственностью, с позиций указанного теоретического подхода выглядит логичным отнесение регулирующих доходов к собственным доходам бюджетов.

В частности, по замечанию Н.И. Химичевой "вряд ли целесообразно рассматривать характеристики "собственные" и "закрепленные" как однозначные" // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2000. С. 160.
См.: Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2003. С. 166.

С 1 января 2005 года утратила силу норма ст. 48 БК РФ, содержащая понятие регулирующих доходов. Однако было бы неверным утверждать, что с этого момента регулирующие налоги полностью утратили свой правовой статус. Об этом, в частности, свидетельствуют положения БК РФ и ряда законодательных актов (например, Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"), в которых по-прежнему использовались термины "регулирующие доходы" и "регулирующие налоги".

Возникает закономерный вопрос о том, как следует трактовать данные изменения. Законодательные преобразования свидетельствуют о постепенном вытеснении конструкции регулирующих доходов из бюджетной системы. В последующем планируется все доходы бюджетов определять в качестве закрепленных (собственных).

В России складывается новая система межбюджетных отношений, которую создают следующие основные законы: Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" , Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" , а также Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" .

СЗ РФ. 02.08.2004. N 31. Ст. 3231.
СЗ РФ. 23.08.2004. N 34. Ст. 3535.
СЗ РФ. 06.10.2003. N 40. Ст. 3822.

Анализ данных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что изъятие определения "регулирующие доходы" из текста БК РФ не сопровождается полным отказом от самого механизма регулирования доходов местных бюджетов с помощью отчислений от налоговых платежей, являющихся доходными источниками вышестоящего бюджета. Институт регулирующих налогов по-прежнему присутствует в бюджетной системе, с той лишь особенностью, что теперь он не предусмотрен на уровне федерального бюджета.

Вплоть до начала текущего года в ст. 60 БК РФ прямо предусматривалось, что доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

В настоящий момент ст. 56 БК РФ предусматривает налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, при этом регулирующие налоги предписаны п. 5 данной статьи. В частности, указанные в статье налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов РФ в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном ст. 58 БК РФ. По общему правилу ст. 58 БК РФ нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты должны быть установлены постоянно законом субъекта РФ на неограниченный срок . Это положение отражает один из элементов проводимой реформы межбюджетных отношений, а именно переход к закреплению доходов за бюджетами на долговременной основе. Тем самым достигается относительная стабильность в финансировании расходов местных властей.

Интересно, что понятие регулирующих доходов, ранее предусмотренное в ст. 48 БК РФ, предусматривало возможность установления нормативов отчислений от федеральных и региональных налоговых платежей не только на соответствующий год, но и на долговременной основе (не менее чем на три года).

Исключение из указанного выше долговременного закрепления нормативов отчислений предусмотрено нормой п. 2 ст. 58 БК РФ. В целях полной или частичной замены дотаций из Регионального фонда финансовой поддержки поселений и Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц устанавливаются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что для практики межбюджетных отношений остается актуальной конструкция регулирующих доходов как предусмотренных на определенный срок нормативов отчислений от налоговых доходов вышестоящего бюджета.

В целом необходимо отметить следующее. Величина собственных (закрепленных) налогов до сих пор использовалась в качестве критерия финансовой автономии местных и региональных органов власти. Учитывая такое значение рассматриваемой классификации налогов на собственные (закрепленные) и регулирующие, было бы неверным включать дополнительные нормативы отчислений от налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в число собственных доходов местных бюджетов, поскольку является лишь искусственным их увеличением. Однако именно такой вывод следует из определения собственных доходов в ст. 47 БК РФ, к числу которых отнесены любые налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах. В целом нельзя не согласиться с тем, что проблема возрастающего недостатка собственных доходов решается в БК РФ изменением толкования понятия "собственные доходы" . Правильность сделанного вывода об искусственном завышении собственных доходов в БК РФ подтверждается включением в их состав всех доходов бюджета (кроме субвенций), в т.ч. финансовой помощи (ст. 47 БК РФ).

См.: Гришанова О.А. Регулирующие доходы бюджетов субъектов Федерации и их статус в новой редакции БК РФ // Финансы и кредит. 2004. N 28 (166). С. 31.

Всероссийский налоговый диктант – это образовательная акция Федеральной налоговой службы, направленная на популяризацию налогового законодательства. Возможные ответы на некоторые вопросы.

1.Кто в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязан платить законно установленные налоги и сборы?

  • каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы
  • граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет
  • налоговые резиденты Российской Федерации
  • все работающие на территории Российской Федерации

2. В чьем ведении находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации?

  • Федеральной налоговой службы
  • Президента Российской Федерации
  • Государственной Думы Российской Федерации
  • в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

3. В чью пользу по общему правилу толкуются все неустранимые сомнения актов законодательства о налогах и сборах?

  • в пользу налоговых органов
  • в пользу налогоплательщика и плательщика сборов
  • в пользу Российской Федерации
  • в пользу государственных органов

4. Акты законодательства о налогах и сборах НЕ имеют обратной силы, если устанавливают

  • новые налоги
  • дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков
  • новые обстоятельства, смягчающие ответственность за налоговое правонарушение
  • устраняющие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

5. Законы о налогах и сборах имеют обратную силу в том случае, если:

  • устанавливают новые сборы
  • повышают налоговые ставки
  • устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков
  • устанавливают новые обязанности налогоплательщиков

6. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог – это:

  • обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц
  • добровольный платеж граждан в бюджет Российской Федерации
  • ежемесячный платеж с полученных доходов каждого в бюджетную систему Российской Федерации
  • принудительное взимание денежных средств в пользу государства

7. Какими правами обладает налогоплательщик?

  • получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах
  • получать скидку при досрочной уплате налогов
  • не становится на учет в налоговом органе
  • оплачивать налоги в любой валюте

8. Налоговый орган в отношении индивидуального предпринимателя имеет право:

  • устанавливать индивидуальные налоговые ставки для конкретного налогоплательщика
  • вводить персональные сборы
  • предоставлять скидки по налогам и сборам для добросовестных налогоплательщиков
  • проводить налоговые проверки

9. С какого возраста начинается налоговая правоспособность?

  • с 14 лет
  • с момента рождения
  • с 16 лет
  • с момента появления в собственности или на иных правах объектов налогообложения

10. С какого момента начинается налоговая правоспособность организации?

  • с момента получения первого дохода
  • со дня постановки на налоговый учет в налоговой инспекции
  • с момента государственной регистрации
  • с даты подачи заявления о государственной регистрации юридического лица при создании

11. Гражданин занимается предпринимательской деятельностью на международном уровне. По роду своей деятельности часто находится за границей, а на территорию РФ прилетает несколько раз в году. Сколько дней ему необходимо быть на территории России, чтобы остаться ее налоговым резидентом?

  • не менее 183 календарных дней
  • не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев
  • не менее 183 календарных дней в течение календарного года
  • не менее 183 календарных дней в течение налогового периода

12. Школьник, с согласия родителей в свободное время ведет видео блог и получает доход от своей деятельности. С какого возраста он может быть привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений?

  • *с 14 лет
  • с 16 лет
  • с 18 лет
  • с момента начала трудовой деятельности

13. В организации с 1 июля 2019 г. принят на работу гражданин Таджикистана. На территорию Российской Федерации он приехал 24 июня 2019 г. По согласованию с руководством он отсутствовал 2 недели в августе (с 1 по 14 августа 2019 г.), в сентябре (с 10 сентября по 2 октября) – улетал на родину по семейным обстоятельствам. Какого числа гражданин Таджикистана станет резидентом Российской Федерации?

  • с 01.01.2020
  • с 23.12.2019
  • с 26.01.2020
  • с 28.01.2020

14. Какой вид доходов необходимо отражать в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ?

  • доходы от реализации недвижимости
  • страховые взносы
  • пенсии
  • полученные алименты

15. В 2020 году гражданин продал квартиру, которая находилась в собственности менее года, и получил доход. До какого числа ему необходимо заплатить налог?

  • не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • он не должен платить налог, так как квартира была куплена за собственные средства

16.В 2020 году гражданин продал квартиру, купленную им в 2019 году. На деньги от продажи он купил дом. Нужно ли ему уведомлять налоговые органы о продаже квартиры?

  • нет, так как он не получил доход
  • нет, так как это его квартира и он вправе делать с ней что хочет
  • да, ему необходимо представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля 2021 года
  • да, ему необходимо представить налоговую декларацию не позднее 15 июля 2021 года

17. Гражданка имеет на обеспечении 4-х несовершеннолетних детей. Определите потенциальный размер ежемесячных стандартных налоговых вычетов, на которые она может претендовать:

  • 5 600
  • 7 200
  • 8 800
  • 8 400

18. С 2018 года Мария Петровна работает в должности бухгалтера в крупной компании. В 2019 году работодатель решил ее повысить до главного бухгалтера с ежемесячной заработной платой – 50 000 рублей. В связи с увеличением дохода Мария Петровна приняла решение получить второе высшее образование в университете, где ежегодная стоимость обучения составляет – 200 000 рублей. Срок обучения – 3 года. В том же году она поступила в университет и оплатила первый год обучения. В начале 2020 года она подала декларацию в налоговый орган для получения социального налогового вычета за обучение. Какую сумму Мария Петровна получит в качестве вычета за 2019 год?

  • 15 600
  • 26 000
  • 19 500
  • Она может получить вычет только после оплаты всего обучения

21. В семье Ивановых родился ребенок. С какого момента родители могут начать получать стандартный налоговый вычет?

  • с месяца, следующего за месяцем его рождения
  • с первого января года его рождения
  • с месяца его рождения
  • с даты получения свидетельства о рождении

22. В 2020 году Анна продала квартиру за 3 000 000 рублей, купленную в 2019 году за 2 500 000 рублей. Документы, подтверждающие расходы на приобретение квартиры она потеряла. Какую сумму налога придется заплатить в бюджет?

  • 260 000 рублей
  • 65 000 рублей
  • 390 000 рублей
  • 250 000 рублей

21. В 2019 году Николай унаследовал от отца автомобиль, который был куплен за 400 000 рублей (согласно сохранившемся документам) и сразу его продал за 500 000 рублей. Какую сумму налога Николай должен заплатить в бюджет?

  • 32 500 рублей
  • 49 400 рублей
  • 65 000 рублей
  • 13 000 рублей

22. Мамина сестра Тамара Ивановна подарила любимой племяннице квартиру. Её кадастровая стоимость составляет 3 500 000 рублей. Нужно ли племяннице декларировать полученный доход и платить налог?

  • Нет, так как мамина сестра является близким родственником
  • Нет, так как налог платится только при продаже
  • Да, так как мамина сестра не является близким родственником
  • Да, так как налог платится всегда

23. Пенсионер Иван Иванович имеет в собственности квартиру, кадастровая стоимость которой равна 2 000 000 рублей. За нее он не платит имущественный налог. В прошлом году он купил еще одну квартиру, оцененную инженерами в 1 500 000 рублей, площадью 45 кв. метров. Какой вычет на вторую квартиру может получить пенсионер при расчете налога?

  • 10 кв. метров
  • 20 кв. метров
  • 45 кв. метров
  • 50 кв. метров

24. С 01.01.2019 Иван Петрович вышел на пенсию, получил пенсионное удостоверение, и ему была назначена пенсия. В собственности Иван Петрович имеет земельный участок в Московской области площадью 1 000 кв. метров. Должен ли он платить налог?

  • нет, так как пенсионеры освобождаются от уплаты налогов
  • да, налог он будет уплачивать с 1 000 кв. метров
  • да, налог он будет уплачивать с 400 кв. метров
  • да, налог он будет уплачивать с 600 кв. метров

25. Кто обязан исчислять сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками — физическими лицами?

  • налогоплательщик самостоятельно
  • ГИБДД МВД РФ
  • налоговые органы
  • органы Гостехнадзора

26. До какого числа необходимо платить имущественные налоги за 2020 год?

  • не позднее 1 декабря 2021 года
  • не позднее 1 ноября 2021 года
  • не позднее 30 апреля 2021 года
  • не позднее 15 июля 2021 года

27. Иван Иванович относится к льготной категории налогоплательщиков. На сколько квадратных метров он может уменьшить налоговую базу по земельному налогу?

  • 1000 кв. метров
  • 400 кв. метров
  • 500 кв. метров
  • 600 кв. метров

28. Сколько квадратных метров должна быть площадь хозяйственных строений или сооружений, чтобы налогоплательщик был освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц?

  • не более 500 кв. метров
  • не более 50 кв. метров
  • не более 5 кв. метров
  • не более 55 кв. метров

29. Гражданину, использующему специальный налоговый режим для самозанятых, необходимо оплатить налог с полученного дохода. С помощью какого приложения он сможет это сделать?

  • Самозанятый
  • Личный кабинет физического лица
  • Мой налог
  • Налог.ру

30. Анна помогла подруге оформить интерьер квартиры, получила от неё наличными деньги и отразила эту операцию в приложении для самозанятых. Какая налоговая ставка применяется в отношении полученного Анной дохода?

  • 4%
  • 6%
  • 0%
  • 13%

31. Какую сумму за налоговый период не должен превышать доход плательщика, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»?

  • 4.2 миллиона рублей
  • 2.4 миллиона рублей
  • 2.0 миллиона рублей
  • 4.0 миллиона рублей

32. В 2020 году Иванов оплатил свое лечение в сумме 195 000 руб., что подтверждается всеми необходимыми документами о произведенных расходах, связанных с лечением. Лечение заболевания Иванова включено в утвержденный Правительством РФ перечень медицинских услуг и отнесено к числу дорогостоящих. Клиника осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией на оказание медицинских услуг. В том же году Иванов также оплатил дополнительные занятия своего ребенка в ГБОУ Детский сад № 99 по очной форме обучения в сумме 58 600 руб.. За 2020 год доход Иванова составил 960 000 руб. Какой налоговый вычет из бюджета он может получить?

  • 32 968
  • 31 850
  • 23 218
  • 22 100

33. Куда поступают налоги?

  • в Федеральную налоговую службу
  • в Центральный банк Российской Федерации
  • в Министерство финансов Российской Федерации
  • в бюджеты: федеральный, региональный, муниципальный

34. Кто вводит новые налоги?

  • Министерство финансов Российской Федерации
  • Федеральная налоговая служба Российской Федерации ?
  • Государственная дума Российской Федерации
  • Центральный банк Российской Федерации

35. Иванов за неуплату налогов был оштрафован. Он оплатил штрафы и пени. Нужно ли ему оплатить неуплаченный налог?

  • нет, так как сумма налога входит в размер штрафа
  • нет, так как уплата налогов носит добровольный характер
  • да, но сумма налога будет уменьшена на величину уплаченных штрафов и пеней
  • да, налоги в любом случае надо платить

Актуальность данной темы обусловлена тем, что всегда актуально проверять соблюдение норм государственного законодательства в сфере налогообложения, осуществлять контроль за своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Следует отметить, что до тех пор, пока сознательное соблюдение налогового законодательства в массовом сознании не начнет ассоциироваться с процветанием и укреплением государства и, как следствие, с улучшением жизни каждого гражданина России, будет трудно добиться кардинального изменения сложившейся ситуации в сфере налогообложения. Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития государства. Эффективная экономика требует развитой системы государственного налогового контроля, которая представляет собой систему организационно-правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных средств на всех уровнях государственного управления. Таким образом, основной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильности исчисления и своевременной уплаты налогов и других платежей в соответствующий бюджет. Налоговый контроль - сложный и сложный процесс, который регулируется не только Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс Российской Федерации), но и другими нормативными правовыми актами как в области регулирования налогообложения. На Work5 вы можете заказать недорого контрольную работу в Ростове и не переживать за качество.. правоотношения и в других областях. Налоговый контроль традиционно рассматривается как часть финансового контроля, охватывающая сферу образования, распределения и использования средств. Финансовый контроль - это контроль законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования средств государства и муниципалитетов с целью эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов. Существует проблема разграничения финансового (бюджетного) и налогового контроля. Налоговый контроль осуществляется в сфере отношений, возникающих в процессе уплаты налогов и сборов, до момента зачисления налоговых поступлений на бюджетные счета. Таким образом, в него включены все действия банков по выполнению платежных поручений налогоплательщиков. Целью данной работы является изучение теоретических основ налогового контроля в условиях рыночной экономики. При этом можно выделить следующие основные задачи: - рассмотреть роль и место налогового контроля в системе финансового контроля; - изучить формы и методы налогового контроля; - рассмотреть правовые аспекты, направления налогового контроля по налогу на прибыль организаций. Объектом данного исследования выступает налоговый контроль. Предметом - теоретические основы налогового контроля в условиях рыночной экономики. В работе использовались общенаучные методы, такие как анализ, синтез. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая цель: изучение теоретических основ налогового контроля в условиях рыночной экономики. При этом были выделены следующие основные задачи: - рассмотреть роль и место налогового контроля в системе финансового контроля; - изучить формы и методы налогового контроля; - рассмотреть правовые аспекты, направления налогового контроля по налогу на прибыль организаций. По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы: Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы. Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения. Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются. Камеральная налоговая проверка проводится должностным лицом налогового органа без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок проверки 3 месяца со дня представления декларации. Если налогоплательщик не сдал декларацию в срок, то должностное лицо налогового органа имеет право провести камеральную проверку по документам, имеющимся у налогового органа, а также на основании информации об аналогичных налогоплательщиках. Если до окончания такой проверки налогоплательщик представит декларацию, то предыдущая проверка прекращается и с момента представления декларации начинается отсчитываться срок 3 месяца проведения новой проверки. Если в ходе камеральной проверки выявлены расхождения, несоответствия, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней пояснения или внести исправления в этот же срок. При проведении камеральной проверки уточненной декларации на уменьшение налогов, а также декларации, в которой заявлен убыток, налоговый орган вправе истребовать в течение 5 дней пояснения уменьшения налоговых обязательств и наличия убытка. Если налоговый орган, рассмотрев представленные пояснения налогоплательщика, установит нарушение налогового законодательства, то должностное лицо должно составить Акт камеральной проверки в течение 10 дней после окончания камеральной проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит итоговое решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.

Читайте также: