Характеризуется равенством объемов госрасходов и налоговых поступлений в пределах экономического

Опубликовано: 11.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 26 августа 2020 г. N 06-04-11/01/74867 Об алгоритме расчета суммы снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета по сравнению с 2019 г. и правомерности корректировки в течение 2020 г. в муниципальных образованиях решений о бюджете, предусматривающей превышение ограничений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и пунктом 5 статьи 107 БК, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции

Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение об алгоритме расчета суммы снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета по сравнению с 2019 годом и правомерности корректировки в течение 2020 года в муниципальных образованиях решений о бюджете, предусматривающей превышение ограничений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и пунктом 5 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК), на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, и сообщает.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации и практики его применения, вместе с тем отмечаем следующее.

Статьями 92.1 и 107 БК установлены предельные ограничения по размеру дефицита местного бюджета и муниципального долга, в том числе в отношении высокодотационных муниципальных образований, которые рассчитываются исходя из утвержденных решением о местном бюджете параметров.

Согласно части 6 статьи 2.1 Закона от 12.11.2019 N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" (далее - Закон N 367-ФЗ) предусмотрена возможность превышения по итогам исполнения бюджета в 2020 году размера дефицита местного бюджета и верхнего предела муниципального долга на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, сумму снижения налоговых и неналоговых доходов местного бюджета по сравнению с 2019 годом, а также в связи с изменением условий реструктуризации бюджетных кредитов.

При этом на объем снижающихся налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2020 году по сравнению с 2019 годом может оказать влияние не только ухудшение экономических условий в результате распространения коронавирусной инфекции, но и изменение нормативов отчислений, принятие налоговых преференций, миграция налогоплательщиков по муниципальным образованиям, поскольку данные показатели взаимосвязаны с экономическими условиями.

Аналогичные положения предусмотрены в частях 7 и 8 статьи 2.1 Закона N 367-ФЗ.

С учетом упомянутых ограничений, при исполнении бюджета в 2020 году объем муниципального долга в любую дату 2020 года не должен превышать утвержденного объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, увеличенного на сумму, направленную на финансовое обеспечение указанных мероприятий.

Верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, является расчетной величиной, которая утверждается решением о бюджете. При расчете верхнего предела долга учитывается объем долга на начало очередного финансового года, объем привлечения заемных средств в бюджет, объем предоставления государственных гарантий, объем погашения долговых обязательств и исполнения гарантий, осуществляемых в течение года.

Полагаем, что, если при исполнении бюджета в 2020 году осуществляется финансирование упомянутых мероприятий и дефицит бюджета складывается выше утвержденной решением о местном бюджете суммы, муниципальное образование вправе скорректировать объем заимствований. При этом в случае корректировки объема заимствований, верхний предел долга также корректируется.

Также органам местного самоуправления необходимо оперативно (без внесения изменений в решение о бюджете) уточнить параметры программ муниципальных заимствований. При отсутствии программы составить ее позволяет пункт 4 статьи 1 Закона N 367-ФЗ, которым до 01.01.2021 приостановлено действие положений БК, предусматривающих, что программы муниципальных заимствований на очередной финансовый год и плановый период являются приложением к решению о местном бюджете.

Поскольку положения, определяющие, каким актом должны быть утверждены указанные программы, отсутствуют, полагаем, что муниципальное образование вправе самостоятельно определить временный порядок утверждения програм муниципальных заимствований, в том числе установить, каким актом утверждаются программы.

В условиях необходимости быстрого реагирования на сложившуюся ситуацию в связи с новой коронавирусной инфекцией, полагаем, временные послабления, установленные Законом N 367-ФЗ, позволяют оперативно финансировать указанные мероприятия, осуществлять муниципальные заимствования без прохождения этапа принятия изменений в решение о бюджете.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны ежемесячно проводить мониторинг исполнения местных бюджетов, в том числе по вопросам влияния сложной макроэкономической ситуации на снижение поступления доходов бюджетов. Кроме того, в 2021 году по итогам исполнения местных бюджетов за 2020 год должна быть проведена оценка фактически достигнутых показателей.

Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений В.В. Очнев

Обзор документа

Если при исполнении местного бюджета в 2020 г. финансируются мероприятия по борьбе с коронавирусом и дефицит бюджета складывается выше утвержденной решением о местном бюджете суммы, муниципальное образование вправе скорректировать объем заимствований. В этом случае верхний предел долга также корректируется.

Муниципальное образование вправе самостоятельно определить временный порядок утверждения программ муниципальных заимствований, в том числе установить, каким актом утверждаются программы.

6.3. дискреционная и недискреционная фискальная политика. бюджетные дефициты и излишки. встроенные стабилизаторы экономики. циклический и структурный дефициты госбюджета

Дискреционная фискальная политика целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте1.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических ^амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращени

Подробнее о проблеме временных лагов см. гл. 12 "Выбор моделей макроэкономической политики".

ем (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема Yi>Yq, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (см. рис. 6.3).

В фазе циклического спада Y\ это первоначальное равновесие (точка А).

б) При увеличении госрасходов на 10 (с 30 до 40) кривая планируемых расходов сдвинется вверх на 10 (см. рис. 6.4):

Изменение равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В составит:

Д r=AG-i = 10-^-Ur = 50.

В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен:

До проведения фискальной экспансии госбюджет был сбалан сирован:

После проведения фискальной экспансии возник бюджетный дефицит в размере 10, так как госрасходы увеличились на 10, а налоговые поступления не изменились.

в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину -ДГх МРС = = -10x0,8 = -8 (см. рис. 6.5):

Равновесный уровень выпуска снизится на величину

Экономика переместится из точки А в точку В, где равновес ный объем производства составит 390.

Мультипликатор налогов равен

После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере /О, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые поступления увеличились до 50.

г) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов переместится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем налоговое сдерживание (см. рис. 6.6):

Равновесие переместится из точки А в точку В, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440. Это можно проверить с помощью расчета:

Y = 20 + 0,8 (У50 + 10) + 60 + 40;

В экономике появился эффект мультипликатора сбалансиро ванного бюджета, равный единице:

При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:

2. Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4 Y, функция трансфертов F 0,2 У, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D = 1000 при ставке процента R = 0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или отрицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

а) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путем сопоставления расходной и доходной частей:

Расходы бюджета = госзакупки (G) + трансферты (F) + +расходы по обслуживанию государственного долга (DxR) = = 500 + 0,2x2000 + 0,1x1000 = 500 + 400 + 100 = 1000.

Доходы бюджета = налоговые поступления (Т) = 0,4x2000 = 800.

Фактический дефицит бюджета = 1000 800 = 200.

б) Структурный дефицит может быть рассчитан путем подстановки в расчеты потенциального объема выпуска вместо фактического:

= 500 +'0,2x2500 + 0,1x1000 0,4x2500 = 100.

в) Циклический дефицит госбюджета — фактический дефицит структурный дефицит 200 100 100.

3Допустим, что первоначально госбюджет сбалансирован и в экономике действует система пропорционального налогообложения. Если автономные инвестиции возрастают, то, при прочих равных условиях, увеличится равновесный уровень дохода и возникает бюджетный дефицит.

Правильным ответом является отрицательный, то есть б).

При указанных условиях модель бюджета имеет вид t Y -G ,

где / налоговая ставка, Т общие налоговые поступления в бюджет, G расходы бюджета.

При увеличении автономных инвестиций возрастают совокупные расходы и доход, причем с эффектом мультипликатора. Рост совокупного дохода Y приводит к росту налоговых поступлений в бюджет t • Y и возникает бюджетный излишек. При этом величина бюджетного излишка окажется тем более значительной, чем сильнее снижаются на подъеме экономики бюджетные расходы G из-за автоматического сокращения пособий по безработице.

Если экономика находится в состоянии равновесия, то можно утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) любое увеличение потребительских расходов приведет

к инфляционному разрыву;

д) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям;

е) все предыдущие ответы неверны.

Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же, как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов, вызвавших циклические колебания.

Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг,

а не на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных займов.

Изменение уровня цен:

а) не отражается на результатах фискальной политики;

б) усиливает эффект фискальных мер;

в) практически отсутствует при проведении фискальной политики;

г) увеличивает эффекты мультипликатора госрасходов и налогов;

д) снижает действенность мер фискальной политики.

Экономика находится в состоянии равновесия, причем предельная склонность к сбережению равна 0,25, а предельная склонность к импорту равна нулю. Как изменится равновесный уровень выпуска, если правительство увеличит свои закупки на 2 млрд руб., не изменяя при этом налоговые поступления:

а) возрастет на 6 млрд руб.;

б) возрастет на 4 млрд руб.;

в) возрастет на 8 млрд руб.;

г) возрастет на 2 млрд руб.

Экономика находится в равновесии в условиях полной занятости ресурсов. Правительство предполагает увеличить госзакупки на сумму 10 млрд руб. и одновременно увеличить налоги.

избежав при этом повышения уровня инфляции (т.е. сохранив прежний уровень равновесного ВВП). Чему равно предполагаемое увеличение налогов:

б) более 10 млрд руб.;

в) менее 10 млрд руб., но не нулю;

д) для поддержания полной занятости налоги должны быть

Предположим, что бюджетный излишек представлен как:

бюджетный излишек; t налоговая ставка; У

G расходы бюджета.

В этом случае увеличение государственных расходов на 100 вызовет:

а) снижение бюджетного излишка на 100;

б) увеличение бюджетного излишка на 100;

в) снижение бюджетного излишка меньше чем 100;

г) нельзя сказать ничего определенного о возможных изменениях величины бюджетного излишка.

Правительство предполагает увеличить госрасходы на 15 млрд руб. в экономике с полной занятостью ресурсов. Равновесный уровень дохода составляет 500 млрд руб., предельная склонность к потреблению равна 0,75, чистые налоговые поступления в госбюджет автономны. На сколько необходимо увеличить чистые налоговые поступления в бюджет для того, чтобы избежать избыточного роста совокупного спроса и поддержать стабильность уровня цен:

а) на 25 млрд руб.;

б) на 20 млрд руб.;

в) на 30 млрд руб.;

г) на 35 млрд руб.

10. Известно, что предельная склонность к сбережению составляет

0,25 и в экономике функционирует система 20\%-ного пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в величине равновесного уровня выпуска приведут соответственно:

увеличение госрасходов на 10 млн руб.; увеличение автономных налогов на 15 млн руб.; снижение трансфертов на 10 млн руб.?

а) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн руб.; он снизится на 28,125 млн руб.

в результате повышения налогов и на 18,75 млн руб. в результате снижения трансфертов.

б) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 28,125 млн руб.; он снизится на 25 млн руб.

в результате снижения трансфертов и на 18,75 млн руб. в

результате повышения налогов.

в) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 18,75 млн руб.; в результате снижения трансфертов он возрастет на 25 млн руб.; в результате повышения

налогов равновесный доход снизится на 28,125 млн руб..

г) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн руб.; он снизится на 18,75 млн руб.

в результате повышения налогов и на 28,125 млн руб.

в результате снижения трансфертов.

Рекомендуемая учебная литература

Мэнкью Я.Г. Макроэкономика. Гл. 9.

Макконнелл К, Брю С. Экономикс. Гл. 8, 14.

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 3, §4-7; гл. 5; гл. 16,

Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 28.

Долан Э. Макроэкономика. Гл. 7.

Долан Э., Кемпбелл К, Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 18.

Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 5, 7.

Хейне П. Экономический образ мышления. Гл. 18, 19.

date image
2015-06-26 views image
2636

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



а. Фискальная политика

б. Дискреционная фискальная политика

в. Мультипликатор государственных закупок

г. Мультипликатор государственных трансфертов

д. Мультипликатор налогов

е. Паушальный налог

ж. Политика бюджетной экспансии

|з. Рестрикционная фискальная политика

и. Недискреционная фискальная политика

к. Бюджет полной занятости л. Бюджетный дефицит

м. Циклически сбалансированный бюджет

н. Циклический дефицит о. Структурный дефицит

п. Эффект чистого объема экспорта

р. Эффект вытеснения

с. Фискальная политика, ориентированная на предложение

1, Повышение процентных ставок и последующее сокращение планируемого чистого объема инвестиций в экономике, вызванное увеличением займов федерального правительства.

2. Соотношение государственных расходов и доходов, которое сложилось бы при условии, если бы экономика в течение года развивалась при полной занятости

3. Сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами законодательной (или исполнительной) властью в целях изменения реального объема национального производства и занятости, контроля за инфляцией и ускорения экономического роста,

4, Правительственная политика, направленная на увеличение совокупного спроса, которая реализуется через рост расходов или снижение государ­ственных доходов.

5, Показывает, что налоговые поступления были бы меньше, чем государ­ственные расходы, даже если бы экономика достигла уровня полной заня­тости.

6. Изменения, вносимые правительством в порядок государственных расхо­дов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного роста национального производства.

7. Сумма превышения расходов федерального правительства над его доходами в каждом данном году.

8. Налог, взимаемый вне зависимости от размера дохода.

9. Отношение изменения равновесного ЧНП к изменению государственных ; закупок.

10, Автоматическое изменение в относительных уровнях госбюджетных расходов и налогов, вызванные изменениями экономической конъюнктуры.

11. Отношение изменения равновесного ЧНП к изменению налоговых по­ступлений.

12. Правительственная политика, направленная на сокращение совокупного спроса посредством уменьшения расходов, роста налогов или одновременно и того, и другого.

13. Характеризуется равенством объемов правительственных расходов на товары и услуги и налоговых поступлений в пределах делового цикла.

14. Утверждение, согласно которому влияние изменений фискальной поли­тики на экономику усиливается (ослабляется) в результате последующего изменения чистого экспорта.

15. Фискальная политика, которая направлена на рост ВНП в долгосрочном периоде через рост государственных субсидий и сокращение налогов.

16. Отношение изменения равновесного ЧНП к изменению правительствен­ных трансфертных выплат.

17. Дефицит федерального бюджета, который вызван спадом деловой актив­ности и связанным с ним сокращением налоговых поступлений.

1. Укажите, какие меры можно отнести к дискреционной политике, а какие — к встроенным стабилизаторам:

а) законодательное снижение ставок налогообложения;

б) увеличение объема выплат по безработице в период спада производства;

в) рост объема налоговых поступлений в стадии подъема экономики в связи с ростом доходов);

г) прогрессивное налогообложение;

д) принятие решения о сокращение государственных расходов.

2. Укажите, какие мероприятия государственной политики осуществляются в стадии подъема, а какие — в стадии спада:

а) увеличение государственных расходов;

б) снижение налоговых ставок;

в) увеличение объема выплат пособий населению;

г) увеличение налоговых поступлений в бюджет в связи с ростом доходов населения;

д) сокращение расходов государства.

3. Заполните пропуски: «Налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится ВВП при . суммы налогов на один рубль». И наоборот: «На сколько . ВВП при . суммы налогов на один дополнительный рубль».

4. Какие из приведенных ниже мероприятий предлагают сторонники экономики предложения:

а) существенный рост налоговых ставок на высокие доходы;

б) снижение прогрессивного характера налогообложения;

в) увеличение налогов на заработную плату;

г) стимулирование совокупного спроса путем роста госрасходов;

д) снижение налогов на заработную плату, прибыль, дивиденды?

5. Дополните определение: кривая Лаффера описывает связь между . и . .

6. Расставьте в логической последовательности рассуждения сторонников теории Лаффера:

а) налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дтах);

б) при ставке налога в 100% платежи в бюджет сокращаются до нуля, так как такая ставка носит фактически конфискационный характер и прекращает любую хозяйственную деятельность плательщиков налога;

в) по мере роста налоговой ставки (7) от нуля до 100%;

г) после некоторого значения налоговой ставки налоговые поступления начинают падать, так как более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов и налоговая база сокращается.

7. Укажите, что это за категория: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

8. Отметьте правильное утверждение:

а) внесение налога в бюджет всегда происходит в денежной форме;

б) возможна уплата налога имуществом.

9. Отметьте правильные утверждения:

а) государство, получая в бюджет налоги и налоговые платежи, официально принимает на себя встречные обязательства перед налогоплательщиком;

б) налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально величине налогов, уплачиваемых налогоплательщиком;

в) существенным признаком налога является безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью и безвозратностью налогов.

10. Отметьте правильные утверждения:

а) налоги — это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения;

б) большинство налогов носит целевой характер;

в) налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов;

г) имеются целевые платежи, но это не отменяет общего правила абстрактного характера налогов.

11. Укажите функции налогообложения:

в) распределительная (социальная);

12. Укажите, какие положения относятся к фискальной экспансии, а какие — к финансовой рестрикции:

а) фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни, например в период спада;

б) снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов, что позволяет снизить инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы;

в) фискальная политика, направленная на ограничение экономического бума или на борьбу с инфляцией, наступившей вследствие бума;

г) политика, предполагающая увеличение государственных расходов и (или) снижение налогов.

13. Укажите, какие из перечисленных налогов относятся к прямым, а какие — к косвенным:

Рассмотрим предположения кейнсианской модели с государством.

1. Внешний мир отсутствует, тогда доход состоит из потребления, инвестиций и государственных закупок: Y=C+I+G.

2. Инвестиции автономны, т.е. I =I0.

3. Потребление – линейная функция располагаемого дохода: С=С0+MPC*Yd.

Располагаемый доход (Yd) равен разности дохода и налоговых поступлений: Yd=Y–T.

4. Налоговые поступления (Т) есть линейная функция дохода, т.е. предельная налоговая ставка (t) постоянна: T=Т0+t*Y, где Т0 – автономные налоги (не зависящие от дохода).

5. Государственные закупки автономны: G=G0.

Условие равновесия заключается в равенстве дохода и суммы потребления, инвестиций и государственных закупок:

Решая уравнение (1) относительно дохода, получаем равновесный доход:

где – сложный мультипликатор, (3)

– автономные расходы. (4)

Прирост равновесного дохода превосходит вызвавший его прирост инвестиций (или государственных закупок, или того и другого вместе), причем отношение этих приростов равно сложному мультипликатору.

Сложный мультипликатор меньше простого, т.е. введение налогов ослабляет эффект мультипликации. Это отображается уменьшением угла наклона кривой совокупных расходов с увеличением налоговой ставки.

Мультипликатор сбалансированного бюджетаравен отношению прироста дохода к вызвавшему его равному приросту государственных закупок и налоговых поступлений. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

С изменением предельной налоговой ставки (t) изменяется равновесный доход и налоговые поступления. Кривая Лаффера изображает зависимость налоговых поступлений от предельной налоговой ставки. В целом кривая Лаффера напоминает параболу, однако она не симметрична (рис. 5.3).

Предельная налоговая ставка, обеспечивающая максимум налоговых поступлений (t*), обычно меньше 50%, причем с ростом MPS она увеличивается.

Рис. 5.3. Кривая Лаффера

В рамках кейнсианской модели с государством рассматривается модель кривой Лаффера, в которой предполагается, что налогом облагается превышение дохода над величиной автономных расходов, т.е. функция налоговых поступлений имеет вид: T=t*(Y-A0).

Тогда в условиях равновесия кривая Лаффера задается формулой:

При крайних значениях предельной налоговой ставки (t=0 и t=1) налоговые поступления равны нулю (T=0). Оптимальной называют предельную налоговую ставку (t*), при которой налоговые поступления максимальны (Tmax). Приравнивая производную от функции к нулю, получаем:

t*= MPS 0,5 /(1+ MPS 0,5 ). (6)

Налоговые поступления растут с увеличением предельной налоговой ставки, если она меньше оптимальной, и уменьшаются, если она больше оптимальной.

Пример 1.Предельная склонность к потреблению равна 0,8; предельная налоговая ставка равна 0,1. Найти изменение равновесного дохода при увеличении автономных инвестиций на 20 млрд. руб.

Согласно формуле (3), сложный мультипликатор равен

Прирост равновесного дохода равен DY=m*DI

DY=3,57*20=71,4 (млрд руб.).

Пример 2.Автономные инвестиции, государственные закупки составляют в сумме 120. Потребление в системе без налогов равно C=40+0,8Y. Налоговые поступления равны Т=10+0,3Y. Найти равновесный доход и функцию потребления в системе с налогами.

По формуле (4) автономные расходы равны

А0=120+40 - 0,8 * 10 = 152.

По формуле (3) сложный мультипликатор равен

m = 1/(0,2 + 0,8*0,3) = 2,3.

По формуле (2) равновесный доход равен Y= 2,3 * 152 = 349,6.

Для установления вида функции потребления в системе с налогами заменим в заданной функции потребления Y на (Y – Т). Получим, что потребление в системе с налогами задается формулой:

С= 40 + 0,8(Y 10 0,3Y)= 32 +0,56Y.

Пример 3.Функция совокупных расходов Е =72 + 0,64Y, предельная налоговая ставка t=20%. Найти изменение равновесного дохода при увеличении предельной налоговой ставки на пять пунктов.

Из формулы (1) Y= А0+ MPC*Y*(1–t) следует, что МРС *0,8=0,64, отсюда МРС = 0,8.

Начальная величина сложного мультипликатора равна m0=1/(0,2+0,8*0,2) = =2,78.

Начальный равновесный доход равен Y0=72 * 2,78 = 200,2.

Конечная величина сложного мультипликатора равна

Конечная величина равновесного дохода равна Y1= 72 * 2,5 = 180.

Таким образом, равновесный доход уменьшился на 20,2 в результате увеличения предельной налоговой ставки.

Пример 4.Автономные расходы равны А0=76, автономные налоги отсутствуют, предельная налоговая ставка t=10%, предельная склонность к потреблению MPC=0,9. Система находится в равновесии. Найти:

а) налоговые поступления;

б) располагаемый доход;

в) налоговые поступления после введения автономных налогов в объеме T0=12.

Сложный мультипликатор равен m=1/ (0,1+0,9*0,1)=5,26.

Первоначальный равновесный доход равен Y0= 76*5,26=400.

Поскольку автономные налоги отсутствуют, налоговые поступления пропорциональны доходу: Т=0,1*400=40.

Располагаемый доход равен Yd=Y–T , т.е. Yd=400 – 40 =360.

Согласно формуле (4), введение автономных налогов T0=12 сократит автономные совокупные расходы на 0,9*12 =10,8 и их величина станет:

Новая величина равновесного дохода после введения автономных на­логов: Y1=65,2 *5,26 =343.

Новая величина налоговых поступлений равна сумме автономных и неавтономных (зависящих от дохода) налогов: T1= 12+0,1*343=463.

Пример 5.МРС=0,75. Налоги выросли на 20 ден.ед. Государственные расходы увеличились также на 20 ден.ед. Рассчитать мультипликатор налогов. Найти изменение ВВП при одновременном росте налогов и совокупных расходов.

Мультипликатор налогов равен mТ= -МРС/(1-МРС).

mТ= -0,75/(1-0,75)=-3. При увеличении налогов совокупный спрос сократился на 60 ден.ед. (20*(-3)=-60).

Если госрасходы выросли на 20 ден.ед., то совокупный спрос вырос на 80 ден.ед:

Следовательно, при одновременном росте налогов и совокупных расходов на 20 ден.ед. ВВП вырастет на 20 ден.ед. (80-60=20). Данный вывод подтверждает мультипликатор сбалансированного бюджета.

ЗАДАНИЯ

1. Автономные налоги увеличены на 50. Предельная склонность к потреблению MPC=0,8, предельная налоговая ставка t = 0,3. Найти изменение равновесного дохода.

2. При увеличении налоговой ставки с 30 до 40% налоговые поступления не изменились. Найти предельную склонность к потреблению.

3. Автономные расходы равны 14, предельная склонность к потреблению МРС = 0,9, предельная налоговая ставка t = 20%. Найти равновесный доход.

4. При увеличении предельной налоговой ставки с 50 до 60% равновесный доход уменьшился с 680 до 600. После этого установлена предельная налоговая ставка, равная t = 70%. Найти:

а) равновесный доход;

б) изменение равновесного дохода после увеличения автономных налогов на 76.

5. Потребление в системе без налогов равно C0 = 56 +0,9Y, а в системе с налогами равно C1 = 47+0,72Y. Автономное потребление составляет половину автономных расходов. Найти:

а) функцию налоговых поступлений;

б) налоговые поступления в условиях равновесия.

6. Автономное потребление, планируемые чистые инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт составляют в сумме +10b. Налоговые поступления равны T=а+b+0,5Y, предельная склонность к потреблению MPC=а/(а + b), автономное потребление C0 = а. Система находится в состоянии равновесия. Найти:

а) равновесный доход;

б) налоговые поступления;

в) располагаемый доход;

г) потребление.

7. Предельная склонность к потреблению равна MPC = 0,9, предельная налоговая ставка равна t = а/100. Найти:

а) прирост дохода, если государственные закупки увеличились на b;

б) прирост дохода, если автономные налоги увеличились на b;

в) прирост дохода, если одновременно выполняется а) и б);

г) равновесный доход, если автономные расходы равны а.

8. При росте национального дохода с 30 до 40 потребление в обществе возросло с 23 до 30. Имеется высокая безработица, а уровень цен неизменен. Найти:

а) предельную склонность к потреблению;

б) предельную склонность к сбережению;

в) простой мультипликатор;

г) изменение национального дохода, если инвестиции сократились на 2.

9. Предельная склонность к потреблению равна MPC = 0,8, предельная налоговая ставка равна t = 0,3. Инвестиции в экономике увеличились на 3 млрд руб. Найти:

а) простой мультипликатор;

б) сложный мультипликатор;

в) прирост национального дохода;

г) прирост налоговых поступлений в бюджет;

д) прирост национального дохода, если предельная склонность к потреблению снизится до 0,7;

е) прирост национального дохода, если предельная налоговая ставка увеличится до 0,5. Сделайте вывод.

10. В таблице заданы объемы потребления и налоговых поступлений при четырех различных значениях национального дохода (в млрд руб.).

Национальный доход
Потребление
Налоговые поступления

Прирост инвестиций составил 3 млрд руб. Найдите прирост национального дохода, если его исходное значение равно:

а) 65 млрд руб.;

б) 75 млрд руб.;

в) 85 млрд руб.

11. При увеличении предельной налоговой ставки с 20 до 30% налоговые поступления увеличились на 25%. Их начальное значение равно 16,2.

Найти:

а) предельную склонность к потреблению;

б) оптимальную налоговую ставку;

в) автономные расходы;

г) максимальные налоговые поступления.

12. Предельная склонность к сбережению равна MPS=0,2. Автономные расходы равны A0=400. Найти:

1) оптимальную предельную налоговую ставку;

2) максимальные налоговые поступления;

3) построить кривую Лаффера.

13. Автономные расходы равны A0=1, предельная склонность к потреблению равна MPC= 0,5:

1) для значений предельной налоговой ставки 20, 30, 40 и 50% найти соответствующие значения налоговых поступлений;

2) найти оптимальную налоговую ставку и максимальные налоговые поступления;

3) построить кривую Лаффера.

14. Оптимальная налоговая ставка равна 25%:

а) найти предельную склонность к потреблению;

б) какую долю автономных расходов составляют максимальные налоговые поступления?

15. Оптимальная налоговая ставка равна t*=1/а, автономные расходы равны A0=8а 2 . Найти:

а) предельную склонность к потреблению (MPC);

б) максимальные налоговые поступления;

в) отклонение величины налоговых поступлений от их максимального значения при налоговой ставке t=1/2а.

ТЕСТЫ

1. В модели с государством государственные закупки:

a)автономны; b)зависят от дохода;
c)зависят от экспорта; d)зависят от налоговых поступлений.

2. Налоговые поступления:

a)автономны; b)зависят от дохода;
c)зависят от ставки процента; d)зависят от объема потребления.

3. Предельная налоговая ставка равна:

a)отношению налоговых поступлений к объему потребления;

b)отношению прироста дохода к приросту налоговых поступлений;

c)изменению налоговых поступлений при увеличении ставки процента на один пункт;

d)увеличению налоговых поступлений при увеличении дохода на единицу.

4. Предельная налоговая ставка:

a)измеряется в денежных единицах;

b)увеличивается с ростом дохода;

c)не превышает единицы;

d)устанавливается федеральным законом.

5. Если налоговые поступления задаются формулой 24+3у, то система налогов является в целом:

a)линейной; b)прогрессивной;
c)регрессивной; d)пропорциональной.

6. В модели с государством потребление является функцией:

a)ВВП; b)располагаемого дохода;
c)национального дохода; d)личного дохода.

7. Сложный мультипликатор показывает:

a)изменение дохода при увеличении налоговых поступлений на единицу;

b)изменение потребления при увеличении налоговых поступлений на единицу;

c)изменение дохода при изменении государственных закупок на единицу;

d)изменение налоговых поступлений при изменении дохода на единицу.

8. Если предельная склонность к потреблению равна 0,7, а предельная налоговая ставка равна 0,3, то сложный мультипликатор приблизительно равен:

а) 2; b) 2,5; c)4; d) 5.

9. Из двух стран сложный мультипликатор больше в той из них, в которой при прочих равных условиях:

a)предельная склонность к сбережению меньше;

b)предельная налоговая ставка больше;

c)аккордные налоги меньше;

d)простой мультипликатор больше.

10. Совокупные расходы задаются формулой 400 + 0,6у. Государственные закупки увеличились на 65, а инвестиции сократились на 35, тогда доход увеличится:

a)на 18; b)60;
c)250; d)75.

11. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен:

а)отношению дохода к расходам государственного бюджета;

b) отношению прироста дохода к сумме изменений государственных закупок и налоговых поступлений;

c)приросту дохода при одновременном увеличении государственных закупок и налоговых поступлений на единицу;

d)отношению прироста дохода к приросту государственных закупок.

12. Если государственные закупки и автономные налоги увеличились одновременно на 15, то доход:

a)увеличится на 15; b)уменьшится менее чем на 15;
c)увеличится менее чем на 15; d) не изменится.

13. Если государственные закупки и автономные налоги увеличились одновременно на 20, то отношение прироста дохода к этой величине:


a)является мультипликатором сбалансированного бюджета; b) не зависит от предельной склонности к сбережению;
c)равно единице; d)меньше единицы.

14. Кривая Лаффера:

a)является параболой;

b)сначала возрастает, затем убывает, несимметрична;

c)сначала убывает, затем возрастает, симметрична;

d)отображает более сложную зависимость, чем в пунктах а), b), с).

15. Кривая Лаффера отражает зависимость:

a)дохода от налоговых поступлений;

b)налоговых поступлений от предельной налоговой ставки;

c)дохода от предельной налоговой ставки;

d)налоговых поступлений от автономных налогов.

16. При увеличении предельной налоговой ставки с 25 до 30% налоговые поступления увеличились, тогда можно утверждать, что налоговая ставка, обеспечивающая максимум налоговых поступлений

Читайте также: